Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор. Игры для детей “Одежда”

Разработали и провели учителя – логопеды ГБОУ «Школа № 709» ДО № 2 Москва, 2017 г.

  • Чикунова А.Н.
  • Голощапова Е.Л.

Цель досуга: активизация словаря детей, закрепление речевых навыков детей по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы» .

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • активизация и обогащение словарного запаса дошкольников по теме «Одежда обувь головные уборы»
  • закреплять умение образовывать относительные прилагательные Р. П. мн. числа, притяжательные местоимения, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, правильно употреблять и использовать антонимы
  • учить правильно употреблять предлог между, от, ориентироваться в пространстве (справа от, слева от, между) .

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать связную речь
  • развивать память, внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве

общую и мелкую моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

Маша (кукла-фартук) , 2 куклы, предметы кукольной одежды, обуви, головных уборов; рисунки предметов одежды, обуви, головных уборов; плоскостное изображение обуви на каждого ребенка; листы-раскраски предметов одежды и обуви; мяч, бельевая веревка, набор прищепок, корзины для одежды, обруч, музыка для подвижных игр, презентация.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий: Ребята, я знаю одну девочку. Её зовут Маша. Она нас пригласила в гости. Вы согласны пойти?

Ведущий: Тогда отправляемся в путь, повторяйте за мной:

2. Координация речи с движением. Игра «Мы идем…» . (проводит ведущий)

Мы идем по дорожке (топаем ногами)
Мы идем по тропинке (хлопаем по коленям)
Мы шуршим по траве (скользим ладонью об ладонь)
Мы идем по камням (стучат кулачками об кулачок)

Вдруг пошел дождь, мы быстро бежим по дорожке, затем по тропинке, по траве, по камням...

Прибежали к дому. Нас встречает Маша.

Дети садятся на свои места.

3. «Встреча с Машей» .

Ведущий: Вот мы и пришли... Подходит к домику. Стучится. Выходит из дома кукла Маша.

Маша: Здравствуйте, дети. Меня зовут Маша. Это я вас пригласила в гости. Мне нужна ваша помощь.

Ведущий: Ой, Маша, как это случилось, что у тебя в комнате такой беспорядок?

Маша. Это мои вещи. Просто я их не убрала. Даже мама называет меня Машей-растеряшей. Помогите мне, пожалуйста...

Ведущий: Маша-растеряша.
Маму огорчила,
Все одежду разбросала,
А сложить забыла.

Ведущий: Давайте поможем Маше навести порядок.

4. Игра «Жадина» . (проводит ведущий)

Ход игры: Вызывает ведущий двух помощников по желанию.

В корзине лежат вещи.

Задание: дети должны достать по очереди из корзины вещи, правильно называя и притяжательные местоимения, и сложить вещи в свои корзинки. (моя … рубашка, мое… платье, мои …) .

Дети садятся на свои места.

5. Игра «Чьи вещи?» . Образование притяжательных прилагательных. (проводит ведущий)

Ведущий: Маши, с кем ты дома живешь?

Презентация.

Это мой папа… Чья это шляпа? … папина
Дедушка (Джемпер чей? … дедушкин
Бабушка (пальто чье?) Мама (платье чье?) Дядя (джинсы чьи? … дядины) , тетя (юбка чья? … тетина)
Маша:

Спасибо вам ребята,
Вещи разобрали.
А теперь все вместе
Дружно постираем…

5. Пальчиковая гимнастика «Стирка» .

Маша: Ребята, давайте встанем возле своих стульчиков и начнем стирать. Повторяйте за мной…

Раз, два, три, четыре, пять-
Будем вещи мы стирать. (Трем кулачки друг о друга)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки. (Последовательно соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших) .

Шарф и шапку не забудем,
Их стирать мы тоже будем. (Трем кулачками друг о друга)
Мылом моем мы носки, (Провести кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки, (Трем кулачками друг о друга.)

Сполосну носки я ловко (Двигаем кистями вправо и влево)
И повешу на веревку. (Поднять руки вверх. Кисти рук согнуть) .

Маша: Молодцы ребята. Садитесь на свои места. Все вещи постирали, а теперь их нужно повесить сушить.

6. Игра «Помоги развесить белье» . (проводит ведущий)

На веревке весит одежда. Детям нужно развесить выбранные ими предметы одежды относительно других вещей на веревке (справа от зеленого платья, слева от синей юбки, между красным и зеленым и т. д.) .

Ведущий вызывает детей по очереди и дает задание развесить одежду (справа, слева, между) .

Ведущий: Маша, сколько много у тебя одежды!

Маша: Да одежда у меня разная…

7. Игра «Наоборот» (проводит ведущий)

Ход игры:

Одежда новая, а наоборот как скажем? (старая)
Одежда детская, а наоборот? (взрослая)
Пояс широкий, а наоборот? (узкий)
Мятая – глаженая

Грязная – чистая
Юбка длинная – короткая
Ведущий заглядывает в домик Маши.
Маша в одежде у тебя теперь порядок, а это что у тебя такое?

Ребята отгадайте, что у Маши еще есть дома.

Загадка:

Всегда шагаем мы вдвоем
Похожие как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью (тапки) .

Ведущий достает из домика картинки (в натуральную величину и вырезанные) с изображением обуви.

Ведущий: Ребята, у Маши беспорядок не только в одежде, но и вся обувь разбросана.

Давайте поможем Маше и разложим обувь по парам.

8. Игра «Найди пару» (Музыка) (проводит ведущий)

Ход игры:

На полу разложены картинки с изображением одного предмета обуви. Дети под музыку прыгают вокруг обуви. Как только музыка закончилась, каждый ребенок берет одну картинку и ищет пару к своей обуви. (обувь отличается по цвету, рисунку)

Нашедшие свою пару садятся на стульчики.

Дети: у меня пара … (ботинок, сапог, кроссовок, туфель, тапок и т.п.) .

Дети садятся на свои места.

Маша:

Ах сапожки хороши,
Погуляю от души.
Без шапки не пойду гулять
Надо мне ее связать!

Ведущий: Все нитки у тебя Маша запутаны. Помогите ребята Маше распутать нитки.

9. Игра «Смотай нитки» . (музыка) . (проводит ведущий)

Ход игры: Ведущий выбирает игроков.

Дети парами под музыку наматывают нитку на карандаши.

10. Игра «Какой головной убор» (проводит ведущий)

Ход игры:

Ведущий раскладывает головные уборы из разных материалов в круг (обруч) .

Ведущий: Маша сколько у тебя шапок оказывается.

Дети встают в круг (по количеству головных уборов) .

Маша: Как только музыка закончится, каждый из вас должен подбежать к обручу и взять в руки любой головной убор.

Дети встают в круг.

Маша:

На прогулку мы пойдем,
Головной убор найдем,
Выбирайте, выбирайте
И скорее забирайте...

Звучит музыка.

Под музыку дети бегут вокруг обруча.

Стоп-музыка. Дети должны успеть взять из круга головной убор.

Маша: Какие вы молодцы! Сейчас я посмотрю, у кого какой головной убор.

Дети называют головной убор и образуют относительные прилагательные (шапка из меха – меховая, платок из шелка – шелковый, колпак из флиса - … и т.п.) .

Дети садятся на свои места.

Маша: Как замечательно мы играли! Ребята, я хочу познакомить вас с моими друзьями. Вот они. Их зовут Таня и Ваня (куклы) . Они такие маленькие, что не умеют одеваться. Давайте им поможем.

Девочки будут одевать Таню, а мальчики – Ваню.

11. Игра «Соберем детей на прогулку» .

Ход игры:

Ведущий выбирает две команды (5 мальчиков и 5 девочек по количеству предметов одежды и обуви, в которые будут одеты куклы) .

Дети строятся в две шеренги на одном конце зала, на другом конце на стульчиках сидят куклы. У каждого ребенка в руках по одному предмету одежды (обуви) . Дети по очереди бегут к куклам и одевают на них один предмет одежды или обуви.

Маша:

Какие вы молодцы! Помогли моим друзьям одеться и обуться…

А я сама оделась. Посмотрите, какая я красивая!

Ведущий: Маша, а почему ты не обулась? Как же ты на улицу пойдешь?

Маша: А у меня есть новые красивые ботиночки. Давайте с ними поиграем. Дети встают в круг. Маша - в центре. Дети водят хоровод вокруг Маши и повторяют движения за ней.

12. Игра «Маша ботиночки нашла» . Координация речи с движением. (проводит Маша)

Маша произносит стихотворный текст, называя имена детей-участников игры:

По дорожке Маша шла, (Идут по кругу) .
Маша ботиночки нашла. (Наклоняются, тянутся вперед к земле
Ботинки Маша примеряла, (Выставляют ногу на пятку) ,
Чуть надела, захромала. (Руки на поясе) .

Стала Маша выбирать, («Выбирает» детей) .

Кому ботиночки отдать…

Ах, ботинки хороши: (Хлопают в ладоши) .

На … (имя ребенка) надень и попляши...

(Ребенок «пляшет» в центре круга, все дети повторяют движения за ним) .

Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на свои места.

13. Рефлексия.

Ведущий: Ребята, сегодня вы побывали в гостях у Маши, помогли ей во многом…

Маша: Спасибо вам ребята большое. Теперь у меня будет полный порядок в вещах. Мне очень понравилось с вами играть. Вы многому меня научили.

Примите от меня подарки. Я подарю вам раскраски (изображение зверюшек с одеждой, а вы их потом раскрасите.

Маша раздает детям раскраски.

Дети благодарят Машу за подарки, прощаются с ней, уходят.

Решилась сегодня показать дочке разнообразие одежды . Она ведь модница и уже знает, что бывают платья на выход и комбезы для песочницы, домашние легенсы и строгая рубашечка для занятий. Каждой одежде своё предназначение. Конечно, всевозможные иры на определения профессий по одежде мы будем создавать и выполнять немного позже. До этого нужно подрасти. А сейчас в мы просто знакомим детей с разными видами одежды.

Веселые игры тематического комплекта

Особенно они порадуют маленьких модниц , потому что задание с принцессами получилось очень красивым. Для настоящих мальчишек в комплекте есть ковбойский костюм и лото с пиратом и футболистом.

Кстати, эти рабочие листы не только порадуют ребенка, но также будут развивать его логику, мышление, координацию движений, мелкую моторику и подготовят его руку к письму.

Зачем я каждый раз пишу про то, что эти задания развивающие?

Мне, например, приятно осознавать, что наши интересные домашние игры ещё и очень полезны для дочкиного развития. Думаю, любой маме важно понимать, зачем она делает то, что делает:) Это добавляет мотивации и энтузиазма!

| pdf формат

Комплект развивающих заданий для детей “Одежда”

Что в комплекте?

  1. Задания “Одень девочку на маскарад” и “Одень мальчика на маскарад” – классическая игра с человечком и сменными костюмами, только адаптирована для самых маленьких. Можно наклеить листы на картон или заламинировать, чтобы сделать игру более долговечной.
  2. Помоги малышу одеться. Это задание особенно актуально для тех деток, у кого есть младшие братья или сёстры:) Нужно провести линии от предмета одежды до места, на которое его одевают. Я, как всегда, вкладываю лист в файл-уголок и даю дочке маркер для белой доски, чтобы задание можно было исполнить много раз.
  3. Лото “Одежда и профессии” . 12 карточек с людьми по разному одетыми, которые занимаются разными делами. Играя с ребенком в это лото, обязательно расскажите ему про тех, кто нарисован на детских карточках. Правила игры в лото можно .
  4. Подбери юбку к платью. Тоже соединялка. Сначала попросите малыша найти подходящие юбочки и показать пальчиком, а потом дайте ему в руки маркер, чтобы малыш соединил девочку в платье и юбку нужного цвета.
  5. Обведи по контуру и укрась свитер. Как обычно, кладу лист в файл-уголок и рука в руку вместе с дочкой обводим картинку по контуру, а потом она сама проводит поперечные полосочки по моей просьбе. Если ребенок уже подрос и знает, как выполнять такое задание, то пусть обводит по контуру сам без Вашей помощи.
  6. Собери змейку с одеждой. Эта игра построена по принципу домино. Нам очень понравилась овощная змейка в , поэтому мы решили повторить такое задание снова.

Какие ещё материалы блога посвящены теме “Одежда”?

  • В также есть задания, посвященные одежде.
  • Разноцветные футболки есть в

Занятия для дошкольников. Одежда в играх, речевых упражнениях, стихах и картинках для детей.

Дорогие читатели «Родной тропинки»! В этой статье Вы найдете материалы для занятий и игр с ребенком по теме «Одежда в играх, речевых упражнениях, стихах и картинках для детей»:

  • Что такое одежда?
  • Какая она бывает?
  • Задания и игры для развития чувства рифмы, творческих речевых способностей, мышления, моторики,
  • Обучение детей составлению описания по плану.
  • Презентация «Одежда» для занятий с детьми дошкольного возраста.

Желаю вам успехов в развитии речи малышей и ознакомлении их с окружающим миром!

Одежда. Часть 1. Задания и игры для детей с 3-4 лет

Задание 1. Учимся сравнивать, наблюдать, описывать предметы

Посмотри на картинки. Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня. Видишь, как они улыбаются на картинке. Они рады с тобой познакомиться!

Вчера мама с папой купили для Тани и Вани новую зимнюю одежду. Ведь скоро будет зима, станет совсем холодно, и гулять на улице можно будет только в теплой одежде. Посмотри на картинку – вот одежда, которую купили Тане. Что это?

Чем отличаются шуба и пальто ? (Шуба сшита из меха, она меховая, а пальто сшито из ткани). Чем они похожи? (Они тёплые; мы носим и шубу и пальто зимой; у них есть рукава, пуговицы, карманы, воротник).

Отгадай загадку: «Пушистая, а не снег. Греет, а не печка». Что это? (Шуба). Почему ты так решил? (Шуба пушистая, она греет, она очень тёплая).

Отгадай мою загадку. Что я загадала – шубу или пальто? «Это одежда для зимы – зимняя. Она очень тёплая. У нее большой капюшон, длинные рукава. На ней нет карманов. Она сделана из меха. Что это?» (Шуба). Молодец! А теперь ты мне загадай загадку. «Эта одежда… У нее есть…и … Она сделана из… Что это?» (Помогите малышу описать шубу или пальто, давая ему начала фраз, подсказывая отдельные слова). Обязательно похвалите ребенка: «Какая замечательная загадка у тебя получилась», запишите загадку и загадайте её папе, бабушке, друзьям ребенка.

А для Вани мама и папа купили другую зимнюю одежду. Покажите ребенку картинку с обновками Вани. Что это? (Куртка и комбинезон). Чем они похожи? (они теплые, зимние; у них есть рукава, есть кнопки на застежке, есть карманы, капюшон с мехом). Чем они отличаются? (Куртка короткая, а комбинезон длинный. Комбинезон надевается на ноги и имеет штанины, а куртка нет. Они разного цвета. Куртка черная, а комбинезон голубой и коричневый)

Отгадай, что больше понравилось Ване – куртка или комбинезон – «Это зимняя одежда. У нее есть капюшон с мехом, застежки на кнопки, много карманов. Она черного цвета. Она короткая. Что это?»

Задание 2. Что такое одежда? Узнаем обобщающее слово «одежда»

Посмотри на картинку. Вот те вещи, которые очень любит носить Таня. Что это? (платье, юбка).

А что любит носить Ваня ты увидишь на следующей картинке. Что это? (шорты, брюки, рубашка)

Чем похожи все эти вещи? (Подскажите малышу вопросом – «Зачем нам нужны платье, брюки, шорты, рубашка, юбка? Да, мы их носим, одеваем. Значит, похожи они тем, что мы их надеваем на себя») Вещи, которые мы носим, надеваем на себя называются одеждой. А зачем нам нужна одежда? Порассуждайте вместе с малышом.

  • Одежда нас защищает от холода. Мы бы замерзли зимой без шубы или пальто.
  • А летом одежда защищает нас от жары и от солнышка.
  • Еще одежда защищает нас от комаров и мошек, чтобы они не кусали. Сядут они на одежду, а укусить нас не могут.
  • Еще одежда нужна для красоты. Красивая одежда дарит нам хорошее настроение.

Спросите малыша, какая одежда у него есть. Есть ли у него любимая одежда? Какая одежда есть у мамы? А у папы? У братика или сестрички? Рассмотрите одежду, которая есть дома и назовите детали одежды – манжеты, карманы, пуговица, молния, воротник, рукава, кнопки. Например: «Что это? Манжеты. А на какой еще одежде есть манжеты? А на рукавичках есть манжеты? А на курточке?»

Задание 3. Речевое упражнение «Какая бывает одежда?»

Скажите малышу, что одежду, которую мы носим на улицу, называют «верхняя одежда». Почему? (Выслушайте предположения малыша). Да, потому что ее надевают сверху другой одежды. Она на верху, сверху, поэтому она «верхняя». Какая верхняя одежда есть у ребенка, мамы, папы?

А одежду для праздников как называют? (Праздничная ). А как называют одежду для работы? (Рабочая) А одежду для мужчин? (мужская) . Одежда для женщин — ? (Женская ). А одежда для детей? (Детская ). Одежда для кукол — ? (Кукольная )

Выслушайте любые ответы детей с вниманием и поощряйте их! Словотворчество, т.е. придумывание малышом новых слов (мужнина вместо мужская, или праздниковая вместо праздничная и т.д.) – это проявление того, что ребенок пытается экспериментировать со словами, находить самостоятельно способы образования новых слов. Это очень важно и очень нужно для полноценного интеллектуального развития ребенка! Поэтому похвалите его за словотворчество. Ни в коем случае не смейтесь над ошибками ребенка и не повторяйте их. Просто скажите: «Такое слово могло бы быть в русском языке. Но люди договорились говорить по-другому. Они называют такую одежду «праздничная»

Задание 4. Разгадай, где ошибка в этом стихотворении об одежде.

Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…,
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
А. Шибаев

Прочитайте ребенку это стихотворение и попросите найти ошибку. Какая одежда нам нужна летом? А какая зимой? – «А зимою нам нужны свитер, теплые штаны, шарф, пальто, сандалии, шапка и так далее». В чем здесь ошибка? Что здесь не одежда? (Сандалии – летняя обувь, а не зимняя одежда)

Задание 5. Отгадываем загадки об одежде. Учимся придумывать загадки по плану

А сейчас я предлагаю загадать загадки о своей одежде или одежде малыша. Это очень интересная и очень полезная игра! И словарь обогащает, и описывать предметы по плану учит, и детям всегда нравится – ведь угадывать всем интересно!

Описываем-загадываем мы в определенной последовательности — по плану, например:

  1. цвет,
  2. размер,
  3. материал (толстый, тонкий, пушистый, гладкий и т.д.),
  4. детали.

Сначала — в 3 года — малыш просто слушает Ваши загадки и отгадывает их. К 4-5 годам он уже будет иметь опыт отгадывания загадок и сможет по такому плану в картинках загадать загадку сам, то есть описать предмет.

Разложите 4-5 предметов одежды на столе, стуле или диване и опишите одну вещь, не называя ее. Пример загадки, которую можно загадать ребенку: «Эта вещь длинная, она светлая, она из красивой толстой ткани. У этой вещи есть пояс, белые круглые пуговицы, воротник и манжеты. Что это?» Помогите ребенку догадаться, подсказывая вопросами: «Думаешь, что это брюки? Да, брюки длинные. Но в загадке говорилось – «есть воротник и манжеты». А есть у брюк воротник и манжеты? А белые круглые пуговицы у брюк есть? Значит, я не брюки загадала. А что? »

Потом можно поиграть в эту игру в более сложном варианте – загадывать вещи, которые висят в шкафу или в прихожей. А там ведь много вещей – попробуй догадайся! Нужно внимательно слушать, запоминать признаки, наблюдать, искать, думать.

Когда малыш подрастет – к пяти годам — он сам начнет загадывать такие загадки, а пока он «впитывает» те образцы, которые ему мы даем. Поэтому очень важно, чтобы наши «взрослые» образцы загадок-описаний были построены логично, чтобы в них четко назывались детали, цвет, форма.

И еще один важный момент. Для того чтобы малышам была интересна эта игра, лучше играть не с картинками, а с «живыми» реальными вещами, которые можно потрогать, погладить ткань или пуговицы, расстегнуть или застегнуть карманы – словом, задействовать все органы чувств.

Задание 6. Небылица

Развиваем внимание ребенка к звучанию слов, учим подбирать слова в рифму

Давай поиграем в игру «Подскажи словечко». Догадайся, какое слово нужно досказать, чтобы получилась песенка-небылица.

Пошли звери на базар
Посмотреть новый товар.
Поросёнок в шубке,
А собачка в …(юбке).
Кот в жакете,
Мышка в…(берете).
Кошечка в сережках,
Корова в… (сапожках).
Барашек в кафтане,
Коза в … (сарафане).

Если малыш не угадывает, какое слово в рифму здесь подходит, начните вместе с ним пробовать добавлять разные слова с картинки: «Поросенок в шубке, а собачка…? В берете. Так складно получится? Нет. Давай по-другому попробуем. Что это? Правильно, юбка. Что же у нас получится с этим словом? Поросенок в шубке, а собака — … (ребенок добавляет «В юбке») Складно получилось! В рифму!» В конце упражнения еще раз прочитайте Ваше «сочинение – небылицу» целиком со всеми подобранными рифмами.

Найди на картинке одежду (юбка, сарафан).

Объясните малышу, что вещи, которые мы надеваем на голову называются не «одежда», а «головные уборы», потому что мы их надеваем на голову, а не на туловище. А те вещи, которые мы надеваем на ноги, называются «обувь». Обувь и головные уборы не относятся к одежде.

Задание 7. Учимся говорить без ошибок – слова «надевать» и «одевать». Играем и запоминаем!

Частая речевая ошибка детей – неправильное употребление слов «одеть» и «надеть». Правило здесь такое: «ОДЕТЬ» мы говорим, если кого-то одеваем (одеваем сына на прогулку, одеваем куклу. мишку, малыша, больного). Одеваем мы всегда во что-то — в пальто, в плащ. А «НАдеть» говорится, когда мы «НА – деваем» НА себя — на руки, на ноги. Поэтому правильно будет говорить «надел брюки (на себя)», но «одела куклу на прогулку».

Запоминать это правило не нужно. Нужно просто поиграть с ребенком в речевые игры, и он сам легко и играючи его запомнит и больше не будет ошибаться. Ну и конечно, в бытовом общении нужно следить за правильным употреблением этих слов (пример для сравнения: «Ты уже надел свитер? Молодец!» «Ты уже одел мишку? Отлично! Тогда мишка может с нами пойти гулять»)

Давайте начнем играть!

Прочитайте малышу фрагмент из стихотворения Елены Благининой.

Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка,
Тоненькая строчка…

Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила –
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

Кого мама одевала? Как она одела дочку?

Игра со словом «одеть».

Предложите ребенку поиграть. Вы будете как будто ОДЕВАТЬ мишку или зайку на прогулку (показывать жестами эти действия), а малышу нужно будет догадаться по Вашим жестам, во что Вы ОДЕВАЕТЕ игрушку. Например, покажите что Вы будто одеваете свитер (свитера нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю Мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь во что я его одела?». Можно показать жестом, как Вы одели Мишку в рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах. Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре будет всегда использоваться слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Во что я одела мишку?» — «Ты одела мишку в куртку?». – «Нет, я его в куртку не одевала. Я одела его во что-то другое, но похожее на куртку. Ну как, отгадаешь?» — «Ты его одела в пальто?» и т.д. Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу, и он не будет ошибаться.

Лучше запомнить употребление слова «одеть» поможет и этот маленький стишок для малышей.

Игра со словом «надеть».

Когда малыш в первой игре будет всегда правильно называть действие («одеть» куклу, мишку, зайку — во что? одеть в шубу, в пальто, в платье, в шорты), можно перейти ко второй игре – со словом «надеть».

Показывайте, как Вы что-то на себя надеваете, а малыш догадывается, что за действие Вы показали – «Мама, ты пальто надела?» — «Нет, не пальто. А вот что… (загадочным голосом и повторяем жест)». – «Ты шубу надела? – «Нет, не шубу. Я шубу не надевала. Я совсем другую одежду надела на себя (еще раз повторяем жест)» и т.д. Потом меняемся ролями – ребенок показывает, что за предмет одежды он надел на себя (загадывает нам загадку). А мы отгадываем.

Некоторые дети хотят не показывать жестом, а реально начать надевать на себя одежду в этой игре. Пусть надевают! Это ничуть не помешает! А даже внесет интригу. Встаньте спиной к ребенку, закройте глаза (можно завязать глаза платочком) и начните догадываться, что в этот момент времени на себя надевает Ваш малыш: «Ты надеваешь колготки? Нет? Тогда ты надеваешь шорты? Тоже нет. Ммммм. Может быть, ты надеваешь комбинезон?» и т.д. Естественная насыщенность этой игры словом «надеваешь», интерес к игре ребенка приводят к тому, что это слово и ситуация его правильного употребления запоминается очень просто и быстро. И в дальнейшем никаких проблем с правильным употреблением слов «одеть» и «надеть» у ребенка не будет! И не нужны будут скучные повторения этих слов в упражнениях, ведь в жизни всё запоминается естественно, легко и просто!

Задание 8. Знакомимся с глаголами «шить», «вышивать», «вязать», подбираем слова, узнаём выражение «золотые руки»

Послушай стихотворение о Тане. У Тани есть любимая кукла — Малыш. Она для этой куклы сама делает одежду — шьет, вяжет, вышивает. Вот как.

Золотые руки

Шила Таня малышу
Новую одёжку:
Шубу, брюки и пальто,
Курточку с застёжкой.

Наша Таня малышу
Варежки связала.
Их узорами она
Долго украшала.

Нитка весело бежит,
Таня вышивает.
На неё малыш глядит,
Головой кивает.

Шьёт Танюша малышу
И не знает скуки.
Все про Таню говорят:
«Золотые руки». (

Танины руки много разной работы умеют делать, и делают ее очень хорошо, красиво. Поэтому про Таню и говорят, что у нее золотые руки . А что умеет делать твоя мама, бабушка? (Печь пироги, варить суп, жарить котлеты, выращивать цветы, вышивать…). Можно ли сказать, что у твоих мамы и бабушки золотые руки?

Найди картинку, на которой девочка шьёт . Что ей нужно для работы? (Иголка, нитки, наперсток, ножницы, швейная машина). Покажите малышу его одежду, которую сшили из ткани, покажите разные лоскутки ткани. Большое впечатление на детей производят рулоны тканей в магазине – им всегда интересно, какие разные ткани бывают, особенно если есть возможность потрогать их. Даже мальчишки всегда заинтригованы тем, откуда взялась их одежда, из чего она сделана, ведь не в магазине же она «выросла».

А на какой картинке девочка вышивает ? Что ей надо для работы? (Пяльцы, иголка, нитки для вышивания, ножницы) Посмотри, она держит в руках пяльцы с тканью, а вышивает иголкой с ниткой. Что она вышивает? (Цветочки, узоры). Что еще можно вышивать? (Разные узоры, красивые картины). Покажите ребенку вышивки, которые есть у Вас дома (картины, вышивка на рукавичках, на платьицах или шортиках)

Покажи картинку, на которой нарисовано, как девочка вяжет. У нее в руках спицы. Нитка весело бежит от клубка. Спицы острые. А что еще бывает острым? (Иголка, ножницы, нож, колючка, ежик). Что можно связать? (Шарф, носки, шапку, кофточку, свитер). Покажите малышу вязаную одежду, которая у него есть (шарфик, рукавички, носочки. кофточку)

Задание 9. Давай поиграем! Пальчиковая гимнастика

Предложите ребенку изобразить, как мама (или бабушка) шьёт (сложить три пальчика в щепотку, как будто они держат иголку с ниткой и плавно вести рукой вверх – вниз) и прочитайте ему слова песенки.

Иголка, иголка,
Ты остра и колка.
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик (рус. нар. песенка)

Повторите с малышом слова этой народной песенки, изображая шитьё. Сначала повторите песенку медленно (иголка медленно шьет), затем быстрее, затем очень быстро (темп действий руки тоже убыстряется), снова медленно. Таким образом мы учим ребенка осознанно изменять темп речи.

Задание 10. Улыбнемся вместе!

А в завершении я хочу улыбнуться вместе с вами и предлагаю прочитать веселый рассказ, в котором одежда играет ведущую роль.

Покажите малышу картинку. «Умеет ли этот мальчик сам одеваться? Почему? Что он сделал неправильно? А что может случиться с мальчиком или девочкой, которые не умеют сами одеваться? Послушай историю про мальчика, который не умел одеваться сам».

«Глупая история». М. Зощенко.

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.

Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать. Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал. Мама думала что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но тот опять упал. Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.

Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.
Она сказала папе:
— Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он на ножках стоять не может.
Вот папа приезжает и говорит:
— Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал.
И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвертый раз, падает. Папа говорит:
— Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал.
Наверно, он вчера конфетами объелся.
Позвали доктора. Приходит доктор в очках и с трубкой. Доктор говорит Пете:
— Это что за новости! Почему ты падаешь?
Петя говорит:
— Не знаю, почему, но немножко падаю.
Доктор говорит маме:
— А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю.
Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать. Доктор послушал его через трубку и говорит:
— Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.
Вот мама быстро одевает мальчика и ставит на пол.
И доктор одевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки – и вдруг он опять упал.
Доктор удивился и говорит:
— Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.
Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля. Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:
— А я знаю, почему у вас Петя падает.
Доктор говорит:
— Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, — он лучше меня знает, почему дети падают.
Коля говорит:
— Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.
Тут все заахали и заохали.
Петя говорит:
— Это меня мама одевала.
Доктор говорит:
— Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.
Мама говорит:
— Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.
Коля говорит:
— А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.
Петя говорит:
— Теперь я тоже буду сам одеваться.
Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам. Папа пошёл на службу.
Мама пошла на кухню. А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.
А на другой день Петя сам надел штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.

Конспект занятия по лексической теме «Одежда»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Расширить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные множественного числа; учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе; учить отгадывать загадки.

Закреплять умение делить слова на слоги, учить выделять звук М из ряда звуков, слогов, учить подбирать однокоренные слова к слову «одежда ».

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением одежды, синие фишки, мяч, тетради, цветные карандаши, пособие «Одежда для детей», шнурок.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто отгадает загадку, а картинки вам помогут в этом.

Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

По чуланчикам сидят.

(перчатки)

В дом войдя, оденьте тапки,

А с голов снимите…(шапки).

Дождик, посильнее плачь,

Я надену новый…(плащ).

У девчонки Любочки

Модные все…(юбочки).

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(шарф)

2. Введение в тему. Рассматривание картинок.

(Логопед выставляет на панно картинки с изображением одежды и называет их. Дети подбирают признаки какая? Какой?)

– О чем мы сегодня будем говорить?
– Зачем людям нужна одежда?
– Что мы называем одеждой?

– Какую одежду мы носим осенью?

– Давайте поможем девочке Ане собраться на прогулку.

(Дети выбирают одежду, подходят к наборному полотну «одевают» и комментируют свои действия.)

3. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

4. Упражнение «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на девочку Аню и пока она не ушла на прогулку, давайте поиграем в игру «Что изменилось?»

Вы хорошо запомнили, как одета Аня? Тогда закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза, а логопед меняет один из предметов одежды на другой.

– Открывайте глаза. Что изменилось?

– Ну вот, Аня уходит на прогулку, а мы с вами поиграем в другую игру.

5. Игра «Подбери слова»

– Встаем в круг. Будем передавать друг другу шнурок и подбирать слова одной семейки, похожие на слово «одежда».

Одевать, одетый, одеваться, оденусь, надеть.

– Молодцы. Это было трудное задание, но вы справились.

6. Упражнение «Подними фишку»

– Я буду произносить звуки, потом слоги, а вы поднимайте синюю фишку, если услышите звук «М».

А, М, У, И, М, О, М.

АУ, ИА, ОИ, АМ, МА, УО, ИМ.

7. Упражнение «Прохлопай слова»

– Давайте вспомним как можно разделить слова на части.

– Правильно, можно их прохлопать. Давайте разделим слова:

Колготки, перчатки, рубашка.

– Сколько слогов в этих словах?

– Молодцы. Все выполнили верно.

8. Работа в тетрадях.

Раскрась одежду, которую видишь.

9. Игра «Один – много» (с мячом)

– Пришло время поиграть с мячом.

Мы – волшебники немного

Был один, а станет много.

Шарф рубашка

носок перчатка

шапка юбка
10. Упражнение «Исправь ошибку»

– Я буду показывать картинки, называть что это.

Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.

Моя сапоги.

Мое перчатки.

Моя шарф.

Мой куртка.
11. Итог занятия

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Подвижные игры

  • Игра «Кто во что одет». Для этой игры требуется несколько участников. Ведущий говорит: «Кто в красной майке, присядь», или «Кто в зеленых штанах, похлопай в ладоши». Игрок, чей цвет назвали, должен выполнить заданные действия.
  • Хоровод . Дети водят хоровод, взрослый говорит:

«По дорожке Маша шла,
Маша тапочек нашла.
Маша тапки примеряла,
Чуть надела, захромала.
Стала Маша выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
— На, надень и попляши».

Обувь передается тому, чье имя названо.

  • Дорожки . Мы положили на пол несколько шарфиков – это были наши дорожки. И бегали, и прыгали по ним. Находили короткую-длинную дорожку, широкую-узкую.

Домашняя одежда

Достаньте одежду из вашего шкафа. Разложите ее перед ребенком. Познакомьте малыша с названиями: воротник», «рукав», «рукава», «карман», «карманы», «пуговица», «пуговицы», «молния», «капюшон». Расскажите крохе, что бывает верхняя и нижняя одежда. Верхняя так названа, потому что мы носим ее сверху, нижняя – внизу, под одеждой. Посмотрите рисунки на одежде, поговорите о том, из чего она сделана. Называйте одновременно цвет одежды, считайте рукава, карманы, пуговицы. Расскажите ребенку о том, что такое сезонная одежда. Пусть угадает, в какое время года носят данную одежду (шапку, куртку – зимой, кепку, майку – летом).

Игра «Костюмы»

Нарисуйте отдельно детали костюма: кофточки и юбочки, майки и шорты, кофту и брюки. Главное, чтобы детали костюма были одного цвета, рисунка и т.д. (майка в красный горошек и шорты такие же). Перемешайте все детали. Попросите малыша подобрать правильно костюмы. Начинайте с 2-3 и постепенно усложняйте.

Игра «Найди пару»

Достаньте разную обувь, которая есть в вашем доме. Разложите на полу, предложите ребенку отыскать пары. Если малыш легко справляется с заданием, рассортируйте обувь – с шнурками, с замочком, с застежкой и т.д.

Еще один вариант игры – разложите перед малышом носочки, предложите ему отыскать пары. Чуть позже добавьте мамины носочки, пусть ребенок разберет не только по парам, но и отделит маленькие от больших.

Поговорите с ребенком о том, что еще бывает парным: руки, ноги, уши, очки и т.д.

Логические игры:

  • Отделяем варежки от перчаток.

  • Сортируем одежду по принципу: большой, маленький, средний (подбираем брюки кукле из трех вариантов).

  • Сортируем по принципу: длинный, средний, короткий (шарф).
  • Игра «Что лишнее?» — (куртка, юбка, свитер и ножницы).
  • Игра «Продолжи ряд»
  • Игра «Соединялки» (рисуем парную одежду, задача ребенка соединить одинаковую друг с другом).

  • Пазлы – рисуем одежду, разрезаем на 3-4 части и готово.
  • Считаем количество вещей в мешочках (рисуем несколько мешочков, каждый «наполняем», предложить ребенку разложить цифры в мешочки).
  • Ищем тени к одежде.
  • Игра «Единственное и множественное число». Называйте ребенку предмет в единственном числе, а он во множественном. Например: ботинок – ботинки.
  • Игра «Что пропало?». Одежду или обувь разложите перед малышом. Уберите один – чего не хватает? Еще один вариант – поменять обувь местами – что изменилось?
  • Игра «Что спряталось». Возьмите несколько шапок, под одной из них спрячьте любой предмет или игрушку. Пусть малыш попробует угадать, где она.

Аппликации

Аппликации могут быть разнообразные. Мы делали вот такие с ребенком.

Рисуем

  • Нарисуйте одежду, но какую-либо деталь не дорисовывайте. Спросите малыша: «Чего не хватает?»
  • Нарисуйте одежду без деталей, предложите ребенку их самому нарисовать. Например: нарисовали куртку, а ребенок дорисовывает пуговицы, карманы, воротник. Игра для детей старше 3х лет.
  • Возьмите краски и ватную палочку. Макайте палочку в краску и рисуйте точечки, полосочки на одежде.

Развиваем моторику

Игра «Бахрома для шарфиков». Вырежьте полоски из бумаги, разрисуйте их. Предложите ребенку ножницами порезать бахрому (нарисуйте до какого предела) на концах шарфика.

Игра «Профессии»

Говорим о том, кто изготавливает и шьет одежду.