«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ. Проект по экологическому воспитанию "Защитим природу" (старшая группа)

Каждый педагог в результате кропотливого труда желает привить своим подопечным умение видеть красоту природы понимание того, что все в окружающем мире взаимосвязано и что человек – лишь часть природы и не может существовать отдельно от неё.

Несмотря на это, подчас, наблюдается противоположная картина: отношение к природе обыденно, и порой не только дети, но и взрослые недооценивают её роль в жизни.

Проблему эту составляет во многом то, что современные ребята, особенно в мегаполисах и городах, мало интересуются окружающей средой. Если буквально еще несколько десятилетий назад вся детвора стремилась проводить как можно больше времени на улице, в парках, вблизи водоемов или лесов, то теперь свободное время подрастающего поколения все больше принадлежит технике. Конечно, без компьютера и других гаджетов нельзя представить современную жизнь даже ребенку. Но это «общение» подчас заменяет ребятам возможность прогуляться во дворе, понаблюдать за птицами или животными, найти себе «четвероного друга» или покормить бездомного котенка. Ведь такие простые мелочи учат детей тому, что окружающим необходимо дарить любовь внимание и заботу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Все в природе важно!»

(для детей 6-7 лет)

Участники:

  • дети подготовительной к школе группы № 6,
  • родители,
  • музыкальный руководитель Цаава Г.В.,
  • библиотекарь детской библиотеки района Северный Полатовская Нина Ивановна,
  • главный специалист отдела экологического просвещения, биоразнообразия, мониторинга и учета животных. Дирекций природных территории САО, СВАО и Сокольники ГПБК «Мосприрода» Купцова Анастасия Владимировна,

Руководители:

  • Ширяева Ирина Юрьевна, воспитатель ДО № 5 ГБОУ Школа №709, г. Москва СВАО
  • Герасименко Юлия Романовна, воспитатель ДО № 5 ГБОУ Школа №709, г. Москва СВАО

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, среднесрочный.

Продолжительность : 2 месяца (с 10.01.18 г. - 01.03.18 г.)

Актуальность.

Необходимость экологического воспитания продиктовано самой жизнью. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру. Процесс этот сложный и длительный, поэтому следует начинать воспитание экологической культуры с раннего детства, когда закладываются все основы нравственности и общей культуры личности человека.

Воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему сегодня является одним из важных направлений педагогической работы. Бережное отношение к окружающей природной среде у детей с раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Роль экологического воспитания дошкольников заключается в обогащении чувственных проявлений ребёнка по отношению ко всему живому, что наблюдает ребенок. Задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в формировании экологического сознания, которое позволит дошкольникам выработать экологически правильное поведение.

Добрые чувства и способность любить и ценить окружающий мир формируется у малышей через взаимодействие с природой с самых ранних лет. И от того каким будет это взаимодействие в детстве зависит и дальнейшее поведение человека. С ранних лет ребенку нужно объяснять законы природы, а самое главное, причины и последствия негативного влияния и воздействия на экологию.

Каждый педагог в результате кропотливого труда желает привить своим подопечным умение видеть красоту природы понимание того, что все в окружающем мире взаимосвязано и что человек – лишь часть природы и не может существовать отдельно от неё.

Несмотря на это, подчас, наблюдается противоположная картина: отношение к природе обыденно, и порой не только дети, но и взрослые недооценивают её роль в жизни.

Проблему эту составляет во многом то, что современные ребята, особенно в мегаполисах и городах, мало интересуются окружающей средой. Если буквально еще несколько десятилетий назад вся детвора стремилась проводить как можно больше времени на улице, в парках, вблизи водоемов или лесов, то теперь свободное время подрастающего поколения все больше принадлежит технике. Конечно, без компьютера и других гаджетов нельзя представить современную жизнь даже ребенку. Но это «общение» подчас заменяет ребятам возможность прогуляться во дворе, понаблюдать за птицами или животными, найти себе «четвероного друга» или покормить бездомного котенка. Ведь такие простые мелочи учат детей тому, что окружающим необходимо дарить любовь внимание и заботу.

Как же помочь детям, особенно дошкольного возраста, изменить свое поведение и сформировать самые простые, но от этого не менее важные и полезные привычки?

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра, именно в игровой форме ребенок легче воспринимает и усваивает новую информацию. Процесс обучения с элементами игры или в форме игры является наиболее продуктивным. Поэтому и в нашей работе по формированию элементарной экологической грамотности мы применяем различные игр о природе. Но помимо игры детям нравится рассуждать и фантазировать и они всегда с интересом слушают невероятные рассказы о приключениях их любимых героев и искренне переживают.

В увлекательной форме рассказать детям о природе помогают экологические сказки. На своих занятиях по окружающему миру мы решили применить эти формы работы для того, чтобы рассказать детям нашей группы о влиянии человека на природу его роли, а также о взаимосвязи всех животных и растений в природе. Тема хоть и кажется простой, но в то же время является достаточно объемной. Дети хорошо знают что нельзя делать в природе и как поступать можно, но сами механизмы взаимосвязи им представить достаточно трудно.

Проблема

Воспитатель рассказала ребятам о том, что все животные, обитающие рядом друг с другом и с человеком, играют важную роль и предложила им вместе разобраться, почему это так. Детям стало интересно, у них возникли вопросы:

Что я знаю о том, как животные связаны друг с другом?

Что я хочу узнать нового о природе?

Где я могу получить такие знания?

Таким образом, возникла идея реализовать проект по экологическому воспитанию, который так и назвали – «Все в природе важно!»

Цель: становление и развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через осознание того, что состояние природы и окружающей среды зависит от действий каждого.

Задачи:

Обучающие:

  • расширять представления детей о явлениях природы, правилах поведения в ней, растительном и животном мире, взаимосвязях в природе;
  • учить детей применять полученные знания и навыки во взаимодействии с окружающим миром в реальной жизни;
  • знакомить детей с изменениями в жизни животных в разное время года;
  • закреплять понятия о «невидимых ниточках природы» способом создания экологических историй и рассказов на основании изученных законов природы;
  • познакомить детей со способами решения экологических проблем, демонстрируя примеры их положительного решения путем создания экологических мультфильмов.

Развивающие:

  • развивать у детей наблюдательность, внимание и любознательность в процессе общения с природой;
  • развивать у детей умение придумывать и составлять экологические рассказы и сказки, основываясь на полученных знаниях;
  • развивать умения устанавливать причинно-следственную связь между поступками человека и явлениями в окружающей среде;
  • развитие коммуникативных навыков через общение со взрослыми и сверстниками , увлеченными общим делом.

Воспитательные:

  • способствовать развитию эстетического восприятия природы и природных явлений;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, добрые чувства по отношению ко всему живому во всех их проявлениях;

Ожидаемые результаты

Со стороны детей:

  • развитие познавательного интереса детей, расширение их представлений о родной природе, о взаимосвязи всего живого на планете;
  • сформированность элементарных умений бережного и заботливого отношения природе;
  • повышение чувства личной ответственности у дошкольников за состояние природы ближайшего окружения;
  • сплочение детского коллектива, проявление дружественных чувств друг к другу;
  • обогащение активного и пассивного словаря детей.

Со стороны родителей:

  • родители - активные и заинтересованные участники образовательного процесса, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность;
  • вовлеченность в совместную экологически-ориентированную деятельность с детьми путем составления сказок о природе и ее явлениях, в подготовке макета для мультипликации;
  • применение в практике воспитания детей рекомендаций и консультаций воспитателей.

Со стороны педагогов:

  • осуществление проектной деятельности;
  • повышение профессиональных компетенций;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс.

Реализация проекта

Реализация проекта проходит в три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

I. Подготовительный этап

  • подбор и анализ педагогами соответствующей (методической и научной) литературы;
  • определение начального уровня знаний детей о проблеме проекта;
  • определение участников проекта;
  • постановка целей, задач и определение сроков проведения, планирование мероприятий по реализации проекта;
  • подготовка необходимых материалов для реализации проекта: подборка иллюстраций растений и животных, которые встречаются на территории нашей природной зоны, энциклопедической и детской художественной литературы о природе и т.д.;
  • подбор мультипликационных фильмов для просмотра с детьми в детском саду и дома;
  • обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе различными фотографиями с видами природы, природных явлений, внесение новых игровых атрибутов для детских игр, в театральный уголок группы.

II. Основной этап

Основной этап предполагает непосредственное изучение и осознание проблемы проекта, а также практические исследования в игровой форме, совместную творческую работу педагогов, родителей и воспитанников подготовительной группы по написанию экологической сказки и созданию мультфильма.

Так как дошкольники очень любят фантазировать и сочинять, воспитатели предложили детям придумать сказку о том, как и почему все животные взаимосвязаны. А затем дети решили претворить придуманную сказку в жизнь и создать мультфильм, сделанный собственными руками.

Участники деятельности

Работа педагогов

Подготовка материалов для продуктивной деятельности детей

дети, воспитатели

Составление и оформление анонса для родителей о проекте «Все в природе важно!».

воспитатели

Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность с детьми и педагогами.

дети, воспитатели

Организация просмотра мультипликационных фильмов с детьми в детском саду и дома.

воспитатели, родители

Обогащение детской домашней библиотеки энциклопедическим и художественным материалом

родители

Работа с детьми

Проведение бесед с просмотром мультимедийных презентаций

  • «Птицы и звери рядом с нами»,
  • «Зачем животным помогать?»

Наблюдение:

  • «Природа вокруг нас»,
  • «Животные, которые нас окружают»

Беседы:

  • «Экологические сказки и рассказы»,
  • «Что такое мультфильм»,
  • «Что такое макет-декорация»,
  • «Как делают мультфильм»,
  • «Какие бывают мультфильмы?»,

Создание мультфильма

по сказке, сочиненной воспитанником подготовительной группы № 6 Андреем Г. «Спасение леса».

дети, воспитатели

Проведение НОД:

Ознакомление с окружающим:

  • «Что такое «невидимые ниточки природы»,
  • «Природа - наше богатство»,
  • «Взаимосвязь животных в природе»,
  • «Природа и человек»,
  • «Экологические сказки Натальи Рыжовой» - чтение детям и анализ ситуаций в них,
  • «Сочиняем экологическую историю»,
  • «Представление сочиненных детьми подготовительной группы экологических сказок»,
  • «Изучаем фотоаппарат и видеокамеру».

Рисование:

  • «Мое поведение на природе»,
  • Иллюстрации к сказке собственного сочинения «Спасение леса» (автор Андрей Г., воспитанник подготовительной группы № 6 ДО № 5).

Аппликации:

  • «Наша сказочная природа»,

Ручной труд:

  • «Герои нашей сказки» - консруирование из бумаги,
  • «Создаем декорации» - изготовление детьми декораций для сказки: деревьев, животных, фона природы.

Театрализованная деятельность:

  • «Играем в сказку «Спасение леса» с героями сказки, сделанными своими руками (плоскостное изображение)

Чтение художественной и специальной литературы:

  • Добрые сказки,
  • «Экологические сказки Натальи Рыжовой» (Методические разработки к учебно-методическому комплекту «Юные экологи Москвы»)

Экологическая акция:

«Покормите птиц и зверей зимой»,

«Поможем дереву перезимовать».

дети, воспитатели

дети, воспитатели

Самостоятельная деятельность детей

  • рассматривание иллюстративного материала, энциклопедий,
  • поиск информации в интернете с помощью родителей,
  • самостоятельная изобразительная и продуктивная деятельность детей:
  • рисование,
  • выполнение самостоятельно фигур из бумаги и картона,
  • фотографирование.
  • сочинение сказок, фантазирование,
  • самостоятельное изготовление детьми деталей для декораций к мультфильму,
  • сюжетно-ролевые игры с игрушками по экологической сказке собственного сочинения «Спасение леса»,
  • театрализованные игры.

дети подготовительной к школе группы

Взаимодействие с родителями

  • оказание родителями помощи детям в поиске информации в интернете, подбор познавательной литературы для детей,
  • совместная прогулка в парк, наблюдение за птицами и животными,
  • запись сочиненных детьми экологических сказок (помощь ребенку), оформление в текстовый документ,
  • совместное творческое занятие детей и родителей подготовительной группы «Наша сказочная природа» - создание коллажа на тему экологии, использование газетных вырезок, цветных карандашей (место проведения группа детского сада),
  • совместное просматривание детей и членов семьи фильмов и мультфильмов, обогащение детской домашней библиотеки книгами, альбомами, журналами о природе,

Консультации для родителей:

«Как сказка помогает в воспитании ребенка»

родители

совместная деятельность детей и родителей

воспитатель и родители

Взаимодействие с организациями

Экскурсия в детскую библиотеку района Северный с просмотром мультимедийной презентации «Земля наш общий дом»

Библиотека района Северный

Встреча с главным специалистом отдела экологического просвещения, биоразнообразия, мониторинга и учета животных Дирекций природных территории САО, СВАО и Сокольники ГПБК «Мосприрода» Купцовой Анастасией Владимировной,

«Природные связи»

ГПБУ «Мосприрода»

Помощь в предоставлении оборудования и материалов

ГБОУ «Школа № 709», г. Москва

III. Заключительный этап

  • Презентация проекта «Все в природе важно!» для детей старшего дошкольного возраста дошкольного отделения № 5 ГБОУ Школа № 709, родителей и педагогов с просмотром мультфильма по сказке «Спасение леса»;
  • Участие в городском конкурсе «Юные экологи Москвы - 2018».

Выводы

В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах парка «Северный», его обитателях и растительным миром в зимнее время. Познакомились с историей парка, достопримечательностями, природными особенностями, осознали необходимость бережного отношения к природе парка и заботе о его обитателях.

Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и научила дошкольников отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Проект дал возможность переосмыслить родителям и детям отношение к окружающей природе, научил ребят самостоятельно наблюдать за природными явлениями вокруг и анализировать их.

Приходя в детский сад, дети стали делиться с друзьями и педагогами своими наблюдениями о том, что иногда люди неправильно поступают: выбрасывают мусор вблизи домой, распугивают птиц с кормушек громкими криками или музыкой. Ребята осуждали такое поведение и рассказывали о способах грамотного экологического поведения.

Родители осознали, что обучение ребенка с помощью сказок – очень эффективный метод. Некоторых детей и родителей увлек процесс сочинения собственных сказок, и они захотели продолжить их сочинение и доже написать книгу экологических рассказов, и попробовать дома всей семьей снять уже свой мультфильм.

Коллективная работа над проектом позволила сплотить и объединить всех его участников. Дети ощутили, что от усилий каждого зависит будущее родного парка и даже района.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный проект был достаточно актуальным и результативным, а также имел практическую направленность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  2. Журавлев Н.В. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2013.
  4. Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. - 2016. - №1. - С. 27-30. - URL https://moluch.ru/th/3/archive/21/805/ (дата обращения: 26.02.2018).
  5. Лыков И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
  6. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия. Авт.-сост. Ф.Х. Никулина.- Учитель, 2013.

Приложение

Сказка

Спасение леса

воспитанник подготовительной группы № 6

ДО № 5 ГБОУ Школа № 709

В одном лесу жил был дятел, которого все называли Малыш Дятел.

Он был очень добрым и умным малышом, но не все звери и птицы хотели с ним дружить, а ему от этого было очень обидно. Ещё он боялся хищников, потому что они могли его съесть, ведь он такой маленький! Поэтому он хотел, чтобы в его лесу таких зверей не было.

Однажды дятел прогуливался по лесу и встретил своих друзей бельчат.

Дятел: «Здравствуйте, белки!»

Белки: Привет, Малыш Дятел! Нам срочно нужно новое дупло, можешь смастерить его для

Нас? Как ты умеешь, самое лучшее!

Дятел: Конечно, сделаю! А заодно наемся там разных вкусных жучков.

И он полетел на дерево, где селились все белки. Когда дятел уже почти заканчивал мастерить дупло, мимо пролетал его друг Аист.

Аист: Привет дружище! Чем занимаешься?

Дятел: Привет! Я мастерю белкам дупло.

И Малыш Дятел полетел за Аистом, чтобы расспросить как у него дела.

Проводив Аиста, Дятел полетел обратно к беличьему дереву, чтобы довести свою работу до конца. Когда Малыш Дятел вернулся, он увидел, что в дупле лежит книга, она была необычная и блестящая. Дятел взял книгу и прочитал:

Дятел: Волшебная книга. Ух, ты! Нужно посмотреть, что в ней написано.

И он стал листать волшебную книгу. И вдруг на одной из страниц он прочитал: «Любое твое желание исполнится, если произнести это заклинание».

Дятел: Вот это удача! Я давно хочу, чтоб не было животных, которых я боюсь и которые

Могут меня съесть. Или моих друзей! Пусть они исчезнут из нашего леса!

Дятел произнес свое заветное желание и прочитал заклинание, но ничего необычного не произошло. Тогда он положил книгу и отправился сообщить своим друзьям - белкам о том, что их новый дом готов.

Дятел: Белки, я смастерил вам новое дупло, как вы и просили! Прыгайте туда и уже сами

Обживайте его!

Белки: Спасибо, Малыш Дятел!

Довольные белки попрыгали смотреть свое новое дупло. А Малыш дятел полетел к себе домой. Пролетая по лесу, Малыш Дятел заметил, что он очень изменился. Раньше в лесу все были заняты своими делами: птицы щебетали песенки, звери трудились. Сейчас же стало очень шумно. Он не мог понять, в чем же дело.

Дятел: Что случилось? Почему в лесу так много мышей и ворон?! Куда все птицы подевались?

И тогда дятел подумал: «Может это произошло из-за моего желания и волшебной книги? Нужно срочно вернуться и прочитать другое заклинание! »

Дятел: Белки, белки, вы не видели в дупле книгу, на ней еще должно быть написано

«Волшебная книга»?

Белки: Нет, мы ничего такого не видели.

Заподозрив, что-то неладное Малыш дятел решил полететь за советом к мудрому Филину, чтобы он помог во всем разобраться. Ведь Мудрый Филин знал ответы на все вопросы.

Филин: Здравствуй Малыш Дятел, рассказывай, с чем ко мне пожаловал?

Малыш дятел подробно рассказал Филину о том, что произошло с ним и про все изменения в лесу.

Дятел: Теперь я не знаю где мне искать эту Волшебную книгу, и как вернуть все обратно.

Филин: Да, это очень печально. Ты, дятел, забыл главное правило природы: «ЛИШНИХ ЖИВОТНЫХ НЕ БЫВАЕТ», всё в природе взаимосвязано. Ведь даже маленькие и незначительные насекомые или зверьки выполняют полезную роль в жизни леса. В лесу нет ни полностью полезных, ни полностью вредных животных – они все его частичка!

Все хищники по твоему желанию исчезли. Поэтому в лесу размножились мыши, они теперь уничтожают наш лес, объедают все деревья и кустики. Тебе надо срочно привести всё в порядок.

Филин: Эту Волшебную книгу принес тебе Чёрный Ворон. И сейчас она находится в Дремучем лесу на самом верху Могучего дерева. Чёрный Ворон захотел, чтобы поднялась паника во всем лесу, и птицы и звери ушли бы оттуда. А он стал главным.

Ты, Малыш Дятел, должен торопиться и успеть до захода солнца забрать Волшебную книгу нашего леса у Черного ворона. Лети скорее в дремучий лес и будь осторожен!

Малыш дятел стремительно полетел в сторону дремучего леса, он понял, какую ошибку совершил, и торопился все исправить и вернуть обратно.

Дятел знал, что Черный ворон очень хитрый и просто так не отдаст ему книгу, поэтому он решил по дороге позвать на помощь своих друзей белочек и Аиста.

Друзья все вместе отправились в Дремучий лес. В Дремучем лесу им было очень страшно, никто не бывал там раньше. В этом лесу было темно, но друзья шли, осторожно пробираясь к Могучему дереву.

Ворон: Ну и зачем вы ко мне пожаловали, я не звал сюда гостей?

Аист: Нам нужна Волшебная книга, без нее лес погибнет!

Белки: Отдавай ее сейчас же, мы знаем, ты её украл.

Ворон: Я верну книгу, если вы отгадаете загадки моего могучего дерева. А если нет, пеняйте на себя, не видать вам книги!

Дерево:

Звери: Лес!

Звери посовещались и отгадали загадку, в ту же минуту Черный ворон исчез, а Малыш Дятел и его друзья взяли книгу и полетели обратно в лес.

Дятел: Скорее ребята! Нужно торопиться, ведь солнце уже совсем низко, мышей в лесу становится все больше и больше.

Аист: Нам нужно успеть все исправить!

Прилетев обратно в лес, дятел открыл Волшебную книгу на той же странице, загадал новое желание:

Дятел: Пусть в нашем лесу все станет как прежде!

Малыш Дятел прочитал заклинание снова, и в то же время в лесу все стало меняться. И постепенно стало так, как и должно было быть.

В это время прилетел Мудрый Филин. И дятел решил, что книгу нужно отдать ему:

Дятел: Мудрый Филин, я возвращаю тебе Волшебную книгу, вот держи!

После этого в лесу всё встало на свои места. А Малыш Дятел теперь понял, что все звери, все птицы и насекомые нужны лесу и природе. Без любого из них может все измениться и превратить их размеренную жизнь в беспорядок, что приведет к беде.









ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: - расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной; - формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; - стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы; - учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения; - развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.


1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними. 2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково- познавательной деятельности. 3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью. 4. Совместная деятельность родителей и детей: участие в походах, экскурсиях, экологических акциях, субботниках, деловых играх работа в творческой мастерской, позволит больше узнать друг друга и подружиться. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


Ресурсное обеспечение проекта: МКДОУ ЦРР- детский сад 18 группа 11 МКДОУ ЦРР- детский сад 18 группа 11 Подборка литературы «Познавательное чтение. Экологическая тропа Уголок природы Экологическая библиотека Методический инструментарий(картотека дид. игр, сценарии развлечений, конспекты НОД Подборка опытов и экспериментов Опыты.


Новизна проекта На основе практической деятельности у воспитанников формируется «экологическое мышление», они учатся рассуждать, обобщать, делать простейшие выводы; Включенность родителей в процесс создания и реализацию проекта делает их равноправными субъектами образовательной деятельности, пробуждает интерес к познанию самих себя и детей; Необычное театрализованное представление, посвященное охране окружающей среды с использованием бытовых отходов в качестве костюмов.


Ярмарка родительских идей: -Парад костюмов из бросового материала. -Сочинение экологической сказки по проблеме и изготовление книги. -Оформление экологического альбома: «Мы - друзья природы» - Организация выставки поделок «Отходы в доходы!» - Создание экологической газеты «Чистый город».


Формы реализации проекта: ПРОЕКТ «Мусор Земле не к лицу» Экологическая НОД Праздник «Спасём природу земли»,развлечение Познавательное чтение, беседы КВН с родителями, круглый стол, ярмарка родительских идей. Изготовление плакатов Экспериментальная деятельность, экскурсии, наблюдения Природоохранные акции Подвижные, дидактические, имитационные игры


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. ОСНОВНОЙ ЭТАП Апробация содержания долгосрочного проекта «Мусор Земле не к лицу» Проведение НОД, изготовление плакатов, запрещающих знаков, составление и оформление книги «Как мы спасали природу». Экологический КВН «Тайны природы», праздник «Спасём природу Земли», показ сказки «Лесной переполох или что не надо делать в лесу». Экскурсии, наблюдения, акции, опыты. Создание слайд – программы «Жалобная книга природы». Показ фильма «Здесь были люди…» ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Выставка продуктов детской деятельности(рисунки, поделки). Парад костюмов из бросового материала. Оформление методической копилки (дидактические игры, экологические сказки) Презентация проекта.











Результаты проекта В процессе практической деятельности дети поняли, что бросовый материал можно использовать как вторсырьё, познакомившись с проблемами загрязнения окружающей среды, стали проявлять инициативу в решении задач по охране окружающей среды. Повысился уровень конструктивных умений и навыков, творческого воображения при работе с бросовым материалом. Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, реализовывать свои индивидуальные творческие способности. Установилась преемственность в работе с семьёй по воспитанию положительного отношения к природе. Родители заинтересовались проблемами вторичного использования бросового материала, принимали активное участие в природоохранных акциях, в конкурсах поделок из бросового материала, изготовлении костюмов из бросового материала.


"Детский сад

компенсирующего вида"

Юдова Лариса Анатольевна воспитатель 1 кв.категории.

Маринушкина Юлия Владимировна воспитатель.

I Этап – Целеполагание
II Этап – Разработка проекта

III Этап – Выполнение проекта

IV Этап – Презентация проекта

V Этап – Определение задач новых подпроектов

Участники проекта:

Дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, логопед, музыкальный руководитель, педагог - психолог, учитель – тифлопедагог.

Цель проекта:

Сформировать у ребенка-дошкольника новое экологическое мышление, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи проекта:

Предполагаемые итоги реализации проекта:

    Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

    Знать несколько видов травянистых растений, знать несколько видов зимующих птиц.

    Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот; о растениях и способах вегетативного размножения; об обитателях уголка природы; о зимующих птицах; о повадках диких животных; о помощи человека природе.

I этап реализации проекта: Целеполагание.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Диагностика экологической воспитанности детей

Экологические досуги и праздники

Просмотр фильмов

Работа с моделями

Сбор коллекций, семян, камней, листьев

Игры

Создание книг самоделок

Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику

Работа с календарем природы, дневники наблюдений

Труд в уголке природы и на участке

Наблюдение в уголке природы

Опыты, поисковая деятельность

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе

Беседы и разговоры с детьми на экологические темы

Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы

Целевые прогулки на природе

Совместная деятельность воспитателя и детей

Старшая группа № 1

Старшая группа № 3

II этап: Разработка проекта.

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу.

3.Создать определенную развивающую среду.

4. Приобрести необходимое оборудование.

5. Проявить творчество, изменить свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение.

6. Составить перспективный план мероприятий.

Развивающая среда.

III этап: Выполнение проекта.

Лаборатория






Жужжащий и ползающий мир.






Цветочный калейдоскоп

Как поймать ветер?

Летний дождь, какой он?

Свойства песка:


Камни:


Деревья и кустарники:



Птицы

IV этап: Презентация проекта.

1. Мастер-класс «Путешествие капельки»

«Воздух и его роль в жизни человека»

2. Выступление педагогов, педагога-психолога, логопеда, учителя-тифлопедагога, на родительских собраниях.

3. Оформление папки-передвижки «Посади дерево», «Если в доме собака или кошка»

4. Проведение родительского собрания «Тайны природы», «Войди в природу другом»

5. Досуг «Люблю природу русскую»

6. Экологическая неделя «Весна»

7. «Праздник юных любителей природы»

8. Презентация проекта модели «Экологическое воспитание дошкольников для педагогов ДОУ.»

V этап: Определение задач для новых проектов.

    Помочь родителям осуществлять воспитание у детей экологической культуры.

    Повысить интерес родителей к экологическому образованию и их детей к экологии в целом.

    Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения.

    Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов.

    Виды проектов в ДОУ:

    1. Исследовательско - познавательные - совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

    2. Игровые - использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

    3. Информационно - практико - ориентированные - сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)

    4.Творческие - оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

    Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших групп.

    Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность по-могает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равно-правными партнерами.

    Однако для успешной проектной дея-тельности в воспитательно-образовательном процессе требуют-ся серьезная подготовка педагогов к организации проектирова-ния, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

    Проектирование требует от педагогов поиска инновацион-ных средств, методов и приемов.

    Что такое «экологический проект»?

    Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.

    Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

    Проблемой экологического образования дошкольников занимаются многие педагоги (С.Н. Николаева - программа «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом - природа», Л.И. Грехова «Азбука экологии» - Ставрополье; Н.Н. Лебедева создала региональную экологическую программу для дошкольников Арктики «Северное сияние», Плешаков А.А. «Экология» и т.д.).

    И одна из них - методист информационно - методического центра Санкт-Петербурга Ольга Алексеевна Воронкевич. Результатом ее многолетней деятельности стал учебно-методический комплекс «Добро пожаловать в экологию!». Инновационная идея комплекса заключается в создании целостного интегрированного подхода к формированию у детей основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.
    Учебно методический комплекс состоит из парциальной программы, рабочих экологических тетрадей, демонстрационных картин и динамических моделей, дидактического материала, дневников занимательных экспериментов, наглядной информации для родителей.

    «Детские экологические проекты» - это методическое пособие предназначено для работы по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

    По ее мнению метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная, исследовательская, игровая деятельность детей. В этой книге приведены варианты проектов детской экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

    1. Определение проблемы , актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям, а также соответствует материально - техническим возможностям ДОУ.

    2. Мотивация деятельности и разработка плана действий . Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.

    3. Практическая деятельность по реализации проекта . На этом этапе идет сбор и накопление материала. Организуется совместная познавательно - поисковая деятельность детей, педагогов и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.

    Важной составляющей является методическое сопровождение проектов. Оно включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское словесное и художественное творчество и т.д.

    О.А.Воронкевич в своей книге предлагает следующие проекты:

    1. «Живая книга леса".

    2. «Откуда берутся бабочки?»

    3. "Я садовником родился".

    4. "Этажи леса".

    5. "Кто дружит с елью?" и т.д.

    Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ

    Экологические экскурсии;

    КВНы, аукционы, марафоны, викторины,

    Экологические акции;

    Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

    Клуб исследователей природы;

    Лаборатория юного эколога;

    - «Панорама добрых дел»;

    Экологические игры (дидактические, имитационные,

    Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

    Этапы разработки и проведения проекта:

    1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

    2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

    3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

    4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

    6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

    7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

    8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта.

    9. Дает домашние задания и детям, и родителям - выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

    10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

    11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

    12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

    В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы ) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

    Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

    Хорошим подспорьем в этом является метод проектов , который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

    Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Просмотр содержимого документа
««Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 34» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

Детские экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания



Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является

метод проектов .

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.


  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Что такое «экологический проект»?

Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации и самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

ПРОЕКТ - технология , обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.


  • Подготовительный - определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям.
  • Собственно исследовательский - мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала; совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей).
  • Заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
  • С детьми младшей возрастной группы возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы» .

Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» , организуются эксперименты с огородными растениями. Например, проект «Кто из нас, из овощей, и полезней и нужней?» - исследовательский.

Методическое сопровождение проекта

  • Обращение к родителям
  • Беседа «Волшебные семена»
  • Загадки, стихи, пиктограммы
  • Исследуем вместе с детьми
  • Совместная деятельность воспитателя и детей по выращиванию овощей
  • Экологические игры
  • Речевое творчество детей (рассказы детей, придумывание загадок, модель-план составления описательных рассказов об овощах)
  • Художественное творчество детей.

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

С детьми старшей и подготовительной группы можно организовывать больше. Так, в проекте «Хлебная плесень» дети получили некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах.


Проект «Живая книга леса»

Вид проекта: информационный

Методическое сопровождение проекта:

1.Страница лесных знаний.

2.Экспериментальная страница.

3.Страница «лесных радостей».

4. Книжная страница.

5.Жалобная страница.

6.Тайная страница леса.

7.Страница игр.

8.Творческая страница

Проекты:

  • «Строим экологический город Экоград» - информационно – творческий;
  • «Откуда берутся бабочки?»-исследовательский;
  • «Загадочный мир водоема» – информационный;
  • «Я садовником родился»;
  • «Этажи леса»;
  • «Воздух должен быть чистым»;
  • «Кто дружит с елью».


Методы и формы экологического

воспитания в ДОУ

Экологическая образовательная деятельность;

Экологические экскурсии;

Уроки доброты; уроки мышления;

Экологические кружки и конкурсы;

КВН, аукционы, марафоны, викторины,

«Поле чудес» с экологической тематикой;

Экологические акции;

Трудовой десант; «зеленый патруль»;

  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;

- «Панорама добрых дел»;

Ведение фенологических календарей природы;

Коллекционирование природных объектов;

Экологические выставки и экспозиции; музеи;

Дни (недели) экологического творчества;

Экологические праздники и фестивали;

Экологические игры;

моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

Экологические сказки; тренинги;

Инсценировки, театрализации на экологические темы.



Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Желаем творческих успехов!