Какие есть развивающие игры для детей. Игры для детей доступные каждому. Какие развивающие игры нужны ребенку

Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Читайте в нашей статье обзор самых эффективных развивающих игр для детей разного пола и возраста, активизирующих внимание, восприятие и воображение детей, память и мелкую моторику, логику и многое другое.

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:

  • базового опыта
  • развития познания
  • эмоционального и языкового развития
  • физической подготовки
  • умения общаться
  • зрительного восприятия, различения и памяти
  • слуховых способностей
  • отношения к книгам
  • общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.
Развивающие игры - самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах :

  • принцип сочетания игры и обучения
  • принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  • принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  • принцип активизации умственного развития ребёнка.

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться.
Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Для малышей

  • раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • мягкие пазлы большого размера
  • игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.


Познавательные (дидактические)

Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Игры для развития мышления и логики

Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит - самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

Пазлы

Пазлы - игра, где картину нужно собрать из частей - это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады - это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры

Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.

Головоломки, конструкторы, шнуровки

Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

Обзор рынка развивающих игр

Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже?

  • : они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.
  • сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество.
  • пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым.
  • кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма.
  • конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические - сейчас большой выбор.
  • настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей - развивают логическое мышление и быстроту реакции.
  • сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мульфильмов, плюшевые игрушки - с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.
  • сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) - вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.
  • пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие - тренируют первые навыки логического мышления малыша.
  • счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов - хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию.
  • шнуровки: готовят руку малыша к письму.
  • игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода - физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами.
  • наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации - развивают детское творчество.

«Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает».

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

Игры детей от 0 до 3 лет

Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Для школьников

Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, всё также развивают разнообразные способности. Младшим школьникам становится интересно играть в командные настольные игры, а также деловые детские игры, которые способствуют их успешной социализации, развивают коммуникативные способности, мышление. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя. Младшим школьницам нравится учиться вышивать, шить, создавать собственными руками поделки, и украшения. Мальчики с удовольствием выцарапывают гравюры, выпиливают лобзиком и чаще всего просят строительные наборы: так хочется смастерить что-либо!
Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

Компьютерные и онлайн игры

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры - абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют - например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся , тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.


При занятиях за компьютером существуют правила:

  1. Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
  2. Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
  3. Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно - всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок - индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.


Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

В нашем интернет-магазине сейчас огромный выбор развивающих игр, разобраться в них порой довольно непросто. Безусловно, кое-кто прав в том, что любую игрушку можно назвать развивающей. Но так уж повелось, что педагоги, психологи, разработчики игр, а за ними и продавцы, стали называть развивающей такую игрушку, которая может обучать чему-либо, развивать способности. Кроме того, она должна отвечать некоторым условиям.

Вот они:

  • многофункциональность (т.е. в одной игре заключено множество разных вариантов),
  • может возбуждать интерес в течение длительного периода времени (т.к. игры построены по принципу "от простого к сложному" и трудность заданий постепенно возрастает),
  • рассчитана на зону ближайшего развития ребенка (овладеть информацией, заложенной в такой игрушке, можно лишь при активном участии взрослого),
  • должна содержать методические указания или возможные варианты игр.
Развивающие игры, продаваемые в интернет-магазине, делятся на так называемые традиционные и авторские.

Традиционные развивающие игры

  • Пирамидки (от 8-9 месяцев). Существует множество различных вариантов по форме, цвету, размеру и т.д. Игрушка нужна для формирования и развития представлений о размере (большое, маленькое, среднее, больше-меньше, такой же-не такой), форме, цвете (хорошо, если есть парные детали одного цвета). Ребенок должен выполнять сортировку игрушек по этим признакам. Само одевание колец на стержень - это великолепная тренировка для координации глаза и руки, а также развития мелкой моторики.
  • Доски Сегена (от 1,5 лет). Плоские доски с рамками-прорезями различных форм. Ребенку необходимо подобрать фигурку точно такой же формы и вставить в прорезь. Эти развивающие игры тренируют мелкую моторику, глазомер, учат соотносить форму и размер, развивают координацию движений руки.
  • Рамки-вкладыши (от 1 года). Объемные развивающие игрушки, в стенках которых сделаны прорези. Малыш должен подобрать фигурку к прорези и вставить ее в отверстие или вставить один в другой рамки-вкладыши. Примером такой игрушки служит матрешка, рамки-вкладыши Монтессори и много других подобных игрушек. Все эти игрушки-вкладыши, также как и доски Сегена, совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы и размера предметов, а также тренируют и развивают мелкую моторику и координацию движений.
  • Шнуровки (с 1,5-2 лет). Игрушки-шнуровки готовят руку к письму с раннего возраста. Способствуют совершенствованию координации движений обеих рук, развивают подвижность кисти, тренируют систему рука-глаз, приучают пальчики ребенка совершать точные движения: захват "щепотью" (тремя пальцами), "пинцетный" захват (двумя пальцами).
  • Конструкторы (от 1 года). Обучение ребенка конструированию различных сооружений и построек. Для старшего возраста - постройки по нарисованному плану или воплощение собственных идей. Игры развивают пространственного воображения.
  • Настольные игры.
    • От 1,5 до 2 лет. Лото с разрезными карточками и мозаика развивают способность классифицировать предметы по различным признакам: форме, цвету, размеру.
    • От 2 до 3 лет. Пазлы из двух, а затем и более частей дают первые навыки плоскостного конструирования, развивают умение выделения части из целого и наоборот. Домино развивает умение находить среди нескольких предметов два одинаковых по отличительным признакам.
    • От 3,5 до 4 лет. Игры-ходилки с кубиком и фишками. Игры-ходилки учат игре по правилам и по очереди.

Авторские развивающие игры

Эти игры разработаны ведущими педагогами, психологами и врачами и, чаще всего, носят имена своих создателей. В них удалось сочетать один из принципов обучения "от простого к сложному" с важным принципом творческой деятельности "самостоятельно по способностям", поэтому ребенку удается достичь "потолка" своих возможностей в данном возрастном периоде.

Как правило, эти игры рассчитаны на долгий период использования и растут вместе с ребенком. А в некоторые из них играют даже взрослые.

  • Развивающие игры Лены Даниловой (от 1 месяца). Это игры для сенсомоторного развития ребенка, они выполнены из разных тканей и с разными наполнителями. Поскольку малыш познает мир на ощупь, ему нужны самые разнообразные в этом плане ощущения. Игры обеспечивают развитие зрения, слуха, осязания, мелкой моторики, координации движений, знакомство с понятиями цвет, форма, размер, в дальнейшем - развитие внимания, памяти, начальных навыков счета.
  • Игры и кубики Никитина (от 1,5 лет). Пожалуй, это одни из самых популярных и пользующихся наибольшим спросом игр. Надо сказать, что Никитин ничего не изобретал сам. Он просто собрал сокровищницу самых интересных мировых игр и, будучи педагогом, адаптировал их к детскому возрасту.
  • Кубики Зайцева (от 2 лет). Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит. Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.
  • Логические блоки Дьенеша (от 1,5 лет). Набор геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине и толщине. Эта развивающая игра помогает ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции "не", "и", "или". Более того, используя блоки Дьенеша, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Обучают плоскостному конструированию.
  • Счетные палочки Кюизенера (с 3 лет). С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

    Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

Как видите, развивающих игр великое множество. И нам удалось поподробнее поговорить лишь о некоторых из них. Какую из них выбрать, решать только вам. Прислушайтесь к своему ребенку, присмотритесь, какие игры он предпочитает. Как видите, по своим функциям многие игрушки перекликаются.

И несколько пожеланий взрослым о том, как играть с ребенком.

  • Заинтересуйте ребенка игрой, когда он в добром расположении духа.
  • Предлагайте ребенку поиграть, не навязывая.
  • Не ждите от ребенка каких-то результатов.
  • Не сравнивайте с другими детьми.
  • Поощряйте всегда добрым словом и похвалой.
  • Помните, что это игра создана для вашего малыша, а не наоборот.
  • И, наконец, учтите, что развивающая игра - это очень хорошо, но гораздо важнее для ребенка простая ролевая и творческая, а не дидактическая.
В последнее время наблюдается тенденция к снижению появления на рынке новых развивающих игрушек. Да это и понятно, рынок, в общем-то, переполнен. А те, которые появляются, как правило, повторяют в той или иной степени предыдущие разработки. Ничего принципиально нового пока нет.

Ответ эксперта:

Приветствую, Маргарита. Развитию деток нужно всячески способствовать, поэтому специалисты рекомендуют уделять им как можно больше внимания. Играть стоит в те игры, которые смогут увлечь ребенка, обеспечить ему интересное времяпровождение и помогут приобрести новые умения и навыки.

Поскольку детки взрослеют очень быстро, игры нужно подбирать исходя из конкретной вековой категории.

Развивающие игры для 2-3 лет

  1. Кубики «собери картинку». Яркие кубики с четким рисунком деткам наверняка понравятся, для двухгодовалого ребенка нужно выбрать самый простой вариант – картинку из 4 частей. Такое занятие способствует развитию памяти, внимания и логическому мышлению;
  2. «Чей звук». Предварительно записав аудио со звуками, которые издают животные нужно демонстрировать их деткам, а они будут пытаться угадать кто мяукает, а кто гавкает и т.д.;
  3. «Плавает или тонет». Деткам нужно показать изображения уточки, спасательного круга, бумажного кораблика, монеты, ключей и ножниц, они должны догадаться, что из них будет плавать в воде, а что утонет. После угадываний все можно продемонстрировать наглядно в небольшой емкости с водой.

Развивающие игры для детей 3-5 лет

  1. «Найди пару». Деткам необходимо предоставить много изображений разных предметов (тех, которые они уже должны знать). Задача малышей сложить изображения по парам. Такая игра может проводиться индивидуально, по парам или даже в команде;
  2. «Больше - меньше». Деткам показываются изображения с разным количеством животных, им нужно назвать где их больше, а где меньше.

Развивающие игры для детей 6-7 лет

  1. «Разрисуй шар». За отведенное время детям нужно нарисовать маркером на воздушном шаре как можно больше цветов, у кого это получится лучше, тот и победитель;
  2. «Исключаем лишнее». Задача аниматора показать ряд изображений, среди которых одно будет лишнее, например: яблоко, виноград, груша, молоток и т. д. Такое упражнение отлично развивает логическое мышление у дошкольников;
  3. «Составь числа». Можно нарисовать гусеницу или паровозик с нумерацией в хаотичном порядке. Задача ребят – расставить все числа правильно. Таким образом во время отдыха можно подготовиться к школе.

Чтобы детки с охотой и увлечением играли в предложенные игры, необходимо их заинтересовать, а сделать это можно просто восторженным тоном голоса.

Детские развивающие игры – это не только способ занять малыша, чтобы он не скучал, но и прекрасное подспорье для тренировки у дошколят ассоциативной памяти, логического мышления, внимательности и навыков связной речи. Если вы думаете, что такие игры для развития детей дома трудно осуществимы, так как требуют хотя бы минимальных педагогических навыков и наличия определенного инвентаря, вы глубоко ошибаетесь. Развивающие игры в домашних условиях доступны всем – от молодых родителей до более старшего поколения – бабушек и дедушек.

Узнайте, какие бывают развивающие игры, и как ими увлечь малыша.

Игры, для развития памяти, внимания и мышления у детей-дошкольников

Топаем и хлопаем

Вы произносите правильные и неправильные фразы. Если правильные - малыш хлопает, если неправильные - топает. Например: «Кошка летает», «Корова дает молоко», «Трава синяя», «Зимой идет снег», «Собака меньше божьей коровки» и т.д. Эта игра прекрасно подходит для развития у детей внимания.

Я знаю овощи!

Это тоже один из вариантов игры на развитие внимания +у дошкольников. Вместо овощей можно дать задание не пропустить «одежду», «животное», «виды транспорта», «мебель», «цветы», «посуду» - любые слова определенной группы, известные малышу. Вы произносите слова. Когда ребенок слышит «нужное», он подпрыгивает, или поднимает руки, или хлопает - о правилах можно договориться.

Примерные слова для развития памяти и внимания у детей в ходе игры:

Собака, помидор, лев, ложка, стол, капуста, самолет, ромашка, шкаф, морковь, кастрюля, роза, кошка, свекла, волк, чайник, кровать, автобус, диван, ландыш, заяц, картошка, стул и т.д.

Старая-старая сказка

У вашего малыша, наверное, есть любимая сказка, которую он знает практически наизусть, но часто просит снова рассказать или прочитать. Устраивайте иногда «проверку памяти и внимания»: рассказывая старую сказку, меняйте героев, или обстоятельства, или место действия, а малыш вас будет исправлять. Очень хорошо объясняет такую игру известный итальянский писатель Джанни Родари на примере сказки о Красной Шапочке.

Такие необычные игры отлично подходят для развития у малышей внимания, памяти и мышления: дети начинают прислушиваться и, прекрасно помня свой любимый вариант сказки, поправляют «забывчивую» маму или «рассеянного» папу.

Игры для развития связной речи у детей-дошкольников дома

Для развития у детей речи дома можно использовать следующие игры.

Послушай!

  • Предложите малышу: «Внимательно послушай, что происходит за дверью (за окном). Через минутку попробуй рассказать обо всех звуках». (Например: в ванной работает стиральная машина, за окном проехал трамвай, чирикают воробьи, папа включил чайник и т.д.)
  • «Давай поиграем! Я буду произносить звуки, а ты постараешься их точно так же повторить». Можете проговаривать любые слоги, например: «ма-ма-ма», «гу-гу-гу», «ко-ко-ко». Когда малыш повторит, произнесите те же «ма-ма-ма», только другим тоном и с другой скоростью. После того как ребенок поймет правила игры, играйте по очереди. Произносить можно слоги, слова, а в дальнейшем короткие предложения, поговорки, пословицы, чистоговорки. Старайтесь говорить разными «голосами» (высоким, низким, «писклявым» и т.д.) и по-всякому: быстро, медленно, тихо, громко. Это великолепная игра, помогающая малышу научиться слышать и проговаривать звуки правильно.
  • «Закрой глаза и попробуй угадать, какой предмет издает звук». Вы можете использовать как игрушки, так и обычные предметы: позвенеть в колокольчик, попищать игрушечным резиновым утенком, постучать ложкой об ложку, пошуршать газетой, открыть и закрыть дверцу шкафа, накрыть кастрюлю крышкой и т.д.
  • Дайте ребенку задание шепотом , с расстояния двух-трех метров: «Подними куклу», «Принеси паровозик», «Посади на диван мишку» и так далее.

Такая детская развивающая игра для дошкольников хорошо тренирует слуховое внимание, умение слышать не только речь, но и различные звуки.

Звуковая запоминалка

Эта развивающая игра для маленьких детей похожа на предыдущую, но есть некоторые особенности. Скажите: «Малыш, сейчас мы поиграем в интересную игру. Ты закроешь глаза, а я буду ходить по комнате, брать какие-то предметы и «звучать» ими. Когда я скажу: «Глазки открывай, звуки угадай!», ты расскажешь по порядку, что я делала и какие звуки ты запомнил». Если малыш затрудняется рассказать, он может показать по порядку все предметы, с помощью которых мама «звучала».

Для начала звуков не должно быть много, примерно 2 - 4. Например, вы постучите в дверь, нальете в стакан воду из бутылки, перелистаете страницы журнала. Задача малыша - правильно и по порядку назвать все звуки. Обязательно спросите: «Было ли тебе трудно? Как ты догадался, что я налила водичку?» Когда дети освоятся, для этой игры на развитие речи можно увеличить количество звуков и разнообразить их.

Что я загадала?

В развивающих играх для детей младшего дошкольного возраста можно использовать и окружающие предметы, и картинки в любой книге, и карточки - вариантов очень много. Например, попросите малыша внимательно посмотреть вокруг (или на картинку, на карточку) и назвать, что вы загадали, по описанию: «Этот предмет большой, коричневого цвета, деревянный». (Шкаф.) «Она круглая, глубокая, с цветочком на боку…» (Кастрюля.) Рассматриваете картинку: «У нее пушистый хвост, мягкая шубка, острые зубки…» Малыш может перебить и закричать: «Лиса!» А вы добавите: «Любит орешки и семечки, живет в дупле…» Такие игры обучают ребенка обращать внимание на различия в признаках предметов и живых существ. Ведь какие-то признаки могут быть одинаковые (пушистая шубка и у лисы, и у собаки, и у кошки, и у белки…), а есть явные отличия: ни лиса, ни кошка орехов не едят и в дупле не живут. Такие задания можно давать малышу в любом месте - хоть в квартире, хоть на улице, хоть в очереди в поликлинике. Возможен и «обратный» вариант: малыш
загадывает, называет признаки какого-то предмета, а вы отгадываете. В ходе этой игры происходит не только развитие речи дошкольников, но и активизируется мышление.

Кстати, педагоги советую делать самодельные карточки, они очень пригодятся не только для игр дома, но и для развивающих занятий с малышом. На всякий случай поясню: коробка с самодельными карточками послужит вам палочкой-выручалочкой, когда иссякает фантазия развлечь малыша. На кусочки плотной бумаги наклеивайте картинки из старых глянцевых журналов или из рекламных буклетов. Это могут быть изображения людей, животных, предметов, красивых или необычных пейзажей, зданий, игрушек, «неведомых существ» - чего угодно, и чем больше, тем лучше. Складывайте такие карточки в какую-нибудь коробку и время от времени пополняйте их запас, они вам не раз пригодятся.

Один - много

Малыш уже знает, что предмет может быть один или их бывает несколько. В этой игре для развития связной речи учите ребенка правильно называть множественное число предметов. Опять можно использовать мячик. Скажите: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду называть один предмет, а ты назовешь много таких предметов. Например, птица - птицы. Когда поймаешь мячик, сразу скажешь и вернешь мячик мне». Бросаете или катите, мяч крохе, а слова говорите такие, которые малышу знакомы, например: игрушка (игрушки), стул (стулья), диван (диваны), тарелка (тарелки), ложка (ложки), котенок (котята), петух (петухи), цыпленок (цыплята). Обращайте внимание на правильное произношение, ведь малыш может назвать вместо «цыплята» и «котята» - «цыпленки», «котенки», а вместо «стулья» - «стулы». Игра очень хорошо развивает речь.

На что это похоже?

Эта игра на развитие памяти, мышления и речи напоминает предыдущую, но основная ее цель - развивать воображение и речь малыша. Берете любые предметы, например, упавший с дерева каштан, яблоко, сухую веточку, ракушку, даже бублик или баранку - что угодно, и спрашиваете, на что они похожи. Чем разнообразнее ответы, тем интереснее.

Что я прячу в кулачке?

Эта игра для детей помогает развитию памяти и речи у детей, учит задавать вопросы. Спрячьте в сжатой ладони какой-нибудь маленький предмет: пластиковую крышечку от бутылки, значок, желудь, игрушку из киндер-сюрприза. Подойдут и небольшие кусочки сухих продуктов, например, орешек, колечко из сухого завтрака, мелкое печенье. Это ваш секрет, который малыш может разгадать и забрать себе. Скажите: «У меня что-то есть! Если ты спросишь, что это, я тебе могу ответить только «да» или «нет», а ты попробуй догадаться!» На первых порах подскажите малышу примерные вопросы: это тяжелое? Оно похоже на квадрат? Или на кружок? Это мягкое? Оно зеленое? Это вкусное? И так далее. Когда кроха догадается, бурно порадуйтесь, какой у вас умный и догадливый малыш, какие правильные вопросы он задавал, и торжественно вручите «секрет». Когда малыш поймет правила игры, поменяйтесь ролями, пусть ребенок что-то спрячет, а вы угадывайте. Играя дома в такие развивающие игры для детей, родители и сами увлекаются процессом, ведь т взрослые и
малыши обожают секретики и «угадайки»!

Ниже описано, какие ещё есть развивающие игры для маленьких детей.

В какие развивающие игры ребенок может играть дома с родителями?

Подбери пару

Чтобы поиграть в эту развивающую игру с детьми дошкольного возраста, понадобятся карточки с картинками. Можно взять их из детского лото, главное, чтобы картинки изображали какой-то один предмет или явление (корова, туча, дом, дерево и т.д.). Начинайте с небольшого количества картинок, в следующий раз его можно будет увеличить. Перед малышом разложите карточки и скажите: «Давай поиграем. Я буду называть слова, а ты выбирай карточку с таким рисунком». Произносите, к примеру, «корова», а малыш выбирает карточку с изображением коровы.

Другой вариант этой же домашней развивающей игры, когда ребенок ищет подходящую пару не на картинке, а вокруг себя. Вы называете слово, например, «стол», а малыш показывает стол, стоящий в комнате. Можете спросить, где еще в доме есть стол (кухонный, обеденный, письменный, журнальный).

И самый сложный вариант этой развивающее игры для дошкольников, когда вы показываете картинку: «Малыш, найди похожий предмет в нашей комнате. Что это?» Задача очень трудная, ведь на картинке изображение того же стола может сильно отличаться от вашего. И картинки для игры надо подобрать заранее, чтобы вдруг не попалась «корова» или «туча».

Подбери карточки

Для этой одно из лучших развивающих игр для детей вам понадобится по 3 - 5 картинок разных групп предметов или живых существ. Например, овощи (помидор, огурец, лук, капуста, морковь), одежда (платье, брюки, куртка, варежки, шапка), игрушки, дикие и домашние животные, посуда, мебель и т.д. - вы сами можете подобрать нужные, исходя из возраста малыша и его словарного запаса.

Ребенку предложите из всех карточек, разложенных в беспорядке, подобрать подходящие друг к другу. Для начала возьмите две группы картинок, например, посуду и животные, по три карточки в каждой группе. Со временем можно будет увеличивать и количество карточек, и количество групп, а для первой игры хватит этих. Обязательно расспрашивайте малыша: «Как назвать одним словом тарелку, сковороду и кастрюлю? Кого мы называем животными?» и т.д.

Примерные карточки для игры с детьми на развитие памяти и мышления:

  • Кровать, стул, шкаф (мебель)
  • Куртка, футболка, юбка (одежда)
  • Роза, василек, ромашка (цветы)
  • Дуб, береза, ель (деревья)
  • Голубь, сорока, утка (птицы)
  • Клубника, смородина, малина (ягоды)
  • Огурец, капуста, морковь (овощи)
  • Яблоко, слива, груша (фрукты)
  • Мальчик, женщина, дедушка (люди)

Соломинка

Для этой игры понадобится соломинка (трубочка для сока). Предложите малышу «дуть, как ветер». Можно устроить «бурю на море» - через соломинку дуть на воду (например, подгонять бумажную лодочку); сдувать мелкие обрывки бумаги со стола (а потом поиграть веником и совочком); делать «снегопад» (сдувать кусочки ваты или обрывки салфетки); играть в «одуванчик»; дуть на бумажные модели птиц или бабочек, подвешенных на нитке. Чтобы не закружилась голова, пусть малыш дует не более 10 секунд, а потом делайте паузы. Малышу необходимо развивать легкие, и такие игры очень полезны.

Здесь вы можете посмотреть фото лучших развивающих игр для детей:







Какие ещё есть самые лучшие развивающие игры для маленьких детей?

Убери лишнее и собери команду

В эту домашнюю развивающую игры с детьми можно играть и с предметами, и с игрушками. Чтобы познакомить малыша с игрой, возьмите две-три коробочки или непрозрачных пакета. В каждую коробочку положите комплект из трех предметов, например, в первую - кубик, мячик и детскую варежку, во вторую - пластиковую тарелку, одноразовый стаканчик и плюшевого мышонка, а в третью - чайную ложечку, детский носочек и свой шарф. Скажите, что предметы в коробочках «перепутались», надо помочь им - убрать из каждой коробки что-то лишнее. Обязательно обратите внимание малыша на то, что если убрать «лишний» предмет, оставшиеся можно будет назвать одним словом. В первой коробке останутся кубик и мячик (игрушки), во второй - тарелка и стаканчик (посуда), а в третьей - носочек и шарф (одежда). А как же быть с «лишними» предметами? Ой, оказывается, их можно добавить в коробочки! Куда надо положить варежку? А ложку и мышонка?

Самые лучшие развивающие игры для детей прекрасно тренируют сразу несколько навыков: и речь, и внимание, и умение распределять и обобщать предметы по признакам. Есть и другие варианты этой игры: вы кладете в коробки предметы определенного цвета, или формы, или тяжести, или величины. И, кстати, в этой игре вы с успехом можете использовать те три коробки, которые делали для игры «Что внутри коробки?». Помните, красная, желтая и зеленая с разными геометрическими фигурами?

Найди похожий предмет

Предложите малышу найти в комнате (или во дворе, в магазине) предметы, похожие на какую-нибудь геометрическую фигуру.

Примеры:

  • круг - тарелка, крышка от кастрюли, колесо, пуговица, мяч и т.д.;
  • треугольник - елка, пирамидка, крыша дома, лопатка для торта, морковь и т.д.;
  • прямоугольник - плоская коробка, кирпич, книга, портфель, ноутбук и т.д.;
  • овал - яйцо, огурец, кабачок, баклажан и т.д.

Особенно актуальны такие игры, когда вы с малышом закупаете товары в большом магазине и ребенок изнывает от скуки. Дайте задание назвать «все круглое» (или «все зеленое», или «все громадное») - и малыш будет занят, и вы быстрее справитесь с покупками, не отвлекаясь на капризы чада.

Какие развивающие игры нужны ребенку?

Что с ним можно делать? Что из этого можно сделать?

Такая игра поможет скоротать время в очереди, в длительной поездке, по дороге пешком в поликлинику, магазин, на почту. Оглядываетесь вокруг и спрашиваете малыша: «Что можно делать с песком? А с водичкой? А что можно сделать из теста? Из бумаги? Из железа? Из дерева?» Если малыш затрудняется с ответами, подсказывайте, объясняйте.

Кто что умеет?

Похожая игра, когда малыш отвечает на ваши вопросы: собачка умеет… (лаять, бегать, лежать, кусать…); воробей умеет… (клевать крошки, летать, прыгать по дорожке); петушок умеет… (кукарекать, искать зернышки, хлопать крыльями…); комарик умеет… (летать, кусать, пищать…) и т.д.

Кто где живет?

Для этой развивающей игры для детей в домашних условиях понадобится три «места» и несколько игрушек (или карточек, картинок), изображающих животных. «Местами» могут быть листы цветной бумаги или разноцветные бумажные салфетки, куски ткани. Или даже можете просто сказать, что ковер будет «морем», диван - «небом», а кресло - «землей». Теперь надо расселить наших друзей-зверят по местам их обитания. Где живет зайчик? На земле, значит, надо посадить его на кресло. А кит? В море, его отправим на ковер. Будьте внимательны: есть животные, которые могут жить и на суше, и в воде (лягушка, крокодил, бегемот и др.), а есть те, кто и летает, и плавает, и по земле ходит (утка, гусь, чайка и т.д.). Так что в игре сможете расширить представления малыша об окружающем мире.

Закончи фразу!

Эта одна из тех развивающих игр, какие нужны ребенку для тренировки понятийного мышления. Вы начинаете, а малыш должен закончить предложение. Можно играть в дороге или в очереди, а можно использовать мячик или мягкую игрушку, если играете в комнате. Говорите фразу и бросаете мяч, малыш ловит и отвечает, бросая мяч обратно вам. Варианты придумываете, их очень много. Например:

Варенье сладкое, а лимон… Днем светло, а ночью… Утром завтракаем, а вечером… Ты слушаешь ушами, а видишь… Маленькая корова - теленок, а маленькая собачка… Земляника - ягода, а помидор… У тебя две ноги, а у собачки… Шапку носим зимой, а панамку… Самолет летит, а лодочка… Доктор лечит, а строитель… и т.д.

Какие ещё бывают развивающие игры (с фото и видео)

Закончи слово

В такие игры удобно играть, когда предстоит длительная поездка или прогулка до магазина. Называете любой слог, малыш сам подбирает окончание слова. Например: «ко…» - котик, кошка, комната; «ли…» - листик, лифт; «во…» - волосы, волк, воздух и т.д. Таких игр можно придумать очень много самому, когда вы начинаете (слово, предложение, рассказ), а ребенок заканчивает. Обратите внимание на то, что слог должен быть ударным. Ведь малыш не знает правил написания, и, если вы скажете «ка…», он может в ответ произнести «каша», а может сказать «катенок». Самое интересное, что ребенок будет прав, ведь звучит слово именно так!

Что внутри?

В игре обучаем ребенка понятийному мышлению, спрашиваем, что «внутри». Например: что внутри шкафа? Что внутри песочницы? Что внутри холодильника? Что внутри машины? Что внутри аптеки? Что находится в кухне? А в спальне? И т.д.

Мы послушаем хлопки

Перед игрой договоритесь с ребенком о правилах. Например, если вы хлопнете в ладоши один раз, малыш должен четко, как солдатик, шагать по комнате. Если услышит два хлопка - остановиться и попрыгать. Хлопаете не по порядку, задача малыша - внимательно слушать, считать хлопки и выполнять «правила». Когда малыш станет старше, количество заданий (и количество хлопков) постепенно увеличивайте. Задания используйте разные, можно ведь и встать на одну ножку, и раскинуть руки в стороны, и наклониться вперед. А заодно проведете физкультминутку. Впрочем, о физкультминутках - особый разговор.

Что есть у предмета?

Играть можно не только в комнате, но и в любом месте, например, по дороге в магазин или в поездке - в машине, в общественном транспорте. Называете малышу любой предмет и спрашиваете, что есть у этой вещи. Например, что есть у дерева? (Ствол, ветки, листья, плоды…) А у самолета? (Крылья, салон, хвост, кабина…) А у машины? (Руль, колеса, дверцы, сиденья…) А у кошки? (Мордочка, усы, лапы, хвост…) На самом деле, эта игра бесконечная, предметов, животных, транспорта и любых других вещей вокруг достаточно. Можно играть по очереди, пусть малыш и вас озадачивает - это прекрасный способ обогатить словарный запас ребенка.

На видео «Развивающие игры для детей» показаны и другие варианты полезных и увлекательных занятий с малышами:

Статья прочитана 2 758 раз(a).

Какие бывают игры для детей? Этим вопросом не перестают задаваться заботливые мамы и папы. С одной стороны – в детских магазинах просто огромный ассортимент игрушек, с другой – не каждый позволит себе постоянно баловать ребенка дорогими покупками. Все-таки цены на качественные товары не такие уж низкие. А с учетом того, что малютка умудряется очень быстро разобрать их на составляющие части 🙂 , получается и вовсе накладно.

Посмотрим на проблему под другим углом. Разве для нормального развития малыша необходимо купить пол магазина? Есть игры для детей, которые совсем не обременительны для и могут доставить массу удовольствия непоседе. Рассмотрим некоторые из них.

Какие бывают игры для детей

Многие из тех, кто читает эти строки, наверняка помнят времена, когда полки магазинов были пусты. Но разве это мешало весело проводить время?

Воздушные шарики

Цена на них просто смешная, а вариантов игр более чем достаточно. Надуйте несколько разноцветных шаров, только не сильно, чтобы не лопнули, и принимайтесь за дело. Можно подбрасывать их, играть в футбол, волейбол…. В любом случае будет весело.

Перышко

Бывают игры для детей не только веселые, но и полезные. Вот одна из них. Возьмите 2 перышка из подушки, одно для себя, другое – для крохи, и дуйте каждый на свое. Победит тот, кто сможет дольше удержать его в воздухе. Кстати, это прекрасное упражнение, которое способствует .

Мыльные пузыри

А вы еще спрашиваете, какие есть игры для детей. Мыльные пузыри, наверное, никогда не утратят популярности. Стоимость копеечная, а удовольствия много. Особенно, если ловить их руками 🙂

Пазлы

Собрать сложную картинку из пары сотен фрагментов даже взрослому интересно, что уж говорить о ребенке. Но сейчас кроха слишком мал и ему нужно что-нибудь попроще. Например, пазл из 4-5 частей. Покупать его необязательно. Возьмите старый журнал, найдите интересную картинку, наклейте ее на плотный картон и разрежьте на части. Вот и весь пазл.

Палатка

Конечно, красивую палатку можно просто купить в магазине, но вспомните свое детство. Разве вы не обходились без них? Пару стульев со спинками, одеяло и подушка внутрь – вот и весь «домик», в котором кроха с удовольствием поиграет с куклами.

Тоннель

Наверняка у вас дома можно найти пустые коробки из-под бытовой техники. Может хватит им пылиться, если гарантия подошла к концу? Вместо того чтобы думать какие бывают игры для детей, используйте их для создания тоннеля. Расставьте их, для прочности обмотайте скотчем, прорежьте окна и раскрасьте. Мало того, что получится интересная игра, так еще и сам процесс изготовления принесет массу удовольствия.