Воспитание чувства патриотизма у детей. Методы стимуляции эмоциональной активности при формировании патриотических чувств у дошкольников. Патриотическое воспитание: возрастные особенности

Землянская Марина
Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников

На каждом этапе развития патриотизм и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В раннем возрасте возникновение любви к Родине происходит через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего нас мира. Образование начинается с рождения, и здесь самое главное - не пропустить время, найти достойные методы, создать благоприятные условия для образования, а именно индивидуальности. В период раннего детства формируются те чувства , черты характера, которые могут связать ребенка со своим народом, своей страной и в значительной степени определить образ жизни. Корни этого влияния находятся в языке его народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от повседневной жизни, обычаях, работе людей, среди которых живет ребенок .

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в условиях современной России. На данный момент материальные ценности становятся все более доминирующими над духовными. Дети исказили представления о гражданстве, патриотизме , благотворительности. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников всегда считалось важной задачей педагогики, и это в первую очередь связано с особенностями возрастного периода, когда возникает процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка и его отношение к окружающему миру.

Чувство патриотизма настолько многогранно по своему содержанию, что оно не может быть определено в нескольких словах. Чувство любви к Родине - одно из сильнейших чувств , без которого человек несовершенен, не чувствует его корней . И будет ли у человека привязанность к родной земле или он уйдет от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания . Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал личную ответственность за свою родину и ее будущее .

Дошкольный возраст является самым важным периодом в формировании личности, когда закладываются предпосылки для гражданских качеств, развиваются детские представления о личности, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство - это каждодневное открытие мира и, следовательно, необходимо делать так, чтобы оно стало, в первую очередь, знанием о человеке и Отечестве, их красоте и величии». Следуя принципу от мала до велика, основным этапом в формировании детской любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем городе, принятие принятых в нем норм поведения, взаимоотношений и введение в Мир его культуры. Любовь к Родине начинается с любви к ее маленькой родине - месту, где родился человек.

Изучение вопроса о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста входит в проблемную область современной дошкольной психологии и педагогики. Патриотические чувства в классификации чувств рассматриваются как составная часть эмоциональной сферы личности и действуют как высшие духовные ценности человека. Патриотические чувства - это устойчивое позитивное отношение человека к месту его рождения, к истории и культуре его родины, к принятию его успехов и неудач, активному и позитивному участию в сохранении и умножении лучшего, которое было накоплено предыдущими поколения .

Исследования таких авторов как Божович Л. И., Мухиной В. С., Фельдштейн Д. И. и других в области дошкольной психологии и педагогики показывают, что в дошкольном возрасте формируются основы личности, начинается процесс формирования социокультурного опыта. Развитие патриотических чувств определяется психологическими особенностями дошкольного возраста : большой познавательной деятельностью, впечатлительностью, эмоциональной открытостью, доверчивостью.

Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников - практическая , предметно-чувственная деятельность , осуществляемая дошкольником самостоятельно в процессе общения, взаимодействия с другими людьми через лично значимое содержание. Формирование патриотических чувств должно быть ориентировано на когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Когнитивная составляющая - это представление детей дошкольного возраста о окружающей природе, людях, видах деятельности, присущих ее людям; этнические истории поведения формируются исходя из знаний об истории и культуре их страны и Малой Родины .

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач обучения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине . Патриотизм , гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию . Процесс этот проходит три ступени :

Зарождается патриот в своей семье с формирования родственных чувств к родителям , бабушкам, дедушкам, братьям, сёстрам;

- воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с того места, где ребёнок родился, растёт, где находятся могилы его предков, его история;

Любовь и уважение к своему Отечеству, стране, народу.

Уровень знаний детей о патриотизме во многом зависит от того, какой контент (доступность и количество материала для восприятия и понимания ) выбирается педагогом, какие методы используются, как организуется предметно-развивающая среда в группе .

Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является зародить в душе ребенка любовь к родной природе, семье, к истории и культуре страны, созданные трудом родственников и друзей, теми, кого называют соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста является одной из задач нравственного воспитания , в том числе воспитания любви к близким людям, детского сада, родной деревни и родины. Патриотические чувства зарождаются в процессе жизни человека, который находится в контексте конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к жизни своего народа.

С принятием федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым принципом является принцип интеграции, который подразумевает взаимодействие образовательных областей, что требует переориентации педагогов на образовательную модель организации учебного процесса для совместной деятельности взрослых и детей. Все действия основаны на возрастных формах воспитательной работы с дошкольными детьми - экспериментирование, моделирование, наблюдение, введение проблемных ситуаций, дидактическое значение в том, что оно помогает связать обучение с жизнью .

Таким образом, дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии личности человека. На этом этапе закладываются основные качества будущего гражданина, формируются первые идеи детей об окружающем мире, обществе и культуре. Воспитание патриотизма в подрастающем поколении – актуальная задача современности. Именно нравственное и патриотическое воспитание представляет собой важнейшую часть общественного сознания, и это является основой жизнеспособности каждого общества и государства, преемственности поколений. Осознавая всю важность вопроса патриотизма на современном этапе, можно говорить о том, что формирование личности дошкольника не может происходить без воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям .

Литература :

1. Белявцева Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине [Текст] // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.) . - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 53-55.

2. Зиньковская О. М., Шопоняк Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 479-480.

3. Нормативная база современного дошкольного образования . Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст] – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.

4. Рыбаков, А. В. Патриотическое воспитание школьников на основе культурных традиций народов полиэтнического региона [Текст] /А. В. Рыбаков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. – № 1–2. – С. 153–156.

5. Черемных, С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте [Текст] / С. В. Черемных // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 639-641.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Выступление на тему:

Выполнила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Мартынова Е.В.

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим; обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.

Новые формы работы моделируют творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т.д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это все властно требует от нас по-новому взглянуть на место и роль человека в масштабе социума, региона, страны. Для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю, культуру. Когда ребенок начинает активную жизнь, о сталкивается со множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что еще мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.

Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то. Что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта, к Дню матери. Вместе с детьми изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовали выставку рисунков: “Мамочка любимая моя”, участвовали в спортивном празднике, посвященном Дню матери; в группе оформили фото – альбом: “Мама, мамочка, мамулька”.

Дети с мамами принимали участие в выставках, конкурсах: “Чудо с грядки”, “Золотые руки мамы”, “Цветочная фантазия”, “В гостях у Самоделкина”. Все эти мероприятия способствовали гармонизации детско-родительских отношений.

Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей.

Участвуем с детьми в народных праздниках: “Веснянка”, “Масленица”, “Пасха”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Организуя праздники героико-патриотической тематики, я одновременно стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводилось много занятий, где дети могли самостоятельно исследовать какую-то проблему:

“Откуда хлеб на стол пришел?”

“Богатыри земли русской.”

“Сундучок бабушки Арины.”

“В единстве наша сила.”

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры кранной чертой проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшей подготовительной группы всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребенка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают свое доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра я пробуждаю у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.

Очень большая работа проводится к Дню Победы. Провожу занятия: “Их имен не смолкнет слава”, “Города – герои”, “бронзовый солдат”, “Дети и война”, В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним…”: родители принесли фотографии родных, участников ВОВ, взрослые, при встрече с детьми, рассказывали о родственниках, прошедшие огненные тропы войны. Дети с трепетом рисовали портреты воинов.

Интересно прошел конкурс чтецов, посвященный Дню Победы, конкурс рисунков “Война, война”.Каждый год чествуем ветеранов, возлагаем цветы к обелиску воинам – освободителям, ходим на экскурсию в музей школы “Память”. Организуя праздники героик-патриотической тематики, я одновременно стараюсь учит и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют в военных, поют военные песни.

В группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фото-альбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портреты президента, председателя правительства. Дети бережно относятся к предметам, когда – то принадлежавшим их прадедушкам и родным.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: “День защитника Отечества”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества “Великий праздник День Победы”.

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: “праздник в дом пришел”, “Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения”, “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки”, “Формирование гражданско- патриотической позиции детей дошкольного возраста”. Привлекаю родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка в группе.

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.

В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж:

Изучение новинок методической литературы;

Повышение квалификации педагога;

Разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.

Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.

Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.


Патриотическое воспитание старших дошкольников

Патриотическое воспитание в детском саду. Подготовительная группа

Никулина Екатерина Петровна, МБДОУ № 26 "Сказка"

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активную позицию в этом вопросе занимают педагоги дошкольных учреждений, так как первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, необходимо прежде всего самим хорошо изучить природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Продумать о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для нашей местности. А так же помочь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, помочь показать детям их родной город, чтобы вызвать чувства восхищения, гордости и любви. Исходя из этого, следует наметить следующие направления работы:
1. познакомить с гербом нашего города (объяснить, что такое герб).
2. познакомить с историей возникновения г. Искитима, рассказать о местонахождении города, объяснить откуда произошло название
3. познакомить с названиями улиц города, подробно рассказать о близлежащих улицах, на которых живут дети
4. знакомить со зданиями города, их назначении, показать самые древние здания, рассказать об истории их создания
5. познакомить с людьми, прославившими наш город (рассмотреть фотографии, портреты)
6. знакомить с культурными достопримечательностями города (посещение музеев, театров)
7. познакомить с историей культуры и быта Искитимского района.
8. познакомить с растительным и животным миром.
Работу по ознакомлению детей с родным городом проводить в определенной последовательности. С целью определения уровня знаний детей и выявления пробелов в знаниях о родном городе в ДОУ необходимо провести анкетирование детей и их родителей. Данные анкетирования учесть при составлении «Перспективного плана работы по знакомству с родным городом». В план включить: тематические занятия, игровую, трудовую, продук-тивную деятельность, а также работу по физическому развитию и активизации словарного запаса детей.
Основной формой работы с детьми по пополнению знаний о родном городе являются тематические занятия. Необходимо провести отбор и систематизацию занятий по следующим темам: «С чего начинается родина?», «Мой город на карте области», «Предприятия родного города», «Кто, где ра-ботает?»; «Животный мир родного леса», «Природа родной глубинки», «Подземные богатства Искитимского района»; «Растительный мир родного края» и др.

При составлении занятий учитывать возрастные особенности детей, принимать во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Занятия строить так, чтобы вызвать у детей интерес, любознательность. Для повышения познавательной активности можно широко применять игровые приемы. Большой интерес у детей вызывают игры – занятия в «путешествия», «поездки».
При ознакомлении детей с родным городом целесообразно проводить целевые прогулки, экскурсии, которые интересны и полезны детям всех возрастов. Можно организовать экскурсии в краеведческий музей, в ку-кольный театр, к памятнику Погибших воинов и др. Такие экскурсии не только позволяют познакомить с историей города, но и имеют большой воспитательный эффект. Во время прогулок по улицам города мы учим детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться, побуждаем желание работать вместе со взрослыми по благоустройству города.


Экскурсия в краеведческий музей
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Поэтому после прогулок и экскурсий дети с удовольствием рисуют, лепят то, что им больше всего запомнилось, запало в душу: родную природу, исторические места, праздники, красивые здания.


Эмоционально воспринимать окружающий мир детям помогает музыка. Слушая песни о Родине, о подвигах, о природе ребята радуются или печалятся, ощущают свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства.
При ознакомлении с историей малой родиной можно организовать поисковую деятельность: например расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предложить свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.
На занятии «Герб нашей малой родины», детей можно познакомить с символикой города. В ходе которого можно рассказать о том, что такое герб, с помощью наводящих вопросов помочь дошкольникам разобраться в значении символов, изображенных на гербе. Проведенные с детьми игры «Найди герб Искитима среди других», «Сложи герб по памяти» помогут закрепить знания дошкольников по данному разделу. а для закрепления можно предложить слепить то животное, которое изображено на гербе г. Искитима.


Дети лепят символ изображенный на гербе г. Искитима: бобер.
Путешествие в прошлое завершить итоговым занятием «Наш город Искитим», которое провести в форме викторин, заданий и игр.
А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» так же поможет закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидят важность и значимость труда их родителей, и это является продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города.
При ознакомлении с транспортом родного города можно провести интересные занятия путешествия «Транспорт на улицах нашего города», на котором предложить детям классифицировать транспорт по функциям, находить сходство и отличие.
В ходе сюжетно-ролевых игр, ребята могут почувствовать себя водителем любой техники, строителем, продавцом или даже настоящими музыкантами.


Сюжетно-ролевая игра "Строители"


Сюжетно-ролевая игра "Магазин"
Игры также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая под влиянием прочитанного произведения, экскурсии, после наблюдения трудового процесса, может перерасти в инте-ресную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Это так полюбившиеся детям игры: «школа»; «дочки-матери»; «летнее кафе»; «спасатели»; «кукольный театр». Ребенок, принимая на себя роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. Наша задача – поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.


Дидактические игры организуем как дополнительную работу по освоению ведущей темы. Это такие игры как: «Зеленый город»; «Кому что нужно»; «Стань другом природы»; «Собери свой город»; «Чрезвычайные ситуации в доме» и др. Именно от них зависит выбор детьми конкретных игровых сюжетов.
Особое внимание необходимо уделять внимание театрализованным играм, а именно играм драматизациям. Организовывая не только драматизацию сказок, но и обыгрывать с детьми потешки, небылицы, русские народные песни. Используя в работе все виды фольклора, мы тем самым приобщаем ребят к общечеловеческим нравственным ценностям. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Большое место в приобщении к народной культуре мы уделяем народным праздникам и традициям. Это «Праздник русской масленицы»; «Русские народные посиделки»; «Праздник урожая»; «День рождения города».


Праздник масляницы
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, должны быть национальными. Поэтому мы используем не только художественную литературу, фольклор, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда. В нашем ДОУ имеется мини – музей «Русская изба», где дети знакомятся с народными промыслами, бытовыми предметами старины: прялкой, русской печью, ухватом и т.д.


Русская изба
Погружая детей в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к родному городу, краю, к большой Родине.
Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Эти качества необходимы будущим защитникам Родины. В этом направлении мы организовываем спортивные игры с военно-патриотическим содержанием: «Солдаты на учении», «Мы-пожарные», «Спасатели». У ребят появляется желание учиться метать в цель, прыгать, подлезать под препятствиями, бегать на определенные дистанции, маскироваться.


"Солдаты на учении"
И так, каждую тему мы подкрепляем различными видами деятельности. Это способствует эффективному и системному усвоению знаний о родном городе. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, можно представить во время общих праздников и развлечений.
Однако условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни людей в нашем городе. И здесь нам на помощь приходят родители. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по улицам, знать, чем они славятся – задача, которая по плечу любой семье. Родители – наши союзники. И чем больше мы их привлекаем к нашей работе, чем активнее показываем результаты детской деятельности, тем больше новых возможностей открывается.
Нередко родители помогают нам организовывать экскурсии и вместе с группой детей ездят на экскурсии.
Здесь у них появляется возможность наблюдать за своим ребенком в кругу сверстников, послушать их разговор, понять, что интересует детей, увидеть уровень общения своего ребенка. А для ребенка, в свою очередь, это возможность похвастаться перед друзьями, своими родителями. Именно родители, на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родители, но и все обще-ство, вся страна.
Таким образом, воспитывая чувства любви и привязанности к родному городу, мы постепенно подводим детей к пониманию того, что их город – частица нашей Родины. В своих трудах Н.К. Крупская подчеркивала, что «Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей». Исходя из этого, продолжением нашей работы будет знакомство с другими городами России. Воспитание патриотических чувств у дошкольников.

Педагогика - наука об образовании, исследующая процесс воспитания человека. Дошкольная педагогика - фундамент будущего человека. Нравственно-патриотическое воспитание один из императивов современного непрерывного образования.

"Воспитание патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития"

Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

А.Н. Толстой

Человечество на протяжении своего существования и развития неразрывно связано с педагогикой, о чём свидетельствует древнегреческая, древневосточная и средневековая теология и философия. Как наука, педагогика - единственная специальная наука об образовании, исследующая процесс воспитания человека. Воспитание человека (по проф. В.В. Кумарину) - выработка в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Цель воспитания - не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая привычка быть честным, что является первоочередной задачей. В противном случае, при дурном воспитании (как писал ещё К.Д. Ушинский), дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества.

В современном научном мире определение педагогики имеет многообразие трактовок, каждая из которых заслуживает внимание. Так В.И. Слуцкий трактует педагогику как искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком.

Как только нарушается эта взаимосвязь, взаимовлияние, человечество настигают глубокие нравственные кризисы, ведущие к саморазрушению и уничтожению Человека в человеке. Утрачивается связь поколений, культурный опыт, искажаются вечные ценности и истины, разжигаются войны.

Наш современный мир настолько хрупок и беззащитен, не смотря на уроки истории, что возникает вопрос - почему человечество, как высшая ступень цивилизации допускает на каждом новом историческом витке своего развития те же самые роковые ошибки? Какие механизмы управления приводят к тому, что высоконравственные и культурно просвещённые сообщества и государства порождают такие явления, как фашизм, расизм, терроризм? В наши дни, когда исторические события искажаются и трактуются с позиции "как это выгодно сильным мира сего", проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания встаёт особо остро. Задача педагогики в сложившейся ситуации объединить и сохранить единство процесса передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения на всех ступенях воспитания и обучения.

Дошкольной педагогике здесь отводится особая роль, т.к. фундамент будущего человека закладывается именно в раннем детстве. Дошкольный возраст наиболее сенситивен для развития нравственно-этических норм, эмоциональной отзывчивости. В этот возрастной период ребёнок открывает для себя мир, глубоко переживает свою значимость в коллективе, проявляет интерес к событиям и социальным явлениям.

Работу по патриотическому воспитанию в ДОУ необходимо начинать с создания для детей уютной, доброй атмосферы. Любое общение педагога с детьми должно носить

эмоциональную окрашенность, что даёт свободу и право на выражение своих переживаний, рождает духовную близость и доверие. В процессе общения речь педагога должна быть содержательной, с использованием образных слов, выражений. Педагогу крайне необходимо владеть языком движений, т.к. эмоциональное влияние на детей осуществляется не только в речевой форме, но и невербально. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В нём объединились ответственность, бережное отношение к окружающему миру, желание быть нужным и полезным. Эта работа должна вестись систематично и планомерно во всех возрастных группах и в разных видах деятельности с учётом дидактических принципов - от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному. Этот процесс длительный и сложный, охватывающий нравственные аспекты человека. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. В этом тоже проглядывается общепедагогическая проблема, чтобы нравственно-патриотическое воспитание в образовании несло в себе непрерывность развития и цельность во всех направлениях.

В программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой все темы логически взаимосвязаны и раскрывают на каждом возрастном этапе целостную картину представлений о России.

    Родная семья (ребенок впервые осознает себя человеком - членом семьи, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях, именах близких, семейных историях, традициях).

    Родной город, поселок (дети получают сведения о малой родине, об истории ее возникновения, о достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях, учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше).

    Родная природа (любовь к родной природе -одно из проявлений патриотизма, дети получают сведения о природе участка детского сада, родного края, реках, растениях, животных, о России, умение видеть красоту окружающего мира, относиться поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе).

    Родная страна (дети получают сведения о России, государственных символах - гербе, флаге, гимне, об их значении, воспитывается уважение к ним, дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами, формируется представление о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируется любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни и судьбе Родины).

    Родная культура (знакомство детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством, у детей формируется представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, умение любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в нашем саду организована как культурное пространство: оформлен мини-музей "Хада", экспонаты которого содержат информацию о культуре и декоративно-прикладном искусстве русского и хакасского народов; музей под открытым небом "Хакасская юрта", где отражен быт и культура хакасской семьи.

В музыкально-образовательной деятельности патриотическое воспитание строится на основе творческого взаимодействия взрослых и детей. Музыкальный репертуар составляют лучшие образцы классики и современности; фольклора русского, хакасского, белорусского, украинского и др. народов России, где отражается уклад жизни, традиции, любовь к природе, к матери, к родине, к своей семье. Чувство патриотизма воспитывается и прививается во всех видах музыкально-образовательной деятельности и во всех группах, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Используются такие формы работы, как беседы-концерты, посвященные "Дню защитников Отечества", "Дню Победы"; экскурсии к памятникам павших воинов с возложением цветов. Доброй традицией нашего сада стали ежегодные выступления воспитанников в железнодорожном музее перед ветеранами ВОВ и ветеранами труда, где ребята знакомятся с историей нашей Родины и подвигами своих прадедов. Маленькие артисты трогают своей искренностью и согревают сердца старшего поколения, даря надежду о том, что труд прадедов и жизненные силы были потрачены не напрасно. Для нас, педагогов эти встречи также дороги и значимы, ведь с каждым годом наших героев-ветеранов становится всё меньше. Нам нельзя забывать их имена, связь поколений необходима для будущего. Для наибольшего развития эмоционального восприятия воспитанников в стенах ДОУ, проводятся государственные праздники и тематические занятия с мультимедийным приложением по темам: "Вечный огонь", "Звезда Победы". Ежегодно проводятся, согласно тематическому плану, народные праздники, где дети приобщаются к истокам своей культуры, к духовно-нравственному наследию. Изготовлены совместными усилиями сотрудников детского сада и родителей костюмы русского и хакасского народов. Разработаны и внедрены сценарии по темам: "День Матери", "Рождественские святки", "Масленица широкая", "Пасха". Были осуществлены музыкально-театральные постановки сказок "Гадкий утёнок" (По мотивам одноимённой сказки Г.Х. Андерса), "Почему замолчали камни" (Хакасский эпос).

Особое место отводится профориентационному воспитанию дошкольников, т. к. воспитанники нашего сада - дети работников железной дороги. Здесь ведётся работа о преемственности поколений, бережное и уважительное отношение к труду на железной дороге. Ежегодно в саду проводится праздник "День железнодорожника". Подобран и пополняется регулярно тематический музыкально-игровой материал, отражающий профессиональные особенности работы на железной дороге. Огромную помощь в воспитании дошкольников педагогам оказывают родители. Они активные участники всех событий нашего сада. Ведь как сказал Ф. Бэкон: "Любовь к Родине начинается с семьи".

Благодаря проводимой работе, сотрудничеству педагогического коллектива и родителей, у детей расширились представления о ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогатилась сфера нравственных чувств и отношений. Наблюдается положительная динамика в формировании основ гражданской этики. Жизнь наших воспитанников обогащается также взаимодействием разновозрастного общения в игровой, трудовой, художественно-продуктивной деятельности. Педагоги ДОУ воплощают в своей работе прогрессивные методы и технологии: моделирование ситуаций, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение с ребёнком.

В заключение хочется вспомнить слова выдающегося педагога -гуманиста В.А. Сухомлинского: "Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно дать ему азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь - это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце. В юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека, кем бы тот ни был: близкий или далекий, знакомый или незнакомый"

Список литературы

Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.

Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ, 2003.

Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду. Волгоград: Учитель,2011.

Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2007.

«Воспитание чувства

патриотизма у

дошкольников»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад к/в №8«Аистенок»

Гончарова О.В.

г.Мичуринск

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Что такое любовь к Родине, к Отечеству? Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Любовь к Родине – это такая любовь, о которой и не подозреваешь потому, что человек рождается с ней. Человек растет, взрослеет, но привязанность к родным местам остается на всю жизнь.

Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего края. Это выражение глубокой любви ко всему, что с ранних пор вошло в сердце, как самое дорогое.

Историческая память народа – непреходящая ценность: она передается от поколения к поколению, знаменуя собой продолжение жизни.

Каждого интересует история родного города, как жили далекие и близкие предки, что обретали, что теряли, отсчитывая век за веком.

Это наша земля, это наша история. И не найти нам достойного пути в БУДУЩЕЕ, если не проникнемся чувством сыновней любви ко всему, что есть доброго на родной земле. А основы такого отношения к окружающей действительности закладываются в период дошкольного воспитания.

Перед нами педагогами и родителями стоит важная задача –

приобщить детей дошкольного возраста к истории Отечества. Научить их задумываться над тем, что значит: «Я – Мичуринец» - знать, с чего начинается малая Родина, свои истоки. Главная идея - возрождение

духовности семьи, изучение и внедрение в быт народных традиций, знакомство с историческим прошлым родной земли, воспитание

чувства патриотизма.

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Начиная работу в данном направлении, педагог, прежде всего сам, должен выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Любой край, область, город, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя природа, множество заводов и фабрик, свои знаменитые люди. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край, Родину.

Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у детей представление о том, чем славен родной край. Однако необходимо, чтобы у детей сложилось правильное представление о родном крае как части большой прекрасной страны – России, в которой они живут.

Перед воспитателем всегда стоял вопрос, какие методы и приемы использовать при ознакомлении с историей родного города. На мой взгляд, ошибочно начинать знакомство с прошлым города. Это может внести путаницу в головы детей. Целесообразно начать историческое образование с последнего столетия. И только после того, когда дети хорошо усвоят эти знания, вернуться в период зарождения (образования) города.

Наиболее оправданными методами при ознакомлении с малой Родиной можно считать следующее:

a ) Организованные прогулки и экскурсии. Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, перед посещением, например, музея, рекомендуется заранее познакомить их с наиболее яркими экспонатами музея. Предупредить детей заранее о походе в музей, обставьте это с торжественностью и идите в музей с приподнятым настроением. В зале необходимо сразу подойти к тем картинам, которые знакомы, сделайте так, чтобы они сами узнали.

Важно не перегружать ребенка впечатлениями, терминами непонятными для него. Поэтому важна подготовка:

Наблюдения;

Рассказ воспитателя или непосредственных участников событий в

сочетании с рассматриванием иллюстраций, чтением художественной литературы, слушанием музыки и т.д.;

Совместное участие детей, взрослых, родителей в благоустройстве своего города;

Закрепление знаний детей в деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, праздники, викторины и т.д.

б) Особый подход в воспитании чувства патриотизма необходим в младшей группе. Ознакомлению детей с историей Отечества предшествует знакомство с понятием времени. Сначала нужно дать ребенку возможность разобраться в том, что означает «вчера», «на прошлой недели». Ему понадобиться некоторое время, однако он научиться, довольно быстро располагать в хронологическом порядке какие – либо периоды времени. Поэтому в первую очередь нужно научить делить время на отрезки. Тут надо придерживаться определенной системы и не спешить.

I этап – прошлое ребенка (работа с родителями).

Желательно взять альбом с фотографиями, располагая события в хронологической последовательности и объявить, что ребенок услышит свою собственную историю. (Вначале совсем маленький – начал садиться – теперь самостоятельно ест, вот научился ползать – вставать – ходить и т.д.)

Дети очень любят слушать рассказ про них самих и просят говорить об этом почаще. А потом сам будет рассказывать свою ИСТОРИЮ.

II этап – история родителей . Объяснить ребенку, что родители тоже были маленькими, т.е. повторяя историю самого ребенка. Показать, что жизнь в то время отличалась от теперешней: разная одежда, транспорт и т.д. Ребенку иногда трудно поверить, что родители, когда – то были тоже детьми.

III этап – история дедушек и бабушек .

Рассказать надо по той же схеме, что и о ребенке. Необходимо растолковать детям, что все люди сначала были детьми, имели родителей, которые раньше были детьми и т.д.

IV этап – история семьи .

Выстроить историю ребенка, родителей бабушек и дедушек на отдельных фотографиях и дать ребенку самостоятельно выстроить события в хронологическом порядке.

Работу по ознакомлению дошкольников с историей родного города необходимо проводить параллельными блоками.

I блок. Занятия по познавательному развитию.

1. «Мы и наши имена» - дети рисуют свой портрет; фотографии.

2. «Я и моя семья» - генеалогическое древо.

3. «Моя улица» - экскурсия, беседа, зарисовка по памяти.

4. «Мой дом» - беседа, зарисовка по памяти.

5. «Мичуринск – современный, красивый город» - экскурсия.

6. «Его имя носит город», «Город – сад», экскурсия в дом – музей

Мичурина.

7. «Творчество А.М. Герасимова» - экскурсия в дом – музей Герасимова.

8. «Герои – земляки», «Они защищали Родину» - беседа,

Экскурсия на площадь Славы, возложение венка к Вечному огню.

II блок. Экологический.

1. «Куда бежит река Лесной Воронеж» - работа с картой.

2. «Лес словно терем расписной» (деревья) – наблюдения на прогулке.

3. «Кто, кто живет в лесном теремочке» - животный мир Тамбовской области - рассматривание фотоальбома, экскурсия в краеведческий музей.

4. «Жители подводного царства» - рассматривание фотоальбома.

5. «Путешествие в Панский лес» (знакомство с запрещающими знаками) - экскурсия в лесопарк.

III блок. Изодеятельность

1. «Моя улица» - передавать образ своего дома.

2. «Мой город» - знакомство с выдающимися людьми.

3. «Мичуринские узоры» - знакомство с Козловским промыслом.

4. «Козловский женский костюм».

5. «Русская вышивка» - символы русской вышивки.

6. «Рушники».

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать необъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста - уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Уже в младших группах предусматривается приобщение к народной игрушке - пирамидке, матрешке, неваляшке, каталкам и др. Малышей в этом возрасте знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно – прикладным искусством. Хохломы, Городца, Дымковской, Филимоновской игрушкой.

Декоративная роспись, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что приобщение детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, от пляски до театра – вот путь развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».