Врут ли дети. Любовь ребенка и родители-актеры. Как проявляется ложь у детей разных возрастов

Любой родитель сталкивался с враньем своих детей. Но если в раннем возрасте это выглядело как невинная игра и фантазерство, то в подростковом возрасте сокрытие правды может иметь более серьезные основания и последствия.

В каком возрасте дети начинают врать?

  • В возрасте 3-4 лет детское мышление уже достаточно развито, для того, чтобы придумывать нереальные ситуации и фантазировать. В этом возрасте такое поведение сложно назвать обманом, потому что это является частью становления психики. Малыши говорят о вещах, не соответствующих правде, совершенно открыто и без злого умысла, не боясь наказания.
  • После 4 лет малыши уже умеют различать, что такое хорошо и плохо. Поэтому, нарушая запреты родителей и окружающих, они могут стараться схитрить и сказать неправду, чтобы избежать наказания или осуждения.
  • С 5 до 7 лет дети уже хорошо осознают поведение окружающих. Видя, как говорят неправду взрослые, они подражают окружающим и перенимают такое поведение на себя, считая это нормой. Если ребенок начал врать в таком возрасте, родителям необходимо в мягкой или игровой форме объяснить, почему обманывать нельзя, для того, чтобы предупредить патологическое вранье в старшем возрасте.
  • В 13-14 лет начинается переход во взрослую жизнь. К этому моменту у них четко складывается картина восприятия мира и выбирается определенная линия поведения в жизни. В такой сложный период неправильно сформированное отношение к честности может привести к тому, что вранье станет частью образа жизни подростка, что может негативно сказаться во взрослой жизни.

В этом особенном возрасте родителям необходимо быть особенно внимательными к детям, но не переусердствовать с контролем. При первых признаках вранья следует разобраться в причинах и помочь преодолеть этот недостаток.

Почему многие подростки 13-14 лет постоянно врут?

Прежде, чем ругать ребенка за вранье, необходимо выяснить причины такого поведения:

  • Необходимость в самостоятельности

Подростки чаще всего считают себя уже вполне взрослыми людьми, принимающими самостоятельные решения. Это повышает их самооценку и дает стимул к самосовершенствованию. Запрет на некоторые поступки или действия неизбежно приведет к тому, что подросток начнет говорить неправду, пытаясь отстоять свое право. Раздражение и наказание только усугубят ситуацию, и родители рискуют вовсе потерять доверие своего ребенка, который будет настойчиво гнуть свою линию.

В такой ситуации лучше всего оценить, насколько безобидны самостоятельные действия подростка. Если же он совершает недопустимые вещи, необходимо спокойно и мягко объяснить, что он пока не может сам делать те или иные вещи. При необходимости можно предложить альтернативу.

К примеру, если ребенок прогуливает уроки, считая учебу пустой тратой времени, то можно предложить ему право на свободный день раз в месяц, который он может провести за своими увлечениями.

  • Личное пространство

Чересчур амбициозные родители, желающие вырастить вундеркинда по всем канонам воспитания, следят не только за его учебой, но и за всеми действиями вне школы. Это может касаться друзей, увлечений, любимой музыки. Кому-то может показаться, что подросток общается со сверстниками, недостойными его уровня или социального статуса. В таких ситуациях чрезмерный контроль или наказание за непослушание может привести к тому, что ребенок закроется от родителей и начнет обманывать, защищая свое право на личную жизнь.

Важно прислушаться к желаниям подростка и найти совместное решение. Нет необходимости запрещать ему музыку, которая не нравится родителям, ведь вкусы у всех людей разные. А общение с друзьями, вызывающими подозрение, можно перенести в домашнюю обстановку, естественно, без вмешательства взрослых. Такой вариант даст право общения, а родители смогут присмотреться к его друзьям.

  • Страх перед наказанием

К возрасту 13-14 лет дети уже понимают, что за плохое поведение их ждет наказание. Стараясь избежать неприятностей, подростки пытаются недоговорить или обмануть родителей. Чаще всего в этом возрасте конфликты возникают на почве неуспеваемости или отсутствию дисциплины в школе.

Нужно понимать, что ребенок – не робот и не всегда может справиться со школьной нагрузкой. Наказывать за плохую оценку без выяснения причин совершенно несправедливо. Разбираться в ситуации лучше всего в спокойном настроении и стараться не повышать тон. Родителям будет неплохо вспомнить, что и на работе случаются промахи, которые порой и сами взрослые скрывают за ложью или недоговорками.

  • Особенности темперамента

Склонность к фантазиям и приукрашиванию встречается у многих в этом возрасте. Если ребенок рассказывает о своих успехах и немного лукавит, то лучше всего вообще не обращать внимание на этот факт, а лишний раз похвалить и проявить внимание. Но некоторые дети так входят во вкус, что уже не могут остановиться и даже сами верят в свою ложь.

В такой ситуации можно задать несколько шутливых вопросов, которые раскроют обман, но ругать за такое поведение нет необходимости: врунишка, поставленный в тупик, итак будет чувствовать неловкость и в дальнейшем задумается, прежде чем придумывать невероятные подвиги.

  • Отсутствие внимания

Очень часто случается так, что подростки намеренно врут, вызывая чаще всего негативную реакцию. При недостатке внимания дети намеренно раздражают родителей. Если кажется, что сын или дочь стали грубыми и дерзкими, то в большинстве случаев причиной этому становится занятость родителей, забросивших своих детей. Такая ситуация часто встречается в семья, в которых есть младшие дети, получающие больше внимания и заботы.

Как распознать ложь в подростковом возрасте?

Несмотря на то, что дети 13-14 лет уже достаточно умны и сообразительны, распознать ложь не составляет труда, задав пару уточняющих вопросов. Обманщик быстро запутается в деталях и растеряется.

Существует множество невербальных способов распознать вранье во время разговора:

  • Обманщик отводит взгляд в сторону, смотрит на потолок.
  • Непроизвольно прикрывает рот руками или пальцами.
  • Притрагивается к кончику носа.
  • Теребит мочку уха.
  • Почесывает шею и теребит волосы.
  • Стоит в закрытой позе, скрестив ноги.

Все эти движения очень неестественны для спокойного поведения. У многих такие жесты сохраняются и во взрослом возрасте.

Семейный психотерапевт Ольга Троицкая, считает, что единичные случаи вранья – вполне нормальное явление как для взрослых, так и для подрастающего поколения. Она отмечает тот факт, что раздраженные непослушанием и регулярными обманами родители не задумываются о чувствах сына или дочери в порыве своего гнева. Вранье подростка редко вызвано счастливым событием, скорее за ним скрывается неприятность, о которой он не хочет говорить. Зная о том, что врать плохо, многие дети итак испытывают колоссальный дискомфорт, который усугубляется раздражением родителей. Для того, чтобы спокойно разрешить проблему, необходимо перенести себя на место своего ребенка и постараться в первую очередь привести его к душевному равновесию, а потом уже разбирать ситуацию.

Психолог Антон Сорин акцентирует внимание на том , что недостаток внимания – одна из главнейших причин подросткового вранья. При это он обращает внимание на то, что гиперопека и авторитарный контроль не являются проявлениями внимания.

Как вести с подростком-обманщиком:

  1. Разговор на тему вранья следует начинать , будучи в спокойном уравновешенном состоянии, предварительно обдумав вопросы, которые будут задаваться.
  2. Для того, чтобы не задеть подростка , не оттолкнуть его от общения, можно предварительно записать свои вопросы на диктофон и прослушать – возможно некоторые формулировки могут прозвучать нетактично.
  3. До начала разговора убедиться в том , что ребенок в спокойном настроении, отсутствует перевозбуждение или усталость.
  4. Начинать разговор лучше с фраз , которые дадут понять, что родитель настроен доброжелательно. Например, «Слушай, тут говорят, что…» или «А правда, что мне сказали…». Такие фразы помогут обманщику самому начать излагать ситуацию, а не вытягивать информацию из него.
  5. Выяснив причину , по которой подросток солгал, необходимо показать ему свое сочувствие и готовность помочь. Например, фразой «Давай вместе подумаем, как сделать…».
  6. Если наказание все-таки неизбежно , то неплохо было бы выразить свое сожаление: «Мне очень жаль, но придется ограничить тебя в…» При этом лучше не использовать фразы со словом «наказание».
  7. В конце разговора выразить искреннюю надежду на исправление ситуации: «У тебя все получится», «Я верю, что ты сможешь в следующий раз…».

Не нужно делать трагедию, узнав об обмане ребенка. Многие взрослые тоже лгут в повседневной жизни, подавая дурной пример. Для того, чтобы решить проблему с враньем и не потерять доверие своих детей, необходимо всего лишь научиться слушать их и стать им надежным другом.

Родители, воспитатели, учителя, соседи, книги и мультфильмы говорят детям о том, что обманывать нехорошо, нужно быть честными. Почему же ребенок все равно о чем-то умалчивает, что-то скрывает, делает запрещенные вещи втихаря или, прямо глядя в глаза, выдает заведомо неверную информацию?

  1. Дети очень импульсивны, они живут в здесь и сейчас, им очень трудно сдерживаться от того, чтобы получить то, что хочется в данный момент. Это обусловлено несформированностью определенных зон мозга. Часто им даже не успевает прийти в голову мысль, можно ли им сейчас что-то взять, сделать или нет, они действуют спонтанно.

Но что они потом слышат от родителей? "Почему ты это взял без разрешения?", "Что ты наделал? Какой ужас!", "Не смей так больше делать! Сделаешь - накажу!", "Как тебе не стыдно!", "Ты очень меня расстроил".

В результате ребенок пристыжен, обвинен, напуган. Но все из-за тех же особенностей развития детского мозга и отсутствия определенных нейронных связей в следующий раз он опять совершит что-нибудь подобное, как бы ни хотел впредь действовать по-другому. Но чтобы избежать наказания и не огорчать родителей, он, скорее всего, предпочтет это скрыть или солгать.

  1. Дети равняются на старших и очень хотят быть как они - больше, быстрее, умнее, влиятельнее и т.д. Так как это прямо сейчас невозможно, им приходится фантазировать и воображать, что они уже такие. Поэтому они любят приукрасить реальность или рассказать то, чего на самом деле не было.
  2. Конечно, если ребенок видит, как врут взрослые, он тоже будет так поступать. Некоторые родители сами учат ребенка обманывать, когда просят его скрыть что-нибудь от младшего или сказать неправду воспитателю или учителю. Такое же его поведение по отношению к родителям и другим людям - не что-то удивительное и возмутительное, а вполне закономерное явление.
  3. Еще одна причина вранья - протест, сопротивление влиянию взрослых, их давлению и контролю. В такой ситуации на вопросы родителей, в очередной раз проверяющих, почистил ли ребенок зубы, сделал ли уроки, убрал ли игрушки, дети отвечают неправду. Таким образом они расширяют свои границы и как бы сообщают, что это их территория, не надо сюда лезть.
  4. Также дети могут выдумывать всякие небылицы и проказничать для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Как видно, дети лгут не из плохих намерений - так они приспосабливаются к условиям, в которых находятся.

Что делать, если ребенок обманывает?

Самое важное - наладить с ним доверительные отношения. Для этого в первую очередь нужно отказаться от наказаний , запугиваний, обвинений и унижений. Чаще обращать внимание ребенка на то, что у него получается хорошо. Дайте ребенку понять, что не будете его ругать и наказывать за проступки и старайтесь действительно относиться к ним более спокойно.

Объясняйте, к каким последствиям могут приводить его поступки (когда люди обманывают, им перестают верить). Рассказывайте про свой опыт и свои чувства, о том, как вам неприятно, когда вам говорят неправду, и как для вас важна честность и почему.

При безобидных фантазиях ребенка можно к нему присоединиться и превратить это в игру, которая может оказать терапевтический эффект - проживая в воображении то, о чем он мечтает, ребенок формирует позитивный образ себя, чувствует уверенность и удовлетворение своей жизнью.

Если чувствуете от ребенка много сопротивления , то стоит обратить внимание, не душите ли его своим чрезмерным контролем. Дайте ему больше возможностей для самостоятельного выбора и получения своих последствий, пусть он проявит себя. И уверьте, что если понадобится помощь, он может на вас рассчитывать.

Помните, что дети врут не со зла , у них на это есть какая-то причина, с ней и нужно разбираться. И, конечно, почаще говорите о том, как вы его любите и будете любить всегда, как бы он себя ни вел.

И последнее - не забывайте про свой личный пример! Нужно быть очень внимательными к своим обещаниям: давать их только тогда, когда уверены, что сможете выполнить, и обязательно держать слово. Говорите правду детям и при детях, сделайте честность своей ценностью, следите за тем, чтобы ваши действия соответствовали вашим словам и признавайте свои ошибки.

Комментировать статью "Что делать, если ребенок врет: 6 советов"

Раздел: Воспитание (Ребенок обманывает). вранье и правда, оч. много букв:) Три случая подряд.

Даже если ребенок физически и психически здоров и даже если вы его растите с пеленок. В первые разы были мысли "стыдно попросить или все равно не дадут\не купят" и " зачем просить...

Не врет, а преувеличивает и недоговаривает, обычная методика вашей пропаганды. Я думаю, что в Штатах и Израиле схожая ситуация, поэтому два слова о Штатах. Что делать, если ребенок врет: 6 советов. Врут все дети и все взрослые. Постарайтесь не провоцировать.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК 4х лет врет:(.При чем соз. Детская возрастная психология: поведение ребенка Врет по мелочам. Не знаю, как быть. Мой шестилетний сын начал обманывать меня.

Раздел: Меж двух огней... (картинки так обидно когда обманывают, и предают). Обманули и фактически предали мать и сестра - как с ними общаться теперь? Стою на распутье.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. если ваш ребенок козерог по знаку зодиака то я его понимаю. мне 30 лет а я до сих пор живу с чувством неполноценности с чувством что в жизни играю не главную роль а как бы в запасе как в спорте...

Не ставьте ребенка в ситуации вопросами, где ответ очевиден и не вынуждайте врать. А вернее не врать, а оправдываться, так как такой Я думаю трудно найти родителя, у которого дети бы не врали. :) Если ребенок делает все специально (у меня правда есть некоторые сомнения...

имхо невроз что делать - брать ребенка и в Сибирь от родственников, людей, окр мира и там СПОКОЙСТВИЕ, а если Ааа, вот еще! есть у меня такая уловка. вру, что вожделенная вещь грязная. ребенок экспертизу не проводит, верит мне на если ребенок испортил дорогую вещь.

А вот если ребенок говорит. Детско-родительские отношения. Детская психология. А вот если ребенок говорит. что он не хочет жить? Что теперь делать? Идти к психологу? Это способ потрепать мне нервы или реально не хочет?

Вы учите ребенка врать... а если ребенок научится врать, он будет врать и мне тоже. 4,4 5 (23 оценок) САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ Ребенок не сможет научиться речи, если Ребенок врет - что делать? что делать постоянно сына ловлю на мелком вранье. не волнуйтесь, подрастёт...

Дочь стала врать. Нужна консультация психолога. Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.

Добавлю сразу, что ребенок ходил в сад, ходил год на подготовишку в эту же школу, поэтому что такое школа и уроки представление он имеет. Беседы о поведении в школе никакого...

Очень хорошая рекомендация - сделать ложь неудобной для ребенка - я этим частенько пользуюсь, т.е. показала ребенку, что если я буду врать, то мало не покажется - жизнь его качественно ухудшится. Что делать, если ребенок врет: 6 советов.

Ребенок врет, что делать?. Отношения с родителями. Ребенок от 7 до 10. Не знаю что и делать...Сыну 7 лет, стал врать, например:Ушел на спорт с мешком мусора(я попросила В дополнение к другим советам - Еще я говорила проникновенные (мне так казалось) слова про...

Неуправляемый ребкенок! Крик души!. Отношения с родителями. Ребенок от 7 до 10. Учителям постоянно грубит. Водила его к психологу. Но психолог сказала, что за 20 лет практики таких детей не видела, а по сему, что делать с ним не знает.

Ребенок врет - что делать?. Нужен совет. Детская психология. По одному ребенка сажали в комнате спиной к жел. дороге и просили не оборачиваться, а потом ж/д запускали. Все до единого детишки обернулись (снимала скрытая камера), но все сказали, что не оборачивались...

Раздел: Отношения с родителями (Ребенок обманывает. Сын 9 лет, сказал, в течение четверти получил несколько).

А почему не нормально-то? Я людей воспринимаю преимущественно осязательно либо на слух, если физический контакт по каким-то причинам не желателен.

Допустимо ли обманывать ребёнка? и обман ли это? На днях были с друзьями на природе " Не открывай, оно сломалось!" говорят. Ну почему не сказать, что просто устали слушать...

Вопреки нашим ожиданиям, все дети врут, и это, к сожалению, факт. Дети разного возраста делают это по разным причинам, однако чаще всего лгут маленькие дети.

Давайте рассмотрим несколько возрастов детей, чтобы понять ПОЧЕМУ дети врут и ЧТО с этим делать:

Ребенок 2-4 года

Малыши порой даже не осознают, что они говорят неправду, выдавая желаемое за действительное. Дети в этом возрасте обладают очень развитым воображением, и пока не ощущают грани между настоящим и придуманным. Нередко их фантазии превращаются в истории, которые они рассказывают взрослым.

Девочка Оля принесла домой из садика плюшевого мишку, сказав при этом, что воспитательница ей разрешила забрать его. Причина такого поведения, по мнению психолога, что девочке настолько хотелось иметь эту игрушку, что она поверила в то, что может забрать мишку домой.

Действия родителей:
Наказывать за ложь в этом возрасте нельзя, нужно просто разъяснить ребенку, что не всегда то, что хочется - осуществимо, не слишком углубляясь в размышления о нравственности. Малышу пока еще будет не понятно, почему важно говорить правду. Не акцентируйте внимание ребенка на неподчинении взрослым, иначе он будет врать и дальше, просто скрывая от вас свои поступки. Лучше хорошенько объясните ребенку, что есть существенные различия между тем, что значит «хочу» и «можно», и тогда малыш скоро сможет отличать действительное от выдуманного, перестанет брать без спроса чужие вещи или врать.

Ребенок 5-7 лет

«Катя, я просила тебя поменять воду рыбкам. Почему ты этого не сделала?»
«А они еще не выпили ту, в которой они плавают».

В этом возрасте дети взрослеют и начинают догадываться, что с помощью лжи можно разрешить свои проблемы или уйти от наказания. Их обман становится более похожим на правду. Для того, чтобы защитить себя дети тщательно продумывают то, что они скажут родителям.

Поскольку теперь ребенок при помощи обмана проверяет родителей, то действовать нужно решительно, и пресекать обман во всех его проявлениях. Ребенок проверяет, пройдет его обман или нет, и делает выводы, врать ему в будущем, или нет, можно ли решать проблемы в дальнейшем при помощи лжи.

Действия родителей:
Лучший способ в этом возрасте воспитания такого качества, как правдивость - самому быть честным с ребенком, личный пример. Ведь первый, на кого смотрит ребенок и кого подсознательно копирует - это Вы. А если вы будете делать наоборот, то ребенок не поймет причины вашей лжи, и скорее всего будет копировать то, как вы это делаете. На данном этапе воспитания он еще не в состоянии понять когда нужно или не нужно лгать.

Приложите максимум усилий для того, чтобы объяснить ребенку, что даже самая маленькая неправдочка может принести много вреда. Приводите убедительные доказательства и примеры из его собственной жизни. Если вы все-таки хотите наказать его, то сначала узнайте истинную причину его лжи, и объясните ребенку, за что его наказываете.

8 лет и старше

Урок по истории:
- В 988 году в России ввели православие. А в 1000-м что было?
- Было 12-летие православия в стране!

В возрасте восьми лет и старше дети чувствуют себя более самостоятельными и независимыми. Для родителей они не редко становятся закрытым сундуком за семью печатями, хотя и кажутся с виду раскрытой книжкой. Становясь старше, дети все чаще проявляют агрессию, они начинают скрывать свою личную жизнь. Чем больше родители пытаются разузнать у ребенка о том, о чем он не хочет говорить, тем больше он пытается отстраниться и начинает придумывать всякие небылицы.

В подростковом возрасте дети умеют уже очень неплохо врать, достаточно убедительно, используя мимику лица и соответствующую интонацию, так, что взрослые и не замечают этого. Они прекрасно понимают, для чего они лгут, преследуя определенные цели, и часто говорят именно то, что от них хотят услышать родители или кто-либо еще. Последствия обмана их не беспокоят, так как они уверены, что с помощью того же вранья смогут выйти "сухими из воды".

Причиной такого поведения чаще всего бывает чрезмерная родительская опека и внимание. Ребенку хочется, чтобы его оставили в покое, не контролировали каждый его шаг, поэтому ребенок периодически врет, чтобы только отвязаться. Кроме того, его может сильно беспокоить, что он не оправдает ожидания родителей. Если же он что-то натворил и боится наказания, он также, скорее всего, скажет неправду. Дети часто боятся, что родители будут недовольны результатами их учебы или поведением, и поэтому врут своим родителям.

Действия родителей:
Прежде всего обеспечьте в семье хорошую неконфликтную доверительную атмосферу, чтобы ребенку было спокойно и комфортно, ведь дома ему нужна психологическая поддержка и понимание, а не постоянный стресс. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком на разные, интересные ему темы. Если возникла непростая ситуация, помогите ребенку разобраться в ней, но сделайте это ненавязчиво, направьте его мысли в нужное русло, чтобы он как бы "сам" нашел решение этой проблемы, но с помощью вас. Это возможно только в доверительной обстановке, когда ребенок спокоен и уверен, что вы не будете его ругать, унижать или задевать его самолюбие, и он не пожалеет, что выдал вам свой секрет.

Объясните ему убедительно, и приведите примеры из его собственной жизни, что обман:
- можно очень быстро выявить;
- обман исправляет ситуацию лишь на время;
- на обмане не построишь настоящей дружбы;
- обман - это плохо. Если ты постоянно врешь, то и другие люди так поступят с тобой. Тебе это понравится? К тому же люди перестанут уважать тебя.

Докажите ребенку, что вы ему доверяете полностью и без всяких «но». Доверьте ребенку самостоятельно решать свои проблемы, чтобы он почувствовал ответственность. Не разговаривайте с ребенком на темы, которые провоцируют его на ложь. Скажите ему, что все мы не идеальны, и у всех есть свои недостатки, и вы хотите ему помочь. Приободрите его.

Если вы видите, что ребенок врет, то не показывайте ему свое недоверие, чтобы не задевать его достоинство, не обижайте его, а сделайте так, чтобы возникла ситуация, когда ему ничего не останется, кроме как сказать правду.

Обман следует предугадывать и предупреждать.
Обман возникает из-за того, что человек неуверен в себе. Создайте такую обстановку, чтобы ребенку не нужно было врать. Старайтесь воспитывать его по всем нормам физического, интеллектуального, психологического воспитания. Если ребенок будет доверять вам, ему просто незачем будет лгать и обманывать. Ведь он живет на «два фронта», абсолютно разных между собой: с одной стороны, мир его друзей и сверстников, а с другой стороны, мир взрослых, для него это очень нелегко. Поэтому ему постоянно необходимы ваше доверие, любовь, участие, а также поддержка и похвала.

А главное - уделяйте ему максимум своего внимания, станьте его другом, будьте с ним вежливы. Ваш ребенок должен получить ответы на все интересующие его вопросы, чувствовать, что вы уважаете его и его точку зрения, разделяете его радость и горе. Лишь в этом случае доверие будет абсолютно полным и гармоничным.

Малыши не способны лгать вообще до определенного времени. Но не потому, что они такие честные от природы – просто ложь требует достаточного развития мышления и речи. До 2–3 лет ребенок еще слишком мало знает и плохо выражает свои мысли, чтобы врать. К тому же для появления лжи необходим некоторый уровень развития языка: чтобы «качественно» соврать, нужно правильно подбирать слова и иметь хорошую память. С 3 до 5 лет у детей происходит активное накопление опыта, в том числе и эмоционального, формируются представления о понятиях: плохо, хорошо, стыд, вина и т.д. Ребенок впитывает модели поведения, принятые в обществе (воспитанность, такт), которые сами по себе предполагают некоторые умолчания, недоговорки, т.е. «ложь во благо»; учится оценивать свои поступки и прогнозировать последствия, пробует манипулировать взрослыми ради достижения собственных целей. По сути, это обычная адаптация к общественной жизни. Именно в данный период и «проскакивает» , вначале простая и наивная, но по мере того, как малыш будет практиковаться, обманы его «усовершенствуются». Что же это, норма или пробелы в воспитании?

Узнав, что ребенок лжет, не стоит сразу огорчаться – его развитие идет нормальным путем. Ведь детская ложь появляется в период активного освоения языка и развития воображения, а это основные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. Речь ложится в основу логического мышления, а воображение помогает постигать в умственном плане то, что нельзя потрогать, услышать, увидеть в реальности. говорит и о том, что ребенок начинает ориентироваться в социуме, ведь обман – это новая форма воздействия на окружающих, более зрелая и взрослая, чем те, что были у малыша ранее (крики, слезы, истерики). Поэтому можно сказать, что детская ложь – обыкновенное явление, и каждый малыш рано или поздно проходит эту стадию. Однако это не означает, что ложь релобенка – норма, которую можно не замечать или поощрять. Обман всегда имеет причины, и если ситуации, когда малыш хитрит, перекладывает свою вину на других, начинают повторяться, необходимо разобраться, что за этим стоит.

  • 07.05.2008
  • 117407 просмотров

Здравствуйте, Ксения. Дочери 10 лет, после развода живем вдвоем. Что делать : вырывает листы из тетрадей, сама ставит себе в дневник хорошие оценки, не говорит о дополнительный занятиях, не записывает все домашние задания, очень ленива, одну и ту же просьбу ей приходится повторять по 3–5 раз и не всегда с результатом. И при этом очень ласковая, веселая и активная во всем что не касается домашних дел и учебы. Как себя вести, как построить разговор, если уже казалось бы все объяснила ей, не бью, только временным лишением каких-либо удовольствий, как то: запрет в просмотре телевизора, запрет на прогулки, отказ в покупке новых наклеек, поездки на отдых и т. д..

Я много работаю, общаться столько сколько бы хотелось не получается, очень хочется добиться от ребенка понимания и помощи, а на деле только слова о том как она меня любит и полное отсутствие действий это подтверждающих. В чем моя ошибка? Что я делаю неправильно? Как научить ее брать на себя ответственность за свои поступки и думать о последствиях того, что она делает?

Спасибо. С уважением, Наталья.

Ксения Швецова , психолог

Здравствуйте, Наталья!
Прежде всего, нужно разобраться, почему Ваша , понять мотивы обмана. Вот некоторые причины, почему ребенок начинает врать:

  1. Ложь нередко служит средством, облегчающим жизнь ребенка. Особенно, если родители всё время говорят ему «нельзя»
  2. Часто ложь говорит о том, что заперто в душе ребенка, что его беспокоит и мучит, вызывает сильный страх, возможно, есть проблемы, требующие решения.
  3. Избегает стрессовых ситуаций.
  4. Ребенок может врать в том случае, если знает, что Вы способны превратить маленький проступок в «слона».
  5. С помощью лжи ребенок избегает наказания. Подумайте, не слишком высокие у Вас требования к ребенку, соответствуют ли они его возможностям? Не унижаете ли Вы его постоянными нотациями и нравоучениями? Нет ли у ребенка страха перед наказанием?
  6. Ребенок начинает врать, если родители не уделяют ему достаточно внимания. И она пытается привлечь к себе Ваше внимание любой ценой. Раз Вы заметили, что она солгала - значит, она Вам не безразлична. Такова детская логика.
  7. Дети врут, чтобы избежать насмешек, когда случайно «упали в грязь лицом».
  8. Имеет желание казаться лучше, чем есть на самом деле.
  9. может быть рассмотрена как попытка защитить свою приватную жизнь, показать свою независимость, избежать трудностей. Конечно же, обман может также расцениваться, как попытка уйти от наказания, либо попытка получить то, чего не могли бы добиться, если бы сказали правду.
  10. Другой часто встречающейся причиной детской лжи является страх разочаровать родителей. Ребенок старается соответствовать ожиданиям. Дети находятся под большим давлением ожидания того, что они будут хорошо учиться, будь то со стороны родителей или учителей. Многие дети также считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не соответствуют этим ожиданиям, не успевают в школе, то ребенок чувствует, что у него нет другого выхода, кроме как обманывать, и тогда обман носит функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.

Если Вы хотите научить ребенка быть честным, то надо быть готовыми выслушать от него подчас и горькую правду, а не только «приятную». Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос честным, нельзя позволять ему говорить неправду о своих чувствах, будь они положительными, отрицательными или же смешанными. Наши реакции на выражаемые им чувства помогают ему понять, действительно ли честность - лучшая политика.

Как ложь передает правду. Если детей наказывают за правду, они лгут из чувства самозащиты. Иногда они фантазируют, выдумывают что-то невероятное, чего им не хватает в повседневной жизни, в реальности. Детская ложь передает нам правду о душевном состоянии ребенка, о его страхах и надеждах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы сделать. Чуткому слушателю ложь поведает то, что она, казалось бы, призвана скрыть. Правильная реакция на ложь должна выражать понимание, а не отрицание истинного ее значения. Чтобы помочь ребенку провести границу между желаемым и действительным, надо использовать информацию, заключенную во лжи. Если мы узнаем, что дочь завалила контрольную по арифметике, не стоит спрашивать ее: «Ну, как прошла контрольная? Ах, хорошо? На этот раз ты меня не обманешь! Я говорила с учительницей и знаю, что ты написала работу очень плохо». Вместо этого нужно прямо сказать ребенку: «Учительница сказала мне, что ты завалила контрольную по арифметике. Я волнуюсь и думаю, как бы тебе помочь».

Короче говоря, мы не должны провоцировать так называемую «ложь ради защиты», а также расставлять детям ловушки. Если ребенок все же лжет, не надо устраивать истерику или читать нотации. Нужно отвечать словом и делом, реалистически отражающими положение вещей. Ребенок должен понять, что лгать родителям нет необходимости.

Ложь действительно имеет множество смыслов и значений. Ложь во спасение. Ложь, как способ манипуляции. Ложь, ради самой лжи, «для красного словца». Чем старше ребенок, тем более изощренно он использует ложь. Вначале почти неосознанно, потом вполне осознанно и расчетливо. И как только ложь становится инструментом для достижения цели ребенка пора призывать к ответу. Здесь заканчивается детство и начинается взрослая ответственность за свои слова.

Как предотвратить детское вранье?

Создайте в семье такую атмосферу, при которой ложь будет не нужна в принципе. Если ребенок знает, что может доверить родителям свои тайны, его поступки обсуждаются и принимаются, а наказание, не используется как инструмент воспитания, то мотива для лжи может никогда не возникнуть.

Прежде чем гневно пресекать обман и выводить врунишку на чистую воду постарайтесь понять мотивы его поступка. Даже у самого тяжелого проступка бывает другая сторона. Ребенок должен знать, что его поступок не делает его однозначно плохим. Поступок может быть плохим, но не человек! Никогда нельзя спекулировать такими понятиями, как люблю - не люблю. «Уйди отсюда, я не люблю тебя ТАКОГО!» Естественно, в следующий раз ребенок захочет приукрасить себя, чтобы заслужить любовь матери или отца.

Большая часть детской лжи проистекает из желания доказать значимым людям: «Я хороший». Школьник, совравший о потере дневника боится не только гнева родителей, но и обвинения в никчемности. «Вот я в твоем возрасте был отличником!» - кричит дедушка. А ребенок чувствует свою вину! И ложь здесь оказывается просто способом психологической защиты.

Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману - признание и исправление своих ошибок.

Не хотите, чтобы ребенок врал? Станьте честными сами!

Если родители хотят научить ребенка говорить правду, то они сами в первую очередь должны:

  • Всегда держать свое слово. Если в каком-то случае Вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему Вы это не можете выполнить и извинитесь.
  • Если так окажется, то Вы сами соврали перед ребенком, объясните, чем обусловлена ложь и обязательно признайте сам факт обмана.
  • Не ждите, что дети сразу начнут различать понятия «белая ложь» и более серьезный обман.
  • Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко.
  • Не навязывайте ребенку много правил и не ждите от него много, помните: больше правил - больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания.
  • Говорите ребенку, что Вы его любите даже тогда, когда он врет и что он неплохой ребенок, несмотря на то, что обманул.

Если Вы вдруг обнаружили, что ребенок соврал Вам, не стоит тут же кричать, ругаться на ребенка. В таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов. Ведь если на ребенка начать кричать, то, скорее всего можно добиться противоположного: он еще больше начнет обманывать, лишь бы только избежать Вашего порицания и наказания. В случае обмана, не делайте вид, что Вы поверили, а спокойно объясните, что Ваш ребенок сочиняет, и это очевидно. Фантазии ваших детей еще не являются обманом как таковым. Ведь дети сами по себе рождаются на этот свет чистыми, как белый лист бумаги. Кляксы и кривой наклон букв зависит от Вас. Если Вы видите, что ребенок начал ложь использовать во благо себе, то есть с корыстной целью, Вам стоит призадуматься. Значит, существует пробел в Ваших взаимоотношениях с ребенком. Проанализируйте ситуацию и постарайтесь выяснить причины появления лжи. Просто так ребенок не будет лгать, вынуждают его к этому сложившиеся обстоятельства. И если родитель не впадет в «гневные ругательства», а с пониманием и нежностью отнесется к ребенку, положительный результат будет очевиден.

Полностью обман нельзя искоренить, можно просто объяснить ребенку: «что такое хорошо и что такое плохо». В таком случае очень важен пример самих родителей. Поэтому, прежде чем попросить ребенка ответить на телефонный звонок фразой - «мамы нет дома», подумайте о последствиях. Не забывайте чаще общаться с детьми на эту тему. Рассказывайте им разные истории о себе, своих родителях и задавайте вопросы. По ответам будет видно, как ребенок поступит в подобной ситуации. Так же помогите детям выучить «вежливую ложь». Именно, когда не надо говорить «правду в глаза». Например, вашему ребенку дарят подарок. Ему не нравится вещь, и он говорит: «я не хотел такую игрушку», тем самым, обижая подарившего. В такой ситуации стоит сказать спасибо, а эмоции придержать.

Что делать?

Понять причину лжи и проанализировать её. Подумать, как можно изменить ситуацию и что нужно изменить в себе (родителям, ребенку), чтобы решить эту проблему.