Правду о черном камне каабы. Загадочный Чёрный камень Каабы — метеорит

Перевод мой. Возможно кривой) Правки принимаются.

(На фото: Священный Йони, часть Священного черного камня, вмонтированного в один из углов Каабы в Мекке - место для приложения паломников).

В Богиней в Мекке почиталась Shaybah или Шева, Старуха, ей покланялись как Богине скифских амазонок и возможно камень был олицентворением её образа. Священный Черный Камень, помещенный в настоящее время в Каабе в Мекке являлся ее женским символом, отмеченным знаком Йони, и покрытым, как женщины в древности в завесу (паранджу). Никто, похоже, сегодня не знает, что именно представляет собой этот камень. Черный Камень лежит в Хараме, "Святилище", что созвучно слову "гарем", который используется для обозначения Храма женщин в Вавилоне, Храм Богини Хар, матери блудниц. Наследными стражами Харама первоначально были женщины и лишь позднее он был передан священникам-мужчинам, которые называли себя Бени Шайбан - "Сыны Старухи".

Так что это за Черный Камень Мекки? Вот возможный отве6 Черный Камень - это Омфалос Богини.
Боб Trubshaw

(Кстати, в камне на фото выше я вижу символическое изображение зародыша. Или мне только кажется. Пока не нашла информацию что это за ракурс камня и что означают эти "вкрапления", которых на других фотографиях нет - Мц.)

Многие Омфалосы связаны с камнями - будь то Lia F il (Камень Судьбы) в Таре или различные "царь-камни " (наприменр Кингстон на Темзе), где короновались средневековые английские короли. Но некоторые из этих священных камней имеют особый интерес - они являются (или считаются) черными. Такие Черные Камни, как правило, связаны с легендами о том, что они упали со звезд. Очевидно, что метиариты при ударе должны рассыпаться на мелкие осколки, а так же оставить заметные кратеры. На самом деле, важно не это, а символизм таких камней, представляющий собой связь между этим миром и небесами -это неотъемлемый аспект Космической Оси который наличиствует во всех священных центрах.

Пожалуй самым известным и почитаемым в настоящее время Черным Камнем является Ка"bah в Мекке.Ка"bah означает " куб" и описывает формы мраморного постамента на котором располагается черный камень, расположенный в центре Великой Мечети, Masjidul Haram, в центре Мекки. Он около 50 футов высотой около 35 метров в ширину. Установленный в восточном углу священный камень, покрытый искусно вышитыми черными драпировками. Поскольку любой немусульманин, попавший в храм, будет убит, а фотографирование в храме, как правило, запрещено, этот камень обрастает тайной. Однако, Rufus Camphausen удалось выследить совершить три паломничества в Мекку, во время двух из которых, были сделанны фотографии (1-3). Удалось увидеть, полированный черный камень, расположенный в большом сплаве чисторо серебра. Все вместе вполне явственно напоминает вульву богини. Мусульмане называют его теперь - Рука Аллаха, возможно чтобы не уменьшать желания всех тех, кто совершает поломничество в Мекку, прикоснуться или поцеловать священный объект.

(Здесь у меня возникает замечание о том, что святыню делает похожим на вульву именно серебрянная "оправа" характерной формы. Поэтому интересно, в какой период камень был помещен в эту оправку. Скорее всего еще в то время, когда камень ассоциировался именно с женским началом. Ибо желая подобрать достойную оправу для артефакта, ассоциируемого с Богом-мужчиной, такая форма, более чем странный выбор)) - Мц.)

Черный камень уже давно сломан, и серебрянная оправа скрепляет фрагменты. Традионно считается, что это был метеорит , и камень был белого цвета , когда он попал на Землю, а затем почернел. Изменение цвета привело к убеждению, что камень впитывает в себя грехи паломников, но в то же время, это согласуется с известным явлением того, что метеориты , которые изначально являются белыми окисляются за определенный период времени .

" Основной святыней в арабской религиb был камень. . . . Такой каменьсчитался резиденция Бога , следовательно, термин, применяемый к ним византийских христианских писателей пятом и шестом веках: ". Baetyl », от bet"el , " дом Божий ".


На Аравийском севере храмы иногда стояли на открытом воздухе и могли быть защищены сводчатыми нишани - Qubbah . Не путать с Qubbah , которое применяется в отношении Каабы , и означает кубическую форму, служащей убежищем для священных камней ».

Надпись на Adumattu , Аравия, гласит: « Аллат (Богиня) может использовать любое желание. " Другая надпись : " Shalm - Аллат (мир Богини )"
Кампгаузена (Camphausen) в своей статье показывает, что неприязненные отношения к женщине в мусульманской религии имеет свои истоки в поклонение богине . Аллах является обновленной версией древней богини Al"Lat , и это был ее храм которая имеет продолжение - небльшое изменения- Кааба .

Согласно истории, Мохаммед говорит, что он родился около 570 н.э. в племени курайшитов , которые не только поклонялись богине Q"re , но были хранителями ее святыни. С 622 н.э. Мохаммед проповедовал пути своего бога - Аллаха, и в результате был изгнан из собственного племени .


Тройственная Богиня

Доисламские поклонение богине -видимому, связано прежде всего с Al"Lat , что просто означает « богиня ». Она представляет собой тройственную богиню, похожию на греческие божества луны Коре / Деметр / Геката. Каждый аспект этой троицы соответствует фазе Луны. В отношении Al"Lat имеется три способа идентификации этих трех ипостасей богини: Q"re - полумесяц или девичья ; Al"Uzza - буквально « сильная », которая является полной луной , и имеет материнский аспект , а затем Al"Menat - убывающая но мудрая богиня судьбы , пророчества и предсказания. Исламская традиция продолжает признавать эту троицу , но называет их теперь « дочерьми Аллаха ».


(Кстати, глядя на третью женщину на этой картинке, я вспоминаю один из своих - Мц).

По словам Эдуарда Риса Аль"Uzza была особенно почитаема в Ка"bah, где ей принадлежали семь жриц. Ее почитатели обходили священный камень, каждый по семь раз - по числу известных тогда семи планет. Действо совершалось в обнаженном виже. Рядом с Каабой течет Замзам, который утоляет жажду бесчисленных паломников.

В оазисе всегда течет вода , Черный Камень на его горе стал символом Богини дающей жизнь. Только на индийском континенте делают такие физические символы мужской и женской порождающей силы - лингам и йони и продолжают поклоняться им с первоначальным рвением.

Легко себе представить, что в до- мусульманские времена храм богини в Мекке был выдающиймся местом для радости жизни, просьб о защите, молитв о потомстве. Легенда рассказывает, что жена Авраам, не могла иметь детей и привела к нему на этом месте свою рабыню Агарь, чтобы Авраам занялся с ней любовью. Позже, когда Агарь вернулась рожать, она не могла найти воду и Авраам создал святой колодец Замзам , чтобы спасти жизнь своего первого сына.

Когда Мухаммед захотел вытеснить Al"Lut Аллахом, это был один храм и Аллах должен был победить. Хотя Мухаммед сделал завоевал Каабу , мало что изменилось. Верующие по-прежнему обходят вокруг Святая Святых семь раз (хотя теперь делают это полностью одетыми) . Священники святыни по-прежнему известны как Бени Шайба или « Сыны старухи - Шайба ", которая теперь, конечно, известна как одна из королев времен Соломона.

Шеба появляется под видом Лилит на Ближнем Востоке и, как Агарь (« египетская ») в еврейской мифологии Ветхого Завета . Итак, переписав выше приведенную легенду , Авраам сделал своего сына Исмаила - родоначальника всех арабских народов - на Черном камене Каабы, принадлежащем богине .

Пока мы отслеживаем имя, Q"re (или Qure ), первый аспект Al"Lut , представляется очевидным происхождение греческой Коры . Кампгаузен предположил, что священный Коран Koran (qur’an по-арабски) означает " Слово Qure" . Даже мусульмане признают, что Коран существовал до времени Мухаммеда. Легенда говорит, что он был скопирован с божественного прототипа, который появился в небе в начале времени, или с книги-Матери. Al"Uzza - материнский аспект Al"Lut , возможно имеет отношение к додинастической египетской богини змей Ua Zit [ Uadjet ], который развивается в Исиду.

Область архо-астрономии

Возвращаясь к гео- значению Каабы , профессор Хокинс утверждает, что она очень точно выровнена на два небесные явления. Эти циклы Луны и восход Canopus , самой яркой звездой после Сириуса. В тринадцатом веке араб Мухаммед ибн Аби Бакр аль Фариси в своих рукописях отмечал, что выравнивание на Луну - полумесяц - древний символ девы - богини, которые все еще появляется в национальных флагах многих исламских странах . На некоторых флагах (Алжира , Мавритании, Туниса и Турции) - полумесяц сопровождает звезда, вероятно, представляющая Canopus.

Господь Сириуса

Египетский город, известный как Canopus кажется, также имел храм Богини , и как указывал греческий историк Страбон (64 до н.э. - 23 н.э.) , этот храм считается местом известным дикими сексуальными действиями. Такие ссылки обычно относятся к храмам , где проституция как священный ритуал или распущенность были частью культа. Неизменно в таких местах почитались святыни изображающие половые органы бога или богини . Такая священная распущенность продолжает быть частью паломничества в Мекку, по крайней мере, для некоторых мусульман.

Персидским шиитам было разрешено образовывать временные "браки " на период паломничества. Все дети , родившиеся в результате считались божественными или как святые - обычай имеет параллели всему миру. В английском языке фамилии, такие как Гудман, Джексон или Робинсон , возможно, получали от подобных священных союзов с богом в виде Зеленого Мужчины , такие как Jack o’the Green or Robin Greenwood. Также возможно предположить, что первоначальный смысл слов " крестный " и " крестник " имеет схожие истоки .

Священный черный камень почитавшийся в Храме Афродиты (Пафос, Кипр). .

Другие Черные Камни

К Богам других культур, связанных с камнями относят Афродиту, Кибелу, позднее Астарту, Диану. наиболее древние скульптуры Дианы были вырезаны из черного метеорита.

Тот- символ полумесяца

Самая ранняя форма имени Кибела , возможно, были Кубаба или Kumbaba которая предполагает Humbaba , которая была хранителем леса в эпосе о Гильгамеше . Происхождение Кубаба , возможно, был Кубе или Куба смысл - "куб" . Самым ранней формой поклонения богини было почитание кубической формы каменя с неолитической Анатолии .


Кроме того, ‘Kubaba " может означать пустой сосуд, или пещера, - которые тоже могли быть высшим образом Богини. Идеограмм для Кубаба в хеттскjv алфавитt - куб, двуглавый топор, голубь, вазы и дверь или ворота - все cbvdjks изображения богини в неолитической Европе.

Финикийцам она была Астарта, на фригийцы, Кибела; вавилонян, Иштар; фракийцы, Bendis; критяне, Рея; к Ефесянам, Артемиды, для Хананеев, Atargatis; к персам, Анайтида; каппадокийцы, МА. Но хотя ее названия отличаются, ее атрибуты-это то же, - она всегда мать, подмога и помогает, и кто дарует плодородие.

У финикийцев она была Астартаы ; у фригийцев - Кибела , у вавилонян - Иштар , у фракийцев - Bendis , у критяне - Рея , у Ефесян - Артемида , у Хананеев - Atargatis ,у персов - Anaitis , у каппадокийцев - Ма. Но хотя ее названия отличаются , ее атрибуты те же - она всегда мать, которая помогает , и дарует плодородие.

Камень Кибелы?

Камень, связанный с поклонением Кибеле, первоначально, возможно находился в Pessinus но, возможно, в Пергаме или на Горе Ида. Несомненно лишь то, что в 204 г. до н.э. он был доставлен в Рим, гдеКибела стала " Матерью" для Римлян. Экстатические ритуалы поклонения ей были чужды римскому темпераменту, но, тем не менее, на улицах города проходили ежегодные анимированные шествия со статуей богини. Наряду с Исидой, Кибела сохраняла место в сердце империи до пятого века, а затем камень был тогда потеряли. Её культ процветал по всей империи и каждый город или деревня осталась верной культу Кибелы.

Дом Афродиты был в городе Пафос на Кипре. Различные авторы описывают классические ритуалы, которые происходили в её честь, - они включали в себя практики, которые в настоящее время известны, но обозначаются термином "священная проституция". В любом случае, наклонненный черный камень, который был алтарем в этом Храме и до сих пор сохраняется, несмотря на то, сейчас он помещается внутри музея.

Башня на голове Кибелы, является напоминанием о Вавилонской Башне-сцены из первого великого отступничества после великого Потопа.

Также на Кипре есть еще одно чтимое мусульманами место - третье по значению после Мекки и Медины - Хала Султан Текке. Там тоже есть черный камень, говорят, что это упавший мереорит. Храм является женским - в честь тети и приемной матерью Пророка Мухаммеда. Возможно, как и в Мекке, первоначально, этот храм был создан в честь Богини. К сожалению, никаких свидетельств об этом не имеется.

Чтобы добавить немного местного колорита: говорят, что множество камней на британских островах, имеют метеоритное происхождение. Однако,были ли такие камни были когда-либо связанные с культом богини мы никогда не узнаем.

Заняло бы слишком много времени обсуждать в какой степени культ богини Черного Камня могут быть использованы в качестве упоминаний невесты Соломона в "Песни Песней", что имеется в виду под " черные, но красивые " или изучать черные изображения Аполлона, Артемиды и Исиды, которые имеют свои прямое продолжение в Черной Деве Европы - покровительнице трубадуров, гностиков, алхимиков, а также нынешнего папы. Те, кто пожелает следовать за такиеми идеями могли бы читать мифы о богине, которые, здраво, но вдохновенно производит оценку женского божества, оставающей с нами на протяжении всей истории.

Точное время возведения Каабы неизвестно, равно как непроверенными являются сведения о людях, которые строили святыню. Некоторые источники утверждают, что здание появилось еще во время жизни первого человека на планете – Адама – он фигурирует в качестве создателя храма. Затем Каабу разрушил Всемирный потоп и место, где она находилась было забыто. После потопа восстановлением занялись пророк Ибрагим и его сын Исмаил. Существует легенда о том, что им помогал архангел Гавриил, который рассказал о полной схожести отстроенного храма и здания, созданного Адамом.

Исмаил приносил камни для строительства, а Ибрагим строил будущую святыню. Когда стены «священного дома» были построены, то Исмаил поднял один камень для Ибрахима, чтобы тот встал на него и продолжил строительство Каабы. На этом камне до сих пор сохранились отпечатки ног пророка.

Кааба была уже почти готова, когда обнаружилось, что не хватает еще одного камня, чтобы закончить строительство. Исмаил ушел искать подходящий камень, но вернувшись, обнаружил, что тот уже был найден его отцом Ибрагимом. Сын поинтересовался, где же отец смог раздобыть этот камень. Тогда Ибрагим ответил, что ему его принес ангел Гавриил прямо из Рая. Этот камень стал самым знаменитым в Каабе. Речь идет, конечно, о Черном камне. Заложив его, пророки закончили строительство Каабы. Когда здание было закончено, оно стало первой мечетью на земле.

Согласно данным различных источников, Кааба затем реконструировалась от 5 до 12 раз. Среди причин последующих разрушений здания историки указывают потопы и пожары. Наиболее известная реконструкция «священного дома» случилась при жизни пророка Мухаммеда (в то время он не был пророком). Тогда своим правильным решением он спас арабские племена от кровопролитной бойни. Спор был о том, кто же вставит после реконструкции Черный камень в сооружение. В итоге, было решено, что сделать это должен Мухаммед. Но старейшины все-таки спорили за право нести камень к Каабе. Тогда будущий пророк предложил положить камень на плащ, а старейшинам взяться за его концы. Это разрешило спор, которому, казалось, не будет мирного решения.

Именно во время этой реконструкции изменилась форма Каабы с прямоугольной на кубическую. Курайшиты твердо решили использовать для реконструкции «священного дома» только чистые деньги, для пожертвований не принимались средства от проституции, грабежа, азартных игр, ростовщичества и тому подобного. Но оказалось, что люди в то время настолько погрязли в грехах, что не смогли собрать нужную сумму чистых денег и мечеть пришлось укоротить.

Несколько раз осуществлялись попытки вернуть Каабе первоначальную форму, но последующие правители вновь возвращали кубическую. Спустя время было решено не играть со священным сооружением и оставить его таким, как есть. Последний раз храм был отстроен в I веке н.э. и сохранился до наших дней без особых изменений в конструкции. Однако косметическая реконструкция для этого здания проводится раз в несколько столетий, но она не затрагивает форму сооружения. Последняя реконструкция была проведена в 1996 году.

Толпы верующих

Кааба стала главным святилищем для людей, населявших Аравийский полуостров. Они были убеждены, что храм является Божьим домом, и совершали к нему паломничества. Именно эта святыня прославила Мекку, которая ныне является главным центром мусульман.

Конструкция и оформление храма

Святыня стоит на мраморном основании, её углы сориентированы четко по сторонам света. Профессор географии Каирского университета Хусейн Камалуддин установил, что магнитный центр Земли находится на месте возведения Каабы. Ученый выяснил, что на это не влияет даже естественная смена полюсов планеты, при которой центр неизменно перемещался бы на другую территорию.


Строение выполнено из прочного гранита, произведенного в Мекке. Храм построен в виде куба, длина его сторон примерно одинакова. Высота составляет 13,1 м, длина – 11,03 м, ширина – 12,86 м, а площадь равна 191 м².

Войти внутрь священного здания может лишь ограниченный круг лиц – как правило, это высокопоставленные представители религиозных сообществ. Глава Исламского Сообщества Северной Америки однажды побывал здесь и рассказал об интерьере здания в одном из своих интервью. По его словам, внутри имеется три колоны, полы выполнены из мрамора, а стены закрыты занавесом. Помещение освещается лампами, которые размещены на потолке. Здесь также имеется стол, предназначенный для благовоний и прочих предметов.

Составные части Каабы

1 Черный камень – булыжник, помещенный в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м. Он является осколками темно-красного цвета, соединенными при помощи цемента и защищенными оправой из серебра. Среди мусульман считается огромной удачей прикосновение к этому месту в стене. После того как пророк Мухаммед дотронулся до камня своей тростью, последователи ислама стали считать его святыней.

Черный камень Каабы

Многие верующие утверждают, что камень снизошел с небес в руки Адама – тогда он имел белый цвет. Постепенно булыжник обрел темный оттенок, который символизировал человеческие грехи. Также существует мнение о том, что его послали Ною в знак памяти о Всемирном потопе. Пророк Ибрагим использовал булыжник для возведения Каабы и установил его на нынешнем месте. Во время всех разрушений храма камень оставался нетронутым.

Дверь Каабы

2 Дверь находится в восточной части Каабы на довольно большом расстоянии от земли – около 2,5 м. Это объясняется стремлением создателей храма защитить его от возможных потопов. Саму дверь преподнес четвертый король Саудовской Король Халид ибн Абдель Азиз. При её отделке было использовано примерно 280 кг чистого золота. Ключи от храма еще со времен пророка Мухаммеда имеются только у семейства Бани Шайба. Эти люди присматривают за Каабой и поддерживают в ней чистоту.

3 Водосточный желоб был создан для оттока воды после ливней, ставших причиной обрушения храма. Стекающая с крыши жидкость является символом благодати, она направлена на места погребения жены и сына пророка Ибрагима.

4 Цоколь, на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.

5 Хиджр Исмаил – невысокая стена, выполненная в форме полукруга. Паломникам разрешен вход сюда для совершения молитвы. Считается, что в этом месте захоронены жена Ибрагима и его сын Исмаил.

Вид на часы Мекки

6 Мультазам - часть стены между Чёрным камнем и дверью Каабы длиной около 2 метров.

7 Макам Ибрагима – отгороженное место, сохранившее след ноги пророка. Мусульмане убеждены, что здесь он находился во время восстановления Каабы, держа своего сына на руках для возведения им самой высокой части храма.

Стена Каабы

8 Угол Чёрного камня - угол в восточной части Каабы, в которой вставлен Чёрный камень.

9 Угол Йемена - южный угол Каабы.

10 Угол Шама - западный угол Каабы.

11 Угол Ирака - северный угол Каабы.

12 Кисва – черная шелковая ткань с вышитыми на ней золотыми нитями. Используется для укрывания Каабы в целях защиты святыни от грязи и дождей. Покрывало меняется ежегодно, при этом использованное изделие режется на лоскуты и раздается паломникам. Его заменяют в 9 или 10 день месяца хаджа по исламскому календарю.

13 Мраморная полоса – специальное обозначение, при помощи которого показаны места обхода храма при совершении хаджа. До недавних пор она имела зеленый цвет, затем была окрашена в белый, что сделало её менее примечательной.

14 Место стояния Ибрахима - место, на котором стоял пророк Ибрахим при строительстве Каабы.

Правила посещения

Кааба внутри

Большое количество паломников сделало невозможным свободное посещение храма ввиду его маленьких размеров. Вход внутрь разрешен лишь особым гостям – для них двери Каабы открыты дважды в год. Они могут увидеть святыню изнутри во время двух церемоний омовения, которые проходят до начала священного месяца Рамадана и перед хаджем.

Ключ от Каабы

Последователи ислама имеют возможность совершить паломничество в Мекку, во время которого они могут дотронуться до своей главной святыни. Посещение этих мест представителями других религий практически невозможно. Во время хаджа возле Каабы находится огромное количество людей, ежегодно здесь регистрируются сотни несчастных случаев. Существует возможность посмотреть онлайн-трансляцию паломничества мусульман, а также ознакомиться с уникальными кадрами, показывающими Каабу изнутри.

Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам» , что означает в переводе с арабского «священный дом» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Фильм "Заповедная мечеть" | "Кааба за кулисами... Как проходит уборка, чистка и все остальное

    ✪ Исторический 3D видео ролик История чёрного камня Каабы в Мекке

    ✪ Составные части Каабы. Документальный фильм ๑۩۞۩๑

    ✪ Что находится внутри Каабы? Видеосъемка!

    Субтитры

История

С глубокой древности Кааба не единожды перестраивалась. Считается, что первое здание Каабы было возведено небесными ангелами [ ] . Следующими её строителями стали, последовательно, пророки Адам и Ибрахим, о чём упомянуты в Коране слова Аллаха: «…Вспомни, как закладывали Дом Священный Ибрахим и Исмаил…» (Аль-Бакара, 2:127). В четвёртый раз Каабу отстроили курайшиты (засвидетельствовано пророком Мухаммадом, когда ему было 35 лет), в пятый раз Кааба была перестроена Ибн аз-Зубайром .

Возрастающее число паломников во время хаджа вызвало необходимость в расширении мечети Масджид аль-Харам. Одно из таких расширений было произведено в 1925 году, во время правления короля Абдель Азиза ибн Абдуррахмана . В 1953 году в мечети Масджид аль-Харам появилось электрическое освещение и электрические вентиляторы. В результате масштабных строительных работ, проведенных во время правления королей Сауда IV , Фейсала и Халида , площадь мечети вместе с площадью вокруг Каабы увеличилась до 193 000 кв. м, а вместимость - до 400 000 человек. При короле Фахде мечеть получила системы кондиционирования воздуха, пожаротушения, ливневой канализации. Общая площадь мечети составила 356 000 кв. м, а вместимость выросла до 600 000 человек. В 2007 году начат очередной этап реконструкции мечети, в результате которой она сможет вместить 1,6 млн верующих. В рамках этой реконструкции площадь вокруг Каабы внутри мечети расширяется с 20 метров в радиусе до 50 метров, в результате чего её пропускная способность должна увеличиться с 52 тысяч до 130 тысяч тавафов (обходов Каабы) в час.

В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень . Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф . Кааба служит киблой - ориентиром, к которому обращают своё лицо мусульмане всего мира во время молитвы .

Этимология

Буквально слово الكعبة ‎ в арабском языке означает «кубический дом», в свою очередь произошедшее от الكعب ‎ - «куб». Другое названия Каабы - «Аль-Бейт аль-Акдам», то есть «самый древний Дом». Мусульмане также называют Каабу словом «Бейту-Ллах», что означает «Дом Аллаха» :

Оригинальный текст (ар.)

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ ‎

Составные части Каабы

Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба изготовлена из блоков мекканского гранита на мраморном фундаменте. Снаружи стены Каабы постоянно покрыты особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисва . Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю . Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сегодня составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. При пророке Ибрахиме размеры Каабы были иными:

Восточная стена - 14,80 метров; стена со стороны Хатем - 10 метров; сторона между Чёрным камнем и Йеменским углом - 9,15 метров; западная сторона - 14,2 метров.

Согласно преданию, когда Чёрный камень был послан Аллахом пророку Адаму, он был белым, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами. Хотя, по другим сведениям, камень был послан пророку Нуху (Ной), видимо, в знак памяти о потопе и долгое время хранился на горе Абу-Кубейс . Когда пророк Ибрахим (Авраам) искал камни для строительства Каабы, он принёс его и установил на нынешнем месте, чтобы совершить прогулку вокруг него (таваф), которая и стала по традиции считаться элементом поклонения Аллаху во время хаджа.

Дверь (Шаблон:Lang-ar-link) расположена в Восточной стене Каабы, находится на высоте 2,5 метра от земли, а доступ к ней осуществляется с помощью приставных ступеней. Вероятно, это было сделано для защиты от редких наводнений . Высота самой двери 3,06 метра, а ширина - 1,68 метра. При производстве двери было использовано около 280 кг золота 999-й пробы стоимостью 13 420 000 риалов . Двери подарены королём Халидом ибн Абдель Азизом. Со времён пророка Мухаммеда ключи от дверей Каабы хранятся у семейства Бани Шайба .

Мизаб ар-Рахма (Шаблон:Lang-ar-link - водосточный жёлоб милости ) - жёлоб для стока дождевой воды, добавлен в ходе восстановления 1627 года после дождей, вызвавших обрушение стен. Вода с крыши, символизируя благодать, направляется на могилы Исмаила и Хаджар.

Цоколь (Шаблон:Lang-ar-link), на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.

Мультазам (Шаблон:Lang-ar-link) - часть стены между Чёрным камнем и дверьми Каабы длиной около 2 метров.

Макам Ибрахима (Шаблон:Lang-ar-link) - стеклянное и металлическое огороженное место, на котором находится отпечаток ступней пророка Ибрахима. Ибрахим стоял на этом камне при строительстве верхней части Каабы, поднимая Исмаила на своих плечах для строительства самой высокой части.

Угол Чёрного камня (Шаблон:Lang-ar-link) - угол в восточной части Каабы, в которой вмонтирован Чёрный камень .

Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза ; в центре Каабы находился идол Хубала - божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.

Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Ремонтные работы в мечети

Реконструкция Каабы курайшитами

Исходя из религиозного предания, Пророк Мухаммед участвовал в восстановлении Каабы за пять лет до того, как на него была возложена миссия пророка. После внезапного наводнения Кааба была повреждена, её стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммед принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Чёрный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался пророк. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен), - кричали они хором, - это Мухаммед». Когда Мухаммед подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммед предложил решение, с которым все согласились - положить Чёрный камень на плащ и внести его старейшинам четырёх кланов, держась за его концы. Затем пророк взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения, построенного пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Реконструкция после эпохи пророка - Абдулла ибн аз-Зубайр

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой её видел пророк Мухаммед, на основании, заложенном пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: "Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для её восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну - для входа, а другую - для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей».

Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна - на восток, а другая - на запад, как того хотел пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем - полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: - сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в неё света; - опустил дверь до уровня земли и сделал ещё одну дверь; - увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и её высота стала 20 локтей (9 метров); - ширина её стен составляла 2 локтя (90 см); - сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами.

Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время её восстановления.

Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана

В 693 г. Хаджадж ибн Юсуф , известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдул-Малика ибн Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими:

  • он уменьшил объём сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня;
  • он отделил Хатем;
  • он замуровал западную дверь (до сих пор заметны её следы), но оставил восточную;
  • разрушил стену, окружавшую Хатем;
  • убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы;
  • уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра).

Когда Абдул Малик ибн Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам пророк пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком её построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию пророка Мухаммеда, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить своё решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить её. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой её построил Абдул Малик ибн Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ.

Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана

В 1629 г. из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Чёрным камнем, были снесены.

Черный камень, также известный как Хаджр-и Асвад, - это камень, дарованный с небес. Это не обычный камень. Мусульмане очень трепетно и с почтением относятся к нему. Камень расположен в восточном углу досточтимой Каабы.

Мусульмане всего мира пытаются поцеловать или хотя бы увидеть его, когда они посещают Мекку для совершения хаджа или умры. Теперь камень удерживается в серебряной оправе. Посетители могут подойти к нему – камень не покрыт ничем и доступ к нему всегда открыт.

В Исламе Черный камень почитается как священная реликвия, потому что, по мнению всех мусульман, этот камень ниспослан из Рая, а также, потому что в его установке принимал участие лично Пророк (мир ему). Черный камень известен также как краеугольный камень Священной Каабы.

Кто украл Черный камень?

Мало кто знает, что однажды Черный камень был украден и отсутствовал в Мекке на протяжении целых 23 лет! Исмаилитская секта карматов похитила его в 930 г.н.э. Предводитель секты карматов Абу Тахир аль-Джаннаби украл черный камень и доставил его в свою резиденцию в Бахрейне. Причиной этому послужило желание Абу Тахира уничтожить традицию хаджа. В первое время карматские отряды нападали с этой целью на хаджиев, уводя их плен. Однако поток хаджиев не иссяк и Абу Тахир с войском предпринял попытку напасть на аль-Харам, где устроил массовую резню, забрав с собой Черный камень.

Абу Тахир аль-Джаннаби был правителем государства карматов, которое располагалось на территории современного Бахрейна. Его брат Абу Саид Хасан бин Абхрам аль-Джаннаби был основателем секты карматов, а Абу Тахир стал после него главой секты в 923 г.н.э.

Государство карматов в его правление заметно расширилось. Он совершал набег на Басру в 923 году и Куфу в 927 году. Он также грозился захватить Багдад и опустошить большую часть Ирака. Его войска безжалостно терроризировали все близлежащие регионы.

Как был украден Черный камень?

В 930 году лидер карматов запланировал атаковать Мекку. Когда он впервые посетил город, ему запретили войти сюда, но он поклялся, что останется в городе с миром.

Но он даже не планировал сдержать свою клятву. В первый же день хаджа карматы атаковали Мекку. Они ворвались в аль-Харам на лошадях. Они принялись жестоко убивать паломников. Сообщается, что во время молитвы у Каабы карматы убили окло 30000 хаджиев. Карматы убивали паломников, с издевкой читая при этом Коран.

Они опустошили Каабу, разрушили рядом стоящие здания, разграбили дома горожан, многих жителей Мекки увели в рабство, а мертвые тела паломников были брошены в колодец Замзама, чтобы осквернить и уничтожить его. Других покойников оставили вокруг Каабы и на территории аль-Харама.

Абу Тахир демонтировал Черный камень, разбил его на куски и увез с собой. Он отвез его в Масджид ад-Дирар, главную мечеть столицы государства карматов. Он хотел сделать ад-Дирар священным местом и перенаправить хадж из Мекки в столицу своего государства. Но его планам не суждено было сбыться.

Аббасидам пришлось заплатить большой выкуп, чтобы вернуть Черный камень. Камень оказался разбит на семь частей при демонтаже и хранении.

Наверное, каждый человек, который побывал в хадже, видел священную Каабу, которая находится внутри мечети под названием «аль-Харам» (Запретная мечеть), и вокруг которой совершают обхождение все паломники. А кто-то видел её в разных картинках на телефоне или в социальных сетях.

Да, это Кааба, покрытая чёрным материалом, которую многие ошибочно считают одним большим камнем. Однако это священная Кааба, главная святыня мусульман. Вот в его стенах и расположен знаменитый «аль-Хаджар аль-асвад».

Очень многие мусульмане, подходя к Каабе, стремятся поцеловать и обнять её, и обратиться к Аллаху с мольбой в таком состоянии. Но есть особый камень в углу Каабы, он чёрного цвета и вокруг серебряный круг, внутри которого он находится, а от касания людей он уже стал как ямка в углу святыни.

«Аль-Хаджар аль-асвад» (Чёрный камень) или «аль-Хаджар аль-асаад» (камень счастья), как любят говорить мекканцы, самый ценный камень в мире. А та сторона Каабы, в которой находится этот камень, самый лучший и достойный угол – «рукн аль-Хаджар аль-асвад». Поэтому его целуют, ставят на него лоб, касаются его руками, дабы получить благодать. Он расположен где-то в полутора метрах от земли в углу Каабы.

Кто первым поставил Чёрный камень в стену Каабы

Первым построил Каабу Пророк Адам (мир ему). Это согласно мнению Саида ибн аль-Мусайиба, Ибн аль-Джавзи, Ибн Хаджара аль-Аскаляний. Есть и другие мнения учёных, что первым священную Каабу построил Пророк Ибрахим (мир ему).

Но мнение, что Пророк Адам (мир ему) первый построил её – более вероятное, потому как Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَعَهِدْنا إِلى إِبْراهِيمَ وَ إِسْماعِيلَ أَنْ طَهِّرا بَيْتِيَ

Смысл: «И мы возложили на Ибрахима и Исмаиля (сына Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклонялись люди, помимо Аллаха) Мой дом (т.е. священную Каабу) » («аль-Бакара», 125). То есть Кааба уже существовала ещё до рождения пророка Ибрахима (мир ему), но во время всемирного потопа, случившегося в эпоху пророка Нуха (мир ему), она была вознесена, а Чёрный камень был скрыт в горе Абу Кубайс.

Во времена пророка Ибрахима (мир ему) он заново отстроил его по повелению Аллаха. Построив Каабу, Ибрахим (мир ему) обнаружил, что не хватает камня в одном из углов, который указывает начало круга при обходе Каабы. Тогда со стороны горы он услышал голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» (т.е. во мне) и раскрылась. Рассказали, что ангел Джибриль (мир ему) достал этот камень и принёс его пророку Ибрахиму (мир ему), вот так завершилось строение Каабы.

Оказывается, изначально этот камень был белым, а чёрным он стал из-за грехов сыновей Адама (людей). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

نزل الحجر الأسود من الجنة وهو أشد بياضاً من اللبن، فسودته خطايا بني آدم

«Чёрный камень ниспосылался из Рая, будучи очень белым, и он стал чёрным из-за людских грехов » (ат-Тирмизий).

В последующем разные народы и племена пытались своровать этот камень, а другие пытались присвоить себе. В этом нет ничего необычного, потому как все мусульмане всех времён знали, что этот камень из Рая, а тот, приобретал его, имел авторитет и почтение в обществе.

Однако волю и решение Аллаха никто не сможет изменить, и последние бану Хузаа за-брали его у племени Джурхум и поставили обратно. А когда курайшиты времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) решили отреставрировать Каабу, то сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был удостоен чести принять участие в установлении этого камня в угол Каабы. После этого и до сегодняшнего дня были ещё реставрации и некоторые реконструкции Каабы.

Достоинство Чёрного камня

Это величайший камень, принесённый из Рая, который человек может увидеть воочию и до которого он может дотронуться. Помимо того, что этот камень в углу главной святыни всех мусульман, есть и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о его достоинстве. В хадисе сказано:

الحجر الأسود من حجارة الجنة

«Чёрный камень – это камень из Рая » (ат-Тирмизий, достоверный хадис).

В другом хадисе говорится:

إن الركن والمقام ياقوتتان من ياقوت الجنة طمس الله تعالى نورهما ولو لم يطمس نورهما لأضاءتا ما بين المشرق والمغرب

«Поистине, Рукн (т.е. Чёрный камень) и макам (камень, на котором стоял Ибрахим, когда строил Каабу) Ибрахима (мир ему) – драгоценные камни (яхонт) из драгоценных камней Рая, и Аллах скрыл их сияния. Если бы Аллах не скрыл это, то они озарили бы запад и восток (весь мир)» (ат-Тирмизий, Ахмад).

Экспертиза камня

Один британец, когда услышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил, что это камень из Рая, решил проверить. Он изучил арабский язык, вылетел в Мекку и с помощью принадлежностей взял частицы камня и увёз их на экспертизу. То, что он узнал, поразило его, и он принял Ислам, потому как утвердился в том, что данный камень не имеет аналогов на этой земле по своему составу и т.д. Этот человек не был мусульманином, ему не было смысла врать в поддержку Ислама. А также принять другую веру очень сложно, и для этого должны быть очень сильные аргументы, а этому человеку Аллах раскрыл эти убедительные аргументы и наставил посредством этого на путь Ислама.

Чёрный камень – лучшее лекарство

Этот камень исцеляет любую болезнь, кроме смерти. В хадисе сказано:

لولا ما مس الحجر من أنجاس الجاهلية ما مسه ذو عاهة إلا شفي وما على الأرض شيء من الجنة غيره

«Если бы этого камня не коснулась нечисть джахилийи (доисламских времён невежества, т.е. руки многобожников), то больной (физические болезни или порча), который дотронулся бы его, непременно исцелился бы, и нет на земле ничего из Рая, кроме этого камня » (Ахмад, ат-Тирмизий).

Целование и касание Чёрного камня

Целовать этот прекрасный камень – значит целовать частичку из Рая. Миллиарды и миллиарды мусульман до сегодняшнего дня и до Дня Суда почитают этот камень, как завещали нам Посланники и Пророки Аллаха (мир им), четыре праведных халифа и праведные предки (саляфу салих). Поистине, это есть чудо, чудо от Самого Аллаха и знамение для всех разумеющих.

Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подошёл к этому камню и поцеловал его, а далее сказал: «Я знаю, что ты просто камень, который не вредит и не приносит пользу (т.е. сам по себе), и если бы я не увидел, что Пророк (мир ему и благословение) целовал тебя, то я не поцеловал тебя » (аль-Бухари).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن لهذا الحجر لسانًا وشفتين يشهد لمن استلمه يوم القيامة بحق

«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его » (привёл Ибн Хузайма в книге «Сахих»).

Это милость Аллаха и ходатай в день Великого Суда. Да сделает нас Аллах из числа паломников, совершающих хадж на священную землю. Аминь!

Ибн Мухаммад