Явная и скрытая жизнь константина вентцеля. Модель идеального воспитательно-образовательного учреждения К.Н. Вентцеля и опыт ее практической реализации Вентцель педагогические идеи

После революции 1905—1907 гг. широкое распространение получила среди педагогов теория «свободного воспитания», идеи которой наиболее ярко выразил Константин Николаевич Вентцель (1857—1947). Его сочинения «Освобождение ребен-ка», «Новые пути воспитания и образования детей, «Этика и педагогика творческой личности» насыщены острой критикой старой школы, свидетельствуют о большой любви к детям, стремлении развить их творчество исканием новых путей вос-питания. В этом положительное значение выступлений К. Н. Вентцеля в тот период.

Но, критикуя старую школу, возмущаясь школьной политикой самодержавия, Вентцель, как и другие сторонники теории «свободного воспитания», не мог, однако, противопоставить ей положительный- идеал новой школы.

Идеи «свободного воспитания» в целом явились отражением в педагогике тех упадочнических и нередко религиозных настроений, которые после поражения революции 1905 г. были характерны для некоторой части мелкобуржуазной интелли-генции, отшатнувшейся от революционной борьбы и пропо-ведовавшей идеи примирения- классов. Например, Вентцель говорил, что следует создать новую религию, добиться гармо-нической жизни, но не революционным, а мирным путем. Большую роль он отводил новым школам, в которых «в единении» будут воспитываться дети капиталистов и пролетариев, санов-ников и швейцаров. Благодаря этому будто бы прекратится борьба и наступит сотрудничество классов.

Вентцель взамен старой школы предлагал создать «дома свободного ребенка», где бы не было учебного плана, про-грамм, "классно-урочной системы. Эти «дома» могли бы посе-щать дети от 3 до 13 лет, они могли бы в зависимости от возраста и своих интересов свободно объединяться в подвижные группы, чтобы поиграть, порезвиться, заняться каким-либо про-изводительным трудом, побеседовать со взрослыми и таким путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематического учения здесь не предполагалось центром занятий должны быть мастерские. Вместо постоянных учителей заниматься с детьми должны родители. Дети и родители составят своеоб-разную общину.

Протестуя против старой школы, Вентцель, таким образом, отрицал вообще необходимость школы как центра органи-зованного воспитания детей. Он искренне, стремился развить творчество и инициативу воспитанников, но при этом идеали-зировал детей, переоценивал их опыт. .

Теория «свободного, воспитания», благодаря тому что в ней содержался протест против реакционной школьной поли-тики царизма, сыграла некоторую положительную роль, но принципиально неверным в этой теории было: проповедь со-трудничества классов, отрицание необходимости революционной борьбы за новый общественный строй, крайняя идеализация детей и отрицание права взрослых руководить их воспитанием, обеспечивая осуществление идейно-политических целей и задач. Единомышленники Вентцеля не связывали реформы воспитания и строительство «свободной школы» с коренным преобразо-ванием общественного строя в России, с победой рабочего класса.


К. Н. Вентцель считал, что «дома свободного ребенка» могут облегчить переход от старого социального строя, капиталисти-ческого хозяйства и наемного труда к новому социальному строю на основе свободного труда, при котором никто не будет эксплуатировать другого. «Дома свободного ребенка», по мнению Вентцеля; «могли бы содействовать более мирному, менее кровавому и менее насильственному разрешению социального вопроса». .

Содержание воспитательной работы в «доме свободного ребенка» должно было строиться на принципе удовлетворения индивидуальных текущих интересов и запросов детей. Вентцель считал, что каждый ребенок имеет свою субъективную про-грамму образования и выбирает из сокровищницы знаний те, которые ему нужны для жизни. «И размер всего этого,— писал Вентцель,— будет определяться как природными даро-ваниями, так и наклонностями, вкусами и интересами каждого ребенка». Он ратовал за крайнюю индивидуализацию обу-чения.

В своей книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель разработал- основы «свободного воспитания» детей дошкольного возраста. Он предлагал создать наряду с «домом свободного ребенка» дошкольное учреждение, названное им «идеальный детский сад».

Этот детский сад, по его мнению, тоже педагогическая община, в которой воспитатель и дети — «две равноправные единицы». Он должен быть, по замыслу Вентцеля. «маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие» (труд по самообслуживанию, изготовление пособий и игрушек, уход за растениями, животными, сельскохозяйственный труд и т. п.). Детский сад.должен «стать местом счастья, радости и свободы», местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и прочих запросов ребенка, «местом цельной и гармонической жизни ребенка». Здесь, как и в «доме свободного ребенка», не должно быть про-грамм, планов, расписания, а следует проводить план жизни самих детей, т. е. эпизодические занятия по замыслу и сво-бодному выбору детей. И воспитатель детского сада, и дети — все должны быть творцами; в занятия?! воспитателя с детьми должна преобладать педагогическая импровизация творче-ство, без всякой предварительной подготовки.

В «идеальном детском саду» воспитатели должны смотреть на ребенка как на «маленького художника, которому надо только помогать _ совершенствоваться и находить самостоятельно все более и более лучшие формы для воплощения красоты» Из пластических искусств дети в детском саду Вентцеля должны были рисовать, заниматься скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), аппликацией, металлопластикой. На этих занятиях им следовало предоставлять свободный выбор тем для работ, по возможности широкий и разнообразный. Игры в детском саду, считал Вентцель, тоже должны быть творческими, свободными будучи «методом освобождения творческих сил», они изобре-таются самими детьми.

Практика работы этого детского сада, строившаяся вначале на основе теории «свободного воспитания», из года в год изменялась и все более удалялась от установок этой невер-ной теорий свободного воспитания.

Вентцель Константин Николаевич (1857-1947) - русский педагог, теоретик свободного воспитания. Родился в Петербурге в дворянской семье. Учился в Технологическом институте (1875-1876) и Петербургском университете (1876-1877). С 1880 г. участник революционного народнического движения (в 1885 г. арестован в Воронеже, выслан). В 1891 г. перебрался в Москву и четверть века работал в статистическом отделении городской управы. Это была ненавистная Вентцелю рутинная служба ради куска хлеба, необходимая, чтобы прокормить семью. Все свободное время он посвящал захватившей его гуманистической проблеме — как сделать человека свободным, счастливым, освободить его от невидимых цепей духовного рабства.

Вентцель Константин Николаевич - педагогические идеи

Вентцель занимался теоретической разработкой вопросов нравственного воспитания. Он опубликовал ряд статей, в которых пытался дать ответ на вопрос, как воспитать нравственную личность, и резко критиковал современную ему школу, главным пороком которой считал игнорирование личности ребенка.
В годы первой русской революции Вентцелю и его единомышленникам из «Общества друзей естественного воспитания» представилась реальная возможность приступить к осуществлению своих идей на практике. 1 сентября 1906 г. в Москве они открыли Дом свободного ребенка. Это была своеобразная община, объединяющая детей, их родителей и педагогов; содружество, основанное на идеях братства, свободы и справедливости, в котором ребенок становился подлинным центром педагогической вселенной. Дом свободного ребенка явился качественно новым воспитательно-образовательным учреждением. В основу учебного процесса были положены потребности и запросы ребенка, которые всемерно стимулировались и развивались педагогами. Большое внимание Вентцель и его единомышленники уделяли привлечению родителей к идеям свободного воспитания, а главное — осуществлению этих идей в жизни семьи. В 1908 г. открылся Родительский клуб, главной целью которого являлось содействие сближению и единению родителей в деле свободного воспитания их детей. В клубе были созданы музей образцовых детских игрушек, предметные кабинеты, мастерские, организованы курсы по педагогике, имелась библиотека с литературой по воспитанию. Хотя Дом свободного ребенка просуществовал недолго (до середины 1909 г.) и пал жертвой, прежде всего, материальных трудностей, он явился наглядным доказательством возможности воплощения в жизнь принципа отделения школы от государства, полной автономии школы. В своих программных книгах «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Новые пути воспитания и образования детей», написанных на основе накопленного опыта, Вентцель существенно обогатил теорию свободного воспитания.
В отличие от официальной педагогики, дрессирующей детей и подгоняющей их под определенный шаблон, теория свободного воспитания делала ребенка центром воспитательной и образовательной деятельности. Педагогу следовало опираться на самодеятельность ребенка во всех ее формах. В нравственном воспитании предполагалось содействовать ребенку в выработке своей личной нравственности и религии, в реализации права быть «свободным искателем и творцом духовных ценностей». Важнейшее значение придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Вентцель считал, что «систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей».
Общечеловеческие ценности педагог ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач.
Вентцель написал первую в мире «Декларацию прав ребенка» (1917), являющуюся своеобразным гуманистическим манифестом. В ней он провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права и постановил, что основой воспитания должны являться индивидуальные особенности конкретного ребенка. Он обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное образовательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Он отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Вентцель отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как психическая активность вообще.
Декларация Вентцеля на десятилетия опередила аналогичную Декларацию, принятую ООН 20 ноября 1959 г. Совпадают не только их название, круг идей, но и группировка положений, ведущие разделы и направления. Несомненен и «дето-центрический» пафос обоих манифестов, их обращенность к миру ребенка. В них превалирует забота о реализации ведущих прав ребенка, о создании благоприятных предпосылок для того, чтобы он «развивался физически, умственно, нравственно, духовно здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства». Но даже при беглом знакомстве с «Декларацией прав ребенка» Вентцеля бросается в глаза, насколько этот документ глубже, гуманистичней и оригинальнее современного.
Прежде всего, он носит «субъектный» характер; в нем ребенок выступает не пассивным потребителем, дожидающимся, что государство и общество удовлетворят его насущные потребности, а активной, действенной силой. Это провозглашается уже в преамбуле Декларации: «Молодое поколение должно само бороться за свое освобождением. В свете данного принципа становится более понятен наиболее «шокирующий» принцип Вентцеля: «Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями». Данный посыл последовательно проходит через Декларацию: «Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование на всех его ступенях являются свободным делом ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью». Как нетрудно заметить, в данном тезисе Вентцеля содержатся основные принципы гуманистической педагогики. Добавим к этому его призыв к «воспитанию без наказаний».
После Октябрьской революции Вентцель способствовал строительству школы нового типа: читал лекции на курсах учителей, принимал участие в организации института народного образования, разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 20-30-е гг. XX в. он основал новое направление — космическую педагогику, высшая цель которой — воспитание человека, осознающего себя гражданином Вселенной. Основой космического воспитания выступило естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного Космоса.

Педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технологическом институте (1875-1876 гг.) и Петербургском университете (1876-1877 гг.). С 1880 г. участник революционного народнического движения (в 1885 г. арестован в Воронеже, выслан). С 1891 г. работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 г. в Воронеже: преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. С 1922 г. в Москве, на пенсии.

В книге "Этика и педагогика творческой личности" (т. 1-2, 1911-1912 гг.) Вентцель выделял 3 важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравственного идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитательные задачи; политическую, задача которой - изменение форм обществ, жизни. Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравственного совершенствования личности.

Педагогические взгляды Вентцеля развивались в русле педоцентризма. Совместно с членами комиссии по организации семейных школ Педагогического общества при Московском университете (О. В. Кайданова , И. И. Горбунов-Посадов, M. M. Клечковский, Н. В. Чехов и др.) разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Главная задача воспитания - развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством. Главное средство нравственного, умственного и физического развития - творческий производительный труд. Вентцель детально разработал принципы организации воспитательно-образовательного учреждения - Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве (1906-1909 гг.).

После Февральской революции 1917 г. социальный переворот мыслил в единстве с педагогической революцией, которую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах "Как бороться с милитаризмом" (1917 г.), "Современный момент и свободное воспитание" и "Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка" (1918 г.) обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит, задач.

В "Декларации прав ребёнка" (одной из первых в мировой практике) в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. Наибольшую критику вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Не учитывалось, что Вентцель имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.

После Октябрьской революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917-1922 гг. разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей педагогической концепции, которую назвали вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922 г.), отошёл от активной педагогической деятельности. В 20-30-е гг. труды Вентцеля посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам [неопубликованные работы: "Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве" (1926 г.), "Философия творческой воли" и "Луч света на пути творчества" (1937 г.)].

Разрабатывал новое направление в воспитании - космическую педагогику, высшая цель которой - полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос (или ноосфера, по В. И. Вернадскому) трактовался Вентцелем как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравственным императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.

Многие идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производит, труда; связь образовательной деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве советской школы.

Литература: Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 - 1947). [Некролог], Начальная школа, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель - виднейший представитель свободного воспитания (1857-1947), Советская педагогика, 1964, № 4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные русские педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; Михайлова М. В., Дом свободного ребенка, Советская педагогика, 1983, № 4.

М. В. Михайлова, Н. В. Богуславский

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда: Описание слайда:

Судьба как будто специально задалась целью предоставить К.Н. Вентцелю возможность испытать всю меру трагического непонимания и неприятия отстаиваемых им идей и взглядов. Сам Константин Николаевич с горечью писал: Судьба как будто специально задалась целью предоставить К.Н. Вентцелю возможность испытать всю меру трагического непонимания и неприятия отстаиваемых им идей и взглядов. Сам Константин Николаевич с горечью писал: ...И опять окружен я рабами в цепях, И они, торжествуя, цепями звенят, И толкуют о том, как в ребячьих сердцах Они будут выращивать рабство и страх. И «Свободный ребенок» объявлен мечтой И волшебным, несбыточным сном. И о клетке они говорят золотой Под тяжелым железным замком. Оттого в моем сердце такая печаль, И тоскою душа так полна. Что же манит друзей моих светлая даль, Где свободного детства страна Так пленительно ясно видна?

Слайд 16

Описание слайда:

Список литературы: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996 Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 2-ое. – М., 1915 Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов /Сост. Филоненко Л.Д. – М., 1993 Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 - 1947). [Некролог], Начальная школа, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель - виднейший представитель свободного воспитания (1857-1947), Советская педагогика, 1964, № 4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные русские педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; Михайлова М. В., Дом свободного ребенка, Советская педагогика, 1983, № 4. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С. 140. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Слайд 17

Описание слайда:

Вентцель Константин Николаевич , русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания . В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885‒87). В годы 1-й мировой войны выступал против милитаризма и шовинизма. По своим философским воззрениям В. идеалист; его философское кредо выражено в работе «Этика и педагогика творческой личности» (т. 1‒2, 1911‒12). В. принимал активное участие в работе Педагогического общества.

В 1896 появилась первая самостоятельная работа В. по педагогике ‒ «Основные задачи нравственного воспитания».Педагогическая концепция В. (в основном изложена в книге «Борьба за свободную школу», 1906) выражала протест демократической русской интеллигенции против удушающей атмосферы, царившей в обществе и школе при самодержавии. В духовном и нравственном усовершенствовании людей он видел основу для создания нового общества и в этой связи разрабатывал теорию «свободного воспитания». Исходя из того, что воля, а не интеллект, является основой духовной жизни, В. недооценивал умственное образование. Он критиковал дореволюционную школу за то, что в ней изучался определённый обязательный круг учебных предметов, расположенных в известном систематическом порядке. Он полагал, что ребёнок должен получать столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда в этом почувствуется потребность.

Школе В. противопоставлял «Дом свободного ребёнка» . В педагогических взглядах В. были и рациональные зёрна, в частности он справедливо рассматривал труд как мощное средство нравственного воспитания.

Не понимая того, что после победы Великой Октябрьской социалистической революции появились новые общественные условия для создания подлинно свободной школы, В. продолжал некоторое время отстаивать идею «автономии» школы от государства и проповедовать аполитичность воспитания. В 1919‒22 В. работал в Воронежском губернском отделе народного образования, читал лекции в Воронежском университете и активно участвовал в организации института народного образования. Его рукописные мемуары «Пережитое, перечувствованное и сделанное», датированные 1932, хранятся в научном архиве АПН СССР.