Как правильно мыть руки детям. Как научить ребенка правильно мыть руки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка мыть руки?

Каждый родитель должен понимать, что просто нравоучения – это довольно скучно и нудно. Поэтому необходимо подходить к процессу обучения непринужденно и весело, постараться объяснить основные правила гигиены в игровой форме, не принуждая малыша ни к чему и не ругая его.

1. Маленькие дети очень любят подражать взрослым, и такое их поведение можно с успехом использовать для обучения. Вовлекайте малыша в процесс, показывайте, как моете руки вы, как намыливаете их и как ополаскиваете под струей воды. Комментируйте свои действия, предлагайте использовать на выбор различное мыло – в кусочках, жидкое или даже мыло собственного изготовления. Пусть малыш поможет помыть руки вам, а потом самостоятельно помоет свои.

2. Имитация игры – очень действенный способ приучить ребенка к чему-либо, в том числе и к мытью рук. Поиграйте с ним в дочки-матери: приготовьте обед и отправьте его помыть перед едой руки и лицо любимой кукле.

3. Можно предложить малышу поиграть в интересную игру – «мыльные перчатки». В начале этой игры пусть ребенок сам выберет понравившееся мыло, затем потрогает водичку и наденет белые мыльные перчатки на руки. Для этого необходимо будет тщательно намылить каждый пальчик. Когда «перчатки» полностью надеты, пусть малыш самостоятельно «снимет» их – смоет мыло под струей воды. После этого ручки следует хорошенько вытереть. В игровой форме навыки формируются гораздо быстрее.

4. Дети более охотно приучаются мыть руки, если родители приобретают им индивидуальные предметы гигиены. Например, набор полотенец и мыльных принадлежностей с любимыми героями мультфильмов.

5. Многие родители используют в целях обучения мультфильмы, в которых рассказывается о детях-грязнулях, которые не хотели умываться и мыть руки. Вспомните хотя бы старые добрые мультики «Мойдодыр» и «Королева Зубная щетка». Существуют и современные обучающие мультики, которые объясняют, почему необходимо поступать так, а не иначе. Такие примеры наилучшим образом воздействуют на ребенка и прививают любовь к чистоте и порядку.

6. Чтобы малыш быстрее научился мыть руки, не лишне использовать наглядную агитацию – плакаты с картинками процесса. Их можно временно разместить в ванной комнате и обращать внимание ребенка на рисунки каждый раз, когда он заходит в это помещение.

Обучая ребенка мыть руки, следует помнить некоторые правила.

1. Создайте ему комфортные условия для мытья рук. Если ребенок не достает до умывальника, приобретите специальную подставку или приставьте обычный детский стульчик.

2. Проверяйте и регулируйте температуру воды, чтобы малыш не обжегся и не испытывал неприятных ощущений от слишком холодной воды.

3. Закатывайте ребенку рукава на одежде, чтобы он не намочил их.


Здравствуйте, дорогие читатели. Недавно поступил новый очень интересный вопрос: «Здравствуйте! У меня такой вопрос: моему брату 10 лет, он очень часто моет руки. Стер их так, что появилось раздражение. Это что-то нервное? Как ему помочь?».

Сначала обратимся к теории.

Навязчивые состояния - непроизвольно возникающие и чуждые личности, обычно неприятные представления, воспоминания, сомнения, страхи, мысли, навязчивые движения и действия, стремления при сохранности критического к ним отношения и попытках борьбы с ними.

Данный вид общего невроза возникает преимущественно у лиц мыслительного типа с тревожно-мнительными чертами характера. Основным этиологическим фактором, как и при всех неврозах, является психотравма, обычно хронически действующая. Это преимущественно неправильный или противоречивый тип воспитания, предъявление ребенку требований, превышающих его возможности, частые нарекания и насмешки со стороны родителей и окружающих лиц. Еще в раннем возрасте такие дети обычно пугливы, нерешительны, робки и застенчивы, боятся новизны и самостоятельного решения даже простых проблем.

В настоящее время выделяются два основных вида невроза навязчивых состояний: навязчивые страхи (фобический невроз, от лат. phobia - страх, боязнь) и навязчивые действия (от лат. obsessio - осада, блокада). Они могут проявляться как в изолированном виде, так и в сочетании навязчивых страхов и навязчивых действий, встречаются примерно одинаково часто у лиц мужского и женского пола, хотя отмечается некоторое преобладание у мальчиков.

Иногда неосторожно сказанная фраза может оставить глубокий след в ранимой детской душе. А что касается семейных размолвок и всяких ссор, то их нужно решать в отсутствие ребенка (а еще лучше не заводить вообще, насколько это возможно). К тому же очень трудно скрыть от детей ненормальные взаимоотношения родителей. Они могут не видеть и не слышать родительских конфликтов, но хорошо чувствуют (больше, чем нам кажется) семейное неблагополучие.

Частое мытье рук по несколько раз в день может быть проявлением навязчивых действий, а они, в свою очередь, - следствием внутренних проблем ребенка. Испытывая определенные переживания, ребенок часто не способен их осознать, озвучить и тем более самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. И тогда внутренние переживания переходят во внешние проявления, ритуалы.

Ребенок также может переживать навязчивые мысли - обсессии, как правило, неприятные. Например, страх заболеть. Спровоцировать обсессии способно любое незначительное событие (чтение или фильм о различных микроорганизмах, болезнь близких людей и т.п.).

Для борьбы с обсессиями применяются защитные действия - компульсии. Они представляют собой ритуалы, призванные предотвращать или минимизировать опасения. В данном случае это постоянное мытье рук, счет, смена нижнего белья.

Например, чтобы снять с себя страх возможного будущего заболевания, ребенку приходится мыть руки определенное количество раз (при этом считать разы). Проведя ритуал, человек испытывает временное облегчение, однако спустя какое-то время все повторяется заново.

Выполнение компульсивных действий не во всех случаях обязательно соотносится с конкретными навязчивыми опасениями или мыслями, а может быть направлено на избавление от спонтанно возникающего ощущения внутреннего дискомфорта, тревоги, чувства вины.

Не стоит ждать, что все пройдет само собой. Необходимо найти причину таких поведенческих реакций. Для начала, выясните, когда впервые за ребенком были замечены повторяющиеся действия? Что этому предшествовало и могло спровоцировать? Как можно изменить ситуацию? И обязательно отведите брата к детскому психологу, который поможет Вам разобраться в проблеме.

Александра ЧИРКА

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Любой врач согласится, что немытые руки провоцируют возникновение простуды, гриппа и других вирусных заболеваний. Детки такие непоседливые, такие любознательные, они постоянно что-то исследуют, ощупывают руками, а потом тянут свои пальчики в рот. С самого раннего детства надо приучать детей к правильному мытью рук, чтобы в будущем минимизировать возникновение различных вирусных заболеваний, которые распространяются также и через немытые руки.

Если вы приучите своего ребенка регулярно и правильно мыть руки, то у него самого будут возникать потребность их мыть, когда вас нет рядом, например в садике. Ребенок, приученный мыть руки никогда не испачкает вам мягкий диван шоколадкой или мороженым. Некоторые дети быстро учатся правильно мыть руки, у других детей это может занять несколько месяцев. В любом случае, ребенку которому часто моют руки, будет чувствовать себя некомфортно если у него грязные руки, он попытается вымыть их сам. Родителям стоит предпринять усилия, чтобы научить ребенка мыть руки, поверьте это того стоит.

Покажите малышу пример, регулярно мойте руки после прихода с улицы. Если взрослые не моют руки, то и ребенок не станет считать мытье рук важным делом, будет думать что он тоже может не мыть их так часто. Позвольте малышу самостоятельно мыть руки, покажите как это надо делать. Расскажите как нужно намыливать мыло, как потом тереть руки, какие делать движения, и смывать пену водой.

Для удобства купите специальную ступеньку, чтобы малыш мог доставать до раковины. Пускай он сам берет подставку, ставит ее, включает воду, а вы только помогите ему вытереть руки. Мытье рук не должно ограничиваться несколькими секундами, руки малыша должны быть тщательно вымыты. Воспользуйтесь хитростью, включите любую детскую песенку, которая длиться около трех минут и предложите ребенку мыть руки пока она не закончится. В конце похвалите ребенка и скажите что вы очень гордитесь тем, что он самостоятельно моет руки.

Ребенку с трех, четырех лет можно предложить считать пока она моет руки. Например, берет мыло и намыливает руки, при этом считает от одного до десяти, кладет мыло и натирает пеной руки, снова считает от одного до десяти, посчитал, смывает пену водой, опять считает от одного до десяти, держа руки под струей воды. Только когда ребенок посчитал три раза до десяти можно вытирать руки. При таком методе мытья рук двойная польза — большинство бактерий и вирусов погибают, руки ребенка чисты, к тому же он научится считать.

Детские площадки, особенно песочницы любят посещать бездомные кошки и собаки. И когда вы идете на прогулку, прихватите с собой влажные очищающие салфетки, сухие бумажные носовые платочки и дезинфицирующее средство для рук, все это можно купить в любом продуктовом магазине. Очищая руки вне дома, вы приучите ребенка к гигиене рук гораздо быстрее, а еще защитите его от вирусов и бактерий.

Если ваш малыш бунтует и наотрез отказывается мыть руки, то попытайтесь рассказать ему о вреде вирусов и бактерий, которые поселились на его пальчиках, намекните что если они попадут ему в животик, то они останутся там жить, будут расти и размножаться, животику в таком случае не поздоровится. Можно, для дела, слегка припугнуть и рассказать историю про девочку, которая не мыла руки, и у нее внутри завелись червяки, которые кусали её. Объясните почему так важно мыть руки именно перед едой.

По возможности подарите ребенку микроскоп, очень полезная и интересная вещица. На даче ребенок сможет изучать листики, травинки, насекомых, а вы предложите ему изучить его пальчики. Максимально увеличьте грязь, скопившуюся под ногтями, объясните как много бактерий там живет. Обычно это срабатывает, зрелище накопившейся грязи под ногтями не самое привлекательное. После такого просмотра ребенок охотнее моет руки, а также дает подстригать ногти.

Дополните свой рассказ фотографиями максимального увеличения микробов и другой живности, которая налипает на предметы, на поверхность кожи. Такие фотографии всегда можно найти в интернете. Покажите как отвратительно выглядят немытые руки. Подробно опишете как бактерии покрывают предметы, как быстро они размножаются и как они могут заразить.

Разрешите ребенку проявить самостоятельность, часто это помогает приучить его мыть руки. Сходите с малышом в магазин, пускай он сам выберет себе мыло, полотенце. Спросите его: «Каким мылом ты хочешь мыть руки — жидким или твердым?» «С каким запахом ты хочешь купить мыло?» «Какое тебе полотенце больше нравится?» Дети любят чувствовать себя самостоятельным, когда с их мнением считаются.

Маленьких детей, которые еще плохо разговариваю, приучите мыть руки в игровой форме. Например, предложите малышу помыть его резинового утенка. Намыльте игрушку, пускай ребенок трет ее, одновременно моет свои руки. В итоге руки чистые и утенок отмыт. Дайте ребенку самостоятельно вытереть полотенцем утенка, а заодно и свои руки. Так ребенок быстрее запомнить все стадии мытья рук.

Купите малышу махровую рукавичку в виде забавного животного. Зовите его поиграть с мягким зверюшкой: «Кто хочет вымыть ручки вместе с зайкой?» А если у вас будет набор таких варежек, вы можете сделать театральное представление. Так ребенку будет веселее мыть рук, а процесс не покажется ему нудным. Полотенце можно выбрать в форме рыбки или уточки.

Развлеките ребенка игрой «Замочить микроба». Нарисуйте смываемым маркером на ладошке малыша монстра, пускай ребенок попробует его замочить и оттереть. Увлекательная и забавная игра улучшить настроение не только ребенку, но и вам.

Не спешите ругать ребенка, если он сопротивляется или забывает вымыть руки. Попробуйте использовать разные хитрости, проявите свою фантазию. Заинтересуйте ребенка, сделайте процесс мытья рук захватывающей игрой. Сделайте так, чтобы мытье рук стало для малыша обычным привычным делом. Своим примером научите его часто мыть руки. Немного терпения, и ваш ребенок еще вам будет напоминать мыть руки перед едой. А как приучить ребенка чистить зубы вы можете узнать в следующей. Успехов Вам!

Профилактика детского ожирения.

Помните, что еда, разделенная на 7 приемов, позволяет худеть в 2 раза быстрее, чем тот же самый объем, но съеденный за три приема. После 6 часов вечера есть можно - кормите ребенка кисломолочными продуктами и овощами (кроме картофеля).


Чистота – залог здоровья. Приучить ребенка правильно и постоянно мыть руки – значит, дополнительно защитить его от ОРВИ и инфекций ЖКТ. Но как выработать и закрепить у малыша эту здоровую привычку?

Когда начинать?

На самом деле, начинать приучать малыша мыть руки разумно уже с грудного возраста. Конечно, это будут простые водные процедуры, в которых уделяется особое внимание мытью ладошек, чтобы кроха привыкал к этому ощущению. Затем, когда ребенок начинает ходить, можно отправляться в ванную и мыть руки в раковине вместе. Если он сопротивляется во время процесса, отвлекайте его и немного играйте с мыльными пузырями, вырабатывая положительные ассоциации. В 3 года малыш уже достаточно подрос для первого самостоятельного мытья рук. А к 4 годам полезная привычка вполне может стать постоянной. Но не пугайтесь, если ваш малыш старше 4 лет, а этого все еще не произошло. Выделите еще один год на «обучение и тренировки».

Не будет лишним перечислить, когда и дети, и взрослые должны мыть руки:

  • после посещения туалета;
  • перед едой;
  • после прихода с улицы;
  • после контакта с животными;
  • после контакта с заболевшим человеком;
  • после уборки или прикосновения к пыльным/грязным предметам.

Комфорт для ребенка

Чтобы ребенок мыл руки вовремя и с удовольствием, весь процесс должен быть максимально удобным для него. Прежде всего, позаботьтесь о правильном мыле. Для малышей дошкольного возраста кусковое мыло станет не лучшим выбором. Оно большое и часто выскальзывает из рук. Идеальный вариант - жидкое мыло в упаковке с легко поддающимся нажатию рычагом. При этом не экспериментируйте с ароматизированным мылом, чтобы у крохи не было соблазна попробовать его на вкус из-за приятного запаха.

Выделите ребенку его собственное полотенчико для вытирания рук - мягкое, небольшого размера и интересной расцветки. И прикрепите крючок для полотенца на уровне детских рук.

Наконец, если раковина в вашем доме расположена высоко, подставьте под нее специальный детский стульчик. Ребенку не будет удобно, когда во время мытья его руки задираются вверх и вода стекает к предплечьям. Только уделите особое внимание к устойчивости такого стульчика - он должен быть достаточно широким, чтобы кроха не оступился и не упал.

Как правильно мыть руки

Из раза в раз, заходя с ребенком в ванную, показывайте и проговаривайте для него все этапы мытья рук следующим образом:

1. Мы ополаскиваем руки теплой водой от запястий к пальчикам.
2. Выдавливаем мыло и вспениваем его на ладошках.
3. Чистим с пеной кожу между пальчиков и под ногтями.
4. Круговыми движениями намыливаем ладошки.
5. Смываем мыло водой и аккуратно вытираем ручки полотенцем.

Вырабатываем привычку

Довольно долгое время ребенок будет мыть руки вместе с вами или по вашему требованию. Чтобы потихоньку «автоматизировать» процесс, объясняйте малышу, почему так важно регулярно мыть руки с мылом. Не стоит вдаваться в подробности о «вредоносных микроорганизмах», которые все равно останутся непонятными. Но акцентируйте внимание на том, что на руках есть невидимая глазу грязь, и если ее не смыть, она попадет в животик и заставит его болеть или вызовет другие неприятные болезни.

Бывает так, что уже подросший малыш моет руки через раз или с большой неохотой. Родители понимают, что без их напоминаний он вряд ли сам подойдет к умывальнику перед тем, как сесть за обеденный стол. Почему так происходит? Чаще всего потому, что ребенок перенимает такую модель поведения от членов семьи. Видя, что мама и папа сами не всегда тщательно промывают руки с мылом, а лишь ополаскивают их, да и то не всегда, он начинает вести себя так же. Разумеется, ситуация не изменится, пока взрослые вокруг ребенка не начнут следовать своим же правилам.

Если же вы и ваши родственники безупречно выполняете ритуал мытья рук, и только ребенок не может принять его, попытайтесь пробудить в нем живой интерес. Найдите в Сети специальные обучающие мультфильмы для малышей, где обычно мысль о необходимости мытья рук доносится через забавных микробных монстров и отважного мыльного война. Вспомните и почитайте классические книжки-сказки о чистоплотности. В общем, постарайтесь замотивировать ребенка с помощью игровой формы, которая, как известно, всегда безотказно работает.

Стала замечать, что сын(6 лет) постоянно моет руки, без на то каких-либо оснований и всегда что-нибдь куда-нибудь прячет:под диван, под кровать или еще куда-нибудь!! Я очень обеспокоина таким поведением!! Если упадет игрушка, моет и руки и игрушку! Когда спрашиваю: "зачем ты моешь руки?", - отвечает: "Грязные!" Моет руки с мылом!! От мыла кожа на руках стала сухой и уже выступила краснота! Я не знаю с чем это связано?! Возможно, из-за конфликтов в семье с его отцом (2009 до середины 2010г)!....сейчас мы уже расстались и вместе не живем!! ...а может и по другой причине!...я не знаю! Я очень хочу помочь ему, но не знаю как! Помогите пожалуйста! Мне 32 года! Работаю в магазине менеджером-продавцом! В основные обязанности входит: консультация клиентов по товару, ответы на звонки. Работаю до поздна - с 10.00 до 20.00, иногда и на выходных! Сын ходит в садик, уторм я его отвожу в садик, а из садика его забирает няня-сидит с ним и водит в школу на подготовительные занятия! До няни из садика сына забирала сестра.

Ответы психологов

Вы интуитивно почувствовали, что проблема Вашего ребёнка каким-то образом связана со сложностями Ваших взаимоотношений с отцом мальчика и недостатком Вашего общения с сыном.

Все проблемы решаемы. Организовывайтесь на работу с психологом , Марина. Отношение к прошлому (обиды на мужа, претензии, сожаления) можно и нужно выравнивать. Время, проводимое вместе с сыном, можно организовать наиболее эффективно - чтобы малыш получил то, в чём нуждается больше всего. Очень полезно прояснить для себя как сын пережил (и продолжает переживать) развод родителей. Очень бережно и доверительно побеседовать с мальчиком. Не бояться выглядеть глупо ("Вот еще! Я взрослая женщина обсуждаю с ребенком свою жизнь!"). Дети, нравится нам это или нет, включены в систему. Отец навсегда останется для ребенка отцом. Даже если в представлениях бывшей жены он "негодяй" и "сволочь". И для психического равновесия ребёнка важно, чтобы в отношениях с отцом (даже мысленных) был мир.

(Иначе так и хочется отмывать и отмывать эту "грязь". Ведь каждому человечку хочется жить в мире, где царят мир, любовь и чистота.)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Марина! Конечно это не совсем естественное повдение для ребёнка (и такое также наблюдается у взрослых и называется навязчивым состоянием) - у ребёнка может быть тоже самое! да, это своего рода проявление внутренних проблем ребёнка - что-то происходит у него внутри, но и в силу своего возраста! и в силу того, что саморефлексия НЕ развита у детей - он и сам не может этого понять, поэтому все свои переживания из внутреннего уровня он переводит во внешнее проявление - да, возможно "что-то пытается отмыть" - возможно свои чувства, которые он подавляет в себе и не принимает в себе! И эти эмоции и чувства могут относиться и к отцу (винит его или себя, или Вас, переживает что его предали и бросили) - возможно накладывается недостаток общения с Вами как с матерью - для ребёнка самое главное чтобы сформировалось чувство безопасности - а это можгут создать родители - но работать с ребёнком нужно (чтобы не закреплять эти навязчивости, а помочь ребёнку разобраться и в самом себе и высвободить все во вне), чтобы они не переходили на уровень ритуального характера - это все неблагоприятно для ребёнка (важно - делает ли он так только дома или в саду тоже?) - надо найти причину! Марина, если решитесь разобраться и понять, что же видит ребёнок вокруг себя (именно взгляд ребёнка) - можете смело обращаться ко мне - я работаю с детьми из проблемных семей (развод родителей, проблемы с зависимостям в семье ...) и знаю специфику и подход - звоните - буду только рада Вам помочь!

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Марина.

Вы правы, что на мальчика мог повлиять Ваш конфликт с его отцом и последовавшее расставание. Однако утвержать что-либо точно по письму довольно затруднительно.

Остается много вопросов. Главные из них: когда это началось? Какие события в тот период жизни ребенка происходили в семье ? Как проходило приучение к горшку? Какие отношения у Вас с ребенком сейчас? Какие отношения у него с няней?

Так же возможно, что такое компульсивное повторение одного и того же действия служит для ребенка попыткой справиться с произошедшим в семье . Например, мальчик может считать себя виноватым в произошедшем разрыве. Вопрос в том, как осмысляет ребенок ваше расставание.

Конечно, важно разбираться в происходящем.

Если решите делать это, буду рада помочь Вам.

Так же Вы можете писать мне на почту: [email protected]

С уважением,

Хороший ответ 9 Плохой ответ 3

Здравствуйте, Марина! Получилось так, что Вы мало времени проводите с сыном. Однако, дело не столько в количестве, сколько в качестве. Нужно постараться вникнуть в чувства ребенка, отсюда станут более понятны его проблемы. Для этого, возможно, достаточно беседы по душам перед сном или за ужином. Важно, чтобы ребенок стал Вам доверять, тогда можно его спросить, почему ему так важно содержать свои руки в чистоте. Можно купить ему крем для рук, чтобы они не сохли и смазывать на ночь. Те обстоятельства, которые Вы описали, Ваш развод, конечно, не способствуют спокойствию и умиротворению мальчика. Может быть, для него не все ясно в отношениях с папой. Может быть, какие-то проблемы в детском саду. Все это, скорее всего, не так страшно и вполне поддается коррекции. Не надо только запускать. Если не получается самой все это урегулировать, пожалуйста, обратитесь к психологу .

Хороший ответ 8 Плохой ответ 4