Сочинения по направлению "Верность и измена". Сочинение Быков В. Верность в произведении сотников

Его величество и верность до притворства


Игорь Сотников

© Игорь Сотников, 2017


ISBN 978-5-4485-9170-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Дисклеймер

Все упомянутые здесь неточности, оговорки, а также лица, имеют своё право на существование, хотя бы по причине существования воображения автора. Ну а что касается их явного исторического сходства, то это ни к чему хорошему не приведёт тех умников, решивших сделать для себя умозрительные заключения, и всё по причине того, что они, относясь ко всему слишком серьёзно, забыли о том, что для мира фантазии они просто не нужны. Ну а натуры вспыльчивые и особо невоздержанные, которые так и спешат из всего сделать выводы, поспешу предостеречь от преждевременной эякуляции, и предложу для начала глубоко вздохнуть, успокоиться и уж затем не спеша ознакомившись, делать выводы.

И представить себе невозможно, до чего представительная и величественная.

Ничего и никогда не проходит мимо, до всего и вся приметливого и дотошного, привередливого взгляда его величества, короля Луи-ипохондрика, прозванного так, за свою принципиальную близость к своему мнению и многих, по большей части великих дум о нём. В чём, в принципе, нет ничего особенного и сверхъестественного, и каждый король, в виду своей божьей помазанности и близости к самым верхам, таким мнительным и должен быть. Ну а если эта самомнительность, у кого-то больше, а у кого-то меньше, то все вопросы к характерному благоразумию того или иного королевского лица, которые между прочим и тем, с бородавкой на носу, тоже на счёт себя иногда сомневаются.

А ведь при тех устоявшихся при дворе нравах и альковах, в каждом уважающем себя дворце поводов для незаконнорождённости было настолько много, что уже никуда не деться и приходилось жить в постоянном бастардном сомнении насчёт некоторых влияющих на твоё рождение связей, своих, и не только ближайших, но и даже кровных родственников.

Ну а пока у вас плюс ко всему вышесказанному и к королевской частности – Луи, не возникло дополнительных вопросов, а повод к ним уже точно возник, то поспешим предварить их развёрнутым ответом. Да-да, это был тот самый Луи, который не слишком полагался на свой идентификационный порядковый номер, который по некоторым домысливаемым причинам, совсем не подходил к его верному и благочестивому католическому лицу. О чём (о причинах), так и подрывается всё внутри прямо сейчас рассказать, но королевские особы, это вам не какие-нибудь бескровные особы, о которых можно сходу пыль с языка вытирать, и они в виду своей единичности, по праву этой единоличности, чтобы раньше времени не рассыпаться, всегда требуют к себе бережного и что главное, королевского обхождения. Так что, лишь только после предварительных, с учётом этикета представлений, мы и перейдём на личности, а пока же, спрячем в будуар наше любопытство и, включив воображение, стоя, сядем и будем лишь внимательно домысливать (при королевских особах, право сидеть имеют только они сами).

Так что, давайте, наконец-то, вернёмся к этому пышущему молодостью и злобою в глазах королю Луи, который выглядывая из окна своих покоев, и на этот раз, всё-всё, да и приметил. Где главное из всего этого – то самое безнравственное самодовольство, стоящее в глазах кавалера де Брийона, вышедшего из покоев королевы, что не могло не навести Луи на определённые этим довольством выводы.

– А ну, живо ко мне этого кавалера! – вскипел Луи, пинком ноги отправляя выполнять своё получение подручного Тужура, который давно уже и забыл, когда был последний раз подручным (скорее подзадным), когда как такие памятливые подачи под его зад, стали, чуть ли не ежедневным ритуалом вечно недовольного короля.

– Не понимаю я всех этих королей. – Частенько делился своим исследовательскими мыслями, в кругу таких же, как и он подручных, этот носитель королевских поручений, дворцовый слуга Тужур. – Кажется, всё у них есть и стоит им только чихнуть, и уже платок подан к носу его величества. Ан нет, они всё недовольны и всё рожи кривят, и непонятно чего из себя строят. Тьфу. Век не видал бы. – Своими крамольными, на грани заговора мыслями, Тужур заставляет своих подвыпивших собутыльников, сильнее опускать лица в свои кружки, дабы не выдать своего внешнего согласия с этой кощунственной мыслью Тужура. А что поделать, и им тлям, и пыли в ногах величественных господ, всегда нужно учитывать, как желания своего брюха (Тужур угощает), так и не помешает подстраховаться, в случае, если их спросят, а что они делали, когда этот Тужур, так громогласно обличал королевские особы.

– Что-что, а я их дворцовую кухню очень хорошо знаю. – Многозначительно заявляет Тужур, заставляя его собутыльников, с завистью сглотнув слюну, ревностно посмотреть на него. «У, сволочь, зажрался на королевских харчах, а теперь ещё морду воротит от королевского зада. Да дай мне только возможность, так я бы, за самую малость с королевского стола, зацеловал бы этот зад», – как бы, не были не трезвы собутыльники Тужура, но когда дело касается возможности приобщения к чужому, а в особенности королевскому столу, то их здравости мысли можно только позавидовать.

«Но, постой. А что мне мешает», – прихлебнув из кружки, на полпути остановились головы собутыльников Тужура, натолкнувшиеся на то, что нужно. А нужно-то, всего лишь пойти в тайную канцелярию и настучать на Тужура, и заодно на окружающих стол конкурентов. После чего, каждый из замысливших такое небольшое отступление от правил товарищества (а эта, почти что, заговорщицкая мысль, посетила одновременно всех, в том числе и Тужура, решившего первым пойти в канцелярию и записаться в тайные осведомители), дабы их ни в чём подобном не заподозрили, требует полного наполнения уже порожней посуды.

Ну а как только кружки наполнены, то они все, с заверениями вечной преданности и дружбы, начинают чокаться, целоваться, обниматься и пить до тех пор, пока, опять же все вместе, не оказываются в полном забытьи под столом, а кто под лавкой. Ну а утром, каждый из проснувшихся, начинает понимать, что сегодня, не всё так однозначно и ясно выглядит, как это было вчера, и каждый из верных товарищей, решает, что пока что не стоит так спешить и уж в следующий раз, он более точно запомнит то, что говорил Тужур о королевских особах. После чего, все, в том числе и Тужур расходятся по своим делам и занятиям.

И хотя Тужур высказывает такое своё несогласие, как с политикой, так и образом жизни королей, он, тем не менее, как истинно верноподданный, глубоко склоняется перед носком ботинка короля и, получив этот нагоняй, устремляется выполнять приказание. Которое, в общем-то, не слишком трудно выполнить, и вот спустя некоторое время, кавалер де Брийон уже склонен к тому, чтобы предстать перед очами, хоть и не довольного, но блистательного короля Людовика-благородного (это его официальное именование, и говорят, что оно льстивое и не отражает истинное лицо Луи. Тогда как, его за глаза фамильярное именование – Луи-ипохондрик, как раз в точку. Но эти крамольные слова, себе позволяют говорить лишь только враги Людовика-справедливого, а также завистливые родственники Луи-ипохондрика, которых пруд пруди и головы руби, руки устанут). И хотя Луи зовётся справедливым и по большей части он так и выглядит, всё же его мысли при взгляде на этого кавалера, очень уж далеки от этого значения и больше отдают мстительностью и связанными с нею зубодробительными последствиями.

И, несмотря на то, что король прямо сейчас, готов схватить подсвечник и обрушить его на голову этого негодяя, посмевшего перед его лицом довольствоваться собой, когда сам король испытывает недовольство, всё же король на то и король, что он в отличие от всякой, не королевской особы, умеет держать марку, а это значит, что он ни под каким соусом не должен выказывать свою невоздержанность, а лишь только скуку. Так что Луи, собравшись с самим с собой, разжимает пальцы своей руки, держащие подсвечник и, выдавив из себя улыбку, принимается скрупулёзно осматривать склонившегося в книксене кавалера. Ну а для этого, Луи делает пару кругов вокруг кавалера де Брийона. «Закружить хочет, и сбить меня с мысли», – делает вывод кавалер. После чего король останавливается напротив него и, располагая своими преимуществами и замеченностями за кавалером, бьёт по самому больному месту – несоответствию сего придворного лица к нынешним тенденциям моды.

– Эти колготы, вам не к лицу. – Заметив потёртости на коленях колгот кавалера де Брийона, король полный ярости не может не заметить такое его пренебрежение этикетом, в результате чего и обрушивает на кавалера своё неприкрытое презрение.

«Подлецу, всё к лицу», – слишком дерзновенен ответный взгляд кавалера, на котором читается это его кредо по придворной жизни. При этом кавалер, не только хамоват и дерзок, но он к тому же ещё и далеко не глуп и поэтому он, одно держит на уме, а говорит лишь то, что требует от него этикет. «Вот если бы я, был не при дворе, то я был бы определённо далеко глуп». – Помахивая тростью у носов своих не придворных, а значит, не влиятельных и бедных родственников, кавалер де Брийон своим заявлением, не слишком разумел их, так и не понявших той глубинной разницы между этим далеко и не далеко. «Глупцы одно слово. Чем ближе к королевским залам, тем дальше ты от глупости, а чем дальше от них, то тем самым, ты становишься ближе к этой стадии умственного развития», – кавалер де Брийон удивлялся такой недалёкости своих родственников.

Верность и измена в любви.

Верность и измена идеалам

Верность и измена в любви

А.С. Пушкин « Евгений Онегин»

Татьяна - любимая героиня А.С.Пушкина. Нежная, честная, открытая, она, как и любая женщина, хочет любви. Придумав для себя образ возлюбленного, начитавшись романов («…Ей рано нравились романы; / Они ей заменяли всё…»), она представила, что именно Онегин - её любимый. Героиня всем сердцем полюбила Онегина («Татьяна любит не шутя…»). Разочарование всегда болью отзывается в душе человека. Получив, в сущности, отказ, Татьяна страдает от отсутствия взаимности. Она продолжает любить Онегина. Это автор показывает во время встречи героев через несколько лет. Но уже многое изменилось, а самое главное - Татьяна замужем. Казалось бы, вот он, рядом, её возлюбленный, признаётся в любви,говорит о силе своих чувств. Однако героиня остаётся верна мужу. Она не способна на предательство в отношениях, не может сделать больно близкому человеку. Она не выбрала путь измены, оставшись чистой духовно и нравственно. Верность всегда связана с такими качествами личности, как ответственность, долг, исполнение своих обязанностей. Героиня понимает это, оставшись верной мужу («Но я другому отдана и буду век ему верна…»).Можно долго спорить о том, нужно ли было жертвовать любовью ради семейных отношений, ровных, спокойных, построенным только на уважении, но не на любви со стороны Татьяны. Её путь- путь верной, порядочной, честной жены. Это заслуживает уважения.

А.Н. Островский «Гроза»

Сложную душевную драму переживает героиня пьесы А.Островского «Гроза» - Катерина. Оказавшись в доме Кабановых, она хотела и в нём жить так, как это было в её родительском доме, наполненном любви и уважения близких друг другу, без лжи и обмана («…Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…»)

Однако увидела в новой семье совсем другое: со стороны свекрови - высокомерие, стремление диктовать свои условия, напрасные обвинения («…Напраслину-то терпеть кому ж приятно!..») ; со стороны Тихона она не чувствовала поддержки, хотя понимала, что тот любит её по – своему.

«Отчего люди не летают так, как птицы?»- не случайно задаёт Катерина этот вопрос. Ей хочется свободы, открытости во взаимоотношениях. Измена героини, её тайные встречи с Борисом - это результат неудовлётворённости в семейных отношениях, желание любви, взаимопонимания. Всем сердцем полюбила героиня Бориса(«Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой;…»)
Конечно, любая измена - это грех. Ложь, обман всегда становятся явными. Героиня понимает это, страдает. Её трагический конец - результат восприятия ею греховности своих поступков. Оправдываем ли мы Катерину? Однозначно ответить на этот вопрос очень трудно. Каждый человек сам строит свои отношения в семье. Что лучше: верность без тепла, душевности, спокойствия или измена с её кратковременным, но счастьем? Верность и измена - это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба - он и она. Во многом в трагедии Катерины виноват её муж - Тихон. Автор заставляет читателей задуматься о том, что и верность, и измена, к сожалению, возможны в семье. Но всегда нужно помнить главное - жизнь надо прожить не во лжи.



И. Бунин «Тёмные аллеи»

Произведения И. Бунина о любви часто наполнены грустью, потому что влюблённые расстаются. Любовь если и проносит им счастливые минуты, но лишь на короткое время. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в душе верность своей первой и единственной в жизни любви - к Николаю. Проходят годы, Надежда становится самостоятельной, крепко стоящей на ногах женщиной. Она хозяйка постоялого двора, «богата, крута», энергична, полна сил,однако одинока, потому что где-то в глубине её души теплится огонёк любви, этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту, свою горячку». А что же герой? Для него отношения с Надеждой - мимолётное увлечение красавца-барина к горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о героине. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Ни о каком взаимопонимании с ним не может быть и речи. Как горько осознавать, что счастье было так близко. Как видим, измена любви Николаем делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.



Вывод

Таким образом, верность в любви делает её настоящей, крепкой, приносящей счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.

Верность и измена идеалам, принципам

А.П. Чехов. «Ионыч»

Тема нравственного падения человека, деградации души - одна из основных в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Герой произведения в начале и в конце повествования - это два совершенно разных человека, да и зовут-то их по-разному: Дмитрий Старцев и Ионыч. Что же произошло с молодым юношей, «лучшим из людей», по мнению Екатерины Ивановны, окончившим медицинское учреждение, желающим приносить пользу людям, лечить их? А произошло то, что должно произойти, если человек изменяет идеалам юности. Деньги, шелест купюр в кармане со временем сделали героя чёрствым, жёстким, эгоистичным человеком. Ему совершенно безразлична судьба больных, они его даже раздражают своими жалобами. Главное - получить заветные деньги, ездить на тройке с колокольчиком, быть богатым (у него « уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее…»), всеми почитаемым человеком. Духовное обнищание произошло с героем: он ничем не интересуется, живёт один, главная его страсть - считать деньги, подученные им за день. Да, измена себе, своим принципам, целям делают человека нравственно низким. Верность свойственна сильной личности, способной преодолевать трудности, живущей по законам справедливости и добра. Этого, к сожалению, нет у Ионыча.

Вывод

Нравственные принципы - эта основа, которая делает человека настоящей личностью, заслуживающей уважения. В их основе лежат честь, совесть, порядочность, милосердие и многое другое. Остаться верным этим принципам, чётко выделить для себя жизненные идеалы и следовать им - непростое дело. Много соблазнов бывает на пути человека. Но тем и отличается благородный, высоконравственный человек от беспринципного, безнравственного, что он находит в себе силы идти по верному пути в жизни, не изменять себе, не сворачивать по дороге лжи, обмана, да и просто эгоизма. Верность в данном случае делает человека личностью, уважаемой в обществе, счастливой и самодостаточной. А измена приводит к осуждению окружающих, непониманию, даже презрению. Быть верным именно нравственным принципам учат читателей произведения классиков литературы. Как здесь не вспомнить слова из лирического отступления из поэмы Н.В. Гоголя « Мёртвые души»!

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

В. Быков «Сотников»

Человек на войне - это тема произведений В.Быкова. Он не показывает больших сражений, атак, а пытается понять, почему именно так повёл себя герой в той или иной ситуации, почему один из героев повести «Сотников» стал героем, а другой - предателем. Что движет поведением людей в нечеловеческих условиях? Автор подводит к выводу, что основа мужества, героизма – это верность человека родине, народу. Именно она является той силой, которая помогает пережить трудности, страдания, боль, сохранить человеческое достоинство даже перед лицом смерти. Именно таков Сотников. Скромный, вроде бы неприметный боец, он шаг за шагом шёл к своему подвигу. Вызвался идти за продуктами для отряда, хотя мог и не идти, так как был болен. Сколько в нём внутренней силы, стойкости! Как достойно он принял смерть, не став предателем. (И тогда Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. Утро уже будет принадлежать не им. Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть).

Рыбак же, всю жизнь изворачивавшийся, и здесь, в плену, решил вести себя так же. Спастись, жить - ради этого он готов на всё. («Здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства»). Но адская машина смерти уже закрутила его в своём механизме. Идти на сделку с фашистами не получилось. Совершив первое предательство, став полицаем, он совершает следующее, казня своего боевого товарища Сотникова («Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов»).

Человек на войне всегда делает выбор: быть с народом, переживать с ним все тяготы военных лет, оставаться верным Отечеству или изменить всему этому ради возможности жить. И от этого выбора зависит, кем он станет: героем, как Сотников, которого, как и миллионы других солдат, помнит страна, гордится ими, или предателем, как Рыбак.

Выводы

Человеку свойственно делать выбор в жизни. Особенно в годы, когда несчастье обрушивается на всю страну. Верность идеалам, на которых он воспитан, ценностям, внушённым им с раннего детства в семье, школе, патриотизм - всё это становится той силой, которая позволяет ему вместе с народом пережить испытания. Тех, кто изменил всему этому, кто остался за чертой порядочности, чести, отделил себя от народа предательством, в любом случае ждёт страшная участь- не жизнь, а прозябание, ненависть и презрение народа. Над этим заставляют задуматься читателей писатели, создающие произведения о войне, чтобы каждый сделал верные выводы, понял, что только верность – стране, народу, семье, близким, самому себе - это залог счастья. А измена - это позор, презрение людей, а значит, не жизнь, а существование в вечном страхе, во лжи.

Верность и измена в любви.

Верность и измена идеалам

Верность и измена Родине, народу.

Верность и измена в любви

В. Быков – повесть «Сотников». Тема душевной стой­кости и предательства, расширение понятия «героизм» харак­терны для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет ни грандиозных танковых сражений, ни сцен впечатляющих боев. Все свое внимание писатель уделяет внутреннему миру человека на войне. Вспомним сюжет повести. Зимней ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны достать продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов. Наконец удается им дос­тать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Парти­заны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из-за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь рас­ходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак – пре­дательство, благодаря чему ему сохраняют ему жизнь. Анали­зируя поведение Рыбака, автор отмечает: «Появилась возмож­ность жить – это главное. Все остальное – потом». Каковы же причины предательства Рыбака? Над этим размышлял сам писатель: «Мне думается, что причина падения Рыбака в его душевной всеядности, несформированности… Нравственная глухота не позволяет ему понять глухоту падения. Только в конце он с непоправимым опозданием обнаруживает, что в иных случаях выжить не лучше, чем умереть… В итоге – ду­ховная гибель, которая оказывается горше и позорнее физи­ческой гибели» (В. Быков).

Здесь искали:

  • предательство рыбака в произведении сотников
  • сотников предательство
  • сотников предательство рыбака

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году. Реальные герои повести никогда не существовали в действительности, но случай, который лег в основу этого произведения, произошел в реальной жизни.

Это случилось в августе 1944 года, когда наши войска прорвали оборону и окружили немцев. Среди пленных оказался человек, который давно считался погибшим. Не выдержав страшных испытаний, он пошел на предательство, пошел на это сознательно. Ему казалось, что это только на время, что в удобный момент он вернется к своим. Но судьба не представила ему такой возможности. Наверное, на то оно и есть предательство, чтобы ему не было оправдания. Василь Быков узнал этого человека, а затем о нем написал повесть, в которой ставит нравственные проблемы о смысле жизни, о духовной силе человека, оказавшегося в безвыходной ситуации. Перед героями встает выбор - умереть достойно или выжить подло.

Уже в самом начале повести между героями повести обнажается пропасть. Рыбак никак не может понять того, почему больной Сотников идет на задание, ведь у него была возможность отказаться. А «потому и не отказался, что другие отказались». Вот этого и не может взять в толк Рыбак, ему не понять этого, потому что нет в нем того чувства долга, которое так необходимо на войне.

Обессиленному Сотникову противопоставлена энергичная и решительная натура Рыбака. Но как произошло, что именно Рыбак становится предателем? Быков проводит читателя по всему пути нравтсвенных исканий Рыбака. Его выбор — результат продвижения к предательству. Оказавшись в плену, оно испытывает панический страх перед смертью. Можем ли мы винить его в том, что до последнего момента в нем была надежда выжить? Ведь не хотел он быть предателем, не хотел выдавать своих товарищей, а пытался только обмануть немцев. Однако предал, сам того не заметив, оказался в лагере полицаев. Ничто не заставило его остановиться перед предательством:ни жизнь Петра, ни Дёмчихи, у которой остались дети. Ради собственного спасения он готов пожертвовать всеми. Рыбак ищет выгоды даже в смерти друга, с которым столько пройдено. Казнь Сотникова становится последним этапом на пути предательства До последнего момента Сотников не может поверить в предательства Рыбака. «Безусловно, от страха и ненависти люди способны на любое предательство, но Рыбак, кажется, не был предателем, как не был и трусом. Сколько ему представлялось возможностей перебежать в полицию, да и струсить было предостаточно случаев, однако он держался достойно. По крайней мере, не хуже других». Да и в перестрелке с полицаями Рыбак не оставляет друга, что-то заставило его вернуться к раненому Сотникову. Но это что-то, наверное, слишком мало, чтобы сохранить в себе человеческое достоинство, пройти достойно по жизненному пути.

В этой повести мы видим не только предателя, но и человека, чье имя, самоотверженное чувство и мужество не могут оставить равнодушными читателей. Если Рыбака волновало только то, как спасти свою шкуру, то Сотников думает о том, чтобы «свою смерть, какой бы она не была… встретить с солдатским достоинством - это стало главной целью его последних минут». Жить хочет не только Рыбак, но и Сотников, но для него существуют более высокие ценности: гражданский долг, человеческое достоинство. Оказавшись перед лицом смерти, Сотников хочет спасти людей, обреченных вместе с ним на смерть, пытаясь взять всю вину на себя. Это состояние героя точно отражено в названии художественного фильма, снятого по этой повести. «Восхождение» - так назвала режиссёр Л.Шепитько этот фильм. И действительно, Сотников совершает восхождение к нравственным высотам. Его поступки — путь, восхождение к подвигу.

Довольно трудно с самого начала предсказать исход повести. Порой кажется, что Рыбак достоин больших симпатий, чем Сотников. Но постепенно в разворачивающихся событиях мы видим, как в поступках героев выявляются их характеры. Предательство Рыбака вызывает ненависть и презрение. Подвиг же Сотникова рождает в сердце восхищение и гордость.

В повести «Сотников» Василь Быков дает нам урок человечности, учит нас быть верными себе, своей совести даже в самых трудных и сложных ситуациях в жизни. История Сотникова и Рыбака — это история о том, к чему приводит человека послабление в принципиальных вопросах, отсутствие важных нравственных основ во взаимоотношениях с окружающим миром. Это суровое и честное размышление писателя о жизненном выборе каждого человека. Ситуация войны только острее обнажает эту вечную проблему: как человек должен прожить свою жизнь. Спасибо писателю за его урок.

Как вы понимаете слово «верность?

Что такое верность? На мой взгляд, это слово можно понять по-разному в зависимости от ситуации. Если речь идет о любовных отношениях, то верность – это прежде всего стойкость и неизменность в своих чувствах, готовность быть с близким человеком в любой ситуации.

Так, в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» рассказывается о княгине Трубецкой, которая последовала за мужем-декабристом в Сибирь. Губернатор Иркутска отговаривает ее, описывая трудности, с которыми ей предстоит столкнуться: суровый климат, необходимость жить в казарме вместе с каторжниками, скудная и грубая пища, предстоящее отречение от всех прав и привилегий знатной особы. Однако героиню не пугают его слова. Она готова пойти на все, лишь бы быть рядом с супругом, делить с ним и радость, и горе. На все предостережения она отвечает: Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

Мы видим, что княгиня Трубецкая олицетворяет собой верность и преданность любимому человеку.

Слово «верность» можно понять и как стойкость в исполнении обязанностей, долга, например перед Родиной. Защитник Отечества, солдат или офицер, обязан хранить верность присяге, не изменять ей, что бы ни случилось.

Примером может служить Петр Гринев, герой произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда Белогорская крепость была захвачена Пугачевым, всем офицерам предложили перейти на сторону мятежников. В случае отказа их ждала трагическая участь – быть повешенными. Автор показывает, что, оказавшись перед выбором, Пётр Гринев был готов расстаться с жизнью, но остаться верным присяге. Позже он отказывается и от предложения Пугачева, обещавшего пожаловать его высокими титулами: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Писатель подчеркивает, что превыше всего для героя была честь, верность воинскому долгу.

Таким образом, можно прийти к выводу: слово «верность» подразумевает преданность кому-либо или чему-либо: любимому человеку, Отечеству, долгу.

(272 слова)

Какой поступок можно назвать изменой?

Какой поступок можно назвать изменой? Конечно, каждый по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь сформулировать свою точку зрения. На мой взгляд, изменой являются такие поступки, как предательство любимого человека, в военное время - переход на сторону врага. В подтверждение своих слов приведу несколько примеров.

Вспомним повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня, простая крестьянская девушка, всей душой полюбила молодого дворянина по имени Эраст. Он тоже, казалось, нашел в Лизе свой идеал. Однако счастье длилось недолго. Автор показывает, что вскоре страсть в сердце героя уступила место скуке и охлаждению. Более того, проигравшись в карты, он решил поправить свое положение с помощью женитьбы на богатой пожилой вдове. Он ни слова не сказал о своих намерениях Лизе, более того, обманул ее, сказав, что отправляется в армию и непременно вернется к ней. Она узнала правду лишь случайно. Это стало для нее таким тяжелым ударом, что от отчаяния девушка покончила с собой. Поступок Эраста, несомненно, можно назвать изменой, ведь он предал чувства полюбившей его девушки, поступил непорядочно, солгав ей и тайком женившись на другой.

Другим примером измены можно назвать поступок Рыбака из повести В.Быкова «Сотников». В произведении рассказывается о двух партизанах, попавших в плен к полицаям. Если Сотников мужественно выдержал пытки и с честью принял смерть, то Рыбак, напротив, с первых минут в заточении только и думал о том, как спасти собственную жизнь. Он был готов пойти ради этого на что угодно: выдать местонахождение партизанского отряда, перейти на сторону врагов, собственноручно казнить товарища. Поступив так, он предал товарища, презрел долг защитника Отечества, изменил Родине.

Таким образом, можно прийти к выводу: изменой можно назвать такие поступки, в основе которых лежит предательство. Изменяя, человек предает доверие близких людей, товарищей, поступается долгом и честью.

(274 слова)

Что может толкнуть человека на измену?

Что может толкнуть человека на измену? Думается, причин, побудивших человека совершить предательство, может быть много. Это может быть и корыстолюбие, и страх за свою жизнь, трусость, слабость характера. Рассмотрим несколько примеров.

Так, в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» мы видим молодого дворянина Эраста, который покорил сердце простой крестьянки Лизы. Автор показывает, что через некоторое время Эраст изменил возлюбленной: отправляясь в армию, он обещал девушке вернуться, но в действительности покинул ее навсегда. Более того, проиграв в карты практически все свое имение, он решил поправить свои дела, женившись на богатой женщине. Что подвигло Эраста на столь неблаговидный поступок? Это и корыстолюбие, ведь он не хотел терять состояние и соглашаться на бедность. В то же время причиной измены можно считать и эгоизм молодого человека, который думал лишь о себе и своих интересах, совершенно не заботясь о том, какое влияние его поступок окажет на преданную ему всем сердцем Лизу. Эраст относился к девушке, как к вещи, которую за ненадобностью можно выбросить, и не думал о том, что для нее его поведение станет смертельным ударом, в итоге оборвавшим ее жизнь (читатель узнает, что Лиза покончила с собой, узнав об измене любимого). Корыстолюбие и эгоизм – вот что толкнуло его на измену.

Обратимся теперь к повести В.Быкова «Сотников». Мы видим партизана по фамилии Рыбак, который, попав в руки врага, решается на предательство: он готов выдать расположение партизанского отряда врагам, служить в полиции, даже принять участие в казни товарища. Что толкнуло его на измену Родине и долгу защитника Отечества? Прежде всего страх за свою жизнь. Трусость, слабость характера определяет его постпуки. Рыбак хочет жить во что бы то ни стало. Для него это важнее долга перед родиной, чести, товарищества. Он думает только о себе, легко готов принести в жертву других, лишь бы спастись самому. Это тоже эгоизм, который можно считать причиной измены и в этом случае.

Подводя итоги, можно прийти к выводу: на измену человека толкают разные причины, но в их основе всегда лежит себялюбие, забота лишь о собственных интересах, пренебрежение жизнью других людей.

Как вы понимаете выражение «верность долгу»?

Как я понимаю выражение «верность долгу»? На мой взгляд, смысл этого выражения раскрывается, когда речь идет о воинском долге. Для защитника Родины это прежде всего готовность выполнять свой долг в любой ситуации, быть готовым отдать жизнь, если потребуется. Проиллюстрирую сказанное несколькими примерами.

Так, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Петр Гринев демонстрирует верность долгу. Когда Пугачев захватил Белогорскую крепость, всем ее защитникам было предложено перейти на сторону мятежников. В противном случае их казнили. Автор показывает, что Петр Гринев так же, как комендант крепости, отказался стать предателем и был готов принять смерть, но не изменить присяге. Лишь счастливая случайность спасла героя от виселицы. Позже Пугачев снова предлагает Гриневу перейти к нему на службу, на что тот отвечает решительным отказом: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Когда же Пугачев просит его по крайней мере не воевать против него, Гринев снова отвечает отрицательно: «Как могу тебе в этом обещаться? ... Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Мы видим, что герой проявляет верность воинскому долгу: не изменяет присяге, даже рискуя жизнью.