Занятие доп о по квиллингу. Занятия квиллингом для детей старшего дошкольного возраста. "Бумажные фантазии в технике квиллинг"
Мастер класс по квиллингу .
Цели и задачи:
Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве – квиллинг. Ознакомить с техникой выполнения квиллинга. Ознакомить слушателей с опытом ДОУ в данном направлении.
План проведения:
1.Знакомство с историей квиллинга.
2.Знакомство с инструментами и техникой выполнения.
3.Практическая часть.
Познакомить педагогов и родителей с техникой квиллинга .
В практике детских дошкольных учреждений стали использоватьновый вид творчества «квиллинг» или «Бумага пластика». Это принципиально новый вид искусства очень нравиться детям, однако не все педагоги и родители знакомы с этим искусством, поэтому цель нашего мастер класса познакомить с историей возникновения квиллинга, значением его для детей.
История квиллинга
На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.
2. Инструменты для квиллинга
Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:
Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
3.Техника квиллинга
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем – используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.
4.Бумага для квиллинга
Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент.
Гофрокартон .
Для работы с гофрокартоном применяется техника та же техника бумагогручения. В результате того, что полоска гофрокартона более толстая и упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовление тратится меньше. Очень нравится работать с гофрокартоном детям: полчаса – и в руках готовая поделка.
Самые красивые работы получаются из цветного гофрокартона, окрашенного не только с двух сторон, но и внутри, т.е. в массе.
Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.
Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.
6.Значение квиллинга для развития ребенка
Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения.
Разовьет конструкторское мышление.
Разовьет тактильные ощущения и моторику.
Поможет в изучении цветов и форм.
Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию.
Ребенок узнает на практике понятие слова “технология”.
7.Практическая часть.
Работа с педагогами.
Цели урока:
1. Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление;
3. Развивать творческое мышление в процессе выполнения заданий;
4. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»;
5.Вызвать желание создать коллективную композицию для украшения интерьера класса. Развивать умение сотрудничать со сверстниками.
Задачи:
1. Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;
2. Способствовать развитию творческих способностей личности;
3. Продолжить обучать умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.
4. Научить детей создавать цветы при помощи техники петельчатый «квиллинг»
Наглядное пособие:р аботы, выполненные в технике квилинг
Оборудование: двусторонняя цветная бумага зеленого и желтого цветов; бумага для квиллинга, цветной картон для фона, расческа, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, клей ПВА, рамка для работы (конфетная коробка).
Ход урока
I. Организационный момент
II.Сообщение целей урока
III. Сообщение темы урока
Сегодня мы поговорим о технике петельчатого квиллинга, для которого можно с успехом использовать обычную расческу. С помощью такой техники можно очень красиво декорировать открытки. И приятно, что на выполнение уроков квиллинга уйдет не слишком много времени, а результат получим красивый и оригинальный. Я предлагаю вам сделать милые и скромные полевые ромашки или любые другие цветы для вашего панно.
1. Для начала подготовим фон нашей будущей работы. По размеру коробки вырежем прямоугольник из цветного картона.
2. Теперь сделаем ромашки. Возьмём полоски из белой бумаги 5 мм шириной. Для сердцевинок нарежем полоски из желтой бумаги 15 мм шириной. Желтые полоски режем вдоль всей длины листа. Чтобы серединка ромашки была пушистенькой, надрежем полоски как можно мельче, но не до конца - чтобы получилась бахрома. Затем желтые сердцевинки будем плотно накручивать на зубочистку. Подклеим краешек полоски, расправим ее - и готово желтенькое сердечко белого цветка.
3.
Ну вот и пришел звездный час расчески! С ее помощью мы будем делать лепестки. Зафиксируем полоску клеем сначала вокруг одного зубчика (см. фото). А далее каждый новый виток будем увеличивать на один зубчик, пока не сформируем лепесток нужного размера. На каждый цветок нам понадобится 7-8 лепестков.
Приклеим клеем ПВА серединку цветка на фон, а вокруг разместим лепестки. Повторим это трижды для каждого цветка
4.
Снова возьмем расческу и изготовим аналогичным образом листики из зеленой бумаги. Затем из той же зеленой бумаги сделаем завитки. Это можно сделать двумя способами: на зубочистку намотаем или два конца полоски поочередно и потом распустим их, или намотаем полоску лишь с одной стороны. Примерное расположение элементов нашего панно вы можете увидеть на фото или использовать свое воображение и создать собственную композицию.
Уборка рабочего места.
V. Рефлексия Что понравилось? Что не понравилось? Что было сложного?
Тема: Цветочное панно. Дата:_____________________________
Цели урока: Вторичное осмысление уже известных знаний; Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;
Задачи:
- Продолжить знакомить с техникой «квиллинг
- Формировать умений и навыков работы с бумагой;
- Развивать творческое мышление в процессе выполнения заданий, воображение через стихотворение «Белые ромашки», творческие способности каждого ребенка;
- Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать.
Наглядное пособие: р
Оборудование: бумага для квиллинга, цветной картон для фона, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, клей ПВА.
Ход урока
I. Орг.момент
II.Сообщение целей урока
III. Сообщение темы урока
IV. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
V. Пробное применение знаний и упражнения по образцу
Инструктаж по технике безопасности: правила работы с ножницами.
1. Для начала подготовим фон нашей будущей работы. Вырежем прямоугольник из цветного картона.
2. Мы сегодня вспомним, как выполняется скручивание бумажных полосок, какие материалы и инструменты используются в данной технике.
Возьмём полоски бумаги 5 мм шириной. Для сердцевинок нарежем полоски из желтой и белой бумаги 15 мм шириной. Желтые и белые полоски режем вдоль всей длины листа. Чтобы серединка была пушистой, надрежем полоски как можно мельче, но не до конца - чтобы получилась бахрома. Затем сердцевинки будем плотно накручивать на зубочистку. Подклеим краешек полоски, расправим ее - и готово сердечко цветка.
3. Из бумаги разных цветов делаем стандартные завитки, придавая им форму капельки.
Собираем из заготовок узор – цветок. В середину вставляем сердцевинку.
IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.
Уборка рабочего места.
V. Рефлексия Что понравилось? Что не понравилось? Что было сложного? Что узнали нового?
Тема: Цветочное панно. Дата:_____________________________
Цели урока:
Задачи:
Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.
Оборудование:
Ход урока
I. Орг.момент
Инструктаж по технике безопасности: правила работы с ножницами.
- Приклеиваем край полоски.
IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.
Уборка рабочего места.
V. Рефлексия
Тема: Цветочное панно. Дата:_____________________________
Цели урока: применение знаний в технике квиллинг в процессе изготовления цветочного панно.
Задачи:
- Продолжить учить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции (от простых до сложных);
- Повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, глазомера, творчества;
- Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы, воспитывать умение совместной работы.
Наглядное пособие: работы, выполненные в технике квиллинг.
Оборудование: бумага для квиллинга, цветной картон для фона, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, трафарет, клей ПВА, иголки для закрепления завитков.
Ход урока
I. Орг.момент
II.Сообщение целей и темы урока
III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
IV. Применение знаний и упражнения по образцу
Инструктаж по технике безопасности: правила работы с ножницами.
1. Мы сегодня продолжаем формировать навыки работы с бумагой в данной технике.
2. Всего существует 20 базовых элементов квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем – используя свою фантазию, вы всегда можете придумывать новые элементы квиллинга.
3. Текущий инструктаж учителя:
- Проверка организации рабочих мест
- Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания
- Оказание помощи по потребности учащихся.
4. Тренировочные упражнения:
- Берём полоску бумаги двумя пальцами
- Плотно накручиваем бумагу на зубочистку
- Когда диаметр валика становиться 3-4 мм, его можно докрутить руками
- Скручиваем плотный диск руками перехватывая его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
- Слегка расслабим пальцы, позволив бумажной ленте немного распуститься, или помещаем его в трафарет.
- Приклеиваем край полоски.
- Теперь сжимаем заготовку двумя пальцами, чтобы получилась форма – глаз, стрела, капля и др..
Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.
Уборка рабочего места.
V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?
Тема: Виноград (занятие первое) Дата:_____________________________
Цели урока: повторение уже пройденного материала, развивать интерес к предмету, создавая условия для нравственного воспитания учащихся;
Задачи:
- Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»
- Формировать умений и навыков работы в технике бумагокручения;
- Развивать воображение, мышление, творческие способности каждого ребенка;
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера.
- Воспитывать аккуратность и собранность при выполнении приёмов труда, коммуникабельность, умение слушать, активность и умение работать в коллективе.
Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.
Оборудование: бумага для квиллинга, цветной картон для фона, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, трафарет, клей ПВА, иголки для закрепления завитков.
Ход урока
I. Орг.момент
II.Сообщение целей и темы урока
III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
IV. Применение знаний и упражнения по образцу
1.Мы сегодня продолжаем формировать навыки работы с бумагой в данной технике.
Красота изделий, сделанных в технике квиллинг, завораживает, вдохновляет, создаёт прекрасное настроение. Вспоминаем с чего мы начинаем?
2. Повторим технику закручивания завитков:
- Берём полоску бумаги двумя пальцами
- Плотно накручиваем бумагу на зубочистку
- Когда диаметр валика становиться 3-4 мм, его можно докрутить руками
- Скручиваем плотный диск руками перехватывая его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
- Слегка расслабим пальцы, позволив бумажной ленте немного распуститься, или помещаем его в трафарет.
- Приклеиваем край полоски.
- Теперь сжимаем заготовку двумя пальцами, чтобы получилась капля.
Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
Сегодня мы начинаем работу в технике исполнения которой есть интересная особенность. При изготовлении заготовок для виноградинок мы будем использовать трафарет (демонстрация специального трафарета для квиллинга). Правила работы с трафаретом. Инструктаж по технике безопасности.
На сегодняшнем занятии мы сделаем с вами заготовки для ягод винограда. Для этого нам понадобяться полоски фиолетового и сиреневого цветов.
IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.
Уборка рабочего места.
V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?
Тема: Виноград (занятие второе) Дата:_____________________________
Цели урока: Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление
Задачи:
- Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»
- Формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни;
- Развивать музыкально-творческое мышление в процессе выполнения заданий;
- Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»;
- Вызвать желание создать коллективную композицию для украшения интерьера класса. Развивать умение сотрудничать со сверстниками.
Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.
Оборудование:
Ход урока
I. Орг.момент
II.Сообщение целей и темы урока
III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
IV. Применение знаний и упражнения по образцу
1. Мы сегодня продолжаем формировать навыки работы с бумагой в данной технике.
2. Из бумаги зеленого цвета делаем стандартные завитки, придавая им форму капельки.
Собираем из заготовок узор – листья, группируя их из отдельных элементов – капелек.
3. Повторим технику закручивания завитков:
- Берём полоску бумаги двумя пальцами
- Плотно накручиваем бумагу на зубочистку
- Когда диаметр валика становиться 3-4 мм, его можно докрутить руками
- Скручиваем плотный диск руками перехватывая его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
- Слегка расслабим пальцы, позволив бумажной ленте немного распуститься, или помещаем его в трафарет.
- Приклеиваем край полоски.
- Теперь сжимаем заготовку двумя пальцами, чтобы получилась капля.
Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
В качестве первых работ мы с вами выбираем не сложные узоры, и базовые формы, применяемые в квиллинге.
На сегодняшнем занятии мы сделаем с вами заготовки для листьев винограда и соберем их из отдельных элементов на полоску (черешок). Для этого нам понадобятся полоски зеленого цвета.
IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.
Уборка рабочего места.
V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?
Тема: Виноград (занятие третье) Дата:_____________________________
Цели урока: Научить правильно, строить композицию, грамотно расставлять акценты в оформлении
Задачи:
- Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»
- Формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни;
- Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;
- Способствовать развитию творческих способностей личности;
- Продолжить обучать умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.
Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.
Оборудование: бумага для квиллинга, зубочистка, трафарет, клей ПВА, иголки для закрепления завитков.
Ход урока
I. Орг.момент
II.Сообщение целей и темы урока
III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
IV. Применение знаний и упражнения по образцу
1. Мы сегодня продолжаем завершаем нашу работу и главной задачей стоит собрать всю композицию в единую работу.
Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
У нас уже изготовлены ягоды собранные в кисть и листья. Собираем картину. Приклеиваем листья и ягоды. Ягоды приклеиваем в несколько слоёв или в два яруса. Сначала одним слоем, а затем сверху на места стыков в первом слое наклеиваем оставшиеся роллы-ягоды. В верхней части грозди приклеиваем коричневую ветвь-спираль. Лоза готова.
Или
IV. Закрепление. Анализ проделанной работы. Уборка рабочего места.
V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?
На занятии учащиеся знакомятся с новым видом творчества - квиллингом, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы в данной технике. У учащихся формируется представление о новом виде декоративно-прикладного искусства - квиллинге, развивается интерес к предмету. Дети осваивают процесс изготовления основного базового элемента "свободная спираль", собирают композицию в виде грозди рябины, у учащихся развиваются навыки и умения работы с бумагой, аккуратность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации г.Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр развития детей и юношества «Досуг»
Конспект открытого занятия
По программе дополнительного образования
«Вдохновение»
Тема: «Квиллинг. Будем знакомы!»
Евдокимова Н.В.
Должность: педагог дополнительного образования детского клуба им.А.Х.Бусыгина
Г. Нижний Новгород
2014 год
План-конспект занятия.
ФИО педагога: Евдокимова Наталья Владимировна.
Название и направление деятельности коллектива: «Фантазия», декоративно-прикладное (квиллинг).
Название программы: Дополнительная образовательная программа «Вдохновение».
Место учебного занятия в программе: раздел – введение в образовательную программу.
Тема занятия: «Квиллинг. Будем знакомы!»
Место проведения: в рамках городского фестиваля открытых занятий и мероприятий «Новые вершины».
Дата и время проведения: ____________________________________ .
Краткая характеристика группы: 10 лет, 10 человек (девочки).
Цель: формирование представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге; знакомство с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги.
Задачи: Образовательные:
Поз накомить с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги;
- ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
Развивать интерес к предмету;
Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда;
Материалы и оборудование:
Для обучающихся: двусторонняя цветная бумага (полоски), картон, трафарет окружностей разного диаметра, специальный инструмент для накручивания бумаги, клей ПВА, зубочистки, клеёнка на стол;
Для педагога: интерактивная доска или мультимедиаустановка для показа слайдов презентации, наглядное пособие «Рябинка», плакат для рефлексии «Дерево».
Тип занятия: комбинированное занятие.
Форма занятия: учебное занятие.
Методы, используемые на занятии: репродуктивный, словесный (объяснение), метод практической работ.
Дидактические средства: схема грозди рябины, выставка работ в технике квиллинг, мультимедийная презентация.
План занятия.
- Организационный этап – 3 мин.
- Основная часть – 35 мин.
- Новый материал. Введение в тему – 7 мин.
- Практическая часть. Выполнение работ – 25 мин.
- Контрольный этап. Проверка – 3 мин.
- Общий анализ продуктивности занятия (рефлексия) – 7 мин.
Ход занятия.