Упражнения с ребенком 1 месяц. Развитие ребенка в первый месяц: Специальные упражнения. Занятия на фитболе

Когда в семье появляется ребёнок – это огромная радость, бессонные ночи и колоссальная ответственность родителей за здоровье и развитие малыша. Успешное развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, но основным из них является то, как с рождения занимаются с ребёнком, сколько времени ему посвящают, какие развивающие игры и занятия используют, а также то количество любви, которое направлено на маленького человечка.

Не бойтесь проявить излишнюю нежность – это никак не может повредить психологическому состоянию карапуза. А внимание к ребёнку, развивающие игры до года и всевозможные игрушки помогут ему увереннее перейти годовалый рубеж навстречу интересному и пока загадочному миру.

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

1) Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.

2) Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.

3) Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)

4) Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).

5) Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две — три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года?

1) При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.

2) Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.

3) Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.

Развивающие игры для ребёнка в 1 месяц (игры и потешки для новорожденного)

Разговор с ребёнком. Говорите с малышом постоянно, когда заходите в комнату, когда переодеваете или купаете его. Меняйте интонацию и тембр голоса. Тихий голос успокоит, а громкий — привлечёт внимание.

Мамино лицо. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на мамином лице, медленно двигайтесь в разные стороны – малыш будет поворачивать за вами голову и следить взглядом.

Наблюдатель. Возьмите яркую игрушку и водите ею перед лицом малыша из стороны в сторону, по кругу, по вертикали. Расстояние от лица должно быть примерно 25-30 см. Когда ребёнок сможет взглядом следить за одним направлением движения, дайте ему отдохнуть. Потом попробуйте другое движение.

Я слышу маму. Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление – отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух.

Не забудьте про массаж, в этом возрасте он не менее важен, чем развивающие игры для новорожденного. Чем чаще вы прикасаетесь к телу ребёнка (во время переодевания, кормления, купания), тем спокойнее и увереннее чувствует и ведёт себя ребёнок.

Развивающие игры для ребёнка в 2 месяца

Колокольчик. В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки. Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун. Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки. Пора начинать знакомит ребёнка с простенькими стишками, потешками, песенками и прибаутками. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам гугуканьем».

Фигурное плавание. Положив голову ребёнка на ладонь, попробуйте «поводить» его по поверхности воды в разные стороны, описывая восьмёрку, вправо-влево. Эта развивающая игра для ребёнка в 2 месяца поможет пространственному ориентированию малыша, а такая близкая ему водная среда поможет снять гипертонус и просто доставит удовольствие.

Развивающие игры для ребёнка в 3 месяца

Занятия на мяче. Ребёнок уже может достаточное время лежать на животике и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Возьми игрушку. Положив малыша на живот, разложите передним 2-3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки – почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Слушаем музыку. Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

Чудо-браслет. Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Развивающие игры для ребёнка в 4 месяца

Ответь мне. Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку. Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики – напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили. Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи. Тряпичный : с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком – развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался. Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем. Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки. Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев

Кнопочки на игрушках, коробочки. Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки. Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы. Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Развивающие игры для ребёнка в 7 месяцев

Мешочки с крупой. Маленькие мешочки, наполненные различными крупами (гречка, горох, фасоль, рис). Дайте их вашему малышу и они помогут в развитии мелкой моторики, дают возможность исследования, их можно хватать, жевать, бросать.

Молоточек. Игрушка с пищалками на концах. Детки в 7 месяцев любят стучать такими игрушками об пол. Весело и полезно для координации движений.

Барабан. Любая кастрюлька, миска и деревянная ложка подойдут для игры. Малыш ударяет по разным «барабанам» и слышит разницу в звуках. Полезно для развития слуха и логики.

Книжки и кубики из ткани, «шуршалки» вызовут интерес, разовьют внимание, полезны для мелкой моторики. Показывайте книжку ребёнку, потом он сможет рассматривать её сам.

Развивающие игры для ребёнка в 8 месяцев

Пластиковые бутылки с крупами или водой. Их можно крутить и трясти. Звук и вид перекатывающейся крупы или булькающей воды стимулируют развитие зрения и внимание.

Музыкальные игрушки. Помогут развить мышление и слух. Ребёнок поймет связь между действием и полученным результатом: нажав на кнопку, выскакивает игрушка или играет музыка.

Кубики, посуда, пищащие игрушки. Все, что можно уронить на пол. Развивается способность к познанию и мелкая моторика. Немного позже, примерно в 9 месяцев, можно немного усложнить эту развивающую игру и учить кидать предметы специально (мяч в ведёрко, игрушку в коробку).

Свет. Если есть настольная лампа, позвольте малышу включать и выключать её, нажав на кнопку или потянув за шнурок торшера. Действия озвучивайте: «Свет загорелся!» «Выключили лампочку!»

Третий лишний. Дайте в руки малышу две игрушки. А затем предложите ещё одну. Заинтересованный ребёнок должен сообразить освободить одну руку, чтобы взять предложенную игрушку.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной. Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему – покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики. Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера. Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь. Е сли уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки. Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Развивающие игры для ребёнка в 10 месяцев

Машинки на устойчивой основе. Купите вашему десятимесячному малышу подвижную машинку на колёсиках. Покажите, что если её толкнуть, она укатится по полу. Для такой развивающей игры великолепно подойдут инерционные машинки. Катание вперёд и назад учат совершать базовые движения, необходимые и девочкам, и мальчикам.

Игрушки музыкальные (барабан, пианино). Происходит развитие слухового восприятия, координации. Играть лучше под стишки или песню.

Конструкторы. Несложные варианты развивают моторику, логику, мышление.

Тряпочные игрушки или куклы, у которых крупные черты лица. Игра познакомит ребёнка с названиями части тела, лица. Предложите показать, где у куклы глазки, носик. Если у малыша не получается показывать, делайте это вместе с ним, водя его ручкой и указывая названные части лица.

Развивающие игры для ребёнка в 11 месяцев

Каталки. Игрушки на колёсиках, которые на прогулке можно везти впереди себя (колесо, бабочка). Учат ходьбе, равновесию, понятию опоры и движения.

Игрушки с механическим заводом (машинки, поезда, мышки). Развивают моторику и логику. Предложите малышу самому завести игрушку.

Игрушки со спортивным уклоном (качалка в виде коня, машинка, на которой можно ехать сидя). Развивается координация, навыки ходьбы, бега. Эта развивающая игра для ребёнка в 11 месяцев должна проводиться под присмотром взрослых . Благодаря ней ребёнок постигает ориентацию тела в пространстве.

Развивающие игры для ребёнка в 12 месяцев

Кубики, мячи, прищепки, рисование, лепка – это всё можно смело предлагать маленькому исследователю.

Грабли. Рассыпьте по столу не крупные игрушки и покажите, как можно песочными грабельками всё сгребать в кучку или со стола в коробку.

Ботинок. Предложите ребёнку самому надеть ботинок. Помогайте ему справится с этой задачей и обязательно похвалите его, даже если практически всё сделали самостоятельно. Это отличное упражнение для ребёнка до года на развитие моторики, терпения и самостоятельности.

Альбом с фотографиями родных, близких и самого малыша займёт его внимание. Узнавание лиц развивает память. Только проследите, чтобы малыш случайно не порвал и не помял ценные семейные фотографии.

Все развивающие игры до года по месяцам для конкретно указанного возраста можно использовать и позже, в возрасте постарше, главное – интерес к ним ребёнка. Не забывайте про музыку и массаж в любом возрасте – массаж полезен для здоровья, а музыка развивает творческое начало.

Появление в доме нового члена семьи - это всегда большая радость.

В первые дни и недели молодые родители привыкают к малышу, рассматривают его, считают пальчики, учатся общаться с ним, ухаживают за деткой, заботясь о ее физическом здоровье. знают: чем раньше начнёшь развивать малыша, тем сообразительней он будет. Многие начинают заботиться о психическом здоровье ещё тогда, когда малыш в утробе. Изучают литературу, смотрят специальные фильмы и передачи и точно знают, как развивать ребёнка в 1 месяц, в полгода и в год.

Самое ранее развитие даёт толчок к развитию у малыша важных психических процессов. Для того чтобы понять, как малыша, нужно знать, что он умеет в этом возрасте. В этот ранний период ребёнок находится во власти он ищет и сосёт грудь (бутылочку с соской), может ручкой захватить мамин палец, поворачивает головку к источнику света и звука, может фокусировать взгляд на ярком предмете.

Перед тем, как приступить к развитию малыша, не лишним будет ознакомиться с упражнениями, которые можно выполнять с малышом ежедневно. Они не занимают много времени и не отнимают силы у молодой мамочки. Итак, правила, которые подскажут, как развивать ребёнка в 1 месяц:

Копируйте мимику малыша: глядя на вас, он учится распознавать эмоции.

- «Стройте рожицы» во время бодрствования малыша. При этом ваше лицо должно быть на расстоянии 20-30 см от глаз ребёнка.

Показывайте детке яркие предметы, проводя туда-сюда перед личиком, чтобы малыш следил за ними глазками.

Включайте в комнате различную музыку, регулируя её громкость и тональность: так развивается слух ребёнка.

Проводите массаж всего тела несколько раз в день.

Голого малыша выкладывайте на ткани с различной текстурой: так развиваются

Для развития координации носите и качайте малыша в разных направлениях, выкладывайте на большой мяч (фитбол).

Когда родители получили нужную информацию о том, как им будет интересно узнать о его дальнейшем воспитании. Малыш подрастает, его мозг развивается, у крохи появляются новые навыки и умения. Для родителей приходит время узнать, как развивать малыша в этот период можно условно разделить на семь этапов (см. табл.).

0-5 недель

Беседы с малышом, тесный слушание музыки, рассматривание предметов.

5-8 недель

Давайте малышу различные по фактуре предметы, показывайте яркие игрушки и вещи, развивайте глазомер.

8-12 недель

Ребёнок понимает, что предметы движутся, следит за ними глазками.

12-19 недель

Поиск знакомых предметов глазками, беспокойство, если мама далеко. Усильте тактильный контакт с малышом.

19-26 недель

У малыша появляется страх от осознания огромности мира. Создайте дополнительный уют: мягкая игрушка, пелёнка, удобная одежда.

26-37 недель

Активное познание окружающего мира. Предлагайте ребёнку для изучения разнообразные предметы, показывайте, как можно с ними манипулировать.

37-46 недель

Познание свойств предметов, которое необходимо поощрять. Хвалите малыша, пополняйте его окружение играми и новыми интересными предметами.

Зная, как развивать ребёнка в 1 месяц и до года, выполняя все правила, вы можете быть уверены: малыш вырастет любознательным и обязательно будет радовать родителей своими успехами.

В возрасте десяти дней, ребенок уже может общаться с внешним миром. Полагаясь не только на рефлексы, но и на свои сенсоры. Большая часть детей в этом возрасте может свободно удерживать в поле зрения предмет, который двигается, например, яркую погремушку (размером около 10 сантиметров).

Поместив ее на уровне груди ребенка, который лежит на спине ребенка и, перемещая ее вправо-влево, малыш будет фиксировать игрушку взглядом. Это фокусирование взгляда продлится несколько секунд.

Впоследствии и ориентировочные зрительные реакции малыша становятся намного развитее. В трехнедельном возрасте может фиксировать взглядом не двигающиеся предметы разного размера.

В конце первого месяца ребенок может зрительно следить. Например, если Вы повторите манипуляции с яркой игрушкой, то увидите, как ребенок фиксирует взглядом игрушку и даже провожает ее глазами.

В возрасте одного месяца малыш может самостоятельно поднимать и удерживать головку, если его при этом положить на живот, на ровную поверхность. Некоторым деткам удается удерживать голову несколько десятков секунд.

Упражнения, которые направлены на интеллектуальное развитие ребенка.

  • Уложите малыша на живот в положение лежа. Опустите вашу руку на подбородок карапуза, а другой рукой дотрагивайтесь к стопам его ног. В ответ на эти действия малыш будет отталкиваться ножками, и продвигаться вперед.
  • Так же уложите малыша на живот. Руку одну положите карапузу под подбородок, а вторую под живот и осторожно подтягивайте малыша вперед. Он будет совершать ползающие движения.
  • Малыша поместите в вертикальном положении. Необходимо удерживать малыша на весу за бедра, так чтобы при этом держать баланс и не нарушать равновесие. Малыш будет пытаться самостоятельно держать вертикально голову и туловище.
  • Ребенка положите на спину, возьмите его за кисти рук и осторожно потяните на себя. При этом малыш будет стараться подтягиваться вперед за руками.
  • Живот малыша нужно обхватить и удерживать его на весу лицом вниз. Малыш должен поднимать голову.
  • Таким же образом удерживаете малыша на весу, только в положении наклонно-боковом (при этом обхватывая по очереди, правый и левый бока). Ребенок станет выпрямлять ножки и приподнимать голову.
  • Малыша поставьте на опору в положение вертикальное. В ответ на это ребенок станет выпрямлять туловище и ноги, поднимать голову. Если потянуть слегка вперед, то малыш сделает шаговое движение.

Любое из этих упражнений нужно повторять на протяжении трех-четырех минут, при этом терпеливо ждать ответную реакцию.

Поместите яркую игрушку, например, погремушку, шарик или кольцо перед глазами ребенка, на расстоянии около 80 см. над лицом. После нужно подождать, чтобы у ребенка взгляд задержался на игрушке. Затем можно начинать покачивать игрушкой то вправо, то влево. Упражнение должно длиться одну-две минуты, проводите его 1-2 раза за сутки.

Правильно держать головку

Для того чтобы развить умение держать голову, возьмите маленький мячик и начните катать его возле малыша. Карапуз явно изъявит желание потянуться за мячиком и прослеживать за ним взглядом, из-за этого ему придется напрячь мышцы шеи.

Занятие для проверки слуховой активности малыша

Возьмите маленький колокольчик (высотой около 7 см.) Уложите малыша на спину. Держа колокольчик на вытянутой руке и негромко позванивая, делайте два-три колебательных движения и давайте звуку затихнуть. Вы увидите, что малыш сосредоточенно прислушивается к звукам, еще раз позвоните в колокольчик.

Перед тем как звонить, нужно дать звуку угаснуть. Колокольчик держите на расстоянии 50-70 см. над грудью малыша. После нужно привязать колокольчик к леске и перемещать его вправо (заглушив звук). На расстояние 90-100 см от центра переместите колокольчик, чуть–чуть позванивайте им.

Это будет вызывать у малыша поисковые движения глазок, он будет поворачивать голову в разные стороны. Так же нужно и перемещать колокольчик влево. Упражнения проводите два-три раза в день, в течение трех-четырех дней. После сделайте перерыв на неделю, и далее можно уже проводить занятие, и в два и в три месяца.

Развитие ребенка в 1 месяц зависит от того, занимается ли с ним мама, разговаривает ли с крохой, делает ли мамин массаж. Как развивать ребенка в 1 месяц, какие упражнения и игры ему нужны — об этом Вы узнаете сегодня.

Малышу исполнился месяц. Он уже очень отличается от новорожденного. Что же главное в развитии малыша в возрасте 1 месяц? Что важно не упустить и какие конкретно задачи нам важно решить? Что умеет малыш к концу этого месяца? Какой массаж будет полезен малышу в возрасте 1 месяц? Об этом мы говорили в статье где я обещала подробнее описать игры и упражнения с крохой. Выполняю обещание.

При проведении всех игр и упражнений очень важно учесть нюансы:

  • Малыш должен лежать головой к окну, чтобы ему при рассматривании предметов не бил в глаза яркий солнечный свет или свет фонаря.
  • Для всех игр надо менять игрушки и предметы каждые 3-4 дня.
  • Игрушки и предметы надо показывать так, чтобы Ваше тело или рука были вне поля зрения малыша. Поэтому погремушку держат на петельке, мордашки, рисунки прикрепляют к палочке (самый простой способ – это надрезать пополам один конец палочки и вставить в получившуюся щель картинку)
  • Упражнения и игры проводятся ежедневно 2-3 раза в день буквально по минутке или даже меньше (в зависимости от особенностей малыша).
  • Постепенно можно довести их длительность до 2-4 минут. После этого надо сделать паузу. Ребенок в 1 месяц не может заниматься 5 или 10 минут подряд!!! Лучше вернуться к упражнению после сна или прогулки.

Развивающие игры и упражнения для ребенка в возрасте 1 месяц

Упражнение №1. «Мордашки». Развитие зрительного сосредоточения и умения плавно прослеживать взглядом за передвигающимся предметом у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Для упражнения Вам понадобятся игрушки с нарисованными личиками – грустными, веселыми, удивленными (погремушки, неваляшки, хлопковые солнышки, зайчики и т.п.). Чтобы они привлекали внимание малыша они должны быть яркими. Очень хорошо привлекают внимание крохи красно-оранжевые цвета, но это не означает, что другие цвета нужно игнорировать. Вместо игрушки можно использовать цветные картонные круги диаметром 10-15 см с нарисованными на них рожицами (рисуем обычным толстым черным фломастером – рисуем так, чтобы детали мордашки были очень хорошо контрастно видны на фоне), одноразовые тарелки (их надо прикрепить к палочке, чтобы было удобно показывать малышу).

На мордашке из картона или бумажной тарелки или игрушке должны быть нарисованы два глаза, нос и рот (вместе они образуют фигуру, похожую на букву Т). Именно этот признак является для младенца признаком человеческого лица на первых порах.

Как заниматься с малышом:

Когда малыш лежит в кроватке на спине, покажите ему игрушку на расстоянии 50 см. Покачайте игрушку, позвените ей, чтобы привлечь внимание ребенка. Когда ребенок сосредоточится на игрушке, начните ее перемещать влево, верните в центр, затем переместите игрушку вправо, верните в центр. Мы в воздухе «нарисовали» горизонтальный путь игрушки. А теперь начинаем вести игрушку вертикально – медленно поднимем мордашку вверх, остановимся, далее поведем вниз и снова вернемся. Получился «крестик» — сначала горизонтальное движение игрушки, затем вертикальное.

Полезные советы:

  • Если Вы не занимались ранее с малышом такими упражнениями (см. статью ), то вполне может быть, что он не сможет в 1 месяц следить за игрушкой или сможет следить за ней только горизонтально и не плавно. Не расстраивайтесь! Крошка всему научится! Ведь то, что не тренируется, не развивается или развивается медленнее. Просто начинайте несколько раз в день делать упражнение с плавным горизонтальным перемещением игрушки (по 2-4 минутки). Когда младенец легко и плавно будет прослеживать за перемещающейся игрушкой взглядом, будет останавливать свой взгляд на игрушке при ее остановке, можно будет усложнить это упражнение. А значит, вводить вертикальное перемещение игрушки. А когда малыш освоится и с вертикальным слежением за игрушкой, можно будет «рисовать» игрушкой в воздухе «крестик», а потом и более сложные фигуры – восьмерки, круги, змейки.
  • Для упражнения игрушки или предметы надо менять. За одной и той же игрушкой малыш следить не будет – она ему станет неинтересной.
  • Такие мордашки можно делать и из лоскутков. Берем квадрат яркой хлопчатобумажной ткани, в серединку кладем синтепон или набивку для подушек, прочно связываем «мешочек» (проверяем прочность, завязываем на двойной узел, можно для подстраховки и зашить, чтобы точно держалось очень прочно). Там, где мы связали наш мешочек, будет «шея». Можно завязать на нее бант из яркой ленточки. А получившийся шарик – будет «головой». Рисуем маркером по ткани рожицу на «голове», затем проглаживаем наш рисунок через 10-30 минут теплым утюгом через тонкую тряпочку или лист бумаги (здесь надо действовать согласно инструкции к маркеру) – и игрушка готова. Она понадобится малышу и позже 1 месяца. Можно набивать такие мордашки разными наполнителями – горохом, гречкой и т.д. Тогда в дальнейшем можно будет их использовать для развития тактильных ощущений у младенца.
  • Упражнение начинаем проводить с малышом 2 раза в день по минутке, постепенно доводим продолжительность до 2-4 минут.

Результат упражнения:

Ребенок умеет сосредотачивать свой взгляд на лице и плавно прослеживать взглядом за передвигающимся предметом.

Упражнение №2. «Две гирлянды». Развитие умения рассматривать игрушки длительное время у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Две гирлянды с погремушками. Одна из них должна быть уже знакома малышу (он ее видел, слышал ее звучание), а другая новая. Гирлянды соединяются по бокам двумя лентами. Гирлянды нужно повесить так, чтобы верхняя находилась на высоте 50-60 см от ребенка, а нижняя – на высоте примерно 20 см. Нижняя гирлянда знакома ребенку, а верхняя – новая. Нужно рассчитать так, чтобы когда малыш случайно коснется нижней гирлянды, зазвенела бы верхняя гирлянда.

Как заниматься с малышом:

Повесить гирлянды. Подождать и понаблюдать, как малыш случайно заденет нижнюю гирлянду (Вы ему ничего не показываете! Это должно быть его самостоятельное открытие!) Посмотрите, стал ли ребенок рассматривать верхнюю гирлянду, когда она зазвенела. Если нет, то привлеките внимание малыша к верхней гирлянде. Сами потрясите нижнюю гирлянду так, чтобы пришла в действие и верхняя.

Полезный совет:

  • Упражнение можно проводить и с двумя игрушками.
  • Можно не только рассматривать гирлянды игрушек, но и гирлянды из цветных картонных фигурок с колокольчиками

Результат упражнения:

Ребенок более 1 минуты может сосредоточенно рассматривать звучащую верхнюю гирлянду.

Упражнение №3. «Две бабочки». Развитие умения следить глазами за поочередным перемещением двух предметов у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Вариант 1. Бабочки из двусторонней цветной бумаги или яркой гофрированной бумаги. Размер бабочки 7-10 см. Сделайте бабочки разных ярких цветов. Наиболее привлекательны бабочки красного и оранжевого цвета, но малыш различает и другие цвета.

Чтобы сделать бабочку:

  • Вырежите прямоугольник из бумаги.
  • Сложите его гармошкой.
  • К середине гармошки привяжите длинную прочную нитку (не ленточку), за которую Вы будете держать бабочку.

Вариант 2. Две яркие игрушки на ниточке.

Как заниматься с малышом:

Малыш лежит на спине в кроватке. Возьмите обе бабочки (или игрушки) и привлеките к ним взгляд малыша – покачайте ими, потрясите. Если малыш их упорно не замечает, то просто подставьте бабочки под взгляд ребенка.

Теперь начинайте плавно перемещать одну бабочку влево по горизонтали. Остановитесь. Проследите, чтобы малыш тоже остановил свой взгляд на неподвижной бабочке. И сразу начинайте двигать вторую бабочку в другую сторону – вправо по горизонтали. Остановитесь. Затем верните в центр сначала первую игрушку. Затем – вторую.

Полезные советы:

  • Это упражнение для малыша очень сложное, поэтому его выполняют, когда малыш уже хорошо следит глазами за одной игрушкой по горизонтали и по вертикали.
  • Если малыш теряет траекторию движения бабочки (это нормально для ребенка в 1 месяц), то просто подставьте под его взгляд ту игрушку, которую он «потерял».

Результат упражнения:

Ребенок непрерывно следит за поочередным движением по горизонтали двух бабочек (или игрушек).

Упражнение №4. «Шумелки». Развитие у ребенка в 1 месяц умения сосредотачиваться на звучании предмета, отыскивать звучащий предмет по звуку, поворачивать голову вслед за звуком

Что нужно приготовить:

  • Колокольчик, маракас, шаркунок или любую другую звучащую игрушку или детский музыкальный инструмент – треугольник, дудочку, ксилофон, шарманку, музыкальную шкатулку, металлофон.
  • Шумелки – самоделки: коробочки или баночки (из-под крема, киндерсюрприза и т.д.) с насыпанными вовнутрь бусинками, косточками, горохом, гречкой, семенами подсолнуха. Для безопасности ребенка (чтобы наполнитель не просыпался) эти баночки вкладывают в мешочек из лоскутка яркой ткани и очень прочно его завязывают. Можно нарисовать на шумелках смешные рожицы.
  • Обязательно надо чередовать игрушки с разным звучанием – звонкие и приглушенные, шуршащие и поющие и т.д. Не используйте для игры с ребенком предметы с резким звуком!

Как заниматься с малышом:

Вариант 1. Ребенок лежит на спине. Перемещайте звучащую игрушку то горизонтально, то вертикально так, чтобы она находилась в поле зрения малыша. Потом плавно ведите звучащую игрушку вправо так, чтобы она исчезла из поля зрения малыша. Это будет стимулировать его повернуть голову вправо. Потом возвращаем игрушку в центр и точно также ведем ее влево.

Полезный совет:

  • Если малыш не поворачивает голову, то подставьте игрушку под его взгляд и продолжите. Снова доведите траекторию движения звучащей игрушки до ее исчезновения.

Вариант 2. Зазвучите игрушкой рядом с малышом вне поля зрения крошки. Когда малыш повернет голову и найдет звучащую игрушку взглядом, начинайте передвигать игрушку в поле зрения ребенка

Полезный совет:

Если младенец голову не поворачивает, тогда покажите ему звучащую игрушку и начинайте отклонять ее в сторону, чтобы ему пришлось делать повороты головы при отслеживании ее трактории движения.

Результат:

Ребенок следит взглядом за перемещающейся звучащей игрушкой как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении и по сложной траектории (по кругу, крестиком). Малыш может найти звучащую игрушку, при этом он поворачивает голову в нужную сторону.

Упражнение №5. «Диалоги с малышом». Развитие слухового сосредоточения и речевых реакций у ребенка в 1 месяц

Как проводить такие очень важные для ребенка упражнения мы уже знаем из статьи –

Упражнение №6. «Ладушки-ладошки». Развитие тактильной чувствительности у ребенка в 1 месяц, содействие раскрытию кулачков и разжатию и выпрямлению пальчиков рук малыша

К 1 месяцу ребенок уже может приоткрывать кулачок, в отличие от новорожденного, у которого ручки сжаты в кулачки. В этом упражнении мама массирует ладошку и пальчики ребенка, помогая ему выпрямлять пальчики и разжимать кулачки.

Как заниматься с малышом:

Сначала делайте круговые движения, гладя сжатый кулачок малыша. Затем начинайте поглаживать его пальчики по одному друг за другом. Начинаем гладить от основания пальчика и идем вверх до кончика. Затем теребим пальчик за кончик. Каждый пальчик массируется под одну строчку :

Мальчик-пальчик, где ты был? (гладим кулачок)

С этим братцем в лес ходил (указательный пальчик)

С этим братцем щи варил (средний пальчик)

С этим братцем кашу ел (безымянный пальчик)

С этим братцем песни пел (мизинчик).

Затем тормошим большой пальчик, спрятанный в кулачке «Вот так! Вот так! Вот так!»

Затем указательным пальцем своей руки погладьте по кругу раскрытую ладошку малыша, увеличивая постепенно амплитуду движения и приговаривая – «Вот такие пальчики! Вот какие братцы!»

Для такого массажа можно использовать и другие слова, например:

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила:

этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

а этому не дала: ты в лес не ходил, ты дрова не рубил,

ты печку не топил, и кашу не варил! Нет тебе ничего!

После того, как упражнение делается с одной ручкой, оно повторяется с другой.

Результат:

Ребенок быстро расслабляет пальчики. После игры он долго держит большой пальчик сверху кулачка.

Упражнение №7. «Игрушка». Развитие длительного сосредоточения на предмете у ребенка в 1 месяц

Что нужно приготовить:

Игрушки – зверята (или другие сюжетные) или погремушки на ручке. Размер игрушки 7-10 см и более.

Как заниматься с малышом:

Покажите малышу игрушку на расстоянии 50-70 см. Изменяйте ракурс, показывайте ее в фас и профиль, двигайте ее крылышками и головой и т.д.

Результат:

Ребенок непрерывно рассматривает игрушку 15 секунд и более.

Упражнение №8. «Шнурочки». Развитие тактильной чувствительности рук ребенка

Что нужно приготовить:

Вам понадобятся разные ленточки и шнурочки. Ленточку можно брать из разного материала (джинсовая, атласная, джутовая и т.д.) шириной в 1-2 см. На шнурочке завязывают узлы. Расстояние между узлами 5 см.

Как заниматься с малышом:

Накрутите ленточку или шнурочек на свой указательный палец (забинтуйте). Погладьте этим пальцем ладошку малыша и тыльную часть ручек. Потом погладьте другими ленточками или шнурочками. Когда малыш привыкнет (через 3-4 повторения упражнения) вложите в руку малыша ленточку (а затем шнурочек). Это лучше всего делать, когда ребенок пытается раскрыть ладошку.

Результат:

На основе ладонного рефлекса малыш схватывает предмет, вложенный в ладошку. Можете прикоснуться к ладошке малыша своим пальцем, и он цепко схватит Вас за палец.

Упражнение №9. «Попевки и переклички». Развитие речевого слуха, подготовка к овладению речью, развитие музыкального слуха у ребенка в 1 месяц

Как заниматься с малышом:

Мама встает сбоку от малыша на расстоянии 40-50 см и начинает петь детскую песенку. Ребенок начинает прислушиваться (примерно 5 секунд) и поворачивает голову к маме. Мама приближается к малышу, разговаривает с ним, улыбается. Это ее появление для ребенка «награда» за удачное действие. Малыш тоже улыбается.

Мама начинает разговаривать с малышом. Если он ей отвечает звуками, то она их произносит: ааааа, эээээ. Малыш может повторять маме. Затем мама поет детскую песенку или играет с малышом в пестушку.

Упражнение № 10. «Учимся лежать на животе» Развитие движений головы у ребенка в 1 месяц. Развитие сенсомоторной активности

Что нужно приготовить:

Разные привлекательные для малыша предметы (зрительные и слуховые стимулы)

Как заниматься с малышом:

Положите малыша на живот на твердую!!! поверхность (не диван!). Покажите ему вверху яркую игрушку, чтобы он поднял за ней головку и некоторое время ее удерживал. Действуй

те игрушкой, привлекая внимание младенца – показывайте ее в разных ракурсах и т.д.

В следующий раз, положив малыша на животик, покажите ему звучащую игрушку и водите ей то вправо, то влево. Малыш будет учиться поворачивать головку в положении лежа на животе.

Другие упражнения и игры с малышом, помогающие ему научиться держать голову Вы найдете в статье

Результат:

Ребенок удерживает голову в положении лежа на животе не менее 5 секунд.

Кроме упражнений и игр для успешного развития ребенка в 1 месяц очень важно делать с малышом так называемый «мамин массаж» с пестушками. Он отличается от медицинского массажа и основан на Что это такое — в видеоролике.

Все перечисленные игры и упражнения — базовые для развития ребенка в 1 месяц, т.е. определяющие успешность развития младенца на дальнейших этапах. Этот список, конечно же, можно продолжить. И главное — наблюдать за своим малышом и чутко реагировать на его запросы. Ведь каждый ребенок по-своему воспринимает любую игру, любое упражнение.

Игры с новорожденными

19 игр для грудничков - играйте и развивайтесь!

Организовать игру для самых маленьких бывает непросто даже родителям со стажем. Что уж говорить о молодых и неопытных! Постараемся помочь и тем и другим. А главное - позабавим малюток! Ведь игра для них - это возможность успешно расти и развиваться.

1. Игры с детьми от 0 до 1 месяца
- «Игрушки-погремушки». Уж чего-чего, а игрушек для младенцев сейчас - пруд пруди. И все такие красивые, забавные. Показывая игрушки новорожденному, можно заметить, что его привлекают погремушки ярких цветов: красные, жёлтые, оранжевые. Но он ещё не может долго смотреть на них: взгляд «блуждает». Для малютки важен и размер игрушки. Если это будет пластмассовый медведь величиной с самого ребёнка, то «охватить» его взглядом крохе вряд ли удастся. Стоит ограничиться в показе игрушками небольших размеров.

- «Игрушка на палочке». Зрительному сосредоточению ребёнка надо учить. Если мама будет показывать игрушку, расположив её рядом со своим лицом, кроха вряд ли остановит на ней взгляд: лицо мамы для него более привлекательно. Поэтому лучше, если мамочка прикрепит игрушку к длинной палочке (стержню). В этом случае в поле зрения ребёнка окажется только игрушка. Лучше взять яркую, диаметром примерно 7-10 см. Имейте в виду, что в зависимости от погоды, ребёнок будет по-разному реагировать на цвета. В солнечный и светлый день он предпочтёт следить за зелёной, фиолетовой или синей игрушкой, а вот в пасмурный и дождливый - за красной, жёлтой или оранжевой.
Итак, игрушка выбрана, прикреплена к палочке. Пора приступать к игре. Уложите малютку на спину (в кроватке, в коляске или в колыбельке). На расстоянии 60-70 см от глаз малютки расположите игрушку, закреплённую на палочке (стержне). Задача взрослого - привлечь к ней внимание крохи. Не торопитесь сразу же перемещать игрушку. Малыш должен её увидеть и зафиксировать на ней свой взгляд. Увидел? Начинайте двигать игрушку: вправо, влево, вверх, вниз. Помните, что ближе, чем на 20-30 см к лицу ребёнка игрушку приближать не следует. Не исключено, что новорожденный будет следить за игрушкой, движущейся в определённом направлении, например, перемещающейся вправо. Ничего страшного. Если игры будут регулярными, то на 5-6 день он научится следить за игрушкой, движущейся в любом направлении!

- «Колокольчик». Если ребёнок, несмотря на проводимые игры, по-прежнему не следит глазами за игрушкой, попробуйте привлечь его внимание каким-нибудь звучащим предметом, например, колокольчиком или погремушкой. Их звучание не должно быть слишком резким и громким. Мелодичный звон наверняка понравится крохе. Демонстрировать колокольчик (погремушку) придётся на вытянутой руке (вызывая звон колокольчика или погремушки), но взрослый при этом не показывает своего лица. Научившись следить за предметом, издающим звук, малютка будет искать его глазами, едва заслышав знакомую трель. Это произойдёт к концу 1-го месяца. Таким образом, с помощью подобных игр, вы заложили у ребёнка основы для развития зрительного и слухового сосредоточения.

- «Музыкальные мобили». Прикреплённые к кроватке или над игровым ковриком музыкальные мобили с движущимися игрушками также служат цели сосредоточения. Только жаль, что к игрушкам на мобиле малютка очень быстро привыкает и теряет к ним всякий интерес! Если такое случается, приходится менять «ассортимент». Понаблюдайте за реакцией крохи, когда декорации будут обновлены. Он тянется к новым игрушкам, широко раскрывает глаза? Очень хорошо! Значит, новая забава его заинтересовала. Возможно, наибольший интерес вызовет игрушка какого-то определённого цвета. Возьмите это на заметку. Каждые 4-5 дней меняйте игрушки-подвески. «Любимый» цвет будет вызывать у малютки не только «комплекс оживления» (забавные дрыганья ручками и ножками), но и улыбку.

- «Речевое сопровождение». Неизменным фоном любых контактов с малюткой в период его бодрствования должен быть голос взрослого. Игры, кормление, купание, переодевание должны сопровождаться ласковыми словами, забавными приговорками. Всё это можно найти на нашем сайте в разделах:«Потешки, пестушки и колыбельные», «Становление речи у ребёнка (дети от рождения до года)».

2. Игры c детьми от 1 до 3 месяцев
В этот период приоритетным по-прежнему является эмоционально-личностное общение с ребёнком. Оно может происходить не только во время игры, но и в любой момент его жизни, будь то купание, кормление, одевание или массаж. Игровые приёмы во время этих режимных моментов направлены:
- на развитие общих движений;
- на развитие пальчиков (тонкой моторики рук);
- на активизацию зрительных, слуховых и тактильных (кожных) ощущений.
Кроме уже освоенных игр с движущимися и звучащими игрушками, родители могут организовать и что-нибудь новенькое.

- «Хватанюшка». Примерно до 1-2-х месяцев пальчики грудного ребенка по большей части сжаты в кулачки. (И это вполне естественно!) Если же взрослый станет насильно разжимать кулачок, чтобы вложить игрушку, то это вызовет неудовольствие ребёнка. Научите малютку самостоятельно хватать предметы. Этому поспособствуют специальные игры. Но сначала добейтесь того, чтобы кулачки расслабились и пальчики освободились. Ласково, с приговариванием, погладьте тыльные стороны ладошек крохи. Ручки сразу же превратятся в «солнышки»: выпустят пальчики-лучики (это произойдет рефлекторно). Поймав момент, вложите в правую ручку крохи погремушку с удобной ручкой. Он тотчас же намертво схватит её (опять же рефлекторно). Возьмите ручку малыша вместе с погремушкой и погремите: «Вот какая славная игрушка! Как она гремит? Вот как!» Проделав это упражнение в течение нескольких дней, вы добьетесь того, что кроха в какой-то момент сам попытается схватить любимую игрушку и погреметь ею. Подвешивайте понравившуюся погремушку над кроваткой или в коляске с тем расчетом, чтобы ручка малютки могла до неё дотянуться.

- «Киса-мурыса»: взрослый одной рукой удерживает руку малютки в районе запястья ладонью вниз, а другой рукой мягко и нежно проводит снизу по ладони малыша, пытаясь раскрыть, «распушить» пальчики. Если и тогда рука крохи будет в тонусе, а пальцы плохо раскроются, проведите кистью малютки по какой-нибудь поверхности или по руке взрослого, стимулируя раскрытие ладошки. Важно, чтобы «распушились» все пальчики, в том числе и большой. Это достигается не с первого раза. Проявите терпение, осторожно простимулируйте отведение большого пальца крохи от ладони - в сторону. Но без фанатизма! Насильно преодолевать повышенный мышечный тонус у детей первых месяцев жизни нельзя. В норме он должен снизиться только после 3-х месяцев.

Наконец, ладошка малютки полностью раскрылась. Пошлёпайте ею по поверхности стола, по простынке, по одежде. Наконец, сыграйте в «Ладушки», активизируя таким образом тактильные и кинестетические ощущения крохи.

- «Два этажа». Если раньше игрушки над ребёнком располагались на одном уровне, то теперь можно использовать два. Это легко сделать в кроватке с решетчатыми боковинками. Одну гирлянду с игрушками-погремушками прикрепите на высоте 60-70 см над грудью ребёнка, а другую - на расстоянии 10 см над его животиком. Таким образом, в поле зрения крохи будет верхняя подвеска. Он её видит, тянется к ней, но задевает гирлянду из погремушек над животом. Она издаёт звук, который привлечёт внимание ребёнка. Он ещё не понял, каким образом появился этот звук и почему нижняя гирлянда начала раскачиваться. Малютка замирает, а затем вновь энергично взмахивает ручками. Звук повторяется. Теперь ребёнок осознаёт, что всё двигается и звучит в результате его действий, и он совершает их вновь и вновь, уже целенаправленно.

- «Звонница». Это ещё одна игра для вашего малютки. Закрепите на верёвочке бубенчики или колокольчики с мелодичным звучанием. Подвесьте эту «звонницу» над колыбелькой на расстоянии 60-70 см от лица малютки. К верёвочке привяжите широкую и яркую атласную ленту, конец которой должен свободно свисать и быть доступен ручкам крохи. Наклонитесь над колыбелькой, заговорите и улыбнитесь малышу. Он тотчас же проявит «комплекс оживления»: задрыгает ручками и ножками. Возьмитесь за ленточку и приведите в действие весь звучащий «комплекс». Если малыш не испугался звона и настроен оптимистично, повторите своё действие. А теперь проведите концом ленты несколько раз по тыльной стороне правой ручки крохи. Что произойдёт? Правильно, она раскроется! Вложите в неё конец ленты. Взяв кулачок ребенка, подергайте вместе с ним за ленту, приводя в работу «звонницу». Очень весело! Если подобное занятие понравится малютке, он и сам попытается освоить искусство «звонаря» и, ухватив конец ленты, начнет приводить в действие свой «оркестр». Но помните, оставлять малютку наедите с этим комплексом небезопасно: он может запутаться в ленте. Поэтому эта игра проводится под неусыпным контролем со стороны взрослого.

- «Иди, иди сюда!». Когда малыш научится держать голову, во время игр его можно выкладывать на животик. Расположите перед малюткой на расстоянии примерно 1 м красивую и яркую игрушку, например, кошку. Когда он сконцентрирует на ней своё внимание, переместите игрушку в сторону: «Ой, кошечка убежала!». Малютка повернёт вслед за игрушкой голову, развернёт всё туловище. Снова переместите игрушку, поставьте её так, чтобы кроха смог до неё дотянуться. Взрослый при этом демонстрирует манящий жест рукой и говорит: «Иди, иди сюда, киса!». Ребёнок попытается дотянуться до игрушки рукой. Возможно, он издаст какие-то звуки, начнёт гулить.

- «Маленькие ручки». Предваряйте все вышеперечисленные игры массажем рук малыша. Делайте это нежно, с ласковыми приговариваниями: «Вот какие красивые пальчики. Погладим большой пальчик, а теперь указательный, средний, безымянный, мизинчик…. А вот ладошка: теплая, мягкая…». Сделав массаж на одной ручке, не забудьте и о второй. Основной приём при этом - лёгкое поглаживание. Направления: от кончиков пальцев - к запястью с наружной и внутренней стороны кисти; от запястья - к плечу. Особое внимание - пальчикам. Каждый необходимо поглаживать в отдельности: от кончика (подушечки, ногтевой фаланги) до основания, круговыми движениями. Длительность подобных процедур 5 минут (1 месяц), 10 минут (2-3 месяца). Количество повторов каждого массажного движения три-четыре. Напоминаем, что руки взрослого должны быть идеально чистыми, тёплыми, с подстриженными ногтями. Время проведения массажа - через 30 минут после кормления.

- «Меломан». Не меньший интерес вызывают у ребёнка мелодии. На тихой, спокойной музыке он затихает, успокаивается. Громкая и ритмичная мелодия вызывает у него всплеск двигательной активности, беспокойство. Поэтому старайтесь окружать малыша тихими и спокойными звуками. Они в большей степени вызовут его слуховое сосредоточение. Да и в дальнейшем, избегайте не только громкой музыки и речи, но и игрушек с резкими, неприятными звуками. Мелодии классической музыки, а отнюдь не тяжёлый рок должны сопровождать периоды бодрствования крохи.

3. Игры от 3 месяцев до полугода
В три месяца все движения крохи становятся более координированными и точными. Он учится согласовывать движения глаз и рук, тренируется в захвате предметов разной величины и формы, подстраивает под них свою кисть. Но все эти навыки приобретаются не вдруг, и не сразу, для их совершенствования нужны целенаправленные игры.
Подбирайте для игр предметы, которые малютка сможет схватить и удержать. Время удержания сначала будет недолгим. Поэтому взрослый несколько раз берёт и вкладывает игрушку (предмет) в руку крохе. Во время захвата слегка тянет за игрушку, вызывая у ребёнка мышечное усилие: «Тянем-потянем! Ох, какой сильный малыш!». И так - несколько раз.

- «Киндер-сюрпризы». Если в семье есть старший ребёнок, то недостатка в футлярах от этого лакомства не будет. Наверняка, каждое посещение магазина заканчивается его покупкой. Если кроха в семье пока единственный, поставщиками заветных пластмассовых яиц станут ваши знакомые и близкие. Насколько это универсальное средство для развлечения малютки, вы сможете вскоре убедиться. Величину футляров подбирайте сообразно возрасту малютки и размеру его кисти: забава должна удобно располагаться в руке, но не помещаться в рот! Было бы утопией думать, что малыш не потянет футляр в рот, особенно, если у него режутся зубки. Пластмасса легко моется, так что в плане чистоты проблем не будет. Теперь - о безопасности. Современные детки такие ловкие, что открыть футляр для них не составит труда. Края у половинок киндер-сюрприза могут быть острыми, поэтому взрослый контролирует ситуацию. Если внутрь яйца вы поместите какую-то «гремелочку» (горох, фасоль, бусинки и т.д.), то придётся футляр обшить тканью. Это даже и к лучшему. Если взять несколько футлярчиков и обтянуть их разной тканью, - получатся великолепные тренажёры для развития кинестетических (кожных) ощущений крохи. Но позволять крохе всё это мусолить во рту уже нежелательно. Подобными тренажёрами можно: греметь, звенеть, кидаться, их можно катать, бросать и ловить. Поверьте, для грудничка подобные занятия очень увлекательны! Только не забудьте по окончанию игры похвалить малютку, погладить его ручки.

- «Колечки». Мамины или папины золотые и серебряные кольца для этой игры не подойдут, а вот пластмассовые или деревянные колечки от пирамидки - идеальны! Их диаметр - от 5 см и больше (главное, чтобы в рот не помещались!). Перебирая колечки разной величины, малютка приспосабливает к ним свой кистевой захват, учится манипулировать предметами, перекладывает их из одной руки в другую. Подобные движения в результате игр появляются даже у четырёхмесячного крохи.

- «Стройка». С 5-ти месяцев в руки малютки вкладывают предметы «неудобной» формы: призмы, бруски, цилиндры, кубы. Под это дело можно приспособить детские кубики, игровой строительный материал, коробочки от парфюма и косметики, куски поролона. Все найденные таким образом формы можно обшить тканью разной фактуры. Для чего это делается, вы уже знаете (для развития кинестетических ощущений). Только не вываливайте всё это «форменное» разнообразие разом в кроватку малютки. Ведь тогда оно превратится в «форменное безобразие» и подобие свалки! Каждый предмет (в отдельности!) рассматривается и обыгрывается совместно с малышом. Допускается сравнение и разглядывание двух форм.

4. Игры от 6 месяцев до 1 года
- «Стройка века». Теперь в играх с ребёнком ещё более активно используются всевозможные игрушки и бытовые предметы. «Стройка века» тоже продолжается. Когда малышу исполнится полгода, он, совместно с взрослым, сможет строить из нескольких форм домик, башню, гараж. В детской начнётся настоящий строительный бум. Научившись ползать, кроха будет таскать на свою «стройку» всё, что попадётся ему под руку. Ваша квартира превратится в настоящий шедевр его раннего детского зодчества. Да, не обойдётся и без слёз, если мама или папа начнут уничтожать то, что, на их взгляд, уродует интерьер квартиры, а с точки зрения крохи представляет несомненный интерес. Мириться с «точечной застройкой» родителям придётся ещё очень долго (некоторые малыши не расстаются с профессией «строителя» до школы!).

- «Зеркало». Артикуляционные игры надо начинать аккурат в районе полугода. Малютка уже пробовал и раньше «зеркалить» ваши движения: высовывал язык, жмурился? Прекрасно! Взрослый строит всевозможные гримасы, малыша это очень забавляет, он и сам не прочь всё это повторить. Например: «Ехали мы ехали, ехали в Орехово, на лошадке вороной: цок, цок, цок (взрослый цокает языком, малыш пытается повторить). Остановим лошадку: тпру!» (с силой подуть на губы, вызывая их вибрацию). Для появления речевых звуков подобные игры не пройдут даром, и в скором времени вы в этом убедитесь.

- «Ёмкости». Не меньший восторг у ребёнка до года вызывают всевозможные коробочки, шкатулочки, кастрюльки. Они состоят как минимум из двух частей, значит, их можно: открывать, закрывать, наполнять. А ещё - громыхать ими и прятать в них что-то меньшее по размеру. Что малыш с успехом и будет делать под вашим чутким руководством. Руководство это выражается не только и не столько в том, что взрослый даёт ценные указания: что делать и как делать, но и обыгрывает, оречевляет каждое действие (своё и крохи). Когда эти игры-манипуляции с домашней утварью будут освоены, можно смело доверять малышу матрёшку и специальные игровые формы-вкладыши.