Лоскутная техника: шитье пэчворк, техника быстрого шитья, картинки либолеман, акварель и пицца, технология ляпочиха, мастер класс, видео-инструкция. Лоскутная феерия – техника Ляпочиха

Подушка в технике ляпочиха, из трикотажных лоскутков

Ляпочиха – одна из лоскутных техник рукоделия .

Этимология слова

Есть варианты написания «Ляпочиха» и «Ляпачиха» (через «а»), оба считаются правильными. Иногда встречаются и другие названия этой техники: «ляпоток», «ляпачок», «ляп», «лапша». Так или иначе, во всех названиях встречается корень «ляпа» или «лапа», который обозначает лоскуток ткани. В народе лоскутки называли ляпок, ляпа, тряпка, ляпочок, и все слова созвучны.

История

Трудно найти точное свидетельство, когда точно появилась эта техника. Но, скорее всего, расцвет стал возможным только с изобретением и распространением швейных машинок . Поскольку вручную выполнять подобные изделия слишком трудоемко, и вручную лучше выполнять другие лоскутные техники, например, такие как пэчворк (хотя в современном прочтении он делается тоже на швейной машине), гобелен или плетение из полосок ткани.

Прикроватный коврик в технике ляпочиха, лоскутки пришиты с постепенной сменой цвета

Сейчас многие вспоминают, что коврики и покрывала в такой технике шили их бабушки или прабабушки. Более ранних свидетельств мало. Поэтому можно говорить о распространении и популярности техники, начиная с первых десятилетий 20 века . Хотя была придумана, скорее всего, намного раньше.

Коврики в технике ляпочиха можно встретить в большом количестве у народов русского Севера, встречаются подобные вещи и на всей территории России.

В современном видении, ляпочиха – отличный способ избавиться от лишнего хлама в доме, переработав таким образом ненужные или старые вещи. А изделия получаются натуральные, экологически чистые.

Техника

большое покрывало в технике ляпочиха, лоскутки пришиты с хаотичной сменой цвета (фото с блога Komnatadljashitja.blogspot.com)

Лоскутная техника заключается в том, чтобы пристрачивать лоскутки только в одном месте (по центру или зацепив с краю), так, чтобы лоскуток был отлетным, а много лоскутков образовывают как бы «ворс».

Как правило, одним швом пристрачивается сразу несколько лоскутков. Их прихватывают по центру или с одного края. Если пристрачивают по центру, то иногда в месте шва скручивают «восьмеркой» для дополнительного объема.

Строчки делают по прямой, а можно делать и более замысловатый узор, например, по спирали или зигзагом. Шаг строчек – 1-1,5 сантиметра. Чем ближе строчки друг к другу, тем гуще «лоскутный ворс» (если лоскутки пристрочены очень близко – это позволяет им не падать, стоять почти вертикально).

Материалы для ляпочихи

  • Лоскутки ткани . Небольшие по размеру, прямоугольные. Размер зависит от замысла, но не более 2-3 см по ширине и не более 7 см по длине. Наши мамы и бабушки использовали ситцевые лоскутки. В современной интерпретации ляпочихи популярно использование трикотажных лоскутков . Они очень симпатично скручиваются, не «сыпятся» (нитки не распускаются), образуют больший объем, чем ситец или сатин .
  • Швейная машинка . Вручную делать ляпочиху непродуктивно.
  • Основа . Это материал, к которому пришиваются лоскутки. Как правило, материал тяжелый и плотный, например, холст. Потому что материя-основа должна выдержать много швов, тонкой ткани это не под силу. Хорошо, если цвет основы будет "попадать" в цвет хотя бы одного оттенка лоскутков.

Этапы работы

этапы создания подушки с однотонными лоскутками

  • 1 шаг . Подготовить лоскутки, примерный размер 4х10см.
  • 2 шаг . На ткани-основе начертить линии с шагом 4-5 см, чтобы ориентироваться на них, когда начнется пристрачивание. Лоскутки пришиваются без наметки.
  • 3 шаг . Пристрачивание лоскутков. Следует стараться пристрачивать лоскуток за центр. Если хочется создать больше объема, то в центре лоскуток можно перекручивать или делать складки.
  • 4 шаг . Сделать такие же строчки с лоскутками параллельно рядом, на расстоянии 1-2 см. Стараться, чтобы уже пристроченные лоскутки не подпадали под новую строчку.

Картины в технике «ляпочиха»

Рукодельницы, обладающие большим опытом, могут осилить ляпочиху, которая будет представлять собой узор, орнамент или даже отдельный сюжет.

Есть мастерицы, которые создают в технике ляпочиха картины . Сюжет: пейзаж или натюрморт. Для картин лоскутки берутся намного мельче, чем для обычных декоративных вещей. Часто для картин в технике ляпочиха используют микс из лоскутков и кусочков пряжи или шерсти для валяния , а также лент . Все зависит от фантазии.

Идеи

  • Цветовое решение . Есть идеи, когда красиво смотрятся лоскутки из одной материи. В селах русского Севера делали ляпочиху из цветных лоскутков (чем ярче, тем лучше), и лоскутки чередовались по цвету хаотично. Можно применять определенный ритм смены цвета лоскутков, добиваясь узора или орнамента.
  • Где применить . Предметы из ляпочихи могут стать уникальным украшением для интерьера в стиле кантри, деревенском стиле. В технике ляпочихи делают прикроватные коврики, декоративные подушки для интерьера , покрывала, чехлы для мягкой мебели, сиденья для стульев и табуретов. Ляпочихой можно декорировать некоторые аксессуары: например,

Современная лоскутная техника в интерьере

Если ваш интерес еще стоит подогреть, просто посмотрите, какие возможности открывает лоскутная техника Рассматривая фото роскошных работ в технике пэчворк, можно увидеть, сколь ювелирную работу проделывает мастер. Да, стоит сразу сказать, лоскутное шитье – рукоделие для терпеливых, нацеленных на результат в перспективе. Сегодня на любом «городе мастеров» лоскутные коврики, одеяльца и другие предметы интерьера раскупаются быстро, а видео, где мастер демонстрирует секреты техники, набирает сотни просмотров.

Скатерть в технике пэчворк

Лоскутная скатерть – модная вещь, идея которой эксплуатируется не в одной дизайнерской коллекции. Зачем же переплачивать, если из оставшихся лоскутков можно сделать такую вещь самому. Вдохновиться фото, найти нужные схемы (а схемы и вовсе могут не понадобиться, так как идея проста), или найти видео мастер-класс.


Сложность технологии шитья такой скатерти зависит от навыков и количества декора

Вам понадобятся :

  • Лоскутки ткани для основной части;
  • Подкладочная ткань;
  • Швейная машинка;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Шаблоны.

Сначала вы замеряете размеры стола, после чего будет ясно, сколько ткани вам потребуется. Затем вы делаете шаблоны – бумажные квадратики 20 на 20 см. Именно такой размер необязателен, можно и больше, можно и меньше. Но примем все же условные 20 на 20 см. Квадраты раскраиваете из разных лоскутков или отрезов ткани.

Затем действуете так:

  • Края раскроенных деталей нужно обработать, чтобы не обсыпались нитки;
  • Квадраты складываете в произвольной форме, скалываете булавками;
  • Сшиваете их в полотно, затем проутюживаете швы;
  • Скатерть, точнее, ее лицевая часть почти готова – осталось только пришить кайму.


Посмотрите примеры на фото, и определите, какой вариант предпочтительнее для вас

После пришивания каймы изделие снова нужно проутюжить. Затем вы берете подкладочную ткань, кладете на нее получившееся полотно из квадратов. Подкладка с полотном соединяется булавочками, лишняя ткань срезается, край окантовочной полосы подгибается на 2 см. Все сшивается и снова проглаживается.

Что же касается количества фрагментов в этой скатерти, конечно, их может быть и очень много, чтобы они буквально не повторялись. Но такой яркий пэчворк может стать изделием, что называется, «по случаю». Это будет слишком пестрая вещь, которая должна всегда гармонировать с интерьером. А интерьер, если он преимущественно не состоит из таких рукодельных вещей, может «не подружиться» с такой скатертью. Но! Если лоскутки будут не яркие, а нежных цветов или в пастельной гамме, это меняет ситуацию.

Как сшить декоративное полотно из лоскутков (видео)

Лоскутное шитье: техника ляпочиха

Ляпочиха – технология лоскутного шитья, с которой наверняка, так или иначе, знаком каждый. По крайней мере, если видел ворсистые бабушкины коврики из пестрых лоскутков. Конечно, такая технология создавалась не от богатой фантазии, и желания удивить, а от бедности. Да еще от мудрой крестьянской позиции: считалось, что поношенную одежду выбрасывать нельзя, в таком случае, благосклонности высших сил семье не видать. И бедность, как покарание, последует за таким пренебрежением к старой одежде.

Вот и использовали женщины буквально каждый лоскуток, да еще как использовали! Не коврики, а картинки выходили из-под их умелых рук, хоть тогда, конечно, никто не называл это все современным словом «пэчворк».

Ворсистые коврики из лоскутного шитья времен наших прабабушек перекочевали в день сегодняшний. Ляпочиха – это не просто дань традициям, а технология, способная создать красивые и уютные интерьерные вещи.


Ляпочиха – старинная техника лоскутного шитья, не требующая затрат

Особенности техники ляпочиха:

  • Есть простая технология – полоски просто пришиваются рядами. Каждый лоскуток пришивается посерединке, края его загибаются, создавая нужный объем. От размера лоскутков зависит пышность вещи. Хорошо, если лоскуточки будут одного размера – тогда они пришьются типом «бабочка» (незаметный шовчик посерединке). Ряды делают плотными, чтобы ткань хорошо держала форму.
  • Сложная техника заключается в том , что ляпочиха сочетается с плетением. Во время плетения лоскутки будут фиксировать в определенных местах. То есть на изделии можно будет создать объемные узоры.
  • Узоры в ляпочихе создать можно, но задача эта требует определенных умений. Если есть возможность посмотреть фото или видео мастер-классы, лучше так и сделайте. А вот почему это сложно: на ткань по цветовым линиям наносится разметка. Потом лоскутки закрепляются, схемы будут такими – от центра к краям. Базовые цвета будут в центре, а остальные вокруг них.

Во всех случаях мастер должен понимать – у такого шитья есть важнейшая особенность, и зависит она только от самой рукодельницы. Это умелое сочетание цветов. Оно определяется окончательный вид работы, будет ли изделие художественным. Посмотрите фото работ в этой технике, оцените самые удачные, не ждите быстрого понимания всех основ техники.


Изделия в данной технике получаются довольно стильными и необычными

Только пробуя себя в технике пэчворк, всегда внимательно изучайте и схемы, и выкройки. Если не знаете, с чего начать и куда двигаться, за основу подойдет программа кружка «Лоскутная техника». Почему программа, да еще кружка? Да потому что там есть база, есть четкая последовательность занятий по принципу усложнения, есть те же схемы и выкройки.

Программа предполагает объяснение основ, дает методические отсылки. То есть вы поймете, какое видео посмотреть, на какие мастер-классы обратить внимание. А еще программа координирует вашу самостоятельную работу.

Лоскутные техники синель

Лицевая часть синели – это аккуратно пришитые на какую-то основу цветные полосочки. Но это не традиционное шитье. Отличия синели принципиальны. Изначально большие кусочки ткани с помощью специальных приемов превращаются в ровные полосочки, и внешне выглядят как ворс.

Считается, что синель – это просто спасительная техника. Какие только проблемные уголки не починит она. К примеру, протертости на джинсах. Если синель достаточно жесткой пластиковой щеткой разлохматить, получится эффект вельвета в крупный рубчик.


Синель – это имитация мелкого набора лоскутков из полосок ткани

Заготовка синели состоит из трех частей:

  • Основа или нижний слой;
  • Средний слой – несколько слоев ткани для объемного эффекта и утепления вещи;
  • Верхний слой, декоративный.

Если же говорить о технологии синели, на первый взгляд она очень сложна, но на самом деле просто кропотливая работа. Важно собрать правильно заготовку синели. Для этого на поверхность выложите основной слой лицевой частью вверх, потом, один за другим, наполнители. Завершит заготовку декоративный слой синели, уложенный лицевой частью вверх.

Техника синель: мастер-класс (видео)

Пэчворк в технике акварель

Акварель – популярная техника, которая строится на основе все тех же квадратов. Конечно, не каждый мастер возьмется за акварель, так как эта история, мягко скажем, долгоиграющая. Но результат невероятный – на любом фото видно, что изделие в технике акварель полностью оправдывает свое название.

Чтобы правильно подобрать ткань для акварели, нужно :

  • Чтобы по цвету и рисунку ткани гармонировали;
  • Рисунки на ткани не должны быть крупными и неброскими;
  • Цветочные принты – самые предпочтительные;
  • Переход оттенков – от светлых к темным.


Именно переход оттенков от светлых к темным и составляет эффект, напоминающий акварель

Это тончайшая, кропотливая работа. Посмотрите хотя бы пару видео: как мастер подбирает ткани, как комбинирует их. Здесь прогадать с цветом лоскутков и принтом проще, чем где-либо еще. Мастер-классы помогут сориентироваться в хитростях такой техники, как акварельная. Схемы также очень важны, как выкройки в работах с мельчайшими деталями.

Одеяло в технике акварель может делаться год и больше, но работа стоит того.

Техника пэчворка

И еще некоторые понятия, которые неизменно связаны с пэчворком, могут часто встречаться начинающей рукодельнице. Опять же, программа кружковой работы поможет понять, с чего начать, разобраться в основных терминах лоскутного шитья, направить на определенных мастер-классы.

Важнейшие понятия лоскутного шитья:

  • Колодец . В основе техники «колодец» — простая геометрическая фигура квадрат. Квадрат составляется из полос. Только раз уж это колодец, полоски называются бревнами. Собирать полоски-бревнышки в колодец можно по-разному.
  • Витраж. Более частое название – австралийский витраж. Витраж можно сделать и вручную, и на швейной машинке. Чтобы получился настоящий витраж, а точнее – эффект витража, у рисунков в этой технике должны быть четкие границы. Обычно витраж в пэчворке создают темные или черные полоски косых беек. Витраж – это графичный пэчворк.
  • Йо-йо . Так называется не только техника, но и единица сборки в данной технике, которая напоминает пельмешку. И выкройки, и схемы довольно просты.
  • Пицца . Техника пицца позволяет задействовать мельчайшие лоскуточки. Вещь в технике пицца также имеет три слоя. Пицца сверху накрывается слоем любой прозрачной ткани, например, органзы или тюля. Слои простегиваются на машине. Но пицца, это, конечно, не самодостаточное изделие, а часть какой-то вещи. Например, пицца может составить основу сумочки. Хотя и салфетки пицца тоже могут украсить стол в гостиной. Тем, кто любит ускоренные действия, и работы, где не все строго, а есть уголки и всякий хаос, такое шитье особенно понравится.


Основой «колодца» всегда является квадрат

Стоит упомянуть и уголки. Это объемная техника. Уголки словно бы оживляют изделие. Обычно уголки используются в изготовлении панно, прихваток, коврики. Уголки могут и окантовывать одеяла. Лоскутки не сшиваются, уголки позволяют окантовывать их на основу. А еще уголки могут вкладываться друг в дружку.

Лоскутная техника в интерьере (видео)

Лоскутное шитье – это целый мир, имеющий и свои классы сложности, и схемы, и целый ряд авторских работ, которые можно подсмотреть на видео. Есть ускоренные курсы (в том числе, и видео), позволяющие быстрее познакомиться с пэчворком. Какой бы путь вы не выбрали, не ждите, что и результаты будут ускоренные. Это работа для усидчивых, нацеленных на перспективу.

Лоскутная техника (фото)

Цели:

  • Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”;
  • Развивать творческие способности учащихся.
  1. Научить работать в технике лоскутного шитья “Ляпочиха” через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.
  2. Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.
  3. Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.

Тип занятия: изучение нового материала.

Задание: начало работы над изготовлением коврика в технике “Ляпочиха”.

Продолжительность: 45 минут.

Оборудование:

1. Т.С.О. – интерактивная доска, проектор, ноутбук.

2. Материалы и инструменты:

  • Деталь основы;
  • Деталь подкладки;
  • Полоски трикотажа разного цвета размером 4х8см;
  • Пяльца;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками.

Зрительный ряд:

а) Дидактический материал:

  • Карточки с последовательностью пришивания лоскутков по цвету.

б) Демонстрационный материал:

  • Презентация “Лоскутное шитьё. Техника “Ляпочиха”;
  • Образцы “Технология изготовления коврика”.

Структура занятия:

I. Организационный момент – 1мин.

II. Знакомство с темой и целями занятия – 2 мин.

2.1. Объявление темы занятия.
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

III. Изучение нового материала – 3 мин.

3.1. Словарная работа.
3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор). Способ “бабочка”.

IV. Практическая работа – 35 мин.


4.2. Организация рабочего места.
4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.

V. Анализ работ – 3 мин.
VI. Итог занятия – 1 мин.

Предварительная работа: раскрой основы, раскрой полосок из трикотажа

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Приветствие гостей, рассаживание на свои места.

II. Знакомство с темой и целями занятия.

2.1. Объявление темы.

Тема нашего занятия: “Техника лоскутного шитья “Ляпочиха”. Изготовление коврика” (Приложение 1. Слайд 1)

2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе “я”. Бережное, рачительное отношение к своему второму “я” говорит о том, какой хозяин в доме.

В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.

Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое (Приложение 1. Слайд 2-10)

Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.

Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха” и начнем работу по изготовлению коврика в технике “Ляпочиха”. Но вначале я познакомлю вас с этой техникой.

III. Изучение нового материала.

3.1. Словарная работа.

Техника “Ляпочиха” очень проста и интересна. Что же такое “Ляпочиха”?

Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: “ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”, “лапша”. (Приложение 1. Слайд 11)

Отдельный торчащий лоскутик ткани называют “ляпачок” (Приложение 1. Слайд 12)

3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор). Способ “бабочка”.

В технике “Ляпочиха” существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

2 вариант – полоски пришиваются по разметке (Приложение 1. Слайд 16)

Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.

Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

Существуют способы пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый “цветок”. А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя “бабочку” и пришиваются к основе (Приложение 1. Слайд 17)

Получаются вот такие красивые изделия (Приложение 1. Слайд 18)

Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.

В работе можно использовать разный трикотаж: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный (Приложение 1. Слайд 19)

Мы будем изготавливать в технике “Ляпочиха” – коврик (Приложение 1. Слайд 20)

В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.

Мы будем изготавливать длинноворсовый коврик. Для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 4х8см. Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать способ “бабочка” (Приложение 1. Слайд 21)

Лоскутик ткани скручиваем по середине – получается “бабочка”. Пришивать лоскутик к основе лучше ниткой в цвет лоскутку, так шов не будет заметен.

Мы подготовили трикотажные полоски. Также подготовили основу круглой формы и разметили её и можем приступать к работе.

IV. Практическая работа.

4.1. Инструктаж по технике безопасности.

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Я предлагаю вам игру. За правильные ответы вы получаете карточки, которые вам пригодятся в работе. Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами. Проверяем, все ли вы назвали (Приложение 1. Слайд 22-23)

4.2. Организация рабочего места.

Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы? Материалы и инструменты:

  • Деталь основы;
  • Полоски трикотажа разного цвета;
  • Пяльца;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Игольница с иглой и булавками;
  • Деталь подкладки;
  • Косая бейка для обработки края изделия (Приложение 1. Слайд 24)

Вы получили карточки, на которых указана последовательность пришивания рядов по цвету. Сейчас вам необходимо выбрать тарелку с лоскутками соответствующую вашей карточке. Также возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.

4.3. Этапы работы по изготовлению коврика.

Изготавливать коврик мы будем поэтапно. На экране вы будете видеть каждый этап работы, и выполнять его. Итак, приступаем к изготовлению коврика. Посмотрите в карточки и подготовьте иглу с ниткой для первого лоскутка.

Этап 1 – пришивание лоскутка в центре основы.

Иглу вводим с изнаночной стороны в центре основы, делаем закрепку. Берем лоскутик ткани, скручиваем его посередине, образуя “бабочку”.

Прикладываем с лицевой стороны основы в центре, крепко удерживаем пальцами. Иглу вводим с изнаночной стороны перед лоскутком и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку (Приложение 1. Слайд 25-29)

Рисунок 1

Этап 2 – пришивание первого ряда лоскутков.

Не отрезая нити, делаем протяжку – шаг к следующему лоскутку на следующий ряд. Делаем закрепку, скручиваем лоскуток и пришиваем его двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем последующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 30-36)

Рисунок 2

Этап 3 – пришивание второго ряда лоскутков.

(Приложение 1. Слайд 37)

Рисунок 3

Этап 4 – пришивание третьего ряда лоскутков.

Делаем протяжку на следующий ряд. Делаем закрепку двумя стежками, скручиваем лоскутик и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем следующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 38)

Рисунок 4

Этап 5 – пришивание четвертого ряда лоскутков.

Делаем протяжку на следующий ряд. Делаем закрепку двумя стежками, скручиваем лоскутик и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем следующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 39)

Рисунок 5

Этап 6 – пришивание пятого ряда лоскутков.

Делаем протяжку на следующий ряд. Делаем закрепку двумя стежками, скручиваем лоскутик и пришиваем двумя стежками. Делаем закрепку. В таком же порядке пришиваем следующие лоскутки (Приложение 1. Слайд 40)

Рисунок 6

Этап 7 – сбор коврика.

Берем деталь основы и деталь подкладки. Совмещаем края, скалываем булавками и сметываем на 0,5 см от края (Приложение 1. Слайд 41)

Рисунок 7

Этап 8 – обработка края коврика.

Края коврика и косой бейки совмещаем и скалываем булавками. Сметываем по кругу. Прокладываем машинную строчку, снимаем сметочный шов. Отворачиваем косую бейку на изнаночную сторону коврика и пришиваем потайным швом (Приложение 1. Слайд 42-43)

Рисунок 8

Рисунок 9

Сегодня на занятии мы начали изготавливать коврик и дальнейшую работу продолжим на следующих занятиях.

V. Анализ работ.

При анализе детских работ отмечается:

  • Аккуратность работы;
  • Правильность пришивания лоскутков.

VI. Итог занятия.

  • С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
  • Что означает слово “Ляпочиха”?

Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”, начали работу над изготовлением коврика в этой технике. На следующих занятиях мы продолжим его изготовление. Коврик может служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такой коврик будет интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям. А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей. Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.

Литература:

  1. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: “Паритет”, 2001
  2. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Изготовление ковриков.

5 -9 классов

У хорошей хозяйки ничего никогда не пропадает - даже крошечному лоскутку найдется достойное место.

Не важно, где он пригодится - в хозяйстве или игре, главное, что ненужных вещей не бывает.









Игрушки


Виды изделий с использованием техники «Ляпачиха»







Ляпачиха - старинная русская техника лоскутного шитья, абсолютно не требующая затрат, кроме ниток. Интересные работы можно сделать в этой технике.














Вам потребуется:

- сетка (можно использовать сетчатый мешок для овощей); - полоски тканей 1х10 см.

Узел - двойной,

восьмеркой, то есть сначала завязывайте хвостики в одну сторону, затем в другую. На одну ячейку сетки привязывайте 2-3 полоски, а если ткани тонкие, то и больше. Подбирайте полоски по цвету. На вашем коврике может хорошо получиться геометрический рисунок.

Коврик готов!

  • На крайних ячейках сетки завяжите побольше узелков - для жесткости. Благодаря узелкам пространство между ячейками заполняется, а полоски тканей торчат вверх. По окончании работы все хвостики можно выровнять, подрезав их ножницами.


  • Как сделать коврик своими руками Потребуется сетка с большими ячейками, плотная, не сыплющаяся ткань, ножницы. Разрезаем ткань на полоски, укрепляем их с помощью узелка на сетки.

  • Можно сделать такие коврики с причудливыми узорами, потребуются разноцветные полоски ткани.


Коврик размером 100 х 100 см необычайно прост в изготовлении, но обязательно порадует вас или ваших друзей, которым вы его подарите. Для заготовок подойдут любые ткани, в первую очередь от старых ношеных вещей, кроме плотных пальтовых или рыхлых трикотажных. Приготовьте большое количество полосок 1х10 см.

Нужно заняться основой для коврика.


Лоскутные заготовки выкладываем на основу и притачиваем одну за другой, располагая их в ряд близко друг к. Шов проходит посередине лоскутной заготовки. Закончив ряд, отогните притачанные лоскутки влево. Лоскутки при этом складываются пополам, образуя длинный и густой ворс.


  • Следующий ряд делайте на расстоянии 5-6 мм от предыдущего. (Это оптимальное расстояние для того, чтобы ряды лоскутков поддерживали друг друга и ворс находился в вертикальном положении.)

  • Таким образом параллельными рядами лоскутков заполняйте всю поверхность.

  • Если вы делаете пёстрый коврик, лоскутки берите произвольно, если же вы следуете определённому рисунку, за расположением цветов нужно постоянно следить.

  • Если смешать лоскутки разных тканей одного цвета, но разных оттенков и фактур, то получится интересно.

  • После того как вся поверхность будет заполнена, припуски отогните на изнаночную сторону и пришейте вручную.


Нарезать ленточки 10 х 2 см








Лохматые коврики

  • У всех людей со временем накапливаются разные

  • коврик в работе

  • тряпочки, даже у тех, кто не шьёт (например, старая одежда). Не спешите их выбрасывать – есть другой способ утилизации, который понравится даже тем, кто совсем шить не умеет.

  • Этот способ – мохнатые коврики.


  • пёстрый коврик

  • Шьются они из лоскутков ткани размером примерно 2х5 см.

  • изнанка коврика


  • Лоскутки горизонтально накладываются на основу так, чтобы они составили вертикальный ряд, на треть при этом перекрывая друг друга, и пришиваются простой машинной строчкой.

  • Потом выкладываются и пришиваются следующие ряды.

  • Чем они гуще, тем более лохматым и толстым будет коврик.

  • Можно пришивать лоскутки вразнобой – коврик будет пёстрым,

  • а можно выложить рисунок (его удобнее предварительно нарисовать на основе). В процессе шитья рисунок будет появляться так же, как при печати на принтере – путём последовательного прибавления полосок.

  • Чтобы коврик при шитьё поместился в машинке, шить начинайте с левого его края.


схема шитья


Изготовление шарика


Вырезаем из картона кольцо диаметром 5 см, а внутреннее кольцо вырезаем с диаметром в 3 см. Делаем два одинаковых шаблона


Наматываем остатки ткани на картон (два шаблона, сложенных вместе).


После намотки ножницами разрезаем ткань по краям намотанного диска. Немного раздвигаем картон, кусочком ткани между картонкой связываем ткань узлом. Обрезаем завязки (примерно оставляем 10-20 см для вешалки), снимает картон.


Немного вспушиваем получившийся помпон, вешаем на крючок.






Сшить основу сумки из мешковины


Нарезать полоски ткани размером 10х2 см.



Закрепить ручки. Сумка готова!


  • В статье использованы материалы из книги «Энциклопедия. . Техники-приемы-изделия. 250 подарков на любой вкус». Аст –пресс. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.

Ляпочиха — занимает особое место в ремизном ткачестве на стане, в лоскутной технике и вязании. Великое множество приемов, усложняющих, и тем самым обогащающих поверхность полотна, делает это направление особенно привлекательным.

Интересно, что слово «ляпок» считается простонародным, также как и глагол ляпать, в то время как в немецком языке вполне литературным является слово der Lappen — тряпка, лоскут. Установить взаимосвязь таких близко звучащих слов, первородство того или другого — задача лингвистов. Нас же интересуют сами изделия под названием «ляпачиха».

Характерной особенностью «ляпачихи» является так называемая «ворсистость» поверхности. Это чисто внешний признак. Достигнуть этого эффекта возможно двумя путями.

Один путь, когда «ляпочок» (лоскуток) пришивается на поверхность готовой ткани. Для нее годятся любые ткани. Берем основу – ткань, на которую будем нашивать наши полоски. Если делаем коврик, то края обрабатываем, если же потом будем использовать в другом изделии, например, как лоскутную раму, то оставляем края открытыми. Основа должна быть достаточно плотной. Нарезаем ткани на полоски примерно 1х12 см, можно шире или короче, как вам хочется. Чем короче заготовленные полоски, тем пушистее получится конечный результат. Отступив от края основы 2-3 см настрачиваем наши полоски по середине в одну линию вдоль края.

Затем загибаем пришитые полоски к краю и, отступив от строчки 3-4 см (в зависимости от того, какой длины ваши полоски), пришиваем следующий ряд. Потом снова: отогнули, настрочили следующий, отогнули и т.д. Шов всегда ведем по середине полосок.
Видели, наверное, такие пушистые коврики в деревнях?
А сейчас в ляпачихе делают такие вещи!

Второй — Вязаная ляпачиха Если соединить широко известную технику вязания крючком половичков из полосок ткани и главное достоинство ляпачихи - выход лоскутков из плоскости, можно получить яркое декоративное изделие. Делается это так. Вместо прямой полоски ткани, вырезаемой для вязания, нужно приготовить полоску усложненной формы.

Для этого вырезать из ткани полосу шириной 3-10 см (более узкие для плотной ткани, более широкие - для тонкой) (рис. 1). Разрезать ее вдоль по ломаной линии до точки А, (рис. 2). После разрезания получится полоса рельефной формы в два раза длиннее заготовки (рис.3), из которой крючком вяжется ляпачиха.

Объемность а вязаной ляпачихе получается за счет выступающих участков ткани в подготовленной для работе полосе.

Третий путь: «ляпочок» вводится в структуру ткани в процессе ее возникновения — ткачества. Разные лоскуты, выбранные по замыслу автора-ткача определенного размера и цвета, вставляются в некоторое число нитей основы на уточную нить и затем вместе с уточной нитью переплетаются с нитями основы, замыкаясь в своем зеве. Наиболее интересным и органичным на наш взгляд является последний вид «ляпачихи».

Все три приема привлекательны тем, что они изменяют поверхность ткани: она становится подвижной, более выразительной и эмоционально заряженной. Варьируя лоскутки разного цвета, возможно живописать поверхность, придавая изделию цветовое разнообразие, или строгую графичность. Это не просто придание «ворсистости» тканине подобно ворсовым коврам. Введение лоскута не только меняет фактуру ткани. Поверхность оживает, приобретает дыхание и внутреннее движение.

Техника «ляпачиха» широко использовалась для создания предметов домашнего обихода: покрывал, половиков, накидок, кукол, головных уборов и свадебных одеял.

Но не только из-за внешних достоинств в технике «ляпачиха» ткались свадебные одеяла. Магия введенных ярких лоскутов придавала им свойства оберегов. Они являлись предвестниками
продолжения жизни, плодородия, благополучия. Мифологема яркого, цветного, в основном красного лоскута очень живуча в традиционной культуре. Тряпичные атрибуты присутствовали во многих ритуалах (родильный обряд, свадебный, похоронный, рекрутский, обряд перехода в новый дом, календарные обряды и др.). Красный лоскуток как символ, знак в культуре подробно рассматривается в работе Веселовой «Красные девицы и кумач; цветные атрибуты праздника». Семантика ярких, в основном красных лоскутов атрибутировалась по исследованиям Тернера, как девичья кровь, продуцирующая сила.

Текстиль в силу своего физического строения способен запечатлевать в своей структуре высокие эмоционально-физиологические проявления человека. Видимо поэтому лоскуткам, особенно побывавшим в употреблении, приписывались магические свойства.

Достаточно интересен сегодняшний день бытования техники «ляпачихи» в городском пространстве. В этой технике создаются и другие предметы обихода, например, абажур.

Каково наше отношение к такой привлекательной во всех отношениях технике? Все-таки для нас большое значение имеет чувственное, эстетическое восприятие изделия.

Мастер-классы "ЛЯПОЧИХА".