Группы здоровья у детей раннего возраста. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья детей. группы здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья детей включает:

Оценку уровня здоровья ребенка по определенным критериям;

Определение группы здоровья;

Факторы, влияющие на здоровье ребенка, делятся на две группы: 1) определяющие (или обусловливающие) здоровье; 2) характеризующие здоровье. К первой группе относят генеалогический, биологический и социальный факторы, ко второй - физическое и нервно-психическое развитие, уровень функционального состояния организма, резистентность к инфекциям, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.

Здоровье детей - продукт сложных динамических процессов, создаваемых взаимодействием внешних влияний, таких как семейство детей, социальная и физическая среда, а также их гены, биология и поведение. Поскольку дети быстро меняются и развиваются в ответ на эти взаимодействия, процесс развития играет важную роль в формировании и определении их здоровья. Тем не менее рутинные подходы к определению и измерению здоровья во многих национальных, государственных и местных сборах и измерениях данных основаны на взрослых и не затрагивают ни сущности развития, ни множественного влияния на здоровье детей.

Первая составляющая здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, включает генеалогический, биологический, социальный анамнез.

В выявлении онтогенетических отклонений важное место отводится генеалогическому анамнезу (составление родословной семьи данного ребенка). Важно, чтобы женщина и мужчина были обследованы в медико-генетическом учреждении.

По мнению комитета, здоровое развитие является одновременно и компонентом здоровья детей, и его проявлением. Это приводит к неполному измерению характеристик здоровья, возможностей и влияний и уменьшению способности эффективно охарактеризовать и адекватно контролировать состояние здоровья детей.

Недавнее быстрое увеличение научной информации о развитии здоровья, роли здоровья пренатального и раннего детства в отношении здоровья взрослых, а также важности путей развития предизаций, которые начинаются в детстве, являются весомыми доказательствами того, что, вероятно, будет изучено из более подробных, систематических, и продольные усилия по измерению многомерности здоровья детей. Этот растущий объем эмпирических данных также свидетельствует о том, что, поскольку больше понятны о том, как различные внутренние и внешние факторы влияют на развитие биопсихосоциальных путей, можно разработать, настроить и реализовать более эффективные и соответствующие стратегии профилактики и вмешательства.

Биологический анамнез (перинатальный онтогенез): необходимо тщательно собрать сведения об анте-, интра- и постнатальном периодах жизни ребенка и факторах, неблагоприятно влияющих на их течение.

Социальный анамнез (состав семьи, образование родителей, бюджет и бытовые условия, психологические установки семьи) собирается с целью определения условий, особенно влияющих на нервно-психическое развитие ребенка.

Как подтверждается в настоящем докладе, комитет утверждает, что в национальных интересах уделять повышенное внимание здоровью детей. В краткосрочной перспективе это приведет к тому, что дети, чье здоровье и качество жизни будут улучшены, и которые станут более подготовленными и способными учиться. Дети имеют важное значение сами по себе и достойны такого рода общественных обязательств. Кроме того, в национальных интересах оптимизировать здоровье детей по двум причинам, которые имеют более долгосрочные последствия.

Во-первых, сохраняющаяся жизнеспособность общества зависит от гражданства и рабочей силы, которые должным образом оснащены, чтобы быть продуктивными и приверженными служению нации. Во-вторых, неспособность улучшить здоровье детей будет иметь существенные долгосрочные последствия для здоровья взрослого населения, особенно с точки зрения заболеваемости, сроков начала и тяжести хронических состояний. События в раннем детстве могут способствовать физическому и психическому заболеванию, которое часто проявляется и только поддается измерению позже.

Вторая составляющая здоровья - уровень физического развития: определяется контролем за физическим развитием. Физическое развитие ребенка (особенно раннего возраста) - очень чувствительный признак состояния здоровья, довольно быстро меняющийся под влиянием различных условий. Признаки физического развития зависят как от унаследованных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий (см. Физическое развитие).

Таким образом, у общества есть выбор между рассмотрением этой заболеваемости в раннем детском возрасте или решением ее будущих последствий. По мнению комитета, инвестирование сейчас является лучшей альтернативой по всем вышеперечисленным причинам и потому, что это правильная вещь.

Для заполнения пробелов в данных требуется знание о существующих пробелах, понимание того, какие пробелы важны и как их можно заполнить, и оценка того, какие новые исследования и методологии должны быть разработаны для достижения этого. Комитет также провел оценку того, что в настоящее время проводится для оценки состояния здоровья детей на национальном уровне, а также подходов, которые облегчают использование данных государствами и населенными пунктами. За прошедшее столетие Соединенные Штаты установили важные мероприятия по мониторингу и надзору за здоровьем, которые увеличили число мер в области систем личного и общественного здравоохранения и инициировали важные исследовательские стратегии, чтобы лучше понять влияние различных факторов на результаты в отношении здоровья.

Третья составляющая здоровья - уровень нервно-психического развития - имеет большое значение, так как от нее зависит развитие высшей нервной системы. Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем отдельных психических функций, что отражает степень созревания ЦНС. При оценке общего уровня нервно-психического развития детей в возрасте до 3 лет следует руководствоваться общепринятыми показателями нормального уровня по основным линиям нервно-психического развития, среди которых выделены значимые и информативные показатели каждой из них (см. Нервно-психическое развитие).

Однако большая часть этого нового потенциала была создана без надлежащего внимания к измерению и мониторингу здоровья детей и к факторам, которые влияют на него. Неадекватные и неполные измерения скрывают способность выявлять важные влияния и изменения в здоровье детей, включая факторы, которые могут неблагоприятно влиять на немедленные и долгосрочные результаты в отношении здоровья. Отсутствие информации о здоровье детей и его влиянии может позволить опасным воздействиям оставаться незамеченными, что приводит к упущению возможностей для улучшения профилактики, укрепления здоровья и лечения.

У детей раннего возраста оценивают также показатели поведения и настроения. Показатели поведения включают настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое); засыпание (медленное, спокойное, быстрое, неспокойное); сон (глубокий, спокойный, неспокойный, по длительности - нормальный, короче, длиннее); аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище); характер бодрствования (активный, пассивный, переменно активный); индивидуальные особенности (контактен, застенчив, обидчив, легко утомляем, агрессивен, инициативен и др.).

Основываясь на достигнутом, комитет выдвигает амбициозное, но достижимое видение целей системы измерения здоровья детей, которая должна развиваться и развиваться в течение следующего десятилетия. Такая система могла бы. Эти меры будут охватывать этапы детства, чтобы охватить соответствующие траектории развития. Они также будут измерять тенденции и влияния в важных подгруппах, определяемых этнической принадлежностью, доходом, географическим регионом и особыми потребностями. Обеспечить индикаторы эффективности системы личной медицинской помощи, системы здравоохранения сообщества и более широкой системы общественного здравоохранения и того, как они работают и взаимодействуют, чтобы влиять на здоровье детей. Такая деятельность будет не только измерять качество услуг в системах здравоохранения, но также стимулировать интеграцию и координацию личных, общественных и общественных услуг здравоохранения. Измерение и мониторинг важных тенденций в области здоровья детей и их влияний. . Достижение предполагаемой комплексной системы измерения здоровья детей будет осуществляться постепенно, согласованно на протяжении многих лет.

При оценке настроения отмечают следующие его особенности: 1) бодрое, жизнерадостное: положительное отношение к окружающему (процессам), с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими; 2) спокойное: положительно относится к окружающему, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, мало проявляет чувство радости, меньше контактирует по своей инициативе с окружающими; 3) раздражительное, возбужденное: неадекватно относится к окружающему. Может быть бездеятелен или деятельность его неустойчива, наблюдаются эффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик; 4) подавленное настроение: вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, уходит от конфликтов, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго; 5) неустойчивое настроение: может быть весел, смеяться и быстро заплакать, вступать в конфликты и быть замкнутым, довольно быстро переходит от одного настроения к другому.

В оставшейся части этой главы изложены выводы и рекомендации комитета, направленные на то, чтобы начать продвигать нацию к этой конечной цели, начиная с создания нового определения и рамок для понимания здоровья детей и его влияний и укрепления национального руководства по измерению здоровья детей. Затем мы изложим несколько конкретных рекомендаций по устранению пробелов в усилиях по измерению здоровья детей в настоящее время и улучшению государственного и местного использования существующих данных.

В заключение мы определяем конкретные исследовательские потребности. Рекомендация 1: Здоровье детей следует определять как степень, в которой отдельные дети или группы детей могут или могут развивать и реализовывать свой потенциал, удовлетворять свои потребности и развивать способности, позволяющие им успешно взаимодействовать с их биологическими, физическими, и социальная среда.

Четвертая составляющая здоровья - функциональное состояние органов и их систем. Уровень функционального состояния организма определяют по частоте сердечных сокращений и дыхания, артериальному давлению, лабораторным данным. Полный анализ клинического, лабораторного и инструментального исследования позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка.

В обзоре Комитета по существующим определениям здоровья было сделано несколько определений, основанных на детях, которые могли бы включать растущий консенсус в отношении здоровья как способности развития каждого ребенка. Существующие определения не отражают динамические механизмы, лежащие в основе здоровья детей. Концептуальная основа доклада основывается на следующих принципах.

Темпы и ход развития имеют основополагающее значение для здоровья детей, широкий спектр биологических, поведенческих и экологических факторов влияет на здоровье детей, которые оказывают кумулятивное и интерактивное воздействие и становятся встроенными в развивающиеся биологические пути детей, которые в дальнейшем влияют на развитие биологических систем и предрасположенность пути как с немедленными, так и с долгосрочными последствиями, относительный эффект различных влияний сдвигается в течение жизни ребенка, что требует внимания к времени опыта и воздействиям на понимание здоровья детей, особенно в отношении критических и чувствительных периодов развития; здоровье детей оказывает фундаментальное влияние на ход взрослой жизни. Признавая, что измерение здоровья зависит от его определения и первых принципов о том, как разные факторы влияют на здоровье, комитет стремился разработать и принять определение здоровья детей, которое было бы убедительным и научно подходящим.

Пятая составляющая здоровья - степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям, которая проявляется в подверженности заболеваниям. Отсутствие (ни разу не болевшие в течение года - индекс здоровья) или редкие (эпизодически болеющие 1-2-3 раза в течение года) острые заболевания свидетельствуют о хорошей резистентности, частая заболеваемость (4 раза и более в течение года) - об ухудшенной или плохой.

Комитет изменил определение Оттавы в свете того, что исследование говорит о процессах развития, которые влияют на здоровье, особенно для детей. Комитет также предлагает набор принципов, которые охватывают процессы и пути, которые приводят к различным областям здоровья детей, включая состояние здоровья, функционирование и потенциал для здоровья.

Рассматривая растущую литературу о факторах, влияющих на здоровье, комитет признал, что широкий диапазон влияний динамически взаимодействует друг с другом. Поэтому комитет стремился всесторонне классифицировать влияния, охватывая биологические, поведенческие и экологические факторы. Окружающая среда широко определена, включая демографию и организацию сообщества, семейный процесс, физическую среду и культуру.

Шестая составляющая здоровья - наличие или отсутствие хронических заболеваний. Выявляется педиатром во время каждого планового осмотра, а также врачами-специалистами в случаях необходимости и в определенные сроки, установленные действующими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

Все составляющие тесно взаимосвязаны и позволяют дать качественную оценку здоровья ребенка с определением группы здоровья. Принято выделять 5 групп здоровья (табл. 9).

В то время как многое известно о развитии детей и о том, как конкретные факторы влияют на него и внедряются в биопсихосоциальные пути, более глубокое понимание того, как развиваются эти пути, имеет решающее значение, если необходимо разработать, ориентировать и внедрить экономически эффективные услуги и политические меры для улучшения здоровое развитие всех детей. Многие из них признали важность создания механизмов измерения, которые лучше справляются с этим влиянием и устраняют разрыв между пониманием влияния на здоровье и действиями, которые посредничают и изменяют эти влияния, в целях улучшения здоровья детей.

К Iгруппе здоровья относят здоровых детей с нормальными показателями функционального состояния органов и систем, редко болеющих, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе, не имеющих хронических заболеваний.

II группа здоровья - здоровые дети, но уже имеющие те или иные функциональные отклонения, начальные изменения в физическом и нервно-психическом развитии, с неблагополучным анамнезом, часто болеющие, но без симптомов хронических заболеваний. Детей раннего возраста, которые имеют лишь факторы риска в онтогенезе, выделяют в группу IIA. Основные причины, по которым здоровых детей раннего возраста относят ко II группе здоровья: 1) отклонения в физическом развитии (отставание массы тела от роста или превышение в пределах 1,1-25); 2) отставание нервно-психического развития не более чем на 1 мес у детей первого года жизни, на 1 квартал - 2-го года и на полугодие - 3-го года жизни; 3) частая заболеваемость (4 раза в году и более); 4) функциональные изменения в сердечно-сосудистой (наличие шума функционального характера, тахикардия) и нервной системах (повышенная возбудимость, плохой сон, двигательная расторможенность, беспокойное бодрствование, неустойчивость аппетита); 5) начальная степень анемизации (снижение уровня гемоглобина в пределах 1,1-25, что соответствует нижней границе нормы); 6) рахит 1 -й степени (подострое течение); 7) угроза гипотрофии или начальная степень гипотрофии (отставание массы тела на 10-15 %); 8) экссудативный диатез с умеренно выраженными непостоянными проявлениями, аллергическая предрасположенность; 9) аденоиды 1-й степени; 10) гипертрофия миндалин 1-2-й степени; 11) отклонения в раннем анамнезе: гестозы беременных, «резус-отрицательная» принадлежность матери, заболевания матери (ревматизм, врожденный порок сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, анемия, хронический алкоголизм, шизофрения и др.); 11) переношенная беременность; 12) осложнения в родах: затянувшиеся роды с длительным безводным периодом, асфиксия, родовая травма без неврологической симптоматики; 13) состояние и заболевания ребенка в период новорожденности: крупный плод, заболевание пупка, пневмония, перенесенная на первом месяце жизни, и др.; 14) недоношенность; 15) пилороспазм (без гипотрофии); 16) состояние реконвалесценции после острых желудочных и других инфекционных заболеваний.

Мы перешли от этой общей модели детерминант здоровья к более интерактивной и подходящей для развития модели, которая отражает взаимодействие множественных влияний и признает изменения относительного веса этих влияний в отношении стадии развития. Эта общая структура здоровья детей должна быть принята разнообразной группой федеральных, государственных и местных учреждений с некоторым интересом к здоровью детей. Каждое учреждение должно нести ответственность за разработку планов по оказанию соответствующих медицинских услуг в рамках своей компетенции.

К III группе здоровья относятся дети, имеющие длительно текущие заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации:

1) врожденный порок сердца в стадии компенсации;

2) родовая травма с остаточными явлениями неврологической симптоматики;

3) гемолитическая болезнь;

4) экссудативный диатез со значительно выраженными кожными проявлениями в форме экземы (редкие обострения);

Долгосрочная миссия назначенного учреждения должна состоять в том, чтобы. Контролировать каждую из областей здоровья детей и его влияния с течением времени; разработать средства для отслеживания состояния здоровья детей и выявить в нем закономерности с течением времени как для отдельных детей, так и для населения и субпопуляций детей; и понимать взаимодействие и относительные эффекты множественного влияния на здоровье детей с течением времени. Единому федеральному агентству необходимо взять на себя ответственность за измерение здоровья детей.

5) анемия (снижение уровня гемоглобина до 85 г/л);

6) рахит 2-3-й степени;

7) гипотрофия 2-й степени (отставание в массе тела до 21-30 %);

8) фенилкетонурия;

9) пилоростеноз, пилороспазм с гипотрофией;

10) пупочная грыжа, требующая оперативного вмешательства (до операции);

11) врожденный стридор без явлений крупа;

12) кариес зубов (субкомпенсированная форма);

13) хронический тонзиллит (простая форма);

14) хронический отит (редкие обострения);

15) хронический гепатит, гастрит, дуоденит и др. (редкие обострения);

16) наличие физических недостатков и врожденной патологии (врожденная кривошея, врожденный вывих тазобедренных суставов, врожденная патология мочевыводящей системы и др.).

К IV группе здоровья относят детей с теми же заболеваниями, но в стадии субкомпенсации.

V группа здоровья - дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, инвалиды, которые в момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях. Уточненная схема оценки групп здоровья у детей с выделением нескольких групп риска по Ю.Е. Вельтищеву приведена в табл. 10.

Таким образом, здоровым считается ребенок, гармонично физически и психомоторно развитый в соответствии с возрастом, этническими и средовыми особенностями, редко болеющий (не более 3 раз в год), не имеющий анамнестических (в том числе генетических и антенатальных) и объективных данных, которые могли бы быть предпосылками для формирования болезней.

Оценка состояния здоровья по группам при нескольких диагнозах у ребенка дается по самому основному и тяжелому из них. При каждом последующем осмотре в декретированные сроки отмечается динамика в состоянии здоровья ребенка, например переход из II в I группу здоровья (в случае улучшения) или в III и IV (в случае ухудшения). Своевременная диспансеризация и оздоровление детей II группы здоровья препятствуют развитию патологических состояний с переходом в III группу здоровья.

Табл.9. Схема распределения детей раннего возраста по группам здоровья

Признаки здоровья
Группа I - без отклонения
Хроническая патология Отсутствует
Без отклонений
Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, - редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие
Нормальное, соответствует возрасту
Группа II - с функциональными отклонениями (группа риска)
Хроническая патология Отсутствует
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений, для детей первого года жизни - отягощенный акушерский анамнез и семейный анамнез и др.
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом реконвалесценции (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и др.)
Физическое и нервно-психическое развитие Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития
27 ^

Окончание табл. 9

Признаки здоровья Показания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Группа III - состояние компенсации
Хроническая патология
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений: патологически измененной системы, органа без клинических проявлений, функциональных отклонений других органов и систем.Кариес зубов, декомпенсированная форма
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - редкие, нетяжелые по характеру течения обострения основного хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания
Физическое и нервно- психическое развитие
Группа IV - состояние субкомпенсации
Хроническая патология Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений патологически измененной системы и других органов и систем
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - частые обострения основного заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания
Физическое и нервно- психическое развитие Нормальное физическое развитие,дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени,низкий рост.Нормальное нервно-психического развитие или отставание его
Группа V - состояние декомпенсации
Хроническая патология Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, предшествующих инвалидности
Функциональное состояние основных органов и систем Выраженные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы и других органов и систем
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - частые и тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Физическое и нервно-психическоеразвитие Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост. Нормальное нервно-психическое развитие или отставание его
Табл.10. Группы здоровья (Ю.Е. Вельтищев)
Iгруппа Здоровые дети, подлежащие медицинскому наблюдению А. Дети, развитые соответственно возрасту, из семей без «факторов риска»Могут иметь отдельные стигмы, не требующие коррекции
Б. Дети с вариантами нормы и непатологическими привычками
В. Подгруппа внимания - здоровые дети с повышенным генетическим, семейным, социальным, экологическим риском
IIгруппа Здоровые дети с функциональными и морфологическими отклонениями, требующими повышенного внимания, консультаций специалистов А. Подгруппа краткосрочного врачебного наблюдения (менее 6 мес). Например, реконвалесценты после хирургических вмешательств, травм, перенесенных пневмоний и других инфекций, острых заболеваний, потребовавших госпитализации, а также дети с начальными проявлениями рахита, гипотрофии, анемии. Дети, нуждающиеся в оздоровительных мероприятиях
Б. Подгруппа длительного врачебного наблюдения. Дети с отклонениями, доступными коррекции (умеренная миопия, косоглазие, плоскостопие, аномалии прикуса, начальный кариес зубов, энурез и т.п.)
В. Подгруппа постоянного медицинского наблюдения. Дети из условий и семей повышенного медицинского риска, с пограничными состояниями (см. выше), негрубыми нарушениями осанки и увеличениями щитовидной железы в пубертатном периоде, функциональными шумами в сердце, минимальной мозговой дисфункцией, дети с проявлениями диатезов, субфебрилитетом, имеющим самостоятельное диагностическое значение
IIIгруппа Дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, подтвержденным диагнозом хронического заболевания, но в стадии компенсации. Требуют ограничения физических и эмоциональных нагрузок, регулярного наблюдения специалистами, проведения специальных функциональных исследований А. Дети с прогностически благоприятными заболеваниями (кандидаты во 2-ю группу - хронический тонзиллит, соматогенная задержка роста, речи, вегето- дистонии)
Б. Дети с прогностически тревожными заболеваниями - компенсированные врожденные пороки развития, неврозы, синдромы повышенной химической, радиационной чувствительности, аллергическими заболеваниями
В. Дети с нетяжелыми проявлениями наследственных заболеваний
29 ж

Окончание табл. 10

IV группа Дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками с периодической функциональной декомпенсацией А. Дети с приобретенными заболеваниями, требующими повторных госпитализаций - рецидивирующие болезни, например бронхиальная астма
Б. Дети с наследственной и врожденной патологией, требующей длительного (постоянного) лечения - гемофилия, адреногенитальный синдром, фенилкетону- рия, гипотиреоз
В. Дети с постоянной, но неполной инвалидностью
Vгруппа Дети-инвалиды А. Дети с онкозаболеваниями
Б. Дети, страдающие болезнями с серьезным прогнозом.Дети на гемодиализе
В. Дети-инвалиды, требующие постоянного ухода и применения медицинских технологий

Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей являются:

· углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в эпикризные (то ест установленные приказами Министерства здравоохранения РФ или другой страны), о них я писала отдельно в статье «патронаж и диспансеризация», периоды и назначение соответствующих рекомендаций каждому конкретному малышу, с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;

· раннее выявление отклонений (то есть в самом их начале, когда проще всего их устранить) в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровления и(ли) лечения с целью профилактики формирования хронических заболеваний и инвалидизации (как в случае, например с вывихом бедра).

Группу здоровья определяет и выставляет педиатр, учитывая осмотры специалистов и данные ими заключения. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (течение беременности у мамы, когда закладываются основные органы и системы, и настраивается их работа).

II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности (весо-ростовые показатели, окружности головы, груди, плеча, бедра).

III критерий – уровень нервно–психического развития (соответствует ли развитие ребенка установленным календарным нормам).

IV критерий – резистентность организма (сопротивляемость различным инфекционным и неинфекционным заболеваниям).

V критерий – функциональное состояние органов и систем (насколько правильно и слаженно они работают).

VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции. То есть если проще говорить – это абсолютно здоровые дети, к большому сожалению, даже 5 % детей на сегодняшний день не дотягивают до этого уровня и на участке эту группу практически никогда не выставляют.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие \"риск\" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A \"угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический (отягощенное течение беременности и родов), генеалогический (наличие в семье генетических или хронических заболеваний с наследсвенной предрасположенностью) или социальный (неудовлетворительные условия проживания, один родитель, или аморальный образ жизни родителей) анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа \"риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции (диатезами) и другими отклонениями в состоянии здоровья. По большому счету – это тоже здоровые дети. Но этот запас здоровья у них ограничен и за ними нужно наблюдение.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

Ребенок от многоплодной беременности,

Недоношенность, переношенность, незрелость,

Перинатальное поражение ЦНС,

Внутриутробное инфицирование,

Низкая масса тела при рождении,

Избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

Рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

Гипотрофия 1-й ст.,

Дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

Аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

Функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

Частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

Понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

Тимомегалия,

Дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,

Вираж туберкулиновых проб,

Состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

Состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации (вне стадии обострения другими словами), т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными (сопутствующими) заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем). Например, хронический гастрит вне обострения.

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными (период выздоровления) периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды. Сюда относят ДЦП, ВИЧ и прочие.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.