Грудничок 11 месяцев развитие. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

В этом возрасте еще ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей.

Физическое развитие

Как вырастет ваш ребенок за этот период в количественных показателях роста и веса? Сейчас активно формируется так называемый молочный прикус, помогающий малышу познакомиться с новыми видами пищи.

Показатели ребенка от 11 до 12 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

73.60-74.90 см

9.805-10.470 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими

Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошечки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Если вы покажете малышу, как это нужно делать, он попытается поставить кубик на кубик, но сразу же разрушит получившуюся конструкцию.

Для того, чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения. Придерживается за мебель или прутья манежа, подтягивается наверх, чтобы встать. Опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие. Карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет малышу сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору.


Ребенок открывает для себя интереснейшую игру - придерживаясь одной рукой за прутья манежа, он может свободной рукой держать игрушку, стучать о край манежа и бросать игрушку на пол.

Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов. Кроме того, он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить

Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к году. Однако могут быть совершенно нормальные, не заслуживающие тревоги родителей, отступления от этого срока. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с девяти до шестнадцати месяцев.

Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, равновесием и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить.

Малыши со спокойным темпераментом часто не торопятся и действуют более осмотрительно. Так как на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как метеоры.

Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый свой шаг. При этом, когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.

Дети со взрывным темпераментом начинают, наоборот, ходить рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают сфотографировать достижение. Хотя иногда непросто предположить, кто начнет ходить рано. Вероятнее всего, это будет малыш с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица.

Кроме темперамента, серьезно влияет и тип телосложения маленького человечка. Худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Мамы и папы, принимающие стиль сближения и часто носящие детей на руках, иногда спрашивают: «Не станет ли в этом случае ребенок позже ходить?» Нет. Исследования многих ученых доказывают, что малыши, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к чаду, зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами.

Не следует переоценивать значение того, в какой месяц карапуз зашагает. Так как возраст, в котором малыш начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей. То, когда и как ребенок начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 11 до 12 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Психическое развитие

Активно развивается понимание речи. Малыш начинает реагировать на свое имя - поворачивается и смотрит, если его позвали. Он хорошо понимает, когда его хвалят или «бранят», повторяет действия, над которыми смеялись или за которые его хвалили. Он понимает и выполняет простые просьбы мамы: «Дай маме кусочек яблока», «Иди ко мне». Малыш узнает интонации и смысловые жесты, которыми взрослые сопровождают такие просьбы, и сам подражает жестам взрослых - «дай-дай-дай» , «пока-пока» .

Кроха начинает понимать значение простых предлогов - «из», «в», «за». Вы замечаете, что теперь он уже не пытается схватить игрушку через стенку прозрачной банки, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает вожделенный предмет. Малыш может отвинтить и снять крышку пластиковой бутылочки, если вы покажете ему, как это сделать. Положите в бутылочку кусочки яблока и печенья, чтобы подкрепить исследовательский интерес малыша.

Малышам нравится играть в разные игры с родителями. Дети обожают шумные, подвижные игры, в которые с ними играют отцы. Папы раскачивают и подбрасывают малышей вверх, кружат и опускают головой вниз, а они смеются и требуют повторения.

В этом возрасте все дети сильно привязаны к родителям, и особенно к маме. Они тревожатся и капризничают, когда долго не видят их.


Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта . Некоторые малыши требуют присутствия обоих родителей во время купания, кормления и укладывания спать. Родители хотели бы меньше зависеть от настроения ребенка, поэтому начинают приучать малышей к самостоятельности - учат есть ложкой, пить из чашки, засыпать в одиночестве.

Но многие сталкиваются с тем, что ребенок противится нововведениям - откладывает ложку и ждет, чтобы его покормили, не хочет лежать в кроватке и кричит, когда родители выходят из комнаты. Приучайте малыша постепенно. Спойте колыбельную песенку и покачайте кроху на руках, чтобы он успокоился и уснул. Когда малыш начнет засыпать, выйдите из комнаты.

Лепет малыша усиливается, наедине с собой он произносит целые «монологи», состоящие из цепочек различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, пытается активно копировать звуки, которые слышит, если его к этому побуждают. Он подражает движениям и жестам родителей, по просьбе взрослых может показать, где у него носик, глазки, ротик, ушки и т. п.

В этом возрасте малыши нуждаются в разнообразных впечатлениях . Обязательно находите возможность отправиться с ребенком на экскурсию или в гости. Усадив малыша в коляску или рюкзачок-кенгуру, можно съездить в зоопарк, магазин или просто в гости к бабушке с дедушкой или к друзьям. Замечательно, если там будут другие дети. Малыши в этом возрасте начинают наблюдать друг за другом.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Чем ближе первый день рождения малыша, тем более насыщенной становится его жизнь – сейчас он меньше спит, а во время бодрствования активно изучает окружающий мир. С одной стороны, мамам становится немного полегче, потому что наконец-то чадо слезло с рук, с другой – появляется необходимость постоянного контроля, ведь маленький исследователь ежеминутно норовит нашкодить. Как происходит развитие ребенка в 11 месяцев, какие появляются навыки, умения, чего ожидать, стоит ли беспокоиться, если ребенок выбивается из средних возрастных показателей, – вопросы, волнующие всех родителей.

Стандарты педиатров, родственников, любопытных соседей зачастую завышены и формируют представление, что годовалый малыш должен разговаривать, бесперебойно ходить на горшок, быть независимым и автономным. Мамы пугаются, переживают, что что-то упустили, забывая о банальной истине, — все дети разные, темпы развития каждого индивидуальны. Тогда на какие показатели следует ориентироваться, когда ваш малыш подходит к своему первому возрастному рубежу?

Изменения физиологии

Физиологические особенности 11-месячных мальчишек и девчонок выражаются следующими основными моментами:

  • Становление мышечной системы обуславливает возможность вставать, держаться прямо и перемещаться, самостоятельно или с опорой.

Позволяйте крохе ходить ножками на прогулке, держа его за руку, это хорошая тренировка мышечного корсета и профилактика плоскостопия, особенно летом, когда можно снять обувь и познакомить маленькие ступни с разными поверхностями.

  • Большинство детей уже обзавелись зубками – верхними и нижними единичками. Вариант нормы – прорезывание вторых резцов или полное отсутствие зубов.
  • Увеличивается на 5 мм окружность головы и груди, происходит прибавка веса и роста. Участковые педиатры до сих пор ориентируются на устаревшие нормативы привесов советского времени. Современные центильные таблицы, разработанные по итогам результатов исследований ВОЗ, более адекватно подходят к определению показателей роста и веса.

Поскольку физическая активность малыша в 11 месяцев сильно возрастает, он может вовсе не набирать вес или иметь скромную прибавку 100-200 граммов. Если кроха подвижен, любознателен, бодр, имеет здоровый аппетит, паниковать не стоит.

Приобретаемые навыки

Читая информацию о том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, помните – жесткие требования весьма условны, вариантов нормы много, часто дети начинают осваивать перечисленные ниже умения раньше или, наоборот, позже. Дайте ребенку шанс развиваться в своем темпе, рассматривайте его целостно, учитывая характер, темперамент, особенности здоровья, окружение.

  • Основное приобретение окологодовалого возраста – прямохождение. За предыдущие пару месяцев малыш натренировался вставать, опираясь на диваны, стулья, полки и другие предметы. Многие дети шустро передвигаются вдоль опоры, ходят за ручку и начинают делать первые самостоятельные шаги. Если порывы ходить без поддержки заканчиваются падением, малыш может на какое-то время оставить дальнейшие попытки, но через какое-то время, движимый любопытством, обязательно их возобновит. Детки совершенствуют навыки ползания, приседания, наклонов, учатся залезать, слезать со ступенек, дивана, кровати.

Правильному формированию стопы способствует хождение босыми ногами по неровным поверхностям. Для этого можно использовать специальный фактурный коврик, гулять по песку, траве, камням разного размера.


Грудное молоко для ребёнка 11 месяцев по-прежнему является основным источником полезных микроэлементов. Специалисты Всемирной Организации Здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание детей этого возраста.

Что еще умеет ребенок в 11 месяцев:

  • малыш понимает, когда взрослые говорят о нем;
  • утвердительно кивает головой, машет — «нет»;
  • радуется, когда его хвалят;
  • может помахать ручкой в знак приветствия или прощания;
  • по просьбе приносит, подает, берет и кладет вещи;
  • начинает осваивать горшок;
  • подражает взрослым интонациями, простейшими действиями;
  • узнает и показывает части тела;
  • с удовольствием разглядывает картинки, слушает музыку.

Часто приучение к горшку становится настоящей войной с родителями. Некоторые детки способны ходить на горшок в таком раннем возрасте, особенно если мама практиковала высаживание с рождения. Если это не про вашего ребенка, не стоит зацикливаться и паниковать. Умение контролировать туалетные процессы связано с развитием нервной системы ребенка, окончательное созревание необходимых для этого навыка центров происходит только к 2 годам.

Начало кризисного периода

Карапузы в 11-месячном возрасте начинают переживать свой первый серьезный переходный этап – кризис первого годика жизни. Это время, когда детки испытывают родителей на прочность, проявляя свой характер, прощупывая границы дозволенного поведения, постоянно пытаясь их раздвинуть.

Общение становится более эмоциональным: часто мама не может понять, чего хочет кроха, и готова дать ему все сию минуту, лишь бы он не плакал. Современные психологи утверждают, что ребенку обязательно нужны правила, конкретные рамки, за которые запрещено выходить. Эти ограничения должны действовать в любых обстоятельствах и предъявляться всеми членами семьи. Таким образом малыш обретает опору, чувствует надежность окружения, обретает уверенность и желание активно познавать мир.

Некоторые карапузы в этот период становятся «ручными», стеснительными, другие наоборот – начинают с удовольствием общаться со взрослыми и детьми. В любом случае появляется больше контакта, развивается умение взаимодействовать с людьми, отстаивать свои интересы, не покушаясь на чужие. Здесь очень важно чуткое руководство самых близких взрослых – мамы и папы, которые собственным примером показывают умение мирно разрешать конфликты, быть приветливыми, знакомиться и вместе играть.

Развивающая деятельность

Основное развитие малыша происходит во время его каждодневного взаимодействия с родителями и другими значимыми взрослыми: усваиваются модели поведения, приобретаются новые умения, закладываются ценности. Перечисленные ниже игры и упражнения не требуют много времени, их можно внедрять в повседневные дела, разнообразить ими рутинные действия.


Немного о режиме дня

Педиатры старой закалки достаточно категорично составляют рекомендации по организации дня малыша. Четкое следование режиму, боязнь отступиться от временных рамок приводят к излишней суете, нервозности мамы и ребенка, невозможности выполнить все предписания. Современные психологи оперируют понятием «ритмов» жизни, причем каждая семья имеет свои ритмы. Те, у кого уже есть дети, хорошо знают, что повлиять на складывающийся спонтанным образом режим крохи, сломать его – практически невозможно. Это почти всегда война, в которой проигрывают обе стороны.

Вместо этого постарайтесь прочувствовать складывающиеся ритмы сна, принятия пищи, моменты наивысшей активности, приспособьте эти нюансы к своим потребностям, научитесь совмещать нужды и дела всех членов семьи наиболее подходящим для вас способом. Возможно, придется пожертвовать прогулкой, вечерним купанием, или вместо творческих занятий провести карапузу мастер-класс по генеральной уборке квартиры.

Учитывайте два основных момента, влияющих на то, как организовать день:

  • Время отдыха. Обычно одиннадцатый месяц ребенка сопровождается переходом на два дневных сна продолжительностью 1-2 часа. Ночной сон остается длинным – около 10 часов. Возможно, ваш кроха спит один раз или трижды по 30 минут. Годовасы обычно отдыхают дома, мама это время может посвятить себе или заняться делами, которые сложно совмещать с бодрствующим ребенком.

До долгожданного всеми праздника - первого дня рождения вашего малыша остался всего один месяц, и вы с удивлением наблюдаете разительные перемены в своем карапузе. У большинства родителей в голове возникает вопрос, как происходит развитие ребенка 11-12 месяцев?

Это уже не тот маленький комочек счастья, который не мог ничего делать самостоятельно и у которого была одна цель - развитие. Детей в 11 месяцев не нужно кормить по ночам, отказывая в отдыхе себе, не нужно часто стирать пеленки, ведь он уже сам ходит на горшок. Кроме этого, малыш уже свободно сидит, ползает и даже пытается самостоятельно ходить и кушать! У него появились свои предпочтения, любимая игрушка и подушка, он уже свободно узнает дедушку, дядю Ваню или соседского кота.

Ребенок в этом возрасте способен остро чувствовать настроение окружающих, он умеет обижаться и радоваться. К первому юбилею малыша многие мамы уже заканчивают кормление грудью, что, конечно же, является огромным стрессом для ребенка. Хоть он уже и не так беспомощен, как раньше, но все же очень нуждается в вашем тепле и ласке. Именно поэтому в этот период родителям обязательно нужно как можно чаще быть рядом, чтобы компенсировать отсутствие таких интимных моментов с малышом, как грудное вскармливание.

В это волшебное время малыши очень потешны, активно играют мимикой, произносят новые смешные словечки и совершают первые шаги.

Успехи в развитии

Каких успехов уже достиг ваш карапуз? Как происходило развитие ребенка 10-11 месяцев? В это период малыш умеет уже очень многое. Он понимает, что ему говорят взрослые, может ответить или показать на что-то. Конечно, его речь разобрать не так-то просто, ведь ребенок пользуется сокращенными словами, чаще слогами, которые он повторяет. Но малыш находит разные способы показать, что именно ему необходимо в данный момент.

Он может указать на предмет, произнося самое главное для этого возраста слово «Дай!», при этом варьируя интонацией. Если карапуз хочет кушать, он раскроет ротик и покажет пальчиком, затем активно пожует невидимую еду. Родителям очень важно следить за такими мелочами, поскольку они указывают на правильное развитие ребенка 11 месяцев.

Что умеет ребенок:

  • понимать и искренне радоваться похвале;
  • приносить разные вещи, класть их на место;
  • махать рукой в знак приветствия или прощания;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • крепко держать ложку и пытаться кушать ею;
  • указывать на части тела - ушко, глазик, ротик и т.д.

На самом деле, развитие детей в 11 месяцев в каждом отдельном случае может отличаться.

К этому времени вес малыша уже в два раза больше, чем при рождении. Кроме этого, у него также увеличился и рост - почти на 25 сантиметров! Развитие вашего чада идет своим чередом, а вы можете ему в этом помочь.

Режим питания малыша

На подходе к последнему месяцу первого года жизни малыша его пищевые предпочтения меняются. Такое вкусное и богатое витаминами мамино молочко отходит на второй план, ведь аппетит ребенка растет вместе с ним.

На протяжении всего года вы потихоньку увеличивали порции карапузу, а что же делать на подходе к юбилею? Вводить ли новые продукты питания? Как на них отреагирует ребенок 11 месяцев? Развитие, питание, режимы - как в этом не запутаться?

Рацион почти годовалого ребенка очень схож с диетическим питанием для взрослых. Малыш с удовольствием будет лакомиться творожком, кашками, печеньем, пряниками, фруктами, кефиром и другими кисломолочными продуктами. Для лучшего усвоения пищи маленьким желудком и, конечно же, в общих целях здорового питания лучше готовить всю еду на пару, либо отваривать.

Не рекомендуется давать малышу продукты питания, способные вызвать аллергию, например цитрусовые (апельсин, лимон, мандарин). Возможно, именно у вашего ребенка реакции на эти продукты не будет, но лучше не рисковать.

Не рекомендуется кормить ребенка тяжелой пищей вроде орехов или жирного молока. Также не давайте малышу жареную, острую или копченую еду - такое питание вредно даже для взрослых, что уж говорить о маленьком организме.

Уход за вашим сокровищем

Конечно, раньше ваш малыш требовал к себе куда больше внимания и, соответственно, ухода, но и сейчас нужно знать, как именно ухаживать за карапузом.

В этом возрасте самое главное достижение ребенка - начало самостоятельного передвижения. По мере того, как малыш учится ходить, меняются и потребности в обуви. Если раньше вы надевали ему мягкие пинетки, просто чтобы было тепло и комфортно, то теперь обувь необходимо сменить на более удобную для ходьбы.

Для лучшего и безопасного освоения навыков ходьбы ребенку понадобятся ботинки с нескользящей, хорошо гнущейся подошвой. У такой обуви обязательно должен быть твердый задник. А для того чтобы мышцы стопы укреплялись и хорошо развивались, поводите малыша босиком по песку, траве или другой, не такой ровной, как обычный пол, поверхности.

Развитие детей в 11 месяцев включает в себя и другие пункты. Помимо навыков самостоятельного передвижения, нужно также помогать ребенку приучаться к горшку. Каждая мама, даже по глазам и мимике видит, когда ее ребенку пора в туалет. Но все же нужно потихоньку прививать малышу привычку говорить о сей надобности, хотя в возрасте 11 месяцев ребенок уже намного дольше остается сухим. Хвалите его, даже если он просто сел на горшок и, тем более, если сам попросился.

Распорядок «рабочего» дня ребенка

У каждого малыша разный. В большей степени он зависит от активности вашего чада. Чтобы развитие ребенка в 11 месяцев происходило максимально эффективно, педиатры советуют рационально чередовать время активных игр и отдыха. Новые навыки приходят к малышу постепенно, и чтобы у него было достаточно сил для их освоения, необходим четкий и грамотно составленный режим.

В основном 11 месячный карапуз просыпается рано - примерно в 7 утра. Дневной сон сокращается до одного или двух раз, ведь ночью малыш спит около 10 часов.

Время может варьироваться в зависимости от желаний как малыша, так и мамы. Если вы планируете в будущем водить ребенка в садик, то можете заранее, не спеша, переводить режим дня под расписание детского сада, чтобы впоследствии малышу было легче адаптироваться.

Ближе к годовалому возрасту отпадает необходимость ежедневного купания, просто выберите определённые дни, когда вам будет удобно проводить водные процедуры. При этом подмывание остается обязательным.

«Мои игрушки», «Я сам», любимые игры

Игрушка для ребенка не просто объект, которым можно играть - это средство познания мира. Поэтому малыш может предпочитать «взрослые» предметы обычным игрушкам, хоть он и ребенок 11 месяцев. Развитие игры, а вернее развитие самого её процесса очень важно. Малыш может играть крышкой от кастрюли или пультом от телевизора, а может и своими игрушками. Пусть он познает мир и играет, помогайте ему в этом. Показывайте новые действия с интересными ему предметами (если, конечно, это безопасно), учите малыша играть с ними.

В супермаркете давайте ему покупку в ручку - пусть он сам положит ее в корзинку, дома дайте ему мисочку с теплой водичкой и ложку - пусть пробует ее помыть. Помните - вы пример для ребенка, он хочет делать все то же, что и вы. Принимайте его помощь и хвалите, даже если он просто отдал вам игрушку или протер салфеткой стол.

«Я сам». Даже в столь раннем возрасте у ребенка уже начинает возникать эта фраза. Он сам хочет пить из чашки и просовывать ручки в рукава куртки. Хочет играть сам и не давать никому свою игрушку. У малышей появляется интересная забава - бросать вещь на пол, чтобы кто-нибудь ее поднял. А когда поднимут, снова бросить.

Мама как учитель. Развитие малыша

Существует вопрос, возникающий, наверное, у всех мам, ответ на который они ищут у опытной соседки, в интернете или книге - как должно происходить развитие ребенка 11 месяцев. Занятия с ребенком 11 месяцев, так же, как близость и участие мамы, крайне важны. Переживая за развитие своего малыша, женщины ночи напролет просиживают в интернете в поисках советов. Многие из них читают книги доктора Комаровского и других авторов, покупают журналы, наподобие "Нормы развития детей в 21 веке", "Развитие ребенка 11 месяцев". Комаровский, Гиппенрейтер, Ханхасаева и другие авторы пишут хорошие книги о здоровье и воспитании детей. Но лучший совет - прислушивайтесь к себе и своему ребенку!

Читайте ему книжки, показывая на яркие картинки в них. Объясняйте, что именно нарисовано, имитируйте звуки, издаваемые животными, чтобы малышу было легче запомнить. Не затягивайте надолго такие занятия, ведь карапуз еще не умеет сосредотачиваться на одном действии. Отвлекитесь на более активную игру, например "Ку-ку" или "Ладушки". Покружите его на руках или покачайте на коленках. Если ребенок ходит в ходунках или передвигается самостоятельно, поиграйте в догонялки (конечно, поддаваясь), малыш будет в восторге!

На детской площадке приучайте ребенка делиться игрушками с другими, играть в компании. Показывайте, как обращаться с песком, хвалите, если он поделился игрушкой с соседом по песочнице.

Идти к врачу?

Не стоит паниковать, если малыш еще не пошел самостоятельно. Для этого возраста ходить за ручку или возле кровати, дивана вполне нормально. Старайтесь чаще водить ребенка на «самостоятельную» прогулку, развивайте привычку ходить, а не ползать.

В случае если малыш не становится на ноги, обязательно обратитесь к ортопеду. Доктор, возможно, назначит лечебный массаж или упражнения, помогающие мышцам ног развиваться. При этом не забывайте делать домашний массаж и гимнастику.

Во время утреннего или вечернего купания можно сделать водяной массаж - он достаточно результативен.

Я - личность

Ваш карапуз открывает для себя новую истину: он - отдельная личность. У него есть своя кружка, тарелочка, ложка, а может быть, и любимое одеяло или свое спальное место. Ребенок начинает понимать, что он - отдельный человечек. Вследствие этого понимания он может, например, начать играть не с кем-то вместе, а просто рядом, отдельно.

Дисциплина. Да или нет?

Нужно ли в строгости и запретах для создания и поддержания дисциплины? И да, и нет. Малыш понимает, что вы говорите, и может специально «забыть», что вы ему что-то запретили.

Происходит начальный этап его формирования как личности, поэтому очень важно делать запреты только в действительно серьезных или опасных моментах. Не говорите постоянно «нет». Вместо этого рассказывайте, что нужно делать. Если малыш рвет листья на деревьях, объясните ему, что так делать не хорошо, ведь дереву больно. Дайте ребенку понять, какую пользу приносит это деревце человеку и какую пользу принесли вы вместе, полив его. Конечно, многого малыш не поймет, но с помощью показательных действий вы сможете объяснить ему, что хорошо, а что плохо. Этим вы добьётесь куда большего эффекта, чем, если просто крикните: «Не трогай дерево! Нельзя!»

Развитие детей в 11 месяцев - норма для всех разная!

Каждая мамочка очень переживает, не отстает ли её малыш в развитии, все ли он умеет делать в соответствии с нормами. Но кто придумал эти нормы? Существуют среднестатистические показатели, но нельзя всех равнять по ним. Каждый ребенок индивидуален, и его развитие, соответственно, тоже. Поэтому не стоит сразу паниковать, если ваше чадо не умеет делать то, что запросто получается у соседского карапуза.

Что еще влияет на развитие ребенка в 11 месяцев? Новые навыки, а также скорость их освоения также зависят от того, какой по счету в семье ваш малыш - младший или старший. Как правило, дети, у которых есть старшие братья или сестры, развиваются намного быстрее, ведь у них перед глазами есть пример. Также прослеживается различие в скорости развития между мальчиками и девочками - в большинстве случаев девочки, в некоторых сферах жизни, развиваются быстрее.

Этот период - чудесное время! Наслаждайтесь каждой минутой этого сладкого детства вашего малыша, запоминайте его смешные слова, фотографируйте разные моменты, играйте и получайте удовольствие! Позитивом и любовью вы поможете своему ребенку хорошо и быстро развиваться.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы поговорим сегодня о том, чем должен питаться 11-месячный карапуз. В этот период кроха совершает свои первые шаги, пусть даже всё ещё держась за перекладину или чью-то руку. Но это уже такие достижения в жизни маленького человечка! Ребёнок тратит намного больше энергии, чем раньше, поэтому и продуктов в его рационе должно стать больше, и порции должны увеличиться. В статье вы сможете найти ответы на такие вопросы: что давать кушать карапузу, сколько кормить ребенка в 11 месяцев, каким может быть меню малютки.

Основные правила питания

Если у вас в доме есть маленький ребёнок, то нужно знать и соблюдать всевозможные правила по воспитанию и развитию малыша. А тут я вам представлю также не малозначительные правила питания детей:

  1. У малыша обязательно должно быть пятиразовое питание, включающее в себя два привычных кормления (грудным молоком или же адаптированной смесью).
  2. Ребёнку всё ещё не стоит давать жареную пищу. Особое предпочтение стоит отдавать еде приготовленной на пару. Это лучший способ, чтоб сохранить все полезные вещества в продукте.
  3. Сладкое сведите к минимуму, соли в рационе карапуза практически не должно быть, а всевозможных приправ тем более.
  4. Наличие у блюд гомогенной массы уже не только не является необходимым, а скорее даже лишним. Ребёнок уже должен привыкать к более твердой пище. Лучше всего разминайте блюда вилкой. Малыш должен учиться жевать и разрабатывать челюсть.
  5. Важно, чтоб рацион ребёнка включал: каши, фрукты, мясо, овощи, творог, рыбу и хлеб.
  6. Никогда не запихивайте силой в рот малышу то, от чего он только что отказался. Не сердитесь и не кричите. Скорее всего, оно просто не пришлось по вкусу. Я уверена, что и у вас есть такие продукты, к которым вы равнодушны или относитесь с отвращением.
  7. Всё ещё не стоит давать продукты из так называемой зоны риска развития аллергии: красные фрукты и овощи, экзотические представители, цитрусовые, шоколад, орехи, мёд.
  8. Помните, что карапузу молоко стоит разводить с водой. В этом возрасте можно 1:1.
  9. Не стоит забывать, что когда мы вводим новые продукты в рацион ребёнка, стоит это делать медленно и постепенно. Начинать необходимо с половины чайной ложки. И только при нормальной реакции организма, доводить до возрастных норм.
  10. И не стоит забывать о питье. Малышу ежедневно нужно пополнять свои запасы жидкости. Для крохи хорошо подойдут соки, отвары, компоты, травяные чаи, кисели. И, конечно же, не стоит забывать и о самой воде.

Рацион малыша

У ребёнка сохраняется пятиразовое питание. Он всё так же нуждается в кормлении грудью (кисломолочной или адаптированной смесью) с самого утра и перед сном.

Перерывы между приёмами еды могут колебаться в районе трёх-четырёх часов. Вы уже индивидуально подстраиваетесь под требования ребёнка и под то, во сколько он встаёт и когда ложится спать. У моего сына были четырёхчасовые перерывы. Он ел в 6, 10, 14, 18 и 22 часа.

Чтоб вычислить, сколько ваш кроха должен съедать еды за день – достаточно сделать расчёты на основе его веса. Этот показатель в граммах нужно разделить на девять. Ответ и будет количеством потребляемой пищи. Так, к примеру, мой сын уже весил 10 кг и 800 грамм (10800), а значит, он должен был съедать не меньше 1200 грамм за сутки. Далее вы можете полученный ответ поделить на 5 приёмов пищи и узнать, сколько ребёнку нужно съедать за одно кормление. В моём случае таким показателем было 240 грамм.

Чем можно кормить ребенка в 11 месяцев

У малыша должно быть сбалансированное питание, обогащенное всеми необходимыми для растущего организма веществами. А что именно входит в его рацион:

  1. Фрукты и овощи, ягоды. Это незаменимые источники витаминов, клетчатки и пектинов. Малыш должен в полном объёме, соответствующем его возрастным нормам получать эти продукты. Из них вы уже можете готовить разные блюда: пюре, муссы, компоты, соки, кисели, пудинги. И даже допускается употребление в сыром виде натёртых фруктов, но в небольшом количестве.

Но не стоит забывать, что в меню малыша не должно быть красных плодов, цитрусов и экзотических представителей.

  1. Обязательным ежедневным продуктом является каша. Самой полезной принято считать овсянку (но лучше не в виде хлопьев). Если у малыша нет целиакии. Готовить такую кашу лучше на воде, а в приготовленный продукт просто стоит сдобрить маслом. Однако также допускается и варка на молоке, но не стоит забывать, что малышу нельзя давать цельное молоко, разводите его 1:2 с водой. Каши лучше менять каждый день. Сегодня гречка, завтра овсянка, послезавтра рис и т.д.
  2. Конечно, важным компонентом стола ребёнка являются мясные блюда. Это уже могут быть тефтели , паровые котлетки, муссы, пудинги. Старайтесь давать мясо в таком виде, чтоб карапуз старался самостоятельно разжёвывать его. Отдавайте преимущество крольчатине, индейке, курице, телятине, молодой нежирной свинине. Я своему сыну до годика давала только кролятину и телятину.
  3. Рыба тоже должна находиться в рационе крохи. Малыш всё ещё должен избегать представителей жирных сортов и красных видов.
  4. Творог, йогурт и кефир важны для правильной работы пищеварительной системы. Вы можете готовить эти продукты самостоятельно. Не стесняйтесь давать блюда не только в чистом виде, но и с добавлением уже хорошо известных фруктов.
  5. Также малыш может кушать яйца, макаронные изделия, диетическое печенье, пшеничный хлеб, разрешается в небольших количествах добавление масла в готовые блюда (как растительного, так и сливочного), а количество соли и сахара всё также должно быть минимальным.

Сведите употребление сладостей практически на нет. У малыша только появляются первые зубы , и не стоит нарушать их развитие. И, конечно же, в рационе ребёнка ещё не должно быть шоколада, цитрусовых и других аллергенных продуктов.

Меню

Чем же может быть представлен дневной рацион малыша? Крохе уже доступно достаточно большое количество продуктов. А каким именно может быть ориентировочное меню детей на ГВ и ИВ? Об этом вы сможете прочитать ниже.

Дети на грудном молоке

  1. Малыш просыпается в 6 утра и первым делом тянется к маме. Он уже голоден. Первое кормление всё ещё представлено материнские молоком (приблизительно 200 мл). Оно всё так же является очень важным источником полезных веществ для развития малыша.
  2. К 10 часам ребёнок уже проголодался. В это время дайте карапузу кашу (можно как на молоке, так и на воде) — грамм 200, не больше. В неё можно добавить 5 грамм масла. Также дайте малышу половинку желтка. На десерт предложите крохе 50 грамм пюре из фруктов. Всё запить можно компотом или соком (50 мл).
  3. Обед у крохи наступает в 14:00. Это кормление должно стать самым сытным. Может состоять из следующих блюд: 200 грамм овощного пюре с добавлением масла (5 грамм), 80 грамм пюре, кусочек хлеба (из пшеничной муки, грамм 10). Запить можно соком в объёме 60 мл.
  4. В 18:00 — ужин у карапуза. Дайте ему 60 грамм пюре из фруктов, грамм 50 творога, два галетных печенья. Дайте попить ребёнку 200 мл кефира.
  5. Последнее кормление наступает перед сном, в 10 часов ночи. И это всё ещё грудное молоко. Малыш выпьет объём, необходимый для полного насыщения.

Малыши на смесях

  1. Завтрак наступает в 6 часов. Первое кормление — молочная смесь (200 мл).
  2. Приём пиши между завтраком и обедом припадает на 10 утра. Покормите карапуза любой кашей, сваренной в любом виде. Малышу необходимо 200 грамм. Добавьте 5 грамм сливочного масла. На десерт хорошо подойдёт 50 грамм фруктового пюре. Также предложите ребёнку половинку яичного желтка. Запить пищу можно 50 мл сока.
  3. Мясной суп (200 грамм) хорошо подойдёт для обеденного кормления, которое наступает в 14:00. Кроме этого можно дать ребёнку 80 грамм овощного пюре, 10 грамм пшеничного хлеба. Запить можно компотом (60 мл).
  4. На ужин (18:00) дайте малышу 60 грамм пюре (фруктового) и 50 грамм творога. На закуску дайте два сухаря или галетного печенья. Запить еду ребёнок может кефиром (200 мл).
  5. И напоследок, часиков в 22:00, обязательно покормите карапуза адаптированной смесью (200 мл).

Вот мы и разобрались, каким теперь должен быть рацион вашего ребёнка. Карапуз растёт, а вместе с ним развиваются и предпочтения в еде. Балуйте своего малыша разнообразными блюдами. Следите, чтоб ему не стало скучно, и он не потерял интерес к какой-то еде. И, конечно, не стоит давать каждый день одно и то же, например, каждый день овсянку и никакой другой крупы. Этот продукт быстро приестся, и малыш начнёт им плеваться. Поэтому правильно планируйте рацион карапуза, учитывая все предпочтения малютки. Старайтесь делать меню разнообразным и неповторимым. И пусть ваш ребёнок растёт здоровым!