Что подарить на день рождения мужчине-мусульманину? Что можно подарить парню мусульманину

Рамадан − это священный месяц для всех мусульман мира, во время которого соблюдается обязательный пост. Целью его является духовное и физическое очищение, воспитание самодисциплины. Из этой статьи вы узнаете, как поздравить мусульманина с Рамаданом и чего пожелать, что можно преподнести в подарок, почему этот месяц столь важен для последователей исламской религии.

Что значит Рамадан

Пост заключается в том, что в светлое время суток (от рассвета и до захода солнца) верующие не употребляют пищу и воду, воздерживаются от курения и секса. Традиционно в эти дни совершаются визиты к родственникам и друзьям, раздача милостыни, чтение Корана, особые праздничные молитвы в мечети и дома, размышления о своём жизненном пути и приоритетах. Смыслом поста является торжество духа над желаниями плоти.

Многим интересно, поздравляют ли с Рамаданом мусульман представители других религиозных конфессий и атеисты. Этот вопрос каждый человек решает для себя сам. Если есть такое желание, то можно поздравить, ведь вашим знакомым мусульманам будет очень приятно услышать добрые искренние слова в священный для них месяц.

Пост в Рамадан столь важен для последователей ислама потому, что способствует духовному росту и укреплению веры, очищает разум и помыслы, уравнивает и объединяет бедных с богатыми, пробуждает желание творить добро и улучшает отношения между людьми. Поэтому верующие так радуются наступлению месяца Рамадана, а также его завершению, когда испытание стойкости и веры осталось позади, но в душе поселились новые, высшие чувства.

Поздравления

Приветственные и поздравительные слова можно говорить в любой день священного месяца, но особенно хорошо это делать в день начала или окончания поста. Последний широко празднуется всеми мусульманами и носит название Праздник разговения (в тюркских языках − Ураза-байрам, на арабском − Ид аль-Фитр).

Если вы хотите выяснить, как поздравлять с Рамаданом, то вам будет интересно узнать, как это делают сами мусульмане. Классической фразой, сочетающей в себе поздравление и приветствие, является «’Ид муба́рак!», что дословно переводится «Благословен праздник!». У российских мусульман принято говорить эти слова в разговения. А во многих исламских странах так говорят в связи с любым

Можно поздравить и более конкретно: «Рамадан муба́рак!» - что значит, соответственно, «Благословен Рамадан!». Но это может также переводиться как «Поздравляю с месяцем Рамадан!».

Помимо традиционных фраз уместно также высказать искренние терпения, взаимопонимания в семье, укрепления веры, благородства помыслов и поступков. Можно сказать (или написать): "Желаю достойно пройти этот пост"; "Пусть ваши молитвы будут приняты"; "Желаю праведно прожить этот великий месяц" и т. д.

Подарки для мусульман

Теперь вы знаете, как поздравлять с Рамаданом. Если есть желание, то свои добрые пожелания и напутствия можно сопроводить подарком. Что уместно преподнести мужчине-мусульманину? Самым актуальным подарком всегда остаётся Коран. Это может быть красивое издание, либо удобный «походный» вариант в кожаной обложке и на замочке, либо даже аудиокнига. Ещё можно подарить принадлежности для молитвы. Сюда включаются коврик, специальная одежда, компас для определения направления намаза, декоративные деревянные подставки под Коран.

Можно подобрать сувенир в отделе мусульманских товаров. Выбор большой: календарь с фотографиями мечетей или с изречениями из Корана, тематическая закладка для книги или магнит на холодильник, аудиозаписи азана (певучий призыв на молитву), серебряный перстень, расшитая шапочка-тюбетейка, футболка с исламской символикой и т. п.

Если вы раньше не знали, как поздравить мусульманина с Рамаданом и что подарить, то теперь у вас есть на выбор несколько вариантов, от незатейливых сувениров до серьёзных даров.

Подарки для мусульманок

А что можно преподнести женщине по случаю завершения священного поста? Хорошим подарком станет одежда или предметы декора: облачение для молитвы, красивый хиджаб, палантин, шарф или платок, шапочка-боне (держит волосы под платком), картина или на исламскую тематику, шамаиль (образец арабской каллиграфии в рамке). Девушек и женщин в честь великого праздника всегда обрадуют украшения и косметика: арабские масляные духи, качественная сурьма, или серьги.

Не забывайте и про на праздник разговения Ураза-байрам. Для последователей ислама важна забота о здоровье, поэтому они с благодарностью примут масло чёрного тмина или оливковое, а также мёд и разнообразные сладости (халва, рахат-лукум, пахлава и т. п.).

Самые юные мусульмане хоть и не держат пост, но тоже получают подарки в честь священного месяца. Перед тем как поздравлять с Рамаданом семью, нужно удостовериться, что все дети получат равные по стоимости дары. Нельзя никого обижать. Подходящими подарками могут быть, например, иллюстрированные коранические рассказы, истории о пророках и так далее. При желании можно найти достаточно много детской литературы на исламскую тематику. Совсем маленькому ребёнку уместно подарить медальончик или кулон с полумесяцем: серебряный для мальчика и золотой для девочки.

Теперь вам известно, как поздравлять с Рамаданом правильно, что желать в связи с и что дарить мусульманам в честь окончания священного для них месяца.

Нет человека, которому бы не нравились подарки. Одни люди предпочитают их получать, другие же - дарить. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) советовал верующим делать друг другу подарки, поскольку именно так проявляется любовь. У мусульман принято дарить подарки во время больших праздников, например, на Уразу-байрам или Курбан-байрам. Но чаще всего мусульмане не ищут повода, а дарят подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего за доброе дело.

Правила дарения в Исламе

В Исламе существует этикет дарения. В отличие от западного правила «подарок не дарят», мусульманин может передарить или отдать свой подарок другому. Ибо после того, как вы отдали вещь, она вам больше не принадлежит, и хозяин вправе распоряжаться ей как пожелает.

Важно быть справедливым при выборе подарка детям. Нельзя дарить только одному ребёнку, а остальных оставлять без равноценного подарка.

Что нельзя дарить мусульманину

Хотя запретов не так много, но всё же следует о них помнить. Мусульманам нельзя дарить вещи, которые считаются харамом. Многие знают, что не стоит покупать алкоголь или свинину, но эти ингредиенты не должны присутствовать в подарке даже в малом количестве. Например, бывает шоколад с ромом или торт со свиным желатином. Также, выбирая подарок мужчинам, стоит помнить, что Ислам не разрешает носить золото и шёлк. Поэтому в чёрный список попадут любые украшения из этого металла - кольца, браслеты, запонки, равно как и шелковые галстуки. Воздержитесь от дарения картин с изображением живых существ, так как считается, что в такой дом не входят ангелы. По этой же причине не нужно покупать одежду с изображениями живых существ. Абсолютно неуместно дарить статуэтки, будь то ангелочки, распятия или талисманы для фэн-шуй.

Что подарить мусульманину

При выборе исламского подарка не возникает особых трудностей, так как ассортимент и выбор достаточно велики. Хороший подарок для мусульманина можно купить при мечети, найти в отделах восточных товаров или в специализированном интернет-магазине. Чтоб помочь вам с выбором, перечислим самые популярные исламские подарки:

1. Коран. Бесспорно, самый лучший подарок для мусульман. Выбрать его не составит проблем. Очень достойный подарок - книги небольшого размера в кожаной обложке и на замке: такой Коран удобно брать с собой, при этом он хранится в чистоте и более долговечен. Также прекрасно подойдет в подарок Коран на цифровых носителях, например, ручки, читающие Коран.

2. Одежда. Женщины будут рады получить платок, шарф, хиджаб или палантин. Популярны разноцветные хлопковые или кружевные шапочки-боне, которые надевают, чтоб волосы не выбивались из-под платка и он не скользил. Одежда для молитвы - универсальный подарок для мусульманки. Комплект для намаза удобен и не занимает много места, обычно такая одежда продаётся стандартного размера, поэтому можно не беспокоиться, подойдёт ваш подарок или нет. Мужчине-мусульманину можно подарить головной убор - тюбетейку. Ещё один распространённый вариант - читек (месх). Кожаные носки используются в путешествии или в холодное время года для удобного совершения омовения. Молодёжь будет рада получить в подарок футболки с надписями «Улыбайся - это cунна» или «Люблю Ислам» (впрочем, надпись вы можете заказать по своему усмотрению).

3. Предметы для молитвы. Универсальным подарком будет коврик для намаза (намазлык). Для тех, кто еще не умеет совершать намаз самостоятельно, бывают обучающие коврики (они из бумаги и на них написаны все молитвы). Для часто путешествующих мусульман можно купить дорожный коврик, который сворачивается в сумку. В качестве сувенира также можно подарить компас для определения киблы - направления молитвы. Если вы ищете необычный подарок, то подойдут подставки для Корана. Как правило, они изготавливаются из дерева и украшены декоративной резьбой. Хотя ими пользуются не все мусульмане, такой подарок оценят любители ручной работы.

4. Товары для здоровья. Для мусульман всегда актуальны товары для укрепления здоровья. Сейчас в продаже свободно можно приобрести семена и масло чёрного тмина. Согласно хадисам, это растение помогает от всех болезней. Также в Исламе много говорится о пользе мёда и оливкового масла, поэтому бутылочка масла первого отжима или баночка натурального мёда всегда будут кстати.

5. Мусульманские сувениры. Если вы ищете недорогой подарок для мусульман, то обратите внимание на сувениры с исламской тематикой. Можно купить наклейки, магниты на холодильник, закладки для книг.

6. Предметы декора. Для коллеги или друга-мусульманина хорошим подарком может стать настенное панно, картина с изображением мечети, шамаили с надписями аятов и молитв или постеры с Каабой. Популярны настенные мусульманские календари с хадисами и аятами на каждый день. Их ценность также в указанных датах по лунному календарю и временах молитв.

7. Украшения. Мужчинам-мусульманам можно подарить серебряные перстни, женщинам - золотые подвески, серьги или кулоны с полумесяцем. Такой подарок не только красив, но и не теряет ценности со временем.

8. Косметика. Сурьма для глаз присутствует в косметичке каждой мусульманки, поэтому можете смело дарить её. Обратите внимание на производителя (по последним исследованиям некачественной считается пакистанская сурьма) и цену - хорошая сурьма по определению не может быть дешёвой. Большим спросом у мусульман пользуется миск - масляные духи без спирта. Такие духи бывают не только традиционно арабскими, но и с популярными европейскими ароматами.

9. Детские подарки. Порадовать маленьких мусульман можно обучающими игрушками, например, карточками или паззлами с арабским алфавитом, детскими телефонами, игрушечными ноутбуками с короткими сурами и молитвами. В продаже появляется всё больше и больше исламских книг для детей: истории о пророках, коранические рассказы, стихи и загадки.

10. Сладости. Универсальный подарок для взрослых и для детей-мусульман, так как сладости любят все. В магазинах представлены традиционные восточные сладости - лукум, халва или пахлава.

Существует лучший исламский подарок, который не потребует никаких денежных вложений, но окажется бесценным для ваших близких. Самый лучший подарок вашей жене - забота, лучший подарок для мужа - послушание, лучший подарок родителям - внимание, лучший подарок для вашего ребёнка - это воспитание, а для друга лучшим подарком будет ваша молитва. Помните об этом!

О ношении головного убора мужчинами

«Покрытие головы считается украшением лишь среди тех мусульман, которые не поддались влиянию иноверческих обычаев » (шейх аль-Албани)

В наше непростое время иногда возникают такие проблемы, которых, в принципе, не должно быть. Тому есть разные причины: невежество, неправильное понимание, неприятие противоположной стороны. Зачастую такие проблемы связаны с адатами – реалиями правовой жизни, напрямую не отраженные в Шариате. Одним из таких вопросов, особенно актуальным для мусульманских республик Кавказа, является ношение мужчинами головного убора. У некоторых народов ношение мужчиной головного убора считается нормой, в том числе и дома в присутствии гостей. Представители старшего поколения, например, считают неприличным, если мужчина находится в обществе посторонних людей с непокрытой головой. Молодежь, в свою очередь, относится к этому адату как к пережитку прошлого. В результате молодые люди, в том числе и строго соблюдающее предписания Ислама, не только не носят головной убор на улице, но и не покрывают голову во время намаза. На этой почве возникает «конфликт отцов и детей», вспыхивают скандалы, мусульмане начинают враждовать друг с другом, в том числе и в мечетях! Между тем, если бы обе стороны обратились к Корану и Сунне, как предписывает поступать Шариат в случае разногласий, то подобного рода конфликты не возникали бы. Данная статья обращена, прежде всего, к тем мусульманам, которые желают возродить Сунну, стремятся следовать ей и готовы прислушаться к мнению авторитетных ученых. В первой части статьи разбирается вопрос, связанный с желательностью покрытия мужчинами головы при совершении намаза, а во второй части - с ношением мужчинами головного убора за пределами дома.

1. О покрытии мужчинами головы во время намаза

Всевышний Аллах сказал: «» (сура «аль-Араф», аят 31).

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: «Что касается украшения для молитвы, то это больше, чем просто прикрытие аурата (аурат — части тела, которые должны скрывать от посторонних глаз мужчины и женщины - прим. Д.Х.). Основа в этом (т. е. в украшении для молитвы - прим. Д.Х.) - Коран, Сунна и единогласное мнение ученых. Что касается Корана, то об этом свидетельствуют Слова Безупречного и Всевышнего Аллаха: « Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети «… Каждое место, где совершаются земные поклоны, является мечетью» («Шарх ‘Умдат аль-Фикх», стр. 258-259).

Из достоверной Сунны известно, что этот аят был ниспослан о людях, которые совершали обход Каабы обнаженными. Как указывает Ибн Касир и другие толкователи Корана под словом «украшения » в данном аяте подразумевается одежда. Приведя соответствующие хадисы, Ибн Касир в своем «Тафсире» пишет: «Исходя из данного аята и толкования его смысла, которое передается в хадисах, украшение себя для молитвы является частью Сунны, особенно в пятничный и праздничные дни. В частности, к подобному украшению относится умащение благовониями, использование зубочистки (сивак ) и облачение в одежду белого цвета, ибо такая одежда является наилучшей…».

Хусейн ибн ‘Аура аль-‘Авейша, составитель 7-томной «Популярной энциклопедии по фикху» и ученик шейха аль-Албани, вопрошает: «Если умащение себя благовониями, использование сивака и облачение в одежду белого цвета относится к украшению, то разве не относится к украшению и покрытие головы?» («аль-Мавсуа аль-фикхия аль-муйассара», том 1, стр. 415).

Как указал другой ученик шейха аль-Албани, Машхур ибн Хасан Аль Салман в своей книге «Ясное слово об ошибках молящихся» («аль-Кауль аль-мубин фи ахта аль-мусаллин»): «Молящемуся желательно облачиться в самую лучшую одежду, которая подобает для совершения намаза, в том числе надев чалму, калансуву (небольшая шапочка, надеваемая под чалму — прим. Д.Х.), такыю (вид тюбетейки — прим. Д.Х.) или другой головной убор, который человек привык носить» (стр. 56). Обнажение мужчинами головы без уважительной причины нежелательно (макрух ). Особенно это касается обязательной молитвы и тем более при совершении коллективного намаза» («Фетвы» Мухаммада Рашид Рида, (5/1849), «ас-Сунан ва аль-Мубтада‘ат» (стр. 69)».

Далее шейх Машхур ибн Хасан пишет: «В Сунне нет подтверждения тому, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился с непокрытой головой, за исключением состояния ихрама. Несмотря на многочисленность сообщений о словах и действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, среди них нет ни одного, где передавалось бы, что он молился без чалмы. Тот, кто заявляет об обратном, должен привести шариатское доказательство (См. «ад-Дин аль-Халис» (3/214) и «аль-Аджвиба ан-Нафиа ‘ан аль-Масаиль аль-Вакиа (стр. 110). Вместе с тем необходимо отметить, что совершение мужчиной молитвы с непокрытой головой лишь нежелательно (макрух ). В противном случае она действительна, о чем сказал аль-Багави и другие ученые (см. «аль-Маджму», 2/51). Поэтому неправильно, когда люди отказываются совершать молитву позади имама, у которого не покрыта голова. Хотя, действительно, имам — самый первый из молящихся, кто должен соблюдать условия совершенства и полноты молитвы, а также поступать в соответствии с Сунной пророка, мир ему и благословения Аллаха, твердо придерживаясь ее» («Ясное слово об ошибках молящихся», стр. 57-58).

Более подробно вопрос о желательности покрытия мужчинами головы во время намаза разобрал в своих трудах выдающийся мухаддис нашего времени, шейх аль-Албани: «Я считаю, что совершать молитву с непокрытой головой — нежелательно (макрух ). Этот вывод вполне допустим, поскольку мусульманину желательно приступать к молитве в наилучшем виде, который соответствует предписаниям Ислама, ибо как гласит хадис: «Воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались» («Тамам аль-Минна», стр. 164).

Шейх аль-Албани имел в виду хадис, в котором сказано: «Когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, то пусть наденет две одежды, ибо, воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались» (ат-Тахави, ат-Табарани, аль-Байхаки. Хороший хадис. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха», № 1369).

Указав на слабость цепочки передатчиков хадиса, в котором сообщается, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, иногда снимал калансуву и ставил ее перед собой в качестве преграды (сутра ), шейх аль-Албани пишет: «Даже если допустить, что этот хадис достоверен, он вовсе не указывает на обнажение головы [во время намаза], поскольку его внешний смысл свидетельствует о другой причине такого поступка: он делал так потому, что ему было трудно найти предмет, которым он мог бы огородиться, поскольку брать преграду для намаза важнее [,чем молиться с непокрытой головой] ввиду множества хадисов, передающихся на эту тему… Это – спонтанно возникшее обстоятельство, которое не может указывать на дозволенность, поскольку оно противоречит исламскому обычаю, описанному прежде, и данный хадис не может быть использован в качестве довода, разрешающего совершать молитву с непокрытой головой. Что же касается довода некоторых наших братьев из «Ансар ас-Сунна» («Помощники Сунны») в Египте, которые указывают на дозволенность молиться с непокрытой головой по аналогии с паломником во время хаджа, то это одна из самых несостоятельных аналогий, виденных мной от тех братьев! Как можно вообще проводить такую аналогию?! Запрет паломнику, находящемуся в состоянии ихрама, покрывать голову – это исламский обряд, который относится только к церемониям хаджа и больше ни к какому другому виду поклонения. Если бы вышеупомянутая аналогия была правильной, то из этого следовал бы вывод об обязательности совершения намаза с непокрытой головой, ведь во время хаджа обязательно обнажать голову. От этой привязки невозможно избавиться, кроме как отказавшись от вышеприведенной аналогии, и, возможно, они так и поступят» («Тамам аль-Минна», стр. 164-165).

Кроме того, шейх аль-Албани пишет: «Из жизнеописания пророка, мир ему и благословения Аллаха, известно, что он носил чалму либо калансуву. Так же поступали и его сподвижники. И если бы он, мир ему и благословения Аллаха, помолившись в одной одежде, совершил намаз с непокрытой головой, то об этом непременно упомянул бы рассказчик этого хадиса…Тем самым установлено, что к руководству пророка, мир ему и благословения Аллаха, относится совершение намаза с покрытой головой, а ведь он, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Молитесь так же, как на ваших глазах молился я». Самый меньший вывод, который можно сделать из совокупности действий и приказов пророка, мир ему и благословения Аллаха, заключается в желательности [совершения намаза с покрытой головой] и нежелательности обратного. Этот вывод также подкрепляется велением пророка, мир ему и благословения Аллаха, иногда совершать намаз в обуви, чтобы тем самым отличаться от иудеев. Из данного суждения по аналогии и общего смысла шариатских текстов, запрещающих походить на неверующих, особенно в делах поклонения, следует вывод о нежелательности совершать намаз с непокрытой головой, ибо в этом есть схожесть с христианами, которые, как известно, совершают поклонение, не покрыв голову. Так неужели веление отличаться от неверующих, касающееся ног (т.е. совершения намаза в обуви — прим. Д.Х.), сильнее отличия, касающегося головы (т.е. совершения намаза с покрытой головой — прим. Д.Х.)?!» (первоисточник (асль) книги «Описание намаза пророка», стр. 166).

Таким образом, совершение намаза, покрыв голову, крайне желательно, соответствует Сунне, а также адатам праведных предшественников из первых поколений мусульман. При чем не имеет значения, идет ли речь о чалме, тюбетейке, феске и т. д.

Например, шейх Ибн Баз сказал: «Если ношение чалмы является адатом, то молиться в ней лучше, чем с непокрытой головой, особенно при совершении намаза с людьми, ибо Великий и Всемогущий Аллах сказал: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети » (сура «аль-Араф», аят 31), — а она (т. е. чалма -прим. Д.Х.) относится к украшениям» («Сборник фетв шейха Ибн База», 10/406).

Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: «Если какой-то народ считает, что покрытие головы относится к украшениям, то лучше так и поступать…Достоверно установлено, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился в чалме, а чалма является головным убором» («Шарх аль-Мумти», 2/166).

Примечательно, что свой ответ шейх Ибн Усеймин начал с предания от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, которое напрямую связано с нашей второй темой:

2. О ношении мужчинами головного убора за пределами дома.

Передается, что Ибн Умар спросил своего вольноотпущенника Нафи’: «Выходишь ли ты к людям с непокрытой головой?» Тот ответил: «Нет» Тогда Ибн Умар сказал: «А Великий и Всемогущий Аллах имеет больше прав на то, чтобы Его стыдились».

В сборниках хадисов можно встретить много сообщений, в которых передается о ношении головного убора пророком, мир ему и благословения Аллаха, и его сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. В «Сахихе» аль-Бухари, например, передается, что когда Абдуллах ибн Атик сломал ногу, выполняя поручение пророка, мир ему и благословения Аллаха, он перевязал ее чалмой. А Абу Дауд даже озаглавил один из разделов своего сборника «ас-Сунан»: «Глава о чалмах».

В этой связи уместно упомянуть предание об Абдуллахе ибн Умаре, да будет доволен ими обоими Аллах, который, как известно, отличался особой приверженностью Сунне, в том числе и во внешнем виде: «Передают со слов Абдуллаха ибн Динара, что (как-то раз) на пути в Мекку один бедуин встретил Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и Абдуллах ибн Умар обратился к нему с приветствиями, посадил его на своего осла и отдал ему чалму, которую он носил сам. Ибн Динар сказал: «И тогда мы сказали ему: «Да вразумит тебя Аллах, ведь это же бедуины, которые довольствуются и малым!» На это Абдуллах ибн Умар ответил: «Поистине, отца этого (человека) любил Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, и, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец». (Муслим). В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Ибн Динара и приводимой Муслимом, сообщается, что «когда Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, выезжал в Мекку, он брал с собой осла, на которого пересаживался, чтобы отдохнуть, когда ему надоедало сидеть на верблюде, и он повязывал голову чалмой. И однажды, когда он ехал верхом на этом осле, мимо него прошёл какой-то бедуин, которого он спросил: «Не ты ли такой-то, сын такого-то?» Тот ответил: «Да», — и тогда он отдал ему своего осла, сказав: «Садись на него», — а также свою чалму со словами: «Повяжи свою голову этим». Некоторые из его спутников стали говорить: «Да простит тебя Аллах! Ты отдал этому бедуину осла, которого использовал для отдыха, и чалму, которой повязывал голову!» В ответ им он сказал: «Воистину, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине, высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец, и после его смерти», — а отец этого человека был другом Умара, да будет доволен им Аллах».

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим, да будет милостив к нему Аллах, пишет: «У пророка, мир ему и благословения Аллаха, была чалма, называвшаяся «ас-Сахаб» («Облакоподобная»), которую он повязывал высоко. Он носил ее, а под ней — калансуву. Иногда он носил калансуву без чалмы, а иногда — чалму без калансувы» («Заад аль-Маад», глава «Об одежде пророка, мир ему и благословения Аллаха», стр. 130).

Одним из доводов в пользу того, что обычаем праведных предшественников во главе с пророком, мир ему и благословения Аллаха, было покрывать голову, является дозволение обтирать (масх) головной убор подобно тому, как дозволено обтирать носки. На эту тему передается много сообщений. В качестве примера достаточно привести следующий хадис: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, отправил военную экспедицию, и людей застал холод. Когда они прибыли к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, он велел им обтирать головные уборы (‘асаиб) и носки (тасахин)» (Абу Дауд, Ахмад и др. Достоверный хадис, см. «Сахих Аби Дауд», 133) . В толковом словаре «ан-Нихая» сказано: «Асаиб — это все, чем можно обмотать голову: чалма, платок, тряпка и т.д.».

Читая исторические хроники и предания, приходишь к выводу, что чем сильнее были мусульмане, тем меньше они подвергались влиянию иных общин. Более того, величие ислама было столь велико, что существовала опасность перенимания иноверцами обычаев мусульман, а не наоборот! При чем это касалось всего, в том числе и внешнего вида. Для подкрепления данного тезиса приведем несколько примеров:

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: “Масрук ибн Абдуррахман ибн Утба передал: «Когда Умар заключил мирное соглашение с христианами в Шаме он записал в договоре следующие условия: «…и пусть они (т.е. христиане — прим. Д.Х.) ни в чем не походят в своей одежде на мусульман: ни калансувой, ни чалмой, ни обувью….» («Маджму аль-Фатава», том 28, стр. 652). Шейх аль-Ислам также сказал: «Как указали ученые, правитель (имам) должен заставлять зиммиев (людей Писания, живущих на территории Ислама под защитой мусульман — прим. Д.Х.) отличаться от мусульман в одежде, обрядах, именах, верховых животных, чтобы они носили одежду, не схожую с одеянием мусульман…». Перечислив особенности отличия в одежде, Ибн Теймия далее сказал: «Эти условия, сформулированные Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, не переставали возрождать те правители, которых Всевышний Аллах наставил на истину. Как, например, Умар ибн Абд аль-Азиз, да будет милостив к нему Аллах, во время своего халифата…Харун ар-Рашид, Джафар аль-Мутаваккиль и другие» («Маджму аль-Фатава», том 28, стр. 655).

До нас дошли распоряжения праведных правителей, о которых упомянул Ибн Теймия. Так, Абу Йусуф цитирует одно из посланий Умара ибн Абд аль-Азиза своему наместнику, в котором, в частности, сказано: «И пусть христианин не носит кабы (вид калансувы — прим. Д.Х.) и не одевается в шелковые одежды и не носит тюрбана, а между тем мне говорили, что многие из находящихся в твоем окружении христиан опять стали носить тюрбаны, перестали повязывать свой стан поясами, стали отпускать волосы на голове спереди и с боков, со стороны ушей, и перестали их стричь» («Китаб аль-Харадж», перевод, издательство «Петербургское востоковедение», 2001, стр. 227).

Что касается Харуна ар-Рашида, то в наставлении халифу верховный судья Багдада Абу Йусуф пишет: «Затем следует отдать распоряжение, чтобы ни одному из зиммиев не разрешалось подражать мусульманам ни одеждой, ни верховым животным, ни внешним видом, затем с них нужно требовать: чтобы они опоясывались поясами зуннар, наподобие грубой веревки, которой каждый из них должен повязывать середину туловища; чтобы колпаки у них были стеганые, чтобы седельная лука вместо обычной шишки была украшена чем-то вроде деревянного граната, чтобы их сандалии были снабжены двойными ремешками и чтобы они [вообще] не держали себя наподобие мусульман, а женщинам зиммиев надо запрещать ездить на кожаных седлах без дерева… Прикажи же, [о повелитель правоверных,] назначенным тобою на месте должностным лицам, чтобы они заставляли зиммиев соблюдать указанный внешний вид, точно так же ведь и Умар ибн аль-Хаттаб приказал своим наместникам заставлять зиммиев соблюдать такой внешний вид, чтобы, как он говорил, их по внешнему виду можно было отличить от мусульман». («Китаб аль-Харадж», стр. 226).

Наконец, что касается халифа Джафара аль-Мутаваккиля, при котором завершилась михна (репрессии властей в отношении исламских богословов, отказывавшихся признавать тезис о сотворенности Корана - прим. Д.Х,), был освобожден из заточения имам Ахмад ибн Ханбаль и восторжествовала Сунна, то сразу же по восшествии на престол он издал указ (850 г.), в котором зиммиям предписывалось опоясываться кушаками зуннар, носить одежду медового цвета и пришивать пуговицы на калансувы.

На основании исторических преданий можно сделать и обратный вывод: чем порочнее правитель, тем сильнее он будет бороться с проявлениями Сунны, включая внешний вид и одежду. Вспомните, к примеру, одного из величайших нечестивцев XX века, правителя Турции Мустафу Кемаля, прозвавшего себя Ататюрком («отцом турок»), хотя сам он к туркам не имел никакого отношения: его отец был иудеем из каббалистической секты дёнме, а мать — македонкой. О его злодеяниях хорошо известно. Однако, что касается нашей темы, то примечателен его указ “О реформе головных уборов и одежды” от 25 ноября 1925 года. После введения в Турции европейского костюма, в частности, была отменена феска. В результате, благодаря Ататюрку, преклонявшемуся во всем перед Западом, население целой страны в буквальном смысле «опростоволосилось» .

Подытожить же данную тему хотелось бы словами шейха аль-Албани, который очень точно подметил: «К обычаям внешнего вида праведных предшественников не относилась привычка обнажать голову, расхаживать так по улицам, заходить в подобном виде в места поклонения. Наоборот, это — иноземный обычай (адат), который незаметно просочился во многие исламские земли, когда их захватили неверующие, принеся туда свои порочные обычаи. Мусульмане стали подражать обычаям неверующих, в результате чего они утратили свою исламскую идентичность». («Тамам аль-Минна», стр. 164).

Что можно и что нельзя дарить мусульманам?

У мусульман принято преподносить подарки по поводу и без, так они показывают свою любовь к другим. Если хочется порадовать своего знакомого на мусульманские праздники, важно правильно подобрать вещь, которую хотите подарить, чтобы не оскорбить его чувств. Многие из вещей, понравившиеся христианину, окажутся совершенно неуместными для человека, исповедующего ислам.

Итак, что подарить мусульманину и как преподнести презент?

Перед тем, как узнать, что дарят мусульманам, необходимо уяснить, что категорически нельзя выбирать в подарок:

  • не стоит дарить спиртные напитки и вообще любые вещи, содержащие спирт, к ним также относятся духи, одеколоны, сладости с алкоголем, например, шоколад с ромом или коньяком;
  • нельзя для дарения использовать мясо (сырое или обработанное) и какие-либо изображения свиньи, потому что это запрещено Кораном;
  • не выбирайте для мужчин золото и шелк в качестве презента, если хочется преподнести украшение, лучше выбрать серебро.
  • не нужно покупать мусульманам любые сувениры, подарки с изображениями живых существ. В Исламе считается, что в дом с изображением живности не могут войти ангелы.

Дарить дорогой подарок или простой самарский сувенир мусульманину надо обязательно от души, а не просто потому, что подвернулся повод.

Дарения от чистого сердца приносит довольство Всевышнему.

Поскольку у мусульман нет негласного правила не передаривать презенты, вместе с даром стоит преподнести открытку. В ней обязательно необходимо написать пожелания от руки. Такие открытки долгие годы хранятся у их владельцев и имеют большую духовную ценность.

Детей необходимо одаривать равноценно, не выделяя кого-либо в отдельности.

Лучшие подарки на мусульманские праздники

Не обязательно дарить друзьям или коллегам на мусульманские праздники исключительно религиозные подарки. Хорошим презентом станет сувенирная тарелка или картина. Если хочется сделать именно религиозный презент, можно подарить Коран в кожаном переплете, гравюру с арабскими надписями.

«Кул-Шариф». Основа: сталь.Технология: гравирование, травление, никелирование, золочение, синение. Содержание золота: 0,088 г.

Мужчине очень понравится сувенирный кинжал или сабля. Женщине можно преподнести в подарок посуду. Весьма необычно и эффектно смотрятся чайные сервизы, стаканы с гравировкой, они выглядят гораздо интереснее и богаче, чем широко распространенные и уже приевшиеся хрустальные наборы.

Нож подарочный. Технология отделки клинка: гравирование, травление, никелирование, золочение. Рукоять: орех. Ко всем ножам прилагаются кожаные ножны.

Если друг мусульманин живет в другом городе или стране, ему придутся по душе самарские сувениры, сделанные мастерами вручную. Это могут быть магнитики на холодильник, гравюры с изображением города, а еще лучше местной мечети.

Мусульмане любят дарить подарки так же, как и принимать их, поэтому не стоит удивляться, если в ответ они преподнесут вам презент. Самое главное - не отказываться, поскольку так можно выказать неуважение.

http://www.samgravura.ru

Что подарить мусульманину

Нет человека, которому бы не нравились подарки. Одни люди предпочитают их получать, другие же - дарить. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) советовал верующим делать друг другу подарки, поскольку именно так проявляется любовь. У мусульман принято дарить подарки во время больших праздников , например, по окончании месяца Рамадан на Ид-аль-Фитр, в День жертвоприношения Ид-аль-Адха. Также хороший повод для подарка в Исламе - рождение ребёнка, свадьба, крупная покупка. Но чаще всего мусульмане не ищут повода, а дарят подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего за доброе дело.

Правила дарения в Исламе

В Исламе существует этикет дарения. В отличие от западного правила «подарок не дарят», мусульманин может передарить или отдать свой подарок другому. Ибо после того, как вы отдали вещь, она вам больше не принадлежит, и хозяин вправе распоряжаться ей как пожелает.

Категорически запрещено требовать подарок назад. Ибн Аббас (радыяллаху анху) передавал слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который поедает собственные рвотные массы». (Бухари, «Сахих», 53, 906, 1105). Представьте, сколь омерзительно желание взять назад то, что уже отдано другому.

Человеку, которому преподнесли подарок, желательно отблагодарить дарящего. Айша (радыяллаху анху) рассказывала, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) принимал подарки и отдавал что-нибудь взамен.

Важно быть справедливым при выборе подарка детям. Нельзя дарить только одному ребёнку или выделять кого-то особенным подарком. Однажды отец ан-Ну‘мана бин Башира (радыяллаху анхум) сделал ему подарок и попросил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) засвидетельствовать дарение. Он же спросил: «А сделал ли ты такие же подарки остальным своим детям?» Мужчина отрицательно покачал головой, а Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Побойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы ко всем вашим детям!» (Бухари, «Сахих», 53, 905, 1104).

Что нельзя дарить мусульманину

Хотя запретов не так много, но всё же следует о них помнить. Мусульманам нельзя дарить вещи, которые считаются харам ом. Многие знают, что не стоит покупать алкоголь или свинину, но эти ингредиенты не должны присутствовать в подарке даже в малом количестве. Например, бывает шоколад с ромом или конфеты с желатином. Также, выбирая подарок мужчинам , стоит помнить, что Ислам не разрешает носить золото и шёлк. Поэтому в чёрный список попадут любые украшения из этого металла - кольца, браслеты, запонки, равно как и шелковые галстуки. Воздержитесь от дарения картин с изображением живых существ, так как считается, что в такой дом не входят ангелы. По этой же причине некоторые мусульмане предпочитают не покупать одежду с изображениями животных. Абсолютно неуместно дарить статуэтки зверей, людей и всякий там фэн-шуй.

Что подарить мусульманину

При выборе исламского подарка не возникает особых трудностей, так как ассортимент и выбор достаточно велики. Хороший подарок для мусульманина можно купить при мечети, найти в отделах восточных товаров или Чтоб помочь вам с выбором, перечислим самые популярные исламские подарки :

  1. Бесспорно, самый лучший подарок для мусульман . Выбрать его не составит проблем. Сейчас можно найти как самые обычные, так и подарочные экземпляры с золотым тиснением и ценой более 1000 долларов. Для девушек в последнее время продаются гламурные варианты - розовые Кораны со стразами. Относиться к этому можно по всякому, но, возможно, это тот случай, когда спрос рождает предложение. Очень достойный подарок - книги небольшого размера и на замке: такой Коран удобно брать с собой, при этом он хранится в чистоте и более долговечен. Также прекрасно подойдет в подарок Коран на цифровых носителях. Сейчас продаются , Коран-телефоны и даже Коран-айпады. Они не занимают много места, поддерживают разные шрифты, можно слушать всевозможных чтецов и выбирать десятки переводов. По мнению учёных, такой Коран можно брать в руки без омовения. Для детей производятся обучающие компьютеры с основными молитвами и короткими сурами. Такой подарок придётся по душе не только ребёнку, но и его родителям.
  2. Такой подарок можно сделать мужу, жене, другу или коллеге. Женщины будут рады получить Популярны разноцветные хлопковые или кружевные шапочки-боне, которые надевают, чтоб волосы не выбивались из-под платка и он не скользил. - универсальный подарок для мусульманки. Как правило, она состоит из одной или двух частей (платья и накидки на голову). Комплект для намаза удобен и не занимает много места. Обычно одежда для молитвы продаётся стандартного размера, поэтому можно не беспокоиться, подойдёт ваш подарок или нет. Более дорогой вариант - абайя или джильбаб. Такая одежда никогда не выходит из моды, главное, чтобы она была качественной, из хорошей ткани и закрывала фигуру (аурат). Мужчине-мусульманину можно подарить головной убор - Ещё один распространённый вариант - месх. Кожаные носки используются в путешествии или в холодное время года для удобного совершения омовения. Молодёжь будет рада получить в подарок с надписями «Улыбайся - это cунна» или «Люблю Ислам» (впрочем, надпись вы можете заказать по своему усмотрению)
  3. Универсальным подарком будет коврик для намаза. Надо учитывать, что они бывают разного размера и плотности. В продаже встречаются маленькие для детей и подарочные варианты с запахом розы. Для часто путешествующих мусульман можно купить , который сворачивается в сумку. В качестве сувенира также можно подарить компас для определения киблы - направления молитвы. Другу-мусульманину можно подарить из слоновой кости или из натуральных камней. Подарочные иногда продаются в ароматизированных коробках и бывают разного размера - 33 или 99 бусин. Современный вариант тасбиха, ручные счётчики для зикра, не занимают много места и удобны тем, что можно не отвлекаться на подсчёт количества произнесённых молитв. Если вы ищете необычный подарок, то подойдут . Как правило, они изготавливаются из дерева и украшены декоративной резьбой. Хотя ими пользуются не все мусульмане, такой подарок оценят любители ручной работы. Стоит упомянуть о часах и будильниках с азаном. Особенно такому подарку будет рад тот, кто живёт далеко от мечети, но хочет слышать призыв на молитву в своём доме.
  4. Для мусульман всегда актуальны товары для укрепления здоровья. Сейчас в продаже свободно можно приобрести Согласно хадисам Пророка (саллялаху алейхи ва саллям), это растение помогает от всех болезней. пригодятся даже тем, у кого они уже есть, так как паста быстро заканчивается, а мисваком лучше пользоваться свежим. Также в Исламе много говорится о пользе мёда и оливкового масла, поэтому бутылочка масла первого отжима или баночка натурального мёда всегда будут кстати.
  5. Если вы ищете недорогой подарок для мусульман, то обратите внимание на сувениры с исламской тематикой. Можно купить наклейки, магниты на холодильник, закладки для книг, Также продаётся декоративная посуда: кружки и тарелки с восточным орнаментом или арабскими надписями. Последней новинкой считается кружка, которая произносит «Бисмиллях» и «Альхамдулиллях», когда пьёшь из неё.
  6. Для коллеги или друга-мусульманина хорошим подарком может стать настенное панно, картина с изображением мечети, с надписями аятов и молитв или постеры с Каабой. Популярны настенные мусульманские календари с хадисами и аятами на каждый день. Их ценность также в указанных датах по лунному календарю и временах молитв. Любители Востока оценят натуральные аромапалочки - , однако их стоит покупать одновременно с подставкой.
  7. Для близких людей идеальным подарком станут украшения из драгоценных металлов. Мужчинам-мусульманам можно подарить серебряные браслеты и перстни с шахадой, женщинам - золотые подвески, серьги или кулоны с полумесяцем или именем Аллаха. Такой подарок не только красив, но и не теряет ценности со временем. Однако с подобными украшениями нельзя заходить в ванную и туалет, поэтому при покупке надо учитывать, что подарок не для повседневного ношения.
  8. Сурьма для глаз присутствует в косметичке каждой мусульманки, поэтому можете смело дарить её. Обратите внимание на производителя (по последним исследованиям некачественной считается пакистанская сурьма) и цену - хорошая сурьма по определению не может быть дешёвой. Большим спросом у мусульман пользуется Анас (радыяллаху анху) говорил: «Пророк никогда не отвергал благовоний, которые ему дарили» (Бухари, «Сахих», 53, 904, 1103). очень популярен у мужчин, потому что им рекомендовано умащаться благовониями для молитвы. Такие духи бывают не только традиционно арабскими, но и с популярными европейскими ароматами.
  9. Порадовать маленьких мусульман можно обучающими игрушками, например, карточками или паззлами с арабским алфавитом, детскими телефонами, игрушечными нотбуками или айпадами с короткими сурами и молитвами. В продаже появляется всё больше и больше исламских книг для детей: истории о пророках, коранические рассказы, стихи и загадки. Девочкам можно подарить мусульманскую куклу в хиджабе, а мальчики будут счастливы получить DVD с исламскими мультиками.
  10. Универсальный подарок для взрослых и для детей-мусульман, так как сладости любят все. Их можно подарить как отдельно, так и в дополнение к основному подарку. Но лучше всё же предварительно уточнить, нет ли у человека аллергии или диабета. В магазинах представлены традиционные восточные сладости - лукум, халва или пахлава. Недавно в продаже появились шоколадные конфеты в подарочных футлярах, стилизованных под Коран и Каабу, шоколадные раскраски с мечетью и подарочные мусульманские мешочки. Они стоят не дёшево, но произведут огромное впечатление!

Существует лучший исламский подарок , который не потребует никаких денежных вложений, но окажется бесценным для ваших близких. Самый лучший подарок вашей жене - забота, лучший подарок для мужа - послушание, лучший подарок родителям - внимание, лучший подарок для вашего ребёнка - это воспитание, а для друга лучшим подарком будет ваша молитва. Помните об этом!