Трудный ребенок. Причины трудного поведения детей. "Как помочь трудному ребёнку?"

1. Характеристика понятия"трудный ребенок"Классификация"тяжелых"

2. Причины появления трудных детей и подростков

3. Особенности педагогической запущенности дошкольников и младших школьников

Основные понятия

Педагогическая запущенность, трудновоспитуемость, девиантное поведение, важконаучуванисть, превентивное воспитание, агрессивность, акцентуация характера, реакция имитации, реакция компенсации, гиперопека, инфа антильнисть личности, школьная дезадаптация, коррекция поведения, фрустрация, психопат.

1. Баженов. ВГ . Воспитание педагогического запущенных подростков -. К, 1986 - 90 с

2. Буянов. МЫ . Ребенок из. Неблагополучное семьи:. Записки детского психиатра -. М, 1988 - 207 с

3. Захаров. АИ . Неврозы у детей и подростков -. Л, 1988 - 248 с

4. Кудрявцев. ВН . Причины правонарушений -. М, 1976 - 286 с

5. Леви. В . Нестандартный ребенок -. М, 1992 - 225 с

6. Личко. А. Е . Психопатии и акцентуации характера у подростков - 2-е изд, доп и перераб -. Л, 1983 - 225 с

7. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся /. Под ред. ВАТатенко,. ТМТитаренко -. К, 1989 - 128 с

. Трудный ребенок - это такой ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя. Трудно - воспитуемость - это невосприимчивость индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества, или резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его невосприимчивость к воздействию других л людей к тем или других воспитательных воздействий. Понятие"трудные дети"обязана своим происхождением педагогической практике и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Это понятие фиксирует в со би максимально приближен к норме уровень отклонений в поведении ученикиедінці учнів.

. ЛСВиготський в 1929 г дал первую тяжелых: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые в узком смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), психопаты, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логопа-ти, психически и физически больномуі.

. Хевитт и. Дженкинс выделяет 2 категории трудных детей:

1. Дети с социализированными формами антиобщественной поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех ан-тисуспильних групп, к которым относятся

2. Дети с не социализированной антиобщественный агрессивным поведением, находящихся в плохих отношениях с другими детьми и своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства. П. Скотт уточнил эту классификацию и отнес к категории социализированных подростков 2 группы детей: тех, которые не усвоили никакой системы норм поведения и тех, которые усвоили антиобщественные нормы

. ОЕЛичко выделяет категории трудных детей на основе различных категорий акцентуаций характера. Например, гипертимный тип, циклоидный, лабильный, сенситивный, конформный т.д.

. ВИАбраменко и. ОИСелецький подают следующую классификацию трудных подростков:

1) неорганизованные подростки;

2) передправопорушникы (отсталые, избалованные, унылые, эмоционально тупые, бродяги, проказники);

3) психически неполноценные (органические, истерические, возбудимые, аффективно неустойчивы, психопаты, гиперсексуальны)

. ДИФельдштейн дифференцирует трудных подростков, учитывая характер доминирующих негативных потребностей и соответствующих им проявлений поведения

. ГГБочкарьова категории тяжелых рассматривает с позиции их субъективного отношения к совершенному поступку: те, которые каются, бесконфликтные и циники

. В школьной практике выделяют следующие группы трудных детей:

1. Ученики, нуждающихся в медицинской помощи

2. Педагогическая запущены ученики (социально дезадаптированные; ученики из преступным поведением; дети, прогуливают занятия,"изолированные"дети). Педзапущенисть - неразвитость, необразованность и невоспитанность младенцев ни, отставание развития ребенка от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинамми причинами.

3 неуспевающих дети (с недостатками мотивационной сферы, с недостатками познавательной деятельности, с формирующейся-ми приемами учебной деятельности, с недостатками развития психических процессов, дети, неадекватно но используют свои индивидуально-типологические особенности).

. Основные причины появления трудного ребенка:

1. Особенности семейного воспитания:

Низкий педагогический и культурный уровень родителей (нарушение единства требований к ребенку и их последовательности, отсутствие четкой организации жизни ребенка; безнадзорность, отсутствие надлежащего полового воспитание неправильное отношение к ребенку: подавление личности, угрозы, физические наказания, чрезмерная опека.

Неблагополучие семьи (конфликтность; безнравственность; асоциальное поведение)

2. Особенности взаимодействия педагога с ребенком:

Слабое знание педагогом ребенка, условий жизни в семье;

Недостаточная работа с родителями неучет индивидуальных особенностей ребенка;

Отрицательное стимулирование поведения детей;

Недемократический тип общения педагога;

Недостаточное руководство межличностным общением и организацией учебно-воспитательного процесса

3. Особенности личности ребенка:

Неадекватность самооценки и уровня притязаний;

Неумение общаться, отсутствие смысла и четкой цели в жизни;

Отсутствие субъекта забот, отсутствие интеллектуальных и эстетических интересов;

Реакция на пережитую тяжелую ситуацию;

Эмоциональная недоразвитость;

Проблемы сферы мотивации и потребностей;

Психологический инфантилизм;

Отсутствие дисциплинированности;

Безответственное поведение

4. Негативные примеры поведения взрослых и референтных групп; общения с правонарушителями и с людьми, которые имеют вредные привычки

5. Неблагополучие психологического климата в коллективе, конфликты с ровесниками

6. Влияние средств массовой информации

7. Негативное влияние алкоголя и наркотиков

8. Отклонения в психическом и физическом развитии

Наше время порождает новые современные причины появления трудных детей частности:

Ухудшение социально-экономических условий жизни у детей происходят наслоения жизненно важных проблем: на их плечи, кроме собственных возрастных проблем, тяжелым бременем ложатся взрослые проблемы (безработица, неуверенность родителей в завтрашнем дне, нестабильность жизни и т.д.).

Кризис переориентации. Старые ценности отходят, новые принимаются нелегко, а вакуум - благоприятная почва для развития отрицательного

Информационный бум - целый поток информации разного рода. Детям трудно понять, что является правдой, что нет. Как следствие - депрессия, падение нравственности

Омоложение сексуальных отношений, что приводит к росту венерических заболеваний, детоубийства

Тенденция ухудшения здоровья. Часто дети не знают, что такое здоровье и поэтому не берегут его. Многие дети имеют тяжелую наследственность, родовые травмы, неблагоприятные санитарно-бытовые условия жизни. Причиной ю ухудшение здоровья может стать экологическим загрязнениемння.

. Признаки социальной и педагогической запущенности дошкольников:

Неуспеваемость в ролевой игре (трудности в общении со сверстниками, дети предпочитают предметным играм);

Неподготовленность к школе (дисгармония эмоционально-волевой сферы, недостаточно развиты познавательные способности и произвольность поведения, неумение общаться со взрослыми и детьми);

Плохая адаптация к пребыванию в детском саду;

Отклонения в поведении (агрессивность, гиперактивность);

Отставание в развитии (позже начинают ходить, говорить и т.д.)

. Признаки социальной и педагогической запущенности младшего школьника:

. Нарушение образа"Я" - неадекватная самооценка, недовольно-лена потребность в признании (быть хорошим учеником, быть принятым) повышенная обидчивость, негативизм, эгоцентризм

. Неразвитость младшего школьника как субъекта общения - слабая социальная рефлексия, непонимание со стороны взрослых, низкий социометрический статус, эмоциональная нестабильность, неадекватное поведение в социальных ситуациях, гиперсоциализованисть, не-восприятия р ровесникам.

. Неразвитость младшего школьника как субъекта деятельности - несформированность мотивов учения, низкая учебно-познавательной активности, слабая научуванисть, несформированность элементов и навыков учебной деятельности, основных учебных умений

. Специфика индивидуально - типологических особенностей -дисгармония развития, нестабильность, ригидность нервной системы, развитая произвольность психических процессов

Организация индивидуальной работы с педагогически запущенными детьми

1. Влияние на условия семейного воспитания ребенка:

Повышение психолого - педагогической грамотности родителей;

Помощь в организации мыслительной деятельности ребенка;

Контроль за организацией нормального режима дня ребенка;

Индивидуальные консультации с родителями

2. Совершенствование воспитательной работы с классом:

Гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;

Создание надлежащего микроклимата;

Коррекция взаимоотношений педагога с ребенком

3. Помощь ребенку в личностном росте:

Изучение ребенка;

Индивидуальная работа по устранению недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферы;

Включение ребенка в активную деятельность на основе ее интересов и наклонностей;

Руководство общения ребенка со сверстниками;

Преодоление негативной мотивации учения

Подростковый период - трудный период психического развития он сложен для самого подростка и для работы с ним. Часто причины появления трудного ребенка в этот период связано с возрастными особенностями развития д детей подросткового возраста. . Основные причины сложности возраста:

1) перестройка моторного аппарата;

2) психические изменения, связанные с половым созреванием

3) деформированное развитие сексуального интереса;

4) дисгармония социального и биологического развития;

5) стремление завоевать статус взрослого;

6) недостаточная критичность к себе, увеличена до других;

7) рефлекс подражания, групповой эгоизм, конформность;

8) быстрый темп изменений;

9) накопления дефектов воспитания (нарушение эмоциональной сферы, социальная незрелость, неуверенность, безответственность);

10) чувство взрослости, проблема самостоятельности, реакция эмансипации;

11) аморфная мораль;

12) возбудимость, конфликтность, обостренное чувство собственного достоинства

Эти особенности возраста могут стать причинами появления трудных подростков

. Субъекты реабилитации трудных подростков: педагогически запущенные, правонарушители, дезадаптированные подростки с девиантным поведением, дети-сироты, подростки с отклонениями психосоматического и нервно-психического здоровья и с функциональных отклонений--ниями_

. Основные направления работы учителя с трудными подростками:

1. Профилактика - снятие причин, вызывающих отклонения в развитии личности. Есть такие группы методов профилактики:

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности;

Организация жизни и деятельности ученического коллектива;

Общение и взаимодействие учителя с подростком;

Стимулирование активности подростка;

Психолого-педагогическая пропаганда

2 . Диагностика : а) педагогически запущенных подростков (выявление характера проявления нарушения развития личности, познавательной, эмоциональной-волевой сферы, поведения и общения, выявления школьных причин);

3 . Коррекционная работа . Основой коррекции является активное привлечение подростков к различным видам деятельности, где они могли бы зарекомендовать себя с лучшей стороны. На начальной стадии коррекции следует привлекать трудных подростков к таким х видов деятельности, которые им легко даются. Со временем задачи должны усложняться. Нужно придерживаться принципов умеренного дозирования, поэтапного осложнения, систематического контрололю.

Учитель должен опираться на тех людей, которые имеют влияние на подростка, знать степень своего влияния на личность; учитывать позицию ученика в классном коллективе; работать с трудным подростком через коллектив;, создать для этого надлежащую обстановку. Он должен не разделять обучения и воспитания согласовывать различные воспитательные воздействия, организовать совместный досуг, способствующим накоплению общих эмоций, пош уку совместных переживаний; опираться на положительное в личности ребенка; учесть ее возрастные и индивидуальные особенности; сочетать психологические и педагогические методы влияниеу.

Эффективность работы с трудными подростками зависит от рационального подбора методов и средств воспитательного воздействия на каждую личность. Индивидуальный подход предполагает:

1 глубокий изучения личности трудного подростка. Учитель должен знать уровень развития подростка, жизненную позицию, его положительные возможности

2 разработки индивидуальной программы воспитания ученика, подбор наиболее эффективных средств и методов воздействия. Учитель должен знать механизмы убеждения, формирование адекватной самооценки, особенности влияния на р развитие познавательной и нравственной сферы личности, коммуникативных и поведенческих навыков подростка, способствовать развитию навыков самопознания и самовоспитанияня.

3. Привлечение к определенному виду деятельности, в каком тяжелом подростку гарантированный успех. Создание условий совместной деятельности, где можно блокировать агрессивность и другие негативные проявления поведения подростка

4. Тесное взаимодействие с семьей. Задачи работы с родителями: ознакомление родителей с возрастными особенностями, помощь в решении конфликтных ситуаций, разработка совместных действий

. Специальные формы работы

- с учениками :

индивидуальные консультации; тренинги общения, предусматривающие взаимное обсуждение качеств личности подростка, выявления негативных качеств

- с родителями

консилиумы; школа для родителей

- с учителями:

развитие коммуникативных качеств учителя, его эмпатийности; личностный рост учителя

1. Характеристика понятия"трудный ребенок"Классификация"тяжелых"

2. Причины появления трудных детей и подростков

3. Особенности педагогической запущенности дошкольников и младших школьников

Основные понятия

Педагогическая запущенность, трудновоспитуемость, девиантное поведение, важконаучуванисть, превентивное воспитание, агрессивность, акцентуация характера, реакция имитации, реакция компенсации, гиперопека, инфа антильнисть личности, школьная дезадаптация, коррекция поведения, фрустрация, психопат.

1. Баженов. ВГ . Воспитание педагогического запущенных подростков -. К, 1986 - 90 с

2. Буянов. МЫ . Ребенок из. Неблагополучное семьи:. Записки детского психиатра -. М, 1988 - 207 с

3. Захаров. АИ . Неврозы у детей и подростков -. Л, 1988 - 248 с

4. Кудрявцев. ВН . Причины правонарушений -. М, 1976 - 286 с

5. Леви. В . Нестандартный ребенок -. М, 1992 - 225 с

6. Личко. А. Е . Психопатии и акцентуации характера у подростков - 2-е изд, доп и перераб -. Л, 1983 - 225 с

7. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся /. Под ред. ВАТатенко,. ТМТитаренко -. К, 1989 - 128 с

. Трудный ребенок - это такой ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя. Трудно - воспитуемость - это невосприимчивость индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества, или резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его невосприимчивость к воздействию других л людей к тем или других воспитательных воздействий. Понятие"трудные дети"обязана своим происхождением педагогической практике и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Это понятие фиксирует в со би максимально приближен к норме уровень отклонений в поведении ученикиедінці учнів.

. ЛСВиготський в 1929 г дал первую тяжелых: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые в узком смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), психопаты, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логопа-ти, психически и физически больномуі.

. Хевитт и. Дженкинс выделяет 2 категории трудных детей:

1. Дети с социализированными формами антиобщественной поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех ан-тисуспильних групп, к которым относятся

2. Дети с не социализированной антиобщественный агрессивным поведением, находящихся в плохих отношениях с другими детьми и своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства. П. Скотт уточнил эту классификацию и отнес к категории социализированных подростков 2 группы детей: тех, которые не усвоили никакой системы норм поведения и тех, которые усвоили антиобщественные нормы

. ОЕЛичко выделяет категории трудных детей на основе различных категорий акцентуаций характера. Например, гипертимный тип, циклоидный, лабильный, сенситивный, конформный т.д.

. ВИАбраменко и. ОИСелецький подают следующую классификацию трудных подростков:

1) неорганизованные подростки;

2) передправопорушникы (отсталые, избалованные, унылые, эмоционально тупые, бродяги, проказники);

3) психически неполноценные (органические, истерические, возбудимые, аффективно неустойчивы, психопаты, гиперсексуальны)

. ДИФельдштейн дифференцирует трудных подростков, учитывая характер доминирующих негативных потребностей и соответствующих им проявлений поведения

. ГГБочкарьова категории тяжелых рассматривает с позиции их субъективного отношения к совершенному поступку: те, которые каются, бесконфликтные и циники

. В школьной практике выделяют следующие группы трудных детей:

1. Ученики, нуждающихся в медицинской помощи

2. Педагогическая запущены ученики (социально дезадаптированные; ученики из преступным поведением; дети, прогуливают занятия,"изолированные"дети). Педзапущенисть - неразвитость, необразованность и невоспитанность младенцев ни, отставание развития ребенка от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинамми причинами.

3 неуспевающих дети (с недостатками мотивационной сферы, с недостатками познавательной деятельности, с формирующейся-ми приемами учебной деятельности, с недостатками развития психических процессов, дети, неадекватно но используют свои индивидуально-типологические особенности).

. Основные причины появления трудного ребенка:

1. Особенности семейного воспитания:

Низкий педагогический и культурный уровень родителей (нарушение единства требований к ребенку и их последовательности, отсутствие четкой организации жизни ребенка; безнадзорность, отсутствие надлежащего полового воспитание неправильное отношение к ребенку: подавление личности, угрозы, физические наказания, чрезмерная опека.

Неблагополучие семьи (конфликтность; безнравственность; асоциальное поведение)

2. Особенности взаимодействия педагога с ребенком:

Слабое знание педагогом ребенка, условий жизни в семье;

Недостаточная работа с родителями неучет индивидуальных особенностей ребенка;

Отрицательное стимулирование поведения детей;

Недемократический тип общения педагога;

Недостаточное руководство межличностным общением и организацией учебно-воспитательного процесса

3. Особенности личности ребенка:

Неадекватность самооценки и уровня притязаний;

Неумение общаться, отсутствие смысла и четкой цели в жизни;

Отсутствие субъекта забот, отсутствие интеллектуальных и эстетических интересов;

Реакция на пережитую тяжелую ситуацию;

Эмоциональная недоразвитость;

Проблемы сферы мотивации и потребностей;

Психологический инфантилизм;

Отсутствие дисциплинированности;

Безответственное поведение

4. Негативные примеры поведения взрослых и референтных групп; общения с правонарушителями и с людьми, которые имеют вредные привычки

5. Неблагополучие психологического климата в коллективе, конфликты с ровесниками

6. Влияние средств массовой информации

7. Негативное влияние алкоголя и наркотиков

8. Отклонения в психическом и физическом развитии

Наше время порождает новые современные причины появления трудных детей частности:

Ухудшение социально-экономических условий жизни у детей происходят наслоения жизненно важных проблем: на их плечи, кроме собственных возрастных проблем, тяжелым бременем ложатся взрослые проблемы (безработица, неуверенность родителей в завтрашнем дне, нестабильность жизни и т.д.).

Кризис переориентации. Старые ценности отходят, новые принимаются нелегко, а вакуум - благоприятная почва для развития отрицательного

Информационный бум - целый поток информации разного рода. Детям трудно понять, что является правдой, что нет. Как следствие - депрессия, падение нравственности

Омоложение сексуальных отношений, что приводит к росту венерических заболеваний, детоубийства

Тенденция ухудшения здоровья. Часто дети не знают, что такое здоровье и поэтому не берегут его. Многие дети имеют тяжелую наследственность, родовые травмы, неблагоприятные санитарно-бытовые условия жизни. Причиной ю ухудшение здоровья может стать экологическим загрязнениемння.

. Признаки социальной и педагогической запущенности дошкольников:

Неуспеваемость в ролевой игре (трудности в общении со сверстниками, дети предпочитают предметным играм);

Неподготовленность к школе (дисгармония эмоционально-волевой сферы, недостаточно развиты познавательные способности и произвольность поведения, неумение общаться со взрослыми и детьми);

Плохая адаптация к пребыванию в детском саду;

Отклонения в поведении (агрессивность, гиперактивность);

Отставание в развитии (позже начинают ходить, говорить и т.д.)

. Признаки социальной и педагогической запущенности младшего школьника:

. Нарушение образа"Я" - неадекватная самооценка, недовольно-лена потребность в признании (быть хорошим учеником, быть принятым) повышенная обидчивость, негативизм, эгоцентризм

. Неразвитость младшего школьника как субъекта общения - слабая социальная рефлексия, непонимание со стороны взрослых, низкий социометрический статус, эмоциональная нестабильность, неадекватное поведение в социальных ситуациях, гиперсоциализованисть, не-восприятия р ровесникам.

. Неразвитость младшего школьника как субъекта деятельности - несформированность мотивов учения, низкая учебно-познавательной активности, слабая научуванисть, несформированность элементов и навыков учебной деятельности, основных учебных умений

. Специфика индивидуально - типологических особенностей -дисгармония развития, нестабильность, ригидность нервной системы, развитая произвольность психических процессов

Организация индивидуальной работы с педагогически запущенными детьми

1. Влияние на условия семейного воспитания ребенка:

Повышение психолого - педагогической грамотности родителей;

Помощь в организации мыслительной деятельности ребенка;

Контроль за организацией нормального режима дня ребенка;

Индивидуальные консультации с родителями

2. Совершенствование воспитательной работы с классом:

Гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;

Создание надлежащего микроклимата;

Коррекция взаимоотношений педагога с ребенком

3. Помощь ребенку в личностном росте:

Изучение ребенка;

Индивидуальная работа по устранению недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферы;

Включение ребенка в активную деятельность на основе ее интересов и наклонностей;

Руководство общения ребенка со сверстниками;

Преодоление негативной мотивации учения

Подростковый период - трудный период психического развития он сложен для самого подростка и для работы с ним. Часто причины появления трудного ребенка в этот период связано с возрастными особенностями развития д детей подросткового возраста. . Основные причины сложности возраста:

1) перестройка моторного аппарата;

2) психические изменения, связанные с половым созреванием

3) деформированное развитие сексуального интереса;

4) дисгармония социального и биологического развития;

5) стремление завоевать статус взрослого;

6) недостаточная критичность к себе, увеличена до других;

7) рефлекс подражания, групповой эгоизм, конформность;

8) быстрый темп изменений;

9) накопления дефектов воспитания (нарушение эмоциональной сферы, социальная незрелость, неуверенность, безответственность);

10) чувство взрослости, проблема самостоятельности, реакция эмансипации;

11) аморфная мораль;

12) возбудимость, конфликтность, обостренное чувство собственного достоинства

Эти особенности возраста могут стать причинами появления трудных подростков

. Субъекты реабилитации трудных подростков: педагогически запущенные, правонарушители, дезадаптированные подростки с девиантным поведением, дети-сироты, подростки с отклонениями психосоматического и нервно-психического здоровья и с функциональных отклонений--ниями_

. Основные направления работы учителя с трудными подростками:

1. Профилактика - снятие причин, вызывающих отклонения в развитии личности. Есть такие группы методов профилактики:

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности;

Организация жизни и деятельности ученического коллектива;

Общение и взаимодействие учителя с подростком;

Стимулирование активности подростка;

Психолого-педагогическая пропаганда

2 . Диагностика : а) педагогически запущенных подростков (выявление характера проявления нарушения развития личности, познавательной, эмоциональной-волевой сферы, поведения и общения, выявления школьных причин);

3 . Коррекционная работа . Основой коррекции является активное привлечение подростков к различным видам деятельности, где они могли бы зарекомендовать себя с лучшей стороны. На начальной стадии коррекции следует привлекать трудных подростков к таким х видов деятельности, которые им легко даются. Со временем задачи должны усложняться. Нужно придерживаться принципов умеренного дозирования, поэтапного осложнения, систематического контрололю.

Учитель должен опираться на тех людей, которые имеют влияние на подростка, знать степень своего влияния на личность; учитывать позицию ученика в классном коллективе; работать с трудным подростком через коллектив;, создать для этого надлежащую обстановку. Он должен не разделять обучения и воспитания согласовывать различные воспитательные воздействия, организовать совместный досуг, способствующим накоплению общих эмоций, пош уку совместных переживаний; опираться на положительное в личности ребенка; учесть ее возрастные и индивидуальные особенности; сочетать психологические и педагогические методы влияниеу.

Эффективность работы с трудными подростками зависит от рационального подбора методов и средств воспитательного воздействия на каждую личность. Индивидуальный подход предполагает:

1 глубокий изучения личности трудного подростка. Учитель должен знать уровень развития подростка, жизненную позицию, его положительные возможности

2 разработки индивидуальной программы воспитания ученика, подбор наиболее эффективных средств и методов воздействия. Учитель должен знать механизмы убеждения, формирование адекватной самооценки, особенности влияния на р развитие познавательной и нравственной сферы личности, коммуникативных и поведенческих навыков подростка, способствовать развитию навыков самопознания и самовоспитанияня.

3. Привлечение к определенному виду деятельности, в каком тяжелом подростку гарантированный успех. Создание условий совместной деятельности, где можно блокировать агрессивность и другие негативные проявления поведения подростка

4. Тесное взаимодействие с семьей. Задачи работы с родителями: ознакомление родителей с возрастными особенностями, помощь в решении конфликтных ситуаций, разработка совместных действий

. Специальные формы работы

- с учениками :

индивидуальные консультации; тренинги общения, предусматривающие взаимное обсуждение качеств личности подростка, выявления негативных качеств

- с родителями

консилиумы; школа для родителей

- с учителями:

развитие коммуникативных качеств учителя, его эмпатийности; личностный рост учителя

Кто такие трудные дети? Независимые, грубые и циничные подростки, которые не хотят учиться, не уважают взрослых и негативно влияют на сверстников, или чувствительные и ранимые личности, которые ощущают свою неполноценность, несостоятельность и ущемленность, остро нуждаясь в поддержке и понимании? В каком возрасте возникают первые трудности в воспитании детей, и как с ними справиться? Со всеми этими вопросам мы с Вами постараемся разобраться.

Трудные дети действительно характеризуются плохим поведением и неумением контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, зачастую совершая необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, довольно трудно идут на контакт со взрослыми, не признавая даже явных авторитетов. Кроме того, трудные дети нередко отличаются своей дерзостью, жестокостью и мстительностью. Они часто провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.

Работа психолога с трудными детьми

Понятие «трудные дети» обсуждается педагогами и в особенности психологами. Считается, что трудные дети – это дети с нарушенной психикой. Малыши рождаются здоровыми. Но в силу обстоятельств, связанных с условиями жизни и неправильным воспитанием, в начальных классах школы они начинают замыкаться в себе, отдаляются от родителей и учителей. Нередко у таких детей начинает развиваться синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сопровождающийся невнимательностью, импульсивностью, неспособностью концентрироваться, а также периодически повторяющимися истериками и приступами гнева. Все это приводит к появлению проблем в школе, непониманию со стороны родителей, и конфликтам с педагогами. Поэтому работа психолога с трудными детьми очень важна.

Трудные дети могут иметь различные сложности, некоторые испытывают проблемы в общении, некоторые характеризуются повышенной возбудимостью и даже агрессивностью, некоторые, наоборот, являются слишком пассивными, слабохарактерными и безвольными. Некоторые же отстают от сверстников в умственном развитии.

Воспитание трудных детей отличается от обычных. Так как сами подростки своим грубым поведением препятствуют полноценному образованию. Такие дети резко выделяются своими индивидуальными особенности, учесть которые зачастую может только спецшкола для трудных детей. Преподаватели обычной школы, как правило, не справляются с неуважительным отношением к себе, открытой ненавистью к учебе, а также постоянными конфликтами в классе, которые провоцируют бесшабашные невоспитанные дети. И в результате многие из таких детей впоследствии становятся на путь правонарушений, алкоголизма или наркомании, ломая собственную жизнь. Кроме всего прочего, трудные дети зачастую не отличаются особыми умственными способностями, имеют проблемы с освоением даже самых элементарных понятий и правил.

Помощь трудным детям

Ошибочно полагать, что одно лишь воспитание и особое внимание со стороны родителей может помочь в данной ситуации. Очень часто психические отклонения у детей в переходном возрасте являются последствием перенесенных травм головы, тяжелых нейроинфекций, которые значительно ослабляют , или минимальной мозговой дисфункции. Ранее на нашем сайте мы уже писали о последствиях алкогольной интоксикации плода во время беременности. Так вот одним из таких возможных последствий безответственного поведения будущей мамы, которая , будучи в положении, как раз и является умственная отсталость ребенка и проблемы с психикой, которые начинают проявляться в подростковом возрасте на фоне гормональной перестройки организма. Поэтому, если родители начинают замечать признаки психического расстройства у ребенка, меняется его поведение, он перестает контролировать собственные эмоции и все это сопровождается понижением успеваемости в школе, стоит обратиться к психоневрологу, невропатологу или детскому психиатру. Помощь трудным детям должна быть своевременной. После тщательного обследования специалист сможет либо подтвердить, либо опровергнуть опасения родителей. Он же назначит лечение, без которого все педагогические методики влияния на такого ребенка не дадут никакого результата.

Трудные дети или трудные родители

Так что же все-таки, трудные дети или трудные родители? Нередко после обследования оказывается, что никакой патологии у ребенка нет, а его плохое поведение – лишь результат неправильного воспитания и недостаточного внимания со стороны родителей. Чаще всего одной из главных причин является неблагоприятный микроклимат в семье, постоянные ссоры родителей, которые не могут договориться по вопросам воспитания ребенка, выдвигая ему абсолютно противоположные требования. Мама хочет вырастить математика, а папа футболиста, и за постоянной руганью никому даже в голову не приходит, что ребенок увлекается музыкой, но не может реализовать свой талант, и вдобавок чувствует себя виноватым во всех бедах. На его глазах рушится его собственная семья, ломается его личная жизнь, и естественно, все это отражается на его поведении и успеваемости.

Иногда причиной плохого поведения являются учителя, которые изначально выдвигают завышенные требования к ребенку, постоянно ставят плохие оценки, и тем самым отбивают всю тягу к учебе. Некоторых детей это подзадоривает и бывает полезно, но для некоторых особо чувствительных детей такой провал в самом начале учебы оказывается фатальным. Ребенок начинает искать другие сферы применения своей энергии. Хорошо, если он ударяется в , но нередко такие дети попадают в дурные компании, начинают курить, пропадать из дому. И все из-за неправильных действий взрослых, не сумевших вовремя найти подход к тонкой и ранимой детской душе.

В следующей статье мы постараемся разобраться, как же родители могут помочь трудному ребенку, и какую роль в этом должна играть школа.

Типизация «трудных» детей и подростков.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

1. дети с нарушениями в сфере общения

2. дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

3. дети с недостатками умственного развития

4. дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные) Там же.С.7..

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

1. циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.

2. неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.

3. подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко - табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.

4. аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

5. Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер (1929) считает склонность к праздношатанию - бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария и др.-Ростов - на Дону,2002. С. 481.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «трудные дети» очень ёмкое, и дать ему точное определение достаточно сложно.

Основные причины возникновения трудного поведения.

В конце 19- начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы:

1. биологические причины

2. психологические причины Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария и др.-Ростов - на Дону,2002. С. 480.

Так, например, авторы биологических теорий, такие как итальянский врач Цезаре Ломброзо или американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:

1. Эндоморф - человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом - такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.

2. Мезоморф - тело человека отличается силой и стройностью - он отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.

3. Эктоморф - отличается тонкостью и хрупкостью тела - склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.

Хотя подобные биологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное и делинквентное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими Там же С.481..

К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые развёрнутую социологическую теорию разработал Э.Дюркгейм. Он ввёл понятие аномия, т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.

Впоследствии социологическую теорию развивали Р.Мертон, Р.Линтон, У.Миллер, Г.Беккер. В настоящее время эта теория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного и делинквентного поведения детей Там же С.482..

На самом деле, по мнению современных социологов, психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая всё без разбору. Отличать плохое от хорошего они ещё не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей Кащенко В.П. Асоциальное поведение школьника// вопросы психологии.- 2003.-№5. С.43.

Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Например, А.И.Кочетов выделял следующие причины:

· Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всё менее цивилизованным.

· Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

· Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

· Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания - от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

· Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей

· Неблагоприятная наследственность

· Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться

· Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

· Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность)

· Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.)

· Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых

· Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения

· Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности

· Замедленные темпы умственного, социального и морального развития

· Педагогическая запущенность Там же. С.45.

Педагогическая запущенность - это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

Трудные дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает - он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду Там же. С.47..

С. Невская и И.Невский объясняют отклонения в поведении детей и подростков следующими группами факторов:

· Педагогической запущенностью, когда ребёнок ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия необходимых знаний, умений, навыков.

· Социальной запущенностью, т.е. испорченностью неправильным воспитанием.

· Глубоким психологическим дискомфортом, вызванным негативным психологическим микроклиматом в семье, неуспехами в учёбе, несложившимися взаимоотношениями в классе, грубым или жестоким отношением к нему со стороны родителей, старших.

· Отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, возрастными кризами.

· Незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием лично значимых жизненных планов и целей, безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды Хрестоматия по педагогике.: Учебное пособие для усащихся педагогических университетов, институтов и колледжей в 2 частях. Часть 2/ О.П.Морозова. Барнаул,1999. С. 138.

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Во всех этих случаях наносится вред не только обществу, но и личности, её формированию. Очень часто человек остаётся ущербным всю жизнь Там же. С.139.

Таким образом, самый общий и краткий анализ характера отклонений в поведении детей и подростов позволяет выделить следующие этапы развития:

1. неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.

2. порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей.

3. Девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления и проступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, кражи и др.)

4. делинквентное, или предпреступное, поведение, которое несёт в себе зачатки криминального и деструктивного поведения - эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения.

5. противоправное, или преступное, поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления

6. деструктивное, или экстремальное, поведение, основу которого составляют действия и поступки, наносящие непоправимый ущерб личности - систематическое употребление спиртных напитков, токсических и наркотических средств и др. Там же. С. 139.

Из вышеприведённых фактов можно сделать вывод, что помимо биологических и психологических теорий существуют и социальные теории, которые достаточно правдиво разъясняют причины появления «трудных» детей. Прежде всего, указывают социологи, семья воспитывает ребёнка: уделяет ему достаточно внимания, или попустительски относится к нему.

Пребывая в семье с раннего детства, подросток подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи. Неблагоприятные условия семейного воспитания накладывают отпечаток на формирование личностных качеств, соответствующим образом сказываются на характере подростка.

· Исследования неблагополучных семей позволяют определить основные причины педагогической запущенности подростков:

1) грубое, неуважительное, пренебрежительное отношение к детям со стороны родителей и взрослых членов семьи;

2) отсутствие требований к детям со стороны родителей;

3) несоблюдение единства требований к подростку со стороны отца и матери;

4) нарушение меры в поощрении;

5) нарушение меры в наказании;

6) нездоровая нравственная атмосфера семьи;

7) пребывание подростка в позиции иждивенца, в атмосфере ничегонеделанья;

8) злоупотребление родителей прямыми назойливыми назиданиями;

9) безнадзорность (объективная и субъективная);

10) избалованность, изнеженность детей,

11) нездоровый образ жизни родителей;

12) дурной пример родителей Плоткин М. М.Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей// Педагогика.- 2000.- №1. С.19

· Исходя из типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условных групп трудных детей:

1. Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.

2 Безнадзорные дети (дети, предоставленные сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу учащихся в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей).

3. Избалованные, изнеженные дети (дети, получившие чрезмерную дозу любви матери, отца, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделанья).

4. Дети развращенные дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка) Там же. С. 20..

Неблагоприятные условия семейного воспитания являются первоочередной причиной девиантного и делинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что в современном обществе очень велико количество неблагополучных семей, то можно сделать вывод и об огромной численности «трудных» детей. Причём отношение к ним в нашем обществе не всегда является критическим, а среди сверстников «трудные» дети практически никогда не встречают открытого осуждения. Почему это происходит?

По мнению многих современных психологов и социологов, наше общество само подталкивает детей и подростков к девиантному и делинквентному поведению. Рассмотрим следующие факты.

Одним из средств массового воспитания, массовой культуры являются средства массовой информации - СМИ. Фильмы, газетные статьи, радиопередачи формируют представление ребёнка о том, что является модным, современным, увлекательным. И зачастую СМИ романтизируют девиантное поведение, т.е. те, которые должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот способствуют увеличению их численности.

В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки), "Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики), "Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих "американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками, поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей, где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы». http: // www.mos.ru

В августе-декабре 2004 г. Единым научно-методическим центром Комитета по культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о средствах массовой информации". В нем участвовали 754 человека. Среди них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни молодежи, ответы распределились следующим образом.

Источники информации о жизни молодежи (Здесь и далее в % от числа опрошенных) Там же.

Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение.

В ходе исследования был также задан вопрос, сколько времени уделяют подростки тем или иным информационно-культурным источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде" оказались книги.

Сколько времени Вы уделяете: Там же..

К лидерам, формирующим мнение, представления и запросы подростков можно отнести популярных артистов и певцов, музыкальные группы, спортивных кумиров и модельеров, газетных, журнальных, телевизионных и ведущих и т. п. На страницах печатных изданий, по молодежному радио и телевидению можно зачастую услышать горделивые признания рок-звезд и кинокумиров о том, какие наркотики они употребляют и как это "круто", как это способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряет чувства. А после этого исполняется "хит сезона" - песня о наркотических галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности, намеки, логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, шутки на эту тему - все это стало обычным явлением на телевидении, радио, в прессе. Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительную воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и прибыли наркомафии Там же..

Во многих печатных и электронных средствах массовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть печатных площадей, эфирного времени предоставляется откровенной или скрытой пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет. Реклама всех сортов пива буквально заполонила все СМИ. Результатом этого является рост детского и молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет, так называемый, пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде Там же..

Таким образом многие современные СМИ способствуют воспитанию у подрастающего поколения интереса к преступности, алкоголизму, наркомании, т.е. различным формам девиации.

Как часто приходится слышать «Мой сын не выносим..», «Моя дочь вымотала мне все нервы…». В отчаянии родители мечутся от детского психиатра к местным бабушкам для снятия порчи и сглаза. Вконец вымотав себя, они оставляют все как есть, надеясь, что со временем их дети перерастут и изменяться. Но, к сожалению, пассивность, которая усыпляет их, дает возможность более грозным врагам захватить психику ребенка и сделать их полностью бесконтрольными, разрушая и их самих и жизнь их родителей.

Причины появления в семье трудного ребенка

«За что мне все это???» - вопрос, который задают себе все родители в порыве отчаяния, когда их чадо совершило очередной неразумный поступок. Конечно, для того чтобы выдержать все это и найти выход, в первую очередь им необходимо понять почему их ребенок ведет себя таким образом и какова их собственная роль во всем происходящем. С точки зрения психологии появление в семье трудного ребенка возможно по двум причинам.



  • Разрешение проблем в психологии родителей
    В противоположность первому, во втором случае трудные дети приходят, чтобы помочь своим родителям разрешить проблемы в их собственной психологии. Возможно, такая ситуация более заметна. Часто можно наблюдать состоятельные семьи, в которых ребенок ни в чем не нуждается, но его поведение отличается нетерпимостью, властностью и необъяснимой жестокостью. Все это – внешний сигнал для родителей, которые полностью сосредоточили свою жизнь вокруг материальных ценностей. Для них человек становиться синонимом существа, обладающего определенной суммой денег. Все остальные с бюджетом ниже установленного уже автоматически становиться ниже людей. Еще одним ярким примером являются родители, обладающие скандальным характером и истерическим поведением. Придя к такой матери или отцу, ребенок со сложной психологией призван помочь им остановиться и перестать обвинять во всех своих проблемах других, а начать самим принимать ответственность за свою собственную жизнь.

Работа с трудным ребенком

Рассмотрев причины прихода трудных детей, нам теперь будет легче выбрать дальнейшее направление в работе над улучшением ситуации. Когда Вы чувствуете сильные внутренние обязательства перед своим сыном или дочерью, тогда Вам необходимо принять, что Вам нельзя пассивно присутствовать в его или ее жизни. Ваша задача сделать все возможное, чтобы Ваш ребенок научился доверять Вам и прислушиваться к тому, что Вы говорите. Здесь необходимо работать и с детским психологом и проделать большую самостоятельную работу. Ваш фокус должен быть на гуманном отношении ко всему живому, уважению к другим людям и культуре поведения. Нужно помнить, что такие дети способны учиться в основном только на последствиях своих поступков. Поэтому каждую большую проблему нужно анализировать и рассматривать вместе с ребенком, чтобы он мог понять, что на нем лежит ответственность за последствия этой проблемы. Трудные дети отличаются сильной внутренней запуганностью и уверенностью в том, что они никому не нужны. Особенно им не хватает женской энергии в своем существе, чем и объясняется их хладнокровное поведение. Мамина любовь – это самое ценное лекарство, которое может оказать поистине чудесное воздействие на психику такого ребенка. Для таких детей мама становиться тем мостиком, который соединяет их и с папой и со всем остальным миром.


Когда Ваш ребенок приходит, чтобы помочь Вам, то здесь основной становиться работа над собой. Меняя что-то в себе, Вы становитесь настоящим примером для своего ребенка, зацикленного только на своих потребностях. Пример того, что мама или папа избавились от старой привычки обвинять всех вокруг в своих проблемах или снизили ценность денег в своей жизни, станет началом переворота и в жизни их ребенка. Такая работа является лучшим доказательством того, что меняя себя, мы помогаем меняться и другим. Научившись общаться с другими без истерик и скандалов, Вы также откроете своему ребенку новый мир, где решение проблемы достигается спокойным обсуждением и рассматриванием точек зрения всех сторон, а не сфокусировано только на потребностях и желаниях одного человека.


Как бы не сложилась Ваша ситуация, всегда нужно помнить о тонкой грани в отношениях со своими детьми. Вы не сможете прожить за них их жизнь или принимать на себя все удары их судьбы. Нужно избегать фанатичной жертвенности. Нужно помнить, что Вы объединились в этой семье для каких-то общих целей. Но, несмотря на это, у каждого из Вас свое направление в жизни. Дайте своему ребенку учиться пользоваться своей свободной волей и принимать решения. В свою очередь учитесь чему-то новому сами. В Вашей жизни существует еще много задач, которые Вам предстоит выполнить. И для того, чтобы Вы это сделали на должном уровне, Вам нужны и силы и время. Сделайте все зависящее от Вас. Но если Вам так и не удалось помочь своему ребенку, не стоит винить себя, а принять это как его собственный выбор.