Что умеют дети в 6. Физическое и психическое развитие шестимесячного ребенка

Сегодня же на повестке дня вопрос «». Полгода – первый значимый рубеж в жизни вашего крохи. Он уже многому научился, благодаря регулярным занятиям и играм с вами.

Он каждый день узнает новое, оттачивает и приобретает новые навыки и умения, и наша с вами задача – помочь малышу в полной мере реализовать свой потенциал, дать ему возможность развиваться дальше на основе того, что он уже знает и умеет. В помощь вам – сегодняшняя подборка развивающих игр и занятий для шестимесячных малышей.

Полоса препятствий

Стимулируйте малыша перелезать через ваши ноги, когда вы сидите на полу или на диване. Можно положить перед ребенком игрушку, чтобы ему было интереснее преодолевать препятствие. Если кроха уже достаточно уверенно ползает, можно соорудить целую полосу препятствий из диванных подушек, валиков, свернутых одеял и т.д. Ползайте вместе с малышом, ползайте под музыку, ползайте за игрушкой – в общем, сделайте так, чтобы это упражнение воспринималось ребенком как еще одна веселая игра с мамочкой.

О том, какая музыка подойдет для крохи и собственно о вы узнаете из этой статьи.

На мяче

Продолжаем наши упражнения на мяче. К занятиям, которые были освоены крохой , можно в этом месяце добавить еще два:

1. На качелях

Ребенок сидит перед вами на мяче, вы удерживаете его под мышки так, чтобы основной вес крохи приходился на ваши руки. Мягко раскачивайте кроху вперед-назад и пружиньте вверх-вниз, приговаривая:

Мы уселись на качели,

Вверх летели, вниз летели,

И опять, и опять

Начинаем мы летать.

2. Прыг-скок

Кроха стоит перед вами на мяче, вы поддерживаете его под мышки – ни в коем случае не давайте ребенку полностью переносить вес тела на ножки. Пусть малыш пружинит на мяче в такт потешке:

Шел петух по кочкам, по кочкам, по кочкам,

Вставал на носочки, носочки, носочки,

Шел и шел, да в ямку – бух!

Провалился наш петух.

На слово «бух!» малыш «приседает» — ножки сгибаются в коленях.

Если вы только задумываетесь о покупке фитбола , то о всех важных моментах выбора, преимуществах этого снаряда для грудничков, а также упражнения для малышей до года вы узнаете из .

Что внутри

Подходящими являются разнообразные баночки с крышками. Советую вам собрать небольшую (или большую) коллекцию таких баночек, потому что ваш малыш с большим интересом будет играть с ними еще как минимум полгода.

Мой сынок отдавал предпочтение жестяным баночкам из-под чая и кофе. Я его прекрасно понимаю – они легкие, звонко стучат, да еще и интересно пахнут. В нашем арсенале были круглые и овальные, квадратные, прямоугольные и треугольные баночки разных размеров и, конечно, крышки к ним.

Подбирать крышки к баночкам для шестимесячного малыша пока непосильная задача, но особо любознательные малыши уже могут пытаться открывать такие баночки своими крохотными пальчиками. Особенно, если предварительно вы на глазах ребенка спрячете в баночку что-то интересное (игрушку). Только не закрывайте баночку слишком плотно, ведь кроха обязательно должен достичь желаемого результата – именно так формируется уверенность в себе и своих силах, поддерживается любознательность, воспитывается настойчивость.

Ленточки-веревочки

Еще одна забава, которая способна надолго увлечь вашего шестимесячного исследователя, делается за считанные минуты. Вам понадобится небольшая коробка, в которой нужно прорезать отверстие (можно взять коробку из-под салфеток с уже прорезанным отверстием), и несколько разноцветных ленточек, веревочек или тонких шарфов, связанных между собой.

Сложите ленты в коробку, оставив снаружи маленький кончик. Если кроха не делает попыток вытянуть ленту самостоятельно, покажите ему, как это делается, а дальше наблюдайте, как он будет играть с новой игрушкой.

Другие описаны в этой статье

Люблю порядок

Шестимесячный ребенок обычно проявляет большую любовь к порядку – любит складывать и выкладывать различные мелкие предметы в коробку или корзину. Не оставляйте без внимания это естественное стремление малыша. Позаботьтесь о том, чтобы предметы, которые будет складывать кроха, были разной формы, цвета, размера, из разного материала. Тогда во время этой игры ребенок будет развивать не только пространственные представления, но и мелкую моторику и тактильное восприятие.

Другие до года вы найдете в этой статье.

Продолжаем знакомиться с новыми техниками рисования, доступными даже полугодовасику. В этом месяце предложите крохе порисовать на подносе с манной крупой. Вашему малышу наверняка понравятся новые приятные ощущения и превращения изображений под его и вашими пальцами.

Фото Тамары Каган. Элинор первый раз играет с манкой

Жаль, что эти картины не сохранятся, но вы можете сфотографировать их и вставить фотографии в Дневничок успехов и достижений вашего малыша.

Как? Вы еще не ведете такой дневничок? Скорее скачивайте и начинайте заполнять, пока ничего не забыли. Еще больше интересных идей, как сохранить воспоминания о ранних годах ваших детей, и другие оригинальные семейные традиции ищите .

Хорошие манеры

Полгода – подходящий возраст для того, чтобы начать учить ребенка простейшим социальным жестам. Начните с «привет» и «пока». Повторяйте эти слова и жесты каждый раз, когда приветствуете и прощаетесь с папой, бабушкой, дедушкой, гостями и даже игрушками и очень скоро малыш начнет повторять за вами.

Время купаться

Даже если ваш шестимесячный малыш еще не умеет сидеть, в ванной его вполне можно усаживать в специальное сиденье для купания. Тело малыша находится под водой, поэтому большой нагрузки на позвоночник в этом случае нет. А пока малыш сидит и наслаждается обзором и свободой манипуляций руками, вы можете предложить ему несколько интересных развлечений:

  • выжимать губку;
  • лопать ручками мыльные пузыри;
  • пытаться схватить рукой струйку воды из крана;
  • «читать» специальные непромокаемые книжки для купания;
  • ловить выпрыгивающие из воды резиновые игрушки и т.д.

Последнюю игру опишу подробнее:

Недавно стали мамой малыша?

Возьмите резиновую уточку, рыбку, крабика и т.п. и «плавайте», приговаривая:

Уточка-уточка

Плавала, плавала,

Ныряла, ныряла, (на этих словах уточка несколько раз ныряет в воду и выныривает)

А потом пропала (на мгновение задержите игрушку под водой и понаблюдайте за реакцией малыша – смотрит ли он на воду в том месте, где исчезла игрушка, ищет ли ее взглядом, ожидает ли ее появления?)

Ах! Показалась! (отпустите игрушку и дайте ей вынырнуть из воды)

С Егоркой (имя вашего ребенка) купалась!

Обычно эта игра проходит на «Ура». Если вашему ребенку она тоже понравилась, повторяйте ее чаще и скоро малыш будет быстро хватать выпрыгивающую из воды уточку.

Ладушки

В этом возрасте малыши уже довольно хорошо манипулируют двумя руками одновременно, могут держать сразу 2 игрушки и умеют перекладывать игрушку из одной руки в другую. «Классика жанра» — игра «Ладушки» направлена на то, чтобы развить координацию между правой и левой ручкой. Если кроха еще не сидит, расположите его в положении «полулежа» у себя на коленях лицом к себе. Возьмите ручки крохи в свои и пропойте потешку, сопровождая ее соответствующими движениями:

Ладушки, ладушки, (ритмично разводим ручки и хлопаем в ладоши)

Где были? У бабушки!

Что ели? Кашку.

Пили простоквашку.

Попили, поели,

Шу! Полетели, полетели, (ручки «взлетают» и

На головку сели. « приземляются» на голову)

При регулярных повторениях уже к концу этого месяца кроха сможет сам выполнять эти нехитрые движения под ваше пение. Не забывайте хвалить малыша, даже если пока у него не все получается. Главное – старание.

Продолжаем читать

Если статья «Как развивать ребенка в 6 месяцев » не первая, которую вы прочитали на этом сайте, чтение малышу уже, конечно, прочно вошло в ваш режим дня и полюбилось крохе. Сейчас самое время учить ребенка показывать пальчиком на картинки в книжке и перелистывать странички. Мой сын, кажется, мог проводить целые часы за перелистыванием страниц своих картонных книжек.

А особенно удачным приобретением стала электронная книжка , которая при каждом перелистывании начинала проигрывать новую песенку. Эти песенки до сих пор звучат у меня в голове:) Это, на первый взгляд, бесполезное занятие на самом деле является отличным упражнением для . Ну, а если вы в это время находитесь рядом и комментируете изображенное, читаете стихи и потешки из книжки или по памяти, то малыш, наверняка, будет иметь очень важный и сосредоточенный вид, ведь он читает вместе с мамой!

Имейте ввиду, именно сейчас закладывается любовь к чтению, которую мы все хотим воспитать в наших детях. Не пропустите этот момент. Что касается показывания пальчиком, то, как ни странно, детей этому надо учить. Показывайте сами, показывайте пальчиком ребенка, взяв его ручку в свою, и кроха быстро поймет, чего вы от него ожидаете. Во время «чтения» делайте паузы, чтобы получше рассмотреть картинки в книжке и побеседовать с крохой о том, что он видит. Рассказывайте ему о том, что нарисовано, просите что-то показать и, выждав небольшую паузу, сами показывайте, если кроха затрудняется.

Вы можете познакомиться с нашей библиотечкой для малышей от рождения до года, а если вы, как и я, увлекаетесь , то предлагаю вам заняться изготовлением тематических альбомов.

Тематические альбомы

Для совместного чтения с шестимесячным малышом как нельзя лучше подойдут самодельные тематические альбомы, которые вы без труда сделаете за несколько вечеров. В качестве основы я предлагаю использовать папки с файлами или фотоальбомы. Оба варианта позволят вашим самодельным «книжкам» прожить долгую и счастливую жизнь. К тому же они удобны, так как позволяют при необходимости легко заменить содержимое. Для верности файлы в папке и кармашки фотоальбома лучше заклеить прозрачным скотчем. Что же положить внутрь?

Первая серьезная дата для малыша и его родителей – полгода с рождения. Развитие ребенка в 6 месяцев значительно отличается от того, каким оно было два-три месяца назад. Высокие темпы в приобретении навыков и умений позволяют малышу к возрасту полугода стать более подвижным, самостоятельным и социализированным. Чтобы оценить уровень физического, умственного и эмоционального развития, молодой мамочке можно свериться с нормами для данного возраста.

Прибавки в росте и весе для полугодовалого ребенка

В идеале до достижения ребенком 6 месяцев он должен питаться только грудным молоком. С полугода постепенно и поэтапно в меню малыша начинает вводиться и другая еда. Именно поэтому в возрасте полугода вопрос о росте и весе малыша стоит достаточно остро. Прибавки показывают, наедается ли ребенок, хватает ли ему маминого молока. Также недостаточный или избыточный вес может сигнализировать о возможных проблемах со здоровьем малыша.

Если исходить из среднестатистических показателей, то рост ребенка может находиться в пределах от 64 до 67 см. Его вес при таком росте составляет от 6800 до 7200 г. За шестой месяц малыш еще вырастет примерно на 2-2,5 см. Его прибавка в весе составит 600-700 г.

Это лишь примерные показатели для полугодовалых детей. Индивидуальные характеристики роста и веса должен ежемесячно проверять педиатр. Как правило, они рассчитываются исходя из данных показателей при рождении. А дети, как известно, появляются на свет и большими, и маленькими.



Способности малыша в 6 месяцев

Каждой маме очень хочется гордиться собственным ребенком! Самые ответственные родители ежемесячно записывают достижения малыша в специальный дневник. К полугоду кроха меняется день ото дня, приобретая все новые и новые умения. Если говорить о нормах развития, что должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Его способности можно разделить на несколько групп, принадлежащих к определенной области развития:

  • физическому;
  • осязательному;
  • эмоциональному;
  • интеллектуальному.

Рассмотрим каждую из них и перечислим, что умеет малыш в 6 месяцев.


Малыш умеет:

  • Переворачиваться на бок и перекатываться на спину, чуть позже на живот.
  • Хватает ножки ручками и поднимает к ним голову.
  • Цепко держит игрушку в руках, перекладывает из руки в руку, берет ее из любого положения, а не только из рук мамы.
  • Может держать одновременно две погремушки в обеих руках, как правило, малыш начинает стучать ими друг о друга.
  • Делает подобие «мостика», упираясь головой и ногами в дно кроватки.
  • Раскачивается, стоя на четвереньках.
  • Старается ползти, «подползая» к интересующему его предмету.
  • Учится сидеть.
  • Старается вставать рядом с удобной опорой.

Особое внимание в полгода следует уделять именно двигательной активности ребенка. Если не в полгода, то в семь месяцев он поползет. А пока многие дети стараются «подползать». Другими словами, поднимают корпус, опираются на ручки и отталкиваются ножками. Так они пробуют дотянуться до яркой игрушки или чего-то другого не менее интересного.

Если мама замечает, что многое из описанного не получается у малыша, стоит сказать об этом педиатру. Также хорошо стимулирует двигательную активность специальный массажный комплекс. Это не тот общеукрепляющий массаж, который делает мама. Курс должен проводить профессиональный детский массажист. Уже после первых занятий активность малыша возрастает, а мышцы укрепляются.



Малыш должен:

  • Тянуть предметы в рот.

Облизывать и засовывать в рот все, что попалось в руки – это не вредная привычка. В шесть месяцев познание окружающего мира происходит именно через рот. Эта особенность будет сохраняться у ребенка вплоть до того времени, когда он начнет говорить. Рот малыша полон нервных окончаний и рецепторов, что позволяет ему определять не только вкус, но и сформировывать впечатления о размерах и характере поверхности предмета.

Зная неизбежность подобных детских исследований предметов через рот, родители должны следить за чистотой игрушек и пола в доме. Считается, что если игрушка имеет на себе «родные, домашние» микробы, то они не столь опасны для малыша. Особенно внимательной маме нужно быть на улице, при посещении поликлиники или других общественных мест. Упавшая там пустышка или игрушка должна быть немедленно убрана до дома, пока ее не помоют кипяченой водой с мылом.


Развитие малыша в эмоциональном и интеллектуальном плане

Ребенок способен:

  • Заниматься игрушками: рассматривать их, стучать, выбрасывать и подбирать;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Лепетать;
  • Различать эмоции (положительные и отрицательные);
  • Различать своих и чужих;
  • Понимать, о каком предмете идет речь, находить его взглядом.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев идет полным ходом. Малыш начинает понимать связь между поступками и их следствиями. Также в это время кроха уже проявляет интерес к еде. Это хорошо, так как именно в шесть месяцев начинают вводить прикорм.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок не реагирует на звуки, издаваемые вблизи него, или не просится на ручки.

Развиваемся и играем одновременно!

Для полноценного развития в полгода нужно проводить игры с ребенком. Как известно, многие познавательные процессы лучше усваиваются, если происходят в форме игры. Они могут быть направлены как на физическое и двигательное развитие, так и на эмоциональное и интеллектуальное.

Для проведения игр необходимы игрушки для детей. Они непременно должны быть качественными и подобранными согласно возрасту. Вот несколько полезных игрушек, которые заинтересуют и отвлекут малыша:

  • Развивающие коврики и дуги. Данный вид игрушек помогает детям устанавливать причинно-следственные связи. Например, малыш нажимает на кнопочку – зажигается лампочка, ребенок ударяет по игрушке – она смеется и т. д. Кроме того, застегивание и расстегивание замочков, нажатие на кнопочки, игра с липучками помогают развивать мелкую моторику рук.
  • Головоломки-спирали, по которым нужно передвигать бусины. Такая игрушка развивает мелкую моторику. Однако нужно следить, чтобы она была сделана качественно: не имела острых углов и бусины были бы надежно закреплены.
  • «Ударные» игрушки. Имеются в виду пищащие молоточки, барабанчики, деревянные ложки. Малыши очень любят стучать, осознавая, что их действие производит громкий звук. Подобные манипуляции делает ребенок в 6 месяцев с огромным удовольствием!
  • Заводные игрушки. Данный вид игрушек стимулирует у малыша двигательную активность. Ребенку так хочется догнать ползущего жучка или скачущего зайчика, что он поневоле начинает двигаться в его сторону.
  • Прорезыватели в форме игрушек. В шесть месяцев у ребенка уже начинают зудеть десны в ожидании появления первого зуба, и малышу хочется их чем-то почесать. Специальные аптечные прорезыватели выполнены из разрешенного материала, имеют шероховатости для лучшего стимулирования десен, их можно замораживать. Это их свойство пригодится впоследствии, когда у ребенка «полезут» зубы.

Еще одним способом отвлечь ребенка являются . Так считают многие родители. Включая телевизор или компьютер, они выигрывают немного свободного времени для отдыха. Однако не многие дети в полгода способны интересоваться мультфильмами. Большинство просто никак на них не реагирует.

Возможно, это своеобразный внутренний способ защиты детей от излишней информации. Также просмотр мультфильмов опасен для детских глаз. Поэтому педиатры советуют начинать приучение детей к телевизору не раньше, чем в 2-3 года. Так что пока малышу исполнилось только 6 месяцев, о телевизоре лучше забыть.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема нашего сегодняшнего разговора – как развивать ребенка в 6 месяцев. Как играть с малышом, как помочь ему правильно развиваться, чем мама может заняться дома с полугодовалым карапузом? Согласитесь, такие вопросы волнуют многих любящих мамочек. Давайте попробуем вместе найти решение.

Вот ваш малыш и перешагнул экватор самого первого года своей жизни. Вместе вы отметили первый юбилей крохи – полгода. И он продолжает ежедневно радовать вас своими очень важными и серьезными успехами.

В действиях и поступках ребенка появляется все больше осознанности. И сейчас наступает период, когда развитие малыша по темпам начинает опережать его рост. То есть, растет он, конечно, быстро, но развивается еще быстрее. Познавательные достижения крохи растут в геометрической прогрессии, он пытается как можно больше узнать об окружающем его мире. Благо, еще и появилась хорошая возможность почти свободно перемещаться в пространстве. И теперь дисциплинированной маме, которая привыкла отмечать все достижения малыша в альбоме, просто может не хватить времени на запись всего. Так много новых успехов появится у крохи!

Ребенку 6 месяцев: особенности развития

В возрасте полугода ребенок начинает реагировать по-разному на знакомых и незнакомых ему людей. На «чужаков» он смотрит с опаской, настораживается в их присутствии, зачастую перестает улыбаться. Если же незнакомец попытается взять кроху на руки, он может расстроиться и заплакать. Но когда пройдет немного времени, и малыш привыкнет к присутствию «чужака», он может сменить гнев на милость и даже взять игрушку из рук гостей.

Кроха пытается извлекать звуки из разных предметов, стучать погремушками. Чтобы развлечь его, можно предложить ему поиграть шуршащей бумагой или фольгой. Но тут надо быть очень внимательным, ведь детки такого возраста все интересное «пропускают» через рот.

Маме надо сейчас стараться как можно чаще говорить со своим любимым мальчиком или девочкой, в том числе и на их языке. Повторяйте за крохой слоги и лепет, пробуйте менять громкость и интонацию голоса, мимику. А там, глядишь, и малыш начнет сам повторять движения маминых губ.

Очень полезно продолжать делать ребенку массаж, заниматься с ним гимнастикой. Ведь его мышцы растут, и потихоньку готовятся к будущей ходьбе. Пример гимнастики для 6-месячного ребенка можно посмотреть на видео:

Что может ребенок в 6 месяцев?

Мама не терпится знать, что же должен уметь делать малыш на седьмом месяце жизни? В среднем, малыш в полгода:

  • может уверенно ползать;
  • во время игры ищет потерявшуюся игрушку;
  • умеет самостоятельно сидеть, с небольшой опорой и поддержкой;
  • пробует вставать, схватившись за опору;
  • пытается переставлять ножки, стоя у опоры;
  • обращает внимание на очень маленькие предметы;
  • пробует вкладывать маленькие предметы в большие;
  • может по просьбе мамы показывать выученные действия – «ладушки», «привет-привет», «пока-пока»;
  • узнает в зеркале свое отражение, реагирует на него;
  • захватывает предметы с помощью всей ладошки и оттопыренного большого пальчика;
  • лепечет, проговаривая целые цепочки слогов;
  • захватывает маленькие предметы тремя пальчиками – большим, указательным и средним;
  • понимает речь взрослых, их мимику и интонации;
  • при помощи мамы может кушать с ложечки и пить из чашки;
  • понимает слово «нельзя» по тону маминого голоса;
  • удерживает в ручках отдельные предметы, может стучать ими друг о дружку;
  • подражает взрослой речи, повторяет звуки;
  • умеет на какое-то время сосредотачивать внимание на задаче.

Развивающие игры и игрушки для ребенка

В этом прекрасном возрасте для крохи очень важна эмоциональная составляющая игры, а также удовлетворение познавательного интереса. Неудивительно, что он пытается все потрогать, пощупать, отведать на вкус. Таким образом, он получает нужные ему сенсорные стимулы, которые помогают правильно расти и развиваться мозгу.

Современная индустрия предлагает массу самых разнообразных игрушек для младенцев, можно просто зайти с магазин и вместе с консультантом выбрать что-то подходящее. В ТОПе по-прежнему разные погремушки, мячики, прорезыватели, другие игрушки, обогащающие сенсорный опыт ребенка.

Можно приобрести и специальные детские развивающие центры, сенсорные коврики, интересные картинки, которые здорово повеселят малыша и будут ему полезны. Но для игры с мамой порой достаточно и подручных средств, типа предметов обихода, ложечек, разных формочек и т.д.

Как же правильно организовать развивающие занятия дома? Предлагаем вашему вниманию несколько идей:

  1. Самое простое и в то же время веселое упражнение – «Ладушки». Учите кроху хлопать в ладошки, взяв его ладошки в свои, и похлопав ими друг о друга. При этом не забывайте напевать песенку. Так вы заодно и будете стимулировать речь малыша.
  2. Поэкспериментируйте с разными запахами. Скатайте несколько шариков из ваты, и промокните их разными ароматами. Например, в один заверните кусочек лука, в другой – чеснока, а в третий – гвоздику, или взбрызните мамиными духами. По очереди предлагайте крохе понюхать ватку. И проследите, как он реагирует на тот или иной запах, какой ему приятен, а какой не очень.
  3. Играйте и со звуками. Например, заполните несколько железных баночек мелкими игрушечками или крупами. По очереди трясите каждой банкой, чтобы малыш видел ваши действия. Через какое-то время он и сам будет пробовать извлечь звук из баночек.
  4. Научите кроху делать жест «пока-пока». Вместе провожайте папу на работу, бабушку из гостей, и весело машите им вслед. Вскоре карапуз и сам начнет махать на прощание ручкой.
  5. Стимулируйте речь крохи. Повторяйте за ним звуки из его лепета, меняйте выражение лица, интонацию. Малыш будет пытаться повторить за вами новые звуки, радоваться или удивляться вашей мимике.
  6. Вместе с малышом танцуйте под веселые песенки, подносите его к приемнику или магнитоле, чтобы он видел источник звука, рассказывайте ему, откуда звучит музыка.
  7. Играйте с ребенком в пальчиковые игры. При этом изучайте пальчики не только на ручках, но и на ножках. Купая его, переодевая, называйте все части лица и тела.
  8. Играйте в «ку-ку». Можно разнообразить игру, пряча лицо под платком, а потом появляясь и проговаривая «ку-ку». Также можно под платочком прятать игрушки, а потом показывать крохе, где их найти. Такие забавы помогут карапузу понять, что предметы могут существовать отдельно друг от друга.
  9. Катайте кроху на коленках. Желательно дополнить такую игру веселыми детскими стишками и потешками, например, о животных.
  10. И, конечно, целуйте, обнимайте своего кроху, улыбайтесь ему. И все у вас непременно будет хорошо!

А для того чтобы стать спокойной и уверенной в себе мамой, рекомендую учиться у тех, кто может передать вам необходимые знания и, главное, это состояние. Для меня таким экспертом в области материнства стала Людмила Шарова, имя которой уже не раз упоминалось на страницах этого блога. Для мам деток до года самый полный и содержательный курс – это “

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!

Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев

  • Мячики разных размеров и фактур;
  • Пирамидка с колечками разных цветов;
  • Простая машинка, неинерционная;
  • Книжки с сюрпризами;
  • Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
  • Набор стаканчиков разных размеров;
  • Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).

Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.

Полгода – это первый значимый рубеж в жизни маленького человека. В возрасте 6 месяцев психомоторное развитие ребенка вступает в свою самую активную фазу. Примерно с этого возраста все навыки совершенствуются постоянно: буквально не по дням, а по часам.

Физиологическое развитие.

Шесть месяцев для многих процессов формирования органов и внутренних систем новорожденного являются периодом самого активного развития, а некоторые вступают в свою завершающую стадию. Вес и рост ребенка увеличиваются теперь менее интенсивно.

  • Зрение. В полгода почти полностью завершают формирование зрительные центры головного мозга: структуры, отвечающие за фокусирование объекта на сетчатку глаза; формируется цветовосприятие. Малыш уже видит оттенки цветов.
  • Мышечная система. Мускулатура спины, шеи и плечевого пояса достаточно укрепилась для того, чтобы малыш начал сидеть и предпринимал попытки ползать. Т.к мышцы ног еще недостаточно окрепли, в этом процессе основное участие принимают руки и спина.
  • Нервная система продолжает активно развиваться. Закрепляются связи между зрительным восприятием и головным мозгом, скорость передачи информации также растет.
  • Зубы. К шести месяцам у некоторых малышей их уже по 1-2, а некоторые только вступают в активную фазу прорезывания первого зубика.
  • Совершенствование навыков глотания. Рвотный рефлекс у ребенка смещается от середины языка к его основанию. Появляются первые навыки жевания, т.к меняется сила жевательных движений челюсти.
  • Слух. Шестимесячный ребенок отличается обостренным слухом: способен различать разные шумы (скрип, шаги, шум воды, звуки животных) и реагирует на громкость — хорошо слышит даже шепот.
  • Пищеварительная система. В этом возрасте каждая стадия роста кишечника уже не так остро воспринимается малышом, как до 4-х месяцев. Микрофлора кишечника продолжает активно формироваться, и в полгода в его полость заселяется кишечная палочка и условно-патогенная флора. Находясь в нормальном соотношении с полезными молочнокислыми и бифидум бактериями, патогенные микроорганизмы образуют местный иммунитет и помогают бороться со многими болезнями.
  • Печень и поджелудочная железа постепенно увеличивают выработку желчных кислот и ферментов, необходимых для переваривания крахмала, жира и белка. Именно поэтому в данном возрасте педиатры настоятельно рекомендуют уже вводить прикорм.

Важно!!! До 6 месяцев организм ребенка еще не способен перерабатывать многие продукты. Поэтому прикорм следует вводить поэтапно и строго в соответствии с рекомендациями врача. Развитие малыша в 6 месячном возрасте во многом зависит от объема питательных веществ и микроэлементов, которые он получает.

К шестому месяцу набор веса у детей становится менее интенсивным и в среднем за эти четыре недели его масса увеличивается на 500-700 г. Рост малыша увеличивается примерно на 2 см. Для того чтобы родители имели представление о том нормально ли развивается малыш, были определены границы и средние показатели физического развития для каждого месяца жизни малыша.

Важно помнить, что в таблице приведены усредненные значения, а физическое развитие ребенка в 6 месяцев индивидуально и неповторимо.

Психоэмоциональные особенности развития.

К этому возрасту начинают проявляться первые личностные особенности малыша. Становятся заметными характерные черты темперамента, начинают закладываться основы характера ребенка, уже можно составить представление о степени его эмоциональности в будущем.

  • Любознательность. Ребенок в свои полгода проявляет активный осознанный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Требует от окружающих конкретные предметы, подолгу может занимать сам себя: перекладывание игрушек из одной руки в другую, рассматривание и «ощупывание» новых вещей, в этом возрасте дети особенно любят стучать предметами друг о друга.
  • Дети начинают манипулировать родителями. У них уже четко сформировалось понимание, что конкретные люди являются источником конкретных действий (криком просятся на руки).
  • Постоянно идет пополнение пассивного словарного запаса и понимание смысла услышанного. Малыш осознанно смотрит на называемый объект.
  • Полугодовалый ребенок отличает речь постоянно находящихся рядом людей от посторонних. Услышав неподалеку, например, маму, младенец обязательно обратит на себя внимание криком или активными звуками.
  • В мышлении четко формируются причинно-следственные связи. Если игрушку бросить, она упадет; если потрясти погремушку, раздастся шум.
  • Малыш пытается делать первый осознанный выбор: какую игрушку взять, к кому пойти на руки.
  • Совершенствуются навыки речи. Ребенок 6 месяцев старается копировать речь взрослых, лепет постоянно усложняется разными слогосочетаниями.

Важно!!! Много разговаривайте с ребенком. Для этого возраста характерен постоянно возрастающий интерес к окружающим предметам, их свойствам. Объясняйте малышу свои действия, показывайте картинки в книгах, так пополнятся пассивный запас слов детей.

Способности ребенка в шесть месяцев.

Этот возраст еще входит в так называемый «лежачий» период жизни ребенка, но именно с полугода до 8 месяцев малыши становятся особенно подвижными. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Важно!!! Показывайте малышу, как произносить звуки и слоги. В этом возрасте дети охотно копируют каждое ваше действие и любят экспериментировать со своими языком и губками.

Занятия и игры для ребенка в полгода

Научить чему-то в таком возрасте невозможно, а вот помочь совершенствовать то, что умеет ребенок в 6 месяцев, достаточно легко. Приобретать новые навыки и умения малышам помогут разнообразные игры «говорилки» и самые простые игрушки.

В полгода малышу еще не нужен большой «арсенал» игрушек. Обычная пирамидка лучше всего поможет освоить цвета, разобраться с понятиями больше-меньше, пытаясь ее собрать и разобрать, малыш тренирует мелкую моторику и логику.

Как можно чаще следует давать ребенку в руки массажный мячик или валик.

Так активизируются все рецепторы, которые находятся на ладошках и пальчиках. Врачи утверждают, что это полезное занятие для развития мелкой моторики и речевых навыков.

Неваляшка – универсальная музыкальная игрушка. С ней малыш может увлеченно играть и развивать воображение, координацию движений, внимание, слух.

Легкие погремушки, лучше в паре, тренируют хватательные навыки малыша и совершенствуют еще не сильно развитое владение большими пальцами. Две погремушки удобно перекладывать из одной руки в другую, а стучать ими друг о друга любимое занятие ребенка в этом возрасте.

Растяжки и любые подвесные игрушки тоже прекрасный вариант для этого возраста. Грудничок 6 месяцев всегда пытается дотянуться до них, тренируя мышцы спины и плечевого пояса. Закрепляется осознание причинно-следственных связей: дотянулся – игрушка издает звук. Даже с обычным модулем над кроваткой можно интересно и полезно играть. Возьмите малыша на руки, поднесите к работающему модулю и покажите, что игрушки на нем можно по очереди ловить. Это прекрасная тренировка внимания, координации и мелкой моторики.

Для развития крупной моторики можно играть с малышом, закинув ногу на ногу и покачивая его на одной ноге вверх-вниз. Также, если лечь на спину и согнуть ноги, ребенка можно положить себе на голени и, придерживая его за ручки, совершать движения в разные стороны, по кругу, вверх и вниз. Такие упражнения прекрасно тренируют вестибулярный аппарат малыша и координацию.

Для тренировки речевых способностей ребенка подходят любые потешки и стишки с ориентацией на слоги. Их надо читать медленно, чтобы малыш уловил и запомнил правильную артикуляцию. Нехитрыми прибаутками с повторяющимися слогами созвучными лепету и состоящими из коротких фраз, вы помогаете становлению речи малыша.

Важно!!! Прислушивайтесь к тому, какие звуки малыш чаще использует в своем лепете. Когда отрывистые звуки сменяются протяжными, также старайтесь ориентировать свою речь на протяжность гласных звуков.

Показывайте малышу как можно больше картинок. Пассивный словарный запас необходимо закреплять визуализацией образов.

Каждый день вас будет радовать и удивлять ребенок в 6месяцев, интенсивность развития которого напрямую зависит от вашего участия и внимания.