Человек который заботится о то. Что такое Забота или Заботливость? Психологическое значение слова "забота"


Хотел написать эту заметку хлёстко - мол, женщины не умеют заботиться о мужчинах. Даже заголовок придумал как надо - «Женщинам не ведомо, что такое забота».

Потом пожалел окружающих и в пять раз снизил накал разоблачений. Что это я всё женщин ругаю? Поругаю-ка я всех сразу, одним, так сказать, чохом. Пусть обидно будет всем.

Думаете, вы заботитесь о партнёре? Ничего подобного. Подавляющее большинство людей заботиться не умеет в принципе. И я говорю это не в приступе внезапной мизантропии или ради красного словца. Я просто констатирую реальность - люди не умеют заботиться о своих близких. Ни мужчины не умеют, ни женщины.

А вот опекать - умеют очень хорошо.

Просто люди путают заботу и опеку, подменяют первое вторым. Людям кажется, что они заботятся, тогда как на самом деле настоящей заботы там нет. Ею даже не пахнет.

Не верите? Давайте тогда заглянем в Малый академический словарь русского языка. Там мы увидим, что забота есть - «внимание к потребностям, нуждам кого-либо».

А опекой называется - «попечение о личных и имущественных правах недееспособных граждан (малолетних, душевнобольных и т. п.), а также наблюдение за ними, возлагаемое государством на кого-л. и осуществляемое под контролем государственной власти». Про власть можно откинуть. Ключевое в опеке не она, а слово «недееспособных».

Как видим, забота и опека сильно отличаются. Опекают тех, кто не может позаботиться о себе сам, и, следовательно, опекун вправе принимать решения ЗА опекаемого.

Забота - другое дело. Забота - это внимание к потребностям, внимание к человеку и, подчеркну особо, внимание к его личной территории и границам.

Разница между опекой и заботой - колоссальная.

Возьмём слегка анекдотичный пример. Женщина пошла в магазин и, проходя мимо отдела мужских носков, прикупила мужу пять пар. Что это - забота или опека?

В рассказанном варианте - опека. Женщина ЗА мужа решила, что ему нужны новые носки, и ЗА него их купила. Получается, что муж недееспособен, не может ни решить за себя, ни купить. Видимо, совсем плох, болезный.

А как бы выглядела забота?

Женщина пошла в магазин и, проходя мимо отдела мужских носков, позвонила мужу и спросила - нужны ли ему носки. И поступила сообразно его ответу (может, купила, а может - и нет; всё зависит от того, как муж ответит).

Вот это - забота.

Ровно то же самое справедливо и для мужиков. Пример можете придумать сами.

Схема проста - вы видите, что супругу/супруге что-то нужно (или вам кажется, что вы это видите). Вы не бросаетесь сразу это делать, а спрашиваете у супруга/супруги. И делаете, если супруг/супруга не против.

Это и есть - взрослые отношения.

Почему опека плоха - думаю, уже понятно. Брак, как я неоднократно сообщал, является союзом двух взрослых и равных людей, и ценен именно этим. Взрослостью и равностью.

Однако (и это замечаю не только я) равенство в отношениях встречается не так уж часто. На практике значительно шире распространены отношения по принципу «Родитель-Ребёнок». То есть, кто-то главный, а кто-то - словно бы в подчинении.

Именно про такие ситуации говорят, когда используют присказку, что «у женщины всегда на одного ребёнка больше, чем есть». То есть у неё имеются дети настоящие, а ещё есть муж, который тоже - дитё дитём.

Многих мужчин и многих женщин такая ситуация напрягает - и понятно, почему. В таких «родительско-детских отношениях» очень мало удовольствия и радости. Больше напряжения и принуждения.

Как из них выбраться? В одной заметке всего не рассказать, разумеется, но вот заботиться вместо опекания - как раз и позволяет добавить взрослости в отношения.

Итак, чтобы не быть мамочкой своему мужу, уважаемые женщины, чтобы не быть папочкой своей жене, уважаемые мужчины, нужно просто отказаться от опеки и переключиться на заботу.

Может возникнуть вопрос - значит ли всё вышесказанное, что любая опека плоха? Нет, не значит. Иногда бывает очень приятно, когда человек за вас решает, что вас нужно накрыть пледом и/или принести горячего чая. Или, скажем, покупает подарок, который вы себе никогда не решились бы купить.

Но - иногда. То есть - время от времени. То есть - редко. То есть - не каждый раз. То есть - ну вы поняли. Иногда - это значит именно «иногда».

Если хотите, заботы должно быть 98%, а опеки - 2%. И только так - не будь я самым категоричным психологом в мире!

Итого - если хотите равных отношений в браке, проявляйте заботу и избегайте опеки. Станет - лучше.

А у меня всё, спасибо за внимание.

Добавить в избранное

Забота или Заботливость — это положительное качество характера человека и способность проявлять бескорыстное действенное участие в жизни другого человека.

Забота – это форма проявления . Обладатель такого качества личности, как заботливость обязательно обладает бескорыстием. Это качество, относится и к мужчинам и к женщинам. Заботливость и бескорыстие – качества связанные. Людям свойственно путать бескорыстную заботливость, исходящую от безусловной любви и уважения к людям , с эгоистичным беспокойством. Заботливость свято относится к исполнению обязанностей, соответствующих её природе.
Добросовестное выполнение своих обязанностей становится служением и заботой о близких людях. Женская заботливость реализуется в одних формах, мужская – в других.

Заботливость, как абсолютный признак любви - это язык любви

Одно из важнейших предназначений семьи – полная свобода от личного Эгоизма её членов .
Несчастливые семьи несчастливы каждая по-своему, но все счастливые семьи счастливы одинаково. Счастливо семейство, где научились бескорыстно заботиться друг о друге.

Заботливость и Корыстолюбивый расчет – несовместимые вещи

Когда в Заботливом выражении, делах, услуге, ставка делается на корыстные планы получить, что то обратно, что другой человек ребенок, муж, любовник, друг, подруга оценит заботу и когда-нибудь вернет нам, это значит, мы имеем дело с проявлениями личного Эгоизма.
Эгоист, умеет считать хорошие дела и свои заботливые поступки, как хороший бухгалтер. Мужчинам присуща большая Заботливость по природе. Настоящему мужчине стыдно и неуютно жить только для себя, истинный вкус счастья он познает, когда начинает о ком-то заботиться.

Заботливость и эгоизм не совместимы, это антиподы

Когда мотивом поступка однозначно служит эгоизм, значит, мы наблюдаем проявление другого качества личности, но никак не заботливости. К примеру, друг просит о помощи. Здесь важен мотив действий. Если, оказывая помощь, человек думает об ответной помощи либо благодарности и услуге, значит, это корыстный поступок с оглядкой на будущее. Когда он просит друга об ответной услуге и, получая отказ, осуждает его за неблагодарность, это означает только одно – «заботливость» о друге была замаскированной формой беспокойства о себе. Очень часто говорят следующее высказывание: «От добра добра не ищут».

Правильное понимание следующее — не требуй Благодарность либо ответную услугу за проявленное Добро. Если поступок не был Добрым, и это обыкновенная Корысть — то это деловые отношения. Привыкните называть вещи своими именами! Заботливость живёт там, где главенствует бескорыстие и безусловность любви и уважения к другому человеку.

Альтруизм и Заботливость разные понятия

Заботливость это не тоже самое,что Альтруизм.Альтруизм проявляется в Бескорыстной заботе о благополучии других и готовности Жертвовать для других своими Личными интересами. Заботливость – это бескорыстное исполнение своих обязанностей относительно своих близких, друзей и знакомых, в ней нет жертвенности.

Альтруизм сродни подвигу, его сверх Чистота проявляется в Бескорыстной заботе о совершенно незнакомых людях , в нем готовность жертвовать собственными интересами ради интересов другого человека или ради общего блага, Социума и Государства. В Альтруизме — присутствует Жертвенность, в заботливости, человек уделяет себе время и силы для проявления заботы о других.

Качество Заботливость в Красоте женщины

Красота женщины раскрывается, как роза, в Заботливости, пропитанной Любовью.
К примеру, жена приготовила вкусный ужин только из желания доставить удовольствие мужу, с неё довольно сознанья, что он получит удовольствие. Истинной Красоте женщины, не нужна Благодарность в ответ, она не думает, что получит, что либо взамен – просто Бескорыстно заботится о близком человеке, исполняя обязанности Жены. Для многих не вопрос, кто из них получит большее удовольствие – муж от ужина или жена от бескорыстной заботливости? Ответ здесь —

Дарящий Заботу больше радуется и получает счастливых моментов, чем одариваемый, приближаясь к истинному состоянию Счастья и Благости!

Какая разница подарить или потерять? В чем разница вот ответ — когда Забота проявляется без корысти , человек испытывает испытывает истинные Счастливые моменты. В тоже время, когда «так называемая забота» прикрытая маской выгодности, дальних планов, отталкивается от Эгоизма, то человек испытывает обиду, разочарование и опустошение. Только Искренность в проявлении заботы, приносит благостное состояние человеку.

Под определением «забота» мы обычно подразумеваем проявление особого внимания, опеки, переживания в отношении кого-либо. В сознании большинства людей все эти категории вполне тождественны. А что же на самом деле означает «забота» - совокупность каких-то проявлений или это отдельное суждение?

Понятие «забота» не является сугубо психологическим, оно также изучается в медицине, педагогике, филологии. Каждая из научных отраслей объясняет заботу по-своему. В широком смысле термин «забота» трактуется двояко. С одной стороны – это совершение ряда действий, направленных во благо кого-либо или чего-либо (ведь мы заботимся не только о живых существах, но и комнатных растениях, к примеру). Иная точка зрения – забота – это переживания, беспокойство, бремя.

С проявлением заботы мы сталкиваемся с момента рождения (а в некотором смысле – еще и до него). Любящие родители готовы сделать все возможное для обеспечения комфорта и благополучия малыша – все эти действия и объединяются понятием «забота». Позже мы и сами учимся заботиться о себе и о других. Это выражается не только в переживаниях и тревоге, но в конкретных действиях, обеспечивающих благополучие объекта нашей заботы. Мы навещаем заболевшего друга, кормим кота, поливаем цветы, помогаем маме и бабушке донести тяжелые сумки – по мере взросления человека этот список пополняется постоянно.

Прежде всего, человеку свойственно заботиться о себе, собственных потребностях. Ежедневно нам необходимы сон, питательная и полезная еда, физическая активность и отдых – это естественные, потребности, которые, так или иначе, диктует наш организм. Удовлетворяя их, мы заботимся о себе на самом элементарном уровне: ложимся спать в теплую удобную постель, кушаем свежую и аппетитную пищу, одеваемся по сезону. Заботиться о своем здоровье - правильно и похвально.
Но порой приходится сталкиваться с проявлениями чрезмерной заботы о себе, часто - в ущерб окружающим. Такая зацикленность на собственной персоне граничит с эгоизмом и становится серьезным препятствием на пути построения гармоничных отношений с другими людьми. Общение – необходимое условие для саморазвития человека, поэтому иногда нужно проявлять заботу о других. Это позволяет нам чувствовать себя нужными, повышает самооценку.

Заботиться о детях должны, прежде всего, родители. Вся радость и ответственность процесса возлагается именно на них. Здесь важно учитывать особенности возраста и развития ребенка, его личные потребности. Иногда маме с папой бывает очень нелегко «переключиться» по мере взросления обожаемого чада. Также очень часто можно встретить проявления ложной заботы, когда родители тешат собственное эго чрезмерной опекой над ребенком. Например, задаривают малыша дорогими игрушками, пытаясь компенсировать свое нежелание (или невозможность) проводить с ним достаточно времени. Давайте помнить, что наши дети нуждаются в моральной, физической и материальной заботе в одинаковой мере! Проявлять внимание нужно ко всем этим сферам и не пытаться заместить одно другим (не заменять игры и беседы едой или новыми игрушками).

Жизнь весьма относительна и переменчива. Казалось бы, еще вчера мы были детьми и о нас заботились родители. А сегодня мы стали взрослыми, самостоятельными, и вот уже наши родители нуждаются в нашей заботе и внимании. Нормальные взаимоотношения между близкими людьми подразумевают взаимную заботу друг о друге. Таким образом, люди демонстрируют свою любовь и привязанность. А в случае с родителями – искреннюю благодарность за все, что они сделали для нас. Поэтому заботиться о пожилых родителях (бабушках, дедушках) – это моральный долг каждого ребенка. И здесь тоже важно учитывать потребности на всех уровнях – моральном, физическом, материальном. Помочь сделать ремонт, купить продукты, сопроводить к доктору, просто лишний раз позвонить и приехать в гости – вовсе необременительно для нас, но очень важно для пожилых людей.

Мужчины и женщины понимают заботу по-разному. Для мужей, отцов, дедушек забота – это, в первую очередь, материальное обеспечение своей семьи. Представители сильного пола уверены, что если их родные в безопасности, обеспечены всем необходимым, то задача выполнена. Психологические потребности жен и детей очень часто уходят далеко на второй план. Мужчины, не скупитесь на знаки внимания и общение с семьей – это не менее важно, чем материальная составляющая!

Для женщины забота – это нечто принципиально иное. Девочки, девушки, жены, мамы понимают заботу как определенные поступки, благодаря которым окружающие их люди – папы, мужья, дети становятся счастливее. Это - с любовью приготовленный ужин, аккуратно выглаженные рубашки, вовремя предложенное лекарство и многое другое.


Именно из-за разницы в понимании и восприятии заботы между мужчиной и женщиной (чаще – между молодыми родителями) иногда возникают конфликты. Будьте внимательны друг к другу и постарайтесь достичь взаимопонимания. Нет ничего зазорного в том, что мама будет больше заботиться и питании и режиме дня малыша, а папа – покупать игрушки и оплачивать занятия с репетитором.

Осуществляя поддержку и заботу, не стоит переходить разумные границы. Гиперопека никогда не была здоровым проявлением заботы. Поддержка должна быть оказана именно в той мере, в которой нуждается ее объект. Чрезмерное проявление заботы скорее разрушительно скажется на личности человека, на которого оно направлено, чем окажется полезным. Также не стоит навязывать свою опеку тем, кто в ней не нуждается. Свои амбиции лучше направить в другое, более продуктивное русло, и там успешно реализовать.
Проявление нежности, внимания и участия – это естественные потребности личности. Давайте будем внимательны не только к своим близким, но и к другим людям вокруг нас!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры сегодня в Евангелии мы слышали о сотнике, римском военачальнике, который пришел к Спасителю с просьбой исцелить его слугу: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». При этом он показал удивительную силу веры и доверия Богу и потому увидел Силу Божьего промышления.

Каждый человек, который берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу

Забота о слуге привела сотника к Спасителю, так и каждый человек, который берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу и ясно видит многие милости Божии, которыми окружен каждый человек.

Святые отцы говорят: «Не ищи чудес, чтобы веровать, ибо не от чудес вера; а приобрети веру, чтобы видеть чудеса; ибо чудеса от веры. Если будешь иметь веру, то каждую минуту, в каждом [явлении природы], в каждой [вещи] будешь видеть чудо; и в себе самом будешь видеть чудо; чудно рождение, чудно питание, чудно житие, и в жизни сколько чудес! И в малом и в великом Бог». «Приучай свое сердце, - говорят святые, - во всем видеть Господа, за все Его благодарить». «Нам Благой Бог дал обильные дарования и не попустил, чтобы мы страдали», поэтому и «мы должны сострадать своему ближнему, который страдает ». И тогда Господь обязательно подаст человеку радость.

Во всяком случае и при всякой встрече нужно делать то, что хочет Бог, чтобы мы сделали. А чего Он хочет, это мы знаем из Его заповедей. Приходит к нам ближний - это Бог его привел, с желанием, чтобы мы поступили в отношении к нему по-Божьи, как Ему угодно, и смотрит на нас, как мы в самом деле поступим. А значит, если помощи кто ищет, - помоги.

Забота о другом человеке, милостыня, доброта смягчают сердце, действуют на него, как масло на ржавый замок. Бог не создал человека жестоким и немилосердным, но люди не развивают в себе милосердие, данное им Богом, не сострадают ближнему и от нерадения постепенно становятся жестокосердными.

В акафисте «Слава Богу за все» есть такие слова: «Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, тогда один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным , как железо в огне. Я видел Твой таинственный неуловимый Лик… Слава Тебе, … Слава Тебе, ».

Господь вдохновляет нас служить ближним, сама мысль заботы о другом человеке является доброй мыслью, «благим помышлением от Бога», которая наполняет человека, принимающего ее, светом Богообщения.

Святитель Николай Сербский писал: «Если бы сегодня [кто-нибудь] спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы: возьми на себя бремя заботы о ближнем ! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели . Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать , но когда начнешь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе. Все великие учителя веры, следуя закону, учили людей жить, трудясь и заботясь о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, - наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы. Заботясь о других, мы свою жизнь делаем не [горестнее и безотраднее], а, наоборот, вносим в нее сладость и утешение <…> Создайте малое царство душ, о которых вы будете заботиться, и вы почувствуете в себе широту души великих вождей и царей. Знаете ли ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы . Начните счет с нуля. Если вы живете только заботой о себе, вы еще даже не единица. Если никто на свете не чувствует вашей заботы, значит, вы нисколько не заботитесь о себе. <…> Если никто на свете не ощущает вашей заботы, - значит, вы трудитесь только для себя, значит, - пишет святитель Николай, - вы еще не стали единицей, а все еще дробь нуля и единицы, все еще очень и очень малы, малы даже для заботы о самом себе. <…> Постарайтесь … как можно больше заботиться о других, и вы увидите, как вступите в разговор с Богом. <…> Только забота о других открывает нам глаза и дает нам возможность видеть мир и жизнь в их [истинности] ».

«Мы должны усвоить себе такой взгляд на жизнь: носить всегда в сознании, что мы должны помышлять не о том, что мы можем потребовать себе, но - что должны дать другим».

«Не ищи великих [значимых] дел для своей деятельной любви: самое ничтожное, по-видимому, дело любви, совершенное участливо к людской нужде, есть дело достойное великих людей, - писал святитель Макарий (Невский), - столь великих, как Христос с его величайшим делом спасения человечества (способных видеть горе матери, потерявшей сына, пожалеть больного слугу, прокаженного, понять нужду каждого человека, видеть важность и поданного стакана воды). Не говори в себе: не нужно размениваться на мелочи: нужно искать крупных дел. Великое слагается из малых частей». Сделай хотя малое, потому что и малое иногда имеет великие последствия.

При этом «Делай дело, но не жди успеха тотчас; говорите, не будучи слышимы; любите, не будучи понимаемы; бросайте свой хлеб неблагодарным, но верьте, что все это в свое время принесет свой плод. “Ты теперь этого не понимаешь, - говорил Господь ученику, умывая его ноги и показывая свою заботу, - но после поймешь”».

Поставь себя на место другого, тогда поймешь, что ему нужно

Святые отцы предлагают очень простое правило, позволяющее точно понять, «что нужно другому человеку, чтобы сделать для него это»: «Поставь себя на место другого , тогда поймешь, что ему нужно. Если [же] будешь сидеть в своей скорлупе, - писал старец Паисий, - то не сможешь понять, что нужно другому человеку». «Например, … если кто-то, кто находится в трудном положении, попросит у нас помощи, мы сразу должны подумать так: “Если бы я был на его месте, разве я бы не хотел, чтобы мне помогли?” ». В этом будет наша забота о человеке.

Правило «Поставь себя на место другого, тогда поймёшь, что ему нужно» преподобный Паисий считал основным в отношениях с другими людьми, поскольку оно не только помогает понять, в чем нуждается другой человек, но и дает возможность избежать недоброго и нетерпеливого отношения к нему.

Так, уход за престарелыми родителями для некоторых становится неподъемной ношей, настоящим бременем. Но «если дети ставят себя на место своих состарившихся родителей и думают: “Ведь и я когда-то состарюсь и понравится ли мне, если мои близкие не будут обращать на меня внимания?” » - то они с радостью о них заботятся.

На жалобы одной женщины о том, что ей тяжело уже на протяжении восьми лет ухаживать за своей парализованной матерью, старец Паисий ответил: «О, твоя проблема решается очень просто! Сейчас я помолюсь, чтобы тебя на восемь лет разбил паралич, а твоя мать выздоровела и за тобой ухаживала ». Как только дочь поставила себя на место своей несчастной матери, то сразу воскликнула: «Нет, нет, отче!». «Как же тебе только не стыдно? - сказал ей на это старец. - Что предпочтительней? Быть здоровым, не испытывать боли и ухаживать за больным человеком, имея при этом мзду [награду] от Бога, или страдать, быть не в состоянии пошевелить ногой, смиряться и просить: “Принеси мне, пожалуйста, утку, поверни меня на другой бок, подвинь меня к стене...»?”».

Устраивая так, чтобы мы встретились с нуждающимся человеком, Господь, как бы обращаясь к каждому из нас, говорит: «Вы дайте ему есть, вы позаботьтесь о нем; Я же найду ему и место и людей, которые приютят его ради имени Моего. Но Я желал бы, чтобы вы, а не другие приютили Меня в лице этого несчастного». Что бы мы ответили Ему?

Сострадать другому человек может даже тогда, когда сам он находится в нужде

Сострадать другому человек может даже тогда, когда сам он находится в нужде. Действительно, даже в этом случае, «если в нём есть подлинная любовь к ближнему с состраданием, такой человек забывает свою собственную болезнь и (заботится) о других ».

Мысль «как поставить себя на место другого, чтобы увидеть его нужду» должна заменить свойственную порой человеку мысль о том, «как сесть на его место».

Так, например, подходя к Причастию, - писал старец Паисий, - следует не обгонять других, но подумать: «“может, другой человек больше меня спешит?” <…> Ведь даже если тебе не хватит Причастия, то ты должен радоваться, что оно досталось другому, а не тебе . А если у священника только одна частица, одна жемчужина, и найдётся больной человек, находящийся при смерти, которому нужно Причастие, ведь тебе нужно радоваться, что не ты причастишься, а он . Вот чего хочет от нас Христос. Вот так Христос и входит в сердце, наполняя человека радостью».

Поступая таким образом, человек учится постоянной заботе о другом, тем самым в своей жизни он преодолевает столь распространенное настроение: “лишь бы мне не было плохо”, в котором выражается господствующая в некоторых людях забота только о себе.

«Если человек не будет ставить себя на место других людей (чтобы увидеть их нужды), и не только людей, - говорит старец Паисий, - он не сможет стать человеком». Забота о другом человеке - это и разделить горе, и упокоить в трудностях, и принять от других грубое слово.

Святитель Макарий (Невский) писал об этом: «Не изнемогай в печали, что призреваемые не понимают заботы о них и оскорбляют заботящихся. [ Важность Вашего дела] еще более возвысится, когда вы победите зло добром ».

Будем помнить: забота о слуге привела сотника к Спасителю, так и каждый из нас, когда берет на себя заботу о другом человеке, обязательно приходит к Богу и ясно видит многие милости Божии, которыми окружен каждый человек. «Слава Тебе, Боже, преображающему нашу жизнь делами добра … Слава Тебе, явно пребывающему там, где благоухает милосердие ». Аминь.

Все должны заботиться друг о друге.

Старшие должны терпеть глупости младших.

Равные должны радоваться успехам равных.

А младшие должны уважительно относиться к старшим.

Все вместе принесет удивительные плоды в виде желания отдать всего себя этой социальной структуре - появится настоящая жертвенность. И жизнь превратиться в подвиг.

Это трудно, но...

Когда жизнь проходит в особо напряженное время, это привносит новый аромат.

Какие бы трудности к нам не приходили, если мы их всегда с честью преодолеваем, к нам приходят настоящие изменения.

Мы должны остаться едиными в той ситуации, в которой можем оказаться по воле судьбы. Для этого необходимо просто продолжать практику самоосознания и при этом всегда быть готовыми оказать любую посильную помощь всем тем, кто вместе с нами попал в беду.

Это самая интересная игра в нашей жизни, так как она реальна. Каждый из нас может принять участие в этой новой игре, которую затевает наша судьба.

Помогать другим - это величайшая ответственность и как только мы берем ее, тут же приходит ответ.

Иногда, когда мы принимаем на себя какую-то ответственность, это причиняет нам головную боль. Но если мы принимаем эту головную боль ради Истины, это значит, что Истина много раз избавит нас от головной боли в будущем.

Кто из вас хотел бы, чтобы Бог лично о нем заботился? Тогда с нашей стороны мы должны заботиться о его детях.

Каждый из вас может изменять сердца других людей. Но, разумеется, для этого нужно постоянно очищать свое сердце.

Мы становимся по-настоящему зрелыми, когда принимаем на себя ответственность говорить другим людям об Истине. Поэтому обучение истине обладает огромной очищающей силой. Если вы видите, как кто-то становится счастливым - что может быть для вас большим источником счастья!

Иллюзия любви к природе.

Обычно, когда в коллективе плохие взаимоотношения, все концентрируются на местных достопримечательностях.

Но внешняя природа и должна быть прекрасна, так как это природа Абсолютной Истины.

Нас больше должна интересовать наша собственная природа. Она должна быть прекрасной.

Если наша природа не достаточно красива, мы пытаемся скрыть ее красотой внешней природы.

По этой причине часто человека тянет в горы, к водопадам. Человек даже умудряется поставить свою роспись на этой красоте. (Здеся был Вася)

Главный приоритет - это сделать красивой природу наших отношений и сердец. Тогда даже в самой середине города в самых серьезных ситуациях вы будете наслаждаться красотой настоящих человеческих взаимоотношений, как будто вы попали в самый красивый заповедник этого мира.

Это главный секрет успешной организации. Не важно какая у вас организационная структура, важно только одно – любите вы друг друга или нет!

Любить – это означает быть готовым пролить много литров своей крови ради другого. В этом смысл любви. Но этого нельзя требовать. Желание делать это появляется тогда, когда вы сами получаете такую любовь от кого-то еще.

Необученная душа сравнивается с не отшлифованным драгоценным камнем, только что извлеченным из породы. И эксперты, которые разбираются в драгоценностях, могут сразу увидеть его потенциал. Они знают, как сделать из него сияющий бриллиант.

Удачная организация - это гирлянда, сделанная из разных цветов. Каждая душа обладает сиянием большим, чем тысяча солнц. И при этом у каждого сияния свой неповторимый оттенок.

Наше сердце останется твердым и эгоистичным до тех пор, пока мы не получим любовь другого человека. А благодарность за эту любовь проявится в нашей верности

И когда человек получает заботу и обучение от другого, он отвечает на это тем, что передает это кому-то еще. По-другому отдать этот долг невозможно.

И запомните – чтобы обмениваться хорошими отношениями, надо быть доступным. Мы должны быть готовы помочь другому в любое время. Мы должны умереть за возможность помочь другому.

Хорошая структура предполагает единство в различии.

Социологи отмечают, что сообщество, в котором умеют поддерживать единство и в тоже время уважительно относится к разнообразию, становится очень сильным.

Отношения должны строиться на принципе одновременного единства и различия. Лишь в этом случае они будут здоровыми и крепкими.

В полноценном сообществе должны признаваться РАЗЛИЧНЫЕ ОБРАЗЫ МЫСЛЕЙ.

Интересы людей неодинаковы: экономическое развитие, обучение, кто-то склонен больше работать

Руками или руководить. Когда людей вдохновляют действовать с учётом их наклонностей, они могут

Лучше раскрыть свои качества и способности . И если при этом сохраняется единая цель - деятельность людей приносит и им и окружающим настоящее блаженство.

И не требуйте от людей хороших качеств!

В отношениях абсолютно все равно, каким набором качеств обладает человек. Главное не какие качества у человека, а как он к вам относится.

Ну и что, что у кого-то 10000 преимуществ перед другими, если он вас не любит, это вам никак не поможет.

А у другого может быть на вид всего 1 хорошее качество, но он вас уважает, и отношения становятся приятными.

Поэтому отношения можно развивать с тем набором качеств, которые у нас уже есть, а не ждать определенного момента и покамест на всякий случай плохо относиться ко всем окружающим.

Анекдот.

Мимо одного простого человека по очереди прошли три йога.

Первый сказал – я великий йог. Каждую ночь мой мозг светится красным сиянием. Там сзади идут два йога – это мои друзья, но им еще далеко до таких успехов.

Когда подошел второй йог, он сказал, что каждую ночь, его мозг переливается тысячами оттенков, и чтобы не расстраивать первого йога, он не говорит ему об этом, так как этот уровень на много выше.

А когда подошел третий, он сказал, что него ничего не светится, но он и не курит на ночь наркотики.

Непринятие чужой индивидуальности приводит к неумолимой бедности.

По словам специалистов, у бедности в России две глубинные причины – это ненавязчивая социальная политика государства и негативная психологическая установка большинства россиян, которая мешает им достигать успехов, в том числе и на профессиональном

Поприще.

По оценке Института комплексных социальных исследований (ИКСИ) РАН, в настоящее время четверть населения нашей страны (35 млн человек) живуттза чертой бедности. Средний

Возраст бедных – 47 лет.
Давайте разберем причины.

Большинство работающих малоимущих – это исполнители, от которых на работе почти ничего не зависит. Поэтому необходимо передавать ответственность за свой участок труда конкретному человеку.

Причем ни в коем случае нельзя часто вмешиваться в то, как он добивается требуемого результата. В этом должна быть его свобода выбора.

Более 40% бедных считает, что их работа бесперспективна.

Это значит, что никто не мотивируется призванием, в котором всегда есть перспектива.

Бедные куда меньше внимания уделяют своему профессиональному росту, только 8% из них посвящают часть свободного времени самообразованию – им это просто не интересно. В любой момент, получив боле выгодное предложение, они бросят все.

Поэтому создавайте коллектив из тех, то ищет призвание, а не теплое местечко и добьетесь больших результатов.

Качество всегда перерастет в количество. Работайте над качеством труда и получите количество.

Понимание призвания – это культурный аспект жизнедеятельности человека. Сделайте упор на культурном образовании и к вам потянутся ориентированные на призвание люди.

Забудьте о культуре и проводите только семинары по менеджменту и технике продаж и к вам потянутся звезды-однодневки. Сорвав свой куш, они перебегут в более престижную организацию.

Плюс ко всему, своим детям они часто желают лишь получить такую профессию, которая давала бы им просто “гарантированный кусок хлеба” и все.