Как развивать в себе нужные качества. Какие качества нужно воспитывать в мальчике

Воспитание личности ребенка – это формирование у него таких качеств, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства, сильный характер, высокая нравственность. Этот процесс нельзя организовать по какому-либо четкому плану, так как воспитание характера ребенка происходит на протяжении всего периода детства, и в нем участвуют не только родители, но и другие члены семьи. Тем не менее, родителям необходимо знать о принципах воспитания личности ребенка и уделять время формированию в нем положительных качеств.

Воспитание и развитие личности ребенка

Как должно происходить воспитание личности ребенка? Рассмотрим основные принципы, которых следует придерживаться родителям, чтобы их ребенок вырос самодостаточной личностью.

Принятие. Характер ребенка начинает проявляться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, и многое в его поведении зависит от особенностей темперамента. Если родителям хочется видеть своего малыша активным и бойким, а он любит спокойную деятельность, не стоит пытаться переделать ребенка, заставляя его заниматься тем, что ему не нравится. С ранних лет нужно принимать его таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми и уж тем более со своими представлениями о том, каким должен быть хороший ребенок.

Терпение. Родителям следует внимательно наблюдать за малышом и мягко корректировать его характер, но делать это нужно деликатно. Если в его поведении наблюдаются какие-либо отрицательные качества, это вовсе не повод для паники. В ранние годы любой ребенок может быть капризным, упрямым и непослушным. Подобные качества проявляются в переходные периоды развития ребенка и являются временным явлением. Воспитательные приемы, необходимые в такие периоды – мягкое и ненавязчивое внушение, объяснение. Конечно, это потребует от родителей огромного терпения, зато принесет куда лучшие результаты в воспитании личности ребенка, нежели одни запреты и наказания.

Личный пример. С самых ранних лет дети копируют поведение родителей – это естественный процесс, который играет решающую роль в воспитании характера ребенка. Поэтому родителям важно не просто объяснять малышу, что хорошо, а что плохо, но и следить, чтобы их собственное поведение соответствовало этим правилам. Как воспитать ребенка добрым и терпимым, если постоянно проявлять по отношению к нему агрессию или раздражение? Не стоит требовать от ребенка проявления тех качеств, которых нет у вас самих.

Комфортный климат в семье. Гармоничная личность может сформироваться только в соответствующей атмосфере. Воспитание личности ребенка должно проходить в условиях нормального психологического климата. В семейном кругу он должен чувствовать спокойствие и поддержку. Если в семье часто происходят конфликты, ребенок вырастет закрытым и недоверчивым к миру, и многие положительные качества его характера будут подавлены.

Развитие самостоятельности. Деятельность ребенка следует организовывать так, чтобы он учился выбирать игры и занятия для себя самостоятельно. Роль родителей должна быть направляющей: следует подсказывать ребенку идеи для игр, заниматься с ним какой-нибудь совместной деятельностью, но при этом давать ему возможности для самовыражения, позволяя делать то, что нравится. Также важно с ранних лет поощрять любую инициативу ребенка, когда он хочет научиться делать что-то сам. Мелкие поручения и дела по дому постепенно вырабатывают в нем ответственность и чувство собственной значимости.

Как развивать в ребенке определенные качества?

Воспитание характера ребенка включает формирование и развитие у него конкретных качеств. Лучшим способом для этого также является личный пример. Но родителям следует взять на вооружение и другие приемы. Они зависят от того, какое качество они хотят привить или усилить в характере ребенка.

Как воспитать ребенка добрым? Воспитывать в ребенке доброту нужно с малых лет. Следует терпеливо объяснять ему, как нужно правильно поступать в различных ситуациях и почему важно проявлять доброту и сострадание. Очень хорошим методом воспитания в ребенке доброты, чуткости и способности к состраданию является чтение сказок. Они помогают малышу понять, что такое добро и зло. Лучше всего не просто читать малышу сказки, но и обсуждать с ним положительных и отрицательных персонажей, одновременно поясняя, почему добро всегда побеждает, а зло получает по заслугам.

Чтобы выработать у ребенка уверенность в себе и своих силах, родителям следует использовать позитивную оценку. Важно прислушиваться к его мнению, а также всегда хвалить за проделанную работу, усвоенные знания и любые другие успехи. Не следует слишком перегружать ребенка, заставляя его заниматься всем и сразу – танцы, спорт, музыка, иностранные языки… Лучше предоставить ему право выбора заниматься тем, что ему интересно. Как воспитать уверенного ребенка, если малыш растет тихим и застенчивым? Во-первых, нужно принять эти особенности его характера, а во-вторых – организовывать деятельность ребенка в соответствии с ними. Если ребенку нравятся спокойные игры и занятия, в этом нет ничего страшного. Чувство уверенности может и не проявляться в виде громкой речи, общительности и активности, но ребенок все равно научится чувствовать уверенность в своих силах, если вы будете показывать ему свою безусловную любовь, которая не зависит от того, соответствует ли он вашим личным ожиданиям или нет.

Как воспитать ребенка лидером? Чтобы развить в ребенке лидерские качества, родителям рекомендуется прививать ему интерес к соревновательной деятельности, а также активно развивать социальные навыки ребенка и уверенность в себе. Если же он не стремится быть первым всегда и во всем и не проявляет лидерских качеств при общении со сверстниками, воспитание и развитие личности ребенка должно проходить по тем же правилам, но с учетом индивидуальных особенностей его характера. Многие родители, которые озабочены вопросом, как воспитать ребенка лидером, забывают об этом и демонстрируют свое разочарование, если не видят у него проявления способностей к лидерству. Ребенок обязательно почувствует его, а это негативно повлияет на самооценку. Позволяйте ему развивать те качества, которые даны природой, а также самостоятельно решать, с кем дружить и как строить отношения с ровесниками.

Каждый родитель всегда стремится воспитать своих детей очень послушными, привить им хорошие манеры. И чтобы в жизни у них все складывалось очень хорошо. Ведь от того как они воспитают и привьют манеры будет зависеть их жизнь в будущем.
Первое что нужно воспитать в детях я считаю это честность. На сколько ребенок будет честен и открыт перед родителями, настолько он будет честен и перед окружающими. И родителям в дальнейшем не придется краснеть за него и за его вранье. Поэтому честность это самое главное.
Второе это уважение старших. Ребенок с малых лет должен понимать что нужно уважать старших. Как родители привьют уважение к себе так он и будет относится к другим людям. Если малыш хамит своим родителям и показывает характер, то он так же себя будет вести и в садике и в школе, да и вообще с посторонними людьми. В дальнейшем это очень плохо скажется на его жизни и общении с окружающими его людьми.
Третье это послушание. Ребенок должен вести себя послушно. Конечно можно иногда разрешать ребенку немного побаловаться, но воспитывать его надо. Чтобы потом не краснеть за него в людном месте, так же в саду и в школе. А то порой посмотришь на детей как они балуются, а родители все спускают с рук. Ведь баловство может и до плохого до вести. Поэтому надо всегда вести с ребенком разговоры на тему, что можно делать, а что нельзя. Что нужно обязательно слушаться родителей иначе может произойти что нибудь нехорошее.
Четвертое это доброта к окружающему его миру. Стоит сделать так чтобы ребенок был добрым, а не озлобленным. Для этого постарайтесь забыть про негатив и воспитывать его в благоприятной сфере. Постарайтесь привить доброту к животным, чтобы в дальнейшем ребенок не издевался над животными. Вот например моему мужу не была привита доброта к животным. И когда мы взяли собаку в дом, а это была моя инициатива, он относился с негативом к ней. Мне стоило огромных трудов чтобы все это исправить. Постоянные объяснения и игры совместные с животным, мужем, мной и дочкой взяли верх над злостью. Теперь он души не чает в ней. Поэтому старайтесь сделать все возможное чтобы не допустить этого с ранних лет.
Пятое это чувство юмора. Веселитесь больше чтобы ваш ребенок не знал грусти и чтобы он побольше смеялся. Тогда и его жизнь станет намного веселее и красочней.

Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

Каждый родитель мечтает видеть в своём ребёнке достойного человечка, для этого приходится много потрудиться. С самого раннего возраста ребёнку надо внушать уважение к другим людям. Это очень важный фактор для развития ребёнка. Для чего это нужно? Ребёнок постепенно растёт и ему приходится общаться с другими детьми, а в дальнейшем и с учителями, если заглянуть ещё дальше, то уже со своими коллегами по работе.
Ребёнку надо постоянно твердить, что надо уважать старшее поколение, а именно бабушек и дедушек. Не забывать говорить спасибо, уступать место в общественном транспорте. Ведь именно с раннего возраста это и нужно, чтобы уложилось и осталось в сознание ребёнка на всю его дальнейшую жизнь. Никогда не надо грубить старшему поколению, они этого просто не заслуживают. Но никогда не забывать про своих родителей. Какими бы они не были ведь это они дали ему жизнь и ведут его по дальнейшей дороги жизни. Помогают ему разобраться в выборе профессии и в других трудных ситуациях тоже приходят на помощь.
Также в ребёнке стоит воспитать ответственность, чтобы ребёнок понимал, что за его грехи никто расплачиваться не будет. Для чего нужна ребёнку ответственность, всё зависит от его возраста. Если ваш ребёнок подросток и пока ещё вы отвечаете за его поступки, он должен помнить, что при своих плохих деяниях он будет подставлять своих родителей. Чтобы этого не происходило вы с самого начала должны объяснить своему ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо. Именно в подростковом возрасте и случаются те ситуации, когда ребёнок попадает под влияние плохой компании и становится, мягко говоря плохим.
Ещё есть одно качество, которое должно присутствовать у вашего ребёнка это любовь к окружающим и к своим близким. Без этого ему не обойтись. Это важное качество он может перенять только у своих родителей. Надо помнить о том, что ребёнок копирует всё, что делают его родители, они для него большой, жизненный пример. Старайтесь при ребёнке показывать любовь, а если в вашей жизни есть эмоции не старайтесь их выплёскивать при ребёнке, чтобы он не повторял ваших ошибок.
Для того, чтобы у вас и у вашего ребёнка было всё хорошо, старайтесь вложить все свои усилия на его воспитание в самом раннем возрасте.

Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

Каждые родители хотят увидеть в будущем своего ребенка успешным и человечным. То, что вы заложите ребенку с ранних лет, будет отображаться в его жизни в виде характера и манер. От этого будет многое зависеть в судьбе ребенка. Итак, давайте рассмотрим, что все же нужно развивать в ребенке, самые важные аспекты в формировании характера.

1. Доброта. Старайтесь объяснять и прививать к ребенку этот фактор. Ведь от доброты зависит дальнейший характер ребенка.
2. Забота. Это нужно развивать с ранних лет. Неплохо было бы, чтобы у ребенка было за чем или кем ухаживать-животное, растение. Нужно объяснять, что без заботы животному будет плохо, за ним нужен уход, кормить его регулярно.
3. Уважение к себе и людям. Это важно. Нужно уважать всех без исключения.
4. Честность. Объясните малышу, что лучше правда, чем сладкая ложь. Что обман, это часть не уважения к тому человеку, которому врешь.
5. Трудолюбие. Пусть у ребенка будут свои обязанности, которые он обязан выполнять. Начните с самого элементарного-уборка игрушек. Когда вы увидите, что ребенок с легкостью начал справляться, увеличивайте его обязанности.
6. Вежливость. Тоже одно из важных факторов общения. Ребенок не должен хамить.
7. Смелость. Показывайте как можно бороться со страхами.
8. Самостоятельность. Оставляйте ребенка, хоть немного самого. Просто выходите в другую комнату. Для ребенка необходимо иногда оставаться наедине с самим собой.
9. Ответственность.
10. Терпеливость. Так как дети нетерпеливые с этим будет сложнее. Пытайтесь объяснить, что при спешке возможно допустить массу ошибок.

Если у ребенка многое не получается, только вы поможете привить ему хорошие качества. Есть, что плохое передается генетическим путем, но на этом все равно не следует останавливаться или опускать руки. Характер формируется до 16 лет и можно вносить коррективы, главное все делать ненавязчиво и без агрессии. Если ребенок не хочет что-то воспринимать, передавайте информацию в виде игры. Не настаивайте. Если ребенок что-то не воспринимает, отложите этот воспитательный момент на позже.

Прививая хорошие манеры в воспитании ребенка не забывайте о том, что вы должны не только говорить как правильно себя вести, но и сами придерживаться того о чем говорите. Ведь именно на ваш пример реагирует ваш ребенок. Не зря говорят- «хотите правильно воспитать ребенка, сначала воспитайте себя и вы увидите успех». Любите и уважайте своих малышей, не забывайте, что не смотря на столь юный возраст, перед вами личность.

Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

Самое главное - это любить детей! Неважно ваши они или соседские, относится к ним необходимо со всей заботой. Улыбка, вы замечали как дети искренне улыбаются? Глядя на это чудо, сам не вольно улыбаешься. Да, они словно ангелы, искрение и добрые, тянуться к вам всей душой. Это мы в них воспитываем покорность, послушание, навязанную обществом. А ведь если они чувствуют не диктат, а искреннюю любовь, дети отзовутся на нее, они не захотят просто вас огорчать.

Нашим детям нужно внимание, а не книги по воспитанию. Если ребенок обращается к вам, оторвитесь от своих дел, а не через тм 20 минут, а то и час,или когда все доделаете, Это ведь для ребенка очень важно. Вдруг, когда вам понадобиться его внимание, он может проигнорировать, посчитать важнее игру. Но если злитесь и требуете от него внимание к вам, будьте же сами внимательны к своему чадо. Здесь как бумеранг.

Слова, что дети копируют своих родителей появились не на пустом месте, это на самом же деле так. Ведь что посеешь, то обязательно и пожнешь. Если мама, папа, и остальные родственники, которые окружают малыша будут ко всем без исключения добры, вежливы, сострадательны, щедры, ребенок непременно вырастит с такими же качествами! Никогда не станет он врать, изворачиваться, жадничать, требовать что- то, капризничать и т. д.

Если говорить еще о воспитании детей, не маловажный факт играет и то, какая атмосфера в вашем доме. Нет ли противоречий между родителями, не старается ли кто то из них, показать превосходство по отношению к другому. Все мы равны. Характеры, темпераменты разные, привычки у каждого свои, предпочтения, но все мы дети Вселенной, которая нас любит одинаково. Если об этом не забывать, дети вырастут воспитанными и счастливыми.

Важно не усаживать ребенка у телевизора за мультфильмом или детской передачей, а дать ему живое общение. Почитать сказки, поиграть с ним в театр. Погулять, понаблюдать вместе за птицами, животными. Для родителей это большая польза, большинство из них по долгу сидят за компьютером, прогулка не помешает, и к тому же зарядиться от нее можно положительной энергией.

Все делать с малышом вместе, какое это счастье для ребенка! Любовь и пример, вот самый лучший воспитатель! Любите детей и они обязательно ответят вам взаимностью!


Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

К сожалению, так сложилось в современном обществе, что основная функция по воспитанию детей возлагается исключительно на родителей. Если раньше, пару десятков лет назад, когда на наших школьных тетрадях были не персонажи из зарубежных мультфильмов, а отскакивающие от зубов любого школьника «Октябрята – дружные ребята», «Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые» и другие постулаты, так или иначе формирующие представление детей о настоящем человеке, учитель за очевидный проступок мог при всем классе указать на него ученику и произвести в некотором роде полезное порицание, то сегодня, практически, не найдется педагога, который решит сделать хотя бы замечание оголтелому подростку, пинающему чужой портфель на перемене, чтобы не вовлечь себя в какую-нибудь неразумную историю, связанную с нарушением прав ребенка и т.п., могущем повлечь в дальнейшем нежелательные последствия как для самого педагога, так и для всего заведения в целом.

В общем, если утрировать, сегодня в школе учителя выполняют только свою основную функцию – учат, доносят материал и все. Поэтому вопрос о том, что сегодня может получить ребенок в школе, кроме знаний, уже не актуален. И поэтому, начиная с дошкольных учреждений, где воспитатели еще помогают нам, родителям, привить маленькому человеку основные навыки самообслуживания и определенную систему элементарных ценностей из категорий «хорошо-плохо», «можно-нельзя», нужно суметь заложить в маленькую личность те зерна, которые впоследствии принесут хорошие всходы.

Естественно, у каждых родителей свой взгляд на воспитание своего ребенка: кто-то позволяет ему все в надежде на то, что отсутствие запретов сформирует добрую и милую личность, кто-то наоборот, многое запрещает, думая о том, что постоянный контроль и окрики помогут воспитать ответственного бойца. И те, и другие родители могут серьезно ошибиться, делая уклон в одну сторону. Однако есть ряд качеств, мимо которых не пройдет внимание ни одного адекватного родителя, которые должны с первых дней жизни культивироваться в малыше, причем по большей части путем демонстрации на личном примере.

1. Честность . Причины лжи могут быть самые различные: страх сказать правду, желание получить похвалу, осознание своего «могущества» в случае, когда ложь остается нераскрытой, ложь для защиты и т.д. В любом случае, отсутствие в человеке честности рано или поздно однозначно приведет к отрицательному результату, начиная от элементарных ссор с близкими людьми, заканчивая девиантным поведением, вплоть до преступного. Для того, чтобы воспитать в ребенке честность, нужно быть крайне избирательным в системе порицания и похвалы за ложь или правду, чтобы не запутать его и не воспитать в нем неправильное понимание этого важного качества.

2. Вежливость и уважение . У кого есть дети, не могут не заметить плачевной тенденции в поведении современных детей, растущих на неограниченном просмотре телепередач, интернет-ресурсов и при отсутствии должного контроля со стороны тех же педагогов: всепоглощающее хамство захватило наших детей. А мы опускаем руки, потому что понимаем, что не в силах самостоятельно справиться с этим пороком, потому что если в стенах своего жилья мы еще можем контролировать и требовать от ребенка уважительного отношения хотя бы к себе, то за пределами квартиры мы даже представить себе не можем, как могут себя вести наши дети на улице, в общественном месте или на перемене в школе, зачастую узнавая некоторые «пикантные» подробности о своем сыне или дочери от третьих лиц. Как в стихотворении про Любочку, помните? «..Но если к этой девочке вы придете в дом, там вы эту девочку узнаете с трудом…» Поэтому с раннего возраста ребенок должен быть не только окутан бескрайней и ревностной любовью своих родителей, но и созерцать ежедневные примеры проявления уважительного отношения между членами семьи, между сверстниками на игровой площадке и т.п.

3. Дисциплина и субординация. Очень сложно привить в ребенке эти качества, поскольку иногда мы сами не знаем четко границ дозволенного и недозволенного, сами иногда колеблемся и сомневаемся в своей правоте, а это очень тонко чувствует маленькая личность, обращая любой наш промах в свою заслугу и становясь манипулятором наших чувств и эмоций. Если вспомнить наших праотцев и прадедов: каждое их слово было законом и не важно, верно оно было или нет. А сейчас родительский авторитет очень шаток, и не многим родителям удается воспитать своего ребенка в духе прошлых лет, когда сын не перечил отцу из-за бесконечного чувства уважения и долга к нему. Возможно, есть смысл при поступлении ребенка в среднее образовательное учреждение подумать о таком варианте, как кадетская школа, например, где все-таки еще по сей день нам оказывают посильную помощь в воспитании и становлении личности.

4. Ответственность . Одно из качеств, которое также должно культивироваться в ребенке с малого возраста: с первых сознательных дней он должен уметь отвечать за свои поступки и понимать, что может быть не только «расцелован» и расхвален, но и понести наказание за определенные действия.

Конечно, это далеко не полный перечень тех свойств и качеств, которые мы должны воспитать в ребенке. Современный человек уже достаточно сильно отличается от того образа, который был характерен еще лет десять назад, поэтому каким должен вырасти сын или дочь, решать только самим родителям.

Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

Дети - это не только цветы жизни, но и отражение своих родителей. Как правило, то, что вложишь изначально в своего ребёнка, в будущем проявит его как личность. Поэтому, чтобы малыш вырос порядочным и законопослушным человеком, его воспитанию необходимо уделять как можно больше времени и любви и поменьше злоупотреблять денежными средствами.

Главные качества, которые нужно воспитывать в своих детях:
1. В первую очередь следует взрастить в своём отпрыске доброту и милосердие, чтобы он мог в будущем помогать нуждающимся, проявлять сострадание и заботу не только к людям, но и к животным. Для этого родителям стоит показывать всё на собственном примере, допустим, подать милостыню просящему или накормить оголодавшего котёнка и так далее.
2. Прививайте крохе уважение к вам, а также к окружающим, особенно к пожилому поколению. Ведь если ребёнок будет расти себе на уме и знать только слово "я", ему будет тяжело шагать по жизни, конфликтные моменты точно обеспеченны, да и в родительской старости от него не дождёшься даже кружки воды.
3. Развивайте в малыше трудолюбивые черты, а также любовь к чистоте и порядку. Для этого привлекайте его с самого раннего детства в домашние дела, не пренебрегайте тем, чтобы лишний раз попросить его о помощи, рассказывайте о гигиене как собственного тела, так и комнаты, что пыль и грязь вызывают огромный ряд различных заболеваний. В общем делайте всё, чтобы из вашего отпрыска не вырос ленивый поросёнок.
4. Пресекайте на корню такие качества, как зависть и жадность, так как они живут в душе эгоистичной натуры. Кроха должен знать, что необходимо делиться, например, своими игрушками или сладостями. Объясняйте, что нельзя никому завидовать, а стоит добиваться всего только своими усилиями и терпением.
5. Учите своего кроху во время просить прощение и где-то переступать даже через свою гордыню. Если вы извиняетесь перед ним, никогда не говорите: "Прости меня, пожалуйста, а за это я куплю тебе новую игрушку!", так как это будет грубейшей ошибкой и чадо никогда не научится бескорыстно кого-то прощать. Всё должно идти только от чистого сердца и без утайки зла в душе.

Тщательно ухаживайте за своим цветочком, чтобы в итоге он распустился и радовал всех вокруг.


Воспитывать в детях нужно владением словом! Вчера наблюдая за 8 месячным сыном поняла, что природа наделяет нас с рождения, такими качествами, как обаяние чувствование и созерцание.Младенца можно понять без слов и общаться с ним можно с удовольствием.Он многому учится созерцая, он часто смеётся просто без причины просто так, смотря в глаза другому человеку.Выходит речь это нечто большее, это ступенька развития, но заметьте многие освоив речевой аппарат, начинают говорить, говорить необдуманно используя слово везде и всегда.Выходит нужно учится у младенцев молчать смотреть улыбаться и смеяться.А подросшего ребёнка учить говорить, обогащать словарный запас...но тут уже процесс мыслительный и речевой очень связан, как человек мыслит, так он и говорит чаще всего...
А вообще Дети рождаются не белым листом бумаги, на котором ты можешь записать то, что захочешь. И они совсем не обязательно будут похожи на родителей. Главное - не мешать расти и развиваться маленькому чуду. И помогать развивать его таланты.Заниматься именно тем, чем хочет ребёнок, а не родители и бабушки.И помнить, что дети - это такие же люди. И мысли и чувства у них уже есть, и собственная точка зрения есть на все. И понимают они не меньше взрослых.Ну все таки самое главное Вы должны ребёнку привить любовь, любовь духовную, любовь ко всему живому. Ведь сейчас наши дети с годовалого возраста сидят в компьютерах и планшетах, ребёнок не чувствует связи с реальной кошкой, птичкой, цветочкам ведь так важно все это потрогать ощутить, а у ребёнка складывается мнение что все виртуально, без чувств поэтому я как мама от планшетов хотя бы лет до 5 - 6 воздержалась. Ну что сделаем выводы любите ребёнка дарите ему только положительные эмоции и это Вам вернётся в двойном размере.

Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

Психология отношений

4832

07.05.14 11:18

Практически каждый человек, размышляя о своей жизни, задумывается над тем, почему он успешен в каких-то одних вещах, зато терпит неудачу в других. Люди стараются воспитать в себе настоящий характер, терпение, силу воли и остальные качества, которые способствуют достижению определенных результатов. Однако сразу возникает вопрос: а можно ли самостоятельно воспитать в себе нужные качества? И если да, то, как это сделать? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Воспитать в себе необходимые качества реально!

Первое, что нужно понимать – это реальность воспитания в себе любых качеств. Некоторые люди говорят о том, что большое значение имеет генетика и если его родители были слабохарактерными, то и ребенок обязательно будет таким. Но это не совсем так. Возможно, есть некая предрасположенность, но не более того. Каждый человек на протяжении жизни воспитывается, сначала родителями, затем самостоятельно. Поэтому никогда не поздно заняться развитием в себе таких качеств, как лидерство, долготерпение, настойчивость и т.д.

Определить свои лучшие качества

Для начала вам следует определиться с тем, какими качествами характера вы уже обладаете. Может быть, вы достаточно терпеливы, но имеете слабую силу воли. В таком случае вам стоит развивать свою силу воли, а терпение можно просто скорректировать при необходимости.

Также нужно понимать, для чего вы собираетесь развивать то или иное качество. К примеру, для создания семьи вам не следует стремиться к совершенствованию настойчивости или решительности. Здесь стоит больше подумать об ответственности, искренности и внимательности.

Как воспитать в себе нужные качества

Далее необходимо подумать о возможных средствах, которые помогут вам развивать определенные качества. Существует множество вариантов, среди которых дополнительное образование, специальные тренинги, курсы, семинары и т.п.

Воспитывать качества нужно с чтения специализированной литературы, которая будет способствовать вашему самосовершенствованию. Кроме того, обязательно нужна практика. Другими словами, вы никогда не научитесь решительности, если не проявите это качество в своей жизни. То же самое касается силы воли, терпения и всех остальных качеств.

Контролируйте свое время

Нужные качества можно воспитать только в том случае, если вы научились управлять своим временем. Если вы постоянно отвлекаетесь на посторонние дела, можете даже не рассчитывать на успех.

Следуйте своей интуиции

Особенно это правило касается тех людей, интуиция которых не раз выручала их из сложных ситуаций. Натренированная интуиция также станет незаменимым помощником в процессе развития важных для человека качеств.

Можно проиграть битву, но выиграть войну

Вы можете потерпеть неудачу в воспитании одного из качеств характера, при этом вы сможете добиться феноменального результата в чем-то другом. Не стоит впадать в отчаяние, если что-то идет не по плану. Помните о том, что воспитывать лидерские качества, настойчивость, терпение, силу воли, доброту, решительность не только можно, но и нужно.

Здравствуйте Юлия,
у меня в этот раз философский вопрос, касающийся больше воспитания, чем раннего развития. Какие качества воспитывать в ребёнке, чтобы он смог выжить в нашем жестоком мире? Вот я наблюдаю в окружении, как многие мамы специально прививают и поощряют такие качества, как эгоизм, сомнительное лидерство, не ставят детям никаких границ в отношении других деток. Идёт только внушение «ты самый-самый», после буквально каждого (тело)движения или примитивного ответа ребёнка бурные, и на мой взрослый взгляд, неискренние восторги. Причём речь идёт не о младенцах, а о трёхлетках. Ребёнок на групповом занятии забирает общую игрушку, которую используют в игре — мамаша довольно ухмыляется (как же, лидер растёт:)). Преподаватель молчит, игра идёт дальше без игрушки. Мне лично такое претит. Я ещё не решила, как лучше поступать в таких случаях. Мой уже задаёт много вопросов, в тот числе и о поведении других людей. Закладывается понятия «что такое хорошо и что такое плохо». С другой стороны, во взрослой жизни практически всегда добиваются успеха люди без принципов. Которые идут по головам. Мне бы не хотелось, чтобы мой ребёнок шёл по головам, но и чтобы об него вытирали ноги тоже не хотелось бы.
Как найти золотую середину? Интересно Ваше мнение на этот счёт.
С уважением,
Людмила Матвеева

Людмила, спасибо за действительно важный и очень актуальный вопрос. Сразу скажу, что мой ответ на него не претендует на форму «совета», так как я не психолог, а педагог, поэтому сфера воспитания для меня — область дилетантских, а не профессиональных интересов.
Поведение ребенка, а затем и взрослого человека в обществе зависит от нескольких факторов: генетически заложенных качеств личности, влияния социальной среды, воспитания. Первое мы изменить не в силах. Второе — частично поддается коррекции: мы можем контролировать круг общения нашего ребенка, объяснять поведенческие реакции окружающих, помогать ребенку социализироваться. Третье — полностью задача нас, родителей. Поэтому вопрос для меня звучит не «как воспитать успешного и одновременно порядочного человека?» а «как сделать все от нас зависящее, чтобы ребенок вырос успешным и одновременно порядочным человеком?»

Во-первых, это та ситуация, в которой следует разобраться в терминологии.
Кто такой лидер? — В словарях Даля, Ушакова, Ожегова находим одно и то же: » 1. Вождь, руководитель политической партии, общественно-профессиональной организации (полит.). Лидеры партии. Профсоюзные лидеры. 2. лицо, идущее первым в каком-н. состязании (спорт.). Лидер турнира. 3. На гонках, преимущественно велосипедных — лицо, едущее впереди гонщика и тем невольно побуждающее его ускорять движение (спорт.)»
Таким образом, лидер — человек, управляющий определенной группой людей, ведущий ее за собой.
Чтобы повести за собой большинство, надо обладать определенными качествами, которые бы позволили человеку заиметь авторитет у коллектива.
Что это за качества:
— уверенность;
— находчивость;
— решительность;
— смелость;
— поддержка других;
— умение делегировать полномочия.

Ответим себе на вопрос честно: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок обладал этими качествами?» — Думаю, в большинстве случаев ответ будет положительный.
И это правильный курс. Воспитывать в ребенке умение быстро ориентироваться в сложной ситуации, принимать правильные решения в режиме цейтнота, не бояться трудностей, воодушевлять и приободрять других, окружать себя талантливыми людьми — все это никак не может помешать ребенку во взрослой жизни, наоборот будет способствовать социальному и профессиональному успеху.

Только это все не имеет никакого отношения к хулиганскому поведению, хамству и пренебрежению нормами поведения в коллективе. Если ребенок силой отнимает игрушку, ошибочно полагать, что это качество будущего лидера. Может и лидера, но только какой-нибудь бандитской группировки. Если вы хотите именно такого будущего своему ребенку, можно и дальше гордиться или закрывать глаза на такое поведение. Если же под лидерством вы видите интеллектуальное и эмоциональное превосходство вашего ребенка в коллективе, то стоит немедленно взять другой курс в вопросах воспитания. Как именно вести себя с детьми, чтобы взращивать в них положительные лидерские качества, — этот вопрос слишком обьемен, чтобы затрагивать его в формате лаконичного ответа. Однако позволю себе все же дать один совет. Если Ваш ребенок склонен к импульсивному поведению в коллективе, чрезмерному проявлению инициативы, если он не прислушивается к желаниям других детей и не хочет принимать их мнение, больше внимание уделяйте играм по правилам, чтобы ребенок понял, что в жизни не всегда все так, как говорит и хочет он. Если же Ваш ребенок наоборот пассивен в коллективе, идет за большинством, ведом и не проявляет инициативы, устраивайте дома игры, в которых проявление инициативы ребенком является естественным и необходимым условием, давайте ребенку больше творческих заданий, предоставьте больше самостоятельности.
В бизнесе есть понятие «деловая этика». Это некая совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Деловая этика включает в себя честность в отношениях с работниками, клиентами (покупателями), поставщиками и конкурентами. Быть лидером не значит «идти по головам», но значит «уметь убеждать». Быть лидером не значит «спорить», но значит «уметь идти на компромисс». Быть лидером не значит «гнуть свою линию», но значит «быть гибким». Быть лидером не значит «воевать», но значит «уметь договариваться». Быть лидером не значит «диктовать», но значит «быть терпимым». Таким образом, воспитывая в ребенке лидерские качества, мы не должны забывать, что воспитываем человека нравственного, с высокими моральными принципами, знакомого с нормами поведения в обществе, с этикетом, с хорошими манерами и хорошим вкусом. Воспитывая ребенка лидером, мы должны помнить о том, что перед нами стоит цель воспитать порядочного, доброго, чуткого человека, а не жестокого зверя, готового на все ради собственной выгоды. Прежде всего ваш ребенок должен быть человеком, а потом уже лидером.
И даже если лидера из вашего ребенка не получается, не отчаивайтесь. В истории человечества есть масса примеров не менее успешных и счастливых людей, о которых ни разу не сказали, что они лидеры.

В период дошкольного возраста дети усваивают стандарты поведения и критерии их оценки, т.е. желательное это поведение или нет. В этом же возрасте развивается способность оценивать свои действия и их результаты, сравнивать их с ожиданиями окружающих его значимых людей (например, родителей), формируется и проявляется самоуважение, опирающееся на такие моральные чувства как стыд, смущение, гордость.

Моральные чувства и качества проявляются у ребенка при общении со сверстниками, взрослыми и в любой его деятельности. Задачи родителей и педагогов, несомненно, включают в себя формирование у ребенка здорового самолюбия и развитие его социально-моральных качеств.

Что же это за качества? Несмотря на актуальность данного вопроса для педагогов и психологов, на сегодняшний день единой классификации видов моральных чувств и качеств у детей не существует. Тем не менее, определенная систематизация присутствует, именно с ней мы и познакомимся поближе.

Одним из важных моральных чувств дошкольника является чувство правды: ребёнку очень нужно, чтобы его представления об окружающем мире были правдивыми, верными. Именно по этой причине он так стремится овладеть истиной. Разногласие между фактами, действительностью и их словесным описанием воспринимается ребёнком с недоверием, антипатией. Безусловно, что одного стремления к истине недостаточно для того, чтобы малыш вырос честным и совестным. Врождённым считается тяготение к познанию истины, а вот чувство правдивости нужно воспитать. Именно оно способствует ощущению душевного комфорта для личности. Искренность и правдивость - важные проявления личностного развития. Воспитание совести, чувства правдивости - вещи достаточно тонкие, особенно в дошкольном возрасте, когда ребёнок склонен к выдумыванию и фантазёрству. Этот процесс требует от взрослого человека здравого мышления, педагогической компетентности, тактичности, установления и поддержки взаимного доверия.

Чувство доверия проявляется у дошкольника по отношению к тем, кто вызывает у него позитивные эмоции. Это чувство выражается в открытости ребёнка, его стремлении контактировать с другими, в ощущении душевного комфорта от общения, в его готовности доверять человеку свои тайны и желания, делиться мыслями и переживаниями. Основанием для проявления ребёнком этого чувства является его позитивное отношение к окружению, опыт общения (в первую очередь с родителями), вера в то, что его всегда смогут поддержать в трудную минуту.

Чувство справедливости - это переживание ребенком своего стремления воплотить в жизнь правду, постигнуть истину, непринуждённо относиться к сверстникам и взрослым. Оно базируется на восприятии ребёнком понятия о нормах «хорошо» и «плохо». Ими оперируют во время банальных действий (распределение игрушек, ролей), внешних примеров проявления этих норм, когда ребёнок под влиянием наставлений родителей должен сам определить то или иное. Формированию чувства справедливости способствует объективность оценки действий ребёнка, а также развитие у малыша адекватной оценки самого себя.

Чувство эмпатии заключается в способности дошкольника понимать переживания других и сознательно стремиться помочь, проявить отзывчивость, сочувствие. Умение сопереживать формирует ребёнка, как часть социума. Развитие этого морального чувства ограничивает проявление нашего эгоизма, помогает ощутить себя на месте другого. Воспитание эмпатии заключается в поддержке ребёнка, если тот совершил что-то на благо и без корысти, не ожидая за это сверх похвалы, а воспринимая как естественный поступок. Чувство сопереживания также способствует восприятию дошкольником понятия «гуманизм», помогает адекватно осознать мнение и критику другого, помогает стать отзывчивым.

Чувство симпатии содержится в способности ребёнка отдавать предпочтение одним людям в сравнении с другими. Чем более благосклонен человек, тем более он симпатичен. Это чувство проявляется ребёнком в мелких поступках и деяниях: сесть рядышком, радостно приветствовать при встрече, вместе играть и разговаривать, рассказывать другим об объекте своей симпатии. Впрочем, дошкольник в своей расположенности к человеку руководствуется не только «силой притяжения» или детской влюблённостью, а достаточно весомыми мотивами - признанием авторитета конкретного лица, восприятием того, что вместе вероятность достигнуть желаемого возрастает.

Такое моральное чувство, как чувство собственного достоинства проявляется у дошкольника во время критики со стороны других, особенно авторитетных для него людей, в соответствии с его моральными нормами. Это чувство имеет место при попытке ребёнка отстоять своё «Я», свои права как личности или исполнителя определенной работы. Это чувство тесно связано с такой чертой характера как честность и является составной частью моральных эмоций.

Близкими к нему являются чувства самоуважения и самолюбия . Самоуважение дошкольника формируется под влиянием вежливого отношения, которое опирается на признание и выявление положительных качеств ребенка, его успешности в какой-либо деятельности. Самолюбие объединяет чувство собственного достоинства ребенка и его отношение к оценке окружающих. В целом же, воспитание у детей чувства собственного достоинства, самоуважения, как и других моральных чувств и качеств, в том числе совести, альтруизма, ответственности, способствует развитию у малыша способностей к адекватной оценке себя и других, умения сдерживать себя, действовать не импульсивно, а сознательно. Задача взрослых состоит в том, чтобы в процессе общения и совместной деятельности с ребенком создавать и поддерживать атмосферу жизнелюбия, оптимистическое настроение, положительное эмоциональное состояние, чувство защищенности, интереса к окружающему миру.

Виктория Пышная, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".