Жизнь русских жен с таджиками. Лучшие качества таджикских мужчин. Он меня использовал и бросил

Ранние браки в таджикском городе Гарм не редкость. В годы вооруженного конфликта здесь, в Раштской долине, дислоцировались вооруженные отряды таджикской оппозиции.

По официальным данным, более 26 тысяч женщин в годы войны овдовели, и многие из них не имеют даже среднего образования. Молодые вдовы и разведенные не могут самостоятельно прокормить себя и добровольно становятся вторыми женами.
По узким улочкам старой махали в Гарме невозможно пройти незамеченной. На мне брюки и нет головного убора. Это не совсем привычная одежда для здешней женщины.
Дом Рухшоны мне долгое время отказывались показывать. О том, что она вторая жена, знают почти все соседи по махале, но говорить открыто опасаются. Тем более что муж Рухшоны, по словам жителей, какой-то очень важный человек "из органов".
Меня она встретила приветливо. Рухшоне 33, она вдова. Двоих сыновей оставила в семье мужа: женщине, окончившей всего четыре класса средней школы и не имеющей никакой специальности, сложно прокормить детей.
"Хорошая жена"
В доме отца в Гарме прожила несколько месяцев и согласилась на предложение нынешнего мужа. "Я была вынуждена согласиться выйти замуж, - вспоминает Рухшона. - В доме отца стало невыносимо. Я не работала и чувствовала себя обузой. Позже мне стали открыто об этом говорить. Сейчас я родила дочь, чтобы как-то смириться с потерей сыновей. Но вторая жена - это точно не жена. Вечно ждать его и бояться, что наступит день, и он тебя бросит, а ты опять останешься без средств к существованию".

Рухшона - одна из 26 тысяч женщин Таджикистана, потерявших мужей во время гражданской войны в стране. В Раштской долине на востоке республики, в регионе с сильными исламскими традициями, девочки, окончив начальную школу, часто перестают учиться. Здесь принято рано выдавать дочерей замуж. Если у родителей финансовые сложности, и они думают о том, кому из детей продолжать образование, предпочтение обычно отдается мальчикам.

Хорошая жена, по мнению Рухшоны должна вести домашнее хозяйство и ухаживать за мужем. Зарабатывать деньги и учиться - обязанность мужчины.
Теперь Рухшона очень жалеет, что не умеет читать и писать. О первой жене мужа говорить не любит. "Лично я не знакома с ней. Он предлагал мне поехать ее навестить, но я боюсь этой встречи", - говорит она.
Я спрашиваю, что она будет делать, если появится третья жена.
"Это невозможно, - отвечает она. - Я верю, что он любит только нас. Ругаться с третьей женой я не стану, и с ним тоже. Пожалуй, смирюсь. Ведь в данном случае он хозяин положения. Я завишу от него материально".
Мой вопрос Рухшоне, кажется, не понравился: она задумалась и стала меня торопить. Приближалось время обеда, и муж Рухшоны с минуты на минуту должен был явиться домой. Сам он из дального кишлака, но работает в районном центре, и иметь жену здесь очень удобно.

"Чего ему не хватает?"

Об этом мне сказал сосед Рухшоны, 60-летний Самад-ака. Он вдовец. Мечтает жениться, но дети против. Надеется их переубедить. К двоеженству относится как к полезному делу: "Мои дети ничего не понимают в пользе многоженства. Вот если жена беременна, что делать мужчине? Надо жениться на второй, чтобы дождаться, пока первая родит".
Навестить Самад-ака пришла его молодая сестра. А если ее муж завел бы себе вторую жену? Мой вопрос рассердил мою собеседницу: такая перспектива ей явно не понравилась. "С какой это стати, чего ему не хватает? В доме всегда горячая еда, вещи постираны. Нет, я мужу верю. Не поступит он так".
Число женщин в районе превышает мужское население. Без мужей остаются и жены трудовых мигрантов; они едут в Россию и нередко забывают о старых семьях, создавая новые.
Для другого моего собеседника Камола его вторая жена настоящая гордость. Она работает, по его словам, в хорошем месте и занимает важный пост. Какой, сообщать отказался. Но и сами мужчины, имеющие вторых, а иногда и третьих жен - люди состоятельные, зачастую работают в государственных структурах.
Бедный и без нужных связей мужчина на пободное не решится, поделился со мной Камол: "Вторая жена - хорошо. Мужья у них всегда чистые и сытые. Я прихожу ко второй жене, она спрашивает: что тебе первая приготовила? Я говорю: плов. Она бежит на кухню и готовит жареное мясо. Мои жены знакомы друг с другом. Ссор никогда не было. Они одно время даже жили вместе. В общем, я доволен".

"Я видел ее только раз"

В местном совете, хукумате, я задала вопрос о двоеженстве Давлатпочо Мирзоеву, зампредседаля совета Гарма. Вопрос, кажется, застал ее врасплох: Мирзоева сказала лишь, что подобных жалоб к ним не поступало.

Многоженство в Таджикистане уголовно наказуемо, однако до сих пор в судах страны такие дела не рассматривались.
Доказать наличие второй жены нелегко, говорят юристы. Женщины, как правило, скрывают это, защищая мужчин.
"Ранние браки тоже в Раште нередкость", - признается Майрам, жительница города. Ее сын на днях женился на девушке, которой только исполнилось 17 лет.
"В Гарме принято выдавать замуж лет в 17 или 18, - говорит она. - Нам неважно, имеет ли она образование, с молодой легче: есть шанс воспитать ее так, как хотим мы. 20-летние невесты рискуют остаться без мужа".
Молодой Искандар своим выбором доволен. Его не смущает, что девушка необразованна. Скорее всего, такой она и останется, посколько Искандар против образованных жен: "Я не хочу, чтобы она работала. Мне будет неприятно, если на мою жену будут смотреть чужие мужчины. Она обязана сидеть дома. Домашнее хозяйство - вот ее главная работа".

Я спрашиваю у Искандара, были ли они знакомы до свадьбы, встречались ли. "Я видел ее только раз, мы поздоровались - и все , - отвечает он. - Я сказал родителям о своем выборе, они невесту сосватали. Но, конечно, никаких встреч у нас не было, о чем вы говорите! В Гарме это нельзя: могут пойти сплетни о девушке, и она будет обесчещена. Никаких кино и мороженого".

Новости из России

01.09.2016

"За эти четыре года я поседел"

Лене - 15, Саше - 14, Миле - 11, Азизу - 4.

Таджикские семьи наполнены детьми. Их столько, сколько даст Бог. Садиридину Ерматову (все называют его Сабир) Бог дал четверых. Правда, двое старших - не родные, а приемные. Это дети его русской жены Марины. Так Сабир стал многодетным отцом.

Марина умерла в родах, когда давала жизнь самому младшему - их общему сыну Азизу.

Ради того, чтобы неродные дети были с ним, Сабир отдал все.

Пятиэтажка без лифта. Квартира на самом верху. Я поднимаюсь по лестнице и думаю: сколько километров ступенек отмерил Сабир, бесконечное количество раз поднимаясь и спускаясь с детскими колясками?

Он родился в Таджикистане, в городе Турсунзаде, в большой семье. У него пять братьев и сестер. Тогда, в советские времена, о которых он вспоминает с ностальгией, их дом был полная чаша: "Родители держали коров, баранов, гусей, кур - всех, кроме поросят. Религия не позволяет. Мой отец - мулла. Святой человек!"

В девяностом году его призвали в армию. Служил в Дальневосточном военном округе. В девяносто втором Сабир мобилизовался, но до дома даже не доехал: там шла война.

Люди бежали кто куда. И Сабир тоже побежал. Сначала в Узбекистан, затем в Туркмению. Его диплом агронома на родине был уже никому не нужен. И тогда он сел в поезд, на котором тысячи его соотечественников ехали в Россию. Сабир сошел в Красногорске.

Без работы не сидел - пахал на стройке, ремонтировал квартиры. Вкалывал без выходных. Каждый месяц отсылал деньги родным. Надо поддерживать семью - так заведено.

С Мариной он познакомился случайно. В тот день его забрали в отделение милиции - рутинный случай для гастарбайтера с неславянской внешностью. Через час отпустили: документы были в полном порядке.

Сабир шел по вечернему проспекту Мира и увидел светловолосую девушку, которая ему улыбнулась в ответ. Он еще не знал, что эта встреча изменит всю его судьбу.

Он заговорил, она ответила. Обменялись телефонами, начались свидания. Ей - 26, ему - 28. Марина была замужем, но семейная жизнь не складывалась. Муж пил и дома не появлялся.

Сабир уехал на время в Таджикистан. Когда вернулся, Марина родила Лену. А вскоре она призналась, что ждет еще одного ребенка. Не от Сабира.

Биологический отец Саши и Лены даст им свою фамилию и исчезнет из жизни семьи навсегда. Из роддома Марину встретит Сабир. Возьмет на руки перевязанный лентами сверток. Дети с рождения будут звать Сабира папой.

Марина жила в совхозе имени Ленина, сразу за окружной. Когда Сабир впервые пришел к ней домой, он потерял дар речи: такой разрухи он никогда не видел. Рваные обои, рассохшиеся рамы, сломанные двери. На две комнаты - три семьи: Марина с детьми, ее родители, брат с сожительницей. За коммунальные услуги, конечно, не платили. Задолженность была космической - 204 тысячи рублей. Жили бедно, но весело: спиртное не переводилось.

В 2004-м Сабир женился на Марине, а через два года у них родилась общая дочь Миля.

Он по-прежнему пахал на стройках: надо было содержать большую семью. Когда появилась возможность, сделал ремонт, поменяв все что можно. Поклеил новые обои, поставил стеклопакеты, утеплил балкон. "Убитая" квартира засияла.

В маленьких поселках жизнь на виду. Здесь все друг друга знают. Соседи, которые сначала встретили Сабира настороженно, теперь повторяли: "Повезло Марине, какого мужа нашла! Не пьет, не курит, все в дом!"

Мы все его полюбили, - говорит мне Надежда Петровна, которую дети Сабира зовут бабой Надей. - Скромный, аккуратный, вежливый, со всеми здоровается, к каждому с уважением. Надо что-то починить, кого-то в город отвезти - все к нему. Никому не отказывает. Когда один за другим умерли родители Марины, он их похоронил как положено. Он и сейчас на кладбище ездит, за могилой ухаживает, оградку красит…

У нас таких еще не было! - вторит ей другая соседка по подъезду, Наталья Николаевна. - Что о нем еще скажешь? Придет с работы и всегда идет гулять с детьми. Они его обожают.

…В 2012 году Марина опять забеременела. Когда Сабир узнал, что у них будет четвертый ребенок, он растерялся: жить, по сути, негде, денег мало, работа у него временная. Но раз Аллах дал, учил его отец, надо быть благодарным и принять дитя с радостью.

"Бог дал - Бог взял", - говорят в России. Что там произошло, в роддоме, Сабир не знает, ему никто толком ничего не объяснил. Сказали только, что роды были очень тяжелые, у Марины зашкаливало давление. Азиз появился на свет раньше срока, семимесячным.

Жена умерла вечером, мне сообщили только утром, - Сабир смотрит в сторону. - В девять часов в квартиру уже пришли представители администрации: "Ты здесь никто! Дети не твои, у них другая фамилия. У тебя гражданства нет, регистрации нет. Мы детей забираем!" У меня в глазах потемнело. Это мои дети, я их воспитывал с рождения. Они меня папой называют. Как же я их отдам?..

Убитый горем отец бросился в роддом. Ему сказали, что его жена в морге, а ребенок в инкубаторе. У него повышенное внутричерепное давление. Мальчик недоношенный, очень слабенький, вес всего 1600 граммов. Надо выхаживать.

В роддоме Сабиру сразу предложили написать отказ от ребенка. Он сказал: "Я только что жену потерял - вы хотите у меня забрать ребенка?! Я еще живой".

Ему говорили: "У тебя не хватит денег его лечить". "Вы назовите сумму - я готов!" - отвечал Сабир. "Тебе свидетельство о рождении не дадут!" - "Почему не дадут? Мать - гражданка России, мы расписаны".

Из роддома он сразу поехал в загс и получил свидетельство о рождении Азиза. Потом Сабир узнал, что его ребенка хотели усыновить. Малыш, в жилах которого смешались русская и таджикская кровь, получился на загляденье: мягкие светлые волосы, персидские глаза…

Потом звонок в три часа ночи из роддома: "Приезжай, мы врача-специалиста вызывали твоему сыну. Надо заплатить 4 тысячи". Я отдал 4 с половиной, - добавляет он, помолчав.

Он похоронил свою Марину и спрятал горе очень глубоко, на самое дно. Нельзя было страдать и плакать, надо было действовать, потому что в любой момент могли забрать его старших детей.

Когда Азиза, наконец, выписали домой, он весил всего 1800 граммов. Такой маленький, он помещался на крохотном матрасике и плакал не переставая. Глядя на сына, Сабир ощущал свою беспомощность. У него золотые руки, он умеет все на свете и не боится никакой работы, но сможет ли он выходить это существо?

Он позвал младшую сестру Биби из Таджикистана: "Спасай!" И тут на помощь кинулись все соседи, весь подъезд. Кто-то принес детские вещи, кто-то помогал купать ребенка, кто-то гладил пеленки… Простые русские женщины приходили и дежурили по очереди, и Сабир не помнит дня, чтобы он остался один на один с бедой. Он понял: справится!

Все это время он непрестанно думал о Саше и Лене, которых в любой момент могли забрать в детский дом. У Сабира не было еще российского гражданства, только вид на жительство, и ему никогда не позволили бы стать приемным отцом детей, у которых к тому же был номинальный папа.

Сабир нашел бывшего мужа Марины и прямо предложил: "Давай решим вопрос с детьми. Тебе они все равно не нужны!" Тот обещал приехать через неделю и написать отказ от детей. Обещал - и пропал. К телефону не подходил, сам не звонил. Сабир подал заявление в суд, который и лишил нерадивого отца родительских прав.

Сабир отвез детей в Малоярославец, в семью Олеси - двоюродной сестры Марины, которая и оформила временное опекунство. Он разрывался между детьми - родными и приемными. Каждую неделю ездил навещать Сашу и Лену и возвращался с тяжелым сердцем: им там было плохо.

Мы с братом спали вдвоем на надувном матрасе на полу, - вспоминает Лена. - Наши вещи убрали в сарай, и мы по холоду каждый день бегали за одеждой. А еще родственники отделили нас от своих детей. Они все сидят за столом, а нам дают тарелку, и мы едим стоя. Как-то папа привез нас на выходные домой, и мы в чай по пять ложек сахара положили. Папа спросил: "Вас что, там не кормят?.." А однажды тетя Олеся мне говорит: "Лена, в Одессе есть женщина, у нее двое пацанов, они уже взрослые, а она очень хочет девочку. Поедешь туда?" Я в слезах звоню папе: "Меня отдают в другую семью! Забери нас отсюда!" Нас выставили с вещами за дверь…

В тот же день Сабир забрал своих старших домой. Сразу отнес их документы в школу, чтобы они не пропускали занятий.

За те три месяца, что дети жили в Малоярославце, опека ни разу ими не поинтересовалась. Но только я их привез домой и они пошли в школу, как нагрянули представители ведомства. Они приехали забирать Сашу и Лену, - у него и сейчас все клокочет. - Я бросился к соседке Наталье Николаевне: "Возьми временное опекунство, пока я сделаю российское гражданство!"

Оформление опеки - процесс непростой, он требует времени на сбор документов, обследование здоровья опекуна, его жилищных условий. Если будущий опекун не является близким родственником, ему надо еще пройти обучение в Школе приемных родителей. Это стало обязательным требованием как раз с осени 2012 года.

Наверное, не каждый бы согласился взвалить на себя такое бремя. Но Наталья Николаевна не раздумывала ни минуты. Без лишних слов стала собирать необходимые документы и записалась в Школу приемных родителей. Ближайшая оказалась в Подольске.

Сабир забросил все дела, лишь бы дети жили с ним. Два раза в неделю возил будущую приемную маму на занятия в Подольск и занимался оформлением российского паспорта.

За эти четыре года я поседел. Гоняли меня, как футбольный мяч. Страшно вспомнить, через что я прошел. Помучили меня немного, - добавляет он, помолчав. - Как только я стал гражданином России, тут же оформил опекунство на старших детей. Родители Марины не платили за квартиру, мне пришлось погасить задолженность за коммунальные услуги - 204 тысячи рублей. Если бы я не нашел денег, квартиру бы отобрали, а детей отправили в детдом.

Он отдал все свои сбережения за двенадцать лет. Его семья больше никому ничего не должна.

Недавно он возил Лену и Милю на свою родину в Таджикистан. Двух сестричек, одну светленькую, другую темненькую, дочек.

Лена показывает мне фотографии. Вот она в национальном таджикском наряде.

В Таджикистане нас принимали как родных! - восхищается девочка. - Бабушка меня обнимала: "Моя любимая, моя золотая!" Показали город, угощали национальной едой. Я понимаю таджикский язык, но не надо было много слов, чтобы почувствовать себя в окружении родных людей…

Лена и сама научилась готовить таджикский плов. Почти так же вкусно и живописно, как папа.

Недавно тетя Биби показала мне, как печь их традиционные лепешки. У папы жены нет, а женская поддержка должна быть, - по-взрослому рассуждает пятнадцатилетняя дочь.

Пока на всех готовит моя сестра. Столько заготовок на зиму сделала! - он показывает на шеренги банок с аджикой, баклажанной икрой, солеными огурцами и помидорами. - Но если Бибишка уедет домой, придется Лене готовить, - смеется Сабир. - А я буду ей помогать.

В этой квартире он не прописан. Если бы квартира была приватизирована, он бы унаследовал долю после смерти жены. Надо знать Сабира: ему было неловко просить Марину, чтобы она его прописала на многонаселенную родительскую жилплощадь. Он жил себе с временной регистрацией, которую продлевал каждые полгода.

Сейчас ситуация изменилась, но управление опеки и попечительства по Ленинскому району Подмосковья не на стороне многодетного отца. Сабир живет на птичьих правах. В постоянной регистрации ему упорно отказывают, потому что формально он ущемит права своих детей. Его так и спрашивают: "Какой у тебя умысел?"

Какой у меня умысел? - горько усмехается Сабир. - Я живу здесь с детьми уже шестнадцать лет. Купить новую квартиру я не могу, она стоит миллионы. А мне семью кормить надо. Я у них один.

Я смотрю на Сабира. Ему всего сорок три. Не возраст для мужчины. Уже четыре года, как он овдовел. Все сроки траура давно прошли, и, наверное, он мог устроить свою жизнь.

Я думал об этом, - честно говорит он. - Можно найти женщину, но для меня самое главное, чтобы она моих детей любила, а потом уж меня.

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем

ДУШАНБЕ, 17 авг — Sputnik , Иззат Шариф. Закон в Таджикистане запрещает иметь двух жен. Но это мало кого останавливает.

В стране мужчины с высоким и средним доходом — от чиновников до бизнесменов — имеют вторых жен.

Для сильной половины Таджикистана вторая жена — это престижно, но для женщин такой статус чаще всего означает путь в никуда. У женщины нет на руках официальной регистрации брака (благословение муллы при никахе не в счет), а значит она бесправна, и ее дети считаются незаконнорожденными.

В Таджикистане девушки и женщины становятся вторыми женами по разным жизненным обстоятельствам: по любви, ради статуса, от безысходности или страха.

Sputnik Таджикистан пообщался таджичками, которые стали вторыми женами, и узнал, каково им живется в данном статусе.

Официально многоженство в Таджикистане запрещено, но смельчаки находятся

В Таджикистане по закону многоженство карается крупным штрафом или 2 годами исправительных работ. Имамы должны проводить обряд венчания только после предоставления свидетельства о браке из ЗАГСа.

Тем не менее многоженство в Таджикистане имеет место быть. Такой союз происходит только по религиозным исламским законам, то есть официальная бумага о вступлении в брак не выдается. В таких мусульманских браках мужчина всегда в выигрышном положении, но никак не женщина.

Обычно в таких семьях мужья полностью содержат вторых жен. В основном мужчина живет с первой женой и воспитывает детей, ко второй приходит время от времени. Обычно для второй жены покупается отдельный дом или же снимается квартира.

Если же мужчина решает прекратить эти отношения, женщина не может претендовать на алименты, раздел имущества и так далее, поскольку документов о вступлении в брак у нее нет.

В первые годы независимости вторые жены вызывали полное непонимание в обществе. Сейчас, к сожалению, это стало более привычным и никого не удивляет. Для многих девушек быть второй женой у богатого и именитого мужчины считается престижным.

Такой муж дарит заботу и любовь, а вся бытовуха достается первой жене, как и обязанности прислуживать его родственникам.

В отдаленных кишлаках мужчины могут взять овдовевшую соседку второй женой из добрых побуждений, чтобы помочь ей материально.

Он взял меня второй женой, чтобы я ухаживала за его родителями

Одна из причин многоженства в Таджикистане — миграция. Уезжающие на заработки мужчины заводят двух жен — одну в Таджикистане, другую в России. В России возлюбленные знают свои права и настаивают на регистрации отношений. В Таджикистане девушек устраивает и никах.

Самире еще нет и 30, у нее двое сыновей. Родители выдали девушку замуж за Ходжиумара, когда ей исполнилось 17 лет. Он приехал домой из России, отдал деньги на калым за невесту. Местный мулла совершил обряд никах, обошлись без официальной регистрации брака. Была пышная свадьба в кишлаке.

Пожив с женой месяц, Ходжиумар вернулся на заработки. Через год соседи рассказали Самире, что у ее мужа есть другая, официальная жена в России. Муж это отрицать не стал и во всем признался. Рассказал, что его жена (получается, первая, так как официальная) русская и женились они по любви, воспитывают двоих малышей.

Тогда Самира поняла, что он женился на ней только для того, чтобы кто-то жил с его родителями и прислуживал им.

"Я бы ушла, но родители меня обратно не примут. Для них это позор, возвращение дочери. Да и детей поднимать надо. Деньги он какие-никакие отправляет мне. Раз в год приезжает навестить, да и детки его любят. Свекровь меня утешает, что он к старости вернется. Но мне уже все равно", — признается она.

Меня угрозами заставили стать второй женой

Зачастую бывает, что обеспеченный мужчина на склоне лет может насильно взять второй женой молоденькую девочку, которая годится ему в дочери. Такие невесты легко управляемы и внушаемы.

История Хадичи драматична. Она была хрупкой 15-летней девочкой, когда ее приметил известный человек в Таджикистане, имени его она не называет. Он воспылал страстью к ней, почти ребенку, хотя его дети были старше ее, и стал ухаживать, но она сразу же отвергла все его притязания.

"Он был мне противен. Одно то, что он может касаться меня, повергало в ужас. Когда он прислал сватов, отец отказал им, потому что не представлял меня в качестве второй жены. Но он был могущественным человеком, стал угрожать, что со света сживет нас, и родители согласились", — вспоминает Хадича.

Какое-то время они прожили вместе, она родила ему детей, но так и не смогла полюбить.

"Сейчас он уже совсем старый и живет со своей основной женой в семье старшего сына. У моих детей статус незаконнорожденных, потому что официального брака не было. Сводные братья и сестры от первой жены сторонятся их. Дети учатся в школе, тех денег, что мне выделяет муж, не хватает даже на самое необходимое. У меня нет образования, да даже если бы и было, работать мне нельзя. Я даже на улицу без его разрешения выйти не могу", — тяжело вздыхает она.

Он меня использовал и бросил

В Таджикистане девушки ценят внешний лоск избранника, красивую внешность, дорогую машину. Они принимают ухаживания мужчин, у которых есть деньги. Но очень часто такой выбор заканчивается крахом. Избалованные вниманием женщин такие мачо меняют вторых жен, как перчатки.

Сарвиноз из интеллигентной семьи, ее родители — учителя. Она встретила Собира, когда училась в школе. Он был настойчив, обещал ей золотые горы, ездил на шикарной машине, и девочка увлеклась им. Сразу же после выпускного она собралась за него замуж. Ее даже не остановило то, что он уже был женат на другой.

Через 2 года, Собир бросил ее с ребенком на руках, и она вернулась к родителям. После долгой депрессии девушка поступила в вуз, получила образование и теперь владеет собственной организацией, которая помогает женщинам, попавшим в беду.

"Не поверите, таких, как я, вторых, жен в Таджикистане много. Но официальной статистики нет. Женщин сегодня устраивает быть вторыми женами и иметь хоть какие-то средства к существованию, потому что жизнь очень трудная. Очень много таких же, как я, брошенных. Но в отличие от них у меня есть образование, и я могу прокормить себя и ребенка, да и родители мне помогают, они добрые. А у многих этого нет, особенно в кишлаках. Тех, кого бросили, не принимают родители, у них нет образования, и многие из них, чтобы выжить, идут на панель", — рассказывает она.

Вторая жена — это счастье

В Таджикистане есть и такие семьи, где первые и вторые жены живут с мужем под одной крышей. Мужчина заботится о них и любит всех сыновей и дочерей.

Озода — вторая жена, она живет в браке уже 20 лет. Своего Химата она полюбила сразу. По ее словам, он был очень красивым и достойно ухаживал за ней.

"Да, я знала, что он женат, но когда он предложил стать второй женой, я согласилась. После долгих уговоров его жена Мархабо тоже ответила согласием", — рассказывает она свою нехитрую историю.

Они живут в одном доме, Озода с детьми на втором этаже, Мархабо с детьми — на третьем, живут одной семьей. Для жен Химат составил расписание визита, которые он неукоснительно соблюдает. Конечно, без эксцессов не бывает, иногда сыновья могут подраться, но они с Мархабо регулируют ситуацию, да и старшие помогают, заботятся о младших.

"Мы вместе принимаем гостей. Муж не делит нас на любимую и нелюбимую, не выделяет нас. Вначале это было сложно и непривычно, но постепенно я привыкла", — делится она.

Взяли второй женой, чтобы помочь

Бывают и такие случаи: чтобы помочь материально и оградить молодую вдову или брошенную девушку от назойливых расспросов и осуждения, мужчины предлагают им стать второй женой.

Такое явление распространено в кишлаках, где на плечи одинокой женщины ложатся не только заботы по дому, но и приусадебное хозяйство, а также зарабатывание денег.

Такова история Сабохат, муж которой трагически погиб в аварии. Она осталась одна с 4 детьми.

"Уже довольно пожилой мужчина предложил мне стать второй женой. У него не было каких-то намерений в отношении меня. Он знал нашу семью и видел, как мне материально сложно растить детей одной", — рассказывает она.

Жалею, что в молодости меня не отговорили

Сами мужчины неоднозначно относятся к двоеженству в Таджикистане. Большинство — позитивно, втайне мечтая иметь вторых, а то и третьих жен и так далее по нарастающей. Но с возрастом они осознают всю тяжесть таких браков.

У Хасана собственный бизнес. Он владеет магазином мебели. Вначале бизнес процветал и шел в гору. Именно в тот период он, муж и отец двоих детей, встретил красивую девушку. Она так понравилась ему, что он взял ее второй женой, несмотря на запреты первой.

"После второго брака я уже вошел в раж и не смог остановиться. Красивых девушек же много. Сейчас у меня 4 жены и 20 детей. Старших уже надо женить и выдавать замуж. Но силы уже не те, да и бизнес тоже", — разводит он руками.

По его словам, сейчас из-за экономического кризиса дела в магазине идут плохо.

"Я как тот султан из песни, но не заботой я окружен, а частыми скандалами и выяснениями отношений с женами. Я жалею, что никто тогда меня не отговорил от этого шага. Зачем мне это надо было, теперь я и сам не знаю. Содержать такую большую семью очень трудно", — сокрушается он.

По мнению правозащитницы Сарвиноз, жениться второй или третий раз — это уже реалии сегодняшнего дня для Таджикистана, да и других стран. Наказание за это очень мягкое — крупный штраф или два года исправительных работ. Поэтому запретительные меры никого не останавливают.

"Может быть, следует пересмотреть закон, чтобы помочь женщинам в этом вопросе. В отличие от мужчин вторые жены и их дети — уязвимая категория. Нет официального статуса жены, потому что нет регистрации брака, женщины не имеют права требовать обеспечение, жилье, алименты. Для того чтобы защитить их, единственное, что можно сделать, это узаконить многоженство", — считает правозаступник.

Где официально разрешено многоженство

На сегодняшний день многоженство разрешено в Брунее, Афганистане, Алжире, ОАЭ, Конго, Мьянме, Марокко, Нигерии, Саудовской Аравии, Танзании, Сенегале, Свазиленде и других странах.

В Великобритании и Норвегии многоженство официально признаётся только в том случае, когда мужчина зарегистрировал брачный союз со второй и/или последующими женами в этих странах.

Швеция признаёт браки многоженцев, заключенные за рубежом, но право на жительство и получение социальных пособий имеет только первая жена. При этом признаются брачные союзы гражданина Швеции не более чем с четырьмя жёнами

Жители большинства крупных городов ежедневно встречаются с таджиками, которые работают в нашей стране на различных стройках, в маршрутках, рынках и прочих местах. Однако мало кто знает о том, как живут эти люди у себя на Родине в Таджикистане. Этот пост как раз и расскажет вам о жизни таджиков в родных краях.

Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.

У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:
- Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?
- Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.
Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?
- А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?
- Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:
- Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.
Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет...

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

По турбинным водоводам деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.
- Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.



Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.



Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.







Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.





Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:
- Откуда вы, из какого района?