Костюм в стиле 50 х. Простая модель с выкройками для нескольких размеров

Давно известный факт, что мода имеет цикличный характер, она вновь возвращается к тому, что было когда-то незаслуженно позабыто.
И вот, наконец, в этом сезоне пришло время винтажного стиля. Сейчас вновь модными стали платья 50-х годов.

Мода 50-х годов прошлого столетия стала самой изящной и очаровательной за всю историю 20 века. Она помогла женщине сформировать или подчеркнуть идеальную фигуру. В 20-30-е года женщины наслаждались свободой в одежде, однако дизайнеры снова ввели в моду корсеты, кринолины и корсажи от которых отказались их бабушки.
Женщина, которая следовала моде 50-х годов, была похожа на прекрасный цветок. Наиболее актуальными стали юбки с пышным подъюбником и юбка-карандаш. Благодаря правильному сочетанию наряда и аксессуара, создавался удивительный образ элегантной, неотразимой женщины.
Также мода 50-х годов 20 века запомнилась разнообразием дамских шляпок. Дамы любили украсить свои головки прекрасными шляпками, их фасонов не счесть. Шляпки меняли свой вид с огромной скоростью и становились все меньше. Позже в моду вошли платки квадратной формы, они не только украшали прически модниц, но еще и защищали их от ветра. Платки завязывалась на шее, и перекрещивались под подбородком.
В историю моды 50-х годов вошли перчатки. Они стали заметным штрихом в моде 50-х - 60-х, без которого никак не представляется мода этого периода. Они были очень популярны. Перчатки одевали к вечерним платьям, деловым костюмам, пальто. Образ считался незавершенным, если женщина была без перчаток. Сумки напоминали ридикюли, главным условием было, что материал сумки должен совпадать с материалом костюма.
Что касается макияжа 50-х годов, то он поражал своей экстравагантностью. Следуя новым веяниям в области моды, цветовая гамма макияжа менялась два раза в год, и подбирался в тон одежды и аксессуарам.
Мода 50-60 годов - стиляги
Одежда в стиле стиляг в моде 50-х - 60-х годов была выполнена из тканей в клетку, горох, полоску или же из разноцветных материалов. Образ стиляги дополняли элегантные перчатки, яркие широкие пояса, шляпки, классические платочки и шарфики, небольшие клатчи и, конечно, же туфли на низком или высоком каблуке. Завершал образ объемные прически, локоны или собранные в пучок волосы с яркой повязкой или бантом.
Макияж также соответствовал образу. Выбирали яркие оттенки теней в тон одежды, губы красили ярко розовым или сочно красным цветом, применялись накладные ресницы. Некоторые модницы подчеркивали образ контрастными очками.
В 50-е годы мода была очень яркой, стильной и разнообразной. Некоторые тенденции того времени по прежнему актуальны, поэтому не стоит бояться примерить на себя образ элегантной роскошной дамы в стиле нью лук.
Фото платьев моды 50-х годов вы сможете посмотреть ниже в галерее, а также без проблем найти во многих модных журналах и в сети интернет.



Эпоха 50-х в моде неразрывно связана с громкими именами дизайнеров - среди них Кристобаль Баленсиага, Пьер Бальман, Коко Шанель, Сальваторе Феррагамо, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран и, конечно, Кристиан Диор, предсказавший вектор развития моды в новом десятилетии своей революционной коллекцией 1947 года в стиле new look. В 50-е модная одежда выходит из-под ножниц мастеров, она вновь неумолимо тяготеет к haute couture, восхваляет женственность и предназначается для богатой клиентуры - нуворишей, которые сумели сколотить состояние после войны, и элиты шоу-бизнеса.

Парижская четверка: Баленсиага, Шанель, Фат и Бальман

Именно в послевоенную эпоху успех приходит к Кристобалю Баленсиаге. Этот испанец по происхождению всегда стремился чувствовать время и отражать его в своих нарядах. Как талантливый колорист он обожал смешивать драматические оттенки черного, синего, белого, розового, серого и золотого, вдохновляясь живописью Веласкеса и Гойи, фламенко, корридой и ритуалами католической церкви. В 1953 году Баленсиага создает костюм, который станет одним из символов десятилетия: он состоит из полуприталенного жакета с высоким отложным воротником и прямой юбки с легкой плиссировкой. Такой удлиненный силуэт Balenciaga зрительно делал фигуру стройнее и тоньше, а минималистичный крой без лишнего декора не отвлекал внимание от самой женщины. Год спустя, в 1954-м, похожий костюм в своей первой после войны коллекции покажет и Коко Шанель, но только к черному жакету без пуговиц, которому суждено будет стать иконой Chanel, дизайнер добавит украшения в виде крупных брошек с камнями. Что касается вечерних нарядов, то в этой области моды в 50-е нет равных французам Жаку Фату и Пьеру Бальману. Фат делает себе имя на роскошных вечерних платьях с необычным декором - это были и огромные банты на поясах, и высокие воротники, закрывавшие лицо. Вечерние наряды Balmain в это время узнаваемы своими узкими корсетами, глубокими декольте, которые открывают пространство для ювелирных украшений на шее, и богатой вышивкой. Даже повседневные наряды от Balmain отличались роскошью: на пиджаках и муфтах костюмов дизайнер, например, использовал дорогостоящий и редкий мех леопарда



Едва оправившись от трудных сороковых годов, люди занялись восстановлением мирной жизни. Возрождение отмечалось во всех сферах человеческой деятельности. Не могла оставаться в стороне и мода. Новый стиль одежды поражал буйством красок, замысловатыми фасонами и богатым декором. После лаконичных функциональных моделей времен войны яркие платья 50-х годов приводили женщин в полное изумление и восторг. На смену худым бледнолицым девушкам пришли пышногрудые красавицы с покатыми плечами и широкими бедрами. Женщины стали уделять больше внимания своей внешности, в одежде стал прослеживаться намек на скрытую сексуальность.

Пятидесятые годы в истории одежды неизменно ассоциируются с именем легендарного французского кутюрье. Это именно он в конце сороковых выпустил первую послевоенную коллекцию моделей «New Look», тем самым дав старт совершенно уникальному направлению высокой моды. Женские платья 50-х годов от Диора отличались утонченной элегантностью с легким налетом романтизма.

В моде отмечалось два основных силуэта одежды. Первый – пышное платье по форме похожее на песочные часы. Юбка, сшитая в виде колокола, едва прикрывала колени, иногда доходила до пола. Под ней отлично скрывали неудачные бедра. Расширяющийся книзу подол создавал иллюзию тонкой талии. Чтобы еще больше заострить внимание на стройной фигуре, платья подвязывали тонким поясом или надевали узкий ремешок.

Верхняя граница юбки проходила немного выше линии талии. Благодаря этому четко обрисовывался контур высокой груди, а женская фигура казалась хрупкой и беззащитной. Объем нижней части платья достигался за счет множественных юбок с драпировками, складками плиссе или сильно расклешенных от талии.

Второй вид кроя – тесно облегающее платье, зауженное книзу. Талия была опущена на 4-5 см ниже естественной линии. Чтобы придать моделям больше изящества, тонкий стан подчеркивали при помощи широкого пояса или баски. Это усиливало акцент на плавном изгибе женского силуэта. Благодаря простому крою лифа девушки выглядели сдержанно и независимо.

В фасонах new look полностью отсутствовали грубые, резко очерченные линии, характерные для мужской одежды. Взамен расширенных плеч и мешковатых объемов предлагались плавные силуэты и обтекаемые формы.

По мнению именитого модельера, женственные утонченные платья следует носить всегда независимо от жизненных обстоятельств. Такая одежда придает больше достоинства уверенности в своих силах. Женщины в элегантных нарядах просто не могут не быть успешными.

Как выглядят сегодня фасоны платьев в стиле 50-х годов?

Современные варианты диоровских моделей представляют собой силуэт цветка с многослойными юбками, глубоким декольте и слегка завышенной талией. Варианты этого фасона радуют глаз большим разнообразием. Крой платьев предусматривает наличие рукавов полной длины, три четверти или коротких пышных фонариков. Летние модели чаще всего встречаются без рукавов.

Многообразны также вырезы: округлые, треугольные, каре, фигурные в виде сердечка. Они красиво обнажают шею и подчеркивают нежный овал лица. Воротнички бывают отложные в виде шальки или закругленные, матросские, застегивающиеся на пару пуговиц и многие другие.

Ретро-платья повседневного назначения обычно отшивают из простых натуральных тканей на основе хлопковых и льняных нитей. Вечерние модели, исполненные из шелка, атласа, бархата смотрятся оригинально и нарядно.

Чтобы придать юбкам больше объема, в крое применяется принцип многослойности, сочетающий несколько разных материалов. Например, пышность нежному шелковому платью хорошо придает нижняя юбка из жесткого и легкого фатина. Такая ткань отлично держит форму, чем напоминает старинные кринолины.

Расцветки платьев, скроенных в стиле new look, такие же разнообразные и яркие, как в далеком прошлом. В моде традиционное сочетание черного с белым или красным, розового с серым, коричневого с бежевым. Очень популярны принты с элементами геометрических форм (горох, полоска) или растительной тематики (цветы, бутоны, листья).

Кому подходит мода 50-х годов?

Главное преимущество винтажной одежды заключается в том, что с помощью пышной юбки можно внести коррективы в любое телосложение. Так, девушки с фигурой в виде прямоугольника или перевернутого треугольника приобретают недостающий объем бедер и выразительную талию. Платье прекрасно решает проблемы женщин, обладающих выступающими животом, складками на боках или пышными ягодицами.


Возможность манипулировать длиной изделий помогает изменять визуальное восприятие женской фигуры. Для обладательниц стройных конечностей можно смело выбирать укороченные модели платьев. Тем, у кого ноги подверглись целлюлитным изменениям, лучше прикрыть колени соответствующей длиной юбки.

С чем носить винтажные платья 50-х годов?

У современных женщин есть право выбора: строго соответствовать требованиям ретро-моды или использовать отдельные элементы стиля в актуальных моделях платьев.

  • Обувь – В пятидесятые годы носили туфли с подрезанными и скругленными мысками. Каблуки предпочитали средней высоты неширокие и устойчивые. Сегодня вполне возможно ввести в стильный look туфли на толстой платформе или высокой шпильке.

  • Головные уборы – Ретро образу соответсвует пышный начес волос, поверх которого наброшен маленький шелковый платочек, завязанный мягким узлом под подбородком. К летним нарядам с пышными юбками хорошо подходят широкополые шляпы. Они могут быть украшены небольшим цветком или лентой в тон платью. С деловой одеждой отлично гармонируют маленькие круглые шляпки таблетки с короткой вуалью.

  • Сумочки – В 50-е годы актуальными были маленькие аккуратные модели квадратной формы или похожие на сундучки с короткими ручками. Для делового костюма больше подходили ридикюли – сумочки без ремешка прямоугольной формы, которые носили в руках. Достойная замена винтажного тренда – клатч.

  • Нижнее белье – Чтобы сделать талию более узкой, в 50-е годы женщины носили корректирующее белье. Эластичная облегающая ткань в сочетании с пышной юбкой придавала женскому силуэту хрупкость и изящество. Сегодня тема обтягивающего белья по-прежнему актуальна.

  • Украшения – Платья-цветки в 50-годы выглядели ярко и самодостаточно. Поэтому к ним не требовалась броская бижутерия или драгоценности. Исключение составляли вечерние наряды, к которым выбирали небольшие бусы или браслет из жемчуга. Непременным атрибутом модного стиля считались ажурные перчатки. Сегодня все требования к украшению платьев остались неизменными.

Фото: коктейльные модели платьев в стиле 50-х годов

Появиться на дружеской вечеринке или званом обеде в аутентичных нарядах считается признаком хорошего вкуса. Платья, сшитые из благородных тканей бархата, парчи, атласа, смотрятся роскошно и восхитительно. Облегающий крой лифа обеспечивает хорошую посадку, изящный силуэт. Главный элемент вечернего платья – это вырез горловины. В соответствии с требованиями стиля он может иметь разнообразную форму. Но самым элегантным и сексуальным признается глубокое обвальное декольте.


Открытую шею уместно украсить жемчужной ниткой. Больший эффект придают изделия из драгоценных металлов, инкрустированные сверкающими камнями. Обнаженные руки дополняют однотонными атласными перчатками длиной до локтя. Последняя деталь сета – туфли лодочки на невысоком тонком каблучке.

Свадебные платья в стиле 50-х годов

Вступление в брак – это исключительное событие в жизни девушки. В этот торжественный день каждая невеста желает быть неотразимой. Свадебное платье в духе винтажных 50-х блестяще исполняет заветную девичью мечту.


Чтобы выбранная модель полностью соответствовала требованиям стиля new look, в ней должны присутствовать определенные детали:

  • Широкий пояс, подчеркивающий стройную талию.
  • Пышная многослойная юбка-колокольчик.
  • Обнаженные руки, открытые плечи и спина до середины лопаток.
  • Лиф с неглубоким вырезом, плотно облегающий торс.
  • Классическая длина, слегка прикрывающая коленную чашечку.

Самыми подходящими видами тканей для пошива женственного свадебного платья считается натуральный шелк и атлас. Что касается цвета, то традиционный белый вполне можно заменить нежными пастельными оттенкам. Для этого хорошо подходит персиковый, бледно розовый, желтый, голубой, цвет шампанского или слоновой кости.

В качестве аксессуаров подойдет аккуратная шляпка с вуалью, короткие ажурные перчатки, туфли лодочки, выразительные стрелки на глазах и красная помада.

После войны содержание женского гардероба сильно изменилось. Появились множественные заимствования у мужской половины: военная стилистика, грубость фасонов, блёклые расцветки. Те времена позади, и уже в 50-ые годы с налаживанием экономической и политической обстановки изменились и взгляды на женские нужды. Появилась потребность ухаживать за собой, придавать большое значение своему внешнему облику.

Стали проявляться черты женственности и сексуальности: глубокие вырезы на груди, с длиной до колена и выше, кружевные оборки и элегантные перчатки.

Худые девушки перестали быть привлекательными для сильного пола. Это стало считаться признаком болезни и плачевного финансового положения. Пышные же формы, напротив, стали символом чувственности и очаровательности.

Платья в стиле 50-х, как и другие элементы конкретного стиля, имеют свои отличительные черты. Чаще всего их силуэт имеет форму песочных часов. Чтобы женский силуэт стал идеальным, модельеры прибегают к использованию жестких каркасов, корсетов и прилегающих лифов. Граница юбки опускалась ниже для изящного выделения изгиба грудь-талия-бедра. Невероятно хрупкие и романтичные образы возникали из таких нарядов.

Элегантное платье в стиле 50-х с принтом, приталенного покроя, с короткими рукавами и пышной юбкой, длиной ниже колен хорошо смотрится с тонким ремнем и босоножками на высоком каблуке.

Нежное платье в стиле 50-х с узором, с короткими рукавами, приталенного силуэта и объемной юбкой длиной ниже колен будет отлично выглядеть с туфлями белой расцветки на среднем каблуке.

В наше время возникли современные вариации: платье-цветок, основой которого является пышная многослойная юбка, дополненная большим вырезом в области груди, а также завышенная линия талии. Последние модные показы демонстрируют огромное количество разнообразных фасонов, играя как с длиной рукава, так и с многочисленными вариантами воротников: треугольные, квадратные, в форме лодочки, сердцевидные и даже матросские воротнички.

Такие платья шьют из разных тканей. Основой могут быть как хлопковые, льняные, сатиновые ткани, так и атласные, и шелковые. Иногда возможно и сочетание различных материалов, например, нижнюю юбку зачастую создают из полупрозрачного кринолина, при том, что в верхней части платья он вовсе не используется.

Великолепное платье в стиле 50-х бордового цвета с узором черного оттенка, с корсетным верхом и пышной юбкой, длиной ниже колен создаст отличный образ с сапогами белой расцветки на низком ходу.

Изящное платье в стиле 50-х голубого оттенка из коллекции нового сезона от Monique Lhuillier с корсетным драпированным верхом, длиной до щиколотки в сочетании с босоножками серой расцветки на высоком каблуке от Monique Lhuillier.

Оригинальное платье в стиле 50-х розового оттенка из коллекции модного дома Monique Lhuillier, с корсетным верхом и двухслойной юбкой, длиной выше колен дополняется ремнем и босоножками черной расцветки на высоком каблуке от Monique Lhuillier.

Роскошное платье в стиле 50-х светло-салатового оттенка с цветочным принтом на подоле из коллекции Oscar de la Renta, с корсетным верхом, заниженной талией и расклешенной юбкой длиной до щиколотки гармонирует с босоножками розовой расцветки на высоком каблуке от Oscar de la Renta.

Полупрозрачное платье в стиле 50-х с растительным орнаментом на светло-розовом фоне из новой коллекции Oscar de la Renta без рукавов, с расклешенной юбкой, длиной до колен сочетается с босоножками черной расцветки на высоком каблуке от Oscar de la Renta.

Элегантное платье в стиле 50-х, украшенное вышивкой, из коллекции нового сезона от Oscar de la Renta, с длинными рукавами и расклешенной юбкой длиной выше колен дополняется босоножками на высоком каблуке от Oscar de la Renta.

Модное платье в стиле 50-х черного цвета с принтом из коллекции модного дома Philipp Plein на лямках, приталенного покроя, длиной до колен гармонирует с босоножками черной расцветки на высоком каблуке от Philipp Plein.

Роскошное платье в стиле 50-х с полосатым принтом черно-белого цвета из коллекции Philipp Plein, на лямках, с пышной юбкой, длиной до колен в сочетании с босоножками черной расцветки на высоком каблуке от Philipp Plein.

Изящное платье в стиле 50-х черного цвета в белую полоску из новой коллекции Red Valentino, с рукавами до локтей, длиной выше колен дополняется небольшой сумкой и босоножками на высоком каблуке от Red Valentino.

Принты многочисленны в своем разнообразии: крупный и мелкий горошек, полоски и клетка, яркие цветы и морская тематика. Среди комбинаций цветовой гаммы лидируют черно-белые, серо-розовые и красно-коричневые варианты.

Кому идет платье в стиле 50-х

Изящные пышные платья в стиле 50-х преображают любой женский силуэт, приближая его к идеальному. Поскольку в 50-е худощавое сложение не особо ценилось, данный фасон с легкостью добавлял недостающие сантиметры. Худые девушки с мальчиковой фигурой типа стройной колонны и прямоугольника благодаря широкой юбке приобретут притягательные очертания.

Фигура треугольник также найдет помощь в таком фасоне. Он скроет излишества в области бёдер. Более того, если у вас есть небольшой животик или вовсе ягодицы напрочь лишены объема, такой фасон станет настоящим корректором силуэта в правильном направлении.

Роскошное платье в стиле 50-х светло-серого оттенка из коллекции Badgley Mischka с корсетным верхом и двухслойной юбкой длиной до колен в сочетании с босоножками на высоком каблуке от Badgley Mischka.

Изящное платье в стиле 50-х с цветочным принтом на черном фоне из новой коллекции Moschino, с V-образным вырезом горловины, с рукавами до локтей, длиной выше колен дополняется сумкой оранжевого цвета и босоножками черной расцветки на толстой подошве от Moschino.

Модное платье в стиле 50-х с цветочным узором и мелким горохом на темно-синем фоне из коллекции нового сезона от Oscar de la Renta, без рукавов, длиной до колен гармонирует с босоножками на высоком каблуке от Oscar de la Renta.

Изысканное платье в стиле 50-х с цветочным и гороховым принтом на белом фоне из коллекции модного дома Oscar de la Renta, без рукавов, длиной до колен сочетается с туфлями на высоком каблуке от Oscar de la Renta.

Великолепное платье в стиле 50-х белого цвета из коллекции Philipp Plein с корсетным верхом и пышной юбкой, длиной до колен дополняется босоножками белой расцветки на высоком каблуке от Philipp Plein.

Роскошное платье в стиле 50-х розового цвета из новой коллекции Tony Ward с корсетным верхом и пышной многослойной юбкой, длиной ниже колен в сочетании с босоножками серебристой расцветки на высокой платформе от Tony Ward.

Такая модель легко изменяется и в плане длины. Для тех, кто хочет прикрыть небольшие недостатки ножек, подойдут платья ниже колена, а вот любительницам всеобщего восторга и внимания можно смело выбирать укороченные модели, хвастаясь прекрасными стройными ногами.

Цветовая гамма и модные принты платьев 50-х

Строгость послевоенного времени не могла не отразиться на цветовой палитре в модных решениях тех лет. Черно-белая классика ярко выделяется из общей массы. Белый верх – черный низ, полоска, клетка и даже черно-белые цветы присутствуют в каждой коллекции современного дизайнера. Правда, многие рискуют и разбавляют такие модели яркими аксессуарами: пластиковыми неоновыми браслетами, кислотными ободками и экстравагантным макияжем.

Клетчатое платье в стиле 50-х в черных, синих и бежевых тонах, на лямках, с расклешенной юбкой, длиной выше колен отлично дополняется туфлями черной расцветки на высоком каблуке.

Женственное платье в стиле 50-х с узором в зеленых и синих тонах, на лямках, с облегающим верхом и расклешенной юбкой, длиной до колен великолепно гармонирует с туфлями черной расцветки на высоком каблуке.

Модное платье с клетчатым принтом в красных и белых тонах, на лямках, приталенного покроя, с короткой юбкой в складку хорошо смотрится с небольшой сумкой белого оттенка и босоножками красной расцветки на высоком каблуке.

Великолепное платье в стиле 50-х бирюзового оттенка в мелкий горох, с короткими рукавами, приталенного силуэта, с расклешенной юбкой, длиной до колен будет отлично выглядеть с сумкой красного тона и туфлями голубой расцветки на среднем каблуке.

Изящное платье в стиле 50-х с принтом на белом фоне, на широких лямках, приталенного фасона, с широкой юбкой, длиной до колен создаст отличный образ с туфлями черной расцветки на высоком каблуке.

Элегантное платье в стиле 50-х черного цвета с белым гороховым принтом, без рукавов, с облегающим верхом и расклешенной юбкой, длиной ниже колен составит гармоничный ансамбль с тонким ремнем красного оттенка, небольшой сумкой и туфлями черной расцветки на среднем каблуке.

Для романтического вечера более близкой будет серо-розовая гамма. Спокойствие и умиротворение располагает к себе любого кавалера, а девушка выглядит максимально утонченной и нежной. Желаете простоты – акцент на серый, желаете нежности — напротив, на розовый.

Аксессуары выбираются в тон, а иногда и вовсе не используются, оставляя лидирующее место простому минимализму. Аккуратные босоножки на тонкой подошве или туфли-лодочки завершат ваш образ скромной леди из прошлого.

И, наконец, самое страстное из сочетаний – красно-коричневое. Очень часто его воплощают в цветочных принтах, особенно если за основу взяты розы. Чувственность и притягательность образа не оставит равнодушным никого.

Клетчатое платье в стиле 50-х сиреневого и белого оттенка, с короткими рукавами, полуприталенного силуэта, с расклешенной юбкой в складку, длиной ниже колен хорошо сочетается с тонким ремнем и босоножками салатовой расцветки на высокой платформе.

Платье в стиле 50-х черного цвета с цветочным принтом, с корсетным верхом и расклешенной юбкой длиной выше колен отлично дополняется клатчем светло-серого оттенка и оригинальными туфлями на высоком каблуке.

Нежное платье в стиле 50-х голубого цвета, с корсетным верхом и пышной юбкой, длиной до колен великолепно гармонирует с ремнем белого оттенка, клатчем тона кофе с молоком и туфлями белой расцветки на высоком каблуке.

Женственное платье в стиле 50-х светло-терракотового оттенка, с драпированным верхом без рукавов и расклешенной пышной юбкой длиной ниже колен хорошо смотрится с клатчем и туфлями белой расцветки на высоком каблуке.

Не выбирайте слишком короткие модели и слишком глубокие вырезы, ведь сама цветовая гамма уже говорит о вашей раскованности. Не переступите черту в пользу вульгарности, избегайте переизбытков.

С чем носить вечернее платье в стиле 50-х

Несравненные винтажные платья в стиле 50-х сами по себе являются шедеврами дизайнерского искусства, и редко требует глобальных дополнений. Лишь небольшие смещенные акценты можно добавить к столь превосходным фасонам.

Модели с пышными юбками привлекают большое внимание к ногам, а значит, обувь может быть минималистической. Простое исполнение, однотонная цветовая гамма и полное отсутствие пряжек, клепок и иных броских деталей. Сверху же, наоборот, необходимо яркое пятно. Таким может стать шляпка, вуаль-сетка или колье-чокер из металла. Оттенки должны подходить вашему , ведь они станут тем, что будет обрамлять ваше лицо.

Элегантное платье в стиле 50-х с цветочным принтом на черном фоне, с корсетным верхом, украшенным драпировкой, и пышной юбкой длиной ниже колен хорошо сочетается с туфлями персиковой расцветки на высоком каблуке.

Изящное платье в стиле 50-х розового цвета с узором, на широких лямках, с глубоким декольте, с объемной юбкой длиной ниже колен отлично дополняется босоножками серебристой расцветки на высокой платформе и стильным клатчем.

Модное платье в стиле 50-х с растительным орнаментом, без рукавов, приталенного силуэта, длиной до колен великолепно гармонирует с клатчем черного цвета и босоножками серой расцветки на высоком каблуке.

Великолепное платье в стиле 50-х оранжевого цвета в белый горох, с корсетным верхом, длиной ниже колен хорошо смотрится с тонким ремнем и туфлями черной расцветки на высоком каблуке, с открытым носом.

Изящное платье в стиле 50-х светло-салатового оттенка, без рукавов, приталенного покроя, длиной ниже колен будет отлично выглядеть с тонким ремнем красного цвета, клатчем и туфлями белой расцветки на высоком каблуке.

Изысканное платье в стиле 50-х голубого оттенка, на широких лямках, с пышной юбкой длиной ниже колен создаст отличный образ с босоножками бежевой расцветки на высоком каблуке и платформе.

Для любительниц четких силуэтов находкой станут широкие пояса контрастных цветов. Черно-белые платья прекрасно выглядят в сочетании с широким лаковым поясом ярко-красного тона. Добавьте к образу длинные объемные ресницы и алые губы и «вуаля» — образ ретро-куклы готов.

Массивные кольца, множество браслетов на руках и многое другое, что позволяет ваша фантазия. Быть яркой – всегда в приоритете.

Модное платье в стиле 50-х с цветочным принтом на белом фоне, на бретелях, приталенного фасона, с расклешенной юбкой длиной выше колен составит гармоничный ансамбль с клатчем сиреневого оттенка и босоножками белой расцветки на высоком каблуке.

Элегантное платье в стиле 50-х голубого оттенка в черный горох, на лямках, длиной выше колен хорошо сочетается с лаковым клатчем желтого цвета и туфлями голубой расцветки на высоком каблуке, с открытым носом.

Великолепное платье в стиле 50-х светло-коричневого цвета, с корсетным верхом и расклешенной юбкой длиной выше колен отлично дополняется небольшой сумкой белого цвета и туфлями персиковой расцветки на высоком каблуке.

Нежное платье в стиле 50-х с растительным узором на белом фоне, с корсетным верхом, длиной до колен великолепно гармонирует с небольшой сумкой и босоножками белой расцветки на высоком толстом каблуке.

Необычным аксессуаром таких платьев станут или чулки. Среди узоров необходимо выбирать плавные линии, цветочные узоры. Не допустимы геометрические фигуры и абстрактные линии, ведь тогда элементы образа не будут гармонировать друг с другом.

Платье в стиле 50-х на каждый день

Если вы привыкли к офисной жизни, то приталенные силуэты, исполненные из клетчатой или полосатой ткани, придут вам на помощь. С таким вариантом прекрасно смотрятся и , и жакеты. Даже тонкий галстук легко дополнит ваш образ.

Женственное платье в стиле 50-х белого цвета с цветочным принтом, без рукавов, с завышенной талией и юбкой в складку, длиной до колен составит гармоничный ансамбль с туфлями белой расцветки на высоком каблуке.

Модное платье в стиле 50-х с клетчатым принтом в черных, серых и белых тонах, на лямках, длиной ниже колен хорошо сочетается с босоножками бежевой расцветки на высоком каблуке.

Элегантное платье в стиле 50-х голубого цвета с цветочным принтом, приталенного покроя, с юбкой в складку, длиной до колен отлично дополняется кардиганом розового оттенка и балетками белой расцветки.

Роскошное платье в стиле 50-х голубого цвета с растительным орнаментом без рукавов, приталенного силуэта, длиной до колен великолепно гармонирует с туфлями серебристой расцветки на высоком каблуке.

Нежное платье в стиле 50-х белого цвета с голубым узором, с корсетным верхом и расклешенной юбкой, длиной ниже колен хорошо смотрится с туфлями бежевой расцветки на высоком каблуке.

Изящное платье в стиле 50-х темно-синего цвета с принтом, на лямках, приталенного фасона, длиной ниже колен будет отлично выглядеть с сумкой синего оттенка и босоножками красной расцветки на среднем каблуке.

Для деловых встреч пышные юбки непозволительны, так как ассоциируются с воздушностью, а, следовательно, и с ветреностью. Предпочтительны свободные фасоны с воротником-лодочкой в спокойных однотонных вариациях. Классическим дополнением станут туфли-лодочки и небольшая сумка в одинаковом цвете.

А вот если говорить о встрече с друзьями, то тут можно разгуляться. Модели сочных цветов, украшенные бантами на поясе или клепками по всему уровню талии, прекрасно подойдут, чтоб удивлять ваших близких. Уникальные тропические принты, усеянные вдоль всей юбки, в сочетании с белым верхом платья сделают вас самой главной модницей любой пляжной вечеринки этого года.

Отличительные черты ретростиля самого женственного и элегантного десятилетия воспроизводятся каждый сезон на подиумах, в телеэфире и фотосессиях. FashionTime рассказывает о людях, которые в ответе за создание стиля 1950-х годов, и о его главных признаках.

New look


Строго говоря, мода 50-х обозначилась двумя годами ранее. Известна даже точная дата - 12 февраля 1947 года. Именно в этот день Кристиан Диор (Christian Dior) представил свою первую коллекцию. Главный редактор журнала Harper"s Bazaar Кармел Сноу (Carmel Snow) назвала ее «нью-лук» (англ. new look - «новый взгляд», «новое направление»). Коллекция стала мировой сенсацией.

Секрет успеха заключался в новом образе женщины, в корне отличном от моды 40-х. После Второй мировой войны женщины захотели вновь стать изящными, тем «слабым полом», которому нужно помогать садиться в такси и надевать пальто. Диор говорил: «Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы: покатые плечи, округлая линия груди, осиные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки».

В моду вернулись подушечки для бедер и груди, появились бюстье и новый вид эластичного корсета, утягивающего талию до 50 см. На пошив одной юбки у Диора уходило до 40 м ткани. Конструкция нового силуэта, сохраняющего жесткую форму, до сих пор остается тайной.

Носить его наряды было непросто. Обычное платье вместе с нижними юбками весило около 4 кг, а вечерний туалет - все 30. Их надевали только с посторонней помощью. В них нельзя было танцевать. Несмотря на все неудобства, новому стилю поклонялись миллионы женщин по всему миру. Спрос на модели Диора был такой, что бутик работал до полуночи. А Париж вновь стал столицей моды.

За расточительность и неудобство new look критиковали практически все: от домохозяек до коллег Диора. Кристобаль Баленсиага (Cristobal Balenciaga) считал работу Диора с тканями «ужасной». Коко Шанель (Coco Chanel) комментировала его так: «Диор? Он не одевает женщин, он их набивает». Поэтому в 1954-м в 71 год Мадемуазель пришлось прервать свой 17-летней отпуск. «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюром Диор или Бальмен», - сообщила она прессе.

Первая коллекция Шанель была принята в штыки, но уже через три года Коко одевала Элизабет Тэйлор (Elizabeth Taylor) , Одри Хепберн , Жаклин Кеннеди . В пику Диору она представила костюм, «в котором можно легко и изящно сесть в автомобиль без посторонней помощи». Костюм-двойка стал классикой и основой офисного стиля. Его отличительные черты: узкая юбка и полуприлегающий жакет без лацканов, но с накладными карманами, отделкой из тесьмы и золотыми пуговицами. Такой крой не требовал корсета, но придавал стройность любой фигуре. К нему полагались двухцветные туфли-лодочки, зрительно сужавшие стопу. Помимо этого, Шанель освободила руки женщин, вручив им сумку на цепочке.


Стиль, который предложила американка Клер Маккарделл (Сlaire McCardell) , поженил французскую элегантность с американской практичностью. Она задавала тон моде США 40-50-х годов, когда большинство дизайнеров ограничивались простым копированием парижских образов. Маккарделл понимала, что современной женщине нужна удобная одежда, сдержанная, плоского силуэта, без оборок и буфов, модных в 40-е годы. Наблюдая за тем, как дамы мучаются с длинными подолами вечерних платьев, Клер создала новый силуэт, заколов юбку сзади английской булавкой. Она же стала использовать деним и хлопчатобумажные ткани для выходных туалетов. К середине 50-х Маккарделл стала законодателем стиля american look, который освободил жительниц Нового Света от подражания европейским модницам.

Таким образом, в моде были одновременно два силуэта. Для торжественных случаев идеально подходил Х-образный силуэт с облегающим лифом и пышной юбкой. Главное было вовремя сменить фасон солнце-клеш на баллон или карандаш. Чтобы не запутаться, в журналах мод регулярно публиковались таблицы сезонных изменений силуэта и длины. На работу женщины отправлялись в костюмах Y-силуэта: пиджак с подплечниками и узкая юбка длиной до середины икры. Неизменными элементами были укороченные рукава (3/4), ткани с рисунком в горошек» и в «гусиную лапку», брюки-капри.


Цветовая гамма отличалась сочетанием спокойных тонов с яркими (например, серого с розовым), а также сочным монохромом: в красный, синий, зеленый, желтый одевались с ног до головы. Предпочтение отдавалось дорогим натуральным тканям: шелку, атласу, крепдешину, бархату.

Прет-а-порте


До середины прошлого века основными потребителями моды были состоятельные дамы за 35. Молодым барышням предлагался упрощенный вариант взрослого стиля. Длина и ширина юбок были одинаковыми как для 17-летних, так и для 70-летних.

В 50-е мода повернулась к молодым. Молодежь послевоенного времени оценила практичность и хотела самовыражаться. Выросла потребность в вещах модных, но недорогих. Инициаторами стали выпускники Школы моды при Королевском колледже искусств в Лондоне. Школа готовила модельеров нового типа, которые могли бы не только проектировать одежду, но также рассчитывать расход материала и стоимость.

В Америке карманные деньги на одежду стали тратить подростки, до этого не рассматривавшиеся фэшн-индустрией всерьез. Поэтому фабрики и небольшие фирмы перешли к массовому производству готовой одежды. В то время 95% американского рынка легкой промышленности составляло готовое платье. Во Франции цифра едва приближалась к 25%. Поэтому французский дизайнер Альбер Ламперер два года провел в Штатах, изучая систему производства, сбыт и работу с клиентами. В 1947 году Ламперер предложил термин pret-a-porter (фр. «готовый к носке»). В 1951 году прошел первый показ женской промышленной моды во Флоренции, а в 1956-м состоялся Салон прет-а-порте в Версале, который демонстрировал рождение новой индустрии. В готовой одежде использовали новые синтетические ткани: нейлон и его аналоги перлон, дралон, капрон, которые постепенно вытеснили дорогие шелк и шерсть.

Аксессуары


В начале 50-х дамы не выходили на улицу без пары кожаных перчаток, но к концу десятилетия мода на них отошла. К «двойке» надевали короткие кожаные перчатки, к костюму - полудлинные, к вечернему платью - пару из атласа длиной выше локтя.

Часто они (как и сумочка) были из ткани такой же расцветки, что и платье. Сумки были миниатюрными (чаще плоскими, но могли быть и объемными) с одной короткой или длинной ручкой. Формы предпочитали геометрические: прямоугольник или трапеция.

Носили туфли-лодочки с острыми носами на устойчивом каблуке. Благодаря голливудским звездам в моду вошли мюли, туфли на каблуке «рюмочка» без задника с пуховыми помпонами на носках. Важным аксессуаром был широкий ремень, которым дамы подчеркивали тонкую талию или создавали ее.

Чем пышнее была прическа, тем меньше становилась шляпка. New look привел к появлению новых роскошных фасонов шляп из фетра, тафты, соломки и фланели с яркими перьями. Вернулись канотье и береты. Тулья шляпы становилась все шире, пока Жаклин Кеннеди не изменила моду, введя маленькие «таблетки». Ностальгия по временам короля Эдуарда сказалась в появлении вуалей и широких шляпных лент. Для тех, кто ездил в кабриолетах (или хотел, чтобы так казалось), непременным аксессуаром был квадратный шелковый платок, который складывался по диагонали и защищал прическу. Его концы перекрещивали под подбородком и завязывали сзади на шее.

Украшения


В то время женщины не выходили из дому без украшений. В ушах - круглые клипсы, напоминающие пуговицы или большие креольские кольца. Диор ввел в моду колье из страз и серый с коричневыми прожилками бисер. Популярны были сеты: серьги, цепочка и браслет. И, конечно, у каждой состоятельной и уважающей себя леди было жемчужное колье или хотя бы нитка жемчуга.

Макияж и прически


Женщины были витриной благосостояния своих мужей. Ежедневное посещение парикмахера и переодевания по несколько раз в день были обычным и обязательным делом. Идеальная домохозяйка с раннего утра выглядела безупречно - на высоких каблуках, с укладкой и макияжем. Даже если при этом в ее руках были пылесос или сковородка. В наши дни этот образ на экране воплотила Дженьюари Джонс (January Jones) - Бетти Дрейпер из сериала «Безумцы» .

Новый макияж был придуман в Париже. Ценилось все искусственное и кукольное. Основное внимание уделялось бровям и глазам. Внешние концы бровей выщипывали, а затем прорисовывали карандашом по-новому. Основание бровей рисовали гуще. Пики делали приподнятыми. Получались широкие темные брови с четко прорисованной приподнятой формой - полная противоположность 30-м и 40-м. Далее черным карандашом рисовали стрелки, тени растушевывали до бровей, ресницы густо красили.

Получались «глаза лани». Кстати, в 1957 году твердую тушь в коробочке наконец-то сменила жидкая тушь во флакончике с круглой кисточкой. Ее впервые выпустила компания Helena Rubinstein .

Мейк-ап был ярким и тщательным. Однако из-за плотных текстур лица больше походили на театральные маски или полотна художников. Словно их сначала оштукатурили, а потом снова нарисовали глаза, губы и брови. Тональный крем (лидером рынка в этой области был Max Factor ) должен был быть светлее тона кожи, что придавало лицу аристократичную бледность. Поэтому румянами почти не пользовались.

Еще одна отличительная особенность того времени - сочетание цветов. Тени подбирали к цвету сумочки, поскольку макияж считался аксессуаром, а они должны были быть одного цвета.

Как и сейчас, цветовая гамма бьюти-средств менялась два раза в год. В моде были зеленые, голубые, бирюзовые, серебристые тени. Когда красили губы, карандашом заостряли «лук амура». Помада должна была быть бледной или ярко-розовой, морковной, персиковой. А когда в 1952 году бренд Revlon выпустил красную помаду Fire and Ice , она вытеснила все остальные цвета.

Прически 50-х годов обладают своим неповторимым колоритом. Это, прежде всего, высоко убранные наверх с помощью начеса и лака волосы или аккуратные кудри, которые доставались модницам того времени трудным процессом завивания на бигуди.

Прически 50-х годов - это прежде всего, цвет волос. В моде тогда, благодаря Брижит Бардо , были блондинки. Иногда волосы носили гладкими, иногда волнистыми, иногда коротко постриженными, иногда длиной до подбородка или до плеч или пышно взбитыми. Вообще в те времена женщины меняли прическу и цвет волос так же часто, как макияж и линию одежды. Поэтому, если собственные волосы нельзя было достаточно быстро привести в соответствие с модным направлением, использовались классические шиньоны или модные челки. Нельзя было обойтись без лака для волос.

Главные иконы стиля 1950-х


Бетти Пейдж (Bettie Page) стала главной моделью в стиле pin-up благодаря тому, что первой повернулась лицом к зрителю. Это произошло на съемках для журнала Playboy : на Бетти был только колпак Санта-Клауса. Наперекор моде того времени, натуральная блондинка Пейдж красила волосы в черный цвет. Сама шила себе сценическое нижнее белье и купальники. Именно она помогла женщинам раскрепоститься и положила начало сексуальной революции.

За первый год в должности первой леди Жаклин Кеннеди (Jacqueline Kennedy) потратила на одежду, драгоценности и посещение салонов красоты более $100 тыс. Непатриотичная супруга президента США покупала вещи французских дизайнеров: Chanel , Givenchy, Pierre Cardin . С помощью портнихи она разработала индивидуальные силуэты: трапециевидные платья с круглым вырезом и жакеты с рукавами три четверти. За годы, проведенные в Белом доме, Кеннеди ни разу не изменила фасон платьев и прическу. Главными деталями ее стиля стали большие солнцезащитные очки, перчатки и шляпка-«таблетка» (это был действительно новый аксессуар, который Джеки подарила 50-м).

Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) - еще один секс-символ тех лет. Ее стиль был не таким откровенным, как у Бетти, но и не таким рафинированным, как у Джеки. Актриса носила обтягивающие свитеры с капри, платья-бюстье по фигуре и пышные с V-образным вырезом. Чтобы бедра плавно покачивались, на одной туфле Монро подпиливала каблук. Макияж она всегда накладывала сама. Ее визитной карточкой стала красная помада.


Стиль Одри Хепберн (Audrey Hepburn) - дело рук Юбера де Живанши (Hubert de Givenchy) .Кутюрье одел актрису для «Сабрины» (в моду вошел невысокий каблук с таким же названием) и «Забавной мордашки» (Хепберн отплясывала в мокасинах на низком прямоугольном каблуке, которые тоже полюбились модницам того времени). Живанши помог Одри составить собственный уникальный гардероб, состоящий из элегантных узких юбок, приталенных жакетов, балеток и ридикюлей.

Несмотря на то, что бикини было продемонстрировано публике 5 июля 1946 года, широкую популярность ему принесла Брижит Бардо (Brigitte Bardot) .Актриса носила купальник во время Каннского фестиваля в 1953 году и покорила весь мир. Подражая ей, девушки перекрашивались в блондинок, носили растрепанные челки, прически «бабетта» и «конский хвост» с шелковыми лентами, подводили глаза черным карандашом и красили губы светло-розовой помадой. В кадре Бардо не раз выходила замуж, всегда в платьях от известных кутюрье. Но на свадьбу с Жаком Шаррье (Jacques Charrier) надела готовый клетчатый сарафан Jacques Esterel , заявив, что «Кутюр - для стариков».

В 1935 году модный дом Hermes выпустил сумку, не первую и не последнюю. Однако it-bag аксессуар стал лишь 20 лет спустя, когда Грейс Келли (Grace Kelly) появилась в журнале Life . На фото Грейс выходила из машины, прикрывая сумкой округлившийся живот. С того момента эту модель стали называть Kelly . Принцесса Монако делала ставку не на сложный крой, а на качество: натуральные ткани и богатую отделку вышивкой или драгоценными камнями.

В послевоенные годы женщинам не приходилось выбирать наряды, их одежда мало отличалась от мужских вещей. Но после того, как жизнь стала налаживаться, женские платья стали более изящными. Они подчеркивали фигуру, создавая нежный и утонченный образ.

Сегодня популярные фасоны платьев 50-х годов уже воспринимаются как классика, которая никогда не выходит из моды.

Особенности нарядов 50-х годов

Платья, выполненные в этом стиле, имеют характерные черты. К ним относятся:

  • характерный силуэт, напоминающий песочные часы;
  • приталенный верх, очень часто его делали жестким, при помощи каркасов или корсетов;
  • немного опущенная граница юбки. Этот подход позволяет сделать изгиб женского тела еще более соблазнительным.

Такое платье хорошо смотрится на любой фигуре. Даже девушки с худощавым телосложением будут выглядеть очень женственно в платье из 50-х годов.

Чтобы образ был гармоничным, необходимо придерживаться выбранного стиля не только в платье. Обувь, прически и аксессуары также должны соответствовать выбранной эпохе.

Туфли в 50-е года были с круглыми носками на устойчивом каблучке средней высоты. А сумочки дамы предпочитали маленькие, они имели прямоугольную форму и напоминали небольшой чемоданчик.

Чтобы сделать талию еще тоньше, многие дамы носили специальные утягивающие корсеты. Сегодня также корректирующее белье пользуется большим успехом у женщин. С его помощью ваш образ станет еще более соблазнительным.

Популярные фасоны

Обладательницы хорошей фигуры предпочитали узкие платья. Длина таких моделей также была до колена, но юбки очень плотно сидели на своих обладательницах. В таких нарядах любила щеголять Мерлин Монро.

Современные платья, выполненные в стиле 50-х, отличаются особенно пышными юбками, немного завышенной талией и глубоким декольте. Если у платья есть рукав, то он может быть разной длины. Наибольшую популярность имеют короткие рукава-фонарики и рукав три четверти.

Цвета и отделка

Цветовые решения могут быть самыми разнообразными. Но характерными для 50-х годов являются двухцветные графические принты или цветочный рисунок. Наиболее выигрышным является сочетание синего и белого цветов, а также красного с белым или черным.

Для пышных платьев не характерна броская отделка. Чаще всего основным декоративным элементом выступает широкий пояс с пряжкой. В качестве аксессуаров используют яркую бижутерию – браслеты и серьги, а также маленькие прямоугольные сумочки.

Вечерние наряды могут быть декорированы вышивкой ручной работы, а свадебные платья часто украшают жемчугом, бисером или другими декоративными элементами.

Ткани и фактуры

Женственные платья в стиле 50-х годов могут быть выполнены из самых разных тканей. Для повседневных нарядов подойдут сатиновые, льняные или хлопковые ткани. Более праздничные и нарядные платья могут быть сшиты из шелка, гипюра, органзы или атласа.

Для изготовления пышной нижней юбки используются легкие ткани. Это может быть фатин различной жесткости или органза. Нижняя юбка за счет своего объема становится непрозрачной, поэтому верхнюю юбку можно выполнить из тонкой материи, не опасаясь, что она будет просвечиваться.

Необычайно удобным и красивым будет платье в стиле 50-х, выполненное из тонкой шерстяной материи. Благодаря тому, что шерсть хорошо греет, платье можно носить в качестве верхней одежды теплой осенью.

С чем носить

Женственное платье с пышной юбкой само по себе является ярким акцентом. К нему не требуется каких-то особых дополнений. При выборе обуви необходимо отдать предпочтение изящным туфлям на высоком каблуке. На них не должно быть броского декора.

Колготки или чулки могут быть однотонными, но также можно выбрать и ажурные модели с цветочным рисунком. Остерегайтесь четких геометрических линий, они совсем не уместны в данном образе.

Голову можно украсить ободком или маленькой шляпкой с вуалью. Часто образ в стиле 50-х дополняет платок, наброшенный на голову или плечи. Также уместным будет колье-чокер, выполненное из металла. Чтобы образ был гармоничным можно добавить несколько массивных браслетов.

Стильные образы

Платье, выполненное из ткани в клетку или полоску, станет прекрасным вариантом для офиса. Его можно сочетать с женскими жакетами. Если вы собираетесь на встречу с деловым партнером, то лучше отказаться от слишком пышной юбки, поскольку такой образ ассоциируется с легкостью и некоторой ветреностью. Выберите платье свободного фасона с небольшим воротником. Маленькая сумочка и туфли-лодочки, подобранные в одном цвете, станут классическим дополнением образа.

Для создания романтического образа платья в стиле 50-х подходят наилучшим образом. Светлая цветовая гамма добавит воздушности. А прекрасные локоны и украшения из жемчуга, дополнят образ маленькой принцессы.

Если вам по душе образ роковой соблазнительницы, то выберите обтягивающее платье из атласа или другого материала с блестящей поверхностью. В таком наряде восхищенные взгляды мужчин вам обеспечены.

Наибольший простор для фантазии оставляет подбор наряда для прогулок по городу или встреч с друзьями. Современные модельеры предлагают большое количество расцветок и фактур, из которых каждая девушка сможет выбрать свое любимое платье.