Киргизские пленницы: дикий обряд похищения невесты. Некавказская пленница

July 15th, 2015

Закончила производство документального фильма об обычае похищения невест на Северном Кавказе! Каждый раз смотрю и удивляюсь, насколько интересные съемки нам удалось сделать.
Фото рабочих моментов съемок:

Жанр-документальный фильм с элементами докудрамы (реконструкции событий с участием актеров).
Хронометраж 71 мин. 5 сек.

Автор сценария и режиссер Елена Самойлова
Продюсеры Елена Самойлова, Алексей Самойлов
Производство Pro Vision Group www.profi-vision.ru

Съемки фильма проходили в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Ставропольском крае, Мордовии.

Многие считают обычай похищения невесты народным фольклором. На память сразу приходит комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Тем не менее, такое явление, как похищение невест, среди некоторых народов России не просто имеет место, но и процветает. Современные женихи используют веками проверенные средства: друга и коня - теперь железного. По сравнению с древними временами поменялось только одно: кражу невесты обязательно снимают на мобильный телефон и такое home video расходится по сети как настоящий блокбастер.

Раньше за похищение невест наказывали. В советском Уголовном кодексе была даже глава «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев», но потом эту статью отменили. Однако похищение невест остается одной из актуальных проблем современного Северного Кавказа. Ежегодно в прокуратуры республик Южного федерального округа поступают сотни заявлений от родителей похищенных девушек. Считается, что большинство "умыканий" происходит с согласия невест, которые не видят ничего дурного в древнем обычае. Среди историй похищений невест есть забавные, заставляющие порой громко смеяться, есть со счастливым финалом, но есть и трагические, обернувшиеся болью для многих людей. По статистике, как минимум треть «кавказских пленниц» - это девушки, которых украли против их воли. Руководство, правоохранительные органы и духовенство северокавказских республик категорически против похищений невест и всеми силами пытаются искоренить древнюю традицию.

Данный документальный проект ставит своей целью попытку привлечь внимание широкой общественности к этой серьезнейшей социальной проблеме юга России. Посмотрев этот фильм, зритель должен сделать вывод - похищение «невесты» против ее воли и принуждение к вступлению в брак является актом насилия, ущемления прав и свобод личности, коверкающим судьбы многих людей. Возможно, кого-то этот фильм остановит от опрометчивого эгоистичного поступка по отношению к любимому человеку и подвигнет пересмотреть свои взгляды на небезобидный древний обычай.

Трейлер документального фильма о похищении невест на Северном Кавказе

О РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ:

Наш первый герой - молодой дагестанский артист, участник команды КВН «Горцы от ума» Эльдар Иразиев, несколько лет назад похитил любимую девушку. История Эльдара олицетворяла актуальность похищения невест для современного поколения кавказцев.

Очень часто похищают тут девушек, - откровенничал с нами Иразиев, лихо разруливая по улицам Махачкалы на красном джипе «Infiniti», - Все, как и сто лет назад, ничего не изменилось! И в соседних республиках тоже похищают. Очень много разборок у нас из-за этого, кровная месть, часто бывают летальные исходы, когда молодые не то что не поженились, но еще и не выжили!

Иразиеву повезло. Похитив 17-летнюю девушку, он выжил и даже не попал в тюрьму. Его возлюбленная уговорила родителей забрать заявление из милиции. Однако оскорбленные родственники запретили девушке выходить замуж за артиста. По словам Эльдара, виной всему был национальный вопрос. Оказывается, в Дагестане, где живут более тридцати народностей, старшее поколение часто не приветствует межэтнические браки. Любимая девушка кумыка Иразиева была аваркой, поэтому ее родители были категорически против их союза. Эльдар утверждал, что только по этой причине он и решился на похищение. В конце концов, устав от выяснения отношений с родственниками аварки, Эльдар женился на симпатичной лачке. На этот раз все было с соблюдением всех патриархальных правил: было и сватовство, и общение с невестой в кругу родственников, и калым.

Сказать, что героев проекта - похитителей и похищенных невест было трудно уговорить сниматься, это не сказать ничего. Во-первых, многие джигиты побаивались внимания к своим былым «подвигам» со стороны правоохранительных органов. Во-вторых, в силу специфики кавказского менталитета откровения на тему взаимоотношений полов не приняты в принципе, вопросы, так или иначе затрагивающих женскую честь и репутацию - под особым табу, а в историях похищений деликатных моментов хватает. В-третьих, когда речь заходила о разборках из-за украденных невест, где на кону стояла честь влиятельных кланов, мы вообще рисковали головой. Герои отнекивались от съемок до конца или соглашались говорить на камеру на каких-то особых условиях. Чтобы убедить их принять участие в проекте нам потребовались недели и чудеса дипломатии.

Мы с огромным трудом уговорили сниматься известного аварского поэта члена Союза писателей России Махмуда-Апанди Магомедова, который в молодости похитил свою будущую супругу Залиху, поскольку за день до нашего приезда на семейном совете пожилая чета вдруг решила, что это может как-то их опорочить.

Махмуд и Залиха познакомились еще в школе и полюбили друг друга.

Но когда молодой человек ушел в армию, родители девушки сосватали ее за другого и горячий горец украл возлюбленную буквально из-под носа соперника накануне свадьбы.

Танцую, танцую, он мне прохода не давал! - вспоминала Залиха, - Моментально он взял
меня на руки и бегом! И бросил меня в машину! И я даже не знаю, совсем посторонний человек там рядом, черный такой. И я так боялась! Ору, кричу! У меня одна туфля там осталась. И ноги у меня вот так вверх подняты и бьют по стеклу, а водитель меня держит!

Эту историю мы поехали снимать в высокогорное аварское селение Харахи, где сорок лет назад разыгрались события. Я не раз бывала в горах в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, но так высоко никогда прежде не забиралась. Мы ехали в горы почти пять часов, временами по бездорожью и серпантину. Взгляду открывались бездонные пропасти ущелий, в которых ютились крошечные селения. Всю нашу съемочную группу здорово укачало, у всех кружилась голова. Бодрость сохраняли лишь молодые актеры местного театра, которых мы ангажировали для участия в съемке эпизодов реконструкций событий. Они рассказали, что частенько бывают в этих краях на гастролях, а некоторые и вовсе оказались уроженцами горных сел.

Когда мы, наконец, добрались до Харахи, я поняла, что не жалею о потраченном времени на дорогу. Каменистые улочки, дома, утопающие в садах, бескрайние луга, заросшие полевыми цветами, представляли собой великолепную натуру для съемок.

Проблема возникла тогда, когда мы меньше всего этого ожидали.Мы собирались снять сцену лезгинки в сельском клубе, во время которой наш герой когда-то похитил свою невесту, как вдруг нам сообщили, что в село приехал молодой парень, недавно похоронивший своего отца. Отец был односельчанином нашего героя, харахинцем. То есть, снимать в Харахи лезгинку и похищение из уважения к трауру молодого человека было нельзя. Мы впали в ступор. Было уже далеко за полночь, все устали и в буквальном смысле валились с ног. При этом я понимала, что если мы не снимем здесь эту сцену, то другой такой возможности нам не представится. На следующий день мы собирались уезжать обратно в Махачкалу. Нам предложили поставить сцену в соседнем селе за горным перевалом.
Делать было нечего. Посреди ночи мы поехали в другую деревню под названием Тлайлух. По всей видимости, все тлялюховцы спали крепким сном. Клуб был закрыт и некоторое время мы с актерами бродили в ночи, тщетно пытаясь дозвониться до кого-нибудь из администрации. Но тут подошли местные жители и отвели нашего продюсера к местному авторитету - известному дагестанскому поэту. Поэт вышел на встречу в медвежьей шкуре на плечах, налил две рюмки водки, выпил с продюсером за знакомство и постановил: «Клуб открыть!», что незамедлительно было сделано. Вскоре в клуб стали подтягиваться полусонные местные жители. Потихоньку все распелись, растанцевались и сцену похищения невесты мы сняли уже всем селом с впавшими в азарт тлайлуховцами.

Под утро мы добрались до Харахи и свалились там мертвым сном.

Традиции военно-вайнахских дорог
В Чечне и Ингушетии чуть ли не каждый встречный рассказывал нам истории, связанные с похищением невест: кто-то сам своровал девушку, кто-то помогал воровать «по дружбе», у кого-то украли родственницу.
Самого экзотического похитителя невест мы сняли в Грозном. Пожилой чеченец Хаджи-Акмет Исраилов - многоженец. У него три жены, двадцать пять детей, более двадцати внуков. Когда я впервые увидела его «гарем», то честно говоря, испытала шок. Меня поразил отнюдь не сам факт полигамного союза в Чечне, тем более что глава этой республики не раз высказывался в пользу узаконивания многоженства, сколько то, каким образом сложилась эта семья. Оказалось, что всех троих жен Исраилов украл.

В 72-м году в сентябре первую жену Малику украл, - рассказывал Акмет, - После у нас были дети. Четверо. Одна дочка умерла, осталось трое. Я думал надо жениться, чтобы была большая семья. В 79-м году через семь лет украл Зухру в Грузии, выехав на заработки выращивать лук. В 86-м году, недалеко от Грозного есть поселок Гикало, оттуда тоже старшую дочь у родителей украл я. Тоже год-полтора домой не пускал, пока у нее один-двое детей не появилось.

Самой общительной из трех похищенных Хаджи-Акметом женщин оказалась аварка Зухра. Она подробно рассказала нам, как ее воровали.

Он спящую меня из дома вытащил прямо в ночной рубашке. Я проснулась, кричу: «Это что такое?» - вспоминала Зухра, которой на момент похищения было 17 лет, - Я вырвалась из машины, побежала прочь, но наступила босой ногой на обломок бутылки и согнулась от боли: «Ой, Аллах!» «Вот тебе Аллах!», - закричал Акмет. Он за мной гонялся, схватил меня опять, затолкнул в машину, увез и спрятал в горах. А когда родственники послали за мной милицию, он мне угрожал: «Скажи, что ты по согласию со мной ушла. Если не скажешь, я тебя зарежу!» Ну, я испугалась, пришлось сказать, что по согласию иду.

Да, я сказал ей, если ты к ним выйдешь, я тебя живой не отпущу, - с ухмылкой вспоминал похититель, - Был такой разговор!

Свою первую жену Малику Хаджи-Акмет заставил притворяться его сестрой. Малика покорно играла эту роль, опасаясь развода, в случае которого она могла потерять детей (по шариату они принадлежат главе семьи - мужчине). Когда Зухра узнала, что она жертва многоженца, то долго горевала, но назад дороги не было. Жизнь с Акметом оказалась тяжелой. Годы прошли в нищете и заботах о семерых детях, рожденных от него. Всего детей было девять, но двое умерло в младенчестве.

Обычай похищения невест - это плохо! - убежденно говорила Зухра, - Если человеку нравится женщина, он должен у родителей спросить согласия, посвататься, и у русских, у всех так положено, правда ведь? Некрасиво - взять и похитить как тряпку!

Если бы не было перестройки, зоны боевых действий я и на четвертой тоже бы женился, - доверительно сообщил мне Исраилов, - Я желательно хотел бы русскую взять, чтобы была у нас как бы дружба народов. Мне нравятся грамотные. Многодетной семье грамотная тоже не помешает.

Малика, Зухра и Луиза признались мне, что едва сводят концы с концами. Глава семьи уже много лет безработный, а число детей и внуков постоянно растет. Жены Исраилова перебиваются мелкими заработками на местном рынке, им нужно кормить многочисленное потомство, а еще - купить на всех школьную форму (по их словам, ее в обязательном порядке необходимо приобретать в республике за 2,5 тыс. рублей за комплект). Это была тихая трагедия трех женщин, попавших в безвыходное положение и смирившихся со своей участью. Они рассказывали мне, как вместе ведут хозяйство, принимают друг у друга роды, воспитывают общих детей и внуков. Большинство из них, как старший сын первой жены Малики Инди берут пример с главы семьи.

Он тоже четыре раза женился, - рассказала Зухра об Инди, - У него похищение в крови! Троих он похитил, эта четвертая у него жена. Не отстал он от отца.

Это все по-молодости, - оправдывался Инди, - Если кто-то бы со мной советовался, я никому не дал бы похитить. Это самый большой грех по Корану. Этого делать нельзя! И по закону нельзя! Просто по нашему кавказскому обычаю можно.

Интересно, что в адатах - своде правил поведения вайнахов: чеченцев и ингушей и, в целом, в мусульманском праве традиции похищения невест нет. Историк Муса Аушев, с которым мы познакомились в Ингушетии, объяснил нам, что этот обычай зародился в глубокой древности. Оказывается, девушек воровали бедняки, у которых не было денег, чтобы заплатить калым - традиционный у мусульман выкуп за невесту. Похищение девушки избавляло жениха от многих проблем. Спустя столетия почти ничего не изменилось.

Я вам расскажу случай, когда в Насыр-Корте у Оздоевых украли единственную дочь, - рассказывал Аушев, - Она кричала, она не была согласна. И ей зажали рот, чтобы она не кричала. Она задохнулась! Они ее выбросили на кладбище и уехали. Отец получил инсульт. И так он через три года с этой болезнью скончался. Теперь в Али-Юрте был случай, когда похитили девушку. Они на больших скоростях опрокинулись. Девушка погибла. Таких случаев уйма! Получается, что сегодня он похищает одну, забирают у него, завтра он похищает другую, послезавтра - третью. И даже доходило до того, что сейчас на машинах приезжают, студенты выходят на перемену, и они смотрят: «Вон та красивая, нет, вон та красивей, давай вот эту украдем!»

По словам Аушева, никто из похитителей за свои злодеяния наказан не был. В том, что такое, в принципе, возможно, мы убедились, когда начали снимать в селе Сурхахи историю похищения невесты, вокруг которой разыгралась настоящая трагедия. Все случилась в 2004-м году. Тогда в селе Верхние Ачалуки пропала двадцатилетняя Фатима Чапанова. Ее нашли в Сурхахи. Выяснилось, что девушку похитили. Потенциальный жених оказался выходцем из уважаемой семьи Аушевых, поэтому родители Фатимы вскоре смирились с ситуацией и согласились на свадьбу. Но накануне бракосочетания родственники невесты передумали. Как рассказала нам мать жениха-похитителя Мария Аушева, на рассвете вооруженные автоматами, они ворвались в их дом, чтобы забрать девушку. В результате завязавшейся перестрелки погибли двое братьев со стороны жениха и брат невесты Джабраил Галаев, приехавший вызволять похищенную девушку из Москвы.

Самым удивительным было то, что в итоге в тюрьму никто так и не сел. Похоронившая сыновей Мария Аушева показывала нам дырки от пуль по всему дому и жаловалась, что долго обивала пороги различных инстанций, писала даже Путину, но возбуждения уголовного дела так и не добилась.

Мы куда только не обращались, но ответа не было! - жаловалась Мария Султановна, - В прокуратуре мне сказали: «Пиши, что хочешь, мы не будем принимать от тебя заявление!»

Многие местные жители признавались мне, что российские законы здесь почти не работают, милиции они не доверяют, в правосудие не верят, а власть считают коррумпированной и продажной. К средствам массовой информации и, в частности, к телевидению, люди тоже относятся скептически, потому что, по их мнению, оно не только не отражает реального положения дел, но и давно утратило способность на что-либо влиять в принципе.

Цыганочка с выходом
Последнюю историю о том, как одна заботливая мать украла четырнадцатилетнюю невесту для своего шестнадцатилетнего сына, мы поехали снимать в Ставропольский край, где произошло преступление. Драма разыгралась между двумя цыганскими семьями. Семья похищенной девушки проживала в станице Урухской, куда мы отправились вместе с прокурором-криминалистом следственного управления Георгиевской межрайонной прокуратуры Андреем Нестеровым.

Похищения девушек тут частенько случаются, - подтвердил Нестеров, - Но к нам, как правило, обращаются не кавказцы, которые как-то сами между собой эти вопросы решают, а цыгане. Их тут довольно много. Вообще, это очень непростой контингент. Можно сказать, живут по своим неписаным законам. Вести следствие или какие-то судебные процедуры с ними очень тяжело. Собираются всем табором, орут, камнями бросаются, в общем, оказывают сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.

Мы разыскали дом похищенной невесты Тамары Гавриленко. Оказалось, что недавно она вышла замуж и теперь живет в Подмосковье. Отец девушки - Николай, вышел к нам в изрядном подпитии, едва держась на ногах. Рассказывать о похищении дочери он не хотел, но потом согласился сделать это за тысячу рублей, потому что в доме кончалось спиртное, а ему хотелось еще.

Приехали ночью, перепрыгнули, - вспоминал Гавриленко, - выбили двери, залетели, схватили девчонку, жена проснулась, услышала: «Коль, - говорит, - Тамарку украли!» Ну, я к ним, они меня битами вырубили. Сначала ударили в грудь, а потом по морде! Они ее на маршрутку и увезли. Мы ни номера, ничего не запомнили. Потом кое-как вышли на след. Эти похитители - кочевые цыгане, жили во Владикавказе на вокзале. Из картона домишки какие-то себе сбили. Я увидел это, чуть с ума не сошел. У нас там война, караул, была! Они же ее нам не отдавали. Машину побили, нас побили. Только тогда мы к ментам обратились.


По словам Николая Гавриленко, похищение Тамары организовала его дальняя родственница Наталья. Это обстоятельство, похоже, возмущало его куда больше чем само преступление.

За такие поступки нужно было бы убить ее! Она мне теткой доводится! - возмущался Гавриленко, - Она взяла мою дочку украла для своего сына. За это вообще надо убивать, а не сажать. Похищать знать надо у кого же! Что же я у своих буду воровать? У нас если чужие, то женимся, сватаем или воруем по согласию. А это нахально приехали, побили, налетели ночью. Да еще свои! Вот что обидно! Были бы чужие, я бы не обиделся. А это свои - родная наша кровь!

Попивая брагу из мутной трехлитровой банки, Николай рассказал, что похищения невест у цыган делятся на «нахальные» и «ненахальные». В первом случае девушку воруют против ее воли, а во втором - с ее согласия, но зачастую без благословения родителей.
Цыган забежал в дом и вывел на улицу молодую женщину.

Вот, это моя сноха Нина Николаевна! Мы ее тоже украли.
- Да, по согласию, - смутилась она.

За организацию похищения Тамары Гавриленко тетка Николая получила шесть лет лишения свободы. Она отбывала наказание в Мордовии. Общаться с журналистами женщина отказывалась наотрез. Нам было необходимо ее официальное согласие на интервью, которое должно было проциркулировать по нескольким инстанциям от Мордовии до Москвы и обратно. Чтобы убедить похитительницу сниматься мне пришлось поднять все журналистские связи во ФСИН. Наконец, получив официальную бумагу с разрешением на съемки, мы совершили марш-бросок в Мордовскую туберкулезную зону. Оказалось, что наша героиня подцепила опасный вирус и тяжело болела. Вообще, посещение зоны, где у многих заключенных открытая форма туберкулеза лично для меня было куда более серьезным испытанием, нежели трехнедельные съемки в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии и Ставропольском крае. Охранники посоветовали нам держаться от заключенных на дистанции и, по возможности, ни к чему не прикасаться. Интервью героини мы снимали, нервно озираясь по сторонам.

Мы решили ее похитить замуж. У нас такой обычай, - объясняла нам цыганка Наталья, - Меня саму украли, когда мне было 13 лет. Дочь мою тоже украли, когда ей было 13. У цыган так принято, когда к родителям приезжают сватать, они детей в 13-14 лет уже отдают.

Давний обычай – похищение кавказкой невесты – весьма популярен и сегодня, хотя современным цивилизованным европейцам сложно понять и принять сей странный ритуал. Даже власти, старейшины и духовные лидеры Кавказа все чаще выступают за отказ от этого старинного ритуала горцев. Но, несмотря на очевидные протесты, кража любимой девушки набирает популярность среди кавказкой молодежи. Как это – связать жизнь с человеком, которого чаще всего даже не видела? Чем может закончиться такая история «любви»? Попробуем разобраться в деталях кавказкой традиции.

В каких случаях происходит кража невесты

История возникновения данного ритуала стара как мир. Из летописей, а также исторических трактатов можно узнать, что древние римляне, славянские народы и мужчины востока с давних времен именно так завоевывали себе суженую. В подтверждение летописей и трактатов Библейская Книга Судей повествует о продлении рода Вениаминова с помощью похищения девушек израилевых. Все это, конечно, дела давно минувших дней, но без истоков, не было бы и современности.

Общество в своем развитии не стоит на месте, с прогрессом культурной и социальной жизни женщины обрели равные права с мужчинами. Но обычаи и традиции не сильно изменились. О том, плохие они или хорошие, можно судить очень долго и безрезультатно. Что лучше: необдуманно выйти замуж за незнакомого человека или всю жизнь ждать своего единственного? А вдруг он так и не придет?

Большинство людей считают обряд похищения невесты преступным и варварским, но, вопреки всему, кавказские мужчины и женщины поддерживают данную традицию и сегодня. В каких случаях происходит кража кавказкой невесты?

1. Решение финансовых проблем: похищение девушки дает возможность не выплачивать калым ее родителям.

2. Социальный статус жениха ниже, чем у возлюбленной. Когда жених понимает, что родители невесты не дадут согласия на свадьбу, то организует ее похищение.

3. Самый распространенный вариант: просто понравилась девушка. Кавказская невеста, скорее всего, не подозревает о намерениях будущего мужа. Иногда, такой способ добиться расположения девушки заканчивается плачевно, но чаще всего в кавказских семьях царит атмосфера любви. Женщины в большинстве своем любят отважных мужчин.

4. Лучший вариант похищения - по взаимной любви. Когда молодые очень нравятся друг другу, но, из-за каких-то обстоятельств, не могут создать семью, они могут договориться о такой краже.

Причины, по которым молодые на Кавказе не могут пожениться, бывают разные:

Парень и девушка любят друг друга, но их семьи категорически против свадьбы. В этом случае кража кавказкой невесты - дань древней традиции.

Ситуация, когда семья девушки хочет выдать ее замуж за нелюбимого человека, также является серьезным аргументом для похищения. Настоящий джигит не позволит любимой страдать рядом с чуждым ей человеком и украдет девушку, а родителям придется согласиться с выбором дочери.

Вообще, свадебные обычаи народов Кавказа неверно рассматривать отдельно от принятых исторически традиций. Многие кавказские девушки считают, что лишь похищением истинные джигиты показывают силу чувств и серьезность своих намерений. Молодые кавказцы, в свою очередь, рано или поздно приходят к пониманию, что лучше жениться на девушке по взаимной любви, чем связать свою жизнь с человеком, который тайно ненавидит своего мужа.

Процесс похищения невесты

Как обычно происходит похищение невесты? Помогают жениху украсть возлюбленную родственники, друзья или родители. Древние легенды гласят, что настоящий джигит похищает будущую жену верхом на коне, перебрасывает ее через седло и скачет в неизвестном направлении. Сегодня роль коня отлично исполняет автомобиль. Подгадав время, когда избранница остается одна, к ней подъезжает машина, открывается дверь, один или даже несколько парней похищают девушку и быстро уезжают.

Затем украденную кавказскую невесту прячут в доме родителей жениха, она должна провести там ночь. Это делается для того, чтобы у девушки и ее родителей не было возможности отказаться от свадьбы. У восточных народов незамужняя женщина не должна проводить ночь вне дома, если же такое случилось - девушка считается опозоренной. В дальнейшем ее личная жизнь будет очень сложной - никто не захочет взять ее в жены. Поэтому похищенным девушкам приходится давать согласие на брак, чтобы не позорить свою родню. У пленницы есть лишь один способ спасти свою честь и уклониться от нежеланного брака, для этого ей нужно сбежать до рассвета из-под стражи.

После ночи, проведенной в доме похитителя, кавказская девушка делает свой выбор: соглашается на свадьбу или отказывается от принудительного брака. Как мы уже сказали, отказ может иметь серьезные последствия, такие как разжигание вражды между семьей парня и семьей похищенной девушки. Наличие интимной связи в эту ночь не является решающим аргументом. Если же девушка дает согласие на свадьбу, то вместе с женихом идет на поклон к родителям. Те зачастую отказывают в благословении. Но после рождения первого ребенка родители чаще всего меняют свое решение и признают молодую семью.

Официальная позиция старейшин Кавказа и религиозных лидеров гласит о том, что похищение девушки - это плохой способ создания семьи. Негативное моральное состояние невесты может привести к ужасным последствиям, иногда и к самоубийству. Закон здесь стоит на защите прав и интересов женщины. Родители похищенной могут подать заявление в милицию, и тогда на всех лиц, которые были причастны к нарушению, заведут уголовное дело. Но, если через какое-то время семья девушки заберет заявление о похищении, уладив вопрос самостоятельно, а девушка согласится на свадьбу, - дело закроют.

Возможные финалы таких историй

Многие горячие джигиты, идя на похищение возлюбленной, не задумываются о последствиях. Замечательно, когда в итоге такого поступка рождается новая счастливая семья. Но так бывает далеко не всегда. Намного печальнее, если девушка против своей воли выходит замуж. Дальнейшее развитие событий весьма предсказуемо: либо со временем «стерпится - слюбится» или же девушка будет ненавидеть своего мужа всю жизнь. Иногда случается так, что любвеобильный джигит вскоре охладевает к жене.

Happy End

Испытывая тепло и нежность к молодому мужчине, кавказская девушка по разным причинам может быть лишена возможности создать с ним семью: запрет родителей, незамужняя старшая сестра, разные социальные статусы с женихом. В этом случае, обряд похищения невесты, чаще всего заканчивается счастливо: молодые женятся как бы против родительской воли, но после рождения первенца, попросив благословения, получают прощение. Случай с похищением остается в прошлом, а жених, согласно традиции, признается родителями девушки супругом.

Позор невесты и вражда между кланами

В ночь, когда девушка остается в доме у похитителей, ее пытаются уговорить на создание семьи, демонстрируют лучшие качества жениха: богатство, смелость, социальное положение. И часто случается так, что невеста дает свое согласие на брак. Если же девушка категорически против, родители забирают дочь домой, не обращая внимания на традиции. Бывает, что девушку отпускает домой сам похититель, потеряв интерес к ней из-за неприступности.

Похищение дочери - позор для всей семьи. Поэтому в результате столь дерзкого поступка возможна вражда между семьями, иногда доходящая до кровавой мести. Сильнее всего переживает происходящее сама виновница события. Перед ней стоит тяжелый и безрадостный выбор: выйти замуж за нелюбимого или отказаться от свадьбы и, тем самым, обрести позор на всю жизнь. Зачастую девушки меньше всего хотят стать причиной семейной вражды, поэтому дают согласие на брак даже с нежеланным мужчиной. Хорошо, если муж окажется добрым и ласковым человеком, который со временем сможет завоевать расположение и даже любовь супруги.

Уголовное преследование

Законодательство и духовные лидеры Кавказа стремятся повлиять на эту традицию. По канонам государства и шариата похищение девушки, а тем более, психологическое и физическое насилие над ней - неприемлемы. Статьи за похищение людей прописаны и в уголовном кодексе. Если родители пострадавшей решают подать заявление в милицию, его у них примут. Похитителю и его сообщникам при доказательстве вины грозит лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.

Случаи, когда кража является оправданной

В некоторых случаях похищение кавказской невесты считается оправданным. Во-первых, когда девушку крадут с ее согласия. Неприятие родителями с любой из сторон, различное общественное положение - не повод лишать молодых личного счастья. Кража невесты в этом случае - вынужденный поступок влюбленных.

Когда в кавказской семье есть старшая незамужняя сестра (сестры), младшая не имеет права выйти замуж раньше. В этом случае может выручить старинный обычай, а точнее - спектакль кражи младшей сестры. Такое похищение происходит с согласия родителей девушки, а иногда даже при их непосредственном участии.

Видео: кража невесты в национальных костюмах

Как отпраздновать свадьбу в лучших традициях восточных народов? Соблюдение давних обычаев для нынешней кавказской молодежи - дань уважения предкам. В крупных городах кража невесты воспринимается как театральная постановка. Герб рода на автомобиле является символом чистоты намерений похитителя, а само похищение - доказательством настоящей любви кавказца. Девушка счастлива, потому что ради нее возлюбленный решился на смелый мужской поступок. Как происходит похищение по взаимному согласию, вы можете подробно посмотреть на нашем видео:

С началом осени на Кавказе открывается сезон охоты на невест. И хотя местные власти пытаются искоренить старинный обычай при помощи законов, штрафов и проповедей духовных лиц, он, как говорят правозащитники, не только не искореняется, а наоборот, становится более дерзким.

Зарина Басаева баюкает своего младшего сына. Зарине 19 лет, а она уже мама двух мальчишек: Аслана , которому ещё нет и двух лет, и полугодовалого Исмаила . «Так получилось. Замуж я не спешила. Оканчивала 11 класс. А он меня украл», — рассказывает Зарина.

Зарину украл муж, когда девушка училась в 11 классе. Фото: Из личного архива

Он — это нынешний муж Зарины, 34-летний Ахмад . До замужества Зарина видела его лишь однажды: на торжестве общих друзей, куда девушка пришла вместе с сестрой и тётей. «Он мне не понравился тогда. Пытался завязать разговор. Я ему сказала, что он старый дядька. А у меня планы большие. Он ответил грубо: "Моей будешь". Через месяц его друзья украли меня прямо с уроков. Я плакала, пыталась убежать. А он мне угрожал: если имам придет, а я скажу, что не добровольно пошла, он меня убьёт. Стало страшно. Я согласилась».

Судьба Зарины похожа на многие судьбы девушек, проживающих на юге России. Сезон охоты на невест в этом регионе открывается, как правило, осенью. Как говорят, правозащитники — старинный кавказский обычай не только не забыт, скорее наоборот, становится более популярным.

«Мне всё равно, кого она любит»

«Кражей невест на Большом Кавказе мужчины занимались издревле. Это старинный обычай, и для жителей этого региона вполне нормальный», — говорит житель Дагестана Магомед Рагимов . Свою жену Магомед тоже украл. «Ждать не мог. Мне тридцать исполнилось. Надо было срочно жениться. Она меня знала, её брат был моим другом. И я ей нравился, она потом призналась. А то, что плакала в начале — это от счастья», — утверждает Магомед. По словам Магомеда, украсть невесту для южного мужчины — это доказать самому себе своё достоинство.

Истории похищения девушек похожи. Невесту выслеживают, подкарауливают момент, когда она находится одна, хватают, сажают в машину и увозят. «Самым дерзким похищением считается то, когда мужчина ворует девушку рядом с родительским домом», — рассказывает Магомед Рагимов.

— А если она не любит, или любит другого? — спрашиваю я Магомеда.

— Да уже без разницы, с кем она общается и кого любит. Если я решил её украсть, то я это сделаю, — отвечает он.

Нет выбора

По данным правоохранительных органов, за прошлый год на Северном Кавказе было принято около сотни заявлений от похищенных с целью женитьбы девушек. 10 из них дошли до суда. В соседней с Кавказом Волгоградской области возбуждено одно уголовное дело по факту похищения девушки. Как пояснили в правоохранительных органах, отдельной статистики по похищенным невестам они не ведут.

Кавказские правозащитники уверяют, что истинные цифры значительно выше. «Многие случаи похищения девушки с целью замужества до правоохранителей не доходят. Особенно если похищенная живёт где-нибудь в селе. Родители девушки боятся огласки. Считается, что если девушку похитили, то она уже запятнана. И чтобы избежать позора, девушку выдают замуж за её похитителя. А раз есть согласие, дело прекращается».

«Семья всегда выступает против похищения девушки. Может разгореться большой скандал: даже убить могут, — рассказывает правозащитник Светлана Кузнецова . — Так год назад в Ингушетии похищение девушки обернулось убийством троих человек. Родственник похищенной оказался сотрудником полиции. Разговор между родственниками жениха и похищенной девушки, как правило, ведётся на повышенных тонах. В данном случае скандал перерос в стрельбу в центре Назрани и убийство».

Обычно гасят конфликт между семьями старейшины рода. «Парни, ворующие девушек, нехорошо поступают с родственниками девушек. У меня на днях внучку украли. Если бы жених пришёл ко мне домой, как говорят у вас, просить руки моей внучки, я бы согласился», — говорит 70-летний Рамзан Курбанов . Он старейшина рода, у него было 4 жены, и, как признаётся старик, всех их он умыкнул.

— А что будете делать теперь, заберёте внучку?

— Нет, зачем забирать. Свадьбу сыграем. Пусть живёт.

«Сам закон поставил родственников похищенной с целью брака девушки в узкие рамки. Были случаи, когда родители похищенной забирали свою дочку назад. Но чаще всего похищения заканчиваются браком», — говорит правозащитник Светлана Кузнецова.

А я по любви хочу!

«Мне 16 было, когда он меня украл. Воровал два раза. Первый раз у него не получилось. Я упала на асфальт, царапалась, кусалась, кричала. Тогда мне удалось от него сбежать. Я родителям ничего не сказала: меня бы грязной посчитали. Второй раз у него получилось. Он меня схватил и прямо в машине изнасиловал. Потом бросил в каком-то доме. Куда ж я от него пойду. Поэтому, когда имам меня спросил, согласна ли я пойти за него замуж, я кивнула», — вспоминает Айшат .

Айшат воровали дважды, один раз ей удалось сбежать. Фото: Из личного архива

К сожалению, бывают случаи, когда справиться с эмоциональным надрывом девушка не может. Так, в июле 2014 года в небольшом селе Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области повесилась 17-летняя мусульманка. По словам местных жителей, девушка буквально была в шоке от знакомства с новоиспечённым супругом. Улучив минутку, юная невеста вышла во двор и, накинув на шею петлю, свела счёты с жизнью.

Месяцем ранее в селе Усть-Погожье Дубовского района Волгоградской области четверо молодых мужчин похитили 17-летнюю школьницу. По официальным данным Следственного управления следственного комитета по региону, мужчины несколько часов караулили девушку. Дождавшись, когда она выйдет из ДК, помощники жениха избили брата школьницы, а её саму силой усадили в автомобиль и увезли в Волгоград. Школьницу привезли в квартиру, где её уже ждал будущий муж. Молодой человек несколько часов уговаривал девушку пойти под венец. Поняв, что без согласия на брак её не отпустят, девушка согласилась, но с одним условием — похитители должны отвезти её в полицию, где она лично скажет следователю, что идёт замуж по доброй воле. Мужчины согласились и отвезли её в Дубовку в следственный отдел, где уже лежало заявление от родных. Теперь «жениха» и его друзей подозревают в похищении несовершеннолетней группой лиц по предварительному сговору или в пособничестве этому. Им грозит от 5 до 15 лет лишения свободы.

Против законов России и шариата

Власти Кавказских республик призывают изживать спорную традицию при помощи закона, шариата и миллионных штрафов. Так, в Чечне и Ингушетии похититель девушки должен заплатить родственникам миллион.

«Деньги не главное. Мы пытаемся донести до молодых людей, что похищение человека — это тяжёлая статья Уголовного кодекса, — говорит следователь из Ингушетии Ахмад Евлоев . — К сожалению, сколько ни бывал на судах, видел, как дела прекращались по примирению сторон. А я так считаю, если устроить показательный суд сразу над десятью похитителями и дать им лет по 15 каждому, молодым людям таким образом жениться расхотелось бы. А у нас клановость: все люди братья и родственники, с ними враждовать нельзя. Были у меня случаи, когда девушка, испугавшись своих родственников, оговаривала парня. Однако в ходе следствия выяснялось, что молодые любят друг друга и заранее договорились о похищении».

Некоторые молодые люди думают, что воровать невесту не противоречит мусульманским законам. Однако мусульманские духовные лица отрицают это. «Воровать запрещено. Это против шариата, — заверил нас имам Абдулла-хазрат Бата , — такого в Коране нет. Это древний обычай, а бывает, что девушки сами с парнями договариваются. Но для того, чтобы заключить брак, должно быть обязательно согласие девушки, иначе такой брак будет недействительным. Также обязательно и согласие родителей».

Без согласия девушки никах — мусульманский религиозный брак — не проведут, к примеру, в Турции и Алжире.

«Это в первую очередь неуважение к собственным родителям, — считает мусульманка Амина , — по правилам нужно посвататься. Нас с мужем имам сначала послал в ЗАГС, и только потом был религиозный брак. Именно для того, чтобы не прелюбодействовали под маркой религии. И насколько я знаю, самому имаму, который проведёт никах до официального брака, грозит серьёзное наказание, вплоть до лишения сана».

Молодые люди к духовным лицам прислушиваются, но соблюдать законы не спешат. Кражи невест на Северном Кавказе и в прилегающих регионах продолжаются. Большинство из них заканчивается свадьбами, и лишь некоторые судом и разводом.

В известном фильме «Кавказская пленница» похитители невесты оказались на скамье подсудимых. На современном Кавказе суда не бывает практически никогда, а вот похищения девушек встречаются все чаще. Несколько лет назад в Чечне был введен штраф для похитителей – миллион рублей. Но желающих украсть приглянувшуюся девушку и жениться на ней это не останавливает.

Обычай похищения невесты древний. Он практиковался многими народами. В некоторых культурах его следы сохраняются до сих пор. Сейчас на Кавказе эта практика существует в трех основных вариантах.

Если девушку крадут ради шутки, при этом и родители молодых в курсе происходящего, и сами они осознают шутливость, то это - дань традиции. Иногда похищение совершается по сговору парня и девушки. В третьем же случае девушку действительно похищают помимо ее воли, при этом ее родственники могут быть также настроены против брака.

Нередко кражу девушки оправдывают мусульманскими традициями, но это не верно – ислам запрещает браки без согласия обеих сторон. Более того, многие мусульманские деятели настаивают, чтобы на обряде бракосочетания (никях) присутствовал и отец невесты. Отрицательное отношение к похищению имеется и в чеченском традиционном праве, адате. Согласно его нормам женщина должна иметь право выбора. Однако даже муллы часто женятся, похитив невесту. И у такого поведения есть причины.

Некуда деваться

Кавказские родители своих дочерей любят и выдавать замуж за первого, кто попросит их руки, не спешат. А часто жених уже назначен и отказывать ему не станут. Тогда мужчина может начать выслеживать понравившуюся ему девушку.

Когда она останется одна, ее насильно затаскивают в машину и увозят в заранее приготовленное место. Во многих случаях сам факт похищения – это уже пятно на репутации девушки, даже если ее удалось отбить или она смогла сбежать. Но если ее не нашли за ночь, то это уже практически гарантия брака. Родители редко принимают обратно дочь, хотя и такие случаи встречаются.

Порой попытки родственников вернуть девушку заканчиваются конфликтами с применением оружия. Если есть погибшие, то в этом случае просто закрыть глаза на ситуацию получается редко.

У девушек есть возможность сказать «нет» на религиозной церемонии бракосочетания, но пользуются ею единицы – и потому, что потом семья может отказаться от «запятнанной» дочери, и потому, что жених нередко угрожает убийством.

Но даже если девушка и возвращается домой, то на ней мало кто потом захочет жениться – в глазах традиционно настроенного общества она уже опозорена. Мужчины мотивируют свой отказ тем, что не хотят брака с девушкой, до которой дотрагивался кто-то еще.

Девушка, похищенная тем, кого она видеть в мужьях не желает, и отвергнутая родственниками, либо смиряется с такой ситуацией и дает согласие на брак, либо совершает самоубийство.

Для соблюдения видимости законности жених порой платит за девушку отступные. Семья, скорее всего, согласится и без них. Тайные свадьбы проходят редко.

По взаимному согласию

Иногда похищение выбирают и сами жених и невеста. Например, если родители хотят выдать дочь за выбранного ими жениха, а у девушки уже есть возлюбленный. В этом случае родительский страх того, что дочь будет опозорена, нередко играет молодым на руку, и они получают согласие на свадьбу.

На похищение «по согласию сторон» решаются и в том случае, если жених или невеста младшие в семье, а их старший брат или сестра еще не в браке. В этом случае полагается либо ждать свадьбы старшего сына или дочери, либо устраивать «вынужденное» бракосочетание, чтобы не допустить позора на всю семью.

Порой родители в курсе планирующегося похищения. Это происходит в том случае, если семья жениха или невесты испытывает материальные трудности. По традиции свадьба должна быть максимально роскошной, с участием всей родни с обеих сторон. А вот похищение дает возможность провести скромную церемонию, исключительно для официального оформления брака. Невесту театрально «крадут» по всем правилам, увозят в дом будущего мужа, а наутро туда отправляются ее родители.

В некоторых случаях жених и невеста оказываются в ситуации Ромео и Джульетты: если они происходят из враждующих родов, то похищение – это самый простой способ добиться брака. Конфликт в таком случае должны урегулировать старейшины.

Число заявлений в полицию по факту похищений ежегодно исчисляется на Северном Кавказе сотнями. Но перед судом предстают единицы. Остальные похитители становятся законными мужьями.

В 2013 г. глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в республике невест больше не воруют. Он же установил наказание для религиозных деятелей, участвовавших в похищении, – им грозит лишение духовного звания. Однако, несмотря на декларативные заявления местных властей и религиозных деятелей, до реального прекращения практики кражи девушек на Кавказе еще далеко.

Похищение невест у нас, как правило, ассоциируется с «Кавказской пленницей» и горными народами, но был такой обычай и на Руси. Эта давно отжившая традиция превратилась в занимательную игру на свадебном банкете. Однако, как у каждой игры, у похищения невесты есть свои правила, которые позволят избежать неприятных моментов.

Похищение невесты на свадьбы: корни традиции

Невест похищали у многих народов и почти во все времена. Можно найти упоминание об этой традиции даже в античной истории. На Руси этот обычай существовал долгое время. Парень просто уводил понравившуюся девушку с гуляний в свой дом. Чаще это делось по обоюдному согласию и называлось «умыкание». Выкупов тогда по сути не было, а воровство невест объяснялось тем, что славяне жили родами и сделать своей женой девушку из другого рода можно было только таким образом.

Во времена крепостного права девушек со свадьбы воровал не жених, а барин, который претендовал на право первой ночи. Если жених мог заплатить выкуп, он забирал невесту, а если нет, то жена возвращалась к нему только наутро.

У кавказских народов выкуп носил больше криминальный характер. Сговора чаще никакого не было, девушек в прямом смысле воровали. Это было связано с большим калымом, гордостью самой девушки и ее нежеланием выходить замуж за этого человека или же волей родителей. У славян было совершенно иное отношение к краже. Это был скорее подвиг ради девушки, красивый поступок, наполненный романтизмом, чем преступление против воли невесты.

До сих пор на Кавказе и в Кыргызтане похищение невест в ходу. И не игровые похищения, а самые настоящие, которые можно назвать по-другому – насильственная женитьба. Сейчас это уже не настолько популярно, однако до сих пор женихи воруют своих невест, если что-то мешает их свадьбе. Чаще всего это что-то – воля родителей, которая по сей день играет главную роль в вопросах брака. Если же против сама невеста, не каждый жених решится ее украсть, просто потому что понимает, как нелегко будет жить с женой, которая вышла замуж против воли.

Чтобы все прошло гладко и одновременно весело, стоит очень тщательно продумать ход похищения. Незапланированное похищение, скрытое даже от самой невесты, чревато неприятным последствиями, обидами, испорченным платьем и даже травмами.

  • Обсудите время похищения. Пусть о нем знают невеста, тамада и сами похитители. Для остальных это может быть сюрприз.
  • Обдумайте, кто будет похищать. Не разрешайте гостям самим это решать. Обычно самый активный гость на свадьбе далеко не самый трезвый. Он может проявить совсем ненужную инициативу. Это должен быть адекватный и относительно трезвый гость с хорошо развитым чувством меры. Невеста сама может это решить, чтобы потом не было обид и претензий.
  • Продумайте, где невесту будут прятать. Бегать и искать, где бы оставить молодую, будет очень неудобно. Не выбирайте пыльные подсобки и уж тем более подвалы. Можно испортить и наряд, и настроение новобрачной.
  • Объясните возмущенному жениху, что выкуп и кража невесты – не одно и то же. Выкуп он платит по сути родителям за то, что согласились отдать дочь, а вот крадут невесту хитрые соперники, пока жених отвлекся и недоглядел.
  • Не нужно требовать с жениха деньги, даже если они пойдут в семейный фонд. Все, что лежит в его кармане, уже и так семейный фонд. Невесту уже один раз выкупами, теперь время для веселья. Так молодая не будет чувствовать себя вещью, за которую торгуются, а принцессой, ради которой жених идет на подвиги.
  • Все задания, которые будет выполнять жених ради своей возлюбленной, должны быть согласованы с ведущим. Импровизировать на ходу не рекомендуется. Мало ли, что придет в голову разгоряченному похитителю. Все конкурсы должны быть выполнимыми.
  • За невестой должен следить не только жених, но и свидетели. Поэтому смело привлекайте всех к выполнению заданий.
  • Не стоит оставлять невесту в потаенном месте. Пусть она там спрячется, пока тамада объявляет, что новобрачная пропала. Лучше, если невеста будет видеть все, что делает ради нее жених.
  • Объясните всем гостям – невесту крадут один единственный раз, выкупают за 10-15 минут и все. Не надо пытаться потом снова куда-то утащить новобрачную или возмущаться, что ее отдали жениху так просто. Это сценарий свадьбы, а не настоящее похищение с требованиями.

Сценарий похищения невесты на свадьбе

Конечно, есть масса вариантов, как провернуть кражу невесты и как выкупить ее. Можно дополнять сценарий своими идеями или убирать что-то лишнее. Традиционное похищение невесты выглядит следующим образом:

  • Первым делом все предупреждаются – похитители и невеста. Сам процесс похищения можно обыграть. Например, нарядить похитителей цыганами. Пока красавицы цыганки окружают жениха и танцуют, цыгане-парни уводят невесту с тайное место.
  • Молодым людям должно понравиться похищение в камуфляже и с игрушечным оружием. Этот вариант удобен тем, что не надо никуда уводить невесту. Ее можно просто окружить и начинать требовать выкуп.
  • Итак, невеста в плену. Теперь похитители должны выдвинуть свои требования и вообще сообщить жениху, что невеста пропала, если окруженный цыганками молодой муж вдруг этого не заметил.
  • Попросите жениха и свидетеля выйти вперед и приступить к выполнению сложных заданий ради спасения невесты. Конкурсы должны быть такими, чтобы жених оставался в приличной виде, то есть ничего сильно пачкающегося. Свидетельница также может участвовать в конкурсе.
  • Довольно весело выглядит конкурс с леденцами. Попросите участников быстро развернуть леденцы и положить их в рот, а потом таким образом с конфетой во рту произнести несколько комплиментов для невесты. Если речь идет о чупа-чупсе, то уже просто открыть конфету будет задачей не из простых.
  • Попросите жениха и свидетелей станцевать лезгинку. Мужчинам можно дать цветок в зубы, а девушке – кувшин в руки. Гости могут присоединиться к этому зажигательному танцу.
  • Можно раздать всем участникам по букве алфавита и попросить сказать 5 комплиментов невесте на эту букву.

Чем больше конкурсов обращено к невесте, тем лучше. Обычно участникам не приходится думать о конкурсах, этим занимается профессиональный ведущий.