Подростковый эгоизм советы психолога. Сын - эгоист? Ошибки в воспитании

Я тут редкий гость, но надеюсь, что кто-нибудь поделится советами. Имеется сын, 13 лет. Мальчишка замечательный - добрый, умный, эмоционально зрелый, вежливый, воспитанный. Учится на 4-5, пловец, занимается в кружке роботостроения, с сестрами (4 года) нежен. В общем, почти беспроблемный. Но волнует меня один аспект - он совершенно не чувствует потребности общаться с родственниками, проявлять к ним внимание, не интересуется их делами, здоровьем, жизнью. Иногда такое складывается впечатление, что он только ждет от них подарков на ДР, Рождество, и в это вся их ценность в его глазах.

Мы тут тоже виноваты, конечно. Мой муж - дипломат, я - экономист-международник, всю жизнь переезжаем из страны в страну. За последние 8 лет мы сменили 5 стран проживания, сын с 5 лет поменял 7 школ. Жизнь очень мобильная, но семья у нас крепкая и счастливая, достаток, взаимопонимание, юмор, любовь - все это имеется в изобилии.

Многие говорят, что поведение детей копирует поведение родителей. Возможно, это и так, но я очень стараюсь поддерживать отношения с родными через расстояние - часто говорим с родителями по скайпу, переписываемся, при первой же возможности стараемся их навестить, приглашаем родителей к себе. Я всегда поздравляю всех с праздниками, посылаю подарки, открытки. У мужа с этим хуже. Он может целый месяц не говорить с родными, но потом звонит сестре, к примеру, и висит с ней на телефоне полтора часа, обсуждая все жизненные подробности.

А сын - ну совершенно равнодушен. Вот пример: он уезжал с классом в лагерь, неделю его не было. Вчера вернулся. Я говорю - позвони бабушке, она скучала, расскажи ей все про лагерь. Вчера не позвонил. Напомнила сегодня. Специально думаю, что не буду давить - напомню, а так пусть как сам хочет. Целый день не звонил. Вечером говорю - звони быстрей, пока там не совсем поздно. А у него уже в планах игра по интернету. Звонит бабушке, поговорил в попыхах 10 минут. Бабушка ему - ты куда-то спешишь? Да, говорит, у меня игра запланирована. Она ему - ну тогда ладно, до свидания. Короче, "поговорили." Завтра мне бабушка выдаст по полной программе. Я зашла к нему в комнату, говорю - Петь, так нельзя, пора уже в твоем возрасте проявлять больше внимания к родным, они по тебе скучают. Ты ни одного дня рождения не помнишь, если тебе не напомнить, то и не поздравишь. Он мне сразу отпор - типа, я не могу помнить всех дней рождений! Я ему - бабушка по тебе всегда скучает, у нее со здровьем сейчас не все нормально, давай с ней назначим регулярное время для звонков, скажем суббота утро. Он мне - я не могу знать, что каждую субботу смогу ей звонить! В общем, чувствую, разговор идет никуда. Что бы я ни предложила, на все будет нет. Так что разговор закончила.

А теперь думаю - и что я делаю не так? Ни личный пример, ни разговоры не помогают. Что еще остается делать? Или наплевать и пусть все плывет по течению? Или не так как-то с ним разговариваю? Или это нормально для мальчика? (Я помню, что мой брат тоже никогда никого не поздравлял, да и сейчас не особо... но ведь это ненормально?)

Что посоветуете? Я в Мексике, у вас сейчас глубокоя ночь, так что если кто ответит - сообщения увижу только завтра.

Трудности взросления стали настолько обсуждаемой темой, что все подростки знают о своем возрасте и сопутствующих ему проблемах.

«У меня сложный возраст! Меня не понимают!» — твердят они к месту и не к месту. Подростковый эгоизм крайне обостряется от сознания ребенком своей исключительности. Ведь взрослыми его возраст объявлен особенным, и он это хорошо усвоил.

Сегодня подростковый возраст оказался «на пике популярности», вероятно, как менее изученный, сравнительно недавно выделившийся в самостоятельный период человеческой жизни. Интересуясь взрослением человека, мы получили знания и наблюдения, стараемся использовать их во благо подростков, и это замечательно. Но, «открыв» для себя подростковый возраст, мы должны помнить, что все же он — не единственно значимый, заслуживающий внимания.

Не одни только подростки нуждаются в чуткости и уважении окружающих к собственным возрастным особенностям. Свои сложности и особенности имеет любой возрастной период. Наверное, у каждого человека есть проблемы, обусловленные его возрастом. Очень важно, чтобы это понимали молодые люди.
Если подростки проявляли бы сочувствие возрастным нагрузкам других людей, хотя бы членов своей семьи, то по-иному бы отнеслись к собственным невзгодам. Речь идет не том, чтобы перекладывать на детские плечи все заботы взрослых, а о том, чтобы молодые люди учились проявлять милосердие к окружающим. Заботясь о малышах или стариках не по принуждению, а из сочувствия к их беспомощности подростки на деле смогут научиться христианской любви, чуждой эгоизма.

В переходном возрасте ребенок будет намного легче справляться со своими переживаниями, если он будет настроен на сострадание, научится видеть в чужих проблемах возможность проявить добро, принести пользу другому человеку и собственной душе. Во взрослой жизни привычка помимо личных интересов и желаний учитывать интересы и нужды окружающих людей поможет ему не меньше, чем блестящее образование. Пусть на опыте он убедится, что искреннее сочувствие и деятельная помощь чужой беде делают менее значимыми собственные горести.

Давно известно, что праздность — мать пороков и причина многих бед. По словам святителя Феофана Затворника, «праздное время в заговоре со всеми духами против бедной души». Взрослым надо продумывать занятость своих детей, чтобы избежать двух крайностей: когда ребенок полностью предоставлен себе или когда он все свое время тратит на школу, уроки и репетиторов. Если у подростка есть развивающее хобби: спорт, музыка, рисование, рукоделие, техническое моделирование и т.п., то вне школы он будет жить интереснее, осмысленнее, деятельнее. У него больше шансов на самореализацию и во взрослой жизни.

Полезно привлекать ребенка к труду дома или на даче, прививать ему навыки самообслуживания. Участвуя в домашних делах, подросток на опыте понимает, что быт устраивается не сам по себе, а постоянным трудом членов семьи. Это поможет ему замечать и ценить заботу, которую проявляют о нем старшие. Особенно стоит сказать о чтении. Благодаря хорошим книгам подросток не только расширит кругозор и утолит свою любознательность, но и поймет, что его «сверхпроблемы» не уникальны.
Вместо того чтобы окружать взрослеющего человека все новыми запретами, лучше заранее постараться привить ему правильные убеждения и полезные привычки. Например, если удалось увлечь ребенка полезным занятием, то впоследствии вряд ли придется выговаривать ему за то, что он все вечера напролет проводит на улице в сомнительной компании или, не отрываясь, смотрит в экран.

Воспитание не терпит фальши, двуличия. Если родители убеждают взрослеющего человека в ценности целомудрия, подросток должен видеть, что их доводы для них самих — не пустой звук. Как молодой человек будет серьезно воспринимать отношения с лицами другого пола, если подвыпившие родители, не стесняясь, вспоминают многочисленных «партнеров» из своей молодости, если у каждого из них это далеко не первый опыт семейной жизни…

При всей их колючести и ершистости, подростки нуждаются в добром, рассудительном внимании и понимании со стороны взрослых, что вовсе не исключает нашей разумной к ним требовательности и, при необходимости, строгости. По мысли святителя Феофана, переходный возраст требует к себе внимания, «потому что из него выходит последующее течение жизни — или доброе, или недоброе, или смешанное».

Речь в этой статье пойдет о нездоровом эгоизме, который доставляет неудобства окружающим ребенка людям, но в первую очередь самому ребенку, хоть он этого и не осознает.

Мы говорим об эгоизме, при котором ребенок заинтересован и участвует только в тех процессах, которые ему выгодны и касаются исключительно его личности. Остальных людей вокруг он воспринимает как инструмент для удовлетворения своих личных потребностей, проще говоря, как обслуживающий персонал, а не как отдельные личности, у которых тоже есть свои интересы и своя жизнь. Но проблема не в том, что ребенок растет такой сложный, основная трудность заключается в том, что чаще всего кто-то из родителей себя позиционирует в роли идеального обслуживающего персонала, поэтому ребенку ничего другого не остается, кроме как стать эгоистом и пользоваться всем. Есть и другая крайность, когда родители эгоистичны и слишком заняты своей жизнью, проблемами, личными отношениями и т. д., в этом случае ребенок просто копирует такое поведение и аналогично родителям транслирует эгоизм во внешний мир.

Почему ребенок растет эгоистом: причины детского эгоизма

Какие ошибки воспитания приводят к развитию эгоизма у детей?

  1. Собственным примером с раннего детства приучать ребенка к проявлению заботы и внимания во внешнем мире, причем ребенок должен видеть и чувствовать, что вам самим это приятно, а не ради выгоды. Если вам хорошо при этом, значит он с удовольствием будет вас копировать, даже не сомневайтесь.
  2. По отношению к ребенку должно происходить тоже самое, человеческое внимание, безусловная любовь, искреннее участие в его интересах и жизни. Будьте максимально естественны, не играйте и не манипулируйте в общении с малышом.
  3. Ваше поведение и отношения должны дать понять ребенку, что каждый член семьи, в том числе и малыш, это отдельная личность , которая существует сама по себе со своими интересами, целями, желаниями, любовью ко всем, уважением, но никак не для удовлетворения чьих-то потребностей или требований.
  4. Постепенно помогайте ему становиться максимально самостоятельным, поощряя его достижения и результаты. Радуйтесь вместе с ним всему новому, что у него стало получаться.
  5. Верьте в него всегда, когда он «бросает вызов» самому себе . Он должен это чувствовать, видеть и знать, что вы его поддержка во всем. Но не вздумайте стараться все сделать за него, чтоб помочь. Просто не мешайте ему верить в себя и свои силы.
  6. Сделайте подборку правильных фильмов, мультфильмов, развивающих игр, чтоб не кто-то там, а только вы формировали моральные ценности своего ребенка.
  7. Никогда и ни при каких обстоятельствах не эмоционируйте и не выясняйте отношения с близкими в присутствии ребенка! Это для вас должно стать законом.
  8. Также постарайтесь для ребенка стать примером неэгоистичного отношения ко внешнему миру – не возмущайтесь, не осуждайте, спокойно и мудро реагируйте на людей и происходящее. Помните, до 7 лет он полностью вас копирует.
  9. Поощряйте ребенка, когда он радуется за людей, когда проявляет заботу и внимание к людям и животным.
  10. И самый важный совет – следите за своим поведением и работайте над собой в первую очередь , тогда ваш малыш будет расти гармонично, в любви и правильном внимании.

Советы от специалистов: что делать, если ребенок растет эгоистом ?

Из всех существующих специалистов хотелось бы порекомендовать работы известного американского психиатра Росса Кэмпбелла. Он рассказывает о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни правильно удовлетворять эмоциональные потребности ребенка и акцентирует внимание всех родителей в первую очередь на правильной, безусловной любви. Только так вы сможете заложить в ребенке основу всего доброго и правильного, а это принесет положительные плоды.

Детали проявления такой безусловной любви, которые он описывает в своих работах: «Как по-настоящему любить своего ребенка», «Лицом к лицу с ребенком» большинству из нашего поколения родителей даже не знакомы. Поэтому насладитесь чтением этого гениального психолога и многие вопросы, связанные не только с детским эгоизмом, но и воспитание в целом, для вас станут понятны и просты.

Психолог Р. Чепалов:

Бывает так, что родители начинают полностью изолировать ребенка от трудностей и потакают его желаниям. Они умиляются его потребностям и рады, что он так много хочет. Они принимают его эгоизм и волеизъявление за самостоятельность. Однако проходит время, ребенок взрослеет, а желание делиться и помогать к нему не приходит. Родителям бывает очень больно осознать, что они сами воспитали эгоиста.

Процесс воспитания противоположных, антиэгоистических качеств проходит тем сложнее, чем более взрослый ребенок. В целом, действия те же, что и для малышей. Необходимо демонстрировать ребенку готовность делиться с другими, просить его о помощи себе и просить предлагать помощь окружающим. Конечно, ребенок может сопротивляться: «Чего это я буду давать кому-то игрушку? Чего это я буду делиться пирожным?». Придется ребенку заново объяснять, что так устроен мир, что так принято. В некоторых случаях полезно сказать ребенку: «Раньше ты этого не знал, мы тебе об этом забыли сказать, а теперь должен знать: с окружающими надо делиться». Необходимо подчеркивать антиэгоистические черты у героев произведений литературы, кино. Поощрять проявление новых черт у ребенка: «Вот это ты сделал правильно», «Теперь ты молодец».

Процесс обращения эгоиста в простого, искреннего, открытого человека может быть очень болезненным. Но с этим ничего не поделаешь. Родителям следует приготовиться к тому, что ребенок будет сопротивляться. Родителям нужно сохранять спокойствие, избегать физических наказаний и сохранять разумное упорство в том, чтобы ребенок менялся.

Психолог В. Шебанова:

Разрешите вам дать несколько советов, как работать с собой, чтобы перестать делать за ребенка то, что он уже может сделать самостоятельно.

1. Знакома вам ситуация, когда мама регулярно будит подростка по утрам, да еще воюет с ним по этому поводу? Знакомы вам упреки сына или дочери: “Почему ты мне не… (не приготовила, не пришила, не напомнила)?” Если да, то вам пора постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавать их ему. Кроме того, у вашего ребенка обязательно должны быть домашние посильные обязанности, качественное выполнение которых, — это его заботы.

Речь идет о снятии мелочной опеки, которая просто мешает вашему ребенку взрослеть. Я понимаю, что поначалу вас могут очень тревожить примерно такие вопросы: “Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут небольшие неприятности в школе!”, “Если я не буду заставлять ее делать уроки, она за них просто не сядет и тогда нахватает двоек!”, “Если я не напомню, — он опоздает на тренировку” и т.д.

2. Как это не парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в собственном отрицательном опыте (конечно, если он не угрожает его жизни или здоровью). Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться самостоятельным. Не заставляйте ребенка делать то, что с вашей точки зрения кажется вам верным, нужным и необходимым для его благополучия. Предлагайте ему выбор (чем больше вариантов выбора, тем лучше). Пусть он сам принимает решение, что для него лучше.

3. Приучайте ребенка с дошкольного возраста оказывать посильную помощь маме (папе, бабушке, тете и т.д.). Расспрашивая о том, что было нового в детском саду, интересуйтесь не только проблемами и успехами ребенка, но и его друзей: “Я рада была послушать о твоих успехах. А что нового у твоих друзей? У кого какие успехи или трудности?” Если ваш ребенок внимателен к заботам и нуждам своих родных и друзей, откликается на первый их зов, — значит эгоизм его не затронул, и вы имеете шанс воспитать ребенка, который будет вашей надежной опорой в старости.

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

Что такое эгоизм?

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом. Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие. Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, которого - закон.

«Если не обращать внимания на правильное воспитание малыша с младенчества, то требования капризного ребёнка с годами будут увеличиваться, а вымогательство приобретёт статус прочной черты его характера. Такие дети изводят родителей постоянными желаниями; во взрослом возрасте они не способны заботиться сами о себе».

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью. Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются . Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья. В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

  • будет ли он понимать чужие желания и чувства
  • научится ли он сочувствовать людям
  • будет ли он бескорыстно помогать
  • или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов. В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера. По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.

Причины детского эгоизма

  • Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания - ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
  • Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия , это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
  • Стимулирование успехов. Сделаешь математику - куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

Проявления эгоизма

В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте - это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма : непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто. Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера - следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?


«А знаете ли вы, что предупреждение формирования эгоизма ребёнка зависит от учёта его индивидуальных черт характера и помощи родителей по построению правильных отношений со сверстниками и взрослыми?»

Альтруизм

Альтруизм - прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм - это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других. Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным. не способен это делать.

«Известно ли вам то, чтобы противостоять формированию негативного (ненужного) качества, нужно стремиться воспитывать качество, противоположное ему?»

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

  1. Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
  2. Учим, что просьба о помощи - это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.
  1. Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники - достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам. У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, . Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.
  2. Польза негативного опыта. Отрицательный опыт ребёнка - действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит - вполне самостоятельным.
  3. Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.
  4. Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает - это воспитывает потребность заботиться о близких.
  5. Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям. Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок - это уже не эгоист.

Смотрите видео с практическими советами психолога о том, как соблюсти баланс любви и дисциплины при воспитании

Выводы

Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.

Дети – это смысл нашей жизни. Это самое дорогое, что дает нам Бог, поэтому мы стараемся дать им все самое лучшее. К сожалению, родительская любовь часто переходит границы, и ребенок растет эгоистом. Как предотвратить эту ситуацию? Что делать с детским эгоизмом? Можно ли перевоспитать малыша? Вопросов много и ответы на них неоднозначные. Ясно одно – если проблема есть, то нужно приложить все силы, чтобы ее решить. И помогут в этом советы опытных педагогов и психологов.

Психологи утверждают, что малыш приходит в этот мир эгоистом. Он становится для родителей «центром вселенной» и бессознательно чувствует свое превосходство. Получается, что эгоистичность – это черта характера, которая формируется еще с пеленок. До 3-х лет это вполне нормально, а вот после этого возраста ребенок должен постепенно научиться общаться с другими детьми, находить компромисс, делиться своими игрушками. Родители должны всячески это поощрять. Если этого не происходит, то ребенок растет самовлюбленным и эмоционально холодным к потребностям других людей. Основные причины детского эгоизма:

  1. Эгоистичность родителей. Лучший способ воспитания – это собственный пример. Мало рассказывать детям о том, что нужно делиться и быть внимательным к окружающим. Нужно демонстрировать это на собственном примере. У эгоистичных родителей вырастают эгоистичные дети.
  2. Чрезмерная похвала. Детей нужно хвалить и поощрять – этого никто не отрицает. Но все должно быть в меру. Не стоит говорить своему отпрыску, что он лучше всех по поводу и без повода. Хвалите его только за значимые поступки.
  3. Чрезмерная родительская активность в плане воспитания. Слишком заботливые или властные родители подавляют детскую личность, что приводит к психологической незрелости. Ребенок остается на стадии трехлетнего малыша и живет с ощущением, что весь мир должен «крутиться» вокруг него.

Как бороться с детским эгоизмом?

Не стоит отчаиваться, если вы заметили, что в вашей семье растет ребенок-эгоист. Постарайтесь, как можно раньше уделить внимание этому вопросу и у вас получится воспитать ответственную и эмоционально зрелую личность.

  1. Приучайте малыша к домашним делам. Он может собрать игрушки, сложить одежду, помыть за собой посуду. Небольшие поручения воспитывают у детей чувство ответственности, приучают к заботе о других людях. Если , также воспользуйтесь советами от психологов.
  2. Не навязывайте малышу свое мнение. Старайтесь советовать, подсказывать, но не принимать решение за него. С детства человек должен учиться нести ответственность за свои поступки.
  3. Негативный опыт – это хороший учитель. Не стоит ограждать от него свое чадо. Это вовсе не значит, что нужно оставлять его один на один с возникшей проблемой. Но и не стоит бояться таких ситуаций. Только так дети смогут научиться ответственности и самостоятельности.
  4. У ребенка должны быть свои небольшие обязанности: убирать комнату, поливать цветы, ухаживать за домашними животными и т.д.
  5. Как можно чаще интересуйтесь внутренним миром своего чада. Спрашивайте, как у него дела, что ему запомнилось в сегодняшнем дне, с кем ему нравится общаться и почему, чтобы он хотел прочитать или посмотреть. Таким образом, вы проявляете свою заботу и внимание к маленькому человечку. На вашем примере он будет тоже этому учиться.
  6. В 3-4 года дети часто капризничают. Это . Если постоянно потакать этим капризам, они привыкают к потребительскому отношению и вырастают эгоистами.
  7. Раз в неделю делайте добрые дела: посетите приют для животных, помогите пожилой соседке, сделайте кормушку для птиц и т.д. Дети должны приучаться не только брать, а и давать.

Как перевоспитать?

Если вы упустили момент и сын или дочка начали проявлять эгоистичные черты, не опускайте руки. Ситуацию можно поправить, хотя это и непросто.

  1. Если ребенок начал истерить, дайте время, чтобы он успокоился. Отведите его в сторону и спокойной спросите, что ему не нравится и что он хочет. Объясните, почему вы не можете выполнить его просьбу. Не нужно игнорировать детские капризы. Это не исправит ситуацию, а усугубит ее еще больше. Ваше поведение будет говорить малышу о том, что игнорирование человеческих чувств – это нормально. А ведь как раз от этого дитя и нужно отучить.
  2. Объясняйте малышу, что плач – это не выход из ситуации. Дайте ему несколько вариантов решения проблемы. Пусть выберет любой из них и попробует решить проблемную ситуацию самостоятельно.

А что же делать, если взрослые дети – эгоисты? К сожалению, перевоспитать их уже не получится. Разве что они сами этого захотят. Родителям нужно просто научиться с ними общаться и находить компромиссы.

Детский эгоизм – это проблема, которая волнует многих родителей. Уделять ей внимание нужно с раннего детства. Если же ребенок вырос эгоистом, не отчаивайтесь. Ситуацию можно скорректировать, нужно запастись терпением и воспользоваться советами от лучших специалистов.