У девочки-подростка резкие перепады настроения

Только вчера «лапуля» радостно принимала заботу от вас: хорошо кушала с любовью приготовленные яства, мирно посапывала в обеденный перерыв, радовала понятным и приемлемым поведение. Но тут пришла беда под названием кризис!

Столкнуться с такой проблемой (резкой сменой характера ребенка) вы можете не обязательно после того, как все радостно задули свечку на торте, отметив первый год жизни ребенка. Все индивидуально, это может случиться парой месяцев раньше или позже, но ситуации всегда схожи.

Ребенок становится нервным, капризным, вкусы меняются, любая повседневная мелочь (кормление, переодевание, поход в магазин), превращается в пытку для родителей. Кроха гневно топает ножкой и настаивает на своем, доводя порой «сбитых с толку» близких до бешенства.

Признаки кризиса у годовалого ребенка

— Негативная эмоциональная реакция на любое замечание. Мама предлагает ребенку надеть шапочку, чтобы не простудиться, а ребенок выкидывает ее и начинает громко плакать.
— Непослушание, желание все сделать на свой лад. Говоришь ребенку: «Не поднимай с пола всякую грязь», — а он, как будто назло, продолжает с утроенным упорством собирать мусор и тащить грязные ладошки в рот.
— Постоянное желание проявить самостоятельность и агрессия в ответ на постороннюю помощь. Ребенок не может дотянуться до игрушки и вот-вот упадет. Папа или мама, заботясь о его здоровье, подбегают и достают плюшевого зверя, но в ответ получают только недовольство, обиду и гнев.
— Противоречивость поведения у малыша: сначала просит помощи, затем резко ее отвергает.
— Резкая смена характера: открытый и дружелюбный ребенок становиться закрытым и задумчивым, а скромные и застенчивые дети наоборот, становятся активнее и общительнее.

— Во-первых, успокойтесь и не злитесь, дети очень умелые манипуляторы. Ребенок плачет навзрыд? Оставьте его на полчаса и позвольте успокоиться. Позже подойдите и объяснитесь с ним как со взрослым человеком. Пусть он понимает, что его мнение для вас важно.
— Ребенок требует свободы? Предоставьте ему возможность выбора одежды, блюд, времени для игр. Ограничьте выбор 2−3 вариантами.
— Поймите, что чем старше ребенок будет становиться, тем чаще придется учитывать его мнения и пожелания (конечно, если вы хотите вырастить здорового эмоционально и психологически человека). Здесь главное — соблюдать разумный компромисс.

Помните, что дети всегда нас чему-то учат, даже совсем «крохи». Прислушайтесь к своему ребенку, не злитесь, воспринимайте кризис как этап в развитии и становлении личности!

” №12/2007 24.08.12

Дети реагируют на малейшее изменение ситуации в семье, в детском саду или во дворе. Но, во-первых, малыши не всегда могут объяснить, что их волнует или тревожит, а во-вторых, эмоциональная реакция ребенка не обязательно следует непосредственно за событием. Вот и возникают «беспричинные» грусть или гнев.

Особенности эмоционального развития детей

Спрогнозировать настроение ребенка не под силу ни Гидрометцентру, ни родителям. Мама и папа теряются в догадках: почему сейчас он грустит, если еще четверть часа назад был абсолютно счастлив? Не надо нервничать по этому поводу! Это скорее хорошо, чем плохо. Открыто проявлять чувства лучше, чем замыкаться в себе и скрывать свои переживания. Чем сильнее демонстрирует эмоции ваш сын или дочь, тем более точный сигнал вы получаете: мне хорошо (плохо), я доволен (раздражен), мне радостно (грустно).

Если у вас эмоциональный ребенок

Эмоциональный ребенок – открытая книга для внимательных родителей. А для самого малыша частая смена настроения – это оптимальный путь к освобождению от негатива. Бурное проявление чувств вовсе не признак неуравновешенности. Таким образом кроха передает информацию маме и папе. Вы для него самые важные в мире люди, он нуждается в вашем понимании. Так учитесь «считывать» передаваемые малышом данные!

Эмоциональное развитие детей. Что не надо делать родителям

Часто родители хотят, чтобы настроение ребенка было ровным, поэтому сознательно или неосознанно подавляют его естественные проявления. «Не кричи!», «Не нужно так громко смеяться!», «Держи себя в руках!» Избегайте фраз, которые запрещают малышу выражать эмоции. Он не захочет лишний раз огорчать вас, поэтому скорее подавит в себе злость или обиду, чем позволит им вырваться наружу. В результате вы получите замкнутого, отстраненного человечка, который, повзрослев, вряд ли станет делиться с вами переживаниями. Так почему бы не разрешить ему сейчас дать волю чувствам?

Понаблюдайте за ребенком, если он что-то не договаривает, скован, ведет себя неестественно. Подобное поведение может свидетельствовать о недоверии к вам или к миру вообще.

«Так нельзя себя вести!» - ваше любимое высказывание? Неудивительно, что ребенок боится наказания, критики и строгого мнения окружающих! В лучшем случае рано или поздно случится взрыв и сдерживаемые чувства выплеснутся в неадекватной форме. А в худшем – непроявленные эмоции так и останутся в подсознании малыша и могут в дальнейшем спровоцировать психосоматическое заболевание.

Коррекция эмоционального мира детей. Что следует делать родителям

  • Возьмите за правило не подавлять негативные переживания ребенка. Ведь если они есть, значит, зачем-то нужны?
  • Всем известно, что предотвратить болезнь намного легче, чем ее лечить. Этот чудесный медицинский принцип применим чуть ли не ко всем сферам жизни, и к воспитанию непредсказуемых детей в том числе.
  • У ребенка перепады настроения? Сделайте так, чтобы позитивных моментов было больше, чем негативных.
  • Удивите малыша и устройте праздник посреди недели. Заберите ребенка из детского сада или от бабушки на пару часов раньше обычного. И отправьтесь не домой, а, например, в парк. Устройте пикник со смешными бутербродами и соками в разноцветных стаканчиках. Или же заранее приобретите билеты на детский сеанс в кино (развлекательный центр, театр, зоопарк). Сходите в гости к кому-нибудь из близких друзей крохи.
  • Причем предварительно купите приятные маленькие подарочки. В общем, ведите себя нестандартно - не так, как всегда.
  • Восторгу малыша не будет предела. Уж вы-то знаете, как рутина способна стереть из памяти то, от чего бываешь счастлив! А ведь зачастую это именно приятные мелочи… Не исключено, что за вечно меняющимся настроением вашего сына или дочки кроется жажда приключений. Детям нужно знать, что в жизни всегда есть место празднику.
  • Периодически развлекайте себя оригинальными занятиями. Сделайте что-нибудь необычное: переставьте мебель в детской с учетом пожеланий ее хозяина; раскрасьте друг друга гримом. Или возьмите у крохи веселое интервью, фиксируя его на видео. Через несколько лет вы с удовольствием будете смотреть эту знаменательную документальную короткометражку.
  • А вы знаете, что из всех стихий плохое настроение больше всего боится воды? Особенно прохладной. Запишитесь в бассейн! Или устройте веселое купание в ванне. Различные брызгалки, смешные игрушки и мирные водяные пистолеты сделают процесс незабываемым.

Истерика у ребенка. Что делать?

Однако бывают ситуации, требующие экстренных решений. Если во время веселого мероприятия ваш ребенок вдруг залился слезами, попытайтесь вместе разобраться в причинах.

Материальный мир – отличный помощник, если правильно им пользоваться. И дети умеют это делать. Простые, незатейливые вещи доставляют им удовольствия не меньше, чем дорогостоящие игрушки и хитроумные игры. Видите, каким светом озаряется лицо малыша, когда, копаясь в песочнице, он находит цветное стеклышко? Для него это драгоценность.

В критические минуты хорошо иметь под рукой несколько легкомысленных предметов. Это может быть, к примеру, устройство для создания мыльных пузырей. Нет на свете мальчика или девочки, которых оставила бы равнодушными их переливчатая поверхность…

Или воздушные шары. Кто сказал, что они предназначены только для дня рождения?

Бенгальские огни – настоящий фейерверк, только маленький. Вовсе не обязательно ждать Нового года, его можно встретить прямо сейчас. И пусть этот год, начавшийся в любой день осени или зимы, станет Годом беспечности и веселья!

Атласная ленточка, кроватка для пупсика, миниатюрная машинка или глиняная свистулька – все это легко уместится в маминой сумке. И в нужный момент станет отличным утешительным призом для малыша, у которого на щеке подсыхает последняя слезинка.

Алена спрашивает:

Добрый день! Помогите пожалуйста советом, уже не знаю как себя вести, моему сынуле 2,4 года, последние 3 месяца очень изменился, стал драться, кричать, не реагировать на замечания и просьбы, может это банально, но я уже не знаю как его утихомирить. Сначала пыталась спокойно ему объяснять что-то, говорить что так не хорошо и т.д., но это не помогло, потом могла крикнуть на него и хлопнуть по попе, ставлю в угол. Такой метод тоже не действует. Вот сегодня ситуация, вышли на улицу, сразу побежал к качели, перед тем как посадить я его предупредила, что долго кататься на ней нельзя потому что она холодная, когда я начала ему говорить, что нужно вставать, а то замерзнешь, началась истерика, начал толкаться ногами, кричать и т.д. пыталась отвлечь на птичек, на деток... в результате проплакал минут 10-15. Я просто не знала куда себя деть и как себя вести!

Здравствуйте, Алена!
Возраст Вашего ребенка является особенно значимым для формирования детского "Я". Оно должно освободиться от поддержки, которое ему оказывало "Я" матери, чтобы отделиться от матери и воспринимать себя не как мамину часть, а как отдельного человека, отдельное "Я". То есть сейчас формируется самостоятельность Вашего ребенка(если сформируется неправильно, то это будет пассивность, инфантильность). Поэтому вам нужно научиться как бы "отпускать" ребенка, т.е. позволять ему уже чуть больше, но в пределах разумного. Например, с той же качелей - он подсознательно отстаивает свое "Я", требуя права самому решить сколько ему кататься, а Ваши логичные доводы ему еще не понятны, поэтому не боритесь с ребенком, а лучше возьмите что-то подстелить чтоб ему было не холодно. Ни в коем случае не бейте ребенка, а научитесь договариваться и все же переключать. Если на птичек и деток не получается, то придумайте что-то пооригинальней - "давай поищем качелю получше, я знаю где она есть" или "у меня в кулачке есть что-то для тебя(какая-нибудь печенюшка или другая мелочь), но ты должен взять это сам, встав с качели"- Вы, как мама, лучше всех знаете своего ребенка и можете придумать для него что-то особенное. И еще, Вам нужно знать, что в этом возрасте проявляется двойственное отношение к маме - очень сильно люблю, но появляется агрессия (чтобы помочь отделиться его "Я")к маме(может кусать, бить, "ругать"). Нужно спокойно объяснить ребенку, что мы все можем злиться, но нельзя делать больно живому, а позлиться можно разорвав старую газету, поколотив пустую картонную коробку и т.д. И еще попутно - не предъявляйте очень строгих правил по поводу опрятности (сесть вовремя на горшок, не пролить ничего на себя и т.д.). Всему свое время - дайте ребенку право "дозреть" до такого самоконтроля. Пусть он знает, что у него есть право на ошибку.

Подростковые гормональные бури доставляют родителям немало беспокойств. Тут и резкая смена веселья на слезы, немотивированная агрессия по отношению к чужим и близким, странные увлечения . Это один из самых серьезных периодов в жизни человека, период, когда все вложенное в ребенка может пропасть.

Искать виновных в такой ситуации бессмысленно. Компания, сам ребенок, родители, виноваты все и не виноват никто. Чем сильнее опека, чем строже контроль над ребенком, тем больнее падают стены песочного замка, в то же время недостаток опеки вызывает те же явления, что и ее превалирование. Очень много зависит от характера и стойкости самого подростка. Многие дети, попадая в почти одинаковые ситуации, поступают по-разному, это зависит от уровня развития, от количества полученных знаний, от умения применять навыки.

Конечно же, лучше было бы заниматься воспитанием до кризиса, об этом написаны горы книг, но чаще всего проблема возникает, как бы из ниоткуда и с ней приходится бороться. Бороться ради самого ребенка, который может настолько далеко уйти от вас, что больше вы не сможете быть рядом. Совсем миновать кризис сложно, просто нужно быть готовым к нему, не дать уйти ребенку в глубокую депрессию или в преступную группировку.

Первое что необходимо сделать - начать говорить с ребенком. И помнить, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. Просто еще недостаточно взрослый. И не думайте, что всё будет так просто, вы сядете, и всё-всё узнаете. Это зависит от того, насколько уже подросток успел закрыться. Никто не помешает ему соврать вам, и когда ложь раскроется, вы поймете, что в чем-то прокололись, потеряли доверие. Придется найти его вновь, помните, что до 5 лет родители - царь и бог для ребенка?

При разговоре с подростком не стоит использовать категоричных форм, так же как и не стоит показывать ребенку его интеллектуальную незрелость с излишней навязчивостью. Старайтесь строить предложения так, чтобы ребенок не мог односложно ответить "да" или "нет", пусть использует мышление и дает развернутый ответ. Так же в вопросе не должно содержаться намека на ответ. Смотрите сами: "Вася, ты что, принимаешь наркотики? (встречаешься с Петей, пьешь пиво, взял у папы из кармана две гривни и т.п.)". Сами бы вы, что ответили на такой вопрос? Вот и ребенок скажет то, что вы сами хотели услышать - святую ложь, чаще всего так и происходит. Старайтесь вопросом натолкнуть подростка на произнесение вслух причины действия, пусть он вслух проводит параллели между причиной и следствием.

Необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознание себя как личности. То, что еще вчера казалось незначительным, может приобрести новые черты. В этот же период происходят радикальные перемены во внешности, тело меняется, меняются желания. Невозможно оставаться самим собой, ребенком, когда даже собственное лицо становится иным. В это время некоторую лабильность (перепады настроения) можно считать нормой. Если грани перепада настроений не велики и не слишком часты, можно помочь подростку сбалансировать настроение. Например, с помощью травяных чаев, ванн с солью и хвоей, прогулок на природе. Если перепады повторяются все чаще, без видимых причин, стоит поговорить с врачом.

Самая тяжелая часть - подростковые депрессии , которые иногда приводят к суициду. В подростковый период уже вполне созрел страх смерти, но вот ценность жизни еще не осознана. Депрессия может проявиться даже у ребенка, у которого, на первый взгляд все в порядке. Ведь вся семья уже знает, с какими оценками он окончит школу, в какой ВУЗ поступит, кем станет. И вот гормональная перестройка и переосмысление жизни ломает эти графики и планы, человек осознает, что может быть и по-другому. Особенно тяжело переносится подростком утрата одного из близких людей - родственника, близкого друга. Если вы наблюдаете признаки депрессии более, чем одну неделю необходимо срочно обратиться к врачу, такую проблему человек не всегда в состоянии пережить сам, ему нужна помощь специалиста.

Старайтесь сделать рацион подростка разнообразным и сбалансированным, перенасыщение рациона животными жирами и искусственными ингредиентами так же способствует развитию нервных проблем. Алкоголь , излишки кофеина, недостаток движения - всего этого следует избегать, не только для хорошей фигуры. Здоровое тело содержит в себе здоровый дух, это было сказано очень давно.

Общайтесь, искренне старайтесь интересоваться жизнью ребенка, его миром. Знакомьтесь с его друзьями. Будьте и наставником и другом, это прописные истины, но если бы все их придерживались, детских проблем стало бы меньше. И помните, как бы много вы не читали, как бы много симптомов не совпадало с тем или иным нарушением, точно определить может только специалист. Не делайте поспешных выводов, но и не закрывайте глаза на проблемы.

Сложным детям свойственны перемены настроения. Воспитывая таких детей, очень важно уметь читать их настроение и знать, как его изменить.

Вам наверняка известно, что такое дурное расположение духа, - сами впадали в такое состояние. Например, у вас бывали дни, когда хочется послать всех к черту, когда в разговоре с собеседником вы односложно отвечаете: «Похоже», «Когда угодно» или «Неплохо».

А бывает, что вы светитесь счастьем и у вас легко на душе. Но кто-то говорит вам что-то такое, отчего вы снова расстраивались. И вы снова отвечаете: «Все равно», «Все хорошо» или «Все будет прекрасно», правда тон при этом совсем не веселый.

Почему у ребенка быстро меняется настроение?

Если у вас сложный ребенок, вы должны знать всё о переменах настроении. Вам когда-нибудь доводилось посмотреть на сына, вернувшегося из школы мрачнее тучи, и подумать про себя: «Да, денечек будет не простым, однако...» (или что-то похожее на это)? А когда ваша дочь проснется в плохом настроении, вы говорите себе: «Она встала не с той ноги, не жди ничего хорошего...» (я угадал?).

Нас всех касаются перемены настроения. Но родителям сложных детей необходимо стать специалистами в деле создания перемен настроения.

Вот в действительности вещь, которую нужно знать в первую очередь.

Когда вы не в духе, вы и мир воспринимаете соответствующим образом. То же самое происходит с ребенком. У него не большой выбор - он либо раздражен и сердит, либо надут и отключен от окружающего мира. Радость в таком состоянии для него недоступна. Если вы считаете, что сложный ребенок быстро изменит гнев на милость и при этом не потребуется ничего глобального, то вы витаете в небесах.

Давайте повторим ключевую идею: пока вы не измените настроение своего ребенка, вы не сможете изменить его поведение.

Настроение связано не только с событиями дня. Оно также зависит от химических процессов, протекающих в мозге и организме в целом. Невидимый мир химических процессов может менять наши эмоции. Когда родители слышат об этом, они часто издают вздох облегчения: ага, понятно, почему вдруг ни с того ни с сего меняется поведение.

Какие химические элементы влияют на работу мозга?

Родителям сложных детей вовсе не обязательно становиться экспертами в области нейрохимии и психологии, но знать о некоторых важных химических элементах, влияющих на работу мозга, им необходимо. Эти знания способны изменить отношения в нашей семье.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно реже, - это адреналин и кортизол.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно чаще, - это дофамин и серотонин.

Действие адреналина

Адреналин виновен в возбуждаемости, по крайней мере частично. Жизнь на адреналине заставляет людей безрассудно сжигать свои силы. Он делает людей менее сговорчивыми, и он усложняет перемену настроения у детей.

Когда выбрасывается много адреналина, мозжечок (зона «дерись/беги») становится очень активным. Фактически, настолько активным, что подавляет другие зоны мозга. Возможно, вам это знакомо: кто-то с самого утра наговорит вам кучу неприятностей, и вы не можете успокоиться весь оставшийся день. Частично это объясняется тем, что вам угрожали - следовательно, произошло повышение уровня адреналина, и механизм «дерись/беги» включился.

А что с детьми? Выброс адреналина в организм девочки - и попытка изменить ее поведение становится пустой тратой времени до тех пор, пока его содержание не понизится. О том, что у сложного ребенка произошел выброс адреналина, можно определить по четким признакам.

Понизить уровень адреналина легче всего в семьях, придерживающихся определенного распорядка. Давая четко и спокойно понять ребенку, что «мы в таких ситуациях поступаем таким образом», вы помогаете ему почувствовать себя в безопасности. Спокойно проводимое время также помогает.

Время от времени вам, возможно, даже захочется повысить уровень адреналина, ведь он является отличным антидепрессантом. Это можно сделать с помощью заданий на определенное время. Например, скажите ребенку: «Давай посмотрим, успеем ли мы привести в порядок комнату за десять минут, а потом поиграем».

«Кортизоловые ковбои»

Кортизол - еще один важный нейрохимический элемент, за которым стоит следить. Кортизол - это гормон стресса, он высвобождается вместе с адреналином. Что, ужасно? Подавленный и возбужденный одновременно!

Кортизол понижает речевую активность. Вам приходилось терять дар речи (допустим, некоторое время вы не могли выразить свои мысли словами)? Это происходило потому, что кортизол наполнял так называемое поле Брока - мозговой центр речи, - блокируя его на время. Сложные дети, находясь в состоянии стресса, почти всегда имеют проблемы с выражением своих мыслей. Вот почему вы слышите односложное мычание, особенно со стороны подростков.

Кортизол также снижает способность людей менять тактику. Он делает их раздражительными и брюзжащими. Человек не может фильтровать информацию - отбрасывать не относящиеся к теме факты, - что частично объясняет, почему, находясь в стрессовом состоянии, мы испытываем трудности в выборе приоритетов.

Понижение уровня кортизола обещает спокойную и счастливую жизнь. Что надо сделать для этого? Очень важно, чтобы жизнь ребенка была лишена насилия, насмешек и унижения. Полезно также соблюдать семейные правила и ритуалы. Обязательно убедитесь в том, что сложный ребенок не потребляет слишком много сахара и пьет достаточное количество воды - при этих условиях содержание вредного гормона понижается. Уровень кортизола, как и адреналина, понижает крепкий и спокойный сон.

С повышением кортизола связывают флуоресцентное освещение. Семьям со сложными детьми следует избегать такого освещения.

Что влияет на настроение ребенка?

Диета

Еда - мощный наркотик, и вы это знаете! Вот почему мы так любим ходить в рестораны, есть дорогие блюда и пить прекрасные вина.

Один из самых быстрых способов изменить настроение детей - накормить и напоить их. Стакан обыкновенной воды понижает уровень кортизола. Если у вас нет ничего другого, что вы можете предложить находящейся в расстроенных чувствах дочери, предложите ей выпить воды. Если она откажется, выпейте сами. Вам она тоже нужна.

Джулия Росс в своей замечательной книге «Исцеление настроения» пишет о важности увеличения белков и сокращения углеводов в блюдах на завтрак. Такой завтрак повышает концентрацию внимания и улучшает память. Диета, насыщенная аминокислотой под названием триптофан, также предупреждает стресс. Триптофана много в таких продуктах, как мясо индейки, постная говядина и миндаль. Эти продукты повышают уровень триптофана в крови. Триптофан в организме синтезируется в серотонин. В ваших силах предложить сложным детям природный антидепрессант, посадив их на подобную диету.

Диета будет особенно эффективной, если вы одновременно сократите количество кофеина и заменителей сахара в продуктах и напитках, которые потребляют ваши дети.

Движение

Чем больше я работаю со сложными детьми, тем больше склоняюсь к тому, что тело обладает памятью. Кажется, особенные позы и положения «включают» специфическую память. Можете не сомневаться, ребенок, согнувшийся за письменным столом в три погибели, легко вспомнит состояние усталости, а тот, кто изобразил гримасу на лице, скорее всего, вызовет в памяти гнев или страх.

Частично изменить настроение можно при помощи перемещения ребенка из одного места в другое. Только не надо пихать и тащить его, просто скажите: «Вижу, ты расстроен. Мне нужно пойти на кухню, пойдем со мной, и ты все мне расскажешь». Перемена места часто означает перемену модели состояния.

Серьезное обсуждение чувств ребенка во время движения вряд ли будет продуктивным. Идя рядом с ним и слушая, что у него случилось, вы не решите проблемы как таковой, но, возможно, подходы к решению будут найдены.

Музыка

Миллионы тинейджеров не могут ошибаться: музыка действительно меняет настроение, а от взрослых добавим: и функционирование мозга.

Музыка активизирует мозг - она мощным образом влияет на эмоции, усвоение знаний и анализ. Некоторые исследования обнаружили, что музыка Моцарта связана с повышением уровня образованности: учащиеся, которые слушали Сонату для двух фортепьяно в до-мажоре в течение десяти минут, повысили показатели абстрактного и пространственного мышления во время тестирования. Классическая музыка, как было замечено, ассоциируется с расслаблением.

Прослушивание музыки меняет мозговую организацию: электроэнцефалограмма четырехлетних детей, которые ежедневно по часу слушали классическую музыку, показала большую умственную последовательность. Дети больше времени находились в альфа-состоянии, т. е. были спокойны, расслабленны и сообразительны.

Полезно также обучение игре на музыкальных инструментах. Например, игра на пианино повышает пространственное понимание и развивает способность продумывать свои шаги. Обучение музыке повышает умение слушать и улучшает память.

Постарайтесь найти подходящие инструменты для вашего ребенка. Например, освоение кларнета, пианино и электрогитары требует мелкомоторных навыков, а трубы и ударных - крупномоторных. Игра на музыкальных инструментах часто оказывается сильнейшим способом выражения чувств, описать которые словами бывает очень трудно, почти невозможно для многих детей. Повторяющиеся движения, связанные с игрой на инструментах, могут также поднимать уровень дофамина.

Музыка в доме во время завтрака или после возвращения из школы сообщает детям, что они уже в другом месте (т. е. не в школе), и помогает им изменить настроение.

Телевидение и видео

Телевидение отлично меняет настроение. Те, кто плюхается перед экраном в мягкое кресло и мгновенно отключается, знают об этом.

Девяти-двенадцатилетние дети проводят перед телевизором феноменальное количество времени. Двадцать два процента детей смотрят телевизор более трех часов в день, а четырнадцать процентов еще не менее трех часов играют в компьютерные игры.

Телевидение моделирует импульсивные поступки. Появление героя с пассивным характером в современных телесериалах сейчас немыслимо, и на детях это, конечно, отражается.

Тестирование более миллиона студентов Израиля обнаружило сложную связь между просмотром телевидения и образовательными способностями. Небольшое количество времени, проведенного перед экраном (не более 1,4 часа в день или 10 часов в неделю), положительным образом влияет на академические достижения; превышение лимита уже отрицательно сказывается на процессе обучения. Особенно это касается детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет.

Допустимое количество времени перед телевизором изменяется в соответствии с возрастом. Исследования показывают, что длительный просмотр мультфильмов значительно ослабляет концентрацию внимания у детей в возрасте до двух лет. Девятилетний ребенок может смотреть телевизор до двух часов в день, тринадцатилетний - полтора часа, а для семнадцатилетних подростков идеальное время у экрана сокращается до получаса в день. Как видите, всё наоборот.