Tes вампиры. Вампиры. Плюсы и минусы вампиров и оборотней

Для того чтобы стать вампиром для начала вам придется достичь состояния «Vampirism», которое можно получить будучи укушенным вампиром. Но укус-укусу рознь, и не каждый встреченный вампир-моб сможет одарить вас этим аффектом.

Первый способ инициации

Во время своих приключений вам может повезти повстречаться с Bloodfiends которые появляются в строго определенных местах и только в конкретных зонах, а именно в Bangkorai, the Rift и Reaper’s March. Появляются они исключительно ночью и после убийства следующий респаун придется ждать не меньше игровых суток.

Точки возможно респауна Bloodfiend’ов представлены ниже:

в локации Bangkorai

в локации Reaper’s March

Сразу после получения аффекта поспешите к ближайшему путевому камню, где вы сможете начать задание 38-го уровня «Scion of the Blood Matron», успешное завершение которого откроет вам ветвь умений вампира.

Второй способ инициации

Есть более простой способ стать вампиром (хотя тут уже с какой стороны посмотреть) — проведение ритуала крови (Blood Ritual ). Говоря проще, персонаж уже ставший вампиром может обращать раз в неделю другого игрока. Ритуал провести можно на алтаре, который вы посещаете в ходе выполнения задания «Scion of the Blood Matron».

Недостатки:

Превратившись в вампира, мало того, что урон от огня повышается для вас на 50%, так еще в довесок к этому вам придется всерьез задуматься о своем пропитании. Это означает, что вам придется утолять голод раз в 30 минут, используя теплокровных существ в качестве источника пищи (незаметно подкравшись к ним со спины, активировать умение «Feeding «). Пропустив время приема крови, вы будете получать одну из стадий вампиризма.

  • 1-я стадия — урон от огня повышается на 50%.
  • 2-я стадия — регенерация здоровья снижается на 25%. Затраты маны на использование умений ветви вампира снижаются на 20%.
  • 3-я стадия — регенерация здоровья снижается на 50%. Затраты маны на использование умений ветви вампира снижаются на 40%.
  • 4-я стадия — регенерация здоровья снижается на 75%. Затраты маны на использование умений ветви вампира снижаются на 60%.

Запущенное чувство голода отразится и на внешнем виде вашего персонажа, бледное лицо и кроваво-красные глаза как никто другой расскажут о вашем состоянии.

Также будьте готовы получать повышенный урон от персонажей использующих в PVP-баталиях гильдийные навыки.

Как избавиться от вампиризма

Если вы не хотите быть вампиром, пить кровь живых существ и вселять страх в сердца остальных игроков своим изголодавшимся взором, тогда вам нужно обратится к тому же NPC, начинающему задание на получение способностей вампира. Он вас направит к священнику, который за умеренную плату готов излечить вас от проклятия.

До встречи в игре.

31.08.2014

Одна из особенностей The Elder Scrolls Online , которую игра переняла у пятой части серии, состоит в том, что персонаж может заболеть вампиризмом с последующим превращением в вампира, или оборотня. Несмотря на то, что обе этих нечисти вроде бы похожи, на самом деле между ними находится целая пропасть отличий. Вот и давайте разберёмся в них, а также поймём, надо ли оно нам, и так ли весело и беспечно быть оборотнем или вампиром на просторах Тамриеля.

Для начала, если быть совсем честным и говорить коротко, можно сказать, что игра за оборотня в The Elder Scrolls Online проще и дешевле. Вампир, несмотря на все сильные стороны, имеет гораздо больше слабостей. Впрочем, можно вообще ни в кого не превращаться, но бывает так, что вас могут и не спросить. Поэтому давайте сразу обозначим сильные и слабые стороны той и иной нечисти.

Плюсы и минусы вампиров и оборотней.

Все атаки вампира основываются на запасе магии. Оборотень поступает более просто: все его атаки строятся на запасе силы. Вампир вполне может использовать некоторые совершенно не вампирские навыки, например, он может отлично красться и использовать режим «стелс» в процессе боя, а вот оборотень так не умеет, зато он обладает некоторыми пассивными бонусами, которые делают его крайне полезным в боевой группе, чего не скажешь о вампире, который в группе не столь ценится и больше ориентирован на одиночное прохождение. У оборотня есть огромный потенциал в плане атак ближнего боя. Вампир же в этом плане может похвастаться улучшенными боевыми качествами в ночное время. Если оборотень может контролировать толпу, то вампир может надеть на себя броню и махать оружием. Если оборотень обязан постоянно питаться, то вампир, даже выйди из вампирского образа, вернувшись в человеческое обличье, всё равно сохранит все вампирские слабости. Ну, и, наконец, оборотень очень чувствителен к яду, к отравленному оружию, а вампир имеет повышенную уязвимость к огню. Справедливости ради нужно отметить, что в The Elder Scrolls Online атак, связанных с огнём гораздо больше, чем атак, связанных с ядом. Следовательно, жизнь вампира не так легка и увлекательна, как это кажется на первый взгляд.

Иными словами, превратившись в оборотня, мы имеем здоровенную, сильную зверюгу, которая не носит брони, воюет аккурат в ближнем бою и не использует оружия, то вампир остаётся как бы человеком, может носить оружие, броню и ничем не отличаться в дневное время суток от всех остальных. В общем, оборотнем играть и воевать проще. От играющего за вампира потребуется больше хитростей. Ну и, что касается боя один на один, но у вампира существенно меньше шансов на победу, особенно, если бой происходит в замкнутом пространстве, где оборотень может навязать противнику ближний бой.

К тому же стать вампиром, заказав соответствующий укус, несколько дороже, чем быть укушенным оборотнем. В среднем где-то 15-25 тысяч против 10-15-ти тысяч соответственно. При этом, дороже – не значит лучше.

Чтобы стать вампиром, нужно быть укушенным специальным вампиром в специальное время. Если хотите, чтобы всё получилось наверняка, то найдите того, кто согласился бы укусить вас, что называется, с гарантией. К сожалению, а может к счастью, умение по заражению вампиризмом перезаряжается целую неделю, поэтому-то укус и стоит таких денег. Если денег нет, то и кусать вас не будут, поскольку вампиры хранят эту способность для своих союзников, тех, кто в гильдии.

Инкубационный период длится порядка трёх суток. В течение этого времени можно будет вылечиться. Но нужно понимать, что для того, чтобы выдержать вампирский укус герой не должен помереть прямо на поле боя, поэтому ваш персонаж должен будет выдержать несколько ударов. Как только вы заразитесь, то сразу же получите задание под названием Scion of the Blood Matron. В процессе прохождения вам придётся решить, либо окончательно переходите на тёмную сторону, либо лечитесь. Естественно, заразиться вампиризмом нельзя, если у вас в характеристиках уже болтается оборотнечья болезнь Sanies Lupinus.

Если выше было отмечено, что оборотень должен постоянно питаться, то вампир, кстати, также должен это делать. Раз в полчаса он должен пить чью-то кровь, иначе он начнёт слабеть. Всего существует четыре стадии ослабления. После наступления каждой стадии вампир теряет часть жизней, а его способности становятся дороже. Но как только удалось напасть на живого человека, то тут же вы возвращаетесь к первой стадии. Вампиру придётся незаметно подкрадываться к теплокровной жертве, используя всевозможные ухищрения, и применять на жертве умение Feeding. Кормиться придётся каждые полчаса. Если вы не готовы к такому повороту, то лучше воздержаться от перспективы превратиться в вампира и, может быть, рассмотреть вероятность превращения в оборотня. Он менее капризен, хотя своих проблем также хватает.

У вампира есть отличное умение «Стая летучих мышей», которую можно изучить в самом начале вампирского пути. В течение пяти секунд враг будет получать от этой самой стаи урон в 11 баллов. По мере прокачки мыши становятся сильнее и действуют более серьёзно. Что касается активных навыков, то большинство из них состоит в оглушении жертвы на какое-то время, в течение которого вампир сможет вытягивать из неё жизненные силы. Пассивные навыки, как правило, не боевые, и просто помогают вампиру выжить до, после и между боями.

От вампиризма вас сможет излечить любой из жрецов Аркея. Не бесплатно, конечно же.

Как уже говорилось ранее, для того, чтобы стать оборотнем вам понадобится подхватить болезнь Sanies Lupinus. При этом у вас будут две возможности это сделать. Первый вариант заключается в драке с NPC, который уже является вервольфом. Если вам повезёт, то в процессе боя вы подхватите от него нужную болячку. Как только болезнь будет подхвачена, вас также дадут специальный квест Hircine’s Gift, в конце которого от вас также потребуется решить согласны ли вы на превращение или нет. Второй вариант заключается в том, чтобы уговорить другого реального игрока укусить вас за деньги. Это умение также перезаряжается неделю и даром кусать никто никого не будет.

Если вы всё-таки решили стать оборотнем, то тем самым вы активируете специальную линейку навыков и характеристик. Они находятся во вкладке World Skills. Далее всё просто: вы гораздо быстрее бегаете, гораздо меньше получаете урона, и сильнее бьёте. Чем выше ваша выносливость, тем сильнее ваши атаки. Использование оружия станет невозможно на время трансформации.

В самом начале прокачайте «Внезапный прыжок». Это отличный стартовый приём, позволяющий быстро и далеко прыгать. Лучше всего делать это, прыгая в толпу врагов, нанося им удары и повергая их в бегство. Также вам пригодится навык «Рычание». Вы сможете испугать врагов, находящихся в пределах шести метров. Если у вас PvP-бой, то противник просто потеряет на несколько секунд управление над своим героем, чем вы отлично сможете воспользоваться.

Естественно, если вы планируете становиться оборотнем, но не качайте магию совершенно. Она вам не понадобится вовсе. В то же время, если вы решите стать вампиром, то качать вам придётся и выносливость и магию. Если магия имеет здесь превосходство, то на нулевой выносливости вы также далеко не продвинетесь. Оборотень в этом плане значительно универсальней.

Однако трижды подумайте перед тем, как становиться оборотнем или вампиром. Несмотря на то, что играть будет интереснее, с оборотнем можно будет легко справиться, вооружившись отравленным оружием. При этом, даже если вы будете в обычном, человечьем обличье яд всё равно будет оказывать на вас на 50% более губительное воздействие. То же самое можно сказать в отношении огня и вампиров. Их беда лишь в том, что огонь применяется на просторах Тамриеля гораздо чаще.

Естественно, что никто не заставляет всенепременно выбирать тот или иной путь. В игру можно играть, не касаясь ни вампирской, ни вервольфовской тематики, но что касается разнообразия игрового процесса, то, безусловно, эти способности привнесут в игру много нового и интересного. К примеру, вы сможете создавать свои собственные кланы с особым обрядом посвященья, сможете совершенно особо воевать и, в конце концов, сможете просто зарабатывать на желающих быть укушенными. С другой стороны ничего не даётся просто так, и многие плюсы оборачиваются минусами. В тех же PvP-боях опытный противник, увидев в вас оборотня или вампира, тут же предпримет соответствующие шаги по отравлению вашего персонажа ядом или огнём соответственно. На незаражённых героях данный приём сделать не удастся.

"...Мы - истинные хозяева ночи. Только мы используем нашу темную силу по назначению.Скользя в ночи, невидимые в тени, мы охотимся за нашими жертвами тайно и безмолвно. Вампиры из клана Берне передвигаются, словно тень. Бесшумно и незаметно. Мы намного проворнее других вампиров, и даже на людных улицах нас не заметит никто. Наши жертвы никогда не чувствуют нашего приближения... пока на наших губах не окажется их кровь..."

Одной из самых загадочных и необъяснимых заболеваний Тамриэля является вампиризм или, как его ещё называют, гемофилия венценосных.

До сих пор точно не выяснен характер передачи гемофилии венценосных от вампира жертве. Известно только, что она не может передаваться через раны, и передаются только в том случае, если вампир пил кровь жертвы. Инкубационный период составляет обычно около трёх суток и сопровождается мучительными снами-видениями. До полного превращения в вампира (то есть в течении трёх суток от момента заражения) существует возможность излечения. Однако после превращения, как считается, излечится невозможно. В крови новообращённого вампира происходят необратимые изменения химического состава, которые делают их крайне уязвимыми к солнечному свету, а также придают ей некоторые другие свойства, о коих будет рассказано ниже. Чтобы окончательно не превратится в зверя, вампир должен постоянно пить человеческую кровь, которая служит ему пищей, а также приводит его организм в более – менее нормальное состояние, делая похожим на человека.

Согласно учению Храма считается, что первого вампира создал отец всех чудовищ Молаг Бал из тела поверженного врага, возможно лорда даэдра, зверя, или Святого Храма.

Издание «Вампиры Вварденфелла, том II ", заявляет, что Даэдра Молаг Бал - отец Вампиров. Он породил первого вампира из трупа поверженного противника. Здесь же следует оговорка, что некто Галур Ритари был исцелён от вампиризма Молаг Балом. Это записано в его заметках.

Молаг Бал как отец вампиров также упоминается в книге, названной «Opusculus Lamae Bal ta Mezzamortie». Книга повествует о истории Молаг Бала, о его ненависти к Аркею, о том, как создал из тела женщины-неда, Ламы Беолфага, вампира. Лама позже стала известна как Бал Лама, и также как сестра Крови и Первый Вампир.

Какое мнение верно? Мы не можем узнать этого, ибо эти сведения дошли до нас из древних времён, когда мир был совсем другим. Но одно известно наверняка: Молаг Бал - действительно создатель вампиров

Достоверно известно, что на далёком континенте Акавир проживает раса змееподобных бессмертных вампиров, именуемых Цаэски. Некоторые учёные считают что первый вампир в Тамриэле мог появится во время вторжения этих загадочных существ в Тамриэль в 1E 2703. Достоверно неизвестно, передаётся ли вампиризм от Цаэски человеку или меру. Однако, если это так, то тайну появления вампиров Тамриэля можно считать разгаданной. Общеизвестный факт – многие из пленных цаэски после их разгрома служили в гвардии Императора. А всю Вторую Эру династия цаэски правила Империей после убийства Императора. Они властвовали над Тамриэлем более четырёхсот лет. Логично, что вампирам необходима свежая человеческая кровь, и, если возможно превращение человека или мера посредством укуса цаэски в вампира, то некоторые из обращённых могли выжить и продолжать распространятся по Империи уже после того как последний цаэски в Тамриэле прекратил существование.

Вампиры взамен своего проклятого существования получают полный иммунитет обычным болезням. Также некоторые охотники за вампирами (а такие существуют, несмотря на то, что официальные власти отрицают их существования, где бы то ни было) рассказывали мне в приватных беседах, что на них слабо действует обычное оружие, а также магия парализации и парализующие яды. Зато их можно легко убить с помощью оружия, зачарованного на удар огнём, или огненными заклинаниями.

Наиболее сильны и распространены общества охотников на вампиров на западе Империи, в частности, в провинции Морровинд. Там ходят легенды о могущественных охотниках на вампиров, которые некогда были вампирами, однако загадочным образом исцелились (о чём речь пойдёт ниже), сохранив часть вампирской силы. Как мне думается, эти слухи не лишены некоторой доли правды. Хотя те охотники за вампирами, которых я встречал, отрицали своё членство в каком-либо братстве, любому очевидно, что обычный, даже очень хорошо подготовленный воин вряд ли способен убить вампира. Для это надо действовать группой. К тому же у охотников должен быть некий источник финансирования, иначе им будет сложно закупать дорогое магическое оружие и снаряжение.

В Вварденфелле существует три вампирских клана: Куарра, Аунда, Берне. Куарра фантастически сильны, они всегда набрасываются на жертву в состоянии животной ярости и буквально разрывают её на части. Берне быстры и проворны, они нападают из засады, пока жертва спит или ничего не подозревает. Аунда отмечены печатью магического могущества и гипнотизируют или парализуют жертву перед укусом. Эти вампирские кланы располагаются в труднодоступных малоизученных частях Морровинда. Согласно “Манифесту о вампирах Киродиила”: «Чернотопье имеет собственный клан Клыка, который очевидно имеет огромные познания в тайных искусствах. Вампиризм распространился по всему Тамриэлю, ученые сделали записи приблизительно о девяти кланах вампиров. Это - Lysrezi, Anthosis, Vraseth, Khulari, Thrafey, Haarvenu, Garlythi, Selenu и Montalion. Их кровь имеет различные свойства, например Selenu имеют способность сопротивления холоду, огню или удару. Вампиры везде одинаково преследуются, но, насколько мне известно, волшебники из дома Телванни проявляют повышенный интерес к вампирам. Они дают им убежище, взамен изучая их и проводя эксперименты. Ходили также неподтверждённые слухи, что гильдия магов Морровинда проявляет непростительную лояльность к вампирам. Какими причинами это может быть вызвано, неизвестно.

Среди Данмеров распространено мнение, что болезнь неизлечима и вампиру суждено быть зверем до конца своего проклятого существования. Однако в одной из библиотек Храма мне удалось наткнуться на любопытные записи. Они утверждают, что когда-то член Вечной Стражи, некий Галур Ритари, заявлял, что был излечен от вампиризма. Первоначально заключенный в тюрьму Храмом за ересь, он позднее покаялся, был выпущен, и остаток лет прослужил библиотекарем в Зале Мудрости в Вивеке. Интересно, что до того, как он был посажен за ересь, Ритари был послан в гарнизон Вечной Стражи в Бал Уре, местом паломничества, известном как "Родина Молаг Бала". Каким образом он излечился – неизвестно.

Хотя вампиры объединены в кланы, которые зачастую враждуют между собой, все они имеют одинаковые вампирические свойства, они более сильны и быстры, обладают иммунитетом ко всем болезням и обычному (незачарованному) оружию, но и не лишены недостатков. Нормальные люди никогда не будут иметь никаких дел с вампиром, вампиры обычно изгоняются на кладбища или дикую местность. Другое неудобство – солнечный свет, вампиры не переносят солнца.

Вампиры Вварденфелла очень сильно отличаются от людей даже на первый взгляд, но киродиильские вампиры не таковы. Если вампир Киродиила недавно попил крови, он мало отличим от обычных людей, и даже может ходить при солнечном свете. Однако когда он голоден, все черты вампира - обнаруживаются, и только дурак не заметит их, поскольку их лицо становится типично вампирским. Эта уникальная способность вампиров Киродиила, согласно " Манифесту о вампирах Киродиила " была подарком Клавикуса Вайля. Поэтому вампиры Киродиила поклоняются Молаг Балу и Клавикусу Вайлю.

Иногда вампиров называют нежитью, хотя все письменные источники говорят, что они не мертвы. До сих пор точно не выяснен характер передачи гемофилии венценосных от вампира жертве. Известно только, что она не может передаваться через раны, и передаются только в том случае, если вампир пил кровь жертвы. Инкубационный период составляет обычно около трёх суток и сопровождается мучительными снами-видениями и забытьём. До полного превращения в вампира (то есть в течении трёх суток от момента заражения) существует возможность излечения. Однако после превращения, как считается, излечится невозможно.

Так или иначе, легенда говорит, что Нереварин был также вылечен от вампиризма. Сам Молаг Бал исцелил Нереварина - очевидно после того, как тот выполнил некое его поручение.

«Я вижу, что Вы делаете, поэтому я и спросил, маленький вампир. Это не было легко - получить лекарство, но я отнял его у Ваэрмины после некоторого... спора. Вы заработали это. Теперь я имею вечность, чтобы наказать мою дочь за ее вызов. Ваше проклятие исцелено. Все же... Интересно, как Вы откажетесь от вкуса крови на ваших губах? Когда Вы будете спать, Вы будете вкушать соль и медь, текущую по вашему языку? Идите, смертный. Грейтесь в вашем драгоценном солнечном свете».

Ваэрмина? Какое отношение Принц Мечтаний и Кошмаров имеет к вампиризму? Возможно, она имеет какое-то отношение к мучительным снам – видениям вампиров. В любом случае, смертным это знать не дано.

При разговоре о лекарстве от вампиризма, некоторое вспоминают, что бретонские ведьмы Хай Рока могут излечить вампиризм так же как ликантропию. Недавние сведения более или менее подтверждают эту информацию. Чемпион Киродиил был также заражен вампиризмом. Чтобы вылечить себя, он поговорил с ведьмой по имени Мелисанда в Нибенее, и она попросила шесть зубчиков чеснока, пять листьев паслена, и два пучка кровавой травы. Она также нуждалась в крови аргонианина, и пепле сильного вампира. Нелёгкая задача, но в конечном счете эти компоненты были собраны, и Чемпион получил две дозы микстуры Лечения вампиризма.

Вампиризм был и будет одной из самых неизученных заболеваний Тамриэля. Слишком велик страх перед этими существами – наполовину людьми, наполовину монстрами. Однако когда-нибудь народ должен понять, что для того чтобы победить врага, нужно изучить его, чтобы узнать все слабые места. Тогда вампиризм будет стёрт со светлого лика Империи навсегда.

Райвен Хлаалу - Брат дома Хлаалу 2-й год 4-й эры

Становление вампиром в Elder Scrolls Online является целью для многих игроков. Даже если они не полностью понимают преимущества вампиров, это все равно захватывающая перспектива.

Это руководство расскажет вам, как стать вампиром, дать вам точное место появления вампиров на карте и объяснить плюсы и минусы вампиризма.

Как стать вампиром

Есть несколько шагов, связанных с тем, чтобы стать вампиром, первым из которых является укусить одного. Вы можете укусить игроков или NPC-вампиров, а ниже вы можете узнать, как каждый из них работает.

Укусы игроков

Игрок, уже являющийся вампиром, может укусить других игроков раз в неделю, полагая, что у них есть навык в Кровавый Ритуал (Blood Ritual), пассивное умение в линии навыка вампиров. Для того, чтобы укус работал, вы и игрок-вампир должны быть расположены на определенном ритуальном алтаре (места, обозначенные на картах ниже), и заклинание Кровавый Ритуал, конечно, не должно быть при перезарядке.

Хорошая часть получения вампирского укуса от игрока заключается в том, что он гарантированно работает, тогда как поиск Bloodfiends (NPC вампиров), чтобы укусить вас, может быть затруднен. Недостатком является то, что большинство игроков взимают плату за укус, а цены варьируются от 5000 до 10 000 г.

Хотя просить плату за укус неправильно, как правило, есть тонна игроков, которые делают это бесплатно и если у вас есть проблемы с поиском NPC, чтобы укусить вас, это очень удобный выбор.

Укусы NPC

Вампиры в Бангкорае (Bangkorai)
В Бангкорае разразились кровопролития в руинах Силасели.
Бесплатный способ получить свою линию навыков вампиров – найти определенных монстров, называемых Bloodfiends. Фокус в том, что эти монстры не порождаются постоянно и обычно быстро убиваются игроками (часто просто для того, чтобы затруднить получение линии навыков, что позволяет продавать укусы).

Bloodfiends, которые могут заразить вас вампиризмом, порождаются только в очень специфических местах в Бангкорае, Марсе Жнеца и Разломе (уровни 37-44 зон). Точные местоположения отмечены на приведенных ниже картах. Обратите внимание, что в игре есть «Bloodfiend» монстры в разных местах игры, но только те, что в этих местах будут работать!

Карты появления вампиров Bloodfiend:

Ниже представлены карты Бангкорая, Марша Жнеца и Разлома с отмеченными местами икры Bloodfiend:

Респаун вампиров в Бангкорае

Респаун вампиров в Марше Жнеца

Респаун вампиров в The Rift

Дружественный совет: если вы можете получить доступ к зонам с ветеранами, Bloodfiends также появляются в тех же местах и, как правило, имеют гораздо меньше игроков, сражающихся за них.

Когда появляются Bloodfiends?

Кровавые дьяволы-вампиры появляются только ночью, обычно около полуночи, в игровое время (вы можете получить определенные интерфейсные дополнения, чтобы показать вам игровое время, если вы считаете это необходимым).

Вы часто слышите об этих монстрах, которые появляются только в течение определенных фаз луны, но это никогда не было полностью подтверждено.

Лучше всего проверять места появления каждую ночь и надеяться, что вы их найдете. Это может занять даже неделю, так как Bloodfiends появляются только один раз каждые несколько дней и могут быть убиты игроками к тому времени, когда вы туда попадете.

Как заразиться вампиризмом

Как только вы найдете Bloodfiends в этих местах, вы можете быть приятны своим друзьям-искателям приключений и оставить их живыми, чтобы другие могли заразиться. Все, что требуется, – это атаковать их 2-3 раза, и они автоматически заражают вас и запускают квест.

Вы можете проверить, что у вас есть инфекция, проверяя активные эффекты / баффы на экране состояния вашего персонажа: посмотрите на вампиризм.

Я заразился вампиризмом, что дальше?

Vampire quest npc
Квест, который вы говорите? Звучит вкусно…
Поезжайте к ближайшему пути, и вас встретит NPC, который даст вам квест уровня 38 под названием «Scion of the Blood Matron». Рекомендуется не пробовать этот квест, если вы, по крайней мере, не 30-го уровня, но с некоторыми трюками он может быть завершен еще раньше. Вы не сможете группироваться для этого квеста, так что не ожидайте помощи от кого-либо!

Пройдя квест, вы обнаружите некоторые знания вампиров в ESO, которые могут показаться вам интересными, но я пропущу спойлеры. Просто следуйте целям квестов, как и любой другой квест, и как только вы закончите, вы получите свою линию навыка вампиров и способности навсегда.

Плюсы и минусы вампиров

Наличие дополнительного дерева навыков всегда велико, но вампиризм также имеет свои недостатки. Убедитесь, что вы прочитали все о преимуществах и недостатках быть Vamp, прежде чем вы решите стать им!

Преимущества стать вампиром

Только через несколько месяцев после релиза содержимое ветеранов немного портилось (по-разному), а класс Храмовника получил полировку. Еще в ранние дни ESO на моем первом персонаже (тамплиере) у меня было много проблем, которые повышались в зонах ветеранов. Некоторые из них были связаны с моей неопытостью, но борьба с 3-4 мобами сразу могла стать сложной.

Эффекты Drain Essence и Bat Swarm от линии умения вампиров действительно очень помогли мне в то время, поскольку они обеспечивали некоторую столь необходимую поддержку во время длительных боев, где у меня заканчивались как здоровье, так и мана. Дело в том, что, если у вас проблемы с прокачкой, вампиризм может помочь вашему персонажу выжить.

Вы также получаете значительно увеличенную скорость передвижения во время кражи. Привлечение врагов путем активной способности Drain Essence дает вам приличное количество здоровья и выносливости, чтобы держать вас в живых.

Недостатки вампиризма

Первое, что нужно знать о вампирах, – это что нужно постоянно нужно его кормить. Не обязательно большой недостаток, но неспособность кормления в течение длительного периода может быть неудобно.

Ваш персонаж может быть на 4 разных этапах вампиризма, в зависимости от времени, прошедшего с момента последнего высасывания:

  • Этап 1 Вампиризм. Вы получаете на 50% больше урона от огня.
  • Этап 2 Вампиризм – ваше здоровье восстанавливается на 25% медленнее. Вы получаете на 50% больше урона от огня. Ваши способности Vampirisim стоили на 20% меньше здоровья.
  • Этап 3 Вампиризм – ваше здоровье восстанавливается на 50% медленнее. Вы получаете на 50% больше урона от огня. Ваши способности Vampirisim стоят на 40% меньше здоровья.
  • Этап 4 Вампиризм – ваше здоровье восстанавливается на 75% медленнее. Вы получаете на 50% больше урона от огня. Ваши способности Vampirisim стоили на 60% меньше здоровья.
    Вы можете кормить, прокрадываясь к любому гуманоиду в игре (появляется специальное приглашение умения, за которым следует отвратительная анимация, если вы согласитесь). Если вы не кормите персонажа в течение 30 минут, вы получите от 1-й до 2-й стадии. Не кормите 60, а затем через 90 минут вы попадете на этап 4 вампиризма, и в этом случае ваша регенерация здоровья значительно сократится.

Вы можете кормить, прокрадываясь к любому гуманоиду в игре (появляется специальное приглашение умения, за которым следует отвратительная анимация, если вы согласитесь). Если вы не кормите в течение 30 минут, вы получите от 1-й до 2-й стадии. Не кормите 60, а затем через 90 минут вы попадете на этап 4 вампиризма, и в этом случае ваша регенерация здоровья значительно сократится.

Как уже упоминалось, хотя и не обязательно огромный недостаток, в некоторых ситуациях (например, очистка группы подземелий) может быть трудно прокормить героя, а низкая регенерация здоровья может сильно повредить вам, если вы танк. Вы можете высасывать жизнь из теплокровных гуманоидных врагов (так что никакие животные, призраки и т. д.). В групповых подземельях монстры всегда приходят в более крупных группах, что делает их чрезмерно опасными, чтобы попытаться их прокормить (помните, что вам нужно подкрасться к ним и высасывать несколько секунд).

То, что определенно повредит вам еще больше, это дополнительный урон от огня, который вы получаете. Огонь, вероятно, самый распространенный тип магического урона в Elder Scrolls Online, и получение дополнительного урона на 50% может затруднить определенные столкновения. Подробнее об этом ниже!

2. Уязвимость к огню

Как вампир ваш персонаж получает 50% дополнительного урона от огня! При прокачки в соло это не имеет особого значения (огонь обычно AoE, и поэтому его легко избежать).

Далеко не невозможно быть вампиром и проходить контент высокого уровня, но 50% дополнительного урона от огня повредит вам, особенно в рейдах (испытаниях). Лично я закончил как Цитадель Хелры, так и Эфирские Архивы как Вампир на целителе, но только потому, что моя гильдия тащила меня. Последний этап на последнем боссе в АА, например, невозможно выжить как вампир, поэтому вам лучше надеяться, что ваша группа сможет закончить его без вас. Hel’Ra еще менее дружелюбен к вампиру, но опытная группа и некоторые причудливые персы помогут вам достичь этих ясных достижений.

Ветеранские подземелья, с другой стороны, довольно забавны, и некоторые встречи могут быть трудными для вампиров. Если вы целитель или ДПС, вы можете легко перемещаться и избегать большинства урона от огня, но если вы танк, я бы не рекомендовал быть вампиром, так как это может быть очень неудобно.

По сути урон от огня очень распространен в игре, и в содержании может сильно повредить уязвимость Vampire, и вы, безусловно, должны учитывать этот недостаток, если собираетесь нападать на группы.

3. Внешний вид персонажа

Самурайский вампир
Мой самурайский вампир довольно уродлив без воспоминаний.
Большинство игроков не заботятся об этой проблеме, но становление вампиром меняет внешний вид вашего персонажа. Ваши глаза становятся красными, а ваша кожа становится белой.

Если вас не волнует уродливый внешний вид вашего персонажа, то это определенно не относится к вам.

В качестве альтернативы вы всегда можете играть в ESO в черно-белом режиме, выполняя настройки вашей видеокарты или используя более удобное решение: носить шлем.

4. PvP-уязвимость

Гильдия бойцов, получившая название Silver Bolts, может сильно повредить PvP, и, учитывая популярность вампиров и оборотней, неудивительно, что каждый другой игрок использует Silver Bolts. Игроки, которые в основном PvP и проводят свои дни и ночи в Сиродииле, скорее всего, захотят избежать вампиризма.

Как вылечить вампиризм

Становление вампира дает вам заклинания и пассивные навыки навсегда, если вы не решите вылечить их. В отличие от страдания, вылечивать вампиризм очень просто: найдите священника Аркая в близлежащем большом городе (например, Рифтен), заплатите небольшую комиссию за золото, и вы останетесь без проклятия.

Обратите внимание, что вылечивание вампиризма спасает ваш опыт в области навыков и способности морфов, поэтому, если вы решите повторно заразиться в будущем, вам не придется начинать прокачку с нуля.

Последние мысли

Самурайский вампир в средней броне
Я же говорил.
Вампиры довольно популярны в игре, независимо от их преимуществ и недостатков. Очень интересно погрузиться в подлый и несколько злой геймплей, не говоря уже о том, что вампирские способности могут быть очень полезными и очень хорошо дополняют ваши классовые навыки.

С другой стороны, большинство игроков из ветеранов рано или поздно вылечивают свое проклятие, в основном из-за значительного увеличения ущерба от огня, полученного при заражении.

Я надеюсь, что этот путеводитель вампиров даст вам все факты, которые вам нужно знать об этой линии навыков, и решать вам, стать ли вампиром хорошо или плохо. В любом случае, дайте нам знать, что вы думаете о том, чтобы быть вампиром в комментариях ниже.

Видео

Мир TES / Бестиарий Нирна

~ Вампиры и ликантропы ~

Вампиры:

Вампир (vampire) - это сильные и опасные представители нежити, которого можно встретить во всех регионах Тамриэля. Однако вампир - это не совсем нежить. Это больные болезнью вампиризм во время которой замедляются обмен веществ и сердечный ритм. Больной становится похож на ходячего мертвеца. Вампиры должны каждый день питаться кровью различных существ, в противном случае они испытывают неудержимый голод, а раны их не затягиваются. Также вампиры не могут находиться под светом солнца, и святых местах. Это наносит им страшные ожоги и причиняет боль. Получать повреждения от огня вампирам тоже нежелательно - их тела обладают уязвимостью к этой стихии. Однако в жизни вампиров есть и плюсы. Вампиры более проворны и сильны, чем люди. Они имеют заметные преимущества в некоторых навыках в сравнении с людьми. В основном эти преимущества зависят от того, к какому клану принадлежит вампир.

Антотис (Anthotis):

Вампирский клан, обитающий в регионе залива Иллиак. Члены этого клана имеют интеллект, превосходящий возможности среднего человека или эльфа.

Аунда (Aunda):

Вампирский клан, обитающий в регионе Вварденфелл. Этот вампирский клан практикует магию, члены этого клана отличаются большой силой воли. Кроме того, они хорошо разбираются в магической школе мистицизм и питают склонность к коротким клинкам.

Берне (Berne):

Вампирский клан, обитающий в регионе Вварденфелл. Этот клан вампиров предпочитает охотиться за жертвами тайно и безмолвно. Они намного проворней других вампирских кланов, могут пройти незамеченными у самого носа. Вампиры клана Берне ловкие, скрытные, и предпочитают обходиться без доспехов.

Врасет (Vraseth):

Вампирский клан, обитающий в регионе залива Иллиак. Члены этого клана имеют в своем распоряжении заклинание Nibleness.

Гарлуфи (Garlythi):

Вампирский клан, обитающий в регионе залива Иллиак. Члены этого клана обладают даром призывать магический щит.

Кхулари (Khulari):

Вампирский клан, обитающий в регионе залива Иллиак. Члены этого клана обладают даром парализовывать свою жертву или потенциального врага.

Куарра (Quarra):

Вампирский клан, обитающий в районе Вварденфелл. Члены этого клана - воины, они очень сильны и являются специалистами по части длинных клинков и дробящего оружия.

Лизрези (Lysrezi):

Вампирский клан, обитающий в регионе залива Иллиак. Этот вампирский клан склонен к скрытности и незаметности. Члены этого клана обладают даром невидимости и слияния с тенями.

Монталион (Montalion):

Вампирский клан, обитающий в регионе залива Иллиак. Члены этого клана обладают даром телепортации.

Селену (Selenu):

Вампирский клан, обитающий в регионе залива Иллиак. Члены этого клана обладают уникальным даром противостоять всей элементарной магии, включая магию огня.

Фрафей (Thrafey):

Вампирский клан, обитающий в регионе залива Иллиак. Члены этого клана обладают даром исцеления.

Хаарвену (Haarvenu):

Вампирский клан, обитающий в регионе залива Иллиак. Члены этого клана могут создавать мощные заклинания разрушения, такие как Ледяной шторм и/или Дикий Огонь.

Древний вампир (ancient vampire):

Вампир, просуществовавший с этой болезнью долгие века. Довольно опасен, так как опыта набрал немало.

Упоминание: TES2: Daggerfall

Оборотни (ликантропы):

Ликантропы (lycanthropes) - это полулюди-полуживотные, обитающие по всему Тамриэлю. Причины возникновения этой странной болезни неизвестны. Днем больной ничем не отличим от обычного человека, ночью же, особенно в полнолуние (2х лун) он превращается в ужасного зверя. Когти оборотней - их природное магическое оружие. Несмотря на то, что термин "ликантропия" должен относиться только к вервульфам, это просто тонкости семантики. Конечно, существуют некоторые различия между семью описанными формами ликантропии в Тамриэле, но в основном все случаи схожи.

Оборотень-волк (werewolf):

Вервульф - наиболее распространенный вид ликантропов, обитающий по всему Тамриэлю. Превращается в кровожадного прямоходящего волка. В бою с устрашающей эффективностью использует мощные когти. Вервульфы не возвращаются к человеческой форме после смерти, несмотря на то, что говорится в легендах. Трупы ликантропов принято сжигать на костре.

Оборотень-стервятник (werevulture):

Оборотень-стервятник обитает в лесах Валенвуда. Это странный вид ликантропа. Информации по нему довольно мало.

Оборотень-лев (werelion):

Верлион - омерзительный ликантроп обитающий в районах провинции Сиродил и Эльсвейр.

Оборотень-крокодил (werecrocodile):

Его можно встретить в Чернотопье и в душных болотах Южного Морровинда. Обитает в болотах, и может часто нападать из засады. Оборотни-крокодилы так же агрессивны, как и все ликантропы.

Оборотень-акула (wereshark):

Акула-оборотень - самый малоизученный вид ликантропов, однако многие ученые убеждены в существовании этого вида оборотней. Обитает в океанах вокруг Тамриэля.