Cочинение «Тема воспитания в комедии «Недоросль. Тема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль

/ / / Почему комедию Фонвизина «Недоросль» называют «комедией воспитания»?

Комедия была написана Денисом Фонвизиным в 1782 году. Это был век, проходивший под эгидой Просвещения. Активные деятели видели истинное искусство в его нравственно-воспитательном проявлении. Они пытались достучаться до общества, призывая к пробуждению в людях стремления к саморазвитию, усовершенствованию личности. Классицизм – одно из направлений в литературе, в рамках которого авторы воздействовали на разумное начало в человеке, призывали к исправлению пороков, воспитывали в людях добродетельные качества.

Фонвизин затрагивает в пьесе такие актуальные для его современности проблемы, как отношение дворян к крепостным и воспитание юного поколения. И хотя вопиющей проблемой является первая, ключевой стала вторая, поэтому пьеса названа «комедией воспитания». Это объясняется тем, что автор считает воспитательную проблему причиной появления второй – злонравия невежественных крепостников.

Не получив должного образования и нравственного воспитания, дворяне становились бессердечными деспотами, которые не признавали никаких прав за своими крепостными. Такими являются в комедии Простакова и ее брат Скотинин, таким станет и . Показательным является отношение семейства к няньке Еремеевне, которая 40 лет верой и правдой им служит, но получает за это лишь пощечины. Причина злонравия героев в их невежестве и нежелании чему-то обучаться. Исходит все из семьи: не знал грамоты отец Простаковой и Скотинина – не знают ее и они. Более того, герои считают, что разные там науки попросту бесполезны. Важно лишь «достаточек нажить и сохранить». Эту приземленную философскую позицию они передадут новому поколению, представителем которого является Митрофан. Он не хочет учиться, не только потому что ленив, но и потому что видит негативный пример своей семьи.

Основная идея комедии в вопросе о настоящем, идеальном воспитании. Он рассматривается писателем при помощи описания воспитания Митрофана. Для него нанимают платных учителей. Грамоте обучает дячок, арифметике учит Цыфиркин, а овладеть французским языком помогает Адам Адамыч Вральман. Но вот Митрофану за несколько лет так ничему и не удалось научиться.

Во-первых, хоть и хотела дать образование сыну, но не показывала на своем примере его важность. Во-вторых, учителя не были на самом деле компетентными. Дяк сам знал грамоту только по нескольким книгам, Адам Вральман не перегружал ученика знаниями, объясняя это тем, что нельзя перегружать ребенка, нужно давать свободу. И только Цыфиркин чувствовал свою ответственность и даже не хотел брать плату, потому что ничему так и не научил.

Писатель считал, что в вопросах воспитания важно не только развития ума, но и нравственных чувств. Свое отношение к воспитанию автор выражает наиболее полно через героя Стародума. Он говорит Софье, что заботиться воспитанием молодого поколения должна, прежде всего, государственная власть, от нее должны исходить инициативы, так как это было при царе Петре.

Комедия воспитания Дениса Фонвизина имела большое влияние на его современников и остается поучительной для нас.

Проблемы воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

воспитание образование молодое поколение молодежь

Комедия «Недоросль» Фонвизина была написана Фонвизиным в 1781 году и поставлена в театре в 1782 г. Она явилась вершиной творчества драматурга. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. «Линяние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства. По закону 1736 г. срок учения недоросля продолжен до 20 лет. Тот же закон позволял воспитываться дома недорослям со средствами. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную им науку. Эти люди не понимали своего дворянского положения и значимости наук в своей жизни. В это время в положении дворянского сословия происходил перелом, требовавший полного к себе внимания.

Образованные русские люди того времени настойчиво твердили, что всему русскому дворянству необходимо знание гражданских законов и состояния собственного отечества, русской географии и истории. Подтверждение тому стала бессмертная комедии Фонвизина «Недоросль». Сам автор находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепостных крестьян. Поэтому одной из центральных проблем в комедии стала проблема образования и воспитания дворянской молодежи -- создание новых поколений передовых людей.

О воспитании в пьесе говорят все - начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, просветительского (Стародум, Правдин, Милон, Софья).

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключается уже в самом названии. Не зря в современном русском языке слово «недоросль» означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр I. Простакова не скрывала этого и говорила:

«... ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..»

Именно из-за указа Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону божию, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому, опасаясь за будущее Митрофана, что ему придется служить в армии, Простакова и нанимает ему учителей.

Сама госпожа Простакова и ее брат Скотинин, который последние соки выжимает из своих крепостных крестьян, стоят на консервативный позициях. Простакова гордо заявляет, что не умеет читать, да и, вообще, слыханное ли дело, что «девушки грамоте умеют!» Того же самого взгляда придерживается и Скотинин, который тоже «от роду ничего ни читывал». Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без образования нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество можно только имея хорошее образование. Поэтому они заставляют Митрофана учиться и нанимают ему учителей. Но и здесь они стараются всячески уберечь Митрофанушку от учителей и проклятого учения, вследствие чего к своим учителям, из которых только учитель арифметики старался передавать свои знания Митрофану, он относился с пренебрежением. Именно поэтому ничего путного из такого учения не получается, так как «через воспитание разумели они одно питание»,-- говорит один героев комедии Фонвизина.

Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

Отставной солдат Цыфиркин -- человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,-- говорит он. В городе он помогает приказным: «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.

В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, который «убояся бездны премудрости», оставляет учение. Уже этот факт говорит о том, что перед нами человек, не стремящийся познавать, поэтому ничему путному научить не стремящийся и не умеющий, занимающийся этим ремеслом, чтобы прокормится. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы, вынесенные им из духовной среды и духовной школы, что свидетельствует о его консерватизме и не понимании истинного назначения учения вжизни как отдельного человека, так и всего общества. Он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь -- «сиречь, то есть животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Результаты своего «обучения» грамоте Митрофан наглядно продемонстрировал, назвав одну дверь «прилагательной», а другую - «покамест существительной». Он даже не знает, что есть такие науки как география и история.

Также с большой художественной силой изобразил Фонвизин отношение молодого дворянства (через образ Митрофана) к крепостным, отношения, заложенного родителями в ходе воспитания своих чад. Фонвизин посредством введения образа Еремеевны, няни Митрофана, убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право как на дворян -крепостников, так и на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в одних жестокость, а в других - рабскую приниженность.

Сорок лет служит Еремеевна Простаковым -- Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулак, кричит:

«Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».

Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (то есть жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе. Простакова чинит суд и расправу, и поэтому крепостная трепещет перед своей свирепой госпожой.

«Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» - отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»

И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Сын, видя пред собой пример обращении матери и дяди с крепостными, перенимает его от них и, несмотря на заботу и доброту Еремеевны, груб и жесток с няней. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу. В конце пьесы мы видим, что бесчеловечное отношение Митрофан проявляет и к матери, как только узнает, что она лишилась власти, и, грубо отталкивая Простакову, говорит ей: «Отвяжитесь, матушка, как навязались». Результат своего воспитания она смогла прочувствовать на себе: ее жестокое отношение к окружающим сын преренес на отношение к ней.

Таким образом, домашнее воспитание не дало ему никаких, даже самых простых знаний и представлений о долге, чести, правилах поведения в обществе. Такой молодой человек не может быть полезен обществу. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина, созданная в комедии, служит приговором подобной системе образования и воспитания простаковых и скотининых.

В противовес Митрофанушке Фонвизин создает положительный образ молодого человека, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Драматург вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что именно такие люди могут по-настоящему служить своей родине. Чтобы воспитать таких молодых дворян, которые думают о честном служении Отечеству, которые в своих поступках руководствуются нормами морали и человеколюбия, необходимо построить новую систему воспитания и образования, ориентируясь на принципы Стародума, героя-резонера, который высказывает позицию автора пьесы.

Говоря о Стародуме, не лишним будет вспомнить отца Фонвизина. Фонвизин, представляя своего отца человеком старого времени, отличающегося такими достоинствами, каких не имеется в "нынешнем обращении света". Он дает возможность указать прототип для созданного им Стародума: те сентенции личной и общественной морали, которые влагаются им в уста Стародума, заключались, может быть, уже в наставлениях отца, возбуждавшего в Фонвизине любовь к старой русской жизни.

В уста героя Стародума Фонвизин вложил свои идеи относительно воспитания молодого поколения Знаменательно явление 2 четвертого действия пьесы, где Стародум воспитывает Софью, высказывая ей свои мысли, свои жизненные наблюдения. Из беседы героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить доброго о себе мнения от людей достойных. Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум наставляет девушку на «путь истинный», и она вбирает в себя все жизненные истины своего дяди, который считает: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума…одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Стародум - идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тем, у кого нет нужного…»

Заключительная реплика Стародума, которой завершается "Недоросль":

«Вот злонравия достойные плоды!» - в контексте идейных положений Фонвизина всей пьесе придается особое политическое звучание. Неограниченная политическая власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, то есть к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей и высказали мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников. Вся пьеса пронизана пафосом утверждения идеалов просвещения, справедливости и гуманизма.

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» была написана в 1792 году, в Эпоху Просвещения. Героями являются представители разных социальных слоев общества того века. Самой актуальной проблемой в пьесе являются проблемы воспитания и образования.
Эти проблемы очень тесно связаны друг с другом. И на образование и на воспитание прежде всего влияют семья и окружение. То, как тебя воспитывают и то, как с тобой обращаются, непременно отразится в будущем. Семья Простаковых не образованна. Ни один из них не умеет читать, и родной брат Простаковой Скотинин тоже. Да им это и не нужно - «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Они очень невежественны и грубы. Их фамилия (говорящая) уже указывает на их простоту, невежество и необразованность. Они – типичные представители своего рода.
Простакова – одна из главных действующих лиц комедии. Её главная черта – безумная любовь её к сыну, она хочет для него всего самого лучшего, и ей неважно, какими способами этого добиваться. Например: она хотела в жены своему сыну Софью. И ради этого была готова выкрасть её и тайком повести под венец. Простаков же – идеальный муж для Простаковой. Не имеет своего мнения и во всем ей потакает, но его это не угнетает. «Я думал, что тебе так больше нравится», говорит Простаков.
Митрофан не образован. Его фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» сразу дает нам четкое представление о том, как относиться Митрофан к своему образованию, но соблюдая указ царя ему приходиться. Его мама также потакает ему в этом, Простакова к Митрофану – «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань». У Митрофана нет никакой мотивации чтобы учиться. Ему это не надо. Когда он должен был идти на урок, ему становиться плохо, и мама разрешает ему не идти, но вот он уже готов бежать во двор гулять. Он понимает, что ему за это ничего не будет, потому что его мама слишком сильно его любит, для того чтобы ругать. «Не решай эту задачку» - говорит ему мать. Однако, нежелание Митрофанушки это не единственное препятствие к его образованию. У него не самые хорошие учителя. Кутейкин, к примеру, его уволили из семинарии из-за того, что он не смог освоить курс наук. Цыферкин – отставной сержант, пытающийся научить Митрофанушку арифметике, но тот ничему учиться не желает - «Дал мне бог ученика боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Вральман – бывший кучер. Пошел работать учителем, потому что не было другой профессии. И учил Митрофанушку «всем наукам», но так ничему и не научил. И дверь для него это «прилагательное, потому что приложено к своему месту, а вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна»
Митрофанушка очень глуб, невежественен и ленив. Он, как и его мать, ни во что не ставит своего родного отца Простакова, издевается над ним, над слугами, но зато мамой он вертит как хочет, потому что та в нем души не чает и он это понимает. В эпизоде, когда мать Митрофана пытается выдать Софью замуж за своего сыночка, на главный план выходят персонажи Митрофанушки и Скотинина. Скотинин тоже хочет жениться на Софье и на этой почве у них с Митрофаном и с его матерью, его сестрой, возникает вражда и дело даже доходит до драки.
Отношение Митрофана к своим родителям очень своеобразно. Он не испытывает к ним особой любви, да даже благодарности. Он принимает это как должное. Однако, к матери он относиться гораздо лучше, чем к своему отцу. Когда Простакова спрашивает его, что ему снилось, он отвечает – «Да дрянь всякая, то ты, матушка, то батюшка. Лишь стану засыпать, то и вижу, как ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль тебя стало, ты так устала колотя батюшку»
Жадные, грубые, невежественные Простаковы и Скотинин смотрят на своих крепостных как на рабочий скот. Они для них и хозяива и судьи и палачи, если понадобиться. Они обращаются с ними к с вещью. Простакова очень груба со своими слугами, она их даже не уважает.
«Поучи нас, как ободрать крестьян» - обращается Простакова к своему брату, Скотинину. Ей нечего больше с них сдирать, она и так уже это сделала, но ей нужно ещё. Простакова взяла всю власть над крестьянами на себя. Она даже может их ударить, если ей вздумается, и они ничего не смогут ей на это сделать. В комедии автор пытался донести до читателя, то, что жестокость по отношению к людям никогда никогда не сможет принести счастья и что так нельзя делать и нужно решать всё другим путем.
Комедия заканчивается фразой Стародума «Вот и злонравия достойные плоды». В этой пьесе Стародум является героем-резонером, что означает, что именно через этого персонажа автор, пытается донести до нас свою точку зрения, свою позицию. А именно, что бесчеловечная любовь не может осчастливить не родителей, ни детей. Правдин к Митрофану: «К тебе её безумная любовь довела её до большего несчастья»
Фонвизин считает что если ты имеешь доброе сердце и душу, то ты будешь человеком во всякое время. «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище»

Комедия "Недоросль", написанная Д. И. Фонвизиным более чем двести лет назад, не потеряла своей актуальности и сегодня.

Чтобы выяснить, действительно ли актуальна комедия "Недоросль" в наши дни или же нет, надо вспомнить, какие главные проблемы в ней затронуты, и посмотреть, имеют ли они место в современном обществе.

Важнейшими вопросами в комедии являются воспитание и образование гражданина, вопросы нравственных принципов, мораль, а также служение государству, произвол помещиков.

Я полагаю, что все поднятые в произведении проблемы, кроме крепостничества и его губительного влияния на дворян (т. к. крепостное право давно отменено), так же важны и сегодня, как и во времена Фонвизина. Со всеми проблемами можно провести параллели в современном обществе с его нынешним положением дел.

Во-первых, Фонвизин говорит о низком уровне воспитания и образования молодёжи. Главный герой комедии, Митрофанушка, невежественнен, нравственно незрел, эгоистичен и груб, не уважает нанятых ему учителей, не хочет ничего понимать, а знания его совсем-таки примитивны. Нежелание учиться встречается и сегодня, когда многие школьники ходят в школу не за знаниями, а потому, что "надо", например.

Во-вторых, как полагает Стародум, человека не почитают по заслугам, не ценят его честность и откровенность.

то же самое можно отметить и сейчас: высокое положение в обществе нередко занимают неблагородные, подлые, непорядочные, а порой и не просвещённые люди. А личности с высокими моральными принципами порой играют второстепенную роль.

Всё же хотелось бы сказать несколько слов о крепостном праве, что, по мысли драматурга, является бедствием для самих же помещиков. Привыкнув общаться со всеми грубо, Простакова не щадит даже родных. Речь Скотинина полна самоуверенности, но лишена каких бы то ни было достоинств. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием.

Таким образом, в произведении "Недоросль" сталкиваются два мира: мир чести, доблести и порядочности, который олицетворяют Стародум и Правдин, Милон и Софья, и мир невежества, бесчестия, насилия в лице Скотинина и Простаковых. Эти два мира продолжают противостоять друг другу и сейчас. Всё чаще можно наблюдать в современном обществе примеры жестокости, грубости, насилия. А начинается всё с воспитания.

Вопросы нравственности человека, преданной службы Отечеству, а также воспитания и образования детей - эти проблемы, которые поднял в своей комедии Денис Иванович, так же остры и актуальны в наше время как и прежде. И каждое поколение будет решать эти вопросы по-своему, но ясно одно: эти проблемы никогда не будут отвергнуты как маловажные.

Что можно сказать о ме­тодах воспитания в семействе Простаковых?

Человек не рождается на свет плохим или хорошим, нрав­ственные качества, характер, интересы и наклонности фор­мируются в семье. Многое зависит от родителей, от той ат­мосферы, что царит в доме. Поистине, воспитание - это «ве­ликое дело: им решается участь человека…».

Проблеме воспитания в семье русского помещика посвя­щена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». С первой же реп­лики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадь­бы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образован­ностью, держит в подчинении все свое семейство. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофа­на, старой Еремеевне. В речи Простаковой преобладают бран­ные выражения, она грубо обращается со своими дворовыми, подавая тем самым негативный пример собственному сыну. Так, Еремеевна для нее - «бестия», портной Тришка - «скот». Единственный человек, на которого обращена ее любовь, - ее сын Митрофанушка.

Это недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его - гонять голу­бей. Митрофан не особенно жалует науки, он не слишком ус­пешен в них. В речи его присутствуют разговорные выраже­ния: «така дрянь», «авось-либо». Госпожа Простакова,же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные ка­чества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания пла­чевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонра­вен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах.

Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего се­мейства. Для отца он - «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.

Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум, персонаж, не присутствующий в данной сцене. Однако мы считаем нужным упомянуть о нем, раскрывая ав­торскую позицию в комедии. «Вот злонравия достойные пло­ды!» - восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в пьесе авторские взгляды, утверждая, что достойное воспита­ние должно быть залогом благосостояния государства. Обра­зование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний че­ловеческих - «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Ско­тинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка - все в этой комедии, по замечанию Н.В. Гоголя, «кажется чудовищ­ной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».