Насильно сыт не будешь: почему нельзя заставлять ребенка есть через силу. Нужно ли заставлять ребенка есть, если он не хочет

«Мой ребенок не хочет есть» - как часто мы слышим эту фразу от родителей. Конечно, есть дети, у которых не возникает проблем с аппетитом, но не всем родителям так повезло. Итак, как же приучить ребенка кушать согласно режиму питания?

1. Прежде всего, стоит придерживаться диеты и распорядка дня. Это вовсе не значит, что нужно кормить ребенка исключительно диетическими продуктами: просто прием пищи должен происходит в одно и то же время. Такое действие стабилизирует работу пищеварительной системы: в определенное время у ребенка будет начинаться секреция желудочного сока, а значит, появится и аппетит.

2. Предлагайте ребенку еду только по распорядку. Не злитесь, если малыш отказывается от блюда. Просто уберите тарелку со стола и подождите следующего кормления. Не стоит раздражаться, если съедена только часть еды. Позже ваш ребенок съест больше. Не волнуйтесь, если ребенок пропускает несколько приемов пищи: в организме есть необходимый запас питательных веществ (они накапливаются в печени и других внутренних органах, мышцах тела).

3. Избегайте «перекусов» между приемами пищи.

4. Проводите больше времени на улице. Если ребенок долгое время проводит в помещении, недостаток кислорода замедляет процессы метаболизма, а как следствие, пропадает и аппетит.

5. Старайтесь разнообразить питание ребенка, но новые продукты вводите постепенно и то, если вы уверены в их качестве. Позвольте малышу самому выбрать себе блюдо, предложив несколько вариантов. Однообразие может привести к развитию заболеваний: анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, авитаминозу и других.

Если вы обедаете за столом всей семьей, старайтесь в присутствии ребенка есть с большим аппетитом: даже если это ненавистные вам каши, брокколи и прочие нелюбимые продукты.

7. Старайтесь разнообразить процесс еды. Например, бульон ребенок может выпить через соломинку, а отбивную котлету можно красиво завернуть в обертку, тогда малышу будет интереснее. Если ребенок проявляет желание поучаствовать в процессе приготовления еды - дайте ему такую возможность. Ему обязательно захочется попробовать «творенье своих рук», возможно, он даже съест всю порцию.

8. Вовлекайте ребенка в процесс сервировки стола. Чадо будет обедать с большим аппетитом за столом, на который они вместе с мамой постелили новую скатерть или если ребенок сам уже орудует вилкой или ложкой.

9. Не уделяйте слишком много внимания процессу кормления. Капризное поведение детей за столом - это распространенное явление в семьях, где ребенка кормят чуть ли не насильно. Ребенок понимает, что для его мамы очень важно, чтобы он поел и в итоге превращает процесс кормления в шоу, где родителям отведена роль наблюдателей. Постарайтесь не показывать ребенку, что вы наблюдаете за тем, что происходит, лучше уделите малышу больше внимания в процессе игры.

10. Ходите в кафе. Иногда дети обожают обедать вне дома, тогда у них просыпается аппетит.

11. Посадите ребенка за стол рядом с детьми, которые хорошо кушают. Их пример может оказаться заразительным.

Многие родители превращают отказ ребенка от еды в настоящую трагедию. Если никто в семье не отличается хорошим аппетитом, почему ребенок должен есть много? Если ваш сын или дочь всегда кушает мало - вчера, неделю назад, месяц назад, но при этом ребенок радостный, активный и развитый, вам стоит успокоиться - с его аппетитом все в порядке!

Когда у женщины рождается ребенок, жизнь новоиспеченной мамы преображается. Первые дни и месяцы с момента рождения ребенка, весь мир заключается в этом маленьком живом комочке: чтобы он поел, чтобы покакал, чтобы не плакал. И потом, хотя время идет и ребенок растет, все же для мамы самое главное, чтобы ребенок был накормлен, не замерз, чтобы ему было хорошо. И как везет тем мамам, у которых ребенок с самого раннего возраста имеет прекрасный аппетит и никаких проблем с пищеварительной системой. А если нет? Если ребенок плохо ест или вообще ничего не ест, что тогда делать?

Проблема отказа ребенка от пищи или же плохого аппетита - это один из самых больших вопросов, которые возникает у мамы, особенно, если ребенок первый, и женщина вообще не опытна в вопросах питания малыша. Сразу же возникает тысяча вопросов: почему ребенок не ест? Ему не нравится еда или не подходит питание? Как заставить ребенка кушать? И вообще нужно ли заставлять ребенка кушать? Давайте поищем ответы в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Нужно ли заставлять ребенка кушать?

Правильней перефразировать этот вопрос и спросить "МОЖНО ли заставлять ребенка кушать?" Ответ категоричный: нет, ни в коем случае. И связано это как с физиологией ребенка, так и с его психологией. Нарушая это правило, мама рискует нанести ущерб как здоровью своего малыша, так и его психике. Причем этот ущерб напрямую зависит от степени закармливания.

Для понимания ответа на этот вопрос, достаточно разобраться в том, что же такое голод? Как расценивает эту потребность наш разум? Если говорить на физиологическом уровне, то все просто, голод - это сигнал нашего мозга о том, что нам необходимо принять пищу. Появляется он в тот момент, когда наш желудок опустел, а в кровь уже поступили и разошлись по ней питательные вещества от предыдущего приема пищи. И именно голод толкает нас на то, чтобы встать и что-то сделать: хотя бы открыть холодильник и найти там еду. Это пока мама ее готовит. А во взрослой жизни нужно будет не просто встать и пройти к холодильнику, а и купить еду, и приготовить из нее пищу самостоятельно.

В каждом из нас есть заданные свойства и желания (это зависит от векторов) и все они развиваются именно от нехваток. Конечно, в современно мире пища - не является главной нехваткой. Нам хочется больше денег, красивой жизни, уютного дома, огромной любви, найти ответы на вопросы мироздания и так далее. Но все это формируется именно на базе нехваток, желаний. Если у ребенка отбирают самое простое желание насытиться, уйти от голода, то ему сбивают весь жизненный путь, все ориентиры.

Только представьте себе человека, который не знает простого правила "хочешь чего-то - добейся этого, сделай шаг к этому". Его желание упреждается, не успевая создаться. Тогда ничего не хочется, тогда нет развития, тогда наступает застой, из которого человек рискует никогда не выйти. Ладно, еще в детстве - ведь действительно есть рядом мама, которая приготовит еду и накормит с ложечки. А дальше что? Во взрослой жизни? Как такому человеку жить?

Нельзя заставить ребенка хотеть чего-то - это невозможно. Но можно научить ребенка реализовывать свои желания, добиваться того, чего хочется. Развивать эти желания, увеличивать их, можно уже с младенчества - на базе природного, простого желания - голода.

Мать, если она хочет добра своему ребенку, должна кормить его исключительно тогда, когда у него возникает потребность в еде. И ни на минуту раньше. Даже когда ребенок ест точно по расписанию, обязательным условием приема пищи должен быть его собственный аппетит. Если оного нет - значит лучше пропустить прием пищи, чем есть "через не могу". Рано или поздно, а желание кушать появится - и тогда ребенок сам попросит еду.

Психология потребления пищи

Ребенок в самом маленьком возрасте имеет только физиологическую потребность в пище. Любой ребенок по собственному желанию никогда не умрет с голоду - рано или поздно он захочет кушать и только тогда его физиологическую потребность необходимо удовлетворить. Казалось бы - это так очевидно. Почему же тогда часто бывает так, что мама заставляет ребенка кушать невзирая на его отказ от пищи? А потому что возникает распространенная ошибка: нам кажется, что мы лучше знаем, как ребенку лучше. Оценивая его организм через свой, мы рискуем понять его неправильно. Дело в том, что физиология у людей разная и потребность в пище ребенка может отличаться от мамы или от стандарта.

Например, у мамы может быть замедленный метаболизм, с детства постоянные проблемы с пищеварительной системой. А вот у ее ребенка таких проблем и в помине нет. Но, невзирая на это маме постоянно кажется обратное, ведь она оценивает малыша через себя - и задает знаменитый вопрос "нужно ли заставлять ребенка кушать?" И начинает запихивать в ребенка кефир, заставляет много пить, чтобы "не было запора". Да ведь если присмотреться, у малыша и быть его не может. Что же делает мама? Проявляя подобную сверхзаботу, она только вредит ребенку.

Часто бывает и так, что в одной семье двое детей имеют совершенно разный темп и желание к пище: например, один ребенок любит долго сидеть за тарелкой, тщательно пережевывая пищу, а другой - хватает все слишком быстро. Один ребенок обожает еду с ярким вкусом и запахом, а другого - просто тошнит от такой еды, он предпочитает безвкусные кашки . Стандартный, одинаковый подход к обоим детям приводит к той же ошибке - у одного, а то и сразу у двоих детей формируется неправильное отношение к еде.

Конечно, ребенок должен кушать так, чтобы он был здоров. Формировать правильное меню и график потребления пищи необходимо отталкиваясь от потребностей ребенка, от его психологических особенностей. Помочь в этом может знание векторов ребенка .
Правильное отношение к пище

На базе желания к насыщению можно сформировать правильное, позитивное мировозрение у ребенка на всю его оставшуюся жизнь. Так, своим примером надо показывать, что за приготовленную еду обязательно необходимо от души благодарить: например, папе было бы хорошо взять за правило всегда говорить "спасибо" маме в конце трапезы, похвалить ее за труд. Ребенок с раннего возраста должен видеть, что приготовление вкусной пищи - это целый процесс, что это все не просто так.

Помните, что почувствовать вкусность еды можно только предварительно испытав голод. Ощутить наслаждение можно только, испытав нехватку. Не доводите страдания от голода до максимума, но и не лишайте своего ребенка настоящей радости от насыщения. Это самое простое счастье, доступное любому человеку, и каждый малыш заслуживает на него. И не забудьте научить ребенка, что пища - ценная, важная вещь в нашей жизни и необходимо быть благодарным за то, что она есть.

Сформировав прием пищи по нехватке, а также чувство благодарности за еду, у ребенка не только будет больше шансов правильно питаться всю взрослую жизнь (что очень хорошая привычка в современном мире, где растет количество людей с проблемой ожирения), но и в будущем сделает проекцию на остальные, более сложные желания. Он будет достигать своих стремлений, и наслаждаться удовлетворением их, он будет ценить свой и чужой труд.

Как все же заставить ребенка кушать?

Невзирая на все вышеперечисленные причины невозможности насильно кормить ребенка: проблема ведь у мамы остается проблемой - ребенок ничего не есть или плохо ест и с этим что-то надо делать.

Конечно, с самого начала необходимо разобраться с меню ребенка. Возможно, действительно в еде есть какие-либо компоненты, которые не нравятся ребенку, например, чисто визуально. Многие дети ненавидят свеклу или гороховый суп просто за их вид. От других ингредиентов им может быть плохо физически, например, возникает тяжесть в желудке, запор или пучит - ребенок может стесняться говорить об этом. Он показывает маме свои проблемы отказом от такой пищи и необходимо к нему прислушиваться.

Бывает и так, что ребенок ест плохо приготовленную, не вкусную еду, например, в детском саду. И от тех же блюд отказывается и дома тоже. Причем этот страх фиксируется на всю жизнь - наверное, десятки тысяч наших современников ненавидят кисель, только, потому, что его не умели готовить в учебных заведениях, но заставляли пить "через не могу". И хотя тот кисель не имеет ничего общего с настоящим, вкуснейшим напитком, ребенок может не употреблять его и у мамы. Ничего страшного в этом поведении нет – необходимо с понимаем относиться к желаниям и потребностям ребенка. Тем более что не бывает такого, чтобы ребенку ну вообще ничего не нравилось.

Прояснить, что в меню не так, достаточно просто. Необходимо прислушаться к ребенку, более тщательно проанализировать его поведение после той или другой еды. Неплохо было бы разобраться и в его векторах , тогда можно лучше понимать замедленный или ускоренный у него метаболизм, что лучше он усваивает, а что хуже. Да и вообще, какие у него предпочтения в еде. Необходимо попросту исключить то, что не нравится, что вредит. Составить правильное меню, которое будет подходить.

Конечно, очень многие дети хотят кушать только шоколад, а также есть тогда, когда вздумается, а не в определенные часы. Задача мамы мягко подтолкнуть, направить к правильной еде, показать преимущества, но, ни в коем случае насильственно не кормить. Хотя некоторые женщины умудряются путать две столь разные вещи.

Придерживайтесь простого правила: если ребенок не хочет есть - пусть не ест, даже пропускает прием пищи. Рано или поздно, голод появится у ребенка, и он примет столько пищи, сколько будет для него оптимально. Помните, что лучше недоесть, чем переесть. И никогда иначе.

Ребенок ничего не ест, а мама изводит себя

Если возникла ситуация, когда мама слишком тревожится от того, что у ребенка плохой аппетит, и даже насильственно его кормит, необходимо разбираться уже в психологии самой мамы.

Конечно, она беспокоится о ребенке, но если у него нет никакой болезни, а лишь отсутствует аппетит - это не повод изводить себя и его. Мама, запихивающая в ребенка через силу еду, кормящая его до такой степени, что он набирает вес и болеет - это уже психологическая проблема самой женщины. И в этой ситуации срочно надо менять саму маму, а не ребенка и его аппетит.

Как сказал один философ – все течет, все меняется. Меняются дни недели, рабочие будни сменяют выходные, месяцы на календаре тоже меняются так незаметно, просто с немыслимой скоростью… Но все же, изо дня в день в каждом доме, где есть дети, одна и та же неизменная проблема встает огромным вопросительным знаком: мамы и бабушки всеми силами пытаются накормить своих чад. О том, как заставить ребенка кушать, далее в статье.

Конечно же, все ответственные родители хотят, чтобы их детки были здоровыми, сытыми и росли большими и умными.

То и дело всем вокруг кажется, что Ванечка с Машенькой плохо кушают. Некоторые, более современные родители, иногда, откинув все прошлые «уставы», руководствуются единственным правилом: пусть ребенок ест тогда, когда захочет. То есть, пока еще не разговаривает – даст о себе знать криком, а уже «говорящие» и сами потянутся к еде или попросту попросят что-нибудь приготовить.

Ну а есть еще и такая категория мам и бабушек, которая и далее, каждый день пытается любой ценой и способом заставить малыша покушать, даже ценой . Тяжелее всего тем деткам, которые в садик ходят. Родителям все время кажется, что в садике и порции маленькие, и никто как следует не присмотрит, чтобы ребенок все съел. Вот и «отрываются» на малыше дома, на ночь глядя запихивая в него все, что только можно.

И все же, хотя ни в коем случае не стоит делать из вашего ребенка какого-то робота по поглощению пищи, заботиться о том, чтобы ребенок хорошо питался, конечно, надо. Как же правильно это делать – так, чтобы был результат и при этом справиться с ?

Частые ошибки

Конечно же, большинство родителей совершенно ошибочно считают, что они вправе и в силах навязать своему ребенку рацион питания. Но у вас ведь тоже есть немало вкусовых предпочтений, не так ли? То вы любите больше, а это – и в рот не возьмете. Откуда они взялись? Это – не только «наживное» дело, ведь много физических и духовных данных у нас заложено наследственно, еще с развития в животе у мамы.

А большинство мам, которые, будучи беременными, тоннами поедали сладкое, потом еще удивляются, что их чадо целыми днями только конфет требует.

Помните, что еще до рождения малыша беременные женщины должны следить за своим питанием, и не есть «за двоих», а целеустремленно питать свой организм и организм будущего ребенка полезными продуктами и содержащимися в них витаминами.

5 нехитрых правил, как заставить ребенка кушать не используя наказания

Итак, рассмотрим несколько простых правил позволяющих достичь успешного результата в попытке заставить малыша кушать .

1.
Первым делом надо помнить, что не только «дурной пример заразительный», но и хороший тоже. Если родитель поедает перед телевизором пиво с чипсами, тем временем впихивая в ребенка морковку с яблочком, то ничего из этого хорошего не получится! Как говорил один мудрец: «Не надо воспитывать детей, воспитывайте себя. А дети и так будут похожи на вас». Предлагая ребенку блюдо, надо тоже есть, или хотя бы качественно делать вид, что тоже едите это блюдо.

2 . Нельзя заставлять малыша постоянно есть одно и то же блюдо. Даже если оно очень полезное, даже если врач рекомендует. Надо научиться как бы незаметно «подсовывать» ребенку тот или иной продукт питания. Например, если речь идет о твороге – то сегодня сделайте его с изюмом, завтра добавьте свежих фруктов и ягод, а послезавтра приготовьте глазированные в шоколаде сырки.

3. Очень важна сама атмосфера завтраков, обедов и ужинов малыша. Не стоит пытаться накормить его, пугая тем, что если не съест завтрак – бабайка придет, и тому подобное. Также плохо будет влиять на малыша еда перед телевизором - не стоит насильно запихивать ему кашу в рот, в то время, когда его внимание отвлечено голубым экраном. Атмосфера во время принятия пищи должна быть светлой и дружеской, пообщайтесь, например, о том, что нового рассказывали ребенку в садике.

4. Не стоит использовать в качестве награды за съеденную кашу – сладости. Лучше пообещайте ребенку поход в бассейн, или в кино, парк аттракционов и так далее. Но помните, что обещания надо обязательно выполнять.

5. Ребенку важна самостоятельность, он тоже любит быть ответственным и делать выбор сам. Поэтому попробуйте позволить ему выбирать. Конечно же, не между шоколадкой и манной кашей.

Играя – едим

Важный момент в том, какая должна быть детская еда – она должна быть приготовлена с радостью и фантазией. Если родитель не особо дружит со своей фантазией, много интересных вариантов оформления блюд всегда можно подсмотреть в интернете и специальной литературе. Еще как заставить ребенка кушать?

Играйте с малышом, позвольте ему тоже поучаствовать в приготовлении вкусного блюда! Сегодня вы читали книжку о животных из зоопарка? Сделайте на манной каше «полоски зебры» клубничным вареньем.
На самом деле любой продукт и любая, в том числе полезная, пища может приобрести сказочный вид, после чего, не то что малышу – и взрослому захочется ее съесть.

Читали сказку о трех поросятах? И вот уже один из поросят «оживает» у ребенка на тарелке: на свежую пюрешку выкладываете вареную колбаску: два «ушка», затем один кружок посередине, вырезав трубочкой для коктейля две дырочки – получаем «пятачок». А получившиеся точечки достаем из трубочки и делаем поросенку «глазки».

Еще помните, что можно здорово «оторваться» на свежих соках. Не любит малыш морковку, не всегда и яблочко ест? Не беда. Большинство детей, особенно активных и особенно в теплые времена года, когда можно много играть на улице, любят много пить. И вы ему подсовывайте свежевыжатые соки: в его любимый банановый добавляете яблочко и морковку, и так далее.

Хотя все родители хотят, чтобы их дети ели здоровую, разнообразную пищу, дело в том, что многие дети разборчивы, когда дело доходит до еды. Они склонны ныть, плакать или просто отказываться кушать, когда приготовленная еда им не нравится. Важно не поддаваться на такого рода поведение, если вы хотите, чтобы ваши дети ели и наслаждались широким выбором продуктов. Эта статья покажет вам, как заставить ваших детей есть практически все – просто прочитайте Шаг 1 ниже, чтобы начать.

Шаги

Часть 1

Развитие хороших привычек

    Понимайте важность развития хороших привычек. Дети учатся с раннего возраста и на них очень легко влиять путем постоянного использования и внедрения хороших привычек. Как только у ваших детей войдет в привычку быть любознательными и пробовать новые продукты, вы поймете, что гораздо легче расширить их кругозор и вкусовые рецепторы.

    Настаивайте на том, чтобы ваши дети ели за столом. Одна из лучших привычек, которой можно научить ваших детей, заключается в том, что они всегда должны сидеть за столом во время еды. Не позволяйте им есть пищу перед телевизором или в одиночку в их комнатах.

    • Пусть ваши дети знают, что если они хотят вообще поесть, они должны сидеть за столом. Скажите им, что они не могут вернуться к просмотру телевизора или пойти играть на улицу, пока они не съели всю еду, которая стоит перед ними.
    • Если они отказываются от еды, оставьте их сидеть за стол на некоторое время, а затем отпустите их. Тем не менее, не предлагайте им перекусить или приготовить другой еды вместо этой. Они должны знать, что они будут голодать, если они не съедят пищу, которую вы поставили перед ними.
  1. Ешьте, не отвлекаясь. Время приема пищи должно стать возможностью для семьи сидеть и разговаривать друг с другом. Не оставляйте телевизор или радио включенными в фоновом режиме, или не давайте вашему ребенку играть с мобильным телефоном или в видеоигры во время еды.

    • Как только ваш ребенок примет тот факт, что никакие отвлекающие факторы не разрешены во время приема пищи, они будут более склонны прийти и сесть за стол и быстро съесть их тарелку еды.
    • Избегая отвлекающих факторов за столом, также предоставляет вам хорошую возможность, чтобы пообщаться с вашим ребенком, задать ему вопросы о школе, о его друзьях и его жизни в целом.
  2. Вырабатывайте рутину. Создание четкой рутины, когда дело доходит до еды и закусок, – хорошая идея, так как ваш ребенок будет знать, когда настанет время приема еды и будет достаточно голоден, чтобы съесть все, когда придет назначенное время.

    • Например, вы могли бы предложить вашему ребенку кушать три раза в день и плюс два перекуса. Помимо этих заранее обговоренных приемов пищи, не позволяйте ребенку ничего больше есть – давайте ему только попить.
    • Это гарантирует, что ваш ребенок проголодается и будет готов кушать, когда придет время приема пищи, независимо от того, что вы приготовите.
  3. Добавляйте новые продукты наряду со старыми любимыми продуктами. При внедрении новой пищи в рацион, подавайте ее вместе, по крайней мере, с одним из любимых блюд вашего ребенка. Например, попробуйте подать брокколи с картофельным пюре, или немного салата вместе с куском пиццы.

    • Подача новой пищи вместе со старыми любимыми блюдами поможет вашему ребенку принять новые продукты и больше увлечет их сидеть за столом, в первую очередь.
    • Для детей, которые более устойчивы, можно создать правило, которое позволит им съесть только их любимую пищу (например, пиццу), если они ели только пищу нового типа (например, салат).
  4. Уменьшайте количество закусок, которые ест ваш ребенок. Если ваш ребенок довольно придирчивый с едой, попробуйте уменьшить количество закусок, которые он ест в течение дня. Это, мы надеемся, создать аппетит и желание разнообразной диеты.

    • Ребенок, который ест слишком много закусок между приемами пищи, вероятно, не будет голодным с наступление времени приема пищи и, следовательно, не будет готов съесть что-то новое.
    • Ограничьте количество закусок до двух или трех в день, и попытайтесь сделать их здоровее, например, кусочки яблока, йогурт или горсть орехов.

    Часть 2

    Веселиться во время приема пищи
    1. Попробуйте сделать прием пищи веселым и интерактивным. Время приема пищи должно быть веселым и интерактивным. Это не должно быть стрессом, или всегда заканчиваться детским плачем или жалобой на то, что они не хотят есть. Прием пищи должен быть приятным опытом для всех за столом.

      • Сравнивайте вкус различных пищевых продуктов (рыба соленая, сыр сливочный, и т.д.), говорите о разнообразии цветов (морковь оранжевая, брюссельская капуста зеленая, свекла фиолетовая, и т.д.) или попросите ребенка угадать вкус определенной еды, опираясь лишь на ее запах.
      • Также можно попробовать подать еду интересным способом. Например, вы могли бы выложить личико на тарелке вашего ребенка, используя спагетти для волос, фрикадельки для глаз, морковку для носа и кетчуп для рта.
    2. Готовьте вместе. Включайте вашего ребенка в процесс приготовления пищи и обсудите причины, почему вы положили определенные продукты вместе, с точки зрения сочетания вкусов и цветов. Участие в процессе приготовления сделает вашего ребенка более любопытным, чтобы проверить готовый продукт.

      • Еще один замечательный способ, чтобы заинтересовать вашего ребенка и поощрить его участие в процессе приготовления пищи, это позволить ему выращивать или выбрать себе еду. Например, вы могли бы попробовать вырастить ваши собственные помидоры и дать ребенку ответственность – поливать их каждый день и проверять, созрели ли помидоры.
      • Также можно попробовать привести вашего ребенка на ферму и позволить ему самостоятельно собирать яблоки, ягоды и т.д. Ребенок будет более взволнованным, в желании съесть их.
    3. Предложите награду. Если ваш ребенок не хочет попробовать определенную пищу, попробуйте предложить небольшой приз. Если он пообещает съесть все на своей тарелке, вы могли бы вознаградить его небольшим десертом после еды, или, отвести их в какое-нибудь хорошее место, например парк или в гости к другу.

    4. Следите за тем, что вы говорите детям. Одна ошибка, которую совершают многие родители, заключается в том, что они говорят своим детям, что если они будут есть определенную пищу, то они будут большими, здоровыми и сильными.

      • В то время как это может быть эффективным способом заставить ребенка поесть, это превращает процесс приема пищи в нечто, что ребенок «обязан» делать, а не то, что ему должно нравиться делать.
      • Вместо этого попробуйте сосредоточиться на всех фантастических и разнообразных вкусах, которые может предложить пища. Научите детей получать удовольствие от приема пищи и принимать возможность попробовать новые продукты. Как только ваш ребенок проявит интерес к еде и будет пробовать новые продукты, он будут готов съесть почти все, что вы положите перед ним!

    Часть 3

    Обеспечение правил во время приема пищи
    1. Установите некоторые строгие правила во время приема пищи. Строгие правила обеспечат распорядок для ваших приемов пищи и помогут вам расширить вкусовые рецепторы вашего ребенка. Например, одно из самых важных правил, которое вы можете установить это: каждый должен съесть то, что подается, или, по крайней мере, попробовать его. Не разрешайте ребенку отказаться от определенной пищи, если он даже не пробовал ее.

      • Убедитесь, что ваш ребенок знает, что не будет никакой замены блюда, если он не съест то, что перед ним.
      • Если вы поддадитесь на слезы и крики ребенка, вы не сможете достичь вашей цели. Будьте терпеливы и тверды в ваших правилах, и результаты, в конечном счете, последуют за ними.
    2. Будьте хорошим примером для ваших детей. Дети смотрят на своих родителей по многим причинам, в том числе, чтобы увидеть, что они едят и как они относятся к определенному типу пищи.

      • Если вы не едите определенный тип пищи или корчите лицо, в то время как вы едите то, что вам не нравится, как вы можете ожидать, что ваш ребенок будет это есть? Пусть ваш ребенок знает, что правила приема пищи, распространяются на всех, а не только на него.
      • Таким образом, вы должны стараться быть хорошим образцом для подражания, съедая то же самое, что и ваш ребенок ест.
    3. Не давите на ребенка, заставляя его поесть. С точки зрения приема пищи, вы как родитель решаете, что приготовить, когда подавать еду и где ее подавать. После этого, это касается лишь ребенка, собирается он это съесть или нет.

      • Если ваш ребенок выбирает не есть то, что вы приготовили ему, не заставляйте его есть – это только заставит ребенка больше сопротивляться и впоследствии расстроит вас. Тем не менее, вы не должны предлагать приготовить ребенку его любимую еду вместо этой, так как это значительно уменьшит его желание попробовать нечто новое.
      • Не разрешайте ребенку есть снова до следующего приема пищи. Это научит его быть менее требовательным, к тому, что он ест – «голод – лучший повар», как говорится.
    4. Будьте терпеливы. Ваш ребенок не научится принимать и наслаждаться новыми продуктами за ночь. Интересоваться новой едой – это привычка, которая должна быть сформирована, как и любая другая привычка. Будьте терпеливы и не сдавайтесь в вашем стремлении научить вашего ребенка, как и почему они должны есть здоровые и разнообразные продукты.

      • Не забудьте дать ребенку достаточно времени, чтобы принять новую пищу. Не просто дать ему попробовать еду один раз, а затем смириться, если ваш ребенок говорит, что ему это не нравится.
      • Подавайте эти продукты как часть блюда, по крайней мере, три раза, прежде чем сдаться – иногда детям требуется время, чтобы принять новую пищу и понять, что она на самом деле им нравится.
    5. Не наказывайте ребенка, если он отказывается от еды. Не наказывайте ребенка, если он отказываются от определенной пищи – это может заставить их быть еще более не расположенным к ней.

      • Вместо этого спокойно объясните ребенку, что ему ничего не дадут поесть до следующего приема пищи, и что он будет очень голодным, если ничего не съест сейчас.
      • Подчеркните, что это собственное решение ребенка голодать – он не наказан. Если вы упорно продолжите пользоваться этой техникой, ребенок, в конечном итоге, сдастся и съест все, что перед ним.

Еда – это естественная потребность человека, которую необходимо систематически удовлетворять. Взрослые люди, конечно, это понимают, а вот дети — пока что нет. Поэтому задачей родителей является процесс обучения этому своего ребенка на личном примере.

«Ложечка за маму, ложечка за мишку» — с подобной фразой, как правило, сталкиваются наверно все родители. Есть, конечно же дети, имеющие прекрасный аппетит, но так, увы, везет совсем не многим. И как часто бывает, что мамы зовут своих малышей к столу, по нескольку раз разогревая пищу, а те все никак не приходят. Как же избежать криков и, проявив настойчивость, накормить ребенка?

Как позвать ребенка к столу?

5 минут до обеда

В случае, когда малышу давно уже пора обедать или завтракать, а его никак не оторвать от интересных игрушек, советуем отнестись с пониманием к его занятиям. Здесь необходимо проявлять последовательность и одновременно упорство. Ведь малыш возможно действительно погружен в интересную игру всеми своими мыслями, и он просто не слышал вас или же слышал, но весьма отдаленно. Следовательно, и реакция его будет замедленная. Поэтому нужно предупреждать детей заранее, давая им около пяти или семи минут на завершение игры, а не звать их, когда уже давно накрыт обеденный стол. В некоторых случаях советуем не просто позвать ребенка, а слегка прикоснуться к его плечу, с целью того, чтобы он реально «услышал» вас. Ведь так он скорее вернется из страны своих детских фантазий в окружающий его мир.

В некоторых случаях можно также спросить ребенка, сколько ему самому понадобится времени на завершение игры и дать ему еще четыре-пять минут. Иногда, невзирая на все предложенные уговоры, малыш продолжает играть и игнорировать приглашения к обеду. Здесь родителям стоит ввести уже более строгие требования, например, «золотое» правило, что после третьего отказа ребенок может не подходить к обеденному столу вовсе, так как еды на нем уже не будет.

Сигнал на обед

Психологи считают, что так как ежедневно ребенок слышит слишком большое количество слов, то мало помалу он учится сопротивляться, закрывая автоматически свои ушки, и тем самым защищаясь от пока непосильного для него объема поступающей информации. Вот в чем причина того, что очень часто он не сразу воспринимает слова своих родителей и относится ко многим из них с меньшим вниманием. Поэтому, как советуют психологи, чтобы оказаться понятыми и услышанными, родителям надо звать ребенка кушать при помощи какого-то придуманного ими совместно сигнала . Но такого сигнала, который нельзя не услышать. К примеру при помощи дудки, колокольчика или барабана. Детям явно понравится эта «игра», и они охотно к ней присоединятся.

Зайчик зовет к обеду

Более того, у всех малышей есть возраст, когда упрямство становится преобладающей чертой их характера. Этот период даже выделяют как кризис трех лет . Дети вступают в период проявления своего собственного «Я» и будут твердо отстаивать свое мнение, демонстрируя тем самым свою индивидуальность самим себе и всем окружающим. И если малыш в возрасте трех лет говорит: «Не хочу» или «Не буду» — то большая половина вышеперечисленных методов воздействия на него, скорее всего, не будет эффективна. Поэтому детям этого возраста иногда бывает трудно подойти к столу, оторвавшись от своего занятия и не уронив при этом “свою самооценку”. Как выход психологами предлагается следующий вариант — ребенка зовет кушать его любимый зайчик, кукла или сказочная фея . Ну или кто-то, не участвовавший в «обеденном конфликте».

Увы, довольно часто встречается ситуация, когда оказавшись наконец за столом, малыш опять начинает капризничать. Он вроде и не прочь поесть, но привередничать не перестает. «Наш ребенок не желает есть» – подобную фразу достаточно часто произносят озадаченные родители. И здесь в ответ возникают два постоянно задаваемых вопроса: кто виновен в том, что малыш не желает есть и что же в этом случае делать? Разберитесь для начала, есть ли действительно серьезная проблема. Ведь часто взрослые склонны к преувеличению масштабов трагедии.

Процесс кормления не так уж прост, как он на первый взгляд кажется и нужно заранее настроиться на то, что не всегда все получится сразу.

В чем кроются причины отказа?

При отказе ребенка от предложенной ему еды, важно выяснить причину. Почему? Возможно его не вполне устраивает именно «процесс» кормления? Либо малыш не любит данное блюдо? А может ему попросту скучно?

Существуют разные причины “плохого” аппетита у детей, ведь каждый человек индивидуален. Проанализируем некоторые из этих причин и разберемся в них.

  • Малыш очень огорчен. И для детей и для взрослых важно, чтобы в момент приема пищи малыш находился в хорошем настроении. Хорошее настроение является важнейшим фактором для процесса переваривания пищи, а также того, чтобы кормление не стало проблематичным само по себе. Ведь ребенок и без того не в настроении, а тут еще его заставляют кушать. В подобной ситуации советуем на некоторое время убрать обед со стола и потерпеть до момента возвращения к малышу хорошего настроения. Не хочет есть в данный момент – можно предложить чуть позже. Главное для взрослого – не показать, что вы раздражены или злитесь . Ведь вы так старались, покупая самые полезные продукты, готовили, а ребенок не хочет их есть. Любому на вашем месте было бы обидно, ведь то, как ведет себя ребенок совсем не соответствует родительским ожиданиям… Родителям в подобной ситуации можно посоветовать поменять свой взгляд на вещи и успокоиться.
  • Иногда дети говорят фразу — «Я наелся», что вполне логично. Ведь и вы сами не станете мучить себя, запихивая остатки еды, когда давно уже наелись? Точно также поступит и ваш ребенок. И когда он уже сыт, то в ответ на мамины уговоры все, что так и осталось недоеденным на детской тарелке, вдруг начнет летать по кухне. Позже, когда малыш немного подрастет, просто научите его говорить слова «я больше не хочу» . И тогда вы избежите криков и долгого мытья полов и стен на кухне.
  • Если детское самочувствие не вызывает никакого беспокойства у родителей и врачей, то рекомендуем обратить ваше внимание на тот факт, как принято кушать в данной семье. И в случае отсутствия в вашем семействе людей, отличающихся «отменным» аппетитом, пусть вам не кажется, что ваш ребенок будет кушать за двоих.
  • И не надо паниковать, если ваша дочка или сын всегда ели мало – и вчера, и месяц назад, но при этом малыш весел, активен и развит. Возможно ваш малыш просто «малоежка» и с аппетитом у него нет никаких проблем. Да, бывают и такие детки.
  • Замечено, что капризничают за столом, в основном, дети, семьи которых уделяют слишком много времени и внимания процессу ежедневного кормления. Для очень многих молодых мам главной задачей является то, чтобы их ребенок поел, и малыш, понимая это, устраивает цирк из процесса приема пищи. А видя, что родители являются самыми заинтересованными зрителями, дети устраивают спектакль, где все весело прыгают или даже читают стихи только для того, чтобы малыш съел хотя бы одну ложечку. И ведь на многих родителей это действует. Однако советуем уделять побольше внимания и сил ребенку не в это, а в другое, более подходящее время.
  • Имейте ввиду, что даже у маленького малыша уже могут наблюдаться и свои вкусовые “предпочтения”, сколь невозможным бы это не казалось нам, взрослым. Кроме того, откроем вам один секрет: дети – большие консерваторы, и все новое в еде зачастую вызывает в них сопротивление. К примеру, любимому малышу не нравится, когда все продукты перемешаны , поэтому он не станет есть борщ или салатик. Или же, наоборот, откажется есть блюдо, в котором продукты разложены по тарелке отдельно друг от дружки . Кто-то не прикасается к творогу, поскольку не выносит его консистенцию. Другим детям не по вкусу картофельное пюре, а некоторые не хотят есть круглую морковку в бульоне. Не надо расценивать подобное поведение дочери или сына как обычный каприз. Ведь ребенок может иметь те же права, что и его родители на то, чтобы есть то, что пожелает, и в том виде, который ему самому больше нравится.
  • Особый нюанс, который касается самых маленьких. Некоторые малыши напрочь отказываются от более плотной по составу пищи , к примеру котлеток, запеканок и других продуктов. Происходит это скорее оттого, что грудничок еще не научился пережевывать пищу самостоятельно. А причина кроется в том, что родители довольно долгое время предлагали крохе только очень измельченное пюре из баночек.
  • Однообразная пища также становится причиной потери аппетита. Ведь ребенку попросту надоели те продукты , которыми вы регулярно кормите его. Что же ему делать? Выбора-то у малыша нет. И побежать в магазин за чем-то вкусным он пока тоже, увы, не сможет. Вот он и мучается бедный за столом. А бывает и совсем наоборот. У ребенка появилось одно очень любимое им блюдо, которое он хочет есть круглый день. И если на обеденном столе нет его любимых продуктов, то малыш объявляет голодовку до той поры, пока наконец привычная для него еда не оказывается перед ним. Во многом здесь конечно есть ошибка взрослых, своевременно не предлагавших ребенку разнообразное сбалансированное питание. У крохи не были в свое время сформированы вкусовые «привычки», в результате чего он боится пробовать что-либо новое. Ситуация эта исправима, но сделать это в короткий срок не удастся, и родителям для этого нужно сильно постараться.

Пропавший у ребенка аппетит вернется при соблюдении следующих правил:

  • Установите и соблюдайте правильный режим питания с целью стабилизации работы органов пищеварения и своевременного выделения пищеварительных соков. Это поможет разыграться аппетиту у ребенка.
  • Предлагайте ребенку пищу последовательно и спокойно соответственно с режимом его питания. Не раздражайтесь, если ребенок отказался кушать. Просто уберите еду со стола и подождите до следующего часа кормления.
  • Не выходите из себя , увидев, что съедена всего лишь половина или часть необходимой порции. Позднее ребенок захочет поесть чуть побольше. Не надо волноваться, если малыш пропустит пару кормлений к примеру от 1 до 3-х. Как известно все нужные ребенку питательные вещества восполняются за счет внутренних ресурсов организма – так называемых «депо», которые находятся в печени, в мышцах и прочих органах.
  • Исключите столь любимые некоторыми детьми перекусы в промежутках между приемами пищи. Многие родители совершают такую же распространенную ошибку, позволяя детям перекусить между основной едой. Да и как откажешь ребенку, когда он просит у вас всего-то один кусок хлеба или маленькое печенье? И просьба, конечно же, незамедлительно выполняется. Но не тешьте себя надеждой, думая, что ваш малыш неосознанно выбрал столь распространенное нынче “дробное” питание. Дело тут обстоит совсем наоборот. Нахватавшись понемногу всего в течение суток, он, тем самым, откажется есть в обеденное время, так как уже не голоден.
  • Советуем почаще находиться на свежем воздухе . Регулярные прогулки в парке или игры на детской площадке “разожгут” детский аппетит. Долгое же пребывание в душном помещении, приводит к кислородному голоданию и снижению скорости обменных процессов, а вследствие этого — к уменьшению аппетита.
  • Специально для малыша приобретите веселую посуду . Можете сделать это, пойдя в магазин посуды совместно с ребенком. Уверены, что яркая веселая тарелочка с изображением любимого малышом Лунтика или Смешарика на дне также благотворно повлияет на ребенка. И для того, чтобы увидеть его любимых героев на дне посуды, придется съесть все до самого конца!
  • Разнообразьте питание ребенка, обязательно предлагая ему все новые на вкус продукты. Позвольте ему самому выбрать, что поесть, предлагая несколько разных блюд на его выбор. Как известно однообразное питание приводит к развитию различных заболеваний: дисфункции желудочно-кишечного тракта, анемии, гиповитаминозу и прочему.
  • Как вариант, советуем сажать своего ребенка обедать вместе с друзьями , и желательно с теми, которые хорошо кушают. А самим взрослым, сидя рядом с детьми, есть с неподдельным аппетитом. Ведь чужой пример, как известно, заразителен!
  • Давайте ребенку порции разумных размеров . Как часто родители, переоценив количество еды, которое в состоянии съесть малыш, предлагают ему огромные порции. Это относится, в частности, к пока не сильно любимым ребенком продуктам, в отношении которых вполне хватит нескольких столовых ложек. Не говоря уже о том, что слишком большие порции вызывают у малышей склонность к систематическому перееданию. И привычка эта, увы, сохраняется на протяжении последующей «взрослой» жизни.
  • Будьте лучшим примером . Если в семье мама и папа едят так сказать на бегу, и в этом доме отсутствует традиция совместных семейных обедов, будет очень сложно говорить сыну и дочке о необходимости соблюдения режима питания. В данной ситуации ребенку труднее понять, что же ему делать и чему верить, а чему нет. Возьмите за привычку готовить полезную для всей вашей семьи еду. Так малышу будет проще попробовать новые продукты и поверить, что когда все члены семьи это едят, значит это очень вкусно. Да и как малыш станет есть «невкусные» каши и овощи, когда мама и папа с большим удовольствием едят колбасу и сосиски? А ребенку не советуем слишком рано познавать вкус чипсов и сладких конфет, а также других вкусностей. Ведь тогда он настойчиво станет требовать именно их, вместо богатой витаминами и полезной морковки или капусты.
  • Сделайте весь процесс еды более интересным . Так, для того, чтобы ваш малыш охотнее кушал, позаботьтесь также о том, чтобы подаваемая еда выглядела интересно и красиво. Иногда вполне достаточно украсить приготовленное блюдо ярко и необычно, для того, чтобы малыш заинтересовался, увидев ваш кулинарный “шедевр”. Ведь известно, что эстетически привлекательно оформленное блюдо скорее улучшит у ребенка аппетит, чем обычная скучная тарелка рисовой каши. К примеру, есть мамы, которые выкладывают из обыкновенных продуктов различные узоры. Или как вариант, легкий суп можно попробовать есть через цветную трубочку, а обычную морковку завернуть в шуршащий фантик и превратить в соблазнительную конфетку.
  • Привлекайте по возможности малыша к ежедневной сервировке стола . Даже самые маленькие дети в силах справиться с этим увлекательным занятием. С детьми “малоежками” можно попробовать сыграть в ресторан. Думаем, малыша заинтересует игра в составление меню и возможность самостоятельно красиво сервировать стол и раскладывать приборы: здесь все будет как у больших!
  • Предложите своему крохе приготовить что-то самому , конечно, под руководством кого-то из старших. И тогда малыш с большей охотой захочет попробовать самостоятельно сваренные пельмени и вареники, а также салат, который смешивал и солил он сам.
  • Появлению аппетита будет способствовать красивая яркая скатерть, интересная посуда , также как и то, что малыш сам пользуется ложечкой или вилочкой.
  • В качестве альтернативы иногда можно отправляться обедать в близлежащее детское кафе. Ведь дети так любят поесть вне своего дома.

В принципе, для того, чтобы вы не были вынуждены убеждать ребенка есть то, чего он не желает и не любит, заранее обсудите с ним предстоящее меню. Не заставляйте маленького человечка глотать то, что кажется ему неприятным.

Если же роковые слова «Не будешь это есть — ничего иного не получишь» все таки сорвались с ваших уст, тогда уж держитесь до последнего. В воспитании нужно быть последовательным. Однако дело до подобной ситуации лучше конечно не доводить…

Что категорически нельзя делать в процессе кормления ребенка

Нельзя кормить ребенка насильно . Подобные действия могут вызывать у него рвоту во время каждого следующего кормления, и возможно также отвращение. Далее может последовать отказ от приема пищи, как таковой.

Кроме этого, кормление через силу зачастую приводит к ситуации, когда малыш сам не в состоянии определить, что он уже сыт. И это, как известно, верный путь, ведущий к перееданию и ожирению, а также к дисфункции желудочно-кишечного тракта.

Кормление ребенка, проводимое родителями в детстве через силу, может привести к неконтролируемой еде перед телевизором уже в старшем возрасте. Многие начинают «заедать» стресс, приобретая тем самым проблемы, связанные с лишним весом и различные психологические проблемы.

Нельзя развлекать ребенка в процессе еды. Веселые картинки, мультфильмы, или еда «наперегонки» не улучшат аппетит, а наоборот приучат малышей есть, но при этом не замечать самой пищи. В результате этого ребенок съест больше, чем необходимо, а это ведет к дискомфорту и к тяжести в желудке. Иногда даже к тошноте и рвоте. В будущем возможны переедание, ожирение или гастрит.

Нельзя оказывать на ребенка давление. Различные ультиматумы или угрозы, исходящие от родителей могут привести к отрицанию ребенком приема любого рода пищи. Малыш не сможет испытывать приятных эмоций от еды. Ведь вряд ли кто-либо станет возражать, что едим мы не только из-за жизненной необходимости, а во многом и для удовольствия.

Дети же, находящиеся под постоянным прессингом своих родителей, и поступающих только так, как те говорят, перейдя во взрослую жизнь, также будут допускать возможность эмоционального и физического насилия над собой.

Заключение

Аппетит заложен в человеке самой природой, и является неотъемлемой потребностью нашего организма. Поэтому желание потреблять пищу у ребенка обязательно должно возникать само собой.

Но происходить это будет только при условии, что ребенок здоров . И если вдруг вы обратили внимание, что ребенок отказывается от предложенной ему еды, то стоит внимательней к нему присмотреться. Возможно за последнее время он стал более вялым, бледным или плаксивым? Не заметили ли вы ничем не обусловленной раздражительности или сонливости? Или может быть ребенок жаловался на боль при глотании и на то, что ему стало тяжелей дышать? Измерьте ребенку температуру . Посмотрите, нет ли случайно покраснений либо высыпаний на детской коже. Вздутие живота или изменение детского стула также должно вас насторожить. Сигнализировать о начале какого-то заболевания может каждый из вышеперечисленных симптомов, поэтому при их выявлении обязательно обратитесь к детскому врачу.


Иногда отказ от еды может быть также и сигналом о ряде психологических проблем, возникших у детей. К примеру, при конфликтах между членами семьи, разводе родителей, проблемах при общении ребенка со сверстниками или воспитателями, смене школы. Часто некоторые дети тяжело переносят даже такие радостные на первый взгляд события, как рождение сестрички или братика. И все это вполне может вызвать очень сильные негативные переживания у детей, что, в свою очередь, отрицательно скажется на их аппетите. Помочь ребенку решить возникшие проблемы и устранить причины нервного напряжения должны, в первую очередь, именно родители.

Девиз здесь – «спокойствие, только спокойствие» и конечно терпение. Не надо нервничать или ругаться . Вы наверно не раз замечали, что дети довольно часто проверяют «на крепкость» нервы своих родителей и утраивают при этом бунт как против появления нового блюда, так и против установленных взрослыми норм поведения за обедом. Это вполне нормально и нужно просто усвоить ряд правил, делающих прием пищи ребенком намного интересней.

Для «деток-нехочушек» психологами был разработан довольно интересный метод, заключенный в следующем. Чтобы ребенок не заявлял свое любимое — «Я это не хочу есть, я хочу другое!», психологи советуют предложить ему, так сказать, выбор «без выбора» . Нужно поинтересоваться у ребенка: «Ты хочешь овсянку или рис? Компот или молоко?». И когда ребенок чувствует, что ему предоставляют право выбора, он с большим удовольствием ест то же, что и вся его семья. Ешьте с аппетитом или, как говорили на Руси, – кушайте в охотку!