Занятие доп о по квиллингу. Занятия квиллингом для детей старшего дошкольного возраста. "Бумажные фантазии в технике квиллинг"

Мастер класс по квиллингу .

Цели и задачи:

Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве – квиллинг. Ознакомить с техникой выполнения квиллинга. Ознакомить слушателей с опытом ДОУ в данном направлении.

План проведения:

1.Знакомство с историей квиллинга.

2.Знакомство с инструментами и техникой выполнения.

3.Практическая часть.

Познакомить педагогов и родителей с техникой квиллинга .

В практике детских дошкольных учреждений стали использоватьновый вид творчества «квиллинг» или «Бумага пластика». Это принципиально новый вид искусства очень нравиться детям, однако не все педагоги и родители знакомы с этим искусством, поэтому цель нашего мастер класса познакомить с историей возникновения квиллинга, значением его для детей.

История квиллинга

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

2. Инструменты для квиллинга

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

3.Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем – используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.

4.Бумага для квиллинга

Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент.

Гофрокартон .

Для работы с гофрокартоном применяется техника та же техника бумагогручения. В результате того, что полоска гофрокартона более толстая и упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовление тратится меньше. Очень нравится работать с гофрокартоном детям: полчаса – и в руках готовая поделка.

Самые красивые работы получаются из цветного гофрокартона, окрашенного не только с двух сторон, но и внутри, т.е. в массе.

Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.

Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.

Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.

6.Значение квиллинга для развития ребенка

Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения.

Разовьет конструкторское мышление.

Разовьет тактильные ощущения и моторику.

Поможет в изучении цветов и форм.

Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию.

Ребенок узнает на практике понятие слова “технология”.

7.Практическая часть.

Работа с педагогами.

Цели урока:

1. Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление;

3. Развивать творческое мышление в процессе выполнения заданий;

4. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»;

5.Вызвать желание создать коллективную композицию для украшения интерьера класса. Развивать умение сотрудничать со сверстниками.

Задачи:

1. Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;

2. Способствовать развитию творческих способностей личности;

3. Продолжить обучать умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

4. Научить детей создавать цветы при помощи техники петельчатый «квиллинг»

Наглядное пособие:р аботы, выполненные в технике квилинг

Оборудование: двусторонняя цветная бумага зеленого и желтого цветов; бумага для квиллинга, цветной картон для фона, расческа, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, клей ПВА, рамка для работы (конфетная коробка).

Ход урока

I. Организационный момент

II.Сообщение целей урока

III. Сообщение темы урока

Сегодня мы поговорим о технике петельчатого квиллинга, для которого можно с успехом использовать обычную расческу. С помощью такой техники можно очень красиво декорировать открытки. И приятно, что на выполнение уроков квиллинга уйдет не слишком много времени, а результат получим красивый и оригинальный. Я предлагаю вам сделать милые и скромные полевые ромашки или любые другие цветы для вашего панно.

1. Для начала подготовим фон нашей будущей работы. По размеру коробки вырежем прямоугольник из цветного картона.

2. Теперь сделаем ромашки. Возьмём полоски из белой бумаги 5 мм шириной. Для сердцевинок нарежем полоски из желтой бумаги 15 мм шириной. Желтые полоски режем вдоль всей длины листа. Чтобы серединка ромашки была пушистенькой, надрежем полоски как можно мельче, но не до конца - чтобы получилась бахрома. Затем желтые сердцевинки будем плотно накручивать на зубочистку. Подклеим краешек полоски, расправим ее - и готово желтенькое сердечко белого цветка.

3. Ну вот и пришел звездный час расчески! С ее помощью мы будем делать лепестки. Зафиксируем полоску клеем сначала вокруг одного зубчика (см. фото). А далее каждый новый виток будем увеличивать на один зубчик, пока не сформируем лепесток нужного размера. На каждый цветок нам понадобится 7-8 лепестков.
Приклеим клеем ПВА серединку цветка на фон, а вокруг разместим лепестки. Повторим это трижды для каждого цветка

4. Снова возьмем расческу и изготовим аналогичным образом листики из зеленой бумаги. Затем из той же зеленой бумаги сделаем завитки. Это можно сделать двумя способами: на зубочистку намотаем или два конца полоски поочередно и потом распустим их, или намотаем полоску лишь с одной стороны. Примерное расположение элементов нашего панно вы можете увидеть на фото или использовать свое воображение и создать собственную композицию.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что понравилось? Что не понравилось? Что было сложного?

Тема: Цветочное панно. Дата:_____________________________

Цели урока: Вторичное осмысление уже известных знаний; Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;

Задачи:

  1. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг
  2. Формировать умений и навыков работы с бумагой;
  3. Развивать творческое мышление в процессе выполнения заданий, воображение через стихотворение «Белые ромашки», творческие способности каждого ребенка;
  4. Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать.

Наглядное пособие: р

Оборудование: бумага для квиллинга, цветной картон для фона, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, клей ПВА.

Ход урока

I. Орг.момент

II.Сообщение целей урока

III. Сообщение темы урока

IV. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

V. Пробное применение знаний и упражнения по образцу

Инструктаж по технике безопасности: правила работы с ножницами.

1. Для начала подготовим фон нашей будущей работы. Вырежем прямоугольник из цветного картона.

2. Мы сегодня вспомним, как выполняется скручивание бумажных полосок, какие материалы и инструменты используются в данной технике.

Возьмём полоски бумаги 5 мм шириной. Для сердцевинок нарежем полоски из желтой и белой бумаги 15 мм шириной. Желтые и белые полоски режем вдоль всей длины листа. Чтобы серединка была пушистой, надрежем полоски как можно мельче, но не до конца - чтобы получилась бахрома. Затем сердцевинки будем плотно накручивать на зубочистку. Подклеим краешек полоски, расправим ее - и готово сердечко цветка.

3. Из бумаги разных цветов делаем стандартные завитки, придавая им форму капельки.

Собираем из заготовок узор – цветок. В середину вставляем сердцевинку.

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что понравилось? Что не понравилось? Что было сложного? Что узнали нового?

Тема: Цветочное панно. Дата:_____________________________

Цели урока:

Задачи:

Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.

Оборудование:

Ход урока

I. Орг.момент

Инструктаж по технике безопасности: правила работы с ножницами.

  • Приклеиваем край полоски.

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия

Тема: Цветочное панно. Дата:_____________________________

Цели урока: применение знаний в технике квиллинг в процессе изготовления цветочного панно.

Задачи:

  1. Продолжить учить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции (от простых до сложных);
  2. Повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, глазомера, творчества;
  3. Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы, воспитывать умение совместной работы.

Наглядное пособие: работы, выполненные в технике квиллинг.

Оборудование: бумага для квиллинга, цветной картон для фона, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, трафарет, клей ПВА, иголки для закрепления завитков.

Ход урока

I. Орг.момент

II.Сообщение целей и темы урока

III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

IV. Применение знаний и упражнения по образцу

Инструктаж по технике безопасности: правила работы с ножницами.

1. Мы сегодня продолжаем формировать навыки работы с бумагой в данной технике.

2. Всего существует 20 базовых элементов квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем – используя свою фантазию, вы всегда можете придумывать новые элементы квиллинга.

3. Текущий инструктаж учителя:

  • Проверка организации рабочих мест
  • Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания
  • Оказание помощи по потребности учащихся.

4. Тренировочные упражнения:

  • Берём полоску бумаги двумя пальцами
  • Плотно накручиваем бумагу на зубочистку
  • Когда диаметр валика становиться 3-4 мм, его можно докрутить руками
  • Скручиваем плотный диск руками перехватывая его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
  • Слегка расслабим пальцы, позволив бумажной ленте немного распуститься, или помещаем его в трафарет.
  • Приклеиваем край полоски.
  • Теперь сжимаем заготовку двумя пальцами, чтобы получилась форма – глаз, стрела, капля и др..

Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?

Тема: Виноград (занятие первое) Дата:_____________________________

Цели урока: повторение уже пройденного материала, развивать интерес к предмету, создавая условия для нравственного воспитания учащихся;

Задачи:

  1. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»
  2. Формировать умений и навыков работы в технике бумагокручения;
  3. Развивать воображение, мышление, творческие способности каждого ребенка;
  4. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера.
  5. Воспитывать аккуратность и собранность при выполнении приёмов труда, коммуникабельность, умение слушать, активность и умение работать в коллективе.

Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.

Оборудование: бумага для квиллинга, цветной картон для фона, ножницы, канцелярский нож, зубочистка, трафарет, клей ПВА, иголки для закрепления завитков.

Ход урока

I. Орг.момент

II.Сообщение целей и темы урока

III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

IV. Применение знаний и упражнения по образцу

1.Мы сегодня продолжаем формировать навыки работы с бумагой в данной технике.

Красота изделий, сделанных в технике квиллинг, завораживает, вдохновляет, создаёт прекрасное настроение. Вспоминаем с чего мы начинаем?

2. Повторим технику закручивания завитков:

  • Берём полоску бумаги двумя пальцами
  • Плотно накручиваем бумагу на зубочистку
  • Когда диаметр валика становиться 3-4 мм, его можно докрутить руками
  • Скручиваем плотный диск руками перехватывая его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
  • Слегка расслабим пальцы, позволив бумажной ленте немного распуститься, или помещаем его в трафарет.
  • Приклеиваем край полоски.
  • Теперь сжимаем заготовку двумя пальцами, чтобы получилась капля.

Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

Сегодня мы начинаем работу в технике исполнения которой есть интересная особенность. При изготовлении заготовок для виноградинок мы будем использовать трафарет (демонстрация специального трафарета для квиллинга). Правила работы с трафаретом. Инструктаж по технике безопасности.

На сегодняшнем занятии мы сделаем с вами заготовки для ягод винограда. Для этого нам понадобяться полоски фиолетового и сиреневого цветов.

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?

Тема: Виноград (занятие второе) Дата:_____________________________

Цели урока: Развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышление

Задачи:

  1. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»
  2. Формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни;
  3. Развивать музыкально-творческое мышление в процессе выполнения заданий;
  4. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»;
  5. Вызвать желание создать коллективную композицию для украшения интерьера класса. Развивать умение сотрудничать со сверстниками.

Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.

Оборудование:

Ход урока

I. Орг.момент

II.Сообщение целей и темы урока

III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

IV. Применение знаний и упражнения по образцу

1. Мы сегодня продолжаем формировать навыки работы с бумагой в данной технике.

2. Из бумаги зеленого цвета делаем стандартные завитки, придавая им форму капельки.

Собираем из заготовок узор – листья, группируя их из отдельных элементов – капелек.

3. Повторим технику закручивания завитков:

  • Берём полоску бумаги двумя пальцами
  • Плотно накручиваем бумагу на зубочистку
  • Когда диаметр валика становиться 3-4 мм, его можно докрутить руками
  • Скручиваем плотный диск руками перехватывая его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
  • Слегка расслабим пальцы, позволив бумажной ленте немного распуститься, или помещаем его в трафарет.
  • Приклеиваем край полоски.
  • Теперь сжимаем заготовку двумя пальцами, чтобы получилась капля.

Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

В качестве первых работ мы с вами выбираем не сложные узоры, и базовые формы, применяемые в квиллинге.

На сегодняшнем занятии мы сделаем с вами заготовки для листьев винограда и соберем их из отдельных элементов на полоску (черешок). Для этого нам понадобятся полоски зеленого цвета.

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы.

Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?

Тема: Виноград (занятие третье) Дата:_____________________________

Цели урока: Научить правильно, строить композицию, грамотно расставлять акценты в оформлении

Задачи:

  1. Продолжить знакомить с техникой «квиллинг»
  2. Формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни;
  3. Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;
  4. Способствовать развитию творческих способностей личности;
  5. Продолжить обучать умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

Наглядное пособие: р аботы, выполненные в технике квиллинг.

Оборудование: бумага для квиллинга, зубочистка, трафарет, клей ПВА, иголки для закрепления завитков.

Ход урока

I. Орг.момент

II.Сообщение целей и темы урока

III. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

IV. Применение знаний и упражнения по образцу

1. Мы сегодня продолжаем завершаем нашу работу и главной задачей стоит собрать всю композицию в единую работу.

Приступаем к работе (Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

У нас уже изготовлены ягоды собранные в кисть и листья. Собираем картину. Приклеиваем листья и ягоды. Ягоды приклеиваем в несколько слоёв или в два яруса. Сначала одним слоем, а затем сверху на места стыков в первом слое наклеиваем оставшиеся роллы-ягоды. В верхней части грозди приклеиваем коричневую ветвь-спираль. Лоза готова.

Или

IV. Закрепление. Анализ проделанной работы. Уборка рабочего места.

V. Рефлексия Что было сложного? Что узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось?


На занятии учащиеся знакомятся с новым видом творчества - квиллингом, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы в данной технике. У учащихся формируется представление о новом виде декоративно-прикладного искусства - квиллинге, развивается интерес к предмету. Дети осваивают процесс изготовления основного базового элемента "свободная спираль", собирают композицию в виде грозди рябины, у учащихся развиваются навыки и умения работы с бумагой, аккуратность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации г.Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр развития детей и юношества «Досуг»

Конспект открытого занятия

По программе дополнительного образования

«Вдохновение»

Тема: «Квиллинг. Будем знакомы!»

Евдокимова Н.В.

Должность: педагог дополнительного образования детского клуба им.А.Х.Бусыгина

Г. Нижний Новгород

2014 год

План-конспект занятия.

ФИО педагога: Евдокимова Наталья Владимировна.

Название и направление деятельности коллектива: «Фантазия», декоративно-прикладное (квиллинг).

Название программы: Дополнительная образовательная программа «Вдохновение».

Место учебного занятия в программе: раздел – введение в образовательную программу.

Тема занятия: «Квиллинг. Будем знакомы!»

Место проведения: в рамках городского фестиваля открытых занятий и мероприятий «Новые вершины».

Дата и время проведения: ____________________________________ .

Краткая характеристика группы: 10 лет, 10 человек (девочки).

Цель: формирование представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге; знакомство с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги.

Задачи: Образовательные:

Поз накомить с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги;

- ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

Развивающие:

- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

Развивать интерес к предмету;

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда;

Материалы и оборудование:

Для обучающихся: двусторонняя цветная бумага (полоски), картон, трафарет окружностей разного диаметра, специальный инструмент для накручивания бумаги, клей ПВА, зубочистки, клеёнка на стол;

Для педагога: интерактивная доска или мультимедиаустановка для показа слайдов презентации, наглядное пособие «Рябинка», плакат для рефлексии «Дерево».

Тип занятия: комбинированное занятие.

Форма занятия: учебное занятие.

Методы, используемые на занятии: репродуктивный, словесный (объяснение), метод практической работ.

Дидактические средства: схема грозди рябины, выставка работ в технике квиллинг, мультимедийная презентация.

План занятия.

  1. Организационный этап – 3 мин.
  2. Основная часть – 35 мин.
  1. Новый материал. Введение в тему – 7 мин.
  2. Практическая часть. Выполнение работ – 25 мин.
  3. Контрольный этап. Проверка – 3 мин.
  1. Общий анализ продуктивности занятия (рефлексия) – 7 мин.

Ход занятия.

Этап занятия.

Задача этапа

Основная деятельность педагога.

Прогнозируемая деятельность обучающихся.

1.Организа-ционное начало учебного занятия

Сообщение темы занятия. Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Здравствуйте, ребята. Проходите. Садитесь за столы.

Я рада вас приветствовать. Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным видом творчества, название которого вы узнаете, разгадав кроссворд. (слайд №2-10).

Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся?

Действительно, ребята, сегодня я хочу познакомить вас с техникой квиллинг. (слайд №11).

Дети заходят в кабинет. Садятся за столы.

Разгадывают кроссворд.

Квиллингом.

2.Основная часть

2.1.Новый материал. Введение в тему.

Знакомство с новым материалом. Понятия «квиллинг», базовые элементы.

Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Это очень интересная техника выполнения композиций из бумажных полосок.

На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо". Еще в средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. (слайд №13-15).

Приглашаю посмотреть выставку работ моих учеников.

Вы видите, что владея техникой квиллинга можно красиво оформить поздравительную открытку, создать картину или небольшой сувенир.

Дети слушают рассказ педагога. Просмотр слайдов с образцами.

Дети рассматривают экспонаты выставки.

2.2.Практи-ческая часть. Выполнение работ.

Развивать воображение, творческие способности.

Охрана здоровья ребенка.

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой

Развивать мышление.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда.

Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.

Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.

В квиллинге всё очень красиво. Базовые элементы квиллинга – могут выполнить любую работу: и цветок, и дерево, и причудливых птиц. Сегодня предлагаю сделать композицию в виде грозди рябиновых ягод. (слайд №16).

Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных
Гроздьями висят,
Их красив наряд.

Посмотрите, какая красота! (рассматривание наглядного пособия «Гроздь рябины») Скажите, из каких частей состоит композиция?

Обратите внимание, что ягоды круглой формы, а листочки - вытянутой. Сколько ягодок в грозди?

Их вы скрутите самостоятельно, а вот листочки приклеите, которые я вам приготовила. Листочки одного размера?

Правильно! И перед началом работы предлагаю немного размяться.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Предлагаю вам попробовать свои силы в этом виде творчества.

Для работы нам понадобятся:

  • двусторонняя бумага (полоски бумаги);
  • клей ПВА;
  • зубочистки;
  • картон;
  • линейка с шаблонами окружностей разного диаметра;
  • специальный инструмент для накручивания бумаги.

Будьте внимательны при работе. Кто знает, как работать с данными инструментами?

  1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  2. В процессе работы следует следить за осанкой.
  3. Для работы на стол постелить клеенку.
  4. Передавать колющие и режущие предметы (инструмент для квиллинга, зубочистка, линейка) осторожно.
  5. Избегать попадания клея в глаза, в рот, в нос.
  6. По окончании работы инструменты, бумагу, клеенку убрать на место, вымыть посуду для клея (или выбросить).

Молодцы. У вас отличные знания ТБ.

Приступим к выполнению нашей работы.

Рассмотрите трафарет окружностей и найдите окружность диаметром 12 мм. Такого размера будут наши ягодки.

Возьмите полоску бумаги и инструмент, скрутите тугую спираль, положите её в отверстие трафарета.

Вы видите, что спираль распустилась до нужного нам размера. Аккуратно вынимаем её и подклеиваем. Вот одна ягодка готова! Такой базовый элемент называется «свободная спираль».

Трафарет окружностей необходим для того, чтобы ягоды получились одного размера.

Педагог показывает. Оказание индивидуальной помощи ребятам.

Сделайте 12 таких ягодок.

Отлично! Ягоды готовы. Теперь приступим к сборке композиции и приклеим на картон листья и ягоды.

Обратите внимание, что ягоды расположены рядом друг с другом и образуют гроздь, а листья на веточке попарно.

По схеме приклеиваем. Замечательно!!!

Ягоды, листочки.

12 ягодок.

Нет, есть побольше и поменьше.

Выполнение упражнений физкультми-нутки.

Дети рассматривают инструменты для выполнения работ.

Клей нельзя везде мазать, пробовать.

Зубочистки использовать осторожно, можно уколоться.

Выполнение базовых элементов квиллинга при помощи педагога или самостоятельно.

Выполнение итоговой работы.

2.3. Контроль-ный этап. Проверка выполненных работ.

Развивать мышление ребенка.

Воспитывать коммуникабельность.

Посмотрите на свою работу.

Сравните с работой на экране. Поднимите руку, у кого получилось так же. Отлично!

Скажите, в какой технике мы выполнили композицию?

Какие базовые элементы квиллинга нам в этом помогли?

Чем мы пользовались?

Сравнение детьми своей работы с образцом.

В технике квиллинга.

Свободная спираль.

Использовали полоски бумаги, картон, клей, инструмент, зубочистку, трафарет.

3.Анализ занятия, Подведение итогов.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Рефлексия.

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.

Развивать интерес к предмету.

Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.

Что вы сделали в технике квиллинг?

Молодцы! Думаю, что с таким же успехом вы справитесь и с другими работами в технике квиллинг.

Посмотрите на плакат. Здесь вы видите дерево рябину.

Давайте украсим его нашими гроздями.

Чудесная рябинка у нас получилась!

А теперь давайте дополним нашу картину листочками. Выберите жёлтые и оранжевые, если вам понравилось заниматься квиллингом, красные, если нет.

Спасибо! Надеюсь, вам было интересно.

До свидания! До новых встреч!

Рябинку.

Грозди приклеивают на плакат.

Приложения.


План-конспект урока Дата: 24.11.11 г. Тема: «Красочные полосочки- Цветочное настроение» (техника: квиллинг). Тип урока: изучение нового материала, урок-творчества. Цели: Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квислинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга. Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе. Методы обучения: Рассказ; Демонстрация готовых работ; Беседа с объяснением нового материала; Показ трудовых приемов; Самостоятельная работа Методическое оснащение урока: Образцы работ в данной технике Презентация Microsoft Office Power Point Оборудование и инструменты:  бумажные полоски шириной 3-7 мм,  стержни деревянные с расщепленным концом, зубочистки,  картон,  клей,  ножницы,  салфетки. Форма организации урока: Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка). Ход урока Организационная часть Приветствие. Проверка явки учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Тема урока: «Красочные полосочки- Цветочное настроение». Квиллинг- вид декоративно-прикладного творчества, в результате которого можно сделать разнообразные миниатюры из бумаги. Для того чтобы освоить искусство квиллинга достаточно лишь освоить изготовление отдельных элементов миниатюр, а затем соединяя эти элементы получать разнообразные поделки, открытки, картины. Я хочу представить вашему вниманию мастер-класс по квиллингу, в результате которого покажу, как изготовить красивую открытку к празднику, который будет совсем скоро: день Матери. Прежде чем мы начнем, хочу с вами повторить технику безопасности: Храните ножницы в определённом месте. Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя. Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.  С острыми предметами работать аккуратно, не толкаться, зубочистки в рот не брать. Начало показа презентации Microsoft Office Power Point. (В процессе показа слайдов раскрывается тема урока). Слайд 1. Знакомьтесь- Квиллинг. Слайд 2. Содержание. Слайд 3. История квиллинга. На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку. Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Слайд 4. Инструменты и материалы. Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения: Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением. Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы. Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш. Слайд 5. Бумага для квиллинга. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов или нарежьте сами. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Слайд 6, 7,8. Техника квиллинга. На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Возьми полоску бумаги двумя пальцами. Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков. Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную. Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Приклей конец полоски клеем ПВА. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Это заготовки «капля» и «лепесток». Всего существует более 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.   Слайд 9,10. Тренировочные упражнения Из полосок белой бумаги скрутить спираль. Попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы. Самостоятельная работа учащихся Учащиеся работают парами, выполняют работу по изготовлению элементов открытки, по образцу или придумывают композицию самостоятельно. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы) Проверка организации рабочих мест учащихся; Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания; Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционнотехнологической картой;  оказание помощи слабо подготовленным учащимся. Уборка рабочих мест. Подведение итогов урока и выставление оценок. Выставка работ учащихся и определение лучшей работы. Заключительное слово учителя Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты. Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Целью своей работы: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.

Думаю, что обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

  • Cистематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
  • Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

В результате этого ставлю задачи:

  • Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных).
  • Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
  • В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала:

Рисунок 1

  • Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм.
  • Деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез)
  • Клей ПВА,
  • Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.

Техника квиллинга.

1. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.

Рисунок 2

Рисунок 3

2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз).

Рисунок 4

3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

Рисунок 5

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Рисунок 6

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Для старшей и подготовительной групп разработаны по этапные занятия по темам.

I этап. Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

Рисунок 7

Тема занятий:

“Божья коровка”

Рисунок 8

“Яблонька”

Рисунок 9

“Гусеничка”

Рисунок 10

“Гриб мухомор”

Рисунок 11

“Барашек”

Рисунок 12

“Виноград”

Рисунок 13

“Рябина”

Рисунок 14

“Мимоза”

Рисунок 15

“Новогодняя елочка”

Рисунок 16, 17

II этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька.

Рисунок 18

Тема занятий:

“Дождик”

Рисунок 19

“Осеняя, береза”

Рисунок 20

“Первые листочки”

Рисунок 21

“Верба”

Рисунок 22

“Цветок”

Рисунок 23

“Снежинка”

Рисунок 24

“Новогодняя открытка”

Рисунок 25

III этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник” .

Рисунок 26

Тема занятий:

“Пальма”, “Черепаха”

Рисунок 27

IV этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “завиток”.

Тема занятий:

“Елочная игрушка”

Рисунок 28

“Аквариум с рыбками”

Рисунок 29

V этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “стрелка”.

Рисунок 30

Тема занятий:

“Васильки”

Рисунок 31

“Цветы в вазе”

Рисунок 32

“Колокольчики”

Рисунок 33

“Ландыши”

Рисунок 34

VI этап Цель: учить собирать полученные элементы в объёмную композицию, предметы.

Тема занятий:

“Цветочек”

Рисунок 35

Тюльпан”

Рисунок 36

“Бабочка на цветке”

Рисунок 37

“Шляпа для куклы” (коллективная работа)

Рисунок 38

“Ваза для конфет” (коллективная работа)

Рисунок 39

Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Большая работа была проведена с родителями: проведён мастер – класс по данной теме, в уголке для родителей были помещены консультации: “Моторика и её роль в развитии ребёнка”, “Развиваем интерес к работе с бумагой”, “Поделки из бумаги (квиллинг)”. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Кроме этого в нашем дошкольном учреждении периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.

Список литературы:

1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Савина,О. Техника изонити в детском саду [Текст] / О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.
6. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
7. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
9. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
10. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.