Дети быть не меньше нас взрослых. О детях и детстве в цитатах и афоризмах. Это могут быть ситуации недовольства, когда ребенок не может выразить адекватными словами свои негативные эмоции


Хмельницкая Ольга

Невредные советы для родителей
Ах, какие мы взрослые, какие мы умные, какие опытные! А наши дети такие маленькие, глупенькие, жизни толком еще не знающие. Но вся наша взрослость, весь наш разум и опыт не стоят ничего, если мы стали причиной хоть одной слезинки ребенка.

Куда уходит детство?

Разве мы не знаем, что обижать слабых нельзя? А ведь ребенок слабее любого взрослого. Разве мы забыли, что подчеркивать свое превосходство недостойно?

А зачем же в общении с детьми мы его постоянно подчеркиваем?! Разве нас не учили, что в любом конфликте нет правых? Так почему мы никогда не признаем свою вину в наших конфликтах с детьми?!

Отчего такая пропасть разделяет родителей и детей? Как она образовалась? Не взрослые ли ее создали? В кого мы превратились, повзрослев? И куда из нас ушло наше детство?

Закройте глаза и представьте себя ребенком. Вы им были когда-то, вы это помните?! А помните, чего вам больше всего хотелось, когда вы были маленькими? И еще вспомните, были ли довольны вами ваши родители? Впрочем, можете не напрягаться, я вам сама напомню. Ваши родители были вами недовольны (пусть не все время, но достаточно часто), а хотелось вам того, чего было ну никак нельзя.

Маленькие взрослые

Когда деревья были большими, а взрослые, соответственно, маленькими, все в их жизни было по-другому. Маленькие взрослые бегали, прыгали и громко кричали, и для них было совершенно невыносимо ходить на цыпочках и говорить шепотом. Маленькие взрослые хотели играть, гулять, смотреть мультики и абсолютно не хотели учиться. Маленькие взрослые пачкали и рвали одежду, ничего за собой не убирали и всячески старались увильнуть от поручений родителей. В общем, маленькие взрослые жили своей детской жизнью и не понимали, почему на их жизнь так настойчиво претендуют все вокруг взрослые – родители, учителя, соседи и все остальные люди старшего возраста.

Когда деревья были большими, а взрослые – маленькими, они клялись себе:

«Не-е-ет, я со своим ребенком никогда так не буду себя вести». Но время – штука коварная. Когда маленькие взрослые выросли и стали просто взрослыми (мало того, родителями), они забыли о своей детской клятве. И теперь их дети клянутся себе: «Не-е-ет, я со своим ребенком…»

13 невредных советов

Совет 1-й.

И доброта, и строгость одновременно.

Чаще всего родители представляют собой одну из крайностей: или безмерно добрые или строгие до диктаторства. И то, и другое – опасная позиция. Первая ведет к вседозволенности, а значит, не сформирует в ребенке умения управлять собой и находить компромиссы в общении с другими. Вторая крайность подавляет достоинство ребенка и приведет к детским бунтам ради бунтов в ущерб здравому смыслу. Если бы детей спросили, какими они видят идеальных родителей, они бы ответили именно так: строгие, но добрые.

Совет 2-й.

Не рассказывайте «как надо», а спросите.

Вы любили в детстве долгие и подробные нотации родителей? Даже если понимали, что они правы? Уверена, нет. Когда правильные слова говорят родители, они отбирают у детей право думать и анализировать самостоятельно.

Тысяча умных фраз взрослых ничто по сравнению с одной, осознанной и сформулированной самим ребенком. Если вы хотите, чтобы ребенок в будущем поступил иначе, дайте ему самому проанализировать случившееся.

Совет 3-й.

Прекратите унижать детей.

Как это просто, влететь разъяренной в комнату и, увидев разбросанные игрушки, съязвить: «Убрал в комнате, да?!» – и уличить ребенка в несделанном. Но ведь тем самым вы унижаете его. И вы всерьез полагаете, что унижение – это лучший способ добиться результата? Даже самая благородная цель не оправдывает неблагородные средства. Кстати, вспомните, что вы испытывали к взрослым, которые вас унижали? Вы хотите, чтобы ребенок испытывал подобные чувства к вам?

Совет 4-й.

Всегда оставляйте возможность выбора.

Когда нет возможности выбора, действует насилие – подчинение чьей-то воле, в данном случае воле родителей. Ребенок должен научиться подчиняться собственной воле, а для этого ему надо иметь выбор и принимать решения самому. Чтобы исключить принятие им совершенно неприемлемого для вас решения, предложите на выбор те варианты, которые вас устраивают. Маленькая уловка, но ситуация выбора будет создана.

Совет 5-й.

Доверяйте ребенку.

Если ребенок чего-то не умеет, что-то делает не так, чего-то не хочет делать совсем – это не значит, что так будет всегда. Опять же – посмотрите на себя, вы ведь уже не изрисовываете стены квартиры и не обляпываетесь во время еды?

Переросли как-то? Придет время, и ваш ребенок тоже все будет делать так, как надо. Причем это изменится не обязательно через много лет, все может измениться завтра или даже через час. Главное, не привязывайтесь к уже случившемуся плохому результату. Живите на шаг вперед и создавайте атмосферу веры в хорошее.

Совет 6-й.

Делайте паузы.

Никогда не требуйте от ребенка моментального исполнения. После воспитательного момента должна быть пауза. Оставьте его одного. Даже скажите: «Я надеюсь, что ты меня не будешь больше огорчать». Как бы давая ему понять, что вы не уверены, как он поступит. Думаете, это ненужная игра?

Тогда смоделируйте такую же ситуацию из собственного детства. Я готова признать, что игра не стоит свеч, если вы скажете, что, будучи ребенком, с радостью бросались «под прицелом» родителей исполнять их просьбу. Но скорей всего, стоя «под прицелом», вы думали: «Ну все, хватит, я поняла, я все сделаю, но не сразу».

Совет 7-й.

У каждого есть право на ошибку.

Ребенок не должен бояться ошибаться. Ошибиться – не страшно, если такой опыт чему-то учит. Пусть ребенок с вашей помощью научится анализировать свои ошибки. Но главное, он должен точно знать, что совершенная им ошибка не отнимет у него вашу любовь, что вы будете снисходительны. Выразив свое отношение к ошибке, простите ребенка. Вспомните, сколько раз вам хотелось, чтоб вас не ругали, не объясняли ничего, а просто простили!

Совет 8-й.

Любовь – это бесплатное чувство.

Если вы любите ребенка и заботитесь о нем, то он за это не обязан отвечать вам любовью и заботой. И никаких упреков по этому поводу быть не должно.

Иначе ваши чувства сразу превращаются в корыстные, а это ужасно. Да и достойное ли это занятие – требовать взаимности? Это ж не милостыня. Кроме того, ваше мнение о том, как к вам относится ваш ребенок, еще не истинное отношение ребенка. Конечно же, он любит вас. Как и вы всегда любили своих родителей. Но разве они не упрекали вас в недостаточном проявлении чувств?

Совет 9-й.

Не давайте и не принимайте пустых обещаний.

Многие взрослые непременно любят выудить из ребенка: «Я больше не буду!» И сами с легкостью бросают: «Да-да, завтра обязательно сходим». Сколько раз вы сами в детстве говорили и слышали подобные фразы? А как часто вы потом упрекали друг друга: «Ты же обещала!» Не приучайте детей к тому, что можно отделаться друг от друга словами, за которыми ничего не стоит.

Совет 10-й.

Будьте эмоционально честными с детьми.

Хуже всего, когда эмоции, которые мы выплескиваем на детей, являются последствием совершенно других и не к ним относящихся эмоций. Например, нас обидели, мы в плохом настроении, у нас что-то не получается – а не вовремя подошедший со своей просьбой ребенок стал громоотводом, в который мы «разрядились». Это же просто преступление. Вспомните, как вы в детстве остро чувствовали такие моменты несправедливости, как ком подступал к горлу, и так горько-горько думалось: «Ну за что?!»

Совет 11-й.

Спасительное чувство юмора.

Когда вам кажется, что ваши отношения с ребенком зашли в тупик (а лучше – еще в самом начале конфликтной ситуации), найдите повод пошутить. И вы увидите, как упрямый, вредный, злой изверг – чужое вам существо – снова станет вашим родным солнышком, зайчиком, котиком. И вы тоже для него из монстра превратитесь в мамочку-папочку.

Совет 12-й.

Время побыть вместе.

Не быть вам с ребенком счастливыми друг с другом, если вы не будете уделять ему время! И не тогда, когда надо проверить домашние задания или распорядиться, чтоб он шел мыться. Это должно быть время, в которое можно просто побыть вместе – пошептаться, обняться, погулять. Время любви и нежности – такое бесцельное свободное время, если, конечно, любовь и нежность не считать целью.

Совет 13-й.

У каждого своя жизнь.

Ваши дети – это ваши дети. И, ясное дело, они – ваше продолжение. И все-таки они – не вы. Они не будут такими, как вы хотите. Они будут такими, какими они захотят. Помогите им «продолжить» вас, став самими собой.

Можно ли сказать лучше?! И что к этому еще добавить?! Только то, как вы после всего вышесказанного будете жить со своим ребенком.

Вот 40 вещей, которые дети делали, делают и будут делать. А мы, взрослые, будем им завидовать. Потому что мы себе этого позволить уже не можем, хотя иногда и ужасно хочется. Только представьте, если бы вы могли делать все эти замечательные вещи!

1. Забираться ночью к маме под бочок , потому что под кроватью живет бука. Теперь там живут мысли о недоделанном отчете и не сданной в химчистку зимней одежде. И сбежать о них некуда.

2. Каждый день пробовать что-то новое и удивляться. Теперь нас не может удивить даже двухголовый лось, чего только в этом интернете не покажут.

3. Обращаться к старшим на "ты". Рамки воспитания вообще сильно сузили наши возможности.

4. Издавать при всех неприличные звуки и искренне считать, что это смешно. И даже не краснеть!

5. Говорить окружающим, что вы о них думаете , не наживая при этом врагов и имидж городской сумасшедшей.

6. Выглядеть мило даже в слюнявчике и перемазанным едой. И в дождевике. И в других странных вещах.

7. Есть на завтрак, обед и ужин только макароны с сыром . Через месяц заявить, что ты ненавидишь сыр. Следующий месяц есть картошку пюре. Без комочков.

8. Ходить на даче в дождливый день в одних трусах и резиновых сапогах. Чувствовать себя при этом супермоделью.

9. Надевать мамину комбинацию, залезать на табуретку и петь песни во флакон с лаком для волос. Собирать всю семью на эти импровизированные концерты.

10. Кататься в шерстяных носках по полу и говорить, что вы фигуристка. Опираясь на стол, вставать на пальчики, делать ласточку и считать себя балериной.

11. Сидеть на горшке перед телевизором и смотреть мультики. Потом истошно кричать "Мам, я все!".

12. Засыпать у папы на руках , зная, что тебя донесут, разденут и уложат. А через пять минут после того, как уложили, встать и сказать, что ты выспался и даже не получить по шее.

13. Сидеть в ванне три часа с кучей игрушек , а потом потребовать достать очки для плаванья, потому что ты решил установить новый рекорд по задержке дыхания под водой. А мама должна стоять рядом и считать, на сколько секунд ты можешь нырнуть.

14. Полностью заполнить память телефона своими фото буквально за десять минут. Обижаться, когда мама их потом из телефона удаляет.

15. Смеяться, если кот с разбегу не вписался в поворот и врезался в стену. Потом долго жалеть и целовать ошалелого кота, так и заснуть с ним в обнимку.

16. Вкусно пахнуть воробушком после активного дня и до посещения душа. Впрочем, мы этого не можем и после душа, чего уж там.

17. Научиться доставать большим пальцем ноги до носа и быть от этого счастливым целый день. Демонстрировать новое умение всем, кто попадет в поле зрения.

18. Пялиться с любопытством на людей в общественном транспорте . И что главное, люди в ответ на это улыбаются!

19. Спать каждый день после обеда по 2 часа. И еще и быть недовольным по этому поводу.

20. Корчить рожи и дразниться, если кто-то не нравится. Еще и язык показывать. Как бы это упростило общение с некоторыми коллегами!

21. Перемещаться по квартире только ползком . Если на полпути от комнаты до кухни, ты устал, лечь отдохнуть в собачьей корзине.

22. Играть с куклами в больничку и парикмахерскую . Выяснив, что волосы у кукол не отрастут, разрыдаться так горько, что мама немедленно рванет в ближайший магазин за новой куклой.

23. Улыбаться по любому поводу и быть счастливым просто так. Удивляться, если рядом есть кто-то грустный.

24. Заводить новых друзей, начиная разговор с фразы "Тебя как зовут? Меня Маша. Давай дружить?" . И все, вы уже друзья, не разлей воды.

25. Отказываться снимать бальное платье , даже спать в нем, потому что вы так давно о нем мечтали.

26. Играть в кошечку, засунув мех от зимней куртки в колготки . Все обязательно должны восхищаться и говорить "кис-кис-кис", а то вы не играете!

27. "Прищемить" мамино лицо ладошками и заставлять ее говорить смешным голосом. Умирать со смеху над тем, как она при этом выглядит.

28. Построить домик из покрывала и диванных подушек. Попросить маму принести туда молоко и печенье. Поедать все это при свете фонарика, воображая, что за стенами бушует вьюга.

29. Прыгнуть в каждую лужу по пути в детский сад. Не заметить, как промочил ноги и страшно удивиться, почему мама ворчит.

30. Ждать подарков "от зайчика" , когда мама и папа приходят с работы. И ведь никогда этот зайчик не подводил.

Я задала этот вопрос двум десяткам друзей и знакомых. Кроме того, я нашла несколько сетевых обсуждений, где люди отвечали на него же.

«Когда я стала взрослой? — переспросила моя подруга. — Это очень просто. Однажды я шла по улице и вдруг поняла, что не тороплюсь на мультики “Чип и Дейл” — их тогда по телевизору показывали каждое воскресенье».

«Я поссорился с отцом, ушел из дома, продал мобильник, снял квартиру и стал как-то жить, — писал один человек на форуме, — нашел работу, завел девушку. Вот когда продавал мобильник, и понял, что все, что я уже вырос».

Самые популярные ответы были такие: когда получил первую зарплату, выкурил первую сигарету, лишился девственности. Одним словом, когда первый раз примерил на себя какой-нибудь атрибут взрослой жизни.

Вторыми по частоте были ответы, связанные с ответственностью. Логично почувствовать себя взрослым, когда берешь на себя ответственность за другого человека. Например, когда начинаешь помогать деньгами родителям. Или когда у тебя появляется ребенок.

Но одна моя подруга (у нее уже была трехлетняя дочь) снова оказалась в роддоме. И когда ее спросили, согласна ли она на стимуляцию схваток, подумала так: «Соня скоро проснется, ей же надо сварить кашу. И вообще, как это так я сейчас сама решу, нужна эта стимуляция или нет. Мама же спит».

Я вспомнила себя, когда мне выдали этот сверток с красным младенцем, который каким-то непостижимым образом превратился потом в мою младшую дочь. Я тогда тоже не думала: вот и все, вот я и стала взрослой. Я тогда думала: черт, что ж она красная-то такая.

И тут я поняла, что я неправильно задаю вопрос.

Написала однажды очень крутую фразу: «Страшно не то, что мы взрослые, а то, что взрослые — это, собственно, мы».

Вот, собственно, про это мне и нужно было спрашивать. Это и есть самое интересное.

У меня уже было двое детей, но, когда нужно было отнести коробку конфет заведующей детским садом, я все еще думала, что попрошу маму.

А однажды я пекла блины. Дети гоняли по дому, крутились под ногами, играла музыка, был уже май, и окно было открыто. И вдруг я повернулась и вижу, как старшая дочь потихоньку вытаскивает блин из стопки. И я говорю: «Э-э-э-э-э, не таскать блины до завтрака!» Вот точно так же сказала, как моя бабушка мне всегда говорила. Ну все, думаю, теперь точно «взрослые — это мы».

Это и есть самое интересное. Не когда вы почувствовали себя взрослым дядей с усами, а когда поняли, что никакого другого взрослого дяди с усами за вами уже не стоит. Иными словами, что вы здесь самый главный. Вот что я на самом деле хотела узнать.

Так что теперь я хочу исправиться и провести свой опрос заново. Ответьте, пожалуйста, помните ли вы момент, когда осознали, что взрослые — это, собственно, вы и есть?

Самые неприятные - может быть, даже страшные - слова, которые могут прозвучать от ребенка: «Мама, я тебя не люблю!» или «Я тебя ненавижу!». Мы можем выдерживать капризы, упреки, истерики, но услышать от собственного чада такие слова не готовы.

Мы боимся их.

Мир сразу рушится, все кажется бессмысленным - все наши попытки дать ребенку любовь, подарки, жизнь… Ведь он нас не любит!...

Прежде чем впадать в панику, давайте разберемся, почему ребенок может сказать такие слова маме? Откуда могут появиться эти слова в его лексиконе? Что именно хотел бы сказать ребенок, какие эмоции выразить, произнеся эти слова? Откуда все берется? Давайте вспомним, когда «выскакивают» из уст ребенка такие фразы? Можно ли обобщить эти ситуации и предположить наверняка, что послужило поводом для этих жестоких - для нас, родителей - слов?

Согласитесь, что на пустом месте «Я тебя не люблю!» не появится.

-Это могут быть ситуации недовольства, когда ребенок не может выразить адекватными словами свои негативные эмоции.

Скажем: «Вы с папой не захотели купить мне велосипед. Я не доволен вашим поведением и глубоко оскорблен!» Вы бы, наверняка, удивились, если бы услышали такие слова, скажем, от 5-6 летнего малыша. И, тем не менее, мы ждем, что ребенок сможет выразить свое недовольство словами распространенного предложения, наполненного причастными и деепричастными оборотами.

Вспомните, всегда ли вы можете рассказать другому человеку - даже самому близкому - о том, что вас волнует? Не просто «Я устала…», «Я больше так не могу…», а «Я расстроена твоими словами. Я хотела купить это, но у меня не хватило денег. Сейчас я очень переживаю из-за этого, поэтому так эмоционально и может быть, грубо разговариваю с тобой». Вы всегда используете в разговоре с домашними такие словесные конструкции?

А с ребенком? Вы показываете ему, как стоит выражать свои чувства и с помощью каких слов это можно сделать? Всегда ли вы задаете вопросы своему чаду: «Что тебя сейчас волнует?», «Чего ты сейчас боишься?» или используете поддерживающие реплики: «Я понимаю, что сейчас с тобой происходит», «Я готова выслушать то, что ты мне скажешь. Я вся - внимание!» Ведь именно так мы показываем своему ребенку, как нужно говорить о том, что волнует, что «болит» в душе.

По наблюдениям специалистов, слова: "Я тебя ненавижу!" говорит большинство детей дошкольного возраста. Многие родители понимают, что такими словами ребенок выражает свое недовольство. Но реагируют на них неправильно. Как правило, так: "Как нехорошо ты сказал, чтобы я больше от тебя такого не слышала". Вполне возможно, что после нескольких повторений ребенок, действительно, перестанет так говорить. Но негативным эмоциям нужен выход. И ребенок найдет более деструктивные способы. К примеру, начнет драться, кусаться или строить из себя дурачка, притворяться, что не слышит, о чем говорят ему родители, или игнорировать их другими способами.

Позволяя ребенку выражать свои эмоции, мы помогаем ему учиться справляться с ними - таковы законы приобретения коммуникативных навыков.

- Это могут быть ситуации протеста, в которых ребенок не просто не доволен сложившейся ситуацией, но и активно против нее.

Например, вас не устраивает погода на улице или то, как ваш сын решил одеться, может быть, то, куда он решил пойти и с кем. Вы отказываете ему в его просьбе, положительное решение которой для него КРАЙНЕ ВАЖНО! И получаете в ответ: «Я тебя не люблю!» Но ведь вы сами напросились…

Смогли бы вы, например, разобраться с его ценностями? Услышать то, что он хотел сказать, а не ответить отказом только потому, что вам было не до того, чтобы понять, насколько это для него важно?

- Это могут быть ситуации сопротивления насилию.

Родители обладают определенной властью над ребенком. И пользоваться этой власть можно по-разному. В том числе, и применяя насилие: заставляя, угрожая, не говоря уже про физическое воздействие… Неудивительно, что ребенок, сопротивляясь, произнесет слова, о которых он и сам потом будет жалеть. Ведь он любит своих родителей безусловной любовью.

Ко всем перечисленным ситуациям относятся и кажущиеся нам бесконечными капризы. Ребенок просыпается и засыпает с унылым выражением лица, в течение дня он часто капризничает, он не радуется подаркам или его радость мимолетна, а за ней следуют продолжительные периоды «несчастного выражения лица». И задача родителей заключается в том, чтобы понять, где они «перегибают палку», что требуют от ребенка такого, что он не способен дать либо в силу возраста, либо в силу нехватки жизненного опыта и свойственных ему темпов развития, либо в силу исключительно своих понятий об этом мире.

- Это могут быть ситуации, в которых ребенок испытывает чувство вины.

Наверное, это самые болезненные для маленького человека ситуации. Он знает, что его родители - самые лучшие в мире. Он хочет быть любимым и любить, но у него не получается поступать так, как от него ждут. Это относится, в первую очередь, к детям с повышенной требовательностью к себе. Они все время оценивают свои поступки с точки зрения другого человека: что подумают, что скажут другие? Вдруг я поступил не так? Вдруг им не понравится?!

От таких детей вы вряд ли дождетесь крика о нелюбви или ненависти. Скорее, эти слова они будут адресовать себе, что не менее болезненно для ребенка. Потому что приводит к снижению самооценки.

- Это могут быть ситуации, в которых родитель испытывает чувство вины.

Чувство вины ходит рука об руку с сомнения. Иногда создается впечатление, что мы - родители - постоянно не уверены в себе. Все время сомневаемся. Правильно ли мы ведем себя со своими детьми? Не слишком ли жесткие границы в отношениях устанавливаем? Не слишком ли лояльно относимся к их требованиям, капризам, бесконечным «хочу» и «дай»? Такие родители как раз вырастают из детей с пониженной самооценкой. И в качестве «наказания» за свои сомнения в отношениях с детьми они «притягивают» жесткие словесные конструкции: «Я тебя не люблю!» .

Ребенок, как и взрослый человек, прекрасно знает, когда перегибает палку, даже если родители закрывают на это глаза. В глубине души он ощущает свою вину. Он бы сам хотел, чтобы его остановили. Но если этого не произойдет, дело будет только ухудшаться. Он словно спрашивает: «Насколько плохим должно стать мое поведение, чтобы меня одернули?» Ведь ребенок ждет от родителей не столько исполнения любых желаний, сколько уверенности, стабильности, твердости. С их помощью он создает картину собственного мира. И какой она будет - слишком мягкой и неуверенной или слишком твердой и закостенелой или некой средней моделью, в которой он будет чувствовать себя комфортно - зависит от родителей.

Вина способна захлёстывать родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, что ваш любимый ученик схватил очередную двойку, что у дочки не складываются отношения с подружками, что сын связался не с той компанией, что... тысячи "что". Может быть, это и так. Но если вы погружаетесь в свою виноватость, становится очень трудно - фактически невозможно - найти правильное решение, понять ребёнка и помочь ему. Вина отбирает силы, из-за неё вы погружаетесь с головой куда угодно: в гнев, в депрессию, в сожаление, в раскаяние, самоедство. А возвращаетесь совершенно опустошёнными и обессиленными.

Есть ли простые и доступные способы, с помощью которых родители могли бы научиться избавляться от этого непродуктивного чувства, как только обнаружили его присутствие? По мнению психологов, есть. Вот конкретные шаги, которые необходимо делать.

Как избавиться от чувства вины

    Подойдите и извинитесь, если считаете, что были не правы. Если нет ребенка рядом - позвоните, напишите письмо. Возможно, письмо вы и не отправите, но для себя объясните, почему так поступили. И поймете: в тот момент вы не могли поступить иначе - не получалось. Например, вы накричали на ребенка ни за что ни про что. Покайтесь в том, в чем виноваты. Сразу почувствуете облегчение. Вы не оправдываетесь, а извиняетесь, то есть признаете свою ошибку и хотите исправить ее.

    Решите, что можете сделать прямо сейчас.

    А потом проанализируйте ситуацию. Найдите в "минусах" свои "плюсы". Например, "зато, когда я извинился, мои подросток впервые за месяц мне улыбнулся".

    Решите, как вы будете действовать в подобных случаях в будущем. Если, например, вам трудно сдерживаться, когда вас захлестывают отрицательные эмоции. Придумайте способы, как от них избавиться, не обижая своих близких. Например, кидайтесь мыть пол, стирать одеяло, можно выскочить с собакой на прогулку, поднять крышку унитаза и хорошенько высказаться. Заставляйте себя соблюдать это правило всегда! Поначалу срывы будут, так как вам надо избавляться от застарелой привычки. Продержитесь три недели - это минимальный срок для того, чтобы выработалась привычка. За это время новая полезная привычка (которой вы заменили дурную) начнет пускать корни.

    Хвалите себя за последовательность, за то, что у вас хватает мужества поступать так, как вы решили. Еще лучше фиксировать свои победы. Например, отмечать их в календаре-ежедневнике большим восклицательным знаком. Чем больше их будет, тем легче вам.

    Относитесь лояльно к "рецидивам". Вы снова можете взяться за старое - такова наша природа овладения новыми навыками. Шаг назад бывает почти всегда. Но не думайте, что у вас ничего не получилось. Вина - как болезнь: если она застарелая, нужно время, чтоб излечиться. Зато с каждым шагом у вас будет получаться все лучше и лучше.

    И, конечно же, простите себя. Вы - человек. А людям свойственно ошибаться.

- Это могут быть ситуации, в которых границы поведения ребенка размыты.

Грубая - в нашем случае оскорбительная, жестокая - реакция со стороны ребенка может быть следствием размытых поведенческих границ. Как и в предыдущем случае, речь идет о сомневающихся родителях, об их неуверенном поведении. Если мама обещает, но не выполняет обещаний. Если грозит наказанием, но очень скоро сама же его и отменяет. Если говорит «Нет!» и тут же «Да!». Если «нельзя» соседствует с «можно».

При таком отношении у ребенка происходит настоящая путаница в голове. Слова «Я тебя не люблю!» запросто слетают с его губ, как и многие другие. И он вряд ли пожалеет о них. Такого ребенка начинают наказывать, с каждым разом все сильнее увеличивая меры воздействия, но ему, как говорится, «как с гуся вода». Его уже не пугает наказание. Потому что самое страшное для него - это размытые границы во взаимоотношениях с родителями. Их бесконечные сомнения и неуверенность.

- Это могут быть ситуации, в которых родитель не умеет говорить «Нет» своему ребенку.

Умению спокойно и уверенно отвечать отказом стоит учиться. Этот навык обязательно пригодится во взрослом возрасте. Посмотрите на себя, дорогие родители, вы умеете правильно говорить «Нет!»? Если не умеете, то научитесь. Хотя бы для того, чтобы передать свои опыт и знания ребенку.

Почему неумение такой, казалось бы, простой вещи может привести к словам о ненависти и нелюбви со стороны детей? Потому что ребенок растет уверенным, что ему ни в чем нельзя отказать, что все - включая и всех остальных окружающих его людей - ему должны. Но ведь это неправда! К тому же требования детей к родителям, которые не умеют отказывать, растут. Однажды родители будут вынуждены отказать, но уже не будут поняты детьми, привыкшими к другим поведенческим сценариям. Избалованный ребенок несчастлив даже у себя дома. Когда же он оказывается лицом к лицу с внешним миром — неважно, произойдет это в 2, в 4, в 6 лет, — то это оказывается для него сильным ударом. Выясняется, что никто не собирается с ним «носиться». Более того, на всех отталкивающе действует его эгоизм. Либо он всю жизнь будет страдать, либо приложит усилия, чтобы научиться быть приятным для других.

Можно ли настоять на своем, не теряя дружелюбия? Можно. Например, если ребенок требует продолжения игры, несмотря на ваше утомление, не надо бояться сказать ему: «Все, я устала. Я почитаю книжку. Ты тоже можешь почитать свою». Это вовсе не должно звучать сердито, достаточно произнести эти слова твердо, давая понять, что возражения не принимаются.

Пять правил, как говорить "нет" и не чувствовать себя виноватым

    Не торопитесь с ответом. Это не значит, что надо тянуть или уклоняться. Это значит, прежде чем сказать "да" или "нет", согласиться или отказать, подумайте, поймите суть просьбы или предложения, с которыми к вам обращается ребенок.

    Внимательно выслушайте и вникните в суть дела. Если что-то непонятно, расспросите, уточните детали. Этим вы убьете сразу двух зайцев. Во-первых, мы часто говорим "да" или "нет" машинально, под настроение. Во-вторых, ребенок, которого вы слушаете внимательно, почувствует, что он вам не безразличен. Вы прояснили для себя позицию собеседника.

    Покажите ребёнку, что вы признаёте его право иметь собственное мнение. ("Да, ты действительно считаешь, что мы должны купить этот велосипед", "Да, я понимаю: ребята будут тебя ждать".) Вы не соглашаетесь и не критикуете, вы просто констатируете такой факт: с его точки зрения это правильно.

    Объясните коротко и внятно, что вы не можете (не хотите) делать то, о чем вас просят. Коротко назовите (объясните) причину отказа. Чем младше ребенок, тем короче и проще надо говорить.

    Если ребенок не внял вашему "нет" и продолжает вас уговаривать, реагируйте как "автоответчик" - повторяйте одно и то же. А именно: на каждый новый довод (выпад, скулеж) реагируете так: а) соглашаетесь с доводами (я понимаю, тебе хочется иметь велосипед; я понимаю, в этой компании ты давно не был... и т. д.), б) повторяете отказ одними и теми же словами ("но это слишком дорогой велосипед"; "без взрослых в поход я не могу отпустить тебя"). Никто долго не выдержит. Аргументы у ребенка иссякнут, и ваш отказ примут как факт.

- Это могут быть ситуации, в которых мы - родители - неправильно реагируем на детскую критику.

Многие из нас считают, что ребенок не имеет права критиковать наше поведение. Тогда давайте зададимся вопросом: а почему мы так решили? Может быть, мы считаем свое поведение безошибочным и абсолютно правильным? Может быть, мы всегда уверены, что истина исключительно на нашей стороне? Те из нас, кто склонен считать себе всегда правым, составят полную противоположность родителю сомневающемуся. И будут также далеки от истины. Потому что она, как известно, находится посередине.

Так как же стоит реагировать на критику детей? Можно ли ее допускать в отношениях? Как отвечать на: «Папа, ты не прав» или «Мама, я с тобой не согласен»? Может быть так: «Молчи, мал еще старших учить!».

Как правильно критиковать

    Во-первых, любую критику стоит принимать спокойно. Как сказал кто-то из великих: «Когда я спокоен - я всесилен!»

    Во-вторых, учите детей - разумеется, на собственном примере - конструктивной критике. То есть использованию аргументов, объяснению причин и поводов. А также критике с последующими предложениями. Ставя во главу угла принцип: «Критикуешь - предлагай!»

    В-третьих, учите ребенка тому, что критика, несмотря на то, что появляется на волне недовольства другим человеком, способна приводить к очень позитивным результатам. Показывайте те результаты, которые появились в результате высказанных критических замечаний. Но высказанных грамотно, спокойно, с уважением к собеседнику.

Например, покупка того же самого велосипеда, действительно, могла состояться, если бы ребенок спокойно высказал свое недовольство, привел ряд аргументов, почему родители приняли неверное решение, обосновал бы, что получит он, а также родители от этого приобретения. Скажите, что такое невозможно? Отнюдь.

Демонстрируйте на собственном примере те модели поведения, которые вам хотелось бы привить ребенку, и он впитает их в себя, как губка.

- И, наконец, это могут быть ситуации, в которых ребенок повторяет за нами - родителям - те глупые и жестокие слова, которые мы себе позволяем…

Не секрет, что многие из нас, даже при высоком уровне интеллекта и образованности, даже в наше просвещенное время, могут позволить себе брякнуть (по-другому и не скажешь!) своему ребенку: «Не сделаешь - любить не буду!», «Ты безобразно себя ведешь - я тебя не люблю!», «Ненавижу тебя, когда ты так делаешь!». Мы адресуем эти фразы ребенку или мужу. Неважно кому. Важно, что ребенок записывает эти слова в память автоматически. И в моменты недовольства, агрессии, упрямства обрушивает их на нас. Но ведь именно наше неумение следить за тем, что говорим и делать выводы из собственных поступков, приводит к этим «карающим» словам.

Вы все еще боитесь этих слов? Продолжаете думаете, что быть родителем сложно? Или сейчас вы все-таки смогли увидеть те ошибки, которые способен допустить каждый из нас в отношениях с ребенком?

Следите за тем, что вы говорите. Только тогда у вас появится шанс исправить положение, даже если оно казалось вам до этого непоправимым.