Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста. Освоение дошкольниками алгоритмов и их применение на занятиях по математике
Ирина Стоякина
воспитатели Стоякина Ирина Александровна
Костарева Ирина Михайловна
МАДОУ «Детский сад №6» г. Перми
В основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования стоят задачи социализации и индивидуализации ребенка- дошкольника. Это соответствует принципам ФГОС ДО, одним из которых является принцип психолого- педагогической поддержки детей. Чтобы технологически реализовать задачи ООП ДО и ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития, мы создали алгоритмы, способствующие формированию культурно-гигиенических норм и правил.
Создавая свои алгоритмы мы преследовали следующие задачи:
1. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
2. Развитие у детей младшего возраста элементов культурного поведения, элементов самообслуживания и самостоятельности.
3. Воспитание чувства уважения к труду взрослых, желание помогать.
При создании алгоритмов для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы учитывали следующее:
1. Особенности мышления и восприятия детей
(наглядно – действенное). Поэтому все объекты, используемые в наших алгоритмах реальные, не символичные. Объекты доступны детскому восприятию.
2. Композиция иллюстрации не должна быть перегружена.
3. Цветовая гамма в сдержанных тоннах.
4. Дети знакомятся с содержанием уже готового алгоритма или активно участвуют в его создании.
Наши алгоритмы созданы в технике комикса, что позволяет детям легко воспринимать сложные социокультурные нормы.
Данный педагогический опыт позволяет сформировать у детей предпосылки к символическому и знаковому восприятию алгоритма, так как нас по всюду в жизни окружают символы и знаки (дорожные знаки, социокультурные знаки и пр.)
Использование алгоритмов позволяет реализовать задачи ООП и ФГОС ДО по формированию у детей младшего и среднего дошкольного возраста элементов самостоятельности, элементов самообслуживания и элементов культурного поведения.
Наши алгорпитмы
1. Приучать детей следить за своим видом
2. Продолжать учить детей пользоваться мылом и полотенцем
3. Формировать элементарные навыки за столом: правильно держать ложку, вилку, пользоваться салфеткой
4. Формировать элементарные навыки за столом: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать.
5. Дать представление о здоровой и полезной пище
6. Овладение навыком пользования носовым платком
7. Формирование навыка прикрывать рот рукой во время кашля
8. Следить за своей одеждой
9. Приучать самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
10. Приобщать дошкольников к здоровому образу жизни
Публикации по теме:
Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования Статья: Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования. Основополагающим требованием общества.
Использование здоровьесберегающих технологий в младшем дошкольном возрасте. Самомассаж и развитие крупной моторики Раннее детство - ответственный период, когда закладываются основы развития ребенка, его здоровья. Именно двигательная активность детей в.
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.
Тема игры: «Домино» База реализации игры: МДОБУ детский сад «Буратино» с. Буганак Участники игры: дети младшей группы, воспитатели, родители.
НОД «К нам весна шагает быстрыми шагами» по формированию целостной картины мира в среднем дошкольном возрасте Цель: Закрепить знание о весенних изменениях в природе. Познакомить с признаками весны. Уточнить и расширить представление об изменениях.
Количество часов - 12 часов
Цель самостоятельной работы: изучение содержания и организации работы воспитателя по ознакомлению детей дошкольного возраста с алгоритмами.
Обеспечивающие средства
План изучения темы.
1. Оформить конспект по теме «Алгоритм» по следующему плану:
Анализ программных задач по формированию алгоритмических умений;
Значение развития у дошкольников алгоритмических умений;
Методика работы по ознакомлению с алгоритмами в возрастных группах;
2. Разработать конспект занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа на выбор студента)
1. Оформить конспект по предложенному плану.
2. Изучить методическую литературу и составить перечень дидактических игр и упражнений по формированию алгоритмических умений по следующей форме:
3. Разработать фрагмент конспекта занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа по выбору студента).
4. Письменно подобрать примеры ситуаций по формированию представлений об алгоритмах:
а) в режимные моменты,
б) в процессе чтения произведений художественной литературы.
5. Составить текст консультации для родителей по формированию у дошкольников алгоритмических умений.
Требования к содержанию отчета – отчет о выполнении задания оформляется письменно.
Контрольные вопросы
1. Сравните задачи и содержание представлений об алгоритмах в разных возрастных группах.
2. В чем заключается сущность системы работы по формированию у дошкольников алгоритмических умений?
3. Приведите примеры интеграции содержания данной темы с другими образовательными областями.
1. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.
Тема 12. Преемственность в работе дошкольного учреждения с семьей и школой по реализации задач математического развития
Количество часов – 10 часов
Цель самостоятельной работы:
- изучение преемственности в содержании, методах и формах обучения математике в подготовительной группе и в 1 классе начальной школы;
- изучение значения работы с родителями для математического развития дошкольников, форм работы с семьей.
Обеспечивающие средства
Учебно-методическая литература;
План изучения темы.
Задание для самостоятельной работы
Ознакомление с содержанием раздела «Развитие математических представлений» в подготовительной группе и образовательной программе 1 класса.
Оформление таблицы.
Анализ плана работы детского сада по осуществлению преемственных связей со школой.
Изучение форм совместной работы дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию детей.
Порядок выполнения самостоятельной работы
Оформить конспект согласно предложенному плану:
Требования современной начальной школы к математическому развитию детей;
Преемственность в содержании и методах обучения математике;
Формы организации преемственности в работе начальной школы и детского сада по обучению математике;
Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе.
2. Провести сравнительный анализ образовательных программ и заполнить таблицу по следующей форме:
3. Проанализировать основные отличия в организации работы школы и детского сада, заполнить таблицу:
4. Изучить значение работы с родителями для математического развития дошкольников, формы работы с семьей.
5. Составить план консультаций для родителей по любому актуальному вопросу методики формирования элементарных математических представлений.
6. Ответить на контрольные вопросы.
Требования к содержанию отчета – отчет о выполненном задании оформляется письменно.
Контрольные вопросы
Покажите актуальность проблемы преемственности в работе детского сада и школы в свете современных преобразований в системе образования в стране (ФГОС ДО и ФГОС НОО).
В чем суть основных требований современной начальной школы к математическому развитию детей?
На основе сравнительного анализа программ подготовительной группы и 1 класса начальной школы покажите преемственность в содержании обучения математике.
Приведите примеры по осуществлению преемственных связей детского сада и школы. Раскройте своеобразие отдельных форм работы.
Раскройте сущность форм и содержания совместной работы ДОУ с семьей по вопросам математического развития.
Обоснуйте важность и необходимость научного подхода к изучению условий воспитания ребенка в семье.
1. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.
2. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008.
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г. № 1155)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009 г. № 373)
6. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
Современный человек с каждым годом всё больше и больше сталкивается с информационными перегрузками. Чтобы успешно сними справляться, необходимо уметь анализировать информационные потоки, применять алгоритмический подход к решению задач, пользоваться компьютером. Информатика развивает алгоритмический стиль мышления. Задачи на составление алгоритмов и кодирование информации - это интеллектуальный тренинг, который делает людей умнее. Основные понятия информатики вполне доступны детям дошкольного возраста. Познакомиться с принципами составления программ и основными конструкциями алгоритмических языков можно и, не имея под рукой никакой вычислительной техники. Детям предлагаем играть в игры и решать задачи, требующие приёмов и навыков, аналогичных применяемым при работе с информационными технологиями.
Как начинать обучение информатике? Как знакомить детей дошкольного возраста с информатикой?
Существуют различные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей основам информатики. В настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности дошкольных знаний. В детском саду уже можно создавать предпосылки научных понятий. которые будут реализованы в школе. Конечно, можно, играя научить ребёнка считать, рисовать, рассказывать, но наша задача – сделать серьёзное занатие для ребёнка занимательным. Формирование начал компьютерной грамотности осуществляется не изолированно, а в контакте с другими видами деятельности, такими как развитие речи, математическая, изобразительная. Реализуем через тематическое планирование по знакомству с основами информатики в безмашинном варианте, которое разработали совместно, работая в одной группе с Черняевой Любовью Валентиновной, в результате многолетней работы по информатике.
Начинаем работу с младшей группы. Каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую вовлечены все дети. На занятия приходят Робот Фердер и Муравей-Исполнитель, они приносят свои задания. Муравей-Исполнитель свободно передвигается по шахматной доске, выполняя команды, двигаясь на несколько клеток (вправо, влево, вверх, вниз). Выполняя команды, дети знакомятся с видами алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся. Шахматная доска служит примером координатной сетки - она тоже разбита на клетки, - учим правильному нахождению полей (С-2; В-5...). Подобная работа представляется весьма значимой в плане ознакомления школьников с системой координат на плоскости. Подготавливаем к работе с графическим дисплеем.
Знакомим детей с понятием алгоритм на интуитивным уровне, используя разные способы записи: словесные, с помощью рисунков, графические.
В тетрадях дети выполняют различные задания. Чертится экран воображаемого компьютера в виде квадратной сетки, вертикальные и горизонтальные линии пронумерованы. Расположение точек задаётся двумя числами. Точка находится на пересечении двух линий, найденные точки соединяются. В прямоугольной сетке дети выполняют команды по направлению стрелочек последовательно, по номерам, чертя изображение от красной точки. Это способствует развитию у дошкольников пространственной ориентации, графических навыков, мелкой моторики (при работе с компьютером - графический редактор). Нами разработана программа диагностики для тестирования детей по возрастам.
Занятие № 1
Тема: “Зоопарк” (Простейшие алгоритмы)
Цель:
Материалы к занятию:
Демонстрационный - настенная магнитная шахматная доска, фигурки героев на магнитах, плоскостные изображения деревьев (берёза, ель, сосна, пальма), алгоритм “Портрет”, магнитофон, аудиозапись танца, координатная сетка с фигурами животных, алгоритм “Вскипятим чай”, самовар, чашки, изображение робота.
Раздаточный - лист с координатным полем, лист в форме квадрата, простой карандаш, счётные палочки, коврики.
Ход занятия:
- Вы были когда-нибудь в зоопарке? А хотите ещё побывать? Что же нам делать, если в нашем городе нет зоопарка? Можно полететь. Но на чём? А давайте полетим “во сне”. Устраивайтесь удобно на ковре.(Дети садятся, положив голову на колени ). А чтобы быстрее долететь, давайте поиграем.(Игра “Ночь” – дети решают задачи-шутки, показывая ответ пальцами рук ).
- Молодцы! Пора просыпаться, мы прилетели в зоопарк. Почему-то здесь никого нет… Но это дело поправимо. Сейчас мы превратимся в зверей, кто кого задумал. Вместе скажем волшебные слова, повернёмся через правое плечо: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в зверей! (Дети проговаривают “волшебные” слова, поворачиваясь вокруг себя, имитируя движения загаданного зверя )
- Как много зверей в зоопарке! Как интересно! Но нам пора возвращаться! Давайте скажем волшебные слова, повернёмся через левое плечо и превратимся в детей: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в детей (Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова ).
- Вам понравилось путешествие в зоопарк? Каких зверей вы видели в зоопарке? В кого превращалась Маша? Кто догадался? (Ответы детей )
- Наш друг Муравей-Исполнитель, который живёт на
шахматной доске, поступил на работу смотрителем
в зоопарк. Устраивайтесь удобнее на ковриках. (Дети
рассаживаются на коврике около шахматной доски
).
Покормив зверей, Муравей не закрыл клетки. Звери вышли и все перепутались. Справа клетки с животными леса, слева – с животными жарких стран, Африки. (рис.1). Поможем Муравью?
Сколько хвостов у двух ослов? (2)
Сколько слонов плавает в Белом море? (0)
Сколько ушей у четырёх мышей? (8)
Сколько голов у Змея-Горыныча? (3)
(Дети работают за столами на специально подготовленном листе с расчерченным рабочим полем. Начинают рисовать, выполняя поочерёдно команды по стрелочкам, с указанным направлением, начиная от красной точки )
Цель: чашка горячего чая.
Исходные данные: кран, вода, чайник, плита, спички.
Алгоритм: включить воду, налить чайник, закрыть кран, включить плиту, поставит чайник на огонь, ждать пока вскипит, чайник вскипел, выключить плиту. (Дети перечисляют действия, выкладывают картинки на фланелеграфе ).
Рис. 7.
- Чайник вскипячён, но вот неудача. В доме не оказалось чайной посуды. Опять потребуется наша помощь. Составьте 1 предмет чайной посуды из 10 палочек. (Дети работают на полу, выкладывая из 10 палочек по одному предмету чайной посуды ).
- Как много посуды! Целый чайный сервиз.
- Понравилось наше путешествие? Чем?
- Заканчивается наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Устраивайтесь на ковре. Уснули. Дорога домой всегда быстрее. Вот мы и дома. Просыпайтесь! Как тепло нас встречают дома - горячим чаем из самовара. (Для детей устраивается чаепитие с конфетами и печеньем ).
Занятие № 2
Тема: “Письмо друга” (Элементы координирования. Симметрия по образцу)
Цель:
- продолжать знакомить с элементами координирования;
- научить переводить зрительный образ в слуховую информацию;
- находить координаты заданных точек, клеток на координатной сетке;
- разгадывать карточки-модели с различными знаками, символами;
- закреплять умение составлять простейшие словесные алгоритмы жизненных ситуаций;
- формировать навыки составления сложных изображений из простых элементов, располагать рисунок в зеркальном отражении, используя заданное количество деталей;
- закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Материалы к занятию:
Демонстрационный - шахматная магнитная доска, фигурки героев, 20 цветных квадратов (8*8) на магнитах, конверт, пиктограммы, книга, фланелеграф, анаграммы, координатная сетка с фруктами, схема-шифр.
Раздаточный - лист с координатной сеткой, простой карандаш, карточки-модели, плато, детали мозаики, картинки фруктов, овощей.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу и находят конверт большого размера)
(Дети рассаживаются на ковре у настенной магнитной шахматной доски .)
- Зимой Муравей любит кататься на лыжах. Больше всего ему нравиться слалом. Поможем ему спуститься с горы, проезжая во все ворота по очереди. Составим программу его спуска. Кто поможет? (вызываются трое детей, которые хотят помочь Муравью-Исполнителю ).
- Составлять команды для Муравья-Исполнителя будет Никита (словесный алгоритм действий Муравья на шахматной доске )
- Записывать команды стрелочками, выкладывая их на фланелеграфе будет Лера
(Ребёнок подходит к фланелеграфу, выкладывает стрелочками путь Муравья .)
- Помогать Муравью-Исполнителю выполнять команды будет Саша
(ребёнок подходит к настенной шахматной доске, выполняет команды,передвигая фигурку муравья по шахматной доске. )
- Начало.
- Взять книгу с полки.
- Открыть.
- Рассмотреть иллюстрации.
- Читать текст.
- Перелистывать страницы.
- Закрыть книгу.
- Поставить на полку.
- Стоп.
- Физкультминутка “Как живёшь?”
Как живёшь? – Вот так!
Как идёшь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Смотришь вслед? – Вот так!
Ждёшь обед? – Вот так!
Ночью спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
(Дети сопровождают слова соответствующими движениями ).
- Хорошо живёте! А вы катались когда-нибудь верхом? А робот катался. Хотите узнать на ком? Сейчас мы выложим на доске зелёными квадратами (работа на настенной шахматной доске. Воспитатель диктует координаты клеток, дети находят нужную, ставят 1 зелёный квадрат ).
- Узнали чей это портрет? (дети: верблюд )
- Давайте ещё заглянем в конверт. нас приглашают. Куда? (пиктограмма “мольберт, кисть” )
(дети: музей, рисовать, выставка картин )
(Дети по условным обозначениям на карточке-модели находят картинку с изображением фрукта или овоща, которая лежит около плато, выкладывают вторую половинку изображения мозаикой ).
- Нам сегодня удалось помочь Муравью-Исполнителю и Роботу решить их проблемы. Все дети очень старались. Что вам больше всего понравилось? Муравей и Робот нас благодарят и дарят нам солнышки разных цветов. Цвет солнышка выберите сами. Если у вас сегодня все получилось – красное солнышко, старался - зелёное, надо постараться – жёлтое, было трудно – синее (дети выбирают солнышко, происходит самооценка детей ).
Ещё конспекты занятий в детском саду:
"Ритмика. А нужна ли она моему ребенку?" Консультация для родителей детей с нарушением зрения
Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью
Цикличное тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ
"Такие разные бабочки"
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе "Дед Мороз красный нос, Дед Мороз синий нос"
Как человек научился летать
| первый
| первый на первом
| шаги
| шаг вперед
| информатику
| класс информатики
| алгоритм
| решение алгоритмов
| его
| роль
| роля
| место
| рабочие места
| работе
| вакансии работа
| дошкольниками
| развитие дошкольников
| детский
| детский сад
| Страничка методиста
| Первые шаги в информатику Алгоритм его роль и место в работе с дошкольниками Детский сад
Как начинать обучение информатике? Как знакомить детей дошкольного возраста с информатикой?
Существуют различные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей основам информатики. В настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности дошкольных знаний. В детском саду уже можно создавать предпосылки научных понятий. которые будут реализованы в школе. Конечно, можно, играя научить ребёнка считать, рисовать, рассказывать, но наша задача – сделать серьёзное занатие для ребёнка занимательным. Формирование начал компьютерной грамотности осуществляется не изолированно, а в контакте с другими видами деятельности, такими как развитие речи, математическая, изобразительная. Реализуем через тематическое планирование по знакомству с основами информатики в безмашинном варианте, которое разработали совместно, работая в одной группе с Черняевой Любовью Валентиновной, в результате многолетней работы по информатике.
Начинаем работу с младшей группы. Каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую вовлечены все дети. На занятия приходят Робот Фердер и Муравей-Исполнитель, они приносят свои задания. Муравей-Исполнитель свободно передвигается по шахматной доске, выполняя команды, двигаясь на несколько клеток (вправо, влево, вверх, вниз). Выполняя команды, дети знакомятся с видами алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся. Шахматная доска служит примером координатной сетки - она тоже разбита на клетки, - учим правильному нахождению полей (С-2; В-5...). Подобная работа представляется весьма значимой в плане ознакомления школьников с системой координат на плоскости. Подготавливаем к работе с графическим дисплеем.
Знакомим детей с понятием алгоритм на интуитивным уровне, используя разные способы записи: словесные, с помощью рисунков, графические.
В тетрадях дети выполняют различные задания. Чертится экран воображаемого компьютера в виде квадратной сетки, вертикальные и горизонтальные линии пронумерованы. Расположение точек задаётся двумя числами. Точка находится на пересечении двух линий, найденные точки соединяются. В прямоугольной сетке дети выполняют команды по направлению стрелочек последовательно, по номерам, чертя изображение от красной точки. Это способствует развитию у дошкольников пространственной ориентации, графических навыков, мелкой моторики (при работе с компьютером - графический редактор). Нами разработана программа диагностики для тестирования детей по возрастам.
Занятие № 1
Тема: “Зоопарк” (Простейшие алгоритмы)
Цель:
Материалы к занятию:
Демонстрационный - настенная магнитная шахматная доска, фигурки героев на магнитах, плоскостные изображения деревьев (берёза, ель, сосна, пальма), алгоритм “Портрет”, магнитофон, аудиозапись танца, координатная сетка с фигурами животных, алгоритм “Вскипятим чай”, самовар, чашки, изображение робота.
Раздаточный - лист с координатным полем, лист в форме квадрата, простой карандаш, счётные палочки, коврики.
Ход занятия:
- Вы были когда-нибудь в зоопарке? А хотите ещё побывать? Что же нам делать, если в нашем городе нет зоопарка? Можно полететь. Но на чём? А давайте полетим “во сне”. Устраивайтесь удобно на ковре.(Дети садятся, положив голову на колени ). А чтобы быстрее долететь, давайте поиграем.(Игра “Ночь” – дети решают задачи-шутки, показывая ответ пальцами рук ).
- Молодцы! Пора просыпаться, мы прилетели в зоопарк. Почему-то здесь никого нет… Но это дело поправимо. Сейчас мы превратимся в зверей, кто кого задумал. Вместе скажем волшебные слова, повернёмся через правое плечо: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в зверей! (Дети проговаривают “волшебные” слова, поворачиваясь вокруг себя, имитируя движения загаданного зверя )
- Как много зверей в зоопарке! Как интересно! Но нам пора возвращаться! Давайте скажем волшебные слова, повернёмся через левое плечо и превратимся в детей: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в детей (Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова ).
- Вам понравилось путешествие в зоопарк? Каких зверей вы видели в зоопарке? В кого превращалась Маша? Кто догадался? (Ответы детей )
- Наш друг Муравей-Исполнитель, который живёт на
шахматной доске, поступил на работу смотрителем
в зоопарк. Устраивайтесь удобнее на ковриках. (Дети
рассаживаются на коврике около шахматной доски
).
Покормив зверей, Муравей не закрыл клетки. Звери вышли и все перепутались. Справа клетки с животными леса, слева – с животными жарких стран, Африки. (рис.1). Поможем Муравью?
Сколько хвостов у двух ослов? (2)
Сколько слонов плавает в Белом море? (0)
Сколько ушей у четырёх мышей? (8)
Сколько голов у Змея-Горыныча? (3)
(Дети работают за столами на специально подготовленном листе с расчерченным рабочим полем. Начинают рисовать, выполняя поочерёдно команды по стрелочкам, с указанным направлением, начиная от красной точки )
Цель: чашка горячего чая.
Исходные данные: кран, вода, чайник, плита, спички.
Алгоритм: включить воду, налить чайник, закрыть кран, включить плиту, поставит чайник на огонь, ждать пока вскипит, чайник вскипел, выключить плиту. (Дети перечисляют действия, выкладывают картинки на фланелеграфе ).
Рис. 7.
- Чайник вскипячён, но вот неудача. В доме не оказалось чайной посуды. Опять потребуется наша помощь. Составьте 1 предмет чайной посуды из 10 палочек. (Дети работают на полу, выкладывая из 10 палочек по одному предмету чайной посуды ).
- Как много посуды! Целый чайный сервиз.
- Понравилось наше путешествие? Чем?
- Заканчивается наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Устраивайтесь на ковре. Уснули. Дорога домой всегда быстрее. Вот мы и дома. Просыпайтесь! Как тепло нас встречают дома - горячим чаем из самовара. (Для детей устраивается чаепитие с конфетами и печеньем ).
Занятие № 2
Тема: “Письмо друга” (Элементы координирования. Симметрия по образцу)
Цель:
- продолжать знакомить с элементами координирования;
- научить переводить зрительный образ в слуховую информацию;
- находить координаты заданных точек, клеток на координатной сетке;
- разгадывать карточки-модели с различными знаками, символами;
- закреплять умение составлять простейшие словесные алгоритмы жизненных ситуаций;
- формировать навыки составления сложных изображений из простых элементов, располагать рисунок в зеркальном отражении, используя заданное количество деталей;
- закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Материалы к занятию:
Демонстрационный - шахматная магнитная доска, фигурки героев, 20 цветных квадратов (8*8) на магнитах, конверт, пиктограммы, книга, фланелеграф, анаграммы, координатная сетка с фруктами, схема-шифр.
Раздаточный - лист с координатной сеткой, простой карандаш, карточки-модели, плато, детали мозаики, картинки фруктов, овощей.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу и находят конверт большого размера)
(Дети рассаживаются на ковре у настенной магнитной шахматной доски .)
- Зимой Муравей любит кататься на лыжах. Больше всего ему нравиться слалом. Поможем ему спуститься с горы, проезжая во все ворота по очереди. Составим программу его спуска. Кто поможет? (вызываются трое детей, которые хотят помочь Муравью-Исполнителю ).
- Составлять команды для Муравья-Исполнителя будет Никита (словесный алгоритм действий Муравья на шахматной доске )
- Записывать команды стрелочками, выкладывая их на фланелеграфе будет Лера
(Ребёнок подходит к фланелеграфу, выкладывает стрелочками путь Муравья .)
- Помогать Муравью-Исполнителю выполнять команды будет Саша
(ребёнок подходит к настенной шахматной доске, выполняет команды,передвигая фигурку муравья по шахматной доске. )
- Начало.
- Взять книгу с полки.
- Открыть.
- Рассмотреть иллюстрации.
- Читать текст.
- Перелистывать страницы.
- Закрыть книгу.
- Поставить на полку.
- Стоп.
- Физкультминутка “Как живёшь?”
Как живёшь? – Вот так!
Как идёшь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Смотришь вслед? – Вот так!
Ждёшь обед? – Вот так!
Ночью спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
(Дети сопровождают слова соответствующими движениями ).
- Хорошо живёте! А вы катались когда-нибудь верхом? А робот катался. Хотите узнать на ком? Сейчас мы выложим на доске зелёными квадратами (работа на настенной шахматной доске. Воспитатель диктует координаты клеток, дети находят нужную, ставят 1 зелёный квадрат ).
- Узнали чей это портрет? (дети: верблюд )
- Давайте ещё заглянем в конверт. нас приглашают. Куда? (пиктограмма “мольберт, кисть” )
(дети: музей, рисовать, выставка картин )
(Дети по условным обозначениям на карточке-модели находят картинку с изображением фрукта или овоща, которая лежит около плато, выкладывают вторую половинку изображения мозаикой ).
- Нам сегодня удалось помочь Муравью-Исполнителю и Роботу решить их проблемы. Все дети очень старались. Что вам больше всего понравилось? Муравей и Робот нас благодарят и дарят нам солнышки разных цветов. Цвет солнышка выберите сами. Если у вас сегодня все получилось – красное солнышко, старался - зелёное, надо постараться – жёлтое, было трудно – синее (дети выбирают солнышко, происходит самооценка детей ).
Статья воспитателя Богданова М.А.
Современная жизнь диктует условия изучения правил работы с компьютером и другими электронными носителями. В каждом доме есть планшет, ноутбук, компьютер. К радости детей, важности для педагогов увеличилось и число детских садов оснащённых
компьютерами помещениями. Для детей даже младшего возраста уже знакомы понятия - планшет, ноутбук, компьютер и в объёме знакомства с математическими представлениями необходимо знакомить детей с базовыми понятиями и алгоритмом.
Само понятие алгоритм вводит детей в мир понимания зависимости очередного движения от результата предшествующего, что непосредственно готовит к выполнению
компьютерных программ в старшем дошкольном возрасте.
Современные родители, как правило заинтересованы в то м чтобы их дети усвоили как можно больший объём знаний, посещали кружки при этом важно помнить что научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а
складываются с помощью напряжения его собственной мысли.
Поэтому наиболее правильный путь, ведущий к развитию интереса, логики, кругозора - это метод основанный на использовании обучающих алгоритмических игр т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребёнка. При помощи разнообразия подобных игр дети с удовольствием и совершенно незаметно осваивают эту тему. В процессе этих игр у дошкольников идёт формирование простейших логических структур мышления и математических представлений, развитие навыков монологической речи, ориентировки в пространстве, закрепление знаний о цвете, форме и величине, геометрических фигурах. Эти алгоритмические игры, открывают хорошие возможности для раннего внедрения простейших идей
информатики, что является преемственностью с развивающим эффектом обучения. Воспитатель с детьми устанавливает переход сложных действий в простые, планировать
свои действия, знать правила объяснять свои действия языковыми средствами.
Режим дня, занятия и другие виды деятельности представляют систему действий в определённой последовательности. Изучение счёта, измерение длин, сложение и вычитание чисел, везде необходима система. Организовывая различные дидактические и подвижные игры знакомим детей с их правилами предписывающими последовательность действий, цель которых состоит в достижении некоторого необходимого результата.
Подобные правила очень многочисленны. Само слово «алгоритм» подразумевает под собой чёткое выполнение предписания, что приводит к решению поставленной задачи в любой области познания и даже художественном творчестве. Цепочка действий - алгоритмический процесс - каждое действие - шаг. Понятность и доступность предписания - основное требование для выполнения поставленной задачи всеми исполнителями определённой возрастной категории, при этом исполнитель
алгоритма, выполняя его, действует механически, значит необходима точная и однозначная формулировка, что позволяет определить действия исполнителя.
Важно учитывать два наиболее распространённых вида шагов: простые команды - линейный алгоритм, повторяющиеся действия в определённой последовательности - циклический. Эти виды алгоритмического выполнения заданий различной степени сложности необходимо регулярно использовать педагогу в работе с детьми, подвергая при необходимости предварительным преобразованиям с учётом индивидуального развития ребёнка.
Детям доступно и интересно использовать цепочку действий, блоков-схем с определёнными командами (лабиринтами, комнатами и коридорами). Всё это позволяет развивать у детей логическое мышление.
Этапы алгоритмов в практической деятельности:
- Воспитатель разрабатывает алгоритм.
- Знакомит детей с его содержанием.
- Дети неоднократно используют его и усваивают.
Не так давно в воспитательном процессе преобладали репродуктивные виды деятельности. Они требовали от детей исполнительских и воспроизводящих действий, которые нужны для приобретения и закрепления знаний. Однако, преобладание этих
знаний приводило к скованности детского мышления, стремлению мыслить по готовым схемам полученным от педагога. Умению анализировать нужно отдавать предпочтение во всех видах деятельности детей, так - же важно контролировать не только по результату, но и по ходу выполнения. Данный контроль может дать информацию о том, как ребёнок фиксирует и исправляет ошибки в процессе овладения каким-либо действием, в какой форме он выполняет это действие на данном этапе усвоения,
формируется ли это действие с данной мерой обобщённости. Игра используется для обучения развёрнутому пошаговому контролю, организация которого способствует более чёткому выделению отдельных этапов решения задач.
Систематические ошибки при выполнении ребёнком алгоритмов позволяет делать вывод о том, что ребёнок не верно производит операцию или нарушает порядок операции. В программе воспитательной работы дети 3 -4 лет с помощью
алгоритмов обозначают последовательность и этапов игрового действия, следование объекта стрелкой. Всё это должно заинтересовывать детей, возбуждать интерес с
усложнением задачи и необходимостью соблюдения правил.