Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение

Скорее всего, малыш просто не приобрел необходимых социальных навыков. Чаще всего такие дети предпочитают общаться со взрослыми, что вполне понятно. С ними очень удобно оставаться маленьким, ни за что не отвечать, всегда иметь привилегии и перекладывать инициативу на других. Если ребенок чувствует себя комфортно только среди взрослых, не спешите записывать его в вундеркинды - скорее всего, это признак инфантилизма. На это надо обратить особое внимание, чтобы инфантилизм не закрепился и не стал устойчивой чертой характера.

Почему некоторые дети растут застенчивыми и робкими?

Главный враг самостоятельности ребенка - гиперопека взрослых. Если родители все за него решают, предупреждают все его желания, пытаются максимально оградить от любых негативных событий, от дурного влияния улицы, малыш растет даже не застенчивым, а тревожно-боязливым. Он не вступает в контакт, потому что чужие люди кажутся ему опасными. Такие детки отказываются ходить в детский сад, а если их все-таки туда приводят, часто и подолгу плачут, переживая, что их бросили, держатся особняком и смотрят на других детей как на врагов.

Не менее вредно предъявлять к ребенку завышенные требования, окружать запретами и ограничениями. Если вы слишком строги к своему крохе и все время делаете замечания, он может отказываться от любого вида деятельности, включая знакомство и общение, просто из страха наделать ошибок. Когда ко мне на консультацию приводят такого ребенка, он стоит рядом с мамой, опустив голову, иногда исподлобья поглядывая на меня. Ему и в голову не придет пройтись по кабинету, посмотреть игрушки. При этом мама постоянно делает ему замечания, одергивает: «Как стоишь? Выпрямись! Руки из карманов достань».

И гиперопека, и излишняя требовательность гасят в малыше познавательную активность, инициативу и способность вступать в отношения со сверстниками. Поэтому, если вы считаете, что ваш ребенок слишком робок и застенчив, прежде всего, проанализируйте свое поведение.

Как еще можно помочь малышу преодолеть свою стеснительность?

  • Никогда не говорите при ребенке, что он застенчив, тогда он не будет так себя воспринимать.
  • Если у вас флегматичный или меланхоличный ребенок, дайте ему время на то, чтобы освоиться в новой ситуации: возьмите на себя «первый удар» встречи с незнакомым человеком и через какое-то время, как бы вспомнив, попытайтесь незаметно, не акцентируя на этом внимания, подключить малыша к общей деятельности.
  • Как можно чаще хвалите малыша в присутствии других людей. Такая похвала повышает уровень самооценки ребенка и формирует у него доверительное отношение к окружающим.
  • Стимулируйте общение малыша со сверстниками - на детской площадке, в развивающем центре и т.д. Обязательно ходите в гости. И принимайте у себя: в роли хозяина ребенок гарантированно находится в центре внимания.
  • Показывайте пример общения: пусть ребенок видит, как вы устанавливаете контакты с людьми.
  • Перед выходом на прогулку проговорите с малышом несколько сценариев совместной игры. «Ты можешь взять с собой несколько формочек и предложить кому-нибудь тоже сделать рыбку. И у вас получится аквариум». «Сколько машинок ты возьмешь? В какую будешь играть ты? А теперь давай выберем, какую машинку ты сможешь дать поиграть другому мальчику. Мы с тобой сделаем дорогу в песочнице, и машины будут по ней ездить».
  • Ситуации, в которых ребенок может почувствовать себя некомфортно, проигрывайте дома. Например, так: «Я - Петя, ты - Вася. У тебя очень интересная машинка, но я не знаю, как мне ее попросить у тебя. Как ты думаешь, что нужно сделать? Давай, я подойду и скажу: «Здравствуй! Меня зовут Петя. А тебя как зовут? Можно я поиграю с твоей машинкой? Или давай поменяемся. Смотри, какой у меня динозавр!»» Точно так же можно дома проигрывать ситуации, возникающие в детском саду.

Причиной трудностей ребенка в общении с другими людьми является застенчивость, что в дальнейшем может отразиться и на его взрослой жизни. Чрезмерная стеснительность у детей нуждается в коррекции. Есть различные методы преодоления этой черты характера.

Суть застенчивости

Застенчивость впервые дает о себе знать еще в детском возрасте, когда малышу исполняется 3–5 года. В этот период он начинает активно познавать мир и общаться с окружающими людьми. Распознать застенчивость нетрудно. Общаясь со взрослыми, малыш постоянно робеет, стесняется, отмалчивается и не отвечает на их вопросы. Он испытывает сильное чувство неловкости, предпочитая избегать ситуаций, когда он будет вынужден при скоплении незнакомых людей вступать в беседу.

Несмотря на свою робость, застенчивые дети в умственном развитии ничем не уступают бойким сверстникам. Наоборот, во время учебы спокойный малыш делает большие успехи, обладает многими талантами и способностями. Правда, он боится проявлять себя, не веря в собственные силы. Во многих случаях застенчивость становится причиной формирования у детей различных страхов.

Застенчивые дети считают себя хуже других, они не уверенны в себе и постоянно беспокоятся, что о них подумают другие. Такое поведение сказывается на процессе коммуникации, отрицательно влияя на адаптацию малышей в социуме. Эти дети занимают пассивную роль в общении со своими сверстниками, они очень ранимы и чувствительны, благодаря чему другие дети легко подчиняют их своему влияния. Бывает и так, что малыши, страдающие от застенчивости, подвергаются нападкам и издевательствам со стороны своих сверстников.

Если вы заметили у своего ребенка проблемы в общении, обратите на это пристальное внимание и понаблюдайте за ним. Для застенчивых детей дошкольного возраста характерны следующие особенности поведения:

  • полное отсутствие агрессии;
  • они избегают любого общения;
  • не любят проявления интереса со стороны чужих людей к себе;
  • робеют и боятся вступать в беседы;
  • негативно воспринимают себя;
  • болезненно относятся к любой критике.

Патологическая застенчивость, мешающая малышу нормально существовать в социуме, - это проблема, которая нуждается в обязательном решении. Вышеперечисленное поведение создает условия для коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста, поэтому родители, заметившие подобную проблему у своего малыша, должны проявить бдительность и не оставлять эту ситуацию без контроля.

Коррекция патологической застенчивости

Чтобы научить справляться с патологической застенчивостью, ребенку понадобится помощь не только родных, но и воспитателей в детском саду, а также психолога. Комплексный подход поможет малышу преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, научит общаться с окружающими людьми, заводить друзей.

Важно, чтобы при выявлении подобной проблемы воспитатель в детском саду правильно отнесся к малышу, проявил внимательность и оказал помощь. Огромную роль играет чувство доверия, которое устанавливается между ребенком и его педагогом. Если контакт будет установлен, воспитатель поможет малышу раскрепоститься и поверить в свои силы.

Застенчивые дети нуждаются в повышенном внимании, поэтому воспитатель, несмотря на всю свою занятость, должен уделить время такому малышу, чтобы поговорить с ним на разные темы и расспросить, как у него дела. Можно назначить ребенка своим помощником и поручать ему для выполнения несложные задачи.

Существуют специальные методики, которые может применять воспитатель для коррекции застенчивости у дошкольников. Главные условия этого процесса - доброжелательность, забота, внимательность к переживаниям и чувствам маленького человека. Одну из основных ролей в коррекции застенчивости педагоги отводят развивающей игре. Такой подход к проблеме позволяет решать следующие задачи:

  • преодолеть робость и скованность ребенка;
  • помочь малышу раскрепоститься и поверить в свои силы;
  • построить правильные коммуникативные связи «малыш-взрослый человек-сверстники»;
  • позволяет застенчивому малышу выработать навыки и умения коммуникации;
  • расширить социальные связи;
  • добиться эмоциональной релаксации;
  • понять внутренние психологические проблемы малыша;
  • при выявлении отставания в развитии направить на обследование.

Условия коррекции застенчивости заключаются в том, чтобы создать вокруг малыша комфортную и доброжелательную обстановку, в которой он мог бы расслабиться, перестать переживать, отпустить все свои страхи и начать общаться с другими детьми.

Помощь психолога

Помочь застенчивому ребенку решить существующую проблему может и детский психолог. В этом случае работа будет строиться пошагово. На первом этапе, чтобы мотивировать к общению и развить умения коммуницировать, врач будет использовать такой распространенный подход, как сказкотерапия. На втором этапе при помощи коллективной игры малыш будет учиться устанавливать контакт с другими людьми. Затем внимание специалиста будет уделено изучению психоэмоционального состояния маленького пациента (умению проявлять и распознавать свои эмоции). На последнем этапе при помощи творческой реализации малыш будет пробовать применять на практике полученные коммуникативные навыки.

Игротерапия - наиболее эффективный метод в работе с детьми дошкольного возраста. Во время веселого, интересного общения ребенок забывает про стеснительность, расслабляясь и обучаясь общению со сверстниками. Психолог устраивает групповые сеансы, помогающие моделировать различные жизненные ситуации и находить простые пути их решения. Игры «Режиссер», «Выставка», «Оратор» помогут застенчивому малышу перестать бояться оказаться в центре внимания, научат проявлять себя на публике и не бояться выражать свое мнение.

Поскольку дети, страдающие от застенчивости, все время переживают сильное внутреннее напряжение и страх, важно, чтобы игра включала в себя элементы релаксации, во время которых ребенок под спокойную медитативную музыку будет выполнять несложные упражнения по расслаблению.

Тактичность и терпение - вот два качественных подхода, которые должны проявить специалисты в работе с застенчивым малышом. Это даст ему возможность раскрыться и избавиться от такой неприятной черты характера.

Способы борьбы с детской застенчивостью

Главными помощниками для детей в борьбе с этим «недугом» являются их родители. Чтобы преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка дошкольного возраста, следует проявить тактичность, потому что малыш может воспринять вашу помощь как критику и начнет волноваться, что он вас разочаровывает.

Побороть детскую скованность и несмелость в общении вам помогут несложные способы.

  1. Не стоит делать бесконечные замечания из-за его поведения. Понаблюдайте за своим ребенком - это даст вам возможность лучше понять особенности его характера.
  2. Помогите малышу расширить круг его контактов. Сделать это несложно. Поощряйте его мимолетные знакомства, приглашайте в гости одногруппников из садика и соседей по дому, гуляйте на таких площадках, где есть дети этого же возраста. Не бросайте в процессе коммуникации. Помогите ему познакомиться с другими ребятами, поддержите беседу и поиграйте.
  3. Обязательно обеспечьте своему ребенку увлекательный и разнообразный досуг. Подбирая секции для посещения, помните о творческих способностях малыша. Только по-настоящему интересное занятие поможет ему чувствовать себя уверенным и спокойным.
  4. Постарайтесь выдумать различные игры, в процессе которых малыш не только познавал бы окружающий мир, но и раскрывал бы различные способности и умения. Не лишайте малыша возможности проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения о том, как вы будете проводить ваш день. Важно научить ребенка общаться в семье без истерик и крика, смело высказывая свое мнение.
  5. Следует помнить, что постоянная смена места учебы отрицательно влияет даже на уверенного и смелого малыша. Если же у вас были объективные причины, из-за которых вы вынуждены были сменить садик, помогите ребенку пережить этот адаптационный период. Постоянно привлекайте малыша к выполнению различных домашних заданий. Это поможет ему почувствовать себя нужным, придаст уверенности и раскрепостит.

Главное в процессе вашего с ним общения - проявлять терпение, спокойствие и любовь.

Застенчивые дети многого не получают от жизни, поскольку ограничивают свое общение с окружающим миром. Они ведут замкнутый образ жизни и чувствуют себя очень одинокими. Таким малышам трудно заводить друзей, они теряются в большой компании сверстников, не умеют за себя постоять. Чтобы он не чувствовал себя социально отторгнутым, психологи советуют родителям прививать им коммуникативные навыки. Сделать это несложно.

  1. Научите ребенка смотреть в лицо своему собеседнику. Для этого, разговаривая с малышом, просите его все время поддерживать с вами визуальный контакт. Повторяйте как можно чаще такие фразы: «Посмотри мне в глаза!» и «Не опускай свой взгляд!». Это закрепит умение не прятать глаза во время беседы, что придаст ему большей уверенности в процессе общения с незнакомыми людьми.
  2. Сделайте так, чтобы ваш малыш знал, как необходимо начинать и заканчивать беседу. Продумайте и запишите вместе с вашим ребенком фразы для общения с различными группами людей. Пусть малыш сам попробует сформулировать, как бы он общался с незнакомцем, гостем вашего дома, своим приятелем, новеньким в группе, воспитательницей в детском саду. Разделив между собой роли, отрепетируйте, как может выглядеть подобное общение. Активно приобщайте ребенка к телефонным разговорам, непосредственное отсутствие собеседника перед глазами делает процесс общения намного проще.
  3. Заранее готовьте малыша к различным социальным событиям: к посещению гостей, походу в общественное место, выступлению на утреннике, делая акцент на том, о чем можно говорить в различных ситуациях.
  4. Парные игры, по мнению психологов, являются самым простым и наиболее действенным способом откорректировать застенчивость у ребенка дошкольного возраста. Для этого пригласите в гости друга вашего малыша, обязательно исключите просмотр телевизора на это время и дайте им возможность получше узнать друг друга.

Заключение

Застенчивость у ребенка дошкольного возраста нуждается в особом внимании взрослых. Не бросайте ситуацию на самотек, такая черта характера может создать малышу массу проблем, которые обязательно напомнят о себе во взрослой жизни. Малыши, страдающие робостью, нуждаются в коррекции поведения. Избавиться от застенчивости, наладить общение и завести много друзей ребенку помогут родительская поддержка, воспитатели детского сада, а также работа с психологом.

Дома ваш малыш, кажется, никогда не замолкает и все свои действия сопровождает болтовней. Но стоит ему оказаться в новой обстановке, например, на площадке, где много незнакомых детей, – и он превращается в самого застенчивого ребенка в мире, прячется за ваши ноги и отказывается выходить.

Многие родители думают, что не так уж плохо иметь застенчивого ребенка. Небольшая стеснительность едва ли помешает ребенку, но в более выраженном варианте она отрицательно сказывается на его желании , сужает круг общения и даже может плохо влиять на успеваемость в начальной школе.

Бернардо Кардуччи, врач и автор книг о застенчивости, утверждает, что некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики, чтобы справиться со своей стеснительностью. Есть и еще одно пугающее последствие «нелеченой» скованности, – такие дети становятся легкой добычей хулиганов среди ровесников.

Как отличить обычную осторожность от болезненной замкнутости в раннем возрасте?

Как отличить здоровую застенчивость от нездоровой?

Застенчивость – это состояние психики, обусловленное неуверенностью в себе или отсутствием социальных навыков. Но в то же время робость является естественной ступенью развития: это метод адаптации к новым ситуациям.

В детстве каждый человек переживает две фазы боязни незнакомцев: первую – в полгода и вторую – от двух до четырех лет. Эти процессы связаны с узнаванием и дифференциацией себя, людей и остального мира.

Но бывают случаи, когда стеснительность становится проблемой. Такие дети, по словам врачей, имеют и другие поведенческие проблемы. И если за ними понаблюдать, то станут заметны и – частые соседи стеснительности.

Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки нездоровой застенчивости, то Я – Родитель рекомендует уделить этому некоторое время. Ниже мы приводим семь рекомендаций, как это сделать.

1. Подготовьте ребенка к разговору

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.

Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.

Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.

Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.

Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.

3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам

Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.

Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста. Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям. После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.

4. Понаблюдайте за собой

Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями и похвалами.

Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.

5. Не давайте противоречивых команд

Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.

6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми

Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии. Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.

7. Давайте ребенку «бытовые» задания

Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.

8. Учите ребенка благодарить

Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.

Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.

Александра Козлова

Застенчивость у детей дошкольного возраста - это такая внутренняя позиция ребенка, если он чересчур обращает внимание на мнения других людей. Ребенок становится излишне чувствительным к осуждению его людьми вокруг. Отсюда - желание оградить себя от людей и ситуаций, которые потенциально угрожают критикой по поводу его внешности или поведения. Как следствие, ребенок старается держаться в тени, избегать отношений, которые могут привлечь излишнее внимание к его личности.

1 183915

Фотогалерея: Застенчивость у детей дошкольного возраста

Смущение может расцениваться в качестве добровольного лишения себя свободы. Это похоже на тюрьму, когда заключенных лишают права на свободу слова, свободу общения и т.д. Большинство людей, так или иначе, испытывает стеснение. Оно является определенным естественным защитным устройством, которое позволяет оценить возможные последствия того или иного поступка до его совершения. Обычно застенчивость у детей идет наряду с низкой самооценкой. Даже не считая того, что застенчивым детям под силу оценить ряд некоторых своих качеств или способностей, в основном они чрезвычайно самокритичны. Одна из причин низкой самооценки - чересчур высокие требования к себе. Они все время немного не дотягивают до уровня, который сами от себя требуют.

Идеальные отношения родителей и детей должны развивать у детей дошкольного возраста индивидуальность, твердую уверенность в собственной значимости. Когда любовь дарится не безвозмездно, если она предлагается в обмен на что-либо, например на «правильные» поведение, то ребенок каждым своим поступком будет подавлять собственное «я» и самоуважение. Посыл таких отношений с ребенком очевиден: ты хороший ровно настолько, насколько значительны твои достижения, и ты ни за что не прыгнешь выше своей головы. Вот так чувства любви, одобрения и признания делаются потребительскими товарами, которые можно выторговать в обмен на «хорошее поведение». И самое ужасное - при самом незначительном проступке можно их лишиться. А неуверенный, стеснительный человек воспринимает такой порядок вещей за абсолютно нормальный: он якобы не заслуживает лучшего. Тогда как человек, которому дарят безусловную любовь, даже после нескольких неудач не теряет веры в свою первичную ценность.

Источники застенчивости у детей дошкольного возраста

Часть психологов считает, что застенчивость генетически обусловлена. Уже в первые недели жизни дети эмоционально отличаются друг от друга: некоторые больше плачут, более склонны к переменам настроения. Кроме всего этого, детям изначально свойственно отличаться по темпераменту и необходимости контактов. Позднее эти особенности могут прорасти и превратиться в устойчивые модели поведения. Дети с необычайно чувствительной нервной системой все принимают близко к сердцу. Соответственно вырабатывается чрезвычайно осторожный подход ко всему и постоянная готовность отступить.

Приобретение социального опыта позволяет полностью сформировать ряд генетически обусловленных моделей поведения. Деткам, любящим улыбаться, чаще улыбаются в ответ. Их чаще носят на руках, чем это делают с угрюмыми или спокойными детьми. Есть множество изначальных причин развития застенчивости, вытекающей из детских эмоций, а также из того, как эти эмоции воспринимаются конкретной личностью. Если родители не умеют своим примером научить детей общительности, дети скорее всего вырастут застенчивыми.

Исследование показало, что страна с самым широким распространением стеснения и застенчивости среди детей дошкольного возраста - Япония, где 60% опрошенных считают себя застенчивыми. Чувство стыда принято использовать для корректирования поведения отдельных лиц согласно общепринятым нормам поведения. Японцы вырастают глубоко убежденными, что у них нет прав хоть немного дискредитировать свою семью. В Японии весь груз ответственности за неудачи ложится исключительно на плечи самого ребенка, а вот за успехи благодарят родителей, учителей, тренера. Такая система ценностей подавляет в человеке задатки предприимчивости и инициативности. В Израиле же, например, дети воспитываются абсолютно противоположным образом. Любые достижения приписываются исключительно способностям ребенка, в то же время как неудачи сваливают на неверное воспитание, неэффективное образование, несправедливость и т.д. Иными словами, действия поощряются и стимулируются, а неудачи не наказываются строго. Израильские дети ничего не теряют в результате поражения, а в результате успеха - получают награду. Так почему же не попробовать? Японские дети, наоборот, ничего не выиграют, а вот потерять могут много. Поэтому они всегда сомневаются и пытаются не рисковать.

Основные причины застенчивости

Существует много причин, которыми обусловлено возникновение стеснения и застенчивости, так же существует много конкретных обстоятельств, которые вызывают стеснение как реакцию на конкретную ситуацию. Ниже приводится перечень категорий людей и ситуации, которые могут вызвать подобную реакцию.

Люди, которые вызывают застенчивость:
1. Незнакомые
2. Авторитетные личности (через свои знания)
3. Представители противоположного пола
4. Авторитетные личности (через свое положение)
5. Родственники и иностранцы
6. Люди старшего возраста
7. Друзья
8. Родители
9. Братья и сестры (наиболее редко)

Чаще всего застенчивость у детей дошкольного возраста вызывают люди, которые определенными параметрами отличаются от них, имеют власть, контролируют поток необходимых ресурсов. Или же это люди, настолько близкие, что могут позволить себе критику в их адрес.

Обстоятельства, которые вызывают застенчивость:

  1. Нахождение в центре внимания большой группы людей, например выступление на утреннике
  2. Более низкий статус, чем у окружающих
  3. Ситуации, которые требуют уверенности в себе
  4. Новые обстоятельства
  5. Ситуации, требующие оценки
  6. Слабость, необходимость помощи
  7. Пребывание один на один с лицом противоположного пола
  8. Светская беседа
  9. Нахождение в центре внимания небольшой группы людей
  10. Необходимость деятельности в ограниченном кругу людей

Застенчивые дети всегда сильно волнуются, когда их вынуждают выполнять какие-то действия в незнакомых обстоятельствах, где имеют место критические высказывания других людей, которые излишне требовательные и влиятельные.

Как помочь застенчивому ребенку?

Психологи говорят о трех основных «родительских» моделях поведения. Они описываются следующим образом:
пример либеральной модели - ребенок получает столько свободы, сколько он в состоянии принять;
пример авторитарной модели - свобода ребенка ограничивается, главным достоинством является послушание;
пример авторитетной модели - идет полное управление деятельностью ребенка со стороны родителей, но лишь в разумных и конструктивных рамках.

Результаты исследований показывают, что желательной и наиболее эффективной является авторитетная модель. Она способствует воспитанию у детей дошкольного возраста уверенности в себе, а значит, является наиболее эффективной в излечении детской застенчивости. Несмотря на общее мнение, применение очень четкого либерализма в воспитании не развивает уверенность в себе. У либеральных родителей часто отмечается невнимательность к ребенку, они не считают нужным вырабатывать основные линии его поведения. Они часто «грешат» непоследовательностью в воспитании, из-за этого у детей может возникнуть чувство, что родителей не интересуют их чувства и проблемы, что они родителям вовсе не нужны.

Другая крайность касается авторитарной модели воспитания. Выбравшие эту модель родители также уделяют детям мало внимания, когда имеется в виду безусловная любовь и забота. Они ограничиваются лишь удовлетворением всех физических потребностей. Их в первую очередь волнуют такие аспекты воспитания, как руководство и дисциплина, однако они совершенно не заботятся об эмоциональном здоровье детей дошкольного возраста. Авторитарным родителям важно то впечатление, которое их дети производят на окружающих людей. Для них это даже важнее внутрисемейных отношений. Они абсолютно уверены, что формируют из ребенка «настоящего человека», не понимая, что приходят к обратному.

Особенность авторитетной модели воспитания в том, что при ней с одной стороны есть наличие родительского контроля, но с другой - идет развитие ребенка как личности. У таких родителей есть четкое представление о том, на что способен ребенок, они часто проводят с ним доверительные беседы и прислушиваются к тому, что отвечает ребенок. Таким родителям не страшно менять правила игры, когда новая обстоятельство вынуждает их действовать иначе.

Перед тем, как переходить к описанию того, как вести борьбу с застенчивостью у детей дошкольного возраста и воспитать открытого, эмоционально восприимчивого и при этом не стыдливого ребенка, хочется отметить один нюанс. Возможно, вы, как родители, будете вынуждены в первую очередь поменять себя. От вас может потребоваться полное изменение атмосферы в доме, чтобы она не способствовала развитию застенчивости у ребенка.

Тактильный контакт

Так же, как очевидна связь между застенчивостью и неуверенностью, также нельзя не заметить зависимость от касаний чувства безопасности и спокойствия. Если даже вам не доводилось делать это раньше, начните сейчас баловать своих детей. Целуйте их, демонстрируйте свою любовь. Прикасайтесь к ним с нежностью, гладьте по голове, обнимайте.

Разговор по душам

Было доказано, что дети раньше начинают говорить правильно и выразительно, если мама с самого рождения много разговаривала с ними. Дети же, чьи мамы просто молча выполняют свои обязанности, говорят плохо, у них малый словарный запас. Если даже ваш малыш слишком мал, чтобы понимать что-либо - говорите с ним. Так вы заложите в него определенную программу коммуникативности. Когда ребенок начнет говорить самостоятельно, его тяга к общению будет зависеть от того, насколько вы его слушаете и отвечаете ли ему.

Пусть ребенок свободно выражает свои мысли и чувства. Позвольте ему свободно говорить о том, что ему хочется, что нравится, а что не очень. Позвольте иногда выплеснуть свой гнев. Это крайне важно, так как в основном застенчивые люди не умеют правильно себя вести во время приступов гнева. Не позволяйте ребенку накапливать эмоции внутри себя, пусть он учится отстаивать свои права. Научите его выражать свои чувства напрямую, например: «Мне грустно» или «Мне хорошо» и т.д. Поощряйте ребенка на разговоры, но не принуждайте участвовать в них.

Безусловная любовь

Нужно серьезно отнестись к словам психологов, считающих, что если вы не довольны поведением ребенка, вы должны обязательно дать ему понять, что вас возмущает не сам ребенок, а его поступки. Иными словами, ребенку важно знать, что он любим, и любовь эта не зависит ни от чего, она постоянна и неизменна, то есть безусловна.

Дисциплина с любовью и пониманием

Чрезмерная дисциплина может повлиять на развитие застенчивости у детей дошкольного возраста через следующие причины:

  1. Дисциплина часто основана на изначальной неправоте ребенка, на утверждении, что он обязательно должен измениться. Это ведет к снижении самооценки.
  2. Пугающий авторитет родителей может перерасти в серьезный комплекс, при котором ребенок будет чувствовать страх перед любыми авторитетными лицами. Смущение в этом случае не является проявлением почитания, это проявление страха перед властью.
  3. Основное понятие дисциплины - контроль. Чрезмерно подконтрольные дети вырастают со страхом, что потеряют контроль или что будут вынуждены контролировать сложную ситуацию.
  4. Объектом дисциплины является человек, а не обстоятельства. А очень часто причина поведения - в обстановке или поведении других людей. Перед тем, как наказать ребенка, обязательно поинтересуйтесь, почему он нарушил одно из ваших правил.

Дисциплина не должна быть публичной. Уважайте достоинство вашего ребенка. Прилюдные выговоры и стыд, который испытывает при этом ребенок, могут усилить его застенчивость. Старайтесь замечать не только проступки ребенка, но и отмечать хорошее поведение.

Научите ребенка терпимости

Лишь своим примером можно научить детей быть участливыми. Пусть они ищут причину неудач в первую очередь в обстоятельствах, а не в окружающих людях. Поговорите о том, почему тот или иной человек делает определенные безрассудные поступки, или что могло повлиять на изменение его поведения.

Не клеймите ребенка

Как только вам захочется сказать ребенку что-то неприятное, помните о плотной связи между самооценкой ребенка и застенчивостью. Это может помочь вам в преодолении импульса. Ребенку важно положительно оценивать себя.

Доверие

Научите ребенка больше доверять людям. Для этого родителям важно наличие максимально близких отношений с ребенком. Дайте ему понять, что вы его любите и цените таким, какой он есть. И что есть и другие люди, которые тоже могут ценить и уважать его, если он сблизиться с ними. Безусловно, всегда найдутся те, кто обманет или предаст, но, во-первых, таких меньше, во-вторых, их рано или поздно выведут на чистую воду.

Уделяйте детям внимание

Старайтесь уменьшать время, которое вы проводили отдельно от ребенка и всегда предупреждайте его, если вы сможете уделить ему внимание. Даже минута теплой и уважительной беседы с ребенком гораздо важнее целого дня, когда вы просидели рядом, но были заняты своими делами.

Стеснительность — это, как правило, один из механизмов защиты. Многие часто замечали, как смешно малыши теряются в детском саду на утреннике, когда читают стихотворение или прячутся за мамину юбку, когда с ними пытаются заговорить чужие люди. Стеснительные детки мало говорят, мало что делают, прячутся в какое-нибудь укромное местечко, стараясь стать как можно незаметнее для посторонних глаз. С родителями, бабушками и дедушками, и с теми кого хорошо знают, такие дети легко идут на контакт, ведут себя совершенно нормально. Но стоит им оказаться в незнакомом месте, среди чужих людей, они робеют и теряются. Как побороть стеснительность у ребенка ?

Стесняются по наследству

Психологи не утверждают со стопроцентной уверенностью, существует ил ген стеснительности. Однако, у застенчивых родителей вырастает такое же потомство. Не известно, на генетическом ли уровне передается эта черта характера или дети усваивают стиль поведения родителей в процессе жизни, но факт остается фактом. Робкое поведение одного или обоих родителей воспринимается ребенком, как норма и не подлежит оспариванию.

Не путайте скромность и стеснительность

Если ребенок демонстрирует робость, его родители относятся к ней по-разному. Одни укоряют чадо за его характер. Другие не видят в этом ничего плохого и даже поощряют застенчивость, ошибочно принимая ее за скромность.

Скромность и стеснительность – это разные вещи. Человек может быть скромен, спокоен, но при этом тверд и уверен в себе. А за стеснительностью кроется заниженная самооценка и нелюбовь к самому себе.

Найти причины и помочь

Основной причиной стеснительности специалисты считают заниженную самооценку ребенка, которая чаще всего формируется именно в семье. Многие взрослые, чтобы не избаловать свое чадо, создают вокруг него атмосферу запретов и сплошного «нельзя».

Случается такое, что родители не хвалят своего ребенка, часто одергивают его, велят замолчать. Родители делают это походя, через пару минут забывая о сказанном, но в детской душе эта заноза может остаться всю жизнь. Такие дети боятся просить, зная, что им откажут, боятся заговорить первыми, ведь им непременно велят замолчать, первыми не идут на контакт со сверстниками из страха, что их оттолкнут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок болезненно стеснителен, посмотрите на ваши с ним отношения со стороны. Не слишком ли вы строги к нему? Не слишком ли много запрещаете? Или говорите ему, что он в чем-то хуже остальных? А может вы вырастили «домашний цветочек» и не стоит так рьяно отгораживать его от внешнего мира?

Попробуйте вспомнить себя в детстве. Скорее всего, вы и сами по любому поводу также робели и прятались за маму, а повзрослев, никогда не открывали и не выражали себя, боясь быть отвергнутыми. Если бы тогда вас научили преодолеть робость и полюбить себя, кто может сказать, какой позитивной сложилась бы ваша жизнь?

Если ребенок не уверен в себе, недоволен своей внешностью, результатами собственного труда или заранее уверен, что у него что-то не получится, помогите ему ощутить свою значимость. У каждого ребенка есть множество превосходных черт, которых нет ни у кого другого, и ваша задача помочь ему найти в себе эти черты и поверить в свои силы.

Учите ребенка общаться, но помните, что стеснительные товарищи — существа невероятно ранимые, поэтому никогда не упрекайте его в застенчивости. Помогайте ребенку проявить коммуникабельность.

Например, поручите ему купить самостоятельно что-нибудь в магазине или заплатить за проезд во автобусе, если вы гуляете во дворе, где много ребятишек, помогите ему познакомиться с кем-нибудь. Таким образом, дети могут быть задействованы в любой житейской ситуации, где будут присутствовать посторонние люди. Никогда не бросайте стеснительного ребенка одного в сложной для него ситуации.

Убеждайте его, что он хороший и умный, ну или, как минимум, ни чем не хуже остальных, почаще поощряйте и хвалите своего малыша. В начале он будет внутренне сжиматься и оглядываться на вас, но как говориться, терпение и труд дадут свои результаты.

Категории