Жены декабристов кто написал. С милым рай и в Сибири. На что пошли жёны декабристов

14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло первое в истории России организованное выступление дворян-революционеров против царского самодержавия и произвола. Восстание было подавлено. Пятерых его организаторов повесили, остальные были сосланы на каторгу в Сибирь, разжалованы в солдаты… Жены одиннадцати осужденных декабристов разделили их сибирское изгнание. Гражданский подвиг этих женщин - одна из славных страниц нашей истории.

В 1825 году Марии Николаевне Волконской исполнилось 20 лет. Дочь прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского, красавица, воспетая Пушкиным, жена князя генерал-майора Волконского, она принадлежала к избранному обществу выдающихся по уму и образованию людей. И вдруг - крутой поворот судьбы.

В начале января 1826 года Сергей Волконский заехал на сутки в деревню к жене, ожидавшей первенца. Ночью разжег камин и стал бросать в огонь исписанные листы бумаги. На вопрос испуганной женщины: «В чем дело?» - Сергей Григорьевич бросил:- «Пестель арестован». «За что?» - ответа не последовало...

Следующее свидание супругов состоялось лишь через несколько месяцев в Петербурге, в Петропавловской крепости, где арестованные революционеры-декабристы (среди них были князь Сергей Волконский и дядя Марии Николаевны Василий Львович Давыдов) ждали решения своей участи...

Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына. баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская - принадлежали к знати.

Николай I предоставил каждой право развестись с мужем - «государственным преступником». Однако женщины пошли против воли и мнения большинства, открыто поддержав опальных. Они отрешились от роскоши, оставили детей, родных и близких и пошли за мужьями, которых любили. Добровольное изгнание в Сибирь получило громкое общественное звучание.

Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена: «дно мешка», конец света, за тридевять земель. Для самого быстрого курьера - более месяца пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками - убийцами и ворами.

Первой - на другой же день вслед за каторжником-мужем - в путь отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает ее, требует - еще раз после столицы! - письменного отречения от всех прав, Трубецкая подписывает его. Через несколько дней губернатор объявляет бывшей княгине, что она продолжит путь «по канату» вместе с уголовными преступниками. Она соглашается...

Второй была Мария Волконская. День и ночь мчится она в кибитке, не останавливаясь на ночлег, не обедая, довольствуясь куском хлеба и стаканом чая. И так почти два месяца - в лютые морозы и пургу. Последний вечер перед отъездом из дома она провела с сыном, которого не имела права взять с собой. Малыш играл большой красивой печатью царского письма, в котором высочайшим повелением разрешалось матери покинуть сына навсегда...

В Иркутске Волконскую, как и Трубецкую, ожидали новые препятствия. Не читая, она подписала страшные условия, поставленные властями; лишение дворянских привилегий и переход на положение жены ссыльнокаторжного, ограниченной в правах передвижения, переписке, распоряжения своим имуществом. Ее дети, рожденные в Сибири, будут считаться казенными крестьянами.

Шесть тысяч верст пути позади - и женщины в Благодатском руднике, где их мужья добывают свинец. Десять часов каторжного труда под землей. Потом тюрьма, грязный, тесный деревянный дом из двух комнат. В одной - беглые каторжники-уголовники, в другой - восемь декабристов. Комната делится на каморки - два аршина в длину и два в ширину, где ютятся несколько заключенных. Низкий потолок, спину распрямить нельзя, бледный свет свечи, звон кандалов, насекомые, скудное питание, цинга, туберкулез и никаких вестей извне… И вдруг - любимые женщины!

Когда Трубецкая сквозь щель тюремного забора увидела мужа в кандалах, в коротком, оборванном и грязном тулупчике, худого, бледного, она упала в обморок. Приехавшая вслед за ней Волконская, потрясенная, опустилась перед мужем на колени и поцеловала его кандалы.

Николай I отнял у женщин все имущественные и наследственные права, разрешив лишь нищенские расходы на жизнь, в которых женщины должны были отчитываться перед начальником рудников.

Ничтожные суммы держали Волконскую и Трубецкую на грани нищеты. Пищу они ограничили супом и кашей, от ужинов отказались. Обед готовили и отправляли в тюрьму, чтобы поддержать узников. Привыкшая к изысканной кухне Трубецкая одно время ела только черный хлеб, запивая его квасом. Эта избалованная аристократка ходила в истрепанных башмаках и отморозила себе ноги, так как из своих теплых башмаков сшила шапочку одному из товарищей мужа, чтобы защитить его голову от падающих в шахте обломков породы.

Каторжное житье никто не мог рассчитать наперед. Однажды Волконская и Трубецкая увидели начальника рудников Бурнашева со свитой. Выбежали на улицу: под конвоем вели их мужей. По деревне разнеслось: - «Секретных судить будут!» Оказалось, заключенные объявили голодовку, когда надсмотрщик тюрьмы запретил им общаться между собой и отобрал свечи. Но властям пришлось уступить. Конфликт на этот раз разрешился мирно. Или вдруг среди ночи выстрелы подняли на ноги всю деревню: пытались бежать уголовные каторжники. Пойманных били плетьми, чтобы узнать, где они взяли деньги на побег. А деньги-то дала Волконская. Но никто и под пытками не выдал ее.

Осенью 1827 года декабристов из Благодатска перевели в Читу. В читинской тюрьме было более 70 революционеров. Теснота, кандальный звон раздражали и без того измученных людей. Но именно здесь стала складываться дружная декабристская семья. Дух коллективизма, товарищества, взаимного уважения, высокая нравственность, равенство, независимо от разности социального и материального положения господствовали в этой семье. Ее связующим стержнем стал святой день 14 декабря, и жертвы, принесенные ради него. Восемь женщин были равноправными членами этого уникального содружества.

Они поселились близ тюрьмы в деревенских избах, сами готовили еду, ходили за водой, топили печи. Полина Анненкова вспоминала: - «Дамы наши часто приходили ко мне посмотреть, как я приготовляю обед, и просили их научить то сварить суп. то состряпать пирог. Когда приходилось чистить курицу, со слезами на глазах сознавались, что завидуют моему умению все делать, и горько жаловались на самих себя за то, что не умели ни за что взяться».

Свидания с мужьями разрешались всего лишь два раза в неделю в присутствии офицера. Поэтому любимым времяпрепровождением и единственным развлечением женщин было сидеть на большом камне напротив тюрьмы, иногда перекинуться словом с узниками.

Солдаты грубо прогоняли их, а однажды ударили Трубецкую. Женщины немедленно отправили жалобу в Петербург. А Трубецкая с тех пор демонстративно устраивала перед тюрьмой целые «приемы»: усаживалась на стул и поочередно беседовала с арестантами, собравшимися внутри тюремного двора. Беседа имела одно неудобство: приходилось довольно громко кричать, чтобы услышать друг друга. Но зато, сколько радости доставляло это заключенным!

Женщины быстро сдружились, хотя были очень разные. Невеста Анненкова приехала в Сибирь еще под именем мадемуазель Полина Гебль: «монаршей милостью» ей разрешено было соединить свою жизнь со ссыльным декабристом. Когда Анненкова повели в церковь венчаться, с него сняли кандалы, а по возвращении опять надели и увели в тюрьму. Полина, красивая и изящная, кипела жизнью и весельем, но все это было как бы внешней оболочкой глубоких чувств, заставивших молодую женщину отказаться от своей родины и независимой жизни.

Общей любимицей была жена Никиты Муравьева - Александра Григорьевна. Ни одна из декабристок, пожалуй, не удостоилась столь восторженных похвал в воспоминаниях сибирских изгнанников. Даже женщины, весьма строгие к представительницам своего пола и столь разные, как Мария Волконская и Полина Анненкова, здесь единодушны:- «Святая женщина. Она умерла на своем посту».

Александра Муравьева была олицетворением извечного женского идеала, редко достижимого в жизни: нежная и страстная возлюбленная, самоотверженная и преданная жена, заботливая, любящая мать. «Она была воплощенная любовь» - по словам декабриста Якушкина. «В делах любви и дружбы она не знала невозможного»,- вторит ему И.И.Пущин.

Муравьева стала первой жертвой Петровского завода - следующего после Читы места каторжных работ революционеров. Она умерла в 1832 году двадцати восьми лет. Никита Муравьев стал седым в тридцать шесть - в день смерти жены.

Еще при переходе каторжан из Читы в Петровский завод женская колония пополнилась двумя добровольными изгнанницами - приехали жены Розена и Юшневского. А через год - в сентябре 1831-го состоялась еще одна свадьба: к Василию Ивашеву приехала невеста Камилла Ле-Дантю.

Женщины-декабристки многое сделали в Сибири, Прежде всего они разрушили изоляцию, на которую власти обрекли революционеров. Николай I хотел всех заставить забыть имена осужденных, изжить их из памяти. Но вот приезжает Александра Григорьевна Муравьева и через тюремную решетку передает И. И, Пущину стихи его лицейского друга Александра Пушкина, Стихотворные строки «во глубине сибирских руд» рассказали декабристам о том, что они не забыты, что их помнят, им сочувствуют.

Родные, друзья пишут узникам. Им же запрещено отвечать (право на переписку они получали только с выходом на поселение). В этом сказался все тот же расчет правительства на изоляцию декабристов. Этот замысел разрушили женщины, связавшие заключенных с внешним миром. Они писали от своего имени, копируя иногда письма самих декабристов, получали для них корреспонденцию и посылки, выписывали газеты и журналы.

Каждой женщине приходилось писать десять, а то и двадцать писем в неделю. Нагрузка была столь весомой, что не оставалось времени иногда написать собственным родителям и детям. «Не сетуйте на меня, добрые, бесценные мои Катя, Лиза, за краткость письма моего,- пишет Александра Ивановна Давыдова дочерям, оставленным у родственников.- У меня столько хлопот теперь, и на этой почте столько писем мне писать, что я насилу выбрала время для этих нескольких строк».

Находясь в Сибири, женщины вели непрестанную борьбу с петербургской и сибирской администрацией за облегчение условий заключения. Они называли в лицо коменданта Лепарского тюремщиком, добавляя, что ни один порядочный человек не согласился бы принять эту должность без того, чтоб не стремиться к облегчению участи узников. Когда генерал возражал, что его за это разжалуют в солдаты, те, не замедлив, отвечали: - «Ну что же, станьте солдатом, генерал, но будьте честным человеком».

Старые связи декабристок в столице, личное знакомство некоторых из них с царем удерживали иногда тюремщиков от произвола. Обаяние молодых образованных женщин, случалось, укрощало и администрацию, и уголовников.

Женщины умели поддержать павших духом, успокоить возбужденных и расстроенных, утешить огорченных. Естественно, что сплачивающая роль женщин увеличилась с появлением семейных очагов (с тех пор, как женам разрешили жить в тюрьме), а затем и первых «каторжных» детей - воспитанников всей колонии.

Разделяя судьбу революционеров, отмечая каждый год вместе с ними «святой день 14 декабря», женщины приближались к интересам и делам своих мужей (о которых не были осведомлены в прошлой жизни), становились как бы их соучастниками. «Вообрази, как они мне близки, - писала М. К. Юшневская из Петровского завода, - живем в одной тюрьме, терпим одинаковую участь и тешим друг друга воспоминаниями о милых, любезных родных наших».

Медленно тянулись в изгнании годы. Волконская вспоминала:- «Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила, что это будет через десять, потом через пятнадцать лет, но после 25 лет я перестала ждать, я просила у бога только одного: чтоб он вывел из Сибири моих детей».

Москва и Петербург становились все более отдаленными воспоминаниями. Даже те, у кого мужья умирали, не получали права на возвращение. В 1844 году в этом отказали вдове Юшневского, в 1845-м - Ентальцевой.

Из-за Урала шли новые и новые партии ссыльных. Спустя 25 лет после декабристов везли на каторгу петрашевцев, в их числе и Ф.М.Достоевского. Декабристам удалось добиться свидания с ними, помочь продуктами, деньгами. «Они благословили нас в новый путь»,- вспоминал Достоевский.

Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году после тридцатилетней ссылки. Из одиннадцати женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, три остались здесь навечно. Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая. Последней умерла в 1895 году девяностотрехлетняя Александра Ивановна Давыдова. Умерла, окруженная многочисленным потомством, уважением и почтением всех, знавших ее.

«Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории»,- сказал современник декабристок, поэт П.А.Вяземский, узнав об их решении.

Прошло много лет, но мы не перестаем восхищаться величием их любви бескорыстной душевной щедростью и красотой.

События на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 года стали первым революционным выступлением дворянского сословия против существующих порядков, с целью установления в государстве демократической республики. Восставшие, в силу своей неорганизованности и без поддержки народа, потерпели поражение. Пять участников восстания были повешены, 31 декабрист отправлен в бессрочную ссылку, остальные получили более мягкие приговоры. За многими из них на каторгу последовали жены, невесты и сестры. Жёны декабристов разделили с мужьями все тяготы ссылки, рожали и воспитывали детей, искренне старались быть счастливыми.

На каторжные работы в сибирские города по приговору суда отправили 120 представителей дворянства. Сосланных в Сибирь некоторое время держали в тюрьмах Петербурга, а потом отправляли в сибирские остроги. Разделить участь с любимыми на каторгу поехали жены и невесты осужденных. Так кто же были эти женщины, и чем пожертвовали?

Князь Сергей Волконский прислал сватов в дом Николая Раевского, когда дочери едва исполнилось 18 лет. Через год они обвенчались, и супруг был старше красавицы жены на 17 лет.

Судьба декабриста Волконского была тесно связана с тайными организациями, но отцу невесты он обещал покончить с этим сразу после свадьбы. За 11 месяцев до восстания декабристов, во время венчания у невесты от свечи воспламенилась фата. Женщины заохали, посчитав это плохой приметой.

После суда Мария мечтала воссоединиться с мужем. В декабре 1826 года, оставив годовалого сына, и наперекор осуждению родных, она отправилась к мужу. В ссылке у них родились сын, которого назвали Миша, и дочка Елена. В 1855 ей разрешили поселиться в Москве, чтобы пройти лечение.

Умерла Мария Николаевна в августе 1863 года, и захоронена в Воронках. Не прошло и года, и рядом с могилой супруги похоронили и князя.

Графиня Александрина Чернышёва, воспитываясь в родительском доме, получила прекрасное образование, а внешняя красота гармонично сочеталась в ней с красотой душевной.

Юная красавица влюбилась в Никиту Муравьева, и в 1823 стала его женой. Муж Александры не был на площади во время восстания, но получил 15 лет каторжных работ. Александра Муравьева, родив третьего ребенка, стала первой из женщин, которая отправилась к мужу после оглашения приговора.

Когда мужа перевели на Петровский завод, супруги жили в жутких условиях. Муравьева родила на каторге еще троих детей, но холодный климат и невыносимый быт подорвали здоровье молодой женщины.

Скончалась в ноябре 1832 года, когда ей только исполнилось 27 лет. Первая смерть в сообществе ссыльных декабристов. Власти не дали разрешения перевезти тело в Санкт-Петербург, и ее захоронили на поселении. Внучка Александры писала, что ее мать Софья сделала из своего дома музей в честь знаменитой декабристки.

Крестили дочь французского эмигранта Жана Лаваля и Александры Козициной 7 декабря 1800 года, и дали ей имя Екатерина. Юная графиня отличалась добрым сердцем и особой женственностью.

Отдыхая в столице Франции, повстречала князя Сергея Трубецкого, и в 1820 вышла за него замуж. Знатный и богатый супруг был старше жены на 10 лет. Первой из всех декабристок добилась разрешения следовать за мужем в Сибирь. Долго ждала разрешения увидеться с любимым в Иркутске, и на все уговоры вернуться, отвечала отказом.

Может воздух Сибири повлиял, но первая дочь у четы Трубецких родилась в ссылке, через 10 лет после заключения брака. Всего Екатерина родила 4 детей. Трубецкая помогала семьям каторжан, раздавала хлеб бедным. Позже, восхищаясь ее добротой, Некрасов посвятил ей первую часть своей поэмы «Русские женщины».

Умерла графиня в 1854 году, и ее захоронили в Знаменском монастыре в окрестностях Иркутска. Получив разрешение вернуться домой, Трубецкой перед отъездом несколько часов проплакал на могиле любимой супруги.

Очаровательная фрейлина при дворе императора Елизавета была дочерью Петра Коновницына, занимавшего тогда пост министра военных дел. В день свадьбы с Нарышкиным императрица подарила ей 12 тысяч рублей.

Муж не принимал участие в декабрьском восстании, но был осужден на 8 лет каторжных работ за членство в тайных организациях. Елизавета, не задумываясь, отправилась к мужу в Читу.

В Тобольске, где в 2008 г. открыли памятник женам декабристов, у Нарышкиных был свой дом, ставший образовательным центром. После окончания срока ссылки, муж был отправлен на Кавказ, а Елизавета, проведав недолго родных, последовала за ним.

Когда муж ушел в отставку поселились недалеко от Тулы. Умерла Елизавета в 1867, муж ушел из жизни тремя годами ранее.

Француженка по рождению Камилла Ле Дантю была дочерью гувернантки. Мать служила в семье генерал-майора Петра Ивашева. Будучи еще совсем юной Камилла влюбилась в сына хозяев дома. В котором прислуживала.

Разное социальное положение не позволило бы девушке стать супругой знатного дворянина. Но тут произошло декабрьское восстание, и Василий, который состоял в тайном обществе, но сам не был на Сенатской площади, был приговорен в 15 годам каторги. Юная девушка объявила, что желает выйти замуж за Василия. Узнав об этом, осужденный декабрист был растроган до глубины души.

Получив разрешение, Камилла в 1830 году присоединилась к жениху. После свадьбы целый месяц прожили в снятом домике. После медового месяца Ивашев вернулся к каторжным работам. Счастливая «каторжанка» родила 4 детей, и именно здесь, среди сибирской глуши обрела счастье.

В 1855 семья приехала в Туринск, где Василий выстроил для семьи дом. Но годы каторги сказались на здоровье Камиллы. Простудившись, она умерла в возрасте 31 года во время преждевременных родов 7 января 1840 г. Через год, 9 января умер и Василий Ивашев, не смирившись с потерей любимой жены.

Жанетта-Полина Гёбль

Жаннета была дочерью военного, служившего в армии Наполеона. После смерти отца, а девочке было всего 9 лет, получила пенсию и денежное довольствие от императора Франции.

Деньги быстро закончились, и юная девушка научилась шить платья и шляпки, а в возрасте 23 лет переехала в Санкт-Петербург, где работала модисткой. Летом 1825 года познакомилась с Иваном Анненковым. Молодые люди с первого взгляда полюбили друг друга, но Жанетта отказала русскому офицеру, когда тот сделал ей предложение.

После восстания Иван был арестован, и посажен в острог, а молодая француженка не могла понять, куда подевался ухажер. Узнав об аресте, она продала часть своих вещей, приехала в столицу, чтобы подготовить любимому побег. Но все тщетно, Иван был осужден на 20 лет каторги. Француженка с настоящей русской душой не была женой осужденного, и, добиваясь разрешения отправиться в Сибирь, дошла до самого Николая I.

В апреле 1828 года сыграли свадьбу, на которую дал разрешение российский император, и француженка стала Прасковьей Егоровной Анненковой. Жанетт рожала 18 раз, но только семеро их детей с Иваном выжили. Когда объявили амнистию, чета выбрала местом жительства Нижний Новгород, где счастливо прожили еще 20 лет после всех испытаний. Захоронены рядышком на Красном кладбище города на Волге.

С детства Наталья Алпухина была набожным ребенком, и зачитывалась житием святых. В юности вела аскетический образ жизни, нося тяжелый, вываренный в соли пояс, портила кожу лица, выставляя его лучам палящего солнца.

В 19 лет венчалась со своим двоюродным дядей Михаилом Фонвизиным, а когда того отправили на каторгу, последовала вслед за ним. В Петербурге Наталья оставила на воспитание матери двоих своих сыновей. В 1853 году получили уведомление с разрешением возвратиться из ссылки, и супруги поселились недалеко от Москвы. После смерти мужа вышла вновь связала свою судьбу с декабристом Иваном Пущиным.

Одно из своих стихотворений ей посвятили Жуковский, а современники сравнивали отважную женщину с героиней Пушкина Татьяной из «Евгения Онегина».

Отец Анны, Василий Малиновский, служил директором Царскосельского лицея, и смог дать прекрасное образование дочери. Брат юной девушки познакомил ее с красавцем офицером Андреем Розеном.

В апреле 1825 молодые люди сыграли свадьбу, а уже через 8 месяцев супруг был арестован. Розен был единственным, кто предупредил жену о восстании, и возможном аресте. После приговора, который определил Андрею Розену 10 лет каторги, которую потом сократили до 6 лет.

Анна, следуя наставлению мужа, подождала пока подрастет их сын, а потом, оставив ребенка матери, отправилась за мужем в Сибирь. Лечила людей, как могла поддерживала супруга. В Кургане чета Розен приобрели дом, на средства, которые прислал брат Анны.

После амнистии прожили под Хабаровском, воспитывая и подымая на ноги детей. Анна скончалась в 1884 году, а Андрей пережил ее всего на 4 месяца.

Историки и литераторы уделили этой замечательной женщине меньше всего внимания из всех 11 бесстрашных декабристок. Но все, кто писал о ней, непременно отмечали кротость нрава, великодушие и смирение.

В 17 лет венчалась с гусаром, балагуром и весельчаком Василием Давыдовым. Своим остроумием и стихами, которые он посвящал юной красавице, он вскружил Александре голову, и она не устояла.

Приговор и каторга сломили бравого гусара, но в 1828 году к нему в Читинский острог приехала жена, оставив детей родным. Муж был несказанно рад такому повороту событий. Здесь в Чите у них родилось 4 детей, а потом, после переезда в Красноярск, любящая жена подарила мужу еще троих детей.

Интересный факт в том, что они оказались самой многодетной семьей среди всех декабристов. Александра сумела сохранить многие записи, письма и рисунки декабристов, сделанные ими на каторге. Скончалась она в 1895 году, когда ей было 93 года.

Ради справедливости скажем, что среди последовавших на каторгу за супругами были Мария Юшневская и Александра Ентальцева, а также сестра Николая Бестужева Наталья.

А вот Анастасия Якушкина не жалела себя, чтобы получить разрешение уехать к мужу, и уже договорилась с родными, что те возьмут на воспитание ее детей. Но муж запретил ей ехать, и она послушно осталась в Москве, тяжело переживая разлуку с любимым.

Жена Рылеева как могла поддерживала жен осужденных и помогала им добиться разрешений на посещение супругов в ссылке. Вызывает уважение и Наталья Шаховская, после того как муж заболел, добилась перевода его под Суздаль. Она поселилась рядом с мужем, и до конца его дней оказывала ему поддержку и медицинскую помощь.

Мария Бороздина, жена декабриста Поджио на протяжении многих лет добивалась встречи с мужем, которого содержали в казематах Шлиссельбургской тюрьмы. В 1834 году Поджио сопроводили под охраной в Сибирь, а брак Натальи с ним расторгли по настоянию отца.

Все они, как и представленные в списке женственные, хрупкие, но героические добровольные «каторжанки», достойны уважения и преклонения.

В завершение расскажем, что же потеряли и что приобрели отважные представительницы прекрасного пола.

Личным указом императора Николая II все жены осужденных на каторгу декабристов могли расторгнуть брак. Некоторые воспользовались этим, и нашли счастье во втором браке.

Кстати, о самых красивых свадебных цветах мира на нашем сайте сайт есть очень интересная статья.

Но большинство из них остались верны клятве данной у алтаря, и, отказавшись от роскошной беззаботной жизни, оставив собственных детей на попечение родственников, отправились в суровые условия каторги.

Все были лишены дворянского звания, сословных привилегий. Указом императора их перевели на положение жен ссыльных каторжников. Такое социальное положение ограничивало передвижение по стране, запрещалась переписка с родными.

Дети, которые родились в семьях ссыльных декабристов, переводились в категорию казенных крестьян.

Кто-то расценит этот поступок как безрассудство, кто-то как проявление благородства и обостренного чувства долга. Но это была любовь… настоящая любовь.

Сразу после коронации в августе 1856 года новый император России Александр II издал распоряжение, позволяющее ссыльным декабристам вернуться. На тот момент в живых осталось 34 декабриста.

Пять верных жен вместе с супругами вернулись в Европейскую часть государства. Им разрешалось проживать под надзором полиции в любом городе, кроме российской столицы.

Вглядываясь вглубь столетий, отметим, что такой массовый порыв души был единственным случаем в истории, когда женщины, отказавшись от всех благ и привилегий, отправились за любимыми на каторгу. У каждой из 11 женщин была своя мотивация отправиться в Сибирь, но, однозначно, это был настоящий подвиг, проявление самых высоких чувств и благородных стремлений.

Восстание произошло в далеком 1825 году на Сенатской площади. Было возбуждено дело по восстанию и под следствием оказалось около 600 человек. Многие были приговорены к смертной казни, а других отправили в ссылку в Сибирь. За своими мужьями отправились 11 жен добровольно.

Женщины были разных возрастов, происхождения и социального положения, но их всех объединяло одно: поддержка в ссылке своих мужей. Жены за то, что решились ехать за декабристами, были лишены всех своих привилегий. Родственники жен декабристов также имели разные точки зрения, кто-то был недоволен и осуждал их поступок, а другие наоборот оказывали поддержку.
Жены декабристов по прибытию в Сибирь поселились недалеко от мест заключения их мужей. Каждая из них нашла себе занятие, они шили и проводили ремонт одежды, лечили как декабристов, так и местное население. На средства жен была организована больница. Спустя некоторое время декабристам облегчали учесть и перевели на поселение.
Первую женщину, которая приняла решение отправиться за своим мужем в Сибирь, звали Екатериной Трубецкой. Её решение было поддержано родителями и оказана вся от них возможная помощь. Через день, после того как мужа отправили в ссылку, она выехала в след за ним в Иркутск осенью 1826 года. Там ее отговаривали от этого решения, но Екатерина не сдалась. И только в 1827 году ей удалось увидеть мужа. В этом же году декабристы были переведены в Читу, а для их жен были построены специальные дома. Улица из этих домов носила название «Дамская».

Екатерина Трубецкая

Самой молодой из жен декабристов была Мария Волконская, которая была младше своего мужа на 18 лет.

Мария Волконская

Анна Розен провожала своего мужа в ссылку вместе с недавно родившимся сыном. По просьбе мужа, она поехала вслед за ним только тогда, когда ребенок подрос. Анна отдала сына на воспитание родной сестре и отправилась в Сибирь. В скорее родился второй сын, которого назвали Кондратий. При переезде в Курган из Читы Анна родила третьего сына, назвали его Василием. В Кургане они прожили 5 лет, Анна занималась воспитанием сыновей и медициной. После амнистии они жили на Украине, и прожили вместе около 60 лет, несмотря на все сложности, которые выпали на их долю. Умерли они с разницей в четыре месяца.

Анна Розен

Прасковья Анненкова не была замужней, но уже ждала ребенка от своего будущего мужа. Когда родилась дочь, то она оставила ее будущей свекрови и отправилась к мужу в Сибирь. В 1828 году Прасковья вместе с мужем обвенчались.

Прасковья Анненкова

Елизавета Нарышкина ночами писала письма родственникам декабристов, так как у них не было такого права. Помимо нее писали и другие женщины, это был сложный труд, так как писать им приходилось очень много писем примерно по 10-20 в неделю. Бывало так, что они просто забывали написать письма своим родным и близким. К тому же жены декабристов постоянно просили администрацию об облегчении заключения.

Елизавета Нарышкина

14 (26) декабря 1825 года на Дворцовой площади Санкт-Петербурга сорвалась попытка декабристов перевернуть историю и не пустить Николая I к власти. Восстание с треском провалилось. Практически сразу лидеры восстания были арестованы и посажены в Петропавловскую крепость . Кондратия Рылеева, Павла Пестеля, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина и Сергея Муравьёва-Апостола приговорили к смертной казни. Сначала планировали четвертовать, но Николай I назвал данный способ варварским и неприемлемым в европейской стране. А расстрел, по словам монарха, придаст им только чести. Итог - повешение.

На каторгу в Сибирь отправились 120 представителей дворянства. За декабристами рискнули поехать, бросив всё, 11 жён. После указа об амнистии 28 августа 1856 года вместе с супругами вернулись пятеро. Кто были эти женщины, чего они лишились и почему поехали?

Мария Николаевна Волконская родилась в 1805 году в семье военного Николая Раевского, который стал героем Отечественной войны, когда дочери было всего семь лет. Семья Раевских была привыкшая к военным условиям: мать Марии Софья всегда сопровождала мужа, поэтому все семеро детей родились в походах.

Мария, как её двое братьев и три сестры (одна из них умерла в младенчестве), получала образование на дому. Особую любовь питала к музыке: играла на пианино и пела. Также интересовалась языками - например, французский знала лучше русского, поэтому писала в основном не на родном языке.

36-летний князь Сергей Волконский посватался к Марии, когда ей не было и 19 лет. Существует две версии, почему она дала согласие. Так, Филин ("О декабристах и декабризме") приводит слова участника декабрьского восстания Розена, который уверял, что свадьба стала возможной с настояния отца. В то же время брат жены декабриста Александр Раевский писал, что во время помолвки произошёл странный случай:

"Плохая примета. Во время помолвки, которая проходила в Каменке в имении Раевских, на невесте загорелось платье. Она танцевала мазурку и задела свечи. Обошлось без ожогов, но суеверные гости посчитали это недобрым предзнаменованием. Отец-генерал не придал никакого значения".

Тем не менее свадьба состоялась за 11 месяцев до восстания - в январе 1825 года. Пара провела вместе медовый месяц в Гурзуфе, молодые не разлучались и следующие три месяца. После этого супруга князя сильно заболела и уехала с матерью лечиться в Одессу, откуда писала ему письма, указывая, что скучает.

Волконский объявился уже после декабрьского восстания. Он сообщил, что арестовали Павла Пестеля, но не стал раскрывать супруге причин произошедшего. По легенде, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения, перед свадьбой Волконский обещал отцу Марии завязать с "неправительственной деятельностью".

И сейчас он попросту опасался, что родственники жены будут настаивать на разводе, несмотря на то что Мария к тому моменту была на последнем месяце беременности. Другая версия гласит, что он не хотел нервировать жену, которая вскоре должна родить.

После этого он увёз жену в имение её родителей в Киевской губернии и "вскоре уехал". Волконского арестовали 7 января (по другим свидетельствам - 5 января) как главу Каменской управы Южного общества. В июне 1826 года ему вынесли смертный приговор, который заменили на 20 лет каторги в Сибири. Мария до конца декабря добивалась возможности сопровождать мужа и в своём стремлении дошла даже до Николая I с прошением. В итоге её многочисленные просьбы удовлетворили. Оставив первенца по требованию отца, женщина уехала в никуда.

Я и не желаю возвращаться, разве лишь с Сергеем, но, бога ради, не говорите этого моему отцу, - сказала женщина родным ночью перед отъездом после того, как отец пообещал её проклясть, если через год она не вернётся из Сибири ("Записки Марии Волконской", Санкт-Петербург, 1904).

Мария проследовала от Каменска до Петербурга, когда узнала о приговоре. А 22 декабря из столицы отправилась в Сибирь, к февралю добравшись до Благодатского рудника.

Она жила в одном доме с Екатериной Трубецкой. Помещение было настолько тесным, что голова упиралась в стенку, а ноги приходилось поджимать. Встречи с мужем разрешались два раза в неделю. При этом Мария периодически переговаривалась с супругом через стенку.

27 декабря Трубецкая и Волконская переехали в Читу, где для декабристов построили новый острог (опорный пункт). В марте 1828 года стало известно о смерти сына, оставленного на попечение родителей. В ноябре 1829 года скончался и отец Марии.

В этом же году жёнам разрешили жить вместе с мужьями-декабристами. При этом Николай I прислал письмо, где говорилось, что он никогда и не был против, "лишь бы место было". А его не было: в остроге отсутствовали семейные камеры. Впрочем, супруги проводили с мужьями целые дни, чему уже были рады.

Специальная тюрьма для декабристов в Петровском Заводе была построена летом 1830 года. Обстановка там возмутила всех жён декабристов, многие из которых писали об этом родным. Женщины указывали на ужасные условия, отдельно выделяя отсутствие окон в камерах. Расположение казематов тоже оставляло желать лучшего - их построили прямо на болоте. Путь до нового пристанища занял 50 дней. Изначально женщины снимали дома, но к сентябрю 1830 года добились разрешения переехать к мужьям в камеры. Так, Мария оказалась с Сергеем в конце сентября вместе. Это не значит, что женщина была сыта только любовью. Сестре Екатерине она рассказывала о том, каково работать на конюшне и питаться "едой слуг".

В заключении она родила сына Михаила и дочь Елену, которую в семейном кругу называли Нелли. 24 июня 1835 года вышел указ об освобождении Волконского от каторжных работ. В 1837 году семья декабриста отправилась на лечение в город Урик, так как у Сергея обострился ревматизм, и так и осталась в этом городе. Кроме того, они построили летний домик в Усть-Куде.

В начале 1845 года Мария добилась разрешения переехать в центр, в Иркутск, для обучения детей в гимназии. Через два года к ним присоединился супруг.

В 1855 году женщине разрешили переехать в Москву, куда годом позже перебрался и Волконский. На этом "хождение за мужем" можно считать завершённым. Женщина скончалась в 1863 году в Воронках. Муж так и не успел с ней проститься, так как был прикован болезнью к постели в эстляндском имении Фалле. Через два года его похоронили рядом с женой в Воронках.

Прасковья Егоровна Анненкова (Жанетта Полина Гёбль) родилась в семье военного. Её отец Жорж служил в наполеоновской армии. Он скончался в Испании в 1809 году, когда дочери было лишь 9 лет. После этого Гёбль в своих воспоминаниях описывала, как увидела Наполеона и сказалась ему сиротой. Вскоре семья получила крупную денежную сумму и пенсию.

Когда денежное довольствие закончилось, Жанетта быстро научилась делать шляпки и женское нижнее бельё. В 17 лет она стала работать продавцом в модном доме в Париже, а в 23 года переехала в Россию, согласившись на предложение работы от торгового дома "Дюманси".

С будущим мужем Иваном Анненковым она познакомилась летом 1825 года, когда поручик сопровождал мать в трепетно любимый ею магазин. По воспоминаниям Гёбль, которая говорила, что выйдет замуж только за русского офицера, это была практически любовь с первого взгляда, но по ряду обстоятельств Полина не отвечала взаимностью.

- Оба мы были молоды, он был чрезвычайно красив собою, необыкновенно симпатичен, умён и пользовался большим успехом в обществе. Совершенно понятно, что я не могла не увлечься им. Но целая бездна разделяла нас. Он был знатен и богат, я - бедная девушка, существовавшая своим трудом. Разница положений и чувство гордости заставляли меня держаться осторожно, - вспоминала она.

В ноябре Анненков предложил тайно обвенчаться в одном из родовых губернских поместий, но Гёбль отказалась. Молодые люди всё же съездили на месяц в путешествие, откуда вернулись за пару недель до восстания.

Анненкова арестовали практически сразу после выступления декабристов. Гёбль же пребывала в неведении: куда делся ухажёр, набивающийся в мужья?

При этом Анненков 12 декабря заявил о том, что отказывается участвовать в выступлении. Его арестовали только за то, что он состоял в тайном обществе и не стал доносить на товарищей перед восстанием.

Сначала его отвезли в Выборг, где посадили в замок, а потом перевезли в Петропавловскую крепость. Но я узнала обо всём этом только в январе 1826 года, - написала она в воспоминаниях.

Всё это время Жанетта была в Москве. Узнав о том, где находится молодой человек, она собрала денег, продав часть своих вещей, и поехала в Петербург. Вскоре после приезда получила письмо от Анненкова. Послания приходили вновь и вновь. Жанетта решает организовать побег за границу.

Вопрос упёрся в деньги. Требовались десятки тысяч рублей, взять которые можно было только у матери несостоявшегося супруга. На просьбу Жаннет, специально ради этого приехавшей в Москву, Анна Анненкова ответила, что ни копейки не передаст на побег сына, которого подобное действие попросту обесчестит. Приговор - 20 лет каторги, Чита.

Жёнам декабристов разрешили отправиться к мужьям, только Гёбль не была официальной супругой. Чтобы добиться разрешения поехать "на край света", туда, где иностранка понятия не имеет, что происходит, она дошла до царя Николая I . Самодержец предостерёг девушку от такого решения, но что может повлиять на отчаяние влюблённой декабристки? К тому моменту Гёбль родила от Анненкова дочку, которую монарх потребовал с собой не брать.

- Он был знатен и богат, я - бедная девушка, существовавшая своим трудом. Разница положений и чувство гордости заставляли меня держаться осторожно, тем более что в то время я с недоверием иностранки относилась к русским, - пишет она в своих воспоминаниях.

Оказавшись в марте 1828 года в Чите, Жанетта встретилась с супругом на третий день после приезда, а уже 4 апреля их обвенчали. Причём на это было даже распоряжение государя. Так Гёбль стала Прасковьей Егоровной Анненковой.

В марте 1829 года Прасковья родила дочь, названную Анной в честь бабушки. В целом год у жён декабристов, которые все прибыли примерно в одно время, выдался плодотворный.

16 марта 1829 года у меня родилась дочь, которую назвали в честь бабушки Анною, у Александры Григорьевны Муравьёвой родилась Нонушка, у Давыдовой - сын, Вака. Нас очень забавляло, как старик наш комендант был смущён, когда узнал, что мы беременны, а узнал он это из наших писем, так как был обязан читать их, - вспоминала Прасковья.

В Чите женщины вели хозяйство, научились пасти скот и полностью обеспечивать себя как минимум пищей. В 1830 году их мужей отправили также в Петровский Завод, где разрешили не видеться раз в три дня, а буквально жить вместе.

Первое, что представилось глазам, была тюрьма, потом кладбище и наконец уже строения. Петровский Завод был в яме, кругом горы, фабрика, где плавят железо, - совершенный ад. Тут ни днём ни ночью нет покоя, монотонный, постоянный стук молотка никогда не прекращается, кругом чёрная пыль от железа, - вспоминает она приезд в новый острог.

В 1831 году родился сын Владимир. Всего Прасковья рожала 18 раз, но выжили лишь шестеро детей.

Анненкова переводили в село Бельское Иркутской губернии, в Туринск. В 1841 году Анненковых перевели в Тобольск, где они жили до амнистии 1856 года. К тому времени Иван уже был на госслужбе. Одним из условий освобождения стал запрет жить в Москве и Петербурге, поэтому семья поселилась в Нижнем Новгороде.

Прасковья Анненкова умерла 14 сентября 1876 года. Муж пережил её на год и четыре месяца, так и не сумев справиться с утратой.

Елизавета Петровна Нарышкина была единственной дочерью героя 1812 года, генерала и бывшего военного министра графа Петра Петровича Коновницына. Родилась в 1802 году. Получила домашнее образование, хорошо музицировала, пела, имела способности к рисованию.

Единственная, кто был не только женой, но и сестрой декабристов. Пётр и Иван Коновницыны состояли в Северном обществе. Пётр был отправлен в ссылку, а Ивана помиловал Николай I "ради заслуг его отца".

Елизавета была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. В 1823 году на балу познакомилась с полковником Михаилом Нарышкиным, за которого вышла замуж в сентябре 1824 года. После свадьбы жила с мужем в Москве. В 1825 году родила дочь. Единственный ребёнок, который был у супругов, умер в трёхмесячном возрасте.

Елизавета Петровна знала о том, что произошло восстание и что супруга отправили в Петропавловскую крепость. Последнее известие стало ударом, так как о принадлежности мужа к тайному сообществу она не знала. За подарки тюремщикам в конце января она смогла передать мужу тёплые вещи.

Жена следом пишет письмо императрице с "нижайшим поклоном" и просит дать разрешение проследовать за мужем. После того как прошение утверждают, отправляется по маршруту.

Приехала в Читу в мае 1827 года. Так же как и остальные супруги декабристов, виделась с возлюбленным два раза в неделю. Но щели в частоколе острога позволяли разговаривать чаще. Попытки охранников отогнать женщин ничем не заканчивались, поэтому через некоторое время прекратились.

Подруги по несчастью описывают Нарышкину как надменную особу и сразу же в письмах к родным "оправдывают" её, напоминая, что 23-летняя девушка была единственной дочерью при богатых родителях, да ещё и служила фрейлиной при дворе, "а выбить мужу прощение не смогла".

В 1830 году с мужем уехала в Петровский Завод, а через два года отправилась на поселение в Курган. Здесь супруги занимаются сельским хозяйством, а по вечерам собирают гостей. Нарышкины - одни из немногих, от кого не отказались родные и регулярно присылали им неплохие дотации.

В 1837 году приходит распоряжение от Николая I отправить Нарышкина на Кавказ, где зачислить бывшего полковника в армию рядовым. Нарышкиной разрешили встретиться с родными перед дальней поездкой.

Я была счастлива, но это-то и побуждает меня поскорее ехать на Кавказ, потому что счастье, не разделённое с моим старым добрым мужем, для меня не полно, - написала позже она.

В 1844 году супругов направляют в село Высокое Тульской губернии. Эти ограничения были сняты амнистией 1856 года.

С 1859 по 1860 год супруги ездили за границу и долго жили в Париже, после чего вернулись в Москву. Через три года Михаил скончался, а супруга уехала к родственникам в Псковскую губернию. Скончалась в декабре 1867 года и была похоронена в некрополе Донского монастыря, вместе с мужем и дочерью.

Анна Васильевна Розен родилась в 1797 году в семье Василия Малиновского - первого директора Царскосельского лицея. Получила прекрасное образование, хорошо знала английский и французский языки. В 1822 году брат Иван познакомил её с офицером Андреем Розеном, с которым участвовал в Итальянском походе. В апреле 1825 года молодые люди поженились.

Розен не состоял в тайных сообществах, а провинился тем, что накануне восстания был приглашён на совещание к Рылееву и князю Оболенскому. Его задачей было привести на Сенатскую площадь как можно больше военных. Розен был одним из немногих, кто предупредил супругу о готовящемся восстании и сообщил, что его могут арестовать. В Петропавловскую крепость его заключили через шесть дней после восстания.

Анна не паниковала и не шла на отчаянные шаги ради встреч с мужем: во-первых, она была беременна, а во-вторых, супруг потребовал беречь себя. Провожать мужа на каторгу она пришла вместе с шестинедельным сыном. Супруг не разрешил Анне следовать за ним, пока сын немного не подрастёт. В результате она уже приехала не в Читу, а в Петровский Завод в 1830 году, оставив сына Евгения на попечение своей сестры Марии.

Анна не застала многие тяготы, которые выпали на долю женщин, приехавших раньше. Так, ей не пришлось обустраивать всё с нуля: подруги по несчастью объяснили, как действовать. Анна также не бегала от охранников, первое время не дававших разговаривать с мужьями во внеурочное время. В Петровском Заводе в 1831 году у Розенов родился второй сын, которого назвали Кондратием. Спустя год супругов направили на поселение в Курган. В пути у них родился третий сын - Василий. На новом месте Розены сначала жили на квартире, а потом купили дом с большим садом. Деньги на покупку прислал старший брат Марии Иван.

Здесь глава семьи начал писать "Записки декабриста", которые до сих пор считаются наиболее подробным и достоверным изданием, описывающим восстание и тяготы после него.

Супруга занялась медициной и стала выписывать книги по данной тематике из Петербурга. 24 июля 1834 года у Анны Васильевны рождается сын Владимир, 6 сентября 1836 года - дочь Анна.

Указом Николая I в 1837 году Розена среди прочих отправляют на Кавказ. Уже в 1839 году Андрей был демобилизован по состоянию здоровья, и семья переезжает в имение брата Андрея, расположенное под Нарвой. Там они пробыли вплоть до амнистии 1856 года. Всю оставшуюся жизнь Розены прожили под Хабаровском. Анна умерла в декабре 1883 года. Супруг пережил её всего на четыре месяца.

***

В глазах современников жёны декабристов были героическими женщинами, не лишёнными образования и красоты. Им посвящали песни, стихи, о них говорили, ими было принято восторгаться. Когда проживание мужей в острогах прекратилось, семьи декабристов виделись со многими известными людьми.

Так, Александр Пушкин после знакомства с Волконской посвящает ей легендарную "Полтаву". "Не пой, красавица, при мне " также относится к Волконской. Жену декабриста часто воспринимают как одну из героинь "Евгения Онегина" - то как Татьяну Ларину, то как Ольгу.

В Кургане я видел Нарышкину (дочь нашего храброго Коновницына)… Она глубоко тронула своей тихостью и благородною простотой в несчастии, - пишет Жуковский о встрече с Нарышкиной.

Жена декабриста - верная жена, которая готова разделить со своим мужем горе и несчастье и никогда не бросит и не предаст его.

Жен декабристов иногда называют как "декабристки".

Выражение связано с известным в русской истории восстанием декабристов, произошедшее (14 декабря по старому стилю) 1825 года. Как известно, восстание было подавлено и император Николай I жестоко покарал бунтовщиков, отправив большинство из них в ссылку в Сибирь. Виновными признали 121 участника декабьского восстания. 23 декабриста были женаты.

Историю этого восстания описал известный русский историк (1841 - 1911) в "Курсе русской истории" ().

Одиннадцать женщин отправились в Сибирь со своими мужьями (женихами). Некоторые из них были незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова И.А. Но большая часть жен декабристов принадлежала к знати и им было чего лишаться - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева, Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская.

Николай I предоставил каждой право развестись с мужем - «государственным преступником». Однако женщины отказались от этого предложения. Они отказались от роскоши, оставили детей, родных и близких и пошли за мужьями на каторгу. Добровольное изгнание в Сибирь получило громкое общественное звучание. Первой в путь отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая. В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает ее, требует еще раз письменного отречения от всех прав, Трубецкая подписывает его. Через несколько дней губернатор объявляет бывшей княгине, что она продолжит путь «по канату» вместе с уголовными преступниками. Она соглашается... Второй была Мария Волконская. День и ночь мчится она в кибитке, не останавливаясь на ночлег, не обедая, довольствуясь куском хлеба и стаканом чая. И так почти два месяца - в лютые морозы и пургу.

За непокорность жен декабристов поставили в страшные условия - лишение дворянских привилегий и переход на положение жены ссыльнокаторжного, ограниченной в правах передвижения, переписке, распоряжения своим имуществом. Их дети, рожденные в Сибири, будут считаться казенными крестьянами. Даже те, у кого мужья умирали, не получали права на возвращение. Так, в 1844 году в этом отказали вдове Юшневского, в 1845-м - Ентальцевой.

Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году после тридцатилетней ссылки. Из одиннадцати женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, три остались здесь навечно - Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая. Последней умерла в 1895 году девяностотрехлетняя Александра Ивановна Давыдова. Умерла, окруженная многочисленным потомством, уважением и почтением всех, знавших ее.

Описал (1812 - 1870) в своей книге «Былое и думы» (1868 г.).

«Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории»,- сказал современник декабристок, поэт П.А. Вяземский, узнав об их решении следовать за мужьями в Сибирь.

Русский поэт (1821 - 1877) написал поэму " " (1871-1872 гг.), посвященную женам декабристов. В первой части поэмы " " описано путешествие в Сибирь княгини Трубецкой Екатерины Ивановны (1800-1854). Во второй части поэмы " " описано путешествие в Сибирь княгини Волконской Марии Николаевны (1805-1863).

Список жен декабристов, которые последовали в Сибирь, со своими мужьями (женихами):

Волконская Мария Николаевна (1805-1863), жена Волконского Сергея Геннадьевича.

Муравьёва Александра Григорьевна (1804-1832), жена Муравьёва Никиты Михайловича

Трубецкая Екатерина Ивановна (1800-1854), жена Трубецкого, Сергея Петровича

Полина Гёбль (1800-1876), невеста Анненкова Ивана Александровича

Камилла Ле Дантю (1808-1840), невеста Ивашева Василия Петровича

Давыдова Александра Ивановна (1802-1895), жена Давыдова Василия Львовича

Ентальцева Александра Васильевна (1790-1858), жена Ентальцева Андрея Васильевича

Нарышкина, Елизавета Петровна (1802-1867), жена Нарышкина Михаила Михайловича

Розен Анна Васильевна (1797-1883), жена Розен Андрея Евгеньевича

Фонвизина Наталья Дмитриевна (1803-1869), жена Фонвизина Михаила Александровича

Юшневская Мария Казимировна (1790-1863), жена Алексея Петровича Юшневского

Бестужева Елена Александровна (1792-1874), сестра Бестужевых

Памятник женам декабристов

Памятник одиннадцати жёнам декабристов установлен в сквере у исторического Завального кладбища в городе Тобольск в 2008 году.

Изображения