Когда праздник новруз байрам в году. Навруз - новый год по природному календарю. Что должно быть на столе

Традиционное празднование Навруза проходит во второй декаде марта. Это древний праздник тюркских народов. Символизирует пробуждение и начало Нового года. Официальный выходной день в некоторых странах. Как отмечают Навруз? Мероприятия и традиции.

В день весеннего равноденствия отмечается Навруз - праздник весны или Восточный (Персидский) Новый год. В переводе с фарси его название обозначает "новый день". С приходом весны наступают теплые дни, природа пробуждается и начинает менять свои убранства. Навруз символизирует собой возрождение природы, торжество жизни, надежды на щедрый урожайный год.

Одним из главных символов Навруза сейчас считаются проросшие ростки пшеницы, которые обвязаны красной лентой. Красивыми вазочками с такими ростками по традиции украшаются праздничные столы, дома и сады отмечающих. Конечно, от народа к народу некоторые нюансы ритуалов и приготовлений могут отличаться, однако все, кто его празднуют, в эти дни не работают, поздравляют друг друга с началом Нового года, едят праздничные угощенья и веселятся. Праздничные блюда к столу включают семь элементов, названия которых начинаются с буквы «С» персидского алфавита. На стол традиционно принято ставить крашеные яйца, свечи и зеркало. Яйцо и зеркало - как символы завершения старого и наступления нового года. Свечи символизируют огонь, защищающий человека от злых сил.

Праздник отмечается 21 марта в Иране, республиках Средней Азии и Закавказья, 22 марта в Казахстане. C 2010-го года этот День стал официальным международным событием - International Day of Nowruz и вошел в календарные праздники ООН. Решением Генеральной ассамблеи по инициативе Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана, Македонии, Ирана и Албании, Индии и Афганистана, Турции, Туркменистана и Таджикистана, праздник Навруз был закреплён за 21-м марта (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №A/RES/64/253).

Весенний новогодний праздник равноденствия - Навруз, возникнув в Хорасане более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, распространился по всем сопредельным странам.

Корни Навруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Фирдоуси и Омар Хайям, служивший при дворе туркменского царя Мелик-шаха, связывали возникновение Навруза с именами легендарных царей Джемшида, Каюмурса и других. Впервые о празднике упомянуто в книге огнепоклонников «Авеста». Там повествуется, что это праздник рождения жизни на земле и ее победы над смертью. Все живое, согласно той книге, появилось в этот день в 6 видах: огонь, вода, земля, растения, животные и люди. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны наводить порядок в домах и вокруг, рассчитаться со своими долгами.

На праздничный стол складывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк - блюдо из проращенных ростков пшеницы.

Навруз - праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Навруз в переводе с фарси означает "новый день". Его написание и произношение могут различаться в разных странах ‑ Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Он отмечается в день весеннего равноденствия - 21 марта. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.

В сентябре 2009 г. Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО , а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта "Международным днем Навруза".

Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III‑VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь".

Считается, что происхождение праздника - древнеиранское , связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (вариант написания - Зороастр, Зардушт).

По преданию, в этот день произошло много легендарных событий : "Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье", мифический царь Тахмурас "отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей", а "Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна", т.е. зороастризм, и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.

Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза - это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.

Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, а лунный - 354 (355) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.

Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1‑го числа месяца Мухаррам , который является первым месяцем мусульманского календаря.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние.

В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2011 г. День весеннего равноденствия, т.е. когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 02.21 мск.

По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения . Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.

Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.

В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником , а 21 марта - выходным днем.

Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.

Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для праздничного блюда.

Перед Наврузом нужно покаяться в грехах , примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили - чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.

Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.

Обязательно стирается одежда, особенно детская - ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения . В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Навруз - это время гаданий . Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют - останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.

Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.

Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи.

Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману (у других народов сумалак) - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы.

Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.

Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.

Готовится плов . Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халиса) - мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак - это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле (у некоторых народов на воде) с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.

Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье , а в городах - соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.

После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год , а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.

Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой, в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.

Эта традиция сохранилась в Иране , где празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда‑бедар ("Тринадцатое вне дома").

Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на лоне природы, как бы примиряясь с природой. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Праздник Навруз – в турецком произношении «Невруз » — в переводе с древнеперсидского языка означает «Новый день». Невруз (Навруз) отмечают в день весеннего равноденствия, считается Новым годом и означает наступление весны. Праздник Невруз (Навруз) отмечается странами и народами, которые когда-то попадали под персидское влияние и не имеет отношение к исламу.

Изначально древнеиранский праздник Навруз был сельскохозяйственным, так крестьяне отмечали начало посевных работ. Обычно празднование сопровождалось ритуалами, которые способствовали обильному урожаю.

С появлением зороастризма (солнцепоклонничества) праздник был приурочен к дню весеннего равноденствия, возвращением солнца в северное полушарие и наступлением астрономической весны.

Праздник Невруз (Навруз) – Nevruz bayramı – является символом пробуждения природы от зимнего сна, окончания зимы, изобилия и новых начинаний и преобразований в жизни общества.

Во время праздника люди окружают себя предметами, которые подарят долголетие, здоровье, удачу и счастье. Испокон веков такими предметами считались ростки ячменя, вино, монеты.

Традиции праздника Невруз (Навруз) в Турции

В Анатолии праздник Навруз известен как«Султан-и Невруз», «Невруз Султан», «Март бозуму» и «Март докузу». Древние традиции праздника живут и до сих пор.

22 марта – день перед Неврузом. В это время готовятся к празднику – стирают и готовят праздничные блюда. Среди таких блюд должны быть – берек со шпинатом, крашеные в луковой шелухе яйца, юфка, конфеты, леблеби, локум. В Невруз все ходят друг другу в гости, отмечая праздник вместе с соседями и друзьями.

В день 23 марта принято вставать рано утром, и одев чистую и новую одежду, посещать кладбище. Там члены семьи и соседи пьют чай или кофе, едят и беседуют. После трапезы члены семьи по одному целуют надгробия и возвращаются домой.

Вечером собираются соседи и родственники, развлекаются и разговаривают, вместе едят и пьют. Все продолжается до утра.

В этот праздник все ходят с улыбками, все проступки прощаются. Каждый должен участвовать в празднике. Не участвующих в торжествах высылают из деревни.

Особенности празднования Невруза в разных регионах Турции

В Мерсине Невруз байрамы (Навруз) известен как «Мартовская лента». В это время жители привязывают ленты к деревьям и поднимаются в горы. Если они обнаруживают какой-либо дом в горах на своем пути, пришедшие гости стреляют в воздух, сообщая о своем приходе. Хозяин дома отвечает тоже выстрелами. Затем и гости и хозяева бросают оружие и поздравляют друг друга, желая: «С праздником Невруз, пусть он будет полным, успешным и обильным». Если в этот год у кого-то появилось 20 барашков или козочек, их хозяин делает жертвоприношение (курбан), а потом все вместе его готовят и съедают.

В Газиантепе и окрестностях 22 марта называется «Султан Навруз». Согласно народным поверьям, Султан Навруз — прекрасная девушка, которая ночью с 21 на 22 марта убегает с запада на восток. Согласно другим поверьям, это –дервиш, который пролетает в облике птицы. Если кто-то в час ночи, когда проходит Султан Невруз, а точное время не известно, проснется, все его желания исполнятся.

В некоторых деревнях Малатьи жители празднуют Невруз как праздник окончания зимы.

В Восточной Анатолии считается, что ночь Навруза – священная. Все живое и неживое предстает перед Богом. Во время праздника жители одевают новую чистую одежду и готовятся к встрече нового года. В это время принято готовить праздничные блюда, ходить в гости и принимать гостей, помогать бедным и нуждающимся.

В Агры и окрестностях молодежь устраивает гадания. Загадывают желание и стоят, слушая под дверью. Затем услышанное трактуется в соответствии с загаданным.

В Гиресуне праздник Невруз называется «Март бозуму» и отмечается 14 марта. В этот день встают утром рано и кропят водой животных. Воду берут либо из природных источников, либо предыдущим вечером наполняют водой и оставляют все имеющиеся в доме емкости так, чтобы в воде отражался лунный свет.

В Эдирне поджигают старые ковры и перепрыгивают через них со словами «Входи март, уходи блоха».

В Ушаке отмечают Невруз как новый год.

В Сивасе если в день Невруза будет греметь гром, считается, что год будет урожайным.

В целом праздник Невруз (Навруз) схож с Масленицей в России.

История Невруза (Навруза) в Турции достаточно трагична. С 1925 по 1991 год праздник был запрещен официально. В Турции праздник Невруз (Навруз) отмечают в основном курдское население, численность которого составляет около 12 миллионов человек. Это время отличается ростом самосознания курдов, акциями неповиновения и антиправительственными митингами.

В 1995 году были сделаны попытки «окультурить» праздник. Невруз (Навруз) в Турции сделали национальным праздником, однако он не стал выходным днем, дабы все отмечающие продолжали работать. Также власти пытаются упорядочить мероприятия в дни праздника Невруз.

Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

Постановление Президента Республики Узбекистан

Праздник Навруз, испокон веков воплощающий в себе благородные ценности и прекрасные традиции нашего народа, его добрые помыслы и устремления, являющийся бесценным наследием наших предков, в годы независимости стал поистине всенародным праздником, наступление которого с нетерпением ожидают все наши соотечественники, независимо от их национальности, языка и религии.

Учитывая растущие роль и значение Навруза, символизирующего начало нового года по восточному календарю, пробуждение природы, гармонию человека и окружающего мира, подлинно национального, самого любимого народом праздника, в дальнейшем укреплении в нашем обществе атмосферы доброты и взаимопонимания, гуманизма, великодушия и созидания, воспитании молодого поколения в духе национальных и общечеловеческих ценностей, в целях его проведения на высоком уровне:

1. Утвердить состав организационного комитета по подготовке и проведению всенародного праздника Навруз в 2016 году согласно приложению.

Организационному комитету в десятидневный срок разработать план организационно-практических, культурно-просветительских мероприятий, направленных на проведение праздника Навруз в нашей столице – городе Ташкенте, в Республике Каракалпакстан и областных центрах, во всех городах, районах и селах как всенародного сайиля.

2. При подготовке плана мероприятий обратить особое внимание на:

организацию духовно-просветительских мероприятий, способствующих глубокому осознанию того, что в дни Навруза человек еще полнее ощущает свою неразрывную связь с природой, родной землей, еще больше ценит ее щедрые дары и проникается чувством благодарности за нынешние мирные дни;

широкое освещение в ходе мероприятий во всех городах и селах, в средствах массовой информации истории праздника Навруз, сути и значения связанных с ним ценностей, обычаев и традиций;

проведение пронизанных духом и философией Навруза – идеями добра и милосердия, дружбы и согласия – благотворительных мероприятий, направленных на проявление всестороннего внимания и заботы о представителях старшего поколения, оказание бескорыстной помощи всем нуждающимся в поддержке людям;

организацию в дни Навруза, который является символом начала нового сезона в земледелии, обновления жизни – в махаллях, городах и селах хашаров, широкомасштабной работы по благоустройству и озеленению;

привлечение к подготовке праздничных программ в Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте фольклорных групп, коллективов художественной самодеятельности, семейных ансамблей, народных сказителей – бахши, а также профессиональных артистов и талантливых эстрадных исполнителей на конкурсной основе;

включение в праздничные программы лучших образцов фольклорного искусства, классических мелодий и песен, лапаров, воспевающих древние обычаи и традиции, благородные человеческие чувства и качества.

3. Установить, что проведение праздничных мероприятий финансируется:

в Республике Каракалпакстан и областях – за счет средств местных бюджетов, а также спонсорских организаций;

в городе Ташкенте – за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета города Ташкента в равных долях.

4. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, информационному агентству “Жахон” и другим средствам массовой информации рекомендовать широко освещать ход подготовки и проведения всенародного праздника Навруз.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева.

Президент Республики Узбекистан И.Каримов

Город Ташкент,