Биография. Легенда моды юбер де живанши Известный из живанши

Легендарный дизайнерский стиль Живанши. Какими только эпитетами его не награждали - это и восхитительный, и роскошный, и искушающий, и доподлинно, без натяжек, аристократичный.

Великий модельер Живанши и его эксклюзивные работы, безусловно, останутся в истории моды как образец эталона гармонии, изящества и красоты...

Чистота образа и стиля работ Живанши - наглядный пример следования духу классических форм, безукоризненного изысканного вкуса и безупречного тона.

Последнее дефиле мастера от кутюр Юбера де Живанши.

Маститые парижские модельеры летом 1995 года собрались в Модном Доме Живанши, поучаствовать в чествовании великого кутюрье и основателя знаменитой марки Юбер де Живанши (Hubert de Givenchy) по поводу последнего его дефиле. Прославленный модельер всенародно объявил о своей отставке и сказал, что посвятил последнюю коллекцию от-кутюр персоналу модного дома, разделившему его любовь к возвышенному, персоналу, который помог воплотить в жизнь его главное кредо.На фото ниже, инсталляция: Живанши и модель - вдохновение:

Своим жизненным кредо и главной идеей творчества он назвал платоновскую триаду - идею несущую красоту, добро и гармонию. К тому времени в модельном искусстве расцвел и возобладал над другими стилями новый стиль эклектика. Новая эра в мире моды - торжество и главенство эклектики, сопряженное с отходом от канонических устоев моделирования, с утратой вкуса и приличий, с засильем сочетаний не сочетаемого, вывело чистоту стиля в разряд анахронизма. Аристократ в мире моды, Юбер де Живанши перестал устраивать владетелей Модного дома компанию LVMH. Ей понадобились молодая струя с эпатажем и неожиданными экстравагантными решениями, и они сделали ставку на Джона Гальяно. Эпоха высокой моды Живанши закончилась, и ему, обладателю «Золотого напёрстка» осталось лишь сделать печальное заявление, что главное - это вовремя остановиться.

Знаменитые модели Живанши.

Прекрасный классический стиль мастера с его утонченной женственностью, чистотой и простотой линий, изяществом и чёткостью формы, безукоризненностью элементов отделки, аристократичностью аксессуаров вошел в историю моды как стиль Живанши. На фото элегантное пальто для аристократки:

Образы стиля Живанши ценили и воспевали в своих нарядах богатые и знаменитые женщины - иконы своего времени Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди-Онасис, баронесса Ротшильд. В своих моделях, знаменитых на весь мир женщинах Живанши видел, прежде всего, незаурядную личность, и одевал их соответственно, с особой элегантностью и обаянием, стараясь отразить благородство души и глубину чувств, подчеркнуть незаурядность и индивидуальность. Олицетворением такой незаурядной гармонии и аристократичности стала для кутюрье Одри Хепберн. голливудская знаменитость стала для модельера музой, освятившей, вышедшее за рамки простого моделирования и дизайна его творчество. Покидая модный дом, он заявил на пресс - конференции журналистам: «В каждой коллекции бьется её сердце, всё от эскизов до модели пронизано магией Одри, - и после паузы добавил, - мисс Хепберн и понятие "шик" неразделимы», вызвав овацию у присутствующей публики. Дружба между ними зародилась с фильма «Сабрина», для героини которого, Одри Хепберн, он шил костюмы. Платья для Одри в знаменитом, ставшим классикой, фильме «Завтрак у Тиффани», также создал мастер Живанши. На фото ниже - классика жанра от Живанши:

Его образы и идеи одежды стали заметным явлением и надолго задали ориентир в моде 60-х гг. Так или иначе они тиражируются и до настоящего времени.
Все фотографии, размещенные в этом материале, так или иначе, связаны с художником от моды Юбером де Живанши и его музой - Одри Хепберн.

История Модного Дома Живанши и классические истоки его стиля.

Все началось с того времени, когда в 17 лет от роду молодой Живанши приехал из провинциального городка Бове в столичный Париж для изучения изящных искусств. К 17-и годам юный Юбер уже был страстно увлечен искусством, живописью и скульптурой. Особенно он проникся искусством эпохи Возрождения. Образы Ренессанса, так или иначе, нашли свое отражение во всех дальнейших его дизайнерских изысках. Окунувшись в атмосферу Парижа, он попал и в блистательный мир парижской высокой моды. На фото ниже - Живанши с Одри:

Классические образцы моделей одежды Живанши изучал по полотнам великих мастеров Возрождения и французских романтиков. Он работал в модельных Домах Робера Пиге и Кристиана Диора, а затем на протяжении 4-х лет руководил бутиком Эльзы Скиапарелли, где научился выбору материалов, плавности и четкости линий кроя одежды, естественности и чистоте формы и поиску утонченного образа. К началу 1952 года Живанши смог открыть Модный Дом своего имени. Вскоре молодой модельер явил миру первую собственную коллекцию от кутюр. Специалистов в мире моды, коллег - модельеров, а главное искушенную парижскую публику первая коллекция от кутюрье Живанши поразила наповал. О нем заговорили. Дельцы от мира мод десятками выходили на него с предложениями пошива и продвижения его работ. Уже в следующем 1953-м году в мировых столицах Европы и Америки Риме, Цюрихе и Буэнос-Айресе стали появляться как грибы после дождя новые бутики «Givenchy». Живанши, как созидатель и великий мастер никогда не был сторонником новомодных метаний, революционных поветрий и авангардистских течений в мире моде. На протяжении 43-х лет со дня основания Модного Дома «Givenchy» кутюрье последовательно отдавал себя служению классике. Несмотря на соблюдение классических канонов модные коллекции в интерпретации кутюрье, как это ни парадоксально, отличались неподдельной современностью и притягательной новизной, неуловимым, свойственным только его моделям шармом. На фото ниже - кадр из фильма "Завтрак у Тиффани" с главной героиней в одежде от Живанши:

Изящные воздушные платья и элегантные юбки-тюльпанчики, тактичный, без излишеств декор стразами, пайетками, вышивкой, уместные тонкие детали, прелестные нежнейшие воротнички, слегка обнажающие утонченный изгиб шеи, по отдельности и в совокупности смогли придать обворожительный и восхитительный образ истинной леди любой носительнице его одежды. По таким ненавязчивым, всегда уместным деталям одежды, даже не специалист с легкостью и без ошибок может определить авторство аристократичного костюма от Живанши.

Парфюмерная империя Живанши - стильные ароматы.

Подвигнутый восхищением самых богатых и знаменитых женщин всего мира, Живанши решает сопроводить зрительные образы своих незабвенных моделей тонкими, присущими только им ароматами. Весь свой талант художника и великого мастера он решает положить на алтарь женщины, создать законченный образ великолепия во всех чувственных проявлениях красоты. Быть признанным королем в области зримой и осязательной моды ему кажется мало. Живанши решает покорить и обоняние женщины, доведя свои модели до идеала.

В 1957 году кутюрье образует фирму «Parfums Givenchy», и начинает создавать духи, туалетную воду и благородную косметику. Мир вновь поражен изысканностью и прекрасным вкусом великого маэстро. Его эксклюзивные, тонкие ароматы «Amarige», «Xeryus», «Ysatis», «Organza», а также весь спектр косметических изысков линий «Givenchy Beaute» и «Swisscare for» теснят на пьедестале более именитые парфюмерные фамилии Шанель, Кристиан Диор и становятся с ними в один ряд. Женщины по желанию маэстро, наконец, получают завершенный обворожительный образ во всем.

Что стало после отставки Живанши с его модным домом.

Владельцы дома мод имени Юбера Живанши пренебрегли просвещенным мнением самого прославленного кутюрье и заменили его на посту главного дизайнера дома на Джона Гальяно, очень перспективного и удачливого кутюрье. Но линия одежды «Givenchy Haute Couture», возглавляемая Гальяно не сумела сохранить дух моделей маэстро Живанши. Образы Гальяно отличались оригинальностью до маргинальности, носили флер не всегда уместной театральности и не сделали фирме ощутимого прорыва. Порвав с классикой и консервативностью Живанши, Джон Гальяно не смог завоевать новых высот для Дома. Буквально через год, сменивший Гальяно новый дизайнер Александр Мак-Куин, окончательно разрушил легендарные традиции искусства моделирования Живанши. С 2001 года Дом высокой моды имени Живанши возглавляет Джулиан Мак-Доналд. Он, кроме первой своей коллекции уже ничем не напомнил нам о традициях великого Дома и сделал ставку на авангардную моду британского толка последних лет. В основе её парадоксальность, кричащий эпатаж, броскость до вульгарности. Впрочем, мода меняется и кому-то это нужно. Справедливости ради стоит отметить, что хотя модели одежды Юбера де Живанши уже относятся к категории истории моды, его ароматы продолжают пользоваться популярностью и приносят Дому стабильный доход.

О мочекислом . Все о мочекислом диатезе почек у новорожденных и инфаркте почки у взрослых.

Человек-бренд Юбер де Живанши и его музы

Сегодня исполняется 85 лет легендарному дизайнеру, основателю модного Дома Givenchy Юберу де Живанши. Основатель легендарного Дома Givenchy - граф Юбер Джеймс Марсель Таффен де Живанши (Hubert James Marcel Taffin de Givenchy) - родился 21 февраля 1927 года в городе Бове, расположенном недалеко от Парижа, в аристократической семье: его отец Люсьен Таффен Живанши, маркиз де Живанши. Семьи Таффен или Таффини имеют свои корни в Венеции, Италии начиная с 1713 года. Любовь к прекрасному Юбер получил еще от деда и прадеда, которые будучи дизайнерами и художниками исполняли произведения искусства для Елисейского дворца в Париже и для Парижской оперы.Так что создание в 1952 году Юбером Живанши своего Дома моды Givenchy было вполне закономерным и даже предсказуемым.

Модельер Юбер де Живанши и актриса Одри Хепберн

Дом Givenchy стал одним из самых блестящих Домов моды мира и остается таковым до сих пор. Элегантность и красота - вот, что отличает изделия этой марки одежды. Среди клиенток Живанши много звезд и знаменитостей, ставших настоящим воплощением элегантности и женственности: Жаклин Кеннеди, Грейс Келли, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и многие другие. Главная же муза человека-бренда - актриса Одри Хепберн...

Актриса Одри Хепберн в платье для фильма "Сабрина" (Sabrina) 1954

Кадры из кинофильма "Сабрина"

Знакомство с актрисой Одри Хепберн состоялос в 1953 году, снимавшейся в то время в кинофильме "Сабрина". За костюмы к этому фильму Юбер де Живанши получил кинопремию "Оскар". Впоследствии Одри Хепберн стала музой Живанши, его самой знаменитой клиенткой и хорошим другом. Фильмы, в которых она снималась в его костюмах (например, «Забавная мордашка» (Funny Face) и «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffanny’s)), прославили его на весь мир. Для нее дизайнер создал свои первые духи. Они увидели свет в 1957 году, спустя пять лет после первого показа коллекции от кутюр молодого малоизвестного тогда модельера. Аромат, посвященный актрисе, назывался L’Interdit и был цветочно-альдегидным с пудровым оттенком.

Актриса Одри Хепберн

Модельер Юбер де Живанши за работой

Создание костюмов и костюмы для кинофильма "Забавная мордашка" (Funny Face) 1957 год

Одри Хепберн и Фред Астор (кадр из кинофильма "Забавная мордашка")

Домино Одри Хепберн из кинофильма "Забавная мордашка"

Знаменитое черное платье Одри Хепберн из кинофильма "Завтрак у Тиффани" (Breakfast at Tiffany’s) 1961

Breakfast at Tiffany’s

Одри Хепберн была настоящим воплощением изысканности и элегантности Дома Givenchy. Одежду именно этой марки она стала носить как в жизни, так и в кино. "Завтрак у Тиффани" - знаменитое черное платье, а котором героиня Хепберн Холли Голлайтли завтракала перед витриной бутика Tiffany... Благодаря Юберу де Живанши мы теперь знаем как должна выглядеть настоящая леди.

Юбер де Живанши 1972

Модели одежды Дома моды Живанши, хранящиеся в The Victoria & Albert Museum и The Metropolitan Museum of Art

Платье 1964

Вечернее платье 1969

Вечернее платье 1960

Вечернее платье 1955

Этого талантливого модельера часто сравнивали с персонажем из "Маленького принца" Экзюпери. Он не просто создавал уникальный фантазийный мир, отрываясь от обыденности, но и щедро делился им с окружающими. Когда ему было всего 25, он открыл модный бутик, став самым юным дизайнером История бренда Givenchy похожа на сказочную мечту со сложными перипетиями и закономерным взлетом в конце.

Рождение стиля

Родился Юбер де Живанши в 1927 году. Карьера его начинается с работы у маститого мэтра, оказавшего сильное влияние на модные тенденции Франции, - Жака Фата. Позже он сотрудничал с Робертом Пиге и Кстати, вместе с ним перенимал опыт никому не известный тогда Кристиан Диор.

Работая ассистентом у именитых модельеров, он понимает, что уже готов самостоятельно представлять собственные коллекции и основывает одноименный Дом моды. Испытывающий недостаток финансов Юбер работает поначалу с недорогими тканями. На его стиль, отличный от других дизайнеров, обращает внимание публика. Поначалу вся одежда шилась на заказ, но после прогремевшей на весь Париж коллекции, в показе которой приняла участие известная манекенщица Б. Грациани, стремящийся к совершенству Живанши получает всеобщее признание. А после знакомства с источником своего вдохновения, любимой музой творчества, верной клиенткой и хорошим другом, на протяжении сорока двух лет у него рождаются невероятные образы, которым и по сей день пытаются подражать.

Мэтр и его муза

Одри Хепберн в 1954 году снималась в фильме «Сабрина». Ей требовались новые идеи для костюмов, и в поисках нарядов она приезжает в парижскую студию Живанши. На то время кутюрье был занят показом новой коллекции, но изыскал время для встречи. Диктовавший моду Юбер де Живанши и Одри Хепберн являли собой уникальный творческий тандем, который многое дал обоим: коммерческий успех и новые идеи модельеру, а Одри после знакомства становится настоящей Актриса часто повторяла, что в одежде мэтра она чувствует себя сама собой. А модельер разглядел в ней врожденный вкус.

Героиня Хепберн - Сабрина - становится королевой бала, а наряды блиставшей в фильме Одри удостаиваются премии «Оскар». Зрителям особенно полюбилось платье из органзы с красивой вышивкой.

Вечерние платья бренда Givenchy становятся невероятно популярными. Одри со своим неподражаемым чувством стиля демонстрирует костюмы модельера не только в кино, но и в повседневной жизни.

Чувство стиля настоящей леди

Юбер де Живанши неоднократно признавался, что Хепберн идеально воплощает ту женщину, ради которой он создает свои коллекции. Он даже придумал для нее высокую шапку, позволявшую актрисе сохранить взбитую прическу под головным убором.

Можно сказать, что она была настоящей находкой для него, «подлинной леди», как ее называли партнеры по фильмам. Модельер, как никто, понимал Одри, чувствовал ее настроения, он был с ней рядом и в радостные моменты, и в горестные. Именно его поддержка помогла ей пережить расставание с мужем и смерть ребенка.

Вечернее черное платье и длинные перчатки из шелка, созданные специально для фильма «Завтрак у Тиффани», получили поистине мировую известность как особый статус шика. Потом модельер шутил, что бессмертным он стал именно из-за этого платья, а Одри назвала фильм одним из самых успешных в карьере. Юбер де Живанши одевал Хепберн до самой ее смерти, и через 2 года после кончины, в 1995 году, он передает бразды правления своего детища и уходит из мира моды.

Личная жизнь мэтра

Журналисты довольно часто приписывала актрисе и модельеру любовные отношения, но за пределы настоящей дружбы они никогда не выходили. У них была настоящая духовная общность, а не обычное сотрудничество. Юбер де Живанши, личная жизнь которого интересует многих, всегда ее тщательно скрывал. И лишь однажды признался, что в начале карьеры к нему в салон заглянула прелестная девушка с просьбой о работе. Когда модельер основал собственный бренд, он пригласил ее на должность своего секретаря. И признался, что наполненная общей привязанностью история отношений с ней очень долгая. Это был единственный раз, когда мэтр заговорил о личной жизни.

Одежда для народа

Именитый дом сделал много открытий в мире моды. Например, одежду для массового производства придумал именно Юбер де Живанши. Коллекции pret-a-porter появились на свет впервые и сразу стали популярными у покупателей. Несмотря на «массовость», модели "прет-а-порте" всегда шьются по эскизам дизайнера и отражают самые модные тенденции. Надо признаться, что именно такие коллекции стали главным источником дохода для всех модных домов.

Юбер де Живанши всегда хотел шить наряды для широкой аудитории. В 1968 году на свет появилась коллекция женских платьев, а через 5 лет он представил мужскую линию. Мэтр был счастлив одеть людей со средним достатком в аристократичные и элегантные модели. Он всегда подчеркивал, что любая роскошь имеет смысл только при будущей демократизации. Но и в области высокой моды, доступной лишь состоятельным клиентам, модный дом Givenchy создал немало интересных коллекций.

Юбер де Живанши: цитаты

Классик мировой моды часто ярко высказывался о ней и своих достижениях. Он признавался, что никакого секрета успеха нет. Он просто создавал свои коллекции, опираясь на опыт мэтров модной индустрии. И рушил при необходимости сложившиеся традиции стиля. Он с любовью и теплотой говорил о своих клиентах, признаваясь, что все они являлись послами его представлений о красоте.

Вспоминая свою у именитых мастеров, он признался, что ему был предоставлен уникальный шанс поработать с гениями своего дела, от которых он брал понемногу и учился стилю.

Год назад пожилой модельер в пух и прах раскритиковал современную моду. Он считает, что нынешние дизайнеры выпускают не самую качественную одежду, работая слишком быстро. По его мнению, мода обязана развиваться без всяких революций, постепенно, и только так создаются любимые наряды.

На вопрос, хотел бы кутюрье поменять что-нибудь в своей жизни, Юбер ответил: «Будь у меня возможность начать жизнь заново, я сделал бы то же самое».

Стиль этого всемирно известного кутюрье соответствует ему самому, ведь Юбер де Живанши по происхождению - настоящий граф. Элегантность и изящество – основные черты любой вещи, произведенной великим модельером, ведь не зря неподражаемая Одри Хепберн являлась лицом всех его коллекций, став олицетворением его уникального стиля.

Стиль этого всемирно известного кутюрье соответствует ему самому, ведь Юбер де Живанши по происхождению – настоящий граф. Элегантность и изящество – основные черты любой вещи, произведенной великим модельером, ведь не зря неподражаемая Одри Хепберн являлась лицом всех его коллекций, став олицетворением его уникального стиля.

Легендарная мода от Юбера Живанши: изысканность и утонченный дизайн

Ученик знаменитого дизайнера Беленсиаги, мальчик из хорошей семьи Юбер Живанши открывает собственный Дом Моды уже 25 лет. Первая коллекция одежды стала успешной, но не принесла Юберу богатства. Лишь после того, как его музой стала не известная еще почти никому Одри Хепберн, Дом Моды Живанши стал эталоном для всех модниц и принес деньги и мировую славу.

Особенности стиля Юбера де Живанши

Создавать моду и придумывать что-то новое не так-то просто, однако модельер смог не только выполнить все это, но и открыть много нового и неизвестного. После Одри Хепберн клиентками Живанши стали многие знаменитости: Жаклин Кеннеди, которая до сих пор считается воплощением стиля и изящества для многих женщин всего мира, Грейс Келли, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и другие.

Отличительными чертами стиля Юбера Живанши, которые делают его модели особенными и прослеживаются во всех его коллекциях, стали несложный крой, качественные ткани, вырезы в форме квадрата, отсутствие воротников и платья-карандаш, которые популярны и по сей день. Наверно, все помнят о моде на высокие стильные шапки, которые Живанши придумал для Одри.

Именно Юбер первым создал так называемое готовое платье, которое не требовалось заказывать, а можно было сразу купить в магазинах. Эра кутюрье пришлась на конец 50-х и начало 60-х годов, именно в те годы он создал самые знаменитые наряды для самых известных женщин страны. 19 лет назад Живанши отошел от дел, однако его стиль и придуманные образы всегда будут актуальными и популярными.

Живанши: вчера, сегодня, завтра

Сейчас Юбер де Живанши уже не выпускает эксклюзивных моделей, но многие его коллекции и наряды до сих пор считаются эталоном вкуса и воплощением стиля. Поздний период его творчества характеризуется как смелый эксперимент: спортивный стиль, молодежная яркая одежда, роскошные наряды и даже оформление интерьеров отелей, салонов шикарных авто и новые ароматы.

После ухода с подиума Живанши занимался тем, что приносило ему удовольствие: организовал выставку в честь своего учителя – Баленсиаги, стал автором уникальных почтовых марок. Юбер не приемлет то, что стало модным сейчас: яркость, помпезность, избыток блесток и драгоценностей, ведь сдержанность и традиционная классика всегда будут в моде и лишь подчеркнут природную красоту каждой женщины.

Нужно заметить, что Живанши одевал не только представительниц прекрасного пола, но и сильную половину человечества. Вообще, граф Юбер прославился не только вкладом во всемирную моду, но и созданием знаменитых и изысканных ароматов – сегодня бренд GIVENCHY является настоящим знаком качества.

8 выбрали

Как его только не называли: "Единственный рыцарь Высокой моды", "Истинный аристократ и в жизни и в творчестве", "Человек, способный любую женщину превратить в королеву", "Олицетворение элегантности и простоты"… И все это правда.


Начало

Юбер де Живанши родился в доме №24 по улице Сен-Луи в городе Бове во Франции. Это непримечательное событие произошло 21 февраля 1927 года. Смерть мужа стала для матери мальчика настоящей трагедией. Только уважая горе матери и понимая, что она этого просто не переживет, Юбер запретил себе мечтать о небе.

Чувство полета можно было испытать и на земле – наслаждаясь красотой окружающего мира. Оно доступно не всем. Но те, кто на него способен, бывают по-настоящему счастливы. Это – фантазия. Как-то, когда мальчику было всего 10 лет, мама взяла его с собой на парижскую ярмарку. Для нее стало настоящим открытием, что самым привлекательным местом для Юбера оказался павильон моды.

В нем были выставлены 30 работ наиболее знаменитых дизайнеров того времени. Будущий великий Кутюрье критически осмотрел каждое из творений своих предшественников и, видимо, решил для себя, что в будущем он пошьет еще лучше.

Дело в том, что у Живанши, как, впрочем, у многих детей, была любимая бабушка. Как и почти все немолодые люди, она не желала расставаться с вещами, которые напоминали ей о прошедших годах. В числе разнообразных бабушкиных сокровищ была и шкатулка с лоскутками тканей от сшитых ею платьев. Именно они и представляли для маленького Юбера наибольший интерес.

Это было занимательней любого конструктора, кубиков или солдатиков – разложить разноцветные кусочки ткани так, чтобы было красиво. Эдакий "Набор юного дизайнера". Учитывалось все – цвет, фактура, размер. Неудивительно, что пятилетний ребенок уже тогда безошибочно отличал любую ткань на ощупь. Особенно ему нравился бархат.


Дело жизни

Разразившаяся Вторая Мировая война только укрепила юношу в его желании стать модельером. Вокруг было столько почерневших от горя и утрат женщин, что невольно хотелось сделать хоть что-нибудь, чтобы привнести в их жизнь радость. Однако избранная стезя не очень-то порадовала близких Живанши, полагавших, что делом всей его жизни станет юриспруденция. Но как только Париж был освобожден, юноша отправился туда, дабы покорить столицу Высокой моды. В ту пору ему было всего 17 лет. Первой в его карьере стала работа рисовальщиком у очень знаменитого тогда дизайнера Жака Фата. Попутно в 1945 году Юбер поступил учиться в Школу изящных искусств.

В течение последующих шести лет Живанши поменял ни одно место работы, причем все они были у ведущих французских модельеров. Он сотрудничал с Робертом Пьяже, а когда Кристиан Диор оставил должность помощника Люсьен Лелонг, занял его место. Потом его пригласила к себе в ассистенты Эльза Скьяпарелли. Она оказалась настолько довольна молодым дизайнером, что назначила его управляющим одним из своих бутиков.

Именно тогда и состоялось знакомство Живанши с одной из женщин, занявших в его жизни особое место: "Однажды к нам в ателье заглянула некая молодая особа, на которую я сразу обратил внимание. После того как девушка примерила несколько платьев, она обратилась ко мне за помощью: попросила устроить ее на работу в ателье. Тогда я пообещал ей, что сделаю это, как только открою собственный Дом.

И вот, когда в 1951 году я открыл Дом моды Givenchy , я вспомнил про эту девушку и сделал ее своим личным секретарем. История моих с ней отношений - это долгая и прекрасная история привязанности и любви". Это практически единственный случай, когда мастер приоткрыл завесу тайны своей личной жизни.

Мечта и Муза

Итак, действительно, 2 февраля 1952 года Живанши открыл собственный Дом моды. Осуществить давнишнюю мечту ему помогли родственники, ссудив денег (видимо, они все же уверовали в его талант и приверженность избранному пути).

Следующий 1953 год стал переломным в жизни Юбера де Живанши. Именно тогда произошли события, не только принципиально повлиявшие на жизнь самого модельера, но и отразившиеся на всем его творчестве. На суд всего 15-ти зрителей была представлена первая коллекция только что образованного Дома. Она имела ошеломительный успех. Видимо, это были не простые зрители, но кто они – история умалчивает.

Тогда же Живанши познакомился с человеком, который впоследствии стал его другом и учителем. Его он до сих пор считает единственным и неповторимым модельером своего времени. Это – Кристобаль Баленсьяга . И в том же году дизайнер, наконец, встретил свою музу, свою Прекрасную Даму, ставшую неиссякаемым источником вдохновения мастера, актрису Одри Хепберн .

Живанши моментально разглядел в ней не просто будущую знаменитость, но и человека с потрясающим врожденным чувством вкуса и стиля. Вместе они создали sack dress – женское платье-рубаху свободного покроя, расшитое тесьмой от плеч до подола. Их имена прочно ассоциировались в прессе друг с другом, что тоже в немалой степени способствовало успеху Живанши.


История продолжается…

По мнению Живанши, современная мода больше состоит из провокации и шокирования, чем из искусства. И только Ив Сен-Лоран воплощает в себе последнюю цитадель элегантности. Тем несправедливее кажется судьба Дома Givenchy .

Дело в том, что дизайнер был вынужден продать его в 1988 году финансовой группе LVMN . За ним сохранялось право художественного руководства своим детищем в течение семи лет. Увы, хотя в мире Высокой моды принято сохранять стиль Домов подобного уровня, хозяева не одобрили кандидатуру нового руководителя, предложенную самим Живанши. В результате ведущим дизайнером был назначен Джон Гальяно, который, несомненно, талантлив, но работает принципиально в ином направлении. Видимо поэтому он и не задержался на данном посту.

Однако на смену ему пришел Александр Маккуин, который первым делом с гордостью заявил, что не видел ни одного фильма с Одри Хепберн. Как при этом он собирался продолжать стиль Дома, непонятно. Неудивительно, что многие назвали подобный выбор "идиотским". Впрочем, довольно скоро дизайнером Дома стал Джулиан Макдоналд. Он продержался три года, и ему на смену пришел Освальд Боатенг. Сколько ему занимать этот пост, покажет время. Пока же ясно, что по ту сторону Ла-Манша не особо прочувствовали настоящий французский шарм.

Сам Живанши с момента своего прощального показа 11 июля 1995 года ни разу не переступил порога своего бывшего Дома моды. Он не скрывает, что отдает предпочтение более классическому стилю. Ведь не зря мастер удостоен "Золотого наперстка" . Ему по душе шить костюмы, например, для Большого театра ("Жизель"). Кроме того, дизайнер является почетным председателем парижского филиала аукционного Дома Christie’s .

Фото: suzysays.net, spletnik.ru, nastasi.ru, peoples.ru, life.com, topnews.in