Сущность понятия "нравственное воспитание". Нравственное воспитание наших детей

Проблема нравственного воспитания является одной из наиболее острых в современном обществе. Сейчас, когда весь мир пребывает в духовном упадке, очень важно уделять этому особую роль. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование морального сознания, а также комплекс мер по развитию нравственных чувств, а также привычек нравственного поведения. Роль нравственного воспитания сложно приуменьшить – ведь именно оно позволяет видеть нравственно здоровую нацию.

Основы нравственного воспитания

Рассмотрим, что включает в себя концепция нравственного воспитания, какие стороны и качества она должна затрагивать:

  1. Воспитание нравственных чувств: ответственности, гражданственности, долга, совести, веры, патриотизма.
  2. Воспитание нравственного облика: милосердия, кротости, терпения, сочувствия, незлобивости.
  3. Воспитание нравственной позиции: умение различать добро и зло, хорошее и плохое, способность к проявлению любви, готовность к жизненным испытаниям.
  4. Воспитание нравственного поведения: проявления духовной рассудительности, готовности служения обществу и Отечеству, добрая воля.

Нравственное воспитание личности в семье – процесс отнюдь не однобокий. Здесь важно не только то, что говорит воспитатель, родитель, но и ответные действия воспитанника, которые должны быть способны применить воспринятые навыки в жизни. Стоит понимать, что нравственные понятия не сразу становятся руководством к действию, а только тогда, когда человек глубоко осмыслил их и принял как собственные моральные убеждения. Говорить о хорошем социально-нравственном воспитании можно только в том случае, если была достигнута конечная цель, а не просто приняты меры к воспитанию.

Как воспитать нравственность у ребенка?

Самое главное, что нужно понять родителям – дети учатся у жизни, а жизнь в раннем детстве для них – это семья. Вы можете прочитать ребенку сотню книжек о том, что нужно быть дружелюбным, но если в вашей семье постоянно царят скандалы и упреки, ребенок научится агрессии, а не нравственности. Поэтому начинать такое воспитание нужно, прежде всего, со своих отношений с супругом.

Именно ваши личный пример и не что иное позволит ребенку наиболее точно и правильно воспринять все моральные принципы. Ребенок в детстве просто воспринимает, и все, что он видит вокруг себя, кажется ему нормальным и обоснованным. Модели поведения, свойственные его родителям, непременно воплотятся и в его жизни.

Поэтому, если вы хотите развить у ребенка терпение – никогда ни на кого не кричите, относитесь ко всем и всему снисходительно. Если вы хотите, чтобы ребенок был дружелюбным, общительным и гостеприимным – приглашайте в гости его друзей.

Для того, чтобы ребенок умел сопереживать, нужно не шарахаться от больных людей и животных, а уметь сочувствовать, бескорыстно помогать, пожалеть.

Не нужно говорить ребенку, что ему делать, ведь это «неживая» информация, и ее ребенок не воспримет. Нужно просто самим поступать так, как бы вы хотели, чтобы поступал он. Если ребенок с детства видит отца, сидящего с пивом на диване, и загнанную мать, которая постоянно кричит на него – о каком развитии нравственности может идти речь? Выросший ребенок займет или позицию матери, или отца, но вряд ли что-то из этого принесет ему счастье.

Именно поэтому так важно гармонизировать свои отношения в семье, соблюдать дружелюбную атмосферу, чутко относиться к людям и животным, уметь проявить сочувствие и найти компромисс в сложной ситуации, а не закатить скандал. Нравственное воспитание возможно только в той семье, которая сама живет по таким принципам.

Введение

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что - нет.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Проблема нашего исследования актуальна. На рубеже XX - XXI веков на первый план вышло не нравственное, не духовное, а материальное, бездушное. Педагогам предстоит осуществлять нравственное воспитание зачастую вопреки общественным установкам. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Объект исследования - учебная деятельность школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.

Цель исследования: выявить проблемы нравственного воспитания в современной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1) определить понятия «нравственность», «нравственное воспитание», «мораль».

2) дать анализ состояния нравственного воспитания школьников в современной школе.

3) выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.

4) изучить ценностные ориентации учащихся.

5) описать опыт нравственного воспитания школьников.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ практического осуществления нравственного воспитания на уроке.

Понятие нравственного воспитания

Одной из важных проблем современной школы в осуществлении нравственного воспитания является ответ на вопрос: что такое «нравственность»?

«Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М.: Академия, - 1995. - с 144, - определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов.

В. И. Даль считал, что «нравственный» - противоположный телесному, плотскому и приравнивает к духовному, душевному, относящемуся к одной половине духовного быта, противоположной умственному, но составляющее с ним духовное начало: «къ умственному относится истина и ложь; къ нравственному - добро и зло» Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И - О. - М.: Терра, 1995. - с. 558.; второе определение понятия «нравственный» по В. И. Далю: «Добронравный, доброд?тельный, благонравный; согласный съ сов?стью, съ законами правды, съ достоинствомъ челов?ка, съ долгомъ честнаго и чистаго сердцемъ гражданина» Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И - О. - М.: Терра, 1995. - с. 558.. Что же составитель словаря относил к нравственному? В. И. Даль писал: «Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христiанская в?ра заключаетъ въ себ? правила самой высокой нравственности. Нравственность в?ры нашей выше нравственности гражданской: первая требуетъ только строгаго исполненья законовъ, вторая же ставитъ судьею сов?сть и Бога» Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И - О. - М.: Терра, 1995. - с. 558. Таким образом, «нравственное», по В.И. Далю - духовное бытие человека, основанное на законах христианской морали.

«Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. - М. - 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru.

Современная литература также отражает понятия нравственности. «Словарь по педагогике» Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. дает следующее толкование данному понятию: «Нравственность - 1.особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2.система внутренних прав человека, в основе к-рой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь». Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю, Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». - 2005. - с. 206.

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее толкование этого понятия: «НРАВСТВЕННОСТЬ, термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальное различие между понятиями морали и Н. проводил Гегель в «Философии права» (1821). Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра; мораль - это сфера реальной свободы: Н. - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над мнением и желанием. Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под Н. понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т. п.» Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - с. 171.

Итак, «нравственность» - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус -- ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении Н.в. В то же время мн. концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развёрнутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими. Сложность трансформации обшей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия «Н.в.».

… Существует буквальное понимание Н.в. как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; Н.в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении -- как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью (см. Культура поведения), ещё нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей» Педагогический энциклопедический словарь, / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - с. 169 - 171..

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания» Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1987. - С. 92.

Нравственному воспитанию многие великие педагоги придавали большое значение.

«Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Однако из педагогов - классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании » он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» Соблиров, Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru.

Зарубежные педагоги по разному смотрели на нравственное воспитание.

«В своей работе «Новые вводные лекции по психоанализу». Фрейд пишет о том, что в человеке все определяется бессознательным началом -- инстинктами, наследственностью. Именно бессознательное роднит психику животных и человека... Опираясь на этот вывод, он считает, что воспитание бес сильно что-либо изменить. Но Фрейду, человек -- существо чувственное, сексуальное и нравственность в его жизни не играет решающей роли. В соответствии с этой теорией, поведение ребенка таинственно и регулируется глубинными мутационными, неуправляемыми процессами, в связи с чем не подлежит нравственно регуляции и саморегуляции» Гурин, В. Г. В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - с. 17..

«Крупный представитель бихевиоризма -- Б. Скиннер считает, что личность не опосредует свои поступки мотивами и целями, а поведение человека контролирует социальная среда. В итог поступки теряют нравственный смысл для личности, поскольку оценка дается внешней средой, а не ею самой … Б. Скиннер утверждает, что человек, подобно машине, подчиняется строгим законам» Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - с. 17 - 18..

«Опираясь на взгляды Дж. Дьюи, это направление [«прогрессивистский путь»] развивает Л. Колберг... Его позиция основана на идее идентификации прогресса общества и развития личности. Поэтому он считает, что, стимулируя нравственное развитие личности, совсем не обязательно вкладывать в это какое-то определенное содержание... Л. Колберг считает, что осуществить воспитание -- это создать условия, которые обеспечат учащимся моральное совершенствование» Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - с. 21..

Однако следует понять, почему один человек нравственный, а другой - нет. «Что побуждает человека к нравственным поступкам? Его сознание, убеждения и выработанная привычка. … Нравственные убеждения - это синтез знаний о должном и ценностном, эмоций и чувств, т.е. нравственных переживаний поступков, связанных с нравственным (или, наоборот, безнравственным) поведением. В этой триаде … именно эмоциональная составляющая - центральное связующее звено. Ибо знания о нравственной культуре усваиваются, если они переживаются как ценность… В основе эмоционально-нравственной культуры - нравственные чувства» Яновская, М. . Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование - 2005 - №7 - с. 166 - 169..

Итак, нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

При осуществлении нравственного воспитания возникает ряд проблем. « … Попытки интерпретировать Н.в. как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим и другим воспитанием иными словами, профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд непреодолимых трудностей. Прежде всего это касается участников процесса Н. в. Логично считать, что применительно к Н.в. воспитатели должны выделяться среди остальных людей своими моральными качествами. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден.

Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (именно потому, что он этого желает), никогда нельзя вверить эту роль. Противоречивы представления об объекте Н.в. В любом воспитательном процессе учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии: нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н. в. как своеобразно «повивальное» искусство (Сократ. И. Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью (например, музыкальное воспитание требует ежедневных упражнении и т д.). Н. в. не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств: ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность, можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства», как нет средств, которые ведут к нравственности, так и нравственность не может быть средством ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель.

Возникает ещё одно противоречие: Н. в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по её дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ её реального существования. Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых Н. в., исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности в обществе. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики музыки и др.) учат добродетели.

Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во всё многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддаётся направленному воздействию и сознательному контролю гл. о. в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно черед поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других» Педагогический энциклопедический словарь, словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.

«Н.в., может приобретать противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить людей путем навязывания им через жёсткую регламентацию определенных правил, форм поведения; при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности)» Педагогический энциклопедический словарь, словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.. Такая форма нравственного воспитания неправильная, даже опасная.

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis - мораль. «Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений».

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов.

По мере смены общественно - экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и правилах поведения в общественной среде.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова поясняется, что воспитание это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, а нравственность толкуется как правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль рассматривает С.И.Ожегов как правила нравственности.

В педагогической энциклопедии понятие «нравственное воспитание» характеризуется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание - это двусторонний процесс. Он заключается во взаимодействии воспитателей и воспитуемых, в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких моральных убеждений и привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенного в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

Нравственные нормы - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская.

Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу с воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности».

Нравственное воспитание включает:

  • 1) формирование необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
  • 2) ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
  • 3) превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
  • 4) формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
  • 5) формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, на сотрудничестве, становится для воспитанников значимым и привлекательным. Ученые выделяют следующие условия эффективности нравственного воспитания:

  • - опора на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности;
  • - обеспечение эмоциональной насыщенностью общей деятельности, организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющие ее участников;
  • - создание атмосферы эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
  • - утверждение радостного, мажорного стиля жизни детского коллектива и каждой личности;
  • - учет положительных воздействий общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения;
  • - забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко. Он определил основные задачи нравственного воспитания:

  • 1) формирование нравственного сознания;
  • 2) воспитание и развитие нравственных чувств;
  • 3) выработка умений и привычек нравственного поведения».

В своей работе Лихачев Б.Т. пишет, что «нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления».

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является, по мнению Б.Т. Лихачева нравственные чувства - постоянные эмоциональные ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему, моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

Источником моральных привычек является единство глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь к проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой. В.А.Сухомлинский писал, что благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

Нравственное поведение - поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в данном обществе. Важным условием воспитания нравственного поведения являются формирование нравственного сознания, нравственных понятий и нравственных чувств. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна. У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человек. Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Таким образом, изучение литературы показывает, что проблема нравственного воспитания актуальной была в педагогической науке, начиная с конца 19 века и остается в современном обществе. Эту проблему исследовали такие педагоги как Сухомлинский В.А., Макаренко А.С., Лихачев Т.Б., Марьенко И.С., Григорович Л.А. и др.

Под нравственным воспитанием понимают сложный и многогранный процесс, который основан на диалоге, общении, сотрудничестве воспитателя и воспитуемого. Нравственное воспитание основывается на правилах, которые определяют поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Нравственное воспитание - это обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

В нашей работе рабочим понятием будет понятие И.П.Подласого. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда. Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.

Нравственное воспитание начинается с рождения человека , и продолжается всю жизнь в ходе повседневных отношений. Под этим термином мы понимаем систему воздействий на человека, направленную на формирование моральных принципов, качеств, а также поведения, которое общество именует «нравственным». Понятие нравственности зависит от культуры народа, вероисповедания и конкретной эпохи (если рассматривать ее на временном отрезке). Нравственное воспитание является основой в развитии личности.

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить. Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества. Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» — характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» — это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был. Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

Формирование личности — процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

В процессе формирования всесторонне развитой личности главное место принадлежит нравственному воспитанию.

Нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, целью которой является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.

Результаты нравственного воспитания характеризуются понятиями "мораль", "нравственность", "моральное сознание", "моральные чувства", "моральные убеждения", "моральная направленность" и проч.

Мораль - система идей, принципов, представлений, норм, оценок, правил поведения и деятельности, которые регулируют гуманные отношения между людьми. Опирается она не на нормы права, а в силу личностного убеждение, общественное мнение, авторитет отдельных личностей.

Нравственность - воля к действию и самое действие в соответствии с нормами морали.

Другими словами, нравственность есть реализация личностью своих моральных установок, принципов, то есть моральной практикой.

Моральное сознание - выражение идеального должного, на которое ориентируется человек.

Она может быть общественной (моральные взгляды и оценки групп) и индивидуальной (моральные взгляды и оценки индивидов).

Ее соотнесение с действительностью происходит не непосредственно, а через моральные предписания и оценку деятельности людей.

Моральные чувства - устойчивые переживания в сознании человека, которые обусловливают ее волевые реакции, отношение к себе, другим людям, явлений общественного бытия.

Вместе с моральным сознанием моральные чувства являются основой нравственных убеждений личности.

Моральные убеждения - пережитые и обобщенные нравственные принципы, нормы.

На основе моральных убеждений реализуется нравственная направленность личности.

Моральная направленность - устойчивая общественная позиция личности, которая формируется на мировоззренческой основе, мотивах поведения и проявляется как свойство личности в разных условиях.

Методологической основой нравственного воспитания является этика.

Этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения и развития моральных норм и соответствующих отношений между людьми в обществе.

В современной цивилизации обозначились западноевропейская и американская моральные системы. В соответствии с западноевропейской моральной системой ради достижения даже "большого добра" недопустимо "меньшее зло" (скажем, помогать товарищу, передав ему шпаргалку), сторонники американской (она доминирует на постсоветских просторах) считают приемлемым сочетание добра и зла.

В нравственном воспитании следует опираться на гуманистическую идею, по которой человеку от природы присуще стремление к добру, правде и красоте. Воспитания учащихся, по мнению 0. Вишневского, должна обеспечить формирование у них таких нравственных ценностей:

а) абсолютно вечные ценности. Это общечеловеческие ценности, имеющие универсальное значение и неограниченную сферу применения (добро, правда, любовь, честность, достоинство, красота, мудрость, справедливость и др.);

б) национальные ценности. Они являются значимыми для одного народа, однако их не всегда разделяют другие народы. Например, чувство национализма понятное и близкое только порабощенным народам и чужое тем, которые никогда не теряли своей независимости. К таким ценностям относятся патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т. п;

в) гражданские ценности. Основываются на свойственном для демократических обществ признании достоинства людей. Ими являются права и свободы человека, обязанности перед другими людьми, идеи социальной гармонии, уважения к закону и т. п;

г) семейные ценности. К ним относятся нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях, память о предках и др.

Моральные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку их влияние связано с сильными переживаниями, формируют основы нравственных отношений человека к обществу, труду, других людей.

Ценности личной жизни имеют значение прежде всего для человека, определяют черты ее характера, поведение, стиль частной жизни и др.

Содержание нравственного воспитания учащихся обусловлен требованиями общества к формированию всесторонне развитой личности, уровнем его нравственности. Учитывая это, задачей нравственного воспитания в школе является формирование национального сознания и самосознания учащихся, стремления жить в гармонии с природой, сознательной дисциплины, долга и ответственности, уважения к закону, к старшим, женщины.

Формирование национального сознания и самосознания предполагает воспитание любви к родной земле, своему народу, готовности к труду во имя Украины, освоение национальных ценностей (языка, территории, культуры), патриотизм, что способствует утверждению национального достоинства, привлечения учащихся к практическим делам, формирование чувства достоинства и гордости за свою Родину.

В воспитании национального достоинства большое значение имеет правдивое освещение истории культуры и образования народа, возвращение к культурным ценностям прошлого, открытие неизвестных страниц исторического наследия.

Патриотические чувства укрепляет героико-патриотическое воспитание, призванное производить глубокое понимание гражданского долга, готовность стать на защиту Родины, овладевать военными знаниями, изучать боевые традиции и героические страницы истории народа, его вооруженных сил.

Подчеркивая важность формирования чувства национального в человеке, К. Ушинский писал: "Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народность. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое влияет много сильнее убеждения, восприятие только умом, или за привычку, укоренившуюся страхом наказаний. В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно еще доискаться искры любви к отечеству: поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Есть примеры ненависти к родине, но сколько любви бывает иногда в этой ненависти!"

Воспитатель должен четко видеть процесс становления национального сознания ребенка, глубоко понимать содержание ключевых понятий ("национальный", "патриотизм", "национализм", "гражданственность" и тому подобное).

Развитие национального сознания личности, по наблюдениям А. Вишневского, охватывает следующие этапы:

1. Этническое самосознание личности, которое является первоосновой, корнями патриотизма. Етнизация ребенка начинается с раннего периода жизни в семье, с маминой колыбельной, бабушкиной сказки, участия в народных обычаях и обрядах, из народной песни, причастности к народному творчеству. В раннем детстве формируется культ родного дома, семьи, предков, родного села, города. Фундаментальное значение в процессе етнізації имеет родной язык, усвоению которой до определенного времени не должны мешать другие языки.

2. Национально-политическое самосознание личности. Приходится оно в основном на подростковый возраст и предполагает осознание ребенком себя как части нации, своей причастности к ней как политического феномена, что имеет или занимает определенное место среди других наций. Важными моментами этого этапа национального воспитания является восстановление исторической памяти, формирование чувства национального достоинства.

3. Общественно-государственное самосознание личности. Предусматривает формирование правильного понимания явлений патриотизма и национализма, воспитание уважения к национально-культурным ценностям других народов, привитие чувства национальной, расовой, конфессиональной толерантности.

Большие возможности для формирования национального самосознания заложены в неписаных законах рыцарской чести, которые предусматривают: воспитание любви к родителям, родному языку; верность в любви, дружбе, товариществе; готовность защищать слабых, заботиться о младших, в частности детей; благородное отношение к девушки, женщины, бабушки; непоколебимую верность идеям, принципам народной морали и духовности; отстаивание свободы и независимости личности, народа, государства; заботу о развитии народных традиций, обычаев, обрядов; бережное отношение к родной природе, земле; - содействие в строительстве храмов, учебно-воспитательных и культурных учреждений; целенаправленное развитие собственных физических и духовных сил, воли, возможностей своего организма, умение всегда и везде поступать благородно, обнаруживать другие добродетели.

Важным в нравственном воспитании является празднование дат народного календаря - системы исторических дат, событий, наблюдений за окружающей средой, народных праздников, других торжеств, которые отмечают течение года. Он является энциклопедией знаний о жизни людей, их быт, образ жизни, воспитательную мудрость, природные явления.

После обретения Украиной независимости в жизни и быту народа утверждаются такие торжества, как День независимости Украины (24 августа), День Конституции Украины (28 июня), День соборности Украины (22 января), Праздник казацкой славы (2-5 августа) и др. Народный календарь пополняется общенациональными праздниками: День знаний, День матери, День отца, День семьи. Предусматривает он и региональные торжества по случаю определенных исторических событий, посвященные специфическим видам трудовой деятельности (например, проводы на полонины в Карпатах).

Есть в народном календаре даты, связанные с религиозными праздниками: День Андрея, День Николая, Сочельник, Рождество, Крещение, Сретение, Пасха, Ивана Купала, Покрова Матери Божией и тому подобное.

Составной народного календаря является семейный календарь, который охватывает важные даты, вехи жизни семьи, каждого ЕЕ члена (дни рождения членов семьи, юбилеи свадьбы родителей, бабушки и дедушки).

Эффективность нравственного воспитания учащихся зависит от следующих факторов:

Создание в учебном заведении психологического климата уважения моральных норм, правил человеческого общежития;

Соответствие содержания нравственного воспитания его цели и уровню нравственного развития школьников;

Рациональное соотношение между словесными и практическими методами воспитательного воздействия, что обеспечивает единство нравственного сознания и поведения;

Своевременное принятие воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на предупреждении аморальных явлений в ученическом коллективе;

Особенно важно, чтобы декларируемые педагогом моральные принципы подтверждались его моральной практикой, которая бы отвечала самым высоким критериям нравственности.