Занятие по рисованию в средней группе «Мухомор. План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: ООД для детей старшей группы рисование "Грибы в лукошке"

Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию «Грибная поляна»

Цели и задачи:

Образовательные :

Закреплять умение детей изображать грибы на поляне в осеннюю погоду;

Закреплять навык детей передавать в рисунках характерные особенности грибов, располагать грибы на весь лист бумаги, на разном расстоянии («далеко» и «близко» , небольшими группами;

Развивающие:

Расширять представления детей о явлениях природы осенью; о жизни ежей в лесу; - развивать творческий подход детей к своей работе.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать самостоятельность, творчество.

Материалы и оборудование: кисточки, листы бумаги, иллюстрации, грибов , акварельные краски, муляжи грибов, игрушка Ёж.

Ход занятия:

Воспитатель : (читает стихотворение) Осень.

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

М. Ивенсен

Воспитатель :

Дети, сегодня чудесный день, хотите ли вы со мной отправимся на прогулку в осенний лес, чтобы ещё раз полюбоваться его красотой.

Воспитатель :

Ребята, послушайте загадку : Это кто в траве шуршит

И забавно так фырчит,

Весь в иголках, не возьмёшь?

Кто же это, дети? (Ёж)

Воспитатель : Ребята, а расскажите, где живут ежи? (Ответы детей) .

Воспитатель : А чем питается ежи? (грибами, ягодами, жучками, насекомыми и т. д.) .

Воспитатель:

Ребята, давайте расскажем Ёжику, что мы знаем о грибах.

Какие части у гриба есть? (шляпка, ножка, а как называются корни гриба? (грибница) .

На какие две группы делятся все грибы?

Дети : Съедобные и не съедобные.

Воспитатель : Ребята молодцы. Знают про грибы многое.

Воспитатель : Ребята, а давайте послушаем историю ёжика. Он что- то хочет нам рассказать. Ёж рассказал, что в их лесу выросли одни ядовитые грибы – мухоморы и поганки. А скоро наступит зима, и если он не запасёт на зиму хороших грибов, то будут голодать.

Воспитатель : Ёжик, а какие грибы нужно собрать тебе?

Белочка : Самые лучшие грибы - белые . У них коричневые шляпки и белые ножки.

Воспитатель : Ребята давайте поможем ежу запастись на зиму.

Дети : Очень рады помочь ёжику (соглашаются) .

Воспитатель : Ребята, а как мы можем помочь ёжику?

Дети : Собрать грибы, сходить в лес, нарисовать (если нет предложения нарисовать грибочки, то воспитатель предлагает сам.)

Воспитатель : «Не горюй, ёжик, мы с ребятами тебе поможем. Нарисуем тебе много грибочков».

Физ. минутка :

По маленькой дорожке, по маленькой дорожке

Шагают наши ножки.

Через яму прыг, через яму прыг.

Через лужу скок, через лужу скок.

Шли мы, шли и до группы нашей дошли (пришли в группу, садимся за столы)

Воспитатель : А сейчас предлагаю превратиться в художников. Мы с вами уже рисовали, и осенний дождь, и сильный ветер, и хорошую солнечную погоду, а сегодня нарисуйте погоду по вашему желанию. Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения осени в лесу. (методом тонирования)

Воспитатель поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности. Что - бы продолжить работу, нужно немного времени для того чтобы подсохли наши осенние полянки. А мы тоже отдохнём и поиграем «Весёлые лужицы» .

Кто сказал, что осень

Грустная пора?

Радостно по лужам

Скачет детвора.

Жёлтые листочки

В воздухе кружат.

По стеклу дождинки

Весело стучат.

Если светит солнышко,

Можно нам гулять :

Бегать, веселиться,

Прыгать и скакать

Если туча хмурится

И грозит дождём,

Спрячемся под зонтиком

Дождик переждём. (Дети выполняют движения)

Воспитатель уточняет приёмы рисования грибов «примакиванием» (надо взять кисточку и окунуть её в белую краску и сразу примакиваем, нарисуем много ножек грибов). Ножки получились прямыми (показываю и проговариваю приемы изображения, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге).

А теперь я хорошо промою кисточку, окуну её в коричневую краску и пририсую к ножкам шляпки.

Ножки стоят, а шляпки лежат на них (показываю горизонтальный мазок) .

Воспитатель : Вот и готовы наши работы. Ёж хвалит грибы на рисунках, благодарит за помощь ребят.

Итог занятия : Ребята, где мы сегодня побывали? Кому и чем мы помогли? Что понравилось больше всего?


КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ООД)

по теме « Грибы в лукошке»

Возрастная группа : 5-6 лет

Вид деятельности:

двигательная,

познавательно – исследовательская;

коммуникативная;

изобразительная;

восприятие художественной литературы и фольклора.

ООО: «Художественно-эстетическое развитие» (сюжетное рисование)

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:

Коммуникативная деятельность;

Познавательная деятельность;

Игровая деятельность;

Трудовая деятельность.

Строение грибов: ножка, шляпка;

Умение держать кисть;

Умение рисовать кистью разными способами (всем ворсом и концом кисти («пятнышки»));

Понятие законченности композиции.

Интегрированная форма : сказочное (волшебное) путешествие.

Образовательные задачи

1. ЗНАНИЯ

Формировать у детей представления о сюжетном рисовании;

Формировать у детей представления об особенностях в композиции в сюжетном рисовании;

2. ОТНОШЕНИЯ

Развивать у детей интерес к рисованию;

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость от восприятия результата своей и общей работы;

Формировать у детей интерес к окружающим предметам;

3. ДЕЙСТВИЯ

Формировать у детей умения передавать в рисунке образы предметов;

Формировать у детей умения располагать изображение по всему листу

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

Наглядные картинки грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, опята, сыроежка, лисички, рыжики, волнушка, груздь, табак, мухомор, поганка, сморчок.

Муляжи грибов;

2. Материалы для деятельности детей:

1)материалы для представления заданий и результатов деятельности:

– мольберт с ватманом, на котором изображено лукошко.

2) материальные средства для деятельности детей:

Краски гуашевые;

Кисти для рисования;

Альбомные листы для рисования;

Стаканчики с водой;

Салфетки для промакивания кисточек.

1. Дидактический материал:

картинки с изображениями видов грибов.

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :

– мольберт;

– интерактивная доска;

– музыкальный центр;

– ноутбук;

– мультимедиапроектор.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Лесовичок просит детей помочь собрать грибочки для лесных жителей в лукошко.

Лесовичок загадывает детям загадки про грибочки и просит детей их отгадать.

Лесовичок на отгаданные загадки показывает детям картинки с отгаданными грибами.

Лесовичок предлагает детям рассказать о строении, цвете и форме грибов.

Дети разгадывают загадки.

Рассматривают картинки.

Рассказывают. о строении, цвете и форме грибов.

Лесовичок предлагает детям отправиться в «лес», чтобы собрать грибочки.

Лесовичок предлагает детям

Рассмотреть материалы, предложенные им для рисования грибочков;

Вспомнить как пользоваться красками и кисточкой: как набирать краску на кисточку; как наносит ее на лист бумаги; как промывать и промакивать кисть на салфетке после рисования;

Продумать где на листе будет располагаться гриб (в центре листа или у нижнего края бумаги);

Сесть за стол и нарисовать каждому ребенку тот грибок, который больше всего ему понравился.

Лесовичок предлагает детям прикрепить нарисованные грибочки в нарисованное на ватмане лукошко, которое прикреплено на мольберте.

Собирают грибочки в лукошко.

Рассматривают предложенные им для рисования материалы.

Рассказывают как пользоваться красками и кисточками.

Показывают на какой части листа будет располагаться гриб.

Рисуют грибы красками.

Прикрепляют грибочки к нарисованному лукошку лесовичка на мольберте.

Оценочно-рефлексивный

Лесовичок предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня.

Лесовичок предлагает детям рассказать о своем грибочке, который нарисовали.

Рассказывают об отгадывании загадок про грибы, о том, как и какие грибы они собирали, о рисовании грибов.

Каждый ребенок рассказывает о своем грибочке, который нарисовал для лесовичка.

Методы и приемы:

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности :

– вводная беседа, загадывание загадок:

Этот гриб найдешь весной

На опушечке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным... (сморчок)

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип,

Вы узнали? Это... (гриб)

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это - белый... (боровик)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик)

Я не спорю – я не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту обычно я

В березовой роще.(Подберёзовик)

Кто повыше, кто пониже,

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется... (рыжик)

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный... (груздь)

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу - кружево-узор.

Это - красный... (мухомор)

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это - бледная... (поганка)

– создание проблемной ситуации;

2. Методы организации и осуществления деятельности:

Игровые (приход лесовичка)

– словесные (беседа, загадывание загадок);

– наглядные (картинки грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, опята, сыроежка, лисички, рыжики, волнушка, груздь, табак, мухомор, поганка, сморчок.)

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– коллективный смотр,

– рефлексия деятельности.

Литература:

1. Лыкова И.А.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. – М: «Цветной мир», 2014.– 144 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. – М: Издательский дом «Карапуз», 2008. – 192 с.

Варвара Павленко

Цель : Вызвать у детей интерес к рисованию осенних даров леса- грибов; Учить рассматривать их части, цвет; закрепить знания детей о том, что есть грибы съедобные и несъедобные. Познакомить с одним из несъедобных грибов – мухомором . Упражнять детей в рисовании кистью , гуашью. Закреплять ранее приобретенные навыки рисования . Воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа : 1) рассматривание иллюстраций – грибов, осенней природы. 2) Беседа об осени, о ее дарах. 3) загадки 4) Чтение стихов о природе. 5) Дидактические игры и упражнения по теме.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите какие нам грибы, сегодня принес Мирослав из леса! Как они называются (мухомор )

Правильно ребята, мухомор ! Мухомор очень красивый , но и очень ядовитый гриб. Ножка мухомора белая , в белой пушистой юбочке. Шляпка – ярко- красная, в белых пятнышках- чешуйках. Если ты увидишь мухомор в лесу , не топчи и не уничтожай его! Мухоморами в лесу лечатся некоторые птицы и звери, например лоси. Вот небольшой стих про него :

С красной шляпкой в белых точках Здесь красуются грибочки. Словно все сошли с картинки - Так и просятся в корзинку, Тут набрать их можно гору. Да ведь это Мухоморы ! Очень гриб собой хорош, Только нас не проведешь, Потому что он, по слухам, Вреден всем, не только мухам!

Вот такой стих! А теперь я вам предлагаю нарисовать этот красивый гриб ! Попробуем? С чего же мы начнем рисовать наш гриб ? Конечно с его ножки! Давайте возьмем кисточки и белую краску! смотрите и повторяйте!

Теперь пока сохнет наша шляпка, мы с вами нарисуем травку! возьмите зеленую краску и возле ножки нарисуйте травку! Молодцы.

А теперь давайте немного передохнем! выйдите на ковер и повторяйте за мной :

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки качнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

Крылья сложили назад.

Молодцы! Теперь присядьте за столы и продолжим! Нам осталось нарисовать белые точечки на шляпке и наш гриб будет готов! Возьмите ваши кисточки и белую краску. Нарисуем пятнышки.

Какие красивые грибочки у вас получились! А теперь давайте повесим ваши рисунки на стенд, чтобы все родители могли их увидеть. (Воспитатель вешает рисунки на стенд) . Рассматривание рисунков, заключительная беседа. Оценка детских работ. Вот такие работы у нас получились.

Обучение изобразительной деятельности является важной составляющей образовательной программы детского сада. Рисование, лепка и аппликация - любимые занятия детей, тяга к творчеству сильнее год от года. Получая положительные эмоции от процесса создания поделок, ребята одновременно развивают необходимые в будущей школьной жизни умения. К возрасту 6–7 лет мелкая моторика дошкольников хороша развита, появляются способности к прогнозированию и анализу, к выявлению взаимосвязей между предметами явлениями окружающего мира. На занятиях по изобразительной деятельности детям предоставляется максимальная свобода выбора в выполнении задания: самостоятельное продумывание замысла, планирование действий к его выполнению, определение техники исполнения, необходимых инструментов и материалов. Сегодня мы расскажем, как должно проходить занятие по теме «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детишек.

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детского сада

Рисование является одной из основных форм творческой деятельности ребёнка. Проводившиеся в детском саду занятия служат гармоничному и эмоционально позитивному развитию дошкольника, готовят к начальной школе и развивают личностные качества. Работа с кисть, карандашами и фломастерами развивает мелкую моторику и готовит кисть руки к освоению важному для будущей жизнедеятельности навыку - письму. На занятиях рисованием ребёнок получает знания о цветах и оттенках, учится видеть красоту в различных цветовых сочетаниях. Развивается пространственное мышление, закрепляются понятия композиции и перспективы. Активизируются образная память и мыслительные процессы.

Занятие по рисованию в подготовительной группе

Задачи обучения рисованию в подготовительной группе

  1. Развитие эстетических чувств: цветовое и композиционное восприятие предметов, чувство формы, ритма, пропорции. Направляя детей на конкретное зрительное восприятие объектов, педагог должен научить видеть предметную красоту, неповторимые свойства предметов.
  2. Развитие пространственного мышления, закрепление композиционных способностей. Старшие дошкольники должны уметь создавать трёхплановую композицию.
  3. Обучение выделению основных или наиболее значимых свойств предмета при помощи выделения цветом, размера изображения, расположения на переднем плане рисунка.
  4. Развитие навыка рисования по представлению (на темы окружающей действительности, по мотивам сказок).
  5. Побуждение к самостоятельной творческой деятельности, активизация воображения ребёнка.

Воспитанники подготовительной группы знакомы с основными видами рисования и используют различные техники и приёмы для реализации творческого замысла:

Для темы «Грибы и ягоды» в подготовительной группе наиболее актуально предметное рисование с натуры или по представлению: «Еловые ветки», «Гроздь рябины», «Мухомор», «Грибы в лесу», «Семейка опят» и т. д. Ребята отрабатывают навыки создания композиции, расположения предметов на листе бумаги, учатся заполнять рисунком весь лист, создавать необычный фон. Рисование с натуры будет основным методом в школе. В подготовительной группе перед воспитанниками не ставится задача в изображении объёма предмета или создания светотени. Цель в обучении детей 6–7 лет состоит в научении выделять особенности предмета перед ними и отображать их в рисунке: форма предмета, его частей, соотношение деталей с основной фигурой. Анализирование предмета и передача его деталей успешно осуществляется детьми 6–7 лет при близком расположении предмета. Результативно проходят занятия, имеющие в основе игровой элемент. Например, перед каждым воспитанником кладётся на столе веточка рябины, которую по заданию нужно нарисовать с натуры. Каждый изучает только свою веточку, выделяет и изображает её особенности (одна или две грози ягод, раздвоенная веточка, количество листьев, свежая или пожухшая листва). В конце занятия воспитатель собирает веточки и кладёт их на общий стол, предлагая ребятам найти по рисункам, кто какую ветку рисовал.

Часто выполняются работы на эту тему способом сюжетного рисования: «Снегири клюют рябину», «Белка прыгнула на ветку», «Грибной ёжик», «Кто спрятался под грибком» и т. д. Воспитанники подготовительной группы учатся изображению характерных движений птиц и животных, продумывают небольшие сюжетные сценки. В декоративном рисовании также используются грибы и ягоды в создании растительного орнамента на заготовке.

В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

Техники и приёмы рисования

Рассмотрим в виде таблицы, какими приёмами должны овладеть старшие школьники в рамках обучения рисования в подготовительной группе:

Чем создаётся рисунок Техника и приёмы рисования
Карандаши, фломастеры Создание наброска: лёгкой линией, без нажима на лист бумаги переносятся контуры предмета.
Регулирование нажима карандаша.
Создание штриховки с различной степенью нажима и размаха без выхода за контуры изображения.
Использование цветных фломастеров для рисования контуров и деталей предметов.
Краски: акварель, гуашь Смешивание красок на палитре.
Размывание краски на большой поверхности.
Накладывание штрихов и мазков по форме предмета.
Примакивание (наложение вертикальных мазков).
Рисование кончиком кисти (наложение линий или тычков).
Рисование по влажному фону.
Сухая пастель Освоение графической техники рисования (пастелью одного цвета).
Создание основного тона растушёвкой, при помощи жёсткой кисти.
Рисование плавных линий.
Развитие аккуратности при рисовании пастелью: придерживание листа бумаги в процессе рисования, стряхивание пыли на салфетку.

По теме «Грибы и ягоды» проводятся занятия по нетрадиционным техникам рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

Примеры рисунков грибов, ветвей и ягод, выполненных в нетрадиционных техниках

Рисование отпечатками Граттаж Кляксография Пальчиковая живопись Монотипия Кляксография Пальчиковая живопись Рисование воском и акварелью Точечное рисование Рисование мелками на наждачной бумаге Метод «тычка»

В процессе образовательной деятельности должен осуществляться личностно-ориентированный подход. При подготовке к проведению занятий по рисованию в подготовительной группе воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Это степень владения конкретными приёмами рисования, умение работать в смешанных техниках, степень вовлечённости в коллективную деятельность. К осуществлению поставленной в начале занятия цели должны прийти все воспитанники. К тем, у кого возникают трудности в процессе создания рисунка, воспитатель применяет форму индивидуального показа. Успевающим воспитанникам дополнительно дают задания по украшению готового рисунка или оформление общей композиции в подгруппе (создание панно на листе ватмана).

Личностный подход реализуется через свободу выбора воспитанниками материалов для рисования. Детям должен быть предоставлен доступ к наборам бумаги, карандашей и фломастеров, красок и мелков. Старшие дошкольники, опираясь на оценку своих возможностей, вправе выбрать самостоятельно технику рисования для выполнения поставленной задачи.

Главное в осуществлении личностно-ориентированной концепции обучения - предоставление свободы замысла. Ребёнку предоставляется тема, которая предполагает активизацию воображения. Особенно располагает к фантазированию сюжетное рисование: ребёнок придумывает образы для рисунка, ситуацию, взаимосвязь предметов.

Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Ягоды и грибы»

Тема занятия Форма организации занятия Обучающие и развивающие задачи Техника и приёмы рисования
«Ветка рябины» Индивидуальная. Формирование умения рисовать с натуры, анализировать предмет и выявлять его характерные особенности.
Развитие композиционных навыков.
Рисование акварелью.
Оттачивание приёмов рисования кистью (всем ворсом/щетиной и кончиком).
«Грибной ёжик» Индивидуальная. Формирование художественного мышления, развитие воображения.
Создание предварительного наброска простым карандашом.
Создание фона.
Проработка деталей (штриховка, линии, мазки, тычки).
«Грибная поляна» Коллективная. Развитие композиционных навыков.
Формирование понятия о перспективе (передний и дальний план).
Закрепление навыка предметного рисования с передачей характерных особенностей предметов.
Рисование на общем листе ватмана подгруппами.
Приём примакивания кистью (грибы).
Способ рисования мятой бумагой (трава).
Индивидуальная. Закрепление навыка предметного рисования.
Развитие зрительного восприятия.
Как правило, в подготовительной группе занятие на эту тему проводится в технике пальчиковой живописи:
Рисование вертикальных линий - длинных и коротких.
Рисование точек.
«Грибы в лесу» Коллективная. Активизация процессов памяти и внимания.
Закрепление навыка предметного рисования.
Рисование в подгруппах.
Рисование карандашами:
Штриховка в пределах контуров наброска с различной степенью нажима.
Создание контуров цветными фломастерами.
«Кто спрятался под грибком» Индивидуальная.
Активизация памяти, воображения.
Рисование в смешанной технике - акварелью и гуашью.
Заготовка фона.
Рисование по влажному фону.
Рисование мазками разной направленности.
Проработка мелких деталей тонкой кисточкой.
«Снегири на ветке рябины» Индивидуальная. Развитие навыка сюжетного рисования.
Активизация образной памяти, развитие умения анализировать и прогнозировать.
Рисование гуашью:
Заготовка фона.
Рисование мазками.
Прорисовка деталей тонкой кисточкой.
«Сказочный гриб» Индивидуальная. Развитие навыка рисования по представлению.
Активизация воображения.
Рисование цветными карандашами:
Создание наброска.
Продумывание фона.
Штриховка с различной степенью нажима.
Прорисовка деталей (возможно, фломастером).

Мотивирующее начало занятия на тему «Ягоды и грибы»

Обязательным этапом занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе является мотивирующее начало. Оно создаёт эмоционально позитивную атмосферу, активизирует образную память воспитанников, расширяет знания детей об окружающей действительности, настраивает на последующий творческий процесс. В качестве мотивирующего материала в начале занятия по рисованию используются:

  • Наглядный материал: тематические плакаты, карточки, иллюстрации в книгах, игрушки и фигурки.
  • Чтение стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, отрывков из прозаических художественных произведений по теме занятия.
  • Проведение беседы.
  • Создание проблемных и игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
  • Использование технических средств: прослушивание аудиозаписей, показ слайдов на проекторе.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Грибы и ягоды»

Тема занятия Мотивирующее начало
«Сказочный гриб» Прослушивание пословиц о грибах:
Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.
Весна красна цветами, а осень - грибами.
Ягоды любят день, грибы - ночь и тень. и др.
Беседа с воспитанниками: как они понимают ту или иную пословицу, где растут грибы, какую погоду они любят и т. д.
Разучивание с воспитанниками скороговорки о грибах.
«Ветка рябины» Создание сюрпризного момента :
В гости к ребятам приходит белочка (медвежонок, заяц, ёжик или другой лесной зверь). Она принесла ребятам в подарок букет из рябиновых веток. Белочка раздаёт ребятам по веточке и замечает, что у них на столах лежат листы бумаги, кисточки и краски, а смогут ли ребята нарисовать ветки рябины? После выполнения задания белочка обещает провести с ребятами игру «Найди свою веточку в букете».
«Грибная полянка» В начале занятия воспитатель загадывает детям загадки о грибах и прикрепляет к доске картинки с изображением отгадок (либо ставит на стол фигурки отгаданных грибов).
Проведение беседы о грибах: где растут, какие места любят определённые грибы, какие грибы несъедобные. Детям даётся задание разделить на две группы изображения грибов - на съедобные и ядовитые.
Физкультминутка «За грибами».

Составление конспекта занятия по рисованию на тему «Грибы и ягоды»

Временной план занятия по рисованию в подготовительной группе

Длительность занятия по рисованию с воспитанниками 6–7 лет составляет не более 30 минут.

  • Организационный момент 1–2 минуты.
  • Мотивирующее начало 6–7 минут.
  • Практическая работа 15–17 минут.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов 1 минута.

Каждое проведённое занятие воспитатель анализирует по следующим критериям:

  • Достижение цели занятия.
  • Выполнение образовательных и воспитательных задач.
  • Эмоциональный настрой воспитанников на каждом этапе занятия (чем было обусловлено то или иное состояние детей).
  • Наличие задержек на каком-либо этапе занятие: выявление причины и пути коррекции в последующей образовательной деятельности.
  • Анализ работ воспитанников: какие приёмы рисования требуют дополнительного закрепления.
  • Самоанализ работы педагога: какие обучающие методы и приёмы были эффективны в проведении занятия, какие нет.

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему «Ветка рябины».
Создание рисунка с использованием различных приёмов (примакивание, тычок, рисование концом кисти, элементы пальчиковой живописи). Задачи Создать комфортные условия для позитивной творческой деятельности.
Совершенствование навыков рисования акварельными красками.
Закрепление навыка смешивания красок на пластиковой палитре или листе бумаги.
Развитие чувства прекрасного через наблюдение объектов природы. Ход занятия Воспитатель зачитывает стихотворение о красавице рябинке. Рассказывает ребятам об особенностях строения этого дерева и как меняется цвет его листьев с наступлением осени.
Изучение и обсуждение наглядного материала - картинки с изображением рябины в разные времена года.
Практическая часть:
Тонирование листа бумаги при помощи краски и кусочка поролона.
Пока бумага сохнет, воспитатель ещё раз рассматривает с ребятами изображение ветки рябины, обсуждают особенности строения, формы ягод и листьев, цветовые качества.
Рисование кистью веток и листьев, кончиками пальцем - ягод рябины.
Прорисовывание мелких деталей кончиком кисточки: прожилки листьев - штрихами, серединки ягод - точками.
Демонстрация и анализ готовых работ.
Благодарность воспитанникам за проделанную работу.

Порядок выполнения рисунков на тему «Грибы и ягоды»

Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать пейзаж, и путём наводящих вопросов и подсказок подвести их к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Для тех ребят, у кого возникают затруднения с выполнением задания, могут быть предложены карточки со схематическими инструкциями по рисованию предметов. Прямой показ действий для воспитанников подготовительной группы педагог осуществляет только в случае выполнения особо сложного элемента или индивидуально в ситуации крайнего затруднения у воспитанника.

«Ветка рябины»

Создание наброска Создание наброска Раскрашивание штриховкой Рисование штриховкой листьев Процесс штриховки Закрашивание контуров ягод Раскрашенная кисть Процесс обведения контуров ветки Прорисовка контуров Прорисовка прожилок листьев Обведение контуров ягод Кисть с обведёнными ягодами Рисование сердцевин ягод (крестиками или звёздочками) Кисть с прорисованными сердцевинками Прорисовка сердцевин точками Готовая работа

«Рябиновая ветвь»

Рисование наброска простым карандашом Обведение контуров ветви Раскрашивание ветви Обведение контуров и раскрашивание листьев Раскрашенная ветвь и листья Обведение контуров ягод Раскрашивание ягод Раскрашенная ветвь и грозди рябины Рисование прожилок Рисование сердцевин ягод (крестиками) Промежуточный этап рисования Прорисовка мелких деталей Готовая работа

«Грибной ёжик»

Создание акварельного фона Пока фон сохнет, рисуем тело ёжика Штрихами рисуем травку Рисуем лапки ёжика Рисуем мордочку и нос Наносим коричневые штрихи - иголки Наносим штрихи чёрной краской Гуашью рисуем ножки грибов Рисуем шляпки грибов Даём гуаши высохнуть Кончиком кисти обводим ножки грибов На ёжике грибы тоже обводятся Готовая работа

«Кто спрятался под грибком»

Рисуем акварельной краской фон неба Плавным переходом рисуем траву По мокрому фону рисуем тучи на небе Рисуем штрихами по мокрому акварельному фону капли Рисуем штрихами по мокрому акварельному фону траву и листочки Гуашью рисуем ножку гриба Гуашью рисуем шляпку Рисуем туловища и головы жучков Дорисовываем кончиком кисти усики и лапки жуков Кончиком кисти прорисовываем детали Готовая работа

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Грибы»

Программные задачи: познакомить детей с основными названиями грибов, где они растут, их строением, внешними признаками. Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Упражнять в различении оттенков красного, коричневого и оранжевого цвета. Учить передавать характерные особенности определенных грибов.

Предварительная работа:

  1. Чтение В. Катаева «Грибы», В. Сутеев «Под грибом».
  2. Рассматривание иллюстраций: набор картинок на тему «Грибы», «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы».
  3. Дидактические игры «Съедобный – несъедобный», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию».
  4. Игра «Лото», разрезные картинки «Грибы».
  5. Викторина «Что мы знаем о грибах?»

Демонстрационный материал: набор картинок «Грибы», презентация на тему «Грибы», спокойная мелодия со звуками леса, материал для изобразительной деятельности.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Дети давайте встанем в кружок и возьмемся за руки.

Встанем с вами вместе в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в лес. Давайте произнесем волшебные слова: «Раз, два, три повернись, на лесной полянке окажись!».

Ребята вот мы с вами и в лесу. А какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какая погода?

Ответы детей: Сейчас осень, месяц сентябрь, погода хорошая, теплая, солнечная.

Воспитатель: Смотрите вокруг нас много деревьев, а под деревьями смотрите, что растет?

Ответы детей: грибы, ягоды.

Воспитатель:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпа есть, нет головы. ГРИБ

Гриб – это растение, но растение особенное. Нет у него ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Грибы растут в лесах и в поле, на лугах и болотах. Их можно встретить на земле среди опавших листьев, они облепляют пни и стволы деревьев. Настоящий грибник, найдя гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом бережно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз.

А какие грибы мы можем найти в лесу?

Воспитатель показывает презентацию на тему «Грибы».

Воспитатель: Ребята, а вы в лесу собирали грибы?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Ребята, а для того, что бы легче было искать грибы, нужно знать, где какие грибы растут. Некоторые грибы сами расскажут о том, где их можно найти.

Игра «Где мой дом?»

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам буду кидать мяч, и говорить название гриба, а вы мне будете возвращать мячик, и отвечать где растет гриб.

Подберезовик растет - под березой.

Подосиновик – под осиной.

Опята – па пне.

Боровик – в сосновом бору.

Воспитатель: В народе говорят: «Когда сыро, тогда и грибно», « Коли стали облака цепляться за лес, так иди за грибами», «Вечером дожди - утром грибов жди».

Воспитатель: А сейчас давайте немного разомнемся!

Физкультминутка

Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». (Воспитатель выставляет три картинки с грибами и одну с ягодами, дети должны найти, лишнюю картинку).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним названия съедобных грибов.

Ответы детей: Белый гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята.

Воспитатель: А какие несъедобные грибы вы знаете?

Ответы детей: Мухомор, бледная поганка.

Воспитатель: Правильно, ребята несъедобные грибы очень опасные. Если вам в лесу такие грибы повстречаются, то ни в коем случае брать их нельзя, это очень ядовитые грибы.

Воспитатель: Ну, что, пора нам возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: «Раз, два, три повернись и в детский сад возвратись!». Вот мы снова и у себя в группе.

А сейчас, ребята, давайте пройдем к нашим столам, у каждого из вас лист бумаги. Вспомните как выглядит гриб мухомор, какие у него особенности строения, окраски и изобразите его на своих листочках. Изобразим этот красивый гриб и запомним, что это ядовитый гриб и брать его нельзя!

Самостоятельная работа детей. (Во время самостоятельной работы, звучит музыка со звуками леса.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы все молодцы, хорошо слушали, отвечали на вопросы. У всех у вас получились замечательные рисунки с изображением мухоморов. Теперь вы точно запомните, что этот гриб ядовит и брать его нельзя!