Во что любят играть современные дети. «В какие игры играют современные дети? Игры с тенью

Согласно теоретическим позициям отечественной возрастной психологии, ведущей деятельностью дошкольника является ролевая игра. Именно в этой деятельности складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче выделяется ребенком в игре.

Одним из главных положений концепции игры выдающегося теоретика и исследователя игровой деятельности детей Д.Б. Эльконина является утверждение о ее социальной природе. Он многократно и убедительно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Эти положения стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника .

Однако исследования игры Д.Б. Эльконина проводились в 60-70 годах, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в нашем обществе, в отношениях между людьми и в условиях жизни детей. Эти изменения не могли не отразиться на игре детей. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, по крайней мере, по следующим причинам.

Во-первых, особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр.

Во-вторых, игра, в силу ее особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого этого общества.

В-третьих, анализ современного состояния игровой деятельности ребенка чрезвычайно важен для дошкольного воспитания, для построения новых методов педагогики игры .

Однако, несмотря на важность этой задачи, серьезные психологические исследования, посвященные специфике игры современных детей, в настоящее время отсутствуют. Вместе с тем, родители и воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5-6 лет произошли определенные изменения в играх дошкольников.

Наиболее явное изменение, которое фиксирует большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. В большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остается не менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть – они возятся, дерутся, толкаются – поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными настольными играми и предлагают им различные мозаики, конструкторы и пр.

Вместе с тем, следует подчеркнуть вариативность игры и ее зависимость от конкретных условий воспитания. Существует отдельные детские сады, где игровой деятельности детей уделяется большое внимание, и ролевая игра принимает развернутые формы. Дети, живущие в нормальных семейных условиях, тоже, как правило, любят и умеют играть в ролевые игры. Однако такие сады и такие условия в настоящее время, скорее исключение, чем правило. Нас же интересует более широкая и обобщенная картина того, во что и как играют современные дошкольники.

Причины ухода игры из дошкольного детства достаточно очевидны. Прежде всего, это непонимание развивающего значения этой детской деятельности. Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Этому во многом способствует ориентация взрослых (родителей, педагогов, специалистов) на обучение дошкольников. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков (главным образом чтения, счета, письма) . Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из жизни и образовательного процесса дошкольников .

Еще одной причиной сокращения доли игры является отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных группах) . В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.

Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, а не побудителями внешней и внутренней активности детей.

Установка на потребление активно формируется и усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности .

Однако одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно подчеркивается. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, в которых, так или иначе, присутствуют термины «игровая форма» , «игровые средства» , «игровые технологии» , «игровые занятия» и пр. Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей) , а средством обучения.

В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.

Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением.

Игра для ребенка то же самое, что планирование своей деятельности для взрослого. Перед любым значимым событием в жизни надо подготовиться, в уме просчитать, прорепетировать, что мы будем говорить и делать. Если не готовимся к важным вещам, то можем попасть в неприятную ситуацию. Вот и ребенок, когда в ролевой игре повторяет действия взрослых (лечит, учит, воспитывает, воюет, строит) , репетирует, готовится к важному для себя событию – взрослой жизни. Если он не успел потренироваться в детстве на игрушках, то во взрослой жизни чувствует себя неуверенным, может оказаться не на высоте. Может, поэтому взрослые, рано лишившиеся детства, доигрывают, нагоняют упущенное и в 30, и в 40 лет, и пока не натренируются, не чувствуют себя по-настоящему зрелыми.

Детская ролевая игра (в доктора, школу, дочки-матери, войнушка и прочие сюжетные игры) может сделать то, что не в силах исполнить самый профессиональный учитель. С ее помощью ребенок учится с легкостью и радостью, развивает все психические процессы (память, внимание, речь, мышление, воображение) незаметно и эффективно. Дошкольникам надо обучаться только так, они пока не в состоянии сесть за парты и сосредоточиться волевым усилием. В одной игре надо сидеть как мышка и не пошелохнуться, чтобы тебя не обнаружили. Так развивается волевая концентрация. В другой игре надо запомнить волшебные слова, чтобы найти клад. Так развивается память. В третьей игре надо быть начеку и не пропустить своей карточки в лото, потому что выиграет тот, кто первым закроет свою большую карту. Так развивается внимание. И так далее.

Дальнейшее развитие теории детской игры могло бы быть продуктивным в следующих направлениях:

  1. изучение особенностей игры как одного ребенка в его индивидуальной игре, так и в коллективной игре с другими детьми и обсуждение зависимости (или независимости) уровня развития игры ребенка от включения его в игру с другими детьми;
  2. изучение особенностей игры детей в разновозрастных и интеграционных (где одновременно присутствуют дети с нормативным и отклоняющимся развитием) группах, когда партнеры по игре имеют различия, связанные с интеллектуальным развитием, поведенческими особенностями, физическими ограничениями и т.п.;
  3. изучение динамики индивидуальной и групповой игры детей разных психологических возрастов (в том числе вопроса о том, почему возникает в определенный момент между определенными детьми игровая ситуация и почему, из-за каких внешних или внутренних событий она завершается) ;
  4. изучение особенностей игры ребенка или группы детей в зависимости от игрового материала, который используется в игре (игровой материал в данном контексте понимается предельно широко) ;
  5. изучение особенностей игры ребенка или группы детей в помещении и на открытом пространстве (на улице) .

Список использованной литературы

  1. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Е. Смирнова и другие. – М.: Ломоносовъ, 2012. - 224 с.
  2. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 236 с.
  3. Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе / Э.М. Рутман // Вопросы психологии. - 2011. - №4. - С. 161-167.
  4. Смирнова, Е.О. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Е.Г. Шеина [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2012 - №1 – URL: http//psyjournals. ru/jmfp (дата обращения 24. 11. 2017) .
  5. Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010 - №3. – С. 29-32.
  6. Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. - 2014 - №1. – С. 41-46.
  7. Теплицкая, И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста / И.Б. Теплицкая // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - 2011. - С. 111-116.

Оля Макеева
Эссе «Во что играют современные дети»

Во что играют современные дети ? Играют ли они вообще ? И можно ли назвать игрой то, чем занимаются наши дети ?

Современные дети , как и много лет назад стремятся познать все новое, они достаточно развиты коммуникативно, они более раскрепощенные. Нынешние дети очень быстро могут разобраться в том или ином техническом вопросе. Жизнь диктует свои условия, ее ритм заметно ускоряется, она перенасыщена информацией. Изменились условия жизни, а вместе с ними изменились и игры. Раньше были кубики, мягкие игрушки, конструкторы, мозаика, куклы. Теперь все чаще их заменяют компьютерные игры, мультфильмы в неограниченном количестве, планшеты, ноутбуки. Все больше появляется новых гаджетов и современных игрушек . В наше время все меньше остается места традиционным играм , а ведь игра всегда являлась неотъемлемым детским занятием. Еще буквально десять лет назад подвижные игры на свежем воздухе занимали большую часть детского времени. Современные дети тоже помнят о существовании активных игр, но как часто они в них играют ? К сожалению не многим представляется возможность играть в подвижные игры сколько и когда захочется. Родителям зачастую удобно, чтобы ребенок находился дома за компьютером, а не играл на улице , где нужно следить за ним, находиться рядом.

И в современном образовательном процессе потенциал игры не востребован, игра вытесняется из жизни наших детей и перестает быть средством социализации, хотя очевидна огромная роль игры в воспитании полноценной личности. Игра развивает самостоятельность, креативность воображения, самосознание.

Так во что же играют современные дети ? Первое место по популярности занимают игры, находящиеся в различных современных гаджетах . Так же востребованными игры, касающиеся тематик различных фильмов, мультфильмов, комиксов. Среди современных детей авторитетом пользуются такие герои как Гарри Потер, Люди Икс, Человек-паук, Аватар и прочие. Зачастую такие персонажи пропагандируют жестокость, агрессивность, в приоритете-быть первым не важно какой ценой. Образы всевозможных роботов-мутантов отодвигают человеческое начало на второй план, поэтому взрослым необходимо корректировать такие игры.

Очень важно найти место и время для ребенка, чтоб он мог поиграть . Поиграть в то , что ему не просто необходимо, а в то, что ему жизненно важно, чтоб ему вырасти здоровым психически, в то, чтоб ему вообще вырасти! Вырасти из своих трудностей развития, вырасти. Чтобы не бояться окружающего мира, чтобы захотеть стать кем-то, чтобы знать, что ему самому нужно в этом мире и какую пользу он этому миру хочет принести!

Публикации по теме:

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Занятия проведены. И, как всегда, дети расходятся по группе играть. Весна, дачи. Вот и дети загружают свои автомобили и отправляются.

В последнее время укрепляется тенденция увеличения в дошкольных учреждениях детей с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Конспект НОД по развитию речи «Дети играют в кубики» Тематическая неделя «Я-человек» для детей первой младшей группы. Подготовила: воспитатель 1 категории 1 младшей группы МБДОУ №6 «Улыбка».

Консультация для родителей «Играют дети - играем вместе». Консультация для родителей «Играют дети – играем вместе» (из опыта работы). Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь.

Родительское собрание в форме круглого стола во второй младшей группе «Во что играют наши дети» Родительское собрание в форме круглого стола во 2-й младшей группе на тему «Во что играют наши дети» Добрый день, уважаемые родители.

Родительское собрание для воспитанников родителей средней группы. Тема:"Играют дети-играем вместе"Задачи:Рассмотреть правила организации.

ФУНКЦИИ ИГРЫ.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Воспитательная функция -помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

5.КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

творческие игры сюжетно-ролевые «Магазин», «Больница», «Библиотека» и др Цель: изучение различных социальных ролей человека Виды сюжета: Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)
режиссерские «Авария на дороге» и др. Цель: развитие творчества и фантазии Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы; Условие: создание детям индивидуального пространства
строительно-конструктивные Цель: решение конструктивных задач Виды материала: природный, специально созданный, подсобный Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач
театрально-художественные Цель: приобщение ребенка к искусству; Виды: дети-режиссеры и дети-актеры; Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;
игры с правилами дидактические Цель: обучение Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года») Особенности: наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил
подвижные Цель: Виды: Особенности: наличие правил
сюжетные и бессюжетные игры спортивные игры (большой, средней и малой подвижности)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой

В основе классификации лежит представ­ление о том,по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр :

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),

само­стоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно-отобразительные,

сюжетно-ролевые.

режиссерские,

театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого , который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие :

а) дидактические,

б) сюжетно-дидактические,

в) подвижные;

досуговые игры :

а) игры-забавы,

б) игры-развлечения,

в) интеллектуальные,

г) празднично-карнавальные,

д) театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные ), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

МИР ИГРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА.

Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно отметить: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин:

1. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся их научить! Как можно раньше научить читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая!

2. Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми - они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени. У детей нет возможности перенимать игровой опыт.

3. Современные родители не пускают (боятся) детей гулять. Ребенок должен находится в поле зрения родителей.

Нельзя не сказать и о том, насколько современные игрушки отличаются от игрушек родителей. Во-первых, их много, поэтому ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками!

Есть еще одна особенность жизни детей – родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками. Нужно больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжетные игры, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Игры современных детей:

1. Подвижные игры являются значительными, выходят на 1-е место (снятие внутреннего эмоционального напряжения).

2. Обучающие дидактические игры.

3. Компьютерные игры (строго отбирать содержание).

4. Игры один на один с взрослым – игры мимоходом (считать деревья и т.д.).

5. Пальчиковые игры, подготовка к овладению грамотой.

6. Реже играют в СЖРИ, изменяются, варьируются в зависимости от времени, меняются игрушки для СЖРИ.

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ С.Р.И.

Сюжетно – ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий. Последовательно сменяющих друг друга:

ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно – отобразительная игра, сюжетно – ролевая игра. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра . По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Следующий этап игровой деятельности получил названиеОтобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий -наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры .

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры , в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

При правильной организации воспитательной работы уже в первой половине второго года жизни дети начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из его жизни. Наступает следующий этап развития игры - она становится сюжетно-отобразителъной.

Характерной чертой самостоятельной сюжетно-отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия. Например, девочка может измерить кукле температуру: поставить ей под мышку палочку, вынуть, посмотреть, определить температуру и снова поставить градусник. В других случаях дети, вытерев куклу после купания, начинают снова ее мыть и т. д.

У детей третьего года жизни преимущественно сохраняется характер отобразительных игр, но действия становятся более разнообразными. В них отражаются уже не только манипуляции с предметом, но и человек, действующий определенным образом. Впрочем, действия человека еще не выделяются из отражаемого ребенком жизненного явления: ребенок изображает в игре и работу шофера, и шум мотора. Каждое сюжетное действие само по себе имеет свою логику: зайчик шел - «топ-топ»; упал и хнычет - «ой-ой»; кушает - «ням-ням». Однако комбинируются они в произвольной последовательности.

Развитие игры в раннем детстве происходит также в связи с возникновением роли, которую берет на себя ребенок, выполняя то или иное действие. Уже в играх, в которых дети лечат или причесывают куклу, фактически имеет место выполнение ряда действий, производимых взрослыми. Но дети при этом еще не называют себя именем взрослых, чьи действия они выполняют в игре. Сначала ребенок начинает называть себя своим собственным именем, чтобы понять, что именно он произвел действие, в дальнейшем, с развитием игровой деятельности дети начинают обозначать свои действия другим именем - ролью.
Первые зачатки роли проявляются лишь в самом конце раннего детства. Это находит двоякое отражение. Во-первых, появляется называние куклы именем действующего лица. Кукла тем самым выделяется из игрушек как заместитель человека. Во-вторых, появляется разговор ребенка от лица куклы. Например, Вова ставит двух кукол лицом друг к другу и говорит за них: «Здравствуй, Коля, я пришла». В этих проявлениях мы видим зачатки будущей ролевой речи, которая произносится уже не от «лица» роли, взятой на себя ребенком, а через куклу.

В игре игрушки заменяют ребенку предметы, а отобразительные ситуации становятся носителями определенных отношений между людьми. На третьем году жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее. Нет еще явного общения ни с кем, ребенок играет в одиночестве, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отражают деятельность взрослых. Именно ситуация общения определяет переход от игры предметной к игре сюжетно-ролевой.

16.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ. При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

ПРИЁМЫ ПРЯМОГО РУКОВОДСТВА.

Ранний возраст.

Приемы прямого руководства. - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

Показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

Совместные с воспитателем игровые действия

Включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

Демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

Применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

Подсказывающие вопросы

Младший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

Вторая младшая группа

Обучение способам игрового отражения действительности:

Включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

Обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

Вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

Поощрение

Побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

Помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

Средняя группа

Включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

Вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

Старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры)

Игры с бумагой

«Снежки»: дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими.

«Блестящие комочки»: дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними.

«Бумажный вихрь»: дети нарезают ножницами кусочки цветной тонкой бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, наблюдают за «полетом».

Игры с тенью

Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ,ИНИЦИАТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

В возрасте 4-5 лет детям для воплощения взятой роли необходимы различные атрибуты (белый халат, штурвал, матросская шапочка). В то же время развитие игры требует тщательного подбора игрушек и материалов. Здесь важно отказаться от принципа «чем больше – тем лучше». Большое количество атрибутов приводит к тому, что дети не столько играют, сколько манипулируют с предметами.

Организация каждой сюжетно-ролевой игры требует подбора ключевых игрушек и атрибутов. Например, основное для игры в больницу – это белые халатики для врача и медсестры, фонендоскоп, шприцы, градусники. Всё остальное выбирается из предметов-заместителей по ходу игры (например, платочки из уголка ряженья на время могут стать «перевязочным материалом», бумага и карандаши из уголка рисования – материалом для выписки рецептов).

Минимизация атрибутики для сюжетных игр имеет преимущество и в том, что игровой уголок будет выглядеть опрятно. Если предметно-игровая среда перегружена всевозможными атрибутами, она мешает игре, препятствует развитию игрового творчества. С этой целью необходимо минимизировать тематические наборы для сюжетно-ролевых игр.

В сюжетно-ролевой игре многие реальные предметы легко могут быть заменены воображаемыми. Например, игровое действие «помазать ваткой перед уколом» может быть действием, совершаемым без предмета и озвученным («как будто уже помазали»), т.е. изобразительным игровым действием. Тем самым создаются условия для более интенсивного развития сюжетной линии игры, т.к. ребенок начинает обращать внимание на придумывание новых событий, а не просто выполнение «профессиональных» действий.

Организация предметно-игровой среды может быть привязана к конкретной игровой теме весьма условно. В этом случае игровое пространство становится универсальным, дети могут разворачивать сюжетно-ролевые игры, отталкиваясь от своих замыслов, а не от диктата предметно-игровой среды.

Дошкольники начинают сами создавать предметно-игровую ситуацию для реализации своего замысла, используя готовые игрушки, предметы-заместители, воображаемые предметы.

Игрушки становятся, с одной стороны, все более реалистическими, детализированными, более разнообразными по тематической направленности. С другой стороны, усиливается условность игрушек.

Для игрушек, с которыми играют дети среднего дошкольного возраста, важна эмоциональная выразительность. Выражение «лица» зверюшки может быть удивленным, любопытным, весёлым, грустным, озорным. Это пробуждает у ребенка фантазию, вызывает желание играть с такой игрушкой определенным образом.

В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и профессий и мягкие игрушки, лучше не очень крупных размеров – чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды; разнообразные виды транспорта.

В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера, катушек, лоскутов ткани, палочек, трубок. Всё это найдёт применение в игре, и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Важно привлекать к оформлению игровых мест самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора.

Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. Для этого можно использовать раскладные ширмы, цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.

Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек). Дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его.

Игры с водой, снегом, льдом

«Волшебная вода»: смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков.

«Цветные капельки»: капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки.

«Льдинки»: замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега.

«Ледяные узоры»: замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и рассматривание их.

«Освобождение из плена»: размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».

«Тонет - не тонет»: испытание на «плавучесть» .игрушек из разного материала.

«Снежные фигуры»: лепка из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра «в снежное царство».

«Кто прошел?»: узнавать следы на снегу по отпечаткам.

Игры с зеркалом

«Поймай солнышко»: маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика».

«Солнечные зайчики»: воспитатель и дети пускают веселые солнечные зайчики.

«Что отражается в зеркале»: попытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала.

Игры со светом

«Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень»: экспериментирование с тенью.

«Прятки и поиски»: поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте.

Игры со стеклами

«Мир меняет цвет»: рассматривание окружающего через стекла разного цвета.

«Таинственные картинки»: рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на картинке становятся невидимыми.

«Все увидим, все узнаем»: рассматривание предметов, мелких картинок, знаков, узоров через увеличительное стекло.

Игры со звуками

«Погремушки»: испытать, какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов.

«Звонкие бутылочки»: испытать, какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, или по пустым.

«Угадай, что шуршит, что гремит»: узнать с закрытыми глазами разные звуки (разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и т. п.).

46.ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Задачи работы воспитателя по развитию сюжетно-ролевой игры в старшей группе:

обогащение содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия), активизация воображения на основе сюжетов сказок мультфильмов;

построение игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сюжет (новые роли, действия, события), впоследствии – сложение новых творческих сюжетов;

создание условий для развития умения сотрудничать со сверстниками. В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю важно построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало овладе­ние детьми новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением . Оно включает: умение ре­бенка выстраивать новые последовательности событий, ох­ватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обо­значать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем дру­гие события); умение комбинировать предложенные им са­мим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. 47.ПУТИ РАЗВИТИЯ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возраст­ных этапах.

Сделать именно со­вместное сюжетосложение центром внимания детей можно в игре особого рода - совместной со взрослым «игре-приду­мывании» игре-фантазировании, протекающей в чисто словесном плане.

А). Совместную игру с детьми следует начинать не с придумы­вания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый перево­дит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Наиболее удобными для такого постепенного «расшатыва­ния» являются сюжеты известных детям волшебных сказок.

Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя об­щую смысловую канву событий, надо лишь изменять конк­ретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника), и получится новая сказка.

Возьмем, к примеру, сказку «Иван-царевич и Серый волк». Какие здесь возможны преобразования? В первом со­бытии сказки Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-царевича. Заменим Жар-птицу другой, труд­нодостижимой для Царя диковиной - к примеру, новогод­ней елкой. Пусть он отправит за ней не Ивана-царевича, а слугу (или любого другого персонажа, в восприятии детей положительно окрашенного). Во втором событии герой мо­жет встретить вместо Серого волка другого обладателя волшебного средства (Бабу-ягу, Фею, старичка-лесовика и т. п.) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет, са­поги-скороходы и т. п. С помощью волшебного средства ге­рой попадает в страну, где растут елки, - это третье собы­тие сказки. В четвертом событии герой должен вступить в борьбу с противником. Заменим царей-противников из сказки о Сером волке на Змея-Горыныча (дракона, злого волшеб­ника, гнома и т. п.), охраняющего самую красивую елку в лесу. Победив противника, герой забирает елку и возвраща­ется домой - это пятое событие сказки (здесь можно при­думать дополнительные препятствия: на пути герой встре­чает морского царя, колдунью и т. п., которых он успешно побеждает). И последнее событие - получение награды (пол­царства можно заменить любой привлекательной вещью - сто пудов мороженого, ранец к школе, велосипед и т. п.).

Б). Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сде­лать, «вспоминая» вместе известную сказку (по сути, пересказывая ее, но в непринужденной форме). Воспитатель обращается к двум детям:

- «Маша, Вася, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого волка? Что-то я ее не­много забыла. Давайте вместе вспомним. Будем по кусочку вспоминать - кусочек расскажет Маша, потом - Вася, по­том - я, а дальше опять Маша».

Пересказ должен происхо­дить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно, лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.

После его изложения взрослый предлагает передать «ход» следующему партнеру:

- «Ты уже рассказала кусочек, давай теперь Вася». Если дети забыли часть сказки, можно вклю­читься «вне очереди»: «Я вспомнила, что дальше было так...»

В). Этим же детям через 1-2 дня после пересказа воспи­татель предлагает:

- «Давайте по-новому играть! Будем вместе придумывать одну общую сказку, похожую на сказку про Ивана-царевича и Серого волка, только немного не такую».

Обычно это предложение с готовностью принимается деть­ми, но далее следует их вопрос: «А как мы вместе будем придумывать?» Воспитатель поясняет:

- «Будем придумывать по кусочку. Сначала я придумаю кусочек, потом - Вася, потом - Маша, а дальше опять я».

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства.

Воспитатель предлагает детям начало сказки:

-«Давайте, царю очень хотелось получить не Жар-птицу, а новогод­нюю елку, украшенную игрушками. Он слышал, что это очень красиво. И он отправил ее искать... Кого же он отпра­вил?»

Поначалу дети подскажут уже известного персонажа: «Ивана-царевича». В этот момент взрослый может внести свое предложение, направленное на дальнейшее изменение сказ­ки:

- «Давайте, у нас будет по-другому. У него был слуга, и он этого слугу отправил. И пообещал ему...»

Если у детей сразу появляются собственные инициативные предложения (относительно героя, награды), следует их принять. Затем воспитатель передает «ход» второму участнику игры:

- «Даль­ше ты придумывай, Вася!»

Г) В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую скаку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно пред­лагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы. Например:

- «Ивану-царевичу захо­телось учиться в школе, и он отправился ее искать»; «У Емели была сестра, и родители попросили его отвезти де­вочку на санках в детский сад. Вдруг поднялась вьюга, и они заблудились» и т. п.

Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10-15 минут. Расположиться для нее нужно в спокой­ном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей.

Д). По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с роле­вым взаимодействием. С этой целью взрослый включает де­тей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежа­щие разным смысловым сферам - разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милицио­нер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.).

Чтобы не «закрывать» предметными дей­ствиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «теле­фонных» разговоров персонажей.

Воспитатель приглашает двух детей поиграть вместе с ним и выясняет их намерения. Предположим, один из детей хочет играть в «магазин» и быть «продавцом». Воспитатель же берет себе роль, по смыслу совершенно не связанную с ролью ребенка, например, роль «Бабы-Яги», и предлагает следующую игровую ситуацию:

- «Давайте, Коля был в сво­ем магазине, и у него был телефон. А я в избушке на курьих ножках, у меня здесь тоже телефон».

Такое сочетание, казалось бы, несовместимых ролей обычно вызывает оживление и интерес у детей. Второму ребенку предлагается такая же роль, как у взрослого:

- «Таня, давай, ты - другая Баба-Яга, и у тебя тоже своя избушка».

Получив согласие детей на такое распределение ролей, воспитатель-«Баба-Яга» зво­нит своей соседке и развертывает с ней разговор, наводя­щий на мысль о необходимости взаимодействия с «продав­цом»:

- «Хотела к тебе в гости прилететь, да у меня ступа сломалась. Не знаю, как быть. Как ты думаешь, может быть в магазине их продают? Позвоню в магазин».

В зависимости от ответов «продавца» воспитатель так развертывает сюжет, чтобы у второй «Бабы-Яги» тоже возникла необходимость позвонить в магазин и даже посетить его.

Е). В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с деть­ми совместную игру-придумывание, предлагая теперь приду­мывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельнос­ти), а «настоящие истории».

Придумывание историй можно осу­ществлять уже в численно больших группах (до 4-5 чело­век). Воспитатель, обсудив с детьми начальный эпизод ис­тории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь), или предложив его сам, зани­мает в дальнейшем позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.

ПЛАНИРОВАНИЕ

(Васильева О.К. Ребенок и взрослый в мире игры. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр дошкольников. Минск, 2013)

Вопросы планирования воспитательно-образовательной работы по развитию сюжетных игр нередко вызывают у педагогов значительные трудности, так как в планах не учитывается творческий характер этого вида игр. Изучение анкет и анализ календарных планов позволили выявить типичные ошибки, допускаемые педагогами.

Многие педагоги ежедневно планируют новую тему сюжетно-ролевой игры, практически не связывая ее с работой по обогащению представлений детей. Ежедневное планирование новых игр не позволяет педагогу усложнять сюжетную линию игры, добиваться ее постепенного развития.

При этом жестко планируется ход игры, последовательность сюжетной линии и игровых действий. Реализация подобных планов, как правило, приводит к выполнению шаблонных действий по указанию педагога, отработке норм и правил поведения, отсутствию заинтересованности и увлеченности со стороны детей.

Даже тогда, когда педагоги планируют работу по обогащению представлений, связанных с игрой, они ставят задачи, направленные не на развитие игры (обогащение ее содержания и сюжета, освоение основных умений, связанных с ведущим способом построения игры), а на формирование новых и закрепление старых знаний и умений. Зачастую не продумываются способы развития интересов, эмоциональных предпочтений ребенка, способы развития ролевого и игрового взаимодействия с другими детьми.

Планирование сюжетных игр детей должно быть перспективным.

ВасильеваО.К. считает возможным разрабатывать одну тему игры в течение месяца, что, конечно же, не означает, что дети в течение этого месяца не будут играть в другие сюжетно-ролевые игры. Играть они обязательно будут, но в том и заключается искусство педагога, чтобы включить естественно возникающие самостоятельные игры детей в разрабатываемую игру.

Перспективный план по развитию сюжетно-ролевой игры может быть составлен на более длительный период - квартал, полгода, год. Его можно разбить на недели, выделить в нем конкретные дни, режимные моменты, содержание, задачи.

Поквартальное планирование дает возможность видеть перспективу развития сюжета и содержания игры, четко представлять, что должен делать педагог в течение этого времени: какие игрушки и с помощью каких приемов внести, какие игровые уголки создать, как оформить игровое пространство и направить игры детей.

Планирование сюжетно-ролевых игр включает:

Предварительную работу (занятия, прогулки, экскурсии, целевые наблюдения, на­блюдения за трудам людей разных профессий, дидактические и подвижные игры, показы и просмотры спектаклей, сценок, инсценировок, теле- и видео­фильмов, мультфильмов, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя, познавательные беседы, рассматривание картин, иллюстра­ций).

Основную работу:

цель игры (выделяют игровые цели: учить распределять роли, действовать согласно принятой роли, учить моделировать игровой диалог; воспитательно-образовательные и развивающие цели: закрепить знания, развивать воображение и речь, желание участвовать в совместных играх).

Например, научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Например, научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

сюжетные линии игры,

игровые роли,

ролевые действия,

атрибуты, игровой материал

Сценарии развития сюжетно-ролевых игр (конспекты-описания проведения сюжетно-ролевых игр, сюжетно-ролевые игры-ситуации)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА. Как отмечают родители и воспитатели, за последние 5-6 лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное изменение: дети стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Основная причина, как считают многие, - недостаток времени. И, действительно, во многих дошкольных учреждениях наблюдается явный сдвиг в сторону дидактики (различные занятия, дети постоянно заорганизованы). В результате остается совсем немного времени, которое они могут использовать на самостоятельную, свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки. Чтобы этого избежать, воспитатели начинаю заполнять свободное время детей спокойными настольными играми – мозаикой, конструкторами. Ролевые игры весьма однообразные и ограничиваются в основном семейной тематикой. Практически отсутствуют игры на профессиональные темы, весьма популярные 10-20 лет назад. Между тем, именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Принимая роль, ребенок не просто называет себя соответствующим персонажем, но и действует, отождествляет себя с героем. То, что дети игнорируют «профессиональные» роли, говорит о том, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей.Зато сюжеты, заимствованные с телеэкранов, оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные и не соответствуют реальным отношениям. Игра не возникает сама собой. Она передается от одного поколения детей другому, от старших – к младшим. В настоящее время связь прервана. Разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – исключении. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка. Этот факт негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка. Если взрослые не организуют игру ребенка, ее организует то, что он видит,т.е. массовая теле- и видеопродукция, компьютерные игры. В результате дети начинают играть в людей-пауков, роботов-убийц и т.д. Личность человека по исследованиям психологов и педагогов в основном складывается к 5 годам. Содержание детских игр создает эмоционально-смысловую основу представлений детей о мире. Отражая массовую видеопродукцию, у ребенка складывается впечатление о мире, как арене борьбы «наших» и «чужих», борьбы, где жестокость и холодный расчет приносят успех, где сильный всегда прав, обмануть, убить врага всегда похвально, где нет места любви и сопереживанию, благородству, порядочности.Коварство этой ситуации в том, что ее последствия становятся очевидными далеко не сразу, дошкольник по-прежнему сохраняет ориентацию на взрослых, продолжает слушаться. Лишь к подростковому возрасту, когда наиболее значимыми становятся отношения со сверстниками, а родители теряют львиную долю своего авторитета, родители спохватываются и начинают возмущаться эмоциональной черствости своего ребенка, его расчетливости, примитивности его интересов.Другой важный аспект – это развитие структуры игры. Если с ребенком не играть, он будет играть примитивно. Именно это и происходит во многих семьях. В результате – все чаще вместо сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку, изменить робота-трансформера.Всевозможные развивающие занятия не могут компенсировать отсутствие полноценного игрового опыта. Ведь игра и занятие предполагают разные способы взаимодействия взрослого и ребенка. Раннее начало занятий при слабом развитии игры приводит к тому, что дети привыкают выполнять задания взрослого и воспроизводить задаваемые взрослым образцы. Но собственная познавательная активность у них не развивается, а иногда даже деградирует. В результате мы можем получить поколение личностно неразвитых и лишенных творческого воображения интеллектуалов.Еще одно последствие того, что с детьми мало играют, состоит в «непроработанности» эмоциональных впечатлений – страха, возмущения, обиды и других. Непроработанные впечатления оседают в душе ребенка грузом проблем и приводят к появлению «необъяснимых страхов и слез, вспышек агрессии и жестокости, истерического возбуждения или апатии.Творческие сюжетные игры развивают у ребенка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, гибко менять свое поведение при изменении ситуации. Если ребенок достигает этого уровня, у его появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций – ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов. 2.СВОЕОБРАЗИЕ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Стоит ребенку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего надо не замечать. Такой характер игры отличает ее от всех других видов детской деятельности и в какой-то мере роднит с искусством, с образным отражением действительности. Воспроизведение реальных действий в игре не является точным копированием, зеркальным их отображением. Дети не связаны всеми конкретными условиями реальной обстановки, временем, строгой последовательностью действий. Играя, они верят в то, что, оставаясь в комнате, плывут среди бушующего моря, переживают чувство страха и радость его преодоления. Как отважные космонавты, летят на Луну и возвращаются обратно. События развиваются, как в сказке, «не по дням, а по часам». Еще одна особенность игровой деятельности - ее самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже говорилось, отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним. Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Это не внешние ее признаки, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Иногда образ так захватывает ребенка, что он даже не отзывается на привычное обращение к нему: «Я не Сережа, я капитан». Вместе с тем он охотно действует в соответствии с отражаемым в игре образом. «Товарищ капитан, ваш корабль скоро выйдет в море. Матросы должны быть сильными и здоровыми. Постройте их для физических упражнений», - говорит воспитатель. И капитан весело и авторитетно отдает команду: «На зарядку становись!» Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети: в «магазин», в «поликлинику», в «летчиков», в «дочки-матери» (в «семью»), в «детский сад» и т. п, Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить на более или менее типичные группы: а) отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); б) отражающие созидательный труд (строительство метро, труд колхозников, постройку домов, фабрик, стадионов и т. д.); в) отражающие общественные события, традиции (праздники, демонстрации, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений. Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр. 3.ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра - творческая деятельность.Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности.Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

ФУНКЦИИ ИГРЫ.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Воспитательная функция -помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

5.КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

творческие игры

сюжетно-ролевые «Магазин», «Больница», «Библиотека» и др

Цель: изучение различных социальных ролей человека

Виды сюжета:

Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

режиссерские «Авария на дороге» и др.

Цель: развитие творчества и фантазии

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие: создание детям индивидуального пространства

строительно-конструктивные

Цель: решение конструктивных задач

Виды материала: природный, специально созданный, подсобный

Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

театрально-художественные

Цель: приобщение ребенка к искусству;

Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;

игры

с правилами

дидактические

Цель: обучение

Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года»)

Особенности: наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил

подвижные

Цель:

Виды:

Особенности: наличие правил

сюжетные и

бессюжетные игры

спортивные игры (большой, средней и малой подвижности)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представле­на в программе «Истоки:

В основе классификации лежит представ­ление о том,по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр :

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),

само­стоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры:- сюжетно-отобразительные,- сюжетно-ролевые.- режиссерские,

Театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого , который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие :а) дидактические,б) сюжетно-дидактические,в) подвижные;

досуговые игры :а) игры-забавы,б) игры-развлечения,в) интеллектуальные,г) празднично-карнавальные,д) театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные ), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:

- традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

МИР ИГРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА.

Источники: М. Божина «Современные дети – современные игры», А. Саченко «Вернем детям игру».

Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно отметить: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин:

1. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся их научить! Как можно раньше научить читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая!

2. Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми - они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени. У детей нет возможности перенимать игровой опыт.

3. Современные родители не пускают (боятся) детей гулять. Ребенок должен находится в поле зрения родителей.

Нельзя не сказать и о том, насколько современные игрушки отличаются от игрушек родителей. Во-первых, их много, поэтому ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками!

Есть еще одна особенность жизни детей – родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками. Нужно больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжетные игры, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Игры современных детей:

1. Подвижные игры являются значительными, выходят на 1-е место (снятие внутреннего эмоционального напряжения).2. Обучающие дидактические игры.3. Компьютерные игры (строго отбирать содержание).4. Игры один на один с взрослым – игры мимоходом (считать деревья и т.д.).

5. Пальчиковые игры, подготовка к овладению грамотой.6. Реже играют в СЖРИ, изменяются, варьируются в зависимости от времени, меняются игрушки для СЖРИ.

Нашла интересную статью.


Игры нашего детства

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

Юлия Каспарова

Ныне с асфальта почти исчезли классики, уже не встретишь во дворах прыгающих через скакалку или резиночку девчонок или мальчишек, увлеченно играющих в «банки», а салки получили зловещее название «зомби». Да и сами дворы изменились, растворившись в сверкающих новостройках. А что же дети? Одни из них с шести лет отправляются в школу, которая уже не оставляет времени для игр во дворе. Другие просиживают все свободное время у экранов телевизоров или за мониторами компьютеров, променяв радость движения и живого общения на новые технологии. Третьих и вовсе не выпускают гулять во двор, опасаясь реальных или вымышленных опасностей. Но, как бы то ни было, у нас, современных родителей, еще есть шанс эту ситуацию изменить. Стоит ли это делать? Конечно, стоит!..

Журнал «Мама и Малыш», №05, 2006

От себя: У нас в округе живет много детей разного возраста. Когда хорошая погода, они все высыпают на улицу. В основном мальчишки гоняют на велосипедах и роликах, а девчонки сидят на лавочках. Ни разу не видела, чтобы они играли в прятки, классики или выбивного. А уж зимой с санками вообще никого не было, хотя снег был! Понятно, у каждого поколения свои игры и увлечения, и хорошо уже то, что у них есть ролики и велики. Но я обязательно научу своих детей прыгать на резиночке и играть в разные игры с мячом, хотя бы для того, чтобы вспомнить свое детство .

А во что играют ваши дети на улице?