Сказочная Гжель. Украшение узором вазы. Декоративное рисование. Занятие в старшей группе «Сказочная Гжель Удивился царь заморский и говорит




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Место темы в системе уроков: 5 класс, 2 четверть, 2 урок по теме «Узоры».

Тип урока : комбинированный (беседа в виде сказки, практическая работа)

Вид занятия: декоративное рисование.

Цель урока: формирование у детей умения составлять узор из элементов Гжельской росписи.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, особенностью росписи.
  • Развивать умение составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения вазы.
    Продолжить формирование навыков работы художественными материалами (кистью и красками, фломастером)
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение, эстетический вкус и фантазию.
  • Прививать любовь к прекрасному.

Оборудование: альбом, краски, фломастер, кисти, баночка с водой, карандаш, резинка, палитра, шаблоны вазы.

Зрительный ряд: презентация «Сказочная гжель», иллюстрации ваз.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, метод стимулирования.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Беседа об истории развития Гжельской керамики (5 мин.)
  3. Знакомство с особенностью гжельской росписи (3 мин.)
  4. Практическая работа (15 мин.)
  5. Итог урока (5 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– З дравствуйте дети, добрый день! Садитесь! Я рада вас всех видеть, хочу с вами сотрудничать. Давайте сядем поудобнее и улыбнёмся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните все свои обиды, беспокойство, раздражения и поднимите карточку, которая соответствует в данный момент вашему настроению. Я надеюсь, что у всех у вас будет хорошее настроение. Сегодня мы с вами познакомимся с историей и элементами Гжельской росписи, украсим вазу узором Сказочной Гжелью. (СЛАЙД 1) К концу урока у нас с вами должна появится импровизированная выставка «Сказочная Гжель».

2. Рассаз из истории развития Гжельской керамики (5 мин.)

Расскажу я вам сказку… В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель.
Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую.
И решили лепить из неё глиняную посуду разную, да такую, какой свет не видывал.
Глиняная посуда керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. (СЛАЙД 2)
200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика.
Фаянсовая посуда – из белой глины.
А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белоснежной глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. (СЛАЙД 3)
Прославилось село удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами. (СЛАЙД 4)

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь. (СЛАЙД 5)
Известно всем в народе
Ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой. (СЛАЙД 6)
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла. (СЛАЙД 7)
У каждого художника
Есть свой узор любимый
И в каждом отражается
Сторонушка любимая,
Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние –
И мастерство волшебное
Достойно восхищения. (СЛАЙД 8)

3. Знакомство с особенностью гжельской росписи (3 мин.)

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да, прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! (СЛАЙД 9)
Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
А какими же элементами украшали свои изделия Гжельские мастера. Давайте посмотрим на слайды. (СЛАЙДЫ 10, 11, 12, 13)
Узоры, легко выполняются кистью, голубоватым, темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам и другим изделиям, которые кажутся воздушными и радуют глаз. (СЛАЙДЫ 14, 15)
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (СЛАЙД 16)
Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. (СЛАЙД 17)
Задача нашего урока украсить узором из цветов, листьев вазу.

4. Практическая работа

Украшение вазы, создание своего узора. (СЛАЙД 18)

Учитель следит за работой, дает советы, исправляет ошибки, стимулирует . (СЛАЙД 19)

Физкультминутка . А сейчас минуточку внимания. Сядьте прямо, расправьте плечи, послушайте свое дыхание. Выполните медленно круговые движения головой (влево, вправо – 2 раза). Поднимаем по очереди то левое плечо, то правое плечо (5 раз). Выполним круговые движения плечевыми суставами (вперед, назад по 5 раз). Проведем гимнастику для глаз стрельба глазами ()
При выполнении практической работы звучит музыка.

5. Итоги урока. Анализ работ и выставка рисунков. Выставление оценок.

1. С каким промыслом вы сегодня познакомились?
2. Какими элементами украшали свои изделия мастера?
3. Что понравилось на уроке?

Благодарю Вас (СЛАЙД 20)
За внимание,
За свет души,
За понимание.
Пусть проступают
Сквозь мгновения
ЦВЕТНЫЕ
ВОЛНЫ
ВДОХНОВЕНИЯ!

– Вы все сегодня молодцы, создали и творили свою сказку по выполнению узора. А с каким настроением вы уходите с урока… Я рада, что у вас хорошее настроение, и пусть цветные волны вдохновения присутствуют у вас на каждом уроке. Спасибо за урок, до свидания.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.

Гжельская роспись - это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо - сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси - всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки - эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Примеры посуды в стиле Гжель:

Совершенство в каждой детали:

Сегодня у нас есть отличная возможность познакомить ребенка с Гжельской росписью, приобщить к исконно русскому творчеству, и даже испытать себя в роли народного мастера. Занятие также поможет развитию у него эстетического вкуса, фантазии, умению по мотивам составлять общий узор.

Вообще этот урок расчитан на ребенка 5-9 лет, но в принципе, для разнообразия можно вовлечь и трехлетнего малыша, не требуя, конечно, от него слишком точного исполнения росписи.

Будет просто замечательно, если фоном к рисованию Вы включите русские народные песни в специальной обработке - для детей. Их у нас можно скачать бесплатно по этой ссылке .

Урок рисования: Сказочная Гжель

Нам потребуется:
- альбомные листы,
- гуашь - 2 баночки: былого и лазурного цвета,
- кисти - в идеале беличьи: тонкие (№ 2-4), средние (№6-8) и толстые (№10-12),
- остальное: вода в баночке, палитра, мягкая тряпочка (для снятия лишней краски), ножницы, простой карандаш и резинка (для детишек постарше).

Ход работы:

1) Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи и линии.

Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.

2) Бордюры - простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.

3) Капельки , и составные из них узоры : приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Детям проще всего делать капельки - примакиванием кисти.

4) Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону". Особенность такого мазка - в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета - от темного к светлому.

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти - с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой (№ 10-12), ее форма - лопаточка.

На рисунке ниже Вы увидите основные типы мазка с тенью, а также последовательность рисования цветочка: синей розы.

Итак, мы сделали вывод. что в своей работе мастера Гжели используют завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. мазки с тенью.

А теперь:

Мастер-класс - Рисование птицы в стиле Гжель:

Эту птицу можно рисовать только кистями, а можно в последнем шаге - где тоненькие завитки, использовать синюю гелевую ручку поверх высохшей краски.

Мастер-класс - Роспись тарелочки в стиле Гжель:

Для основы можно использовать одноразовую бумажную тарелочку.

Или распечатать на принтере и вырезать по форме вот эту тарелочку (нажмите на изображении правой кнопкой мыши --> открыть изображение --> Файл --> Печать):

Тарелочка-основа для росписи Гжель:

А можно взять вот такой симатичный чайничек, он называется кумган .

Чайник-кумган - основа для росписи Гжель:

Как вариант - можно самим нарисовать и вырезать из бумаги заготовки-основы для росписи - это сделать несложно. Примеры - на рисунках ниже.

Рисуют дети - Гжель:

И напоследок, может быть, Вам пригодится - в качестве идеи орнамента или просто пораскрашивать ребенку:

Раскраски в стиле Гжель

Желаю Вам приятного творческого времяпрепровождения!

Юлия Sovenok (педагог сайта «У Совенка»)

Примечание: В уроке были использованы фрагменты книги "Сказочная Гжель" Ю.Э. Дорожина, раскраски "Гжель" Е. Субочевой

«Сказочная Гжель»

Конспект занятия для старшей группы детского сада.

Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу - гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.


Оборудование:

слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.

Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4.

Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).

Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Воспитатель:

Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.

Как хороша - эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Воспитатель: Откуда нам их прислали?

Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.

Отгадайте загадку:

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).

Воспитатель: Как называется эта роспись?

Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки -

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская звонкая Гжель!

(дети находят в посылке предметы Гжели)

Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?

Ответы детей:

Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

Расскажу вам сказку.

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

Стал каждый мастер свое умение показывать. (слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке - петушок красуется.

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)

А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы - точно роза.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)

Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

Делают в Гжели и часы. (слайд №11) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.(слайд №12) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.(слайд №13)

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.(слайд №14)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Ответы детей:

Беседа по сказке.

Воспитатель:

О каком промысле эта сказка?

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Каким узором украшают мастера свои изделия?

Какие изделия делали мастера из глины?

Воспитатель : Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.

(Рассматривание изделий народного промысла)

Для чего нужны гжельские изделия?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель : Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.

(Дети выбирают посуду и садятся за столы)

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

  • Серединка цветка . Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Воспитатель : Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей:

Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?!

(Презентация «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»)

Ребята, так что же такое «Гжель»?

«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры, даже изящные наборы шахматных фигур. Но все - это белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета - белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Слайд 3 - Слайд 7

А как же появилась такая посуда, откуда пришел этот народный промысел. Послушайте легенду о том, как появилась бело-голубая красота.

Давным-давно это было. В некотором царстве,

в российском государстве, недалеко от Москвы,

средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель (Слайд 8). Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины (Слайд 9). Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре (Слайд 10). И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал (Слайд 11). Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется (Слайд 12). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (Слайд 13). Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (Слайд 14). Стали дальше думу-думать.

Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам (Слайд 15). Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется (Слайд 16). Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым.

И цветы, и люди, и птицы, и трава (Слайд 17).

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель» (Слайд 18). На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси (Слайд 19).

Вот такая история. Но что-то мы, ребята, засиделись.