История формирования экологических представлений у дошкольников. Исследование развития экологических представлений дошкольников. Глава ii. опытно-экспериментальное исследование развития экологических представлений дошкольников

На чтение 5 мин. Просмотров 5.2k.

В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Люди всё больше становятся частью этой проблемы, именно люди ухудшают экологию, так как в нас не заложено чувство сохранения первозданного мира для будущих поколений.

Уже с детства необходимо менять человеческий образ жизни, мировоззрение и экологическое формирование и сознание. Детей нужно учить беречь, сохранять и восстанавливать, а не разрушать природу, обучать правилам поведения на природе.

Детсадовский возраст именно тот период жизни человека, когда в детях закладываются первые навыки и умения, формируются психологические азы, закладываются основы нравственного и эстетического поведения, как в обществе, так и в окружающем мире. Дети должны иметь представление о том, что такое экосистема и её связях с природой, и зависимости природы от экосистемы.

Обучение детей дошкольного возраста можно начинать с шести лет, когда изучаемые материалы будут наиболее доступны для понимания детского сознания. После курса такого обучения наблюдаются значительные изменения в поведении и представлениях детей об окружающей природе. Дошкольники, в силу свое любознательности, расширят свои познания об окружающем мире и их знания будут направлены в правильное русло для дальнейшего самосовершенствования. У дошкольников будут первые преставления о связи организма со средой его обитания, взаимосвязи и зависимости живых организмов, о равновесии в окружающем мире, о значении природы в жизни человека и его роли в природы.

Самым эффективным методом обучения дошкольников является наглядное моделирование экологической системы, которое более приемлемо для сознания и восприятия ребёнка. Изучение материала происходит за счёт замены настоящих предметов и объектов изображениями и знаками. Не всегда удаётся обучать детей дошкольного возраста на примере натуральных объектов и тогда моделирование является более доступным средством для получения знаний. Мы каждый день встречаем слово «экология» в различных источниках информации, о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой – эта тема, затрагивает более широкий спектр знаний, чем природоохранительная работа, проводимая в детских ДОУ.

Детей о природе, затрагивающие большую часть проблем экологии. Перед педагогами и воспитателями детских садов стоят первоочередные задачи, такие как: нравственное воспитание у детей бережливого отношения к природе, интеллектуальное развитие детей по накоплению багажа знаний и формирование , развитие у детей дошкольного возраста эстетического чувства красоты природы, восхищения, бережного отношения к природе, привить чувство заботы о природе.

Дети должны иметь полное представление об экологии, гармонии растений и животных со своей средой обитания, их приспособленности к среде обитания, о человеке, являющимся частью всего этого, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и обо всём, что связано с природой На занятиях с детьми можно рассказать и показать к примеру: как долго растёт дерево, каким красивым оно вырастает, на дереве гнездятся птицы, питаются семенами и плодами, животные поедают молодые поросли кустов. Рассказать, что из нескольких деревьев получается лес, где живут дикие животные, что деревья выделяют кислород, которым мы с вами дышим.

Дети должны знать и о взаимодействии человека с природой: из деревьев строят дома, делают мебель. Также дети старшего дошкольного возраста должны знать и о пагубном воздействии человека на окружающую среду: чрезмерное использование лесных ресурсов приводит к уничтожению целых видов животных и птиц, засорение леса и неосторожное обращение с огнём уничтожает и лес, и животных, и грибы, и ягоды, отравляет воздух, приводит к экологическим катастрофам.

Детям дошкольного возраста нужно объяснять, какую пользу могут принести они уже сейчас для природы и для себя, ухаживая за природой: можно даже практически с детьми выйти на площадку или в парк, и вместе с ними посадить саженцы. Таких примеров занятий с детьми можно привести много, главное, чтобы у них это отложилось эмоционально на подсознательном уровне.

Ни один профессор не придумает интереснее и содержательнее занятия с детьми, чем воспитатель или педагог в дошкольном учреждении. Системные занятия позволят осознать дошкольникам особенности взаимосвязей и важности природы в жизни человека и человека для природы. Выработка у детей умений наблюдать за живой и неживой природой способствует развитию логического мышления, созидания, привязанности и любви к природе. Между развитием мышления и экологическим представлением есть прямая связь. Известно, что у детей мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным.

Главное условие для успешного формирования у детей экологического представления — это достаточность знаний о природе и экологии в целом самих воспитателей, способность их самих передать знания детям, чтобы у детей развивалось собственное экологическое сознание. В детском саду и на участке детского сада должна быть создана природная развивающая среда, в которой должны присутствовать растения и животные.

За весь период обучения, к концу программы детского сада, дети дошкольного возраста должны овладеть знаниями:

  • о мире животных, знать их виды и места обитания, уметь высказывать свои отношения к животным;
  • о растительном мире, знать их виды и где они произрастают, иметь представление об уходе за комнатными растениями;
  • знать о неживой природе, свойствах воды, песка, камней и как их использует человек;
  • знать времена года и их особенности и сезонность (зима, весна, лето, осень), что происходит в разные периоды года, как они влияют на природу, животных, людей;
  • знать о влияниях человека на экологию, как люди пагубно относятся к природе и экологии в целом, и на что это влияет, к каким последствиям приводит
  • уметь рассуждать о том, как и чем можно помочь, чтобы мир природы стал лучше, красочнее и насыщенней.

Средствами игры

1.1. Роль экологического воспитания в развитии личности дошкольников

Неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожение растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр.

Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их.

Современные дошкольники обладают знаниями о природе. Однако зачастую эти знания формируется стихийно, под влиянием телевидения, литературы, мультфильмов. Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.

Противоречия между современным содержанием экологического воспитания с одной стороны, и необходимостью воспитания будущего гражданина, разумного пользователя природы, ее защитника, воспитания экологической культуры с другой стороны, могут быть разрешены путем более пристального внимания в детском саду к проблемам экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой.

В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Этот процесс противоречив. Отношение к природе может проявляться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с природой. Поэтому важно формировать у дошкольников представления и о природе и формах взаимодействия с ней.

Невозможно воспитать в ребенке экологическую культуру, если он не будет знать, что такое природа, из чего она состоит , по каким законам она живет, что приводит к ее гибели. Дети должны располагать знаниями о ней, овладеть несложными способами выращивания растений, ухода за животными, должны научиться наблюдать природу, ее сезонные изменения, видеть ее красоту и главное, должны осознать, что природу надо беречь и охранять.

Экологическое воспитание дошкольников стало наиболее актуально в наше время. Дети - наше будущее, поэтому перед нами взрослыми стоит одна из важных задач - воспитать молодое поколение в духе бережного и ответственного отношения к природе, привить осознание важности её охраны. Начальным звеном экологического образования является дошкольное детство. Именно в это время формируется личность человека, складывается первое мироощущение, закладывается позитивное отношение к природе.

В ребенке с раннего возраста закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства. Экологическое образования должно стать приоритетным в системе образования. Мы должны внушить детям простую, убедительную мысль: все люди являются частью природы, и мы должны любить и оберегать ее, как саму жизнь. Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры. Необходимый объём знаний соответствующий дошкольному возрасту, дети получают в социуме (семье, детском саду и через средства общественной информации). Семья, воспитывающая ребёнка, должна обладать необходимой культурой определяющей отношение к окружающей природе. Роль детского сада определяется условиями воспитания, профессиональными и личностными качествами педагогического коллектива. В 70-е годы ХХ века в СССР начались исследования для построения системы экологического воспитания дошкольников. Основой в разработках становится всеобщая закономерность природы. Эта закономерность доступна наблюдению, потому что имеет яркие внешние проявления. По данной проблеме ведут исследования (С.Н. Николаева, А.М. Федотова, Л.С. Игнаткина, И.А. Комарова, Т.В. Христовская, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева). К 90-м годам получены интересные результаты способов обучения детей. С.Н. Николаева проводит анализ накопившегося материала и в 1992 году выходит монография «Общение с природой начинается с детства». Данная монография становится теоретическим фундаментом в новой области дошкольной педагогики - экологического воспитания. Первая «Программа экологического воспитания дошкольников» выходит в 1993 году после доработки она становится программой «Юный эколог». Содержание и методы экологического воспитания; синтез воспитательных и образовательных компонентов; роль педагога как носителя экологической культуры; схема управления экологическим воспитанием были представлены в «Концепции экологического воспитания дошкольников» в 1996 году.

Экологическое воспитание – это не только формирование экологической культуры, навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, но и воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей , начиная с раннего возраста, одновременно приобщая к этому процессу значительную часть взрослого населения страны - работников сферы дошкольного воспитания и родителей детей.

Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают природу, не чувствуют ее красоту. В этом мы, взрослые, должны им помочь. И делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, которое рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть источник человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». Еще раз можно утвердиться в том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

«Методика экологического образования дошкольников» наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

Для того чтобы сформировать у дошкольника эти основы, в дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия (в групповой комнате - уголок природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветник, уголок леса, поля и сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т. д.) которые должны способствовать:


  • - познавательному развитию ребенка (систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

  • - эколого-эстетическому развитию (формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);

  • оздоровлению ребенка (грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

  • формирования нравственных качеств ребенка (воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

  • формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

  • экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала).
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

  • пониманию самоценности природы;

  • осознанию ребенком себя как части природы;

  • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

  • усвоению азов экологической безопасности усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы как: интегрированная НОД, опытно – экспериментальная и проектная деятельность, использование ТСО и мультимедийных презентаций, экологическая тропа и экологические праздники. Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

Существует ряд требований к организации деятельности детей в природе:


  1. Четкость и конкретность целей и задач. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

  2. Для каждой деятельности следует отбирать небольшой объем информации, которая в дальнейшем уточняется, закрепляется и конкретизируется, расширяя полученные представления.

  3. При организации деятельности следует продумывать систему, взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдают.

  4. Деятельность должна стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий , таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», и в том числе понятия «экологическое образование дошкольников».

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе – с одной стороны, и умение понимать и любить все живое – с другой. Развитие экологического сознания невозможно без проживания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него, такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни: на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка.

Осознанно правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики всего живого и его самоценности, зависимости жизни животных и растений от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы и живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях. Исходным звеном воспитания такого отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, жизнь в сообществах, изменение в процессе роста и развития.

Базовой основой современного экологического образования дошкольников является раздел биоэкологи, адаптированный в содержании парциальных программ «Наш дом – природа», «Юный эколог», и другие. Экологическое образование – новая категория, непосредственно связанная с наукой экологией и различными ее ответвлениям. В основу этого понятия положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологических представлений – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой , который обеспечит его выживания и развития.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволят сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребности во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Хорошие результаты в экологическом образовании достигаются, когда метод наблюдения сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Так по программе «Развитие» развитие интеллектуальных и творческих способностей, решается через овладение действиями наглядного моделирования.

Динамические представления – это особый тип представлений, отражающий последовательность изменений, преобразований объекта, недоступных непосредственному восприятию.

Теоретические основы исследования составляют труды ученых и исследователей Н.Н. Поддьякова, Л. Элькониновой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.Н. Дружининой, Т.В. Христовской. Самым первым кто выделил динамические представления, был Н.Н. Поддьяков. Он сформулировал определение и выявил возраст, когда начинают успешно формироваться динамические представления. Его продолжателем в этом исследовании стала Л. Эльконинова, она отслеживала те же вопросы, что и Н.Н. Поддьяков, работая в его лаборатории. С.Н. Николаева является автором программы «Юный эколог», в которой она отразила экологический подход к содержанию живых существ. Выделив в отдельный раздел – рост и развитие растений и животных. В этом разделе прослеживается роль взаимосвязей в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. Т.Н. Дружинина, Т.В. Христовская и Л.С. Игнаткина начали работу по формированию динамических представлений у дошкольников. Они проводили обследования, где участвовали дети различного возраста (от второй младшей до подготовительной к школе группы), а также проживающие в разных условиях. При этом Т.В. Христовская формировала динамические представления на примере растений, а Л.С. Игнаткина формировала динамические представления на примере животных. Но можно выделить, что все исследователи преследовали в работе одну цель – это формирование динамических представлений, развитие умственных способностей и экологическое образование дошкольников.

В детском саду во всех возрастных группах воспитатели вместе с детьми выращивают растения, ухаживают и наблюдают за ними.

Материалы различных проводимых исследований позволяют сделать вывод, что ознакомление детей с динамическими представлениями может оказать влияние на становление и развитие особых – единых – пространственно-временных представлений, отражающих последовательные изменения объекта, происходящие в определенные временные промежутки. Необходимыми условиями формирования таких представлений являются систематическое наблюдение и синхронное отражение изменений наблюдаемого объекта в календаре – последовательно заполняемой графической модели, а также необходимо периодическое обсуждение результатов наблюдений, обобщение их, подведение итогов проделанной работы.

Из этого следует сделать вывод, что представление о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами. Легче организовать наблюдение за ростом и развитием растений. Исследователями установлено, что систематическое ознакомление детей с ростом и развитием растений можно проводить как в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян или луковиц, создавая огород на окне, так и в летнее время, работая на грядках и клумбах детского сада (если к этому располагают условия).

Дети учатся устанавливать связи между живой и не живой природой, связь живого организма со средой обитания, приспособленность к ней. Изучают влияние природы на трудовую деятельность людей, которая связана с использованием ее богатств, загрязнением окружающей среды, охраной природы.

У детей появляется самооценка. У ребенка, вместе со стремлением действовать самому, возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер.

Происходит подчинение ориентирующему образцу, а первые экологические представления складываются также при усвоении ребенком соответствующих образцов поведения. Под влияние взрослого у детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у младших дошкольников отличается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка , нужно создавать благоприятные педагогические условия и отбирать оптимальные методы, которые способствовали бы решению задач экологического воспитания в занимательной форме.

Обучение проходит, как регламентируемая игра: воспитатель предлагает сюжет, берет на себя основную роль, а остальные распределяет между детьми, поддерживает игровую ситуации. План, по которому развивается сюжет, соответствует логике решения дидактических задач занятий и наблюдений. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектом природы, выполняют обследовательские и трудовые действия.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:


  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир животных и растений);

  • формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных сезонных и пространственных изменениях в природе;

  • формирование экологических представлений ценностных основ отношения к окружающему миру.
В ознакомлении с миром природы основная цель по программе заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы.

Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Дети в возрасте трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.

Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течении продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:


  1. Мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

  2. Медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

  3. Подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

  4. Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

  5. Использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;

  6. Осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

  7. Частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

В возрасте трех-четырех лет, дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с астениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.

Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Таким образом, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы.

Важны вопросы формирования гуманного отношения детей к природе. Они интегрируются с задачами развития речи, движений. Игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.

Таким образом, при целенаправленном воздействии педагога уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Появление экологической воспитанности это результат воздействия на детей определенной системы методов и приемов воспитания, результат усвоения знаний, доступных пониманию детей этого возраста, постепенного их накапливания и расширения. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями, в стремлении ухаживать за животными и растениями. Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы.

Проблемы формирования экологических представлений

у детей 6-7 лет

Термин «экология» занял прочное место в нашем словаре, но трактуют его по-разному. В научной литературе дано несколько определений данного термина, в своей работе возьмем за основу определение академика М.С. Гилярова: «экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой».

Работу по формированию экологического мышления личности целесообразно начинать с дошкольного детства, так как фундамент осознанного отношения к окружающей среде закладывается в этот период. Ребёнок накапливает яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в его памяти.

Экологическое воспитание дошкольников - это знакомство детей с природой, на основе экологического подхода, который предполагает опору педагогического процесса на основополагающие идеи и понятия экологии.

О природе, как средстве воспитания детей говорили многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого. Я.А. Коменский рассматривал природу, как источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский призывал «вести детей в природу», для того, чтобы почерпнуть в ней все доступное и полезное для умственного и словесного развития ребёнка.

Своё дальнейшее развитие идеи знакомства дошкольников с природой получили в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах советских педагогов. В 1970-х годах проводилось много педагогических исследований, вошедших в дальнейшем в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Новые идеи были инициированы Академией педагогических наук. Такие детские психологи, как В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. провозглашали необходимость усложнения учебного содержания, привнесения в него теоретических знаний, которые отражают закономерности окружающей действительности; построения такой системы знаний, усвоение которой обеспечивало бы эффективное развитие у детей умственных способностей.

Существенный вклад в разработку методики экологического воспитания детей дошкольного возраста был внесён Н.Н. Поддъяковым, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой и другими исследователями. По их мнению, цель экологического воспитания заключена в становлении у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

    необходимость воспитания гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

    развитие умения видеть и чувствовать красоту природы, желания сохранить её, восхищаться ею (развитие эстетических чувств);

    привлекать детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

На сегодняшний день экологическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГОС необходимо вести работу по повышению эффективности экологического развития детей. Что невозможно без формирования у детей экологических представлений.

Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее.

Специфика процесса формирования экологических представлений у детей заключается в нахождении, выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разных возрастов. Многочисленные педагогические исследования (А.П. Захаревич, Т.А. Ковальчук, П.Г. Саморукова, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова и другие) установили, что дошкольники осознают зависимость жизни растений от факторов внешней среды. В экспериментальных работах И.А. Хайдуровой, З.П. Плохих, В.П. Арсентьевой исследовалась специальная организация наблюдений старших дошкольников, в процессе которых дети прослеживали и понимали цепочки биоценологических связей. В работах С.Н. Николаевой отмечается, что формирование экологических представлений является необходимым условием выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Основой данного утверждения является положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей старшего дошкольного возраста (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие). Системные знания смогут позволить ребенку в осознании сущностных особенностей объектов и явлений природы, «системообразующих» связей, доступных его пониманию. У старших дошкольников развита способность к усвоению более сложные связи: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические.

Для изучения связей живых организмов со средой их обитания, которые проявляются в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ, Л. Маневцова предлагает следующие разделы для изучения:

Система знаний и представлений о живом организме как носителе жизни, его существенных характеристиках: целостности, системе потребностей;

Система знаний и представлений о среде обитания живых существ, их приспособленности к определенной среде обитания, в том числе к сезонным изменениям;

Система знаний и представлений о размножении живых существ, их росте и развитии;

Система знаний и представлений о взаимодействии живых существ в экосистемах.

Формирование системы экологических знаний и представлений это часть интеллектуального развития детей. Под интеллектуальным развитием детей С.М. Вишнякова понимает способность к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим , образным , теоретическим , конкретно - историческим , диалектическим в их единстве ).

В процессе познания природы вырабатывается умение наблюдать. Кроме этого посильная практическая исследовательская деятельность положительно влияет на развитие логического мышления. Сравнение исследуемых объектов (явлений) природы, выявление у них сходных и отличительных признаков активизирует мыслительную деятельность детей.

Таким образом, формирование экологических представлений оказывает прямое воздействие на развитие мышления. У ребенка, с одной стороны, расширяется представления о мире, с другой стороны - начинается процесс овладения причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связать отдельные представления в целостную картину.

Существует методическое обеспечение решения задач экологического воспитания дошкольников. Опорой для педагогов могут быть следующие программы: «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Открой себя» Е.В. Рылеевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

Например, в программе Е. Рылеевой «Открой себя» основанной на авторской концепции, предполагается индивидуализация личностного развития ребенка. Программой предусмотрено развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, формирование начальных форм экологического сознания посредством цикла занятий «Мир нерукотворный».

В другой программе «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой главная цель - это воспитать гуманную, социально активную и творческую личность ребенка, имеющего с целостный взгляд на природу, понимание места в ней человека. В соответствии с требованиями программы у детей сформируется представление о взаимосвязях в природе, которые и помогут обрести ребёнку основы экологического мировоззрения и культуру, ответственное отношение к окружающей среде и собственному здоровью. Программой предусмотрена выработка у детей первых навыков грамотного и безопасного поведения в природе и быту с экологической точки зрения, также будут сформированы навыки практического участия в природоохранной деятельности в своего края.

Программа «Наш дом-природа» включает в себя десять блоков. Каждый блок состоит из обучающего и воспитывающего компонента, детям даются знания о природе и развиваются разные аспекты отношения к ней (бережная забота, умение видеть красоту и др.). Пять блоков программы рассматривают объекты неживой природы (вода, воздух, почва и др.). Три блока отведены на рассмотрение живой природы (растения, животные и экосистема леса). Два блока раскрывают взаимосвязь человека с природой. К программе разработано методическое обеспечение – рекомендации, как создать развивающую среду в дошкольном учреждении, как знакомить детей с водой и воздухом. Н.А. Рыжова предлагает написанные ей экологические сказки, «письма животным» и экологический проект «Мое дерево». Ещё один плюс этой программы заключается в том, что она имеет продолжение для изучения в начальной школе.

Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» стала одной из первых в 90-х годах. Программа создана на основе собственной авторской Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» состоит из двух подпрограмм – программа экологического воспитания дошкольников и программа повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Таким образом, вопрос становления начала формирования экологической культуры у детей и параллельное развитие ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей) решается одновременно. Программа базируется на обстоятельном теоретическом и экспериментальном обосновании, ориентируется на личностный подход к ребенку и его всестороннее развитие.

Таким образом, изучив ряд программ по экологическому образованию дошкольников, можно увидеть демонстрацию большой творческой активности специалистов, которые понимают экологические проблемы планеты, необходимость их решения, ценность природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях. Это доказывает целесообразность всеобщего интенсивного экологического образования, начиная с дошкольного возраста .

Список использованной литературы

    Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст] / О.Ф. Горбатенко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 195 с.

    Дыбина, О.В. Ребёнок и окружающий мир [Текст] / О.В. Дыбина.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 147 с.

    Уланова, Л.И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Уланова, Л.Д. Пушкарева, Г.Ф. Ларина. - Йошкар-Ола, 2005. – 258 с.

Контрольная работа

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о росте и развитии живых организмов и их связи со средой обитания


Введение


Дошкольное детство - период первоначального познания природы во всех ее проявлениях. Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений. Важной стороной в познавательном отношении является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений.

Относительное постоянство и сопутствующая ему в той или иной степени изменяемость предметов окружающего мира - это типичное состояние условий, в которых развивается ребенок со дня своего рождения.

Изменения, сопровождающие рост и развитие растений или животных, обусловлены соответствующими (специфическими для каждого вида) внешними факторами, которые в комплексе создают жизнеобеспечивающие условия для живого существа. Поэтому прослеживание изменения развивающегося организма должно быть сопряжено с изучением происходящих условий.


1. Современные взгляды на формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений о росте и развитии живых организмов, понимания ими процессов роста и развития


Растительный мир чрезвычайно разнообразен. В настоящее время на нашей планете насчитывается около 500 тысяч видов растений. Огромные площади занимают леса. Большие участки -- степи, луга, болота, поля. В океанах, морях, реках, озерах также представлена разнообразная растительность.

Растения как живые существа значительно отличаются от животных. Наиболее выраженное различие проявляется в способе питания. Зеленое растение - это производитель органического вещества: поглощая из окружающей среды углекислоту, воду, минеральные соли, т.е. неорганические элементы, оно создает органическое вещество. Это автотрофный (или растительный) способ питания. Он не требует от растений необходимости перемещаться в пространстве в поисках пищи - пища для них имелась повсюду. Поэтому в процессе эволюции сложились их оседлый образ жизни и характерное строение.

Организм высшего растения состоит из отдельных частей - органов, которые выполняют сложные жизненные функции. Все органы растения можно разделить на вегетативные и генеративные.

Корень, стебель, листья - это вегетативные органы, обеспечивающие рост и питание растения. Цветок и плод -генеративные (репродуктивные) органы, обеспечивающие половое размножение растения и сохранность вида.

У большинства растений есть надземная и подземная части. Под землей находится корень, функции которого -закрепление растения в земле и всасывание из почвы воды и минеральных солей. У большинства растений корни уходят глубоко в землю, имеют множество разветвлений и тонких волосков. Старые части корня покрыты пробковой тканью, которая не пропускает воду. Функцию поглощения воды и питательных веществ выполняют только молодые тонкие корни. Стебель (ствол, ветки) выполняет проводящую функцию - передает воду и соли листьям, цветам, плодам.

Чрезвычайно важна функция листьев у растений. Еще в XVIII в. было обнаружено, а потом доказано, что растение днем при солнечном свете выделяет кислород, в листьях осуществляется процесс фотосинтеза - окислительно-восстановительной реакции образования органических веществ из углерода воздуха с помощью световой энергии, улавливаемой хлорофильными элементами зеленого растения. Таким образом, основная функция зеленых листьев - поглощение света. Ее довольно легко наблюдать на комнатных растениях, листья которых всегда располагаются перпендикулярно к потоку световой энергии.

Дошкольник знакомится с природой на уровне целостного организма. Предметом его восприятия и деятельности становятся, прежде всего, отдельные растения, способы их функционирования. Предметом познания является связь объектов живой природы с внешней средой. Таким образом, исходной единицей живой природы, в наибольшей степени, отвечающей специфике и познавательным возможностям дошкольников, является конкретный предмет живой природы. В роли этой единицы чаще всего выступает целостный растительный организм. Но и отдельные части (плод, лист, цветок и т.д.) или цельный организм в единстве со средой (например, горшечное растение), если его габариты и форма создают впечатление законченного предмета, который так или иначе можно использовать в деятельности, воспринимаются дошкольниками как единица живой природы. Таким образом, отдельный природный объект, стоящий в центре внимания ребенка, может служить исходным звеном для дидактического анализа экологических знаний.

Как и животные, растения относятся к живым организмам. При формировании представлений у дошкольников о растении как живом организме следует выделить специфику живого организма, его отличия от неживого объекта (предмета).

К. Вилли указывает: «Всем живым организмам в большей или меньшей степени свойственны определенные размеры и формы, обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение и приспособляемость. Остановимся на каждом из этих признаков отдельно. Знакомясь с многообразием растений, дошкольники в первую очередь познают их внешние параметры: характерные черты строения, размеры, форму, окраску и прочие признаки, по которым в дальнейшем они могут узнавать знакомые объекты и сравнивать их с новыми. Тем самым дети исподволь учатся суммировать и обобщать сходные особенности (например, у всех растений есть листья; листья зеленого цвета и пр.). Таким образом, первый из выделенных К. Вилли признаков живого (внешние параметры) будет широко представлен знаниями о многообразии растений.

Второй признак - обмен веществ в живом организме (метаболизм). Как биохимический процесс в целом обмен веществ, конечно, недоступен наблюдению дошкольников. Однако начальные и конечные акты процесса метаболизма дети наблюдают всякий раз, когда поливают растения и пр.. Такое неполное, казалось бы, представление об обмене как особенности живого на самом деле является достаточно убедительным для детей дошкольного возраста, так как оно воспринимается по аналогии с собственными процессами роста, происходящими в результате поглощения пищи. Познавая условия жизни живых существ, дети, естественно, поставят на первое место пищу (т. е. питание в широком смысле) как основной фактор существования.

«Третья особенность живых организмов -- это их способность к движению. Подвижность большинства животных совершенно очевидна: они ползают, плавают, бегают или летают. У растений движения гораздо более медленны и не так заметны, но они все же происходят». В определении живого признак движения у детей дошкольного возраста является доминирующим. Движущиеся объекты воздействуют на эмоции ребенка и оставляют яркие впечатления. Именно поэтому дети без колебаний относят к живому животных и сомневаются в случае с растениями. Движение как функциональный признак живого организма можно наблюдать при формировании любых представлений о растениях и животных, т. е. при реализации системы знаний о живой природе на всех возрастных уровнях.

Еще одно свойство живых организмов - раздражимость. Раздражимость животных легко обнаруживается и может быть понята дошкольниками, чего не скажешь о растениях. Хотя исследования последних лет доказали, что растения способны «чувствовать», что они «реагируют» на обращение с ними хозяев и т.д.

Два последующих признака - рост и размножение - тесно связаны между собой и чрезвычайно значимы для характеристики живого. «Если есть какое-либо свойство, которое можно считать совершенно обязательным атрибутом жизни, так это способность к воспроизведению. Последнее, что выделяет К.Вилли как важный признак живого, это приспособление, или адаптация организма. «Способность растения или животного приспособляться к окружающим условиям позволяет ему выживать в мире, полном неожиданных перемен. Тот или иной вид может либо отыскивать пригодную для его жизни среду, либо претерпевать изменения, делающие его лучше приспособленным к существующим в данный момент внешним условиям».

Под средой или условием местопроизрастания (местообитания) понимается вся совокупность экологических факторов, влияющих на данное растение или данную группировку растений. Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей.

Организм и среда - единый природный комплекс, в котором физиологические и морфофункциональные особенности организма соответствуют среде обитания с точностью ключа, открывающего замок. Ознакомление с любым конкретным растением может быть осуществлено в единстве, и только в единстве, со средой его обитания. Поэтому для показа общего положения о взаимосвязи живого существа с внешними условиями достаточно выбрать любой конкретный момент в его индивидуальном развитии. Эту связь может демонстрировать каждая реакция растения на любой из факторов внешней среды.

Следует отметить, что на всех возрастных этапах на организм воздействует комплекс факторов среды обитания, но наиболее значимыми оказываются лишь некоторые из них. Таким образом, на каждом этапе связь организма со средой приобретает свое специфическое выражение. Например, на стадии прорастания семена требуют влаги, а в некоторых случаях - воздействия низкой температуры и совсем не нуждаются в почвенном питании (т. к. прорастание происходит за счет запасов питательных веществ, имеющихся в самом семени). Иное взаимоотношение со средой у растений на стадии цветения и плодоношения им необходимо обилие влаги, света, тепла и почвенного питания.

Растения, развиваясь в тесном единстве с окружающей средой, приспосабливаются к тем или иным условиям и образуют различные группировки.

Растительные сообщества - это закономерная, устойчивая совокупность различных видов растений на однородной территории, приспособленных к определенным условиям жизни, взаимно влияющих друг на друга и на окружающую среду. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Методическое пособие под ред. П.Г.Саморуковой. Такие сообщества несут в себе сходство связей уже не отдельных организмов, а целых групп, находящихся в одинаковых условиях.

Таким образом, предлагаемая детям система знаний о живой природе, в центре которой стоит взаимосвязь растений и животных с внешней средой, дает им представления и о специфических особенностях живого организма вообще. При таком подходе формирование понимания живого осуществляется не путем специального раскрытия понятия живого, а попутно с формированием самых различных знаний о растениях. Система знаний о природе, построенная на различных взаимосвязях растений с внешней средой и тем самым являющаяся экологической по своей сущности, обеспечивает образовательный стержень в экологическом воспитании дошкольников.


2. Содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о процессах роста и развития живых организмов


Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики экологического образования, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно проистекает оттого, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены через его внутренние ресурсы. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего, потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию, и позволяет живому организму реализовать себя во всех сферах жизни.

Следующее важное понятие - морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания - по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Отсюда вытекает главная экологическая идея: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений доступны восприятию дошкольника, поэтому и знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему.

Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения (субстрат, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами и с какими свойствами они окружены.

Необходимо подчеркнуть, что факторы внешней среды действуют на растение не изолированно, а во всей их совокупности. Например, питательные вещества почвы используются растением лишь при наличии оптимальной температуры, влажности и реакции почвы. Изменение одного фактора приводит к повышенной или пониженной потребности в другом факторе. Столь сложные взаимоотношения растения со средой обитания, учет всего многообразия факторов и их изменений недоступны детям дошкольного возраста. Однако их модификация и упрощение до нескольких факторов, наиболее значимых в жизни растений, вполне доступны пониманию и усвоению в старшем дошкольном возрасте.

Как и все живые организмы, растения хорошо приспособлены к среде обитания. Приспособленность проявляется в различных морфологических особенностях растений, в их физиологических процессах, которые можно наблюдать в сезонной смене их состояний. Осеннее сбрасывание листвы, например, имеет определенный биологический смысл: значительно уменьшается общая поверхность надземной части растения, а, следовательно, и опасность зимнего испарения влаги. Сбрасывая листву, растение облегчает себе перезимовку, сокращает возможные потери воды. Это одно из приспособлений, позволяющих лучше переносить суровые условия холодного времени года. Многолетние травянистые растения, которые зимуют под толстым слоем снега (т.е. в совершенно иных условиях), приобрели другие формы приспособленности: у одних выработалась холодоустойчивость, и они зимуют в зеленом виде (например, копытень, брусника); у других отмирает лишь надземная часть растения, а под землей в состоянии покоя сохраняются корневища, клубни, луковицы, которые весной дают новые молодые побеги.

Приспособленность к различным условиям жизни, проявляющаяся в морфологических особенностях, отчетливо видна на растениях разных климатических зон.

Внешний облик растительного покрова, состав растений любой территории во многом определяются особенностями местного климата - прежде всего температурой и количеством осадков в разные периоды года.

По типу отношения растений к таким факторам внешней среды, как вода, свет, температурные условия, сложились группы, которые мирятся с недостатком какого-либо фактора или, наоборот, требуют его изобилия. Та или иная особенность таких растений имеет ярко выраженные характерные признаки строения. Например, имеются растения фотофилы (светолюбивые) - жасмин комнатный, герань, бегония, фотофобы (теневыносливые) - папоротник, вьюнок, плющ, кипарис, туя, аспарагус и др.

Растения, которые приспособились к суровым условиям пустынь (обезвоженность, сильная жара, резкие температурные колебания), относятся к группе ксерофитов. Крайняя форма ксерофитов -- кактусы, обитатели американских пустынь: их строение направлено на длительное сохранение и очень экономное расходование влаги -- вместо листьев колючки, чрезмерно толстый стебель (основное хранилище влаги) покрыт толстой водонепроницаемой кутикулой, мощная корневая система располагается в поверхностных слоях почвы, что помогает максимально использовать каждый случай выпадения осадков. Не хуже приспособились к засушливым условиям суккулентные растения, имеющие толстые, сочные стебли и листья.

Противоположное явление представляют собой растения, привыкшие к изобилию влаги (например, папирус), -их тонкие стебли и листья легко испаряют ее и быстро реагируют на недостаток воды.

Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их развития. Все эти морфологические приспособительные особенности хорошо представлены на разнообразных комнатных растениях. Эти особенности можно наблюдать с детьми и учитывать при уходе за растениями.

Важно показать ребенку, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как тот или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка.

Растения нашей планеты чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием форм. Размеры растений колеблются от нескольких микрон (одноклеточные водоросли) до десятков метров (длина самого высокого мамонтового дерева - 150 м). Каждое живое существо обитает в определенных условиях, к которым оно хорошо приспособлено.

Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о растительном мире. Исследованиями и практикой дошкольного воспитания установлено, что дошкольниками к семи годам накоплено много разнообразных, но разрозненных и поверхностных знаний о растениях. Это проявляется в том, что дети могут знать название растения и рассказать о его наиболее ярких признаках внешнего вида. Однако они имеют мало сведений о среде обитания данного растения, особенностях размножения, развития и ухода за ним. Для них составляет трудность провести параллель между наличием такого количества разных растений и средой их обитания. Необходимо подвести ребенка к пониманию того, что многообразие видов растений -- это исторический итог эволюции, в основе которого лежит связь живого организма со средой и последовательная цепочка изменений в этих взаимоотношениях: преобразование условий жизни побуждает организм к адаптивным изменениям. Постоянные, но вечно меняющиеся взаимоотношения организма со средой неизбежно и закономерно ведут к созданию новых форм живого.

Конкретные знания детей о многообразии растительного мира могут быть обобщены посредством формирования групп, объединенных каким- либо признаком:

По жизненным формам (детям можно сказать - по внешнему виду) все растения делят на деревья, кустарники и травы.

üДеревьями называют многолетние растения с одним одревесневшим стеблем (стволом). Далее деревья можно разделить на лиственные (береза, осина, тополь, яблоня) и хвойные (ель, сосна, лиственница).

üКустарниками называют многолетние растения с несколькими одревесневшими стеблями. Это калина, боярышник, бузина, смородина, крыжовник и т.д.

üТравами называют растения без одревесневших стеблей. Их стебли обычно зеленые, мягкие, травянистые. Это клевер, колокольчик, зверобой, горох, огурец и т.д.

По принадлежности к крупным растительным сообществам - растения лесов, лугов, болот, пустынь и т.п;

По потребностям в воде растения делятся на три группы:

üГидрофиты - это водолюбивые растения и поливать их надо сразу после просыхания земляного покрова. Такого полива требуют большинство тропических растений с тонкими нежными листьями, а также некоторые растения с кожистыми листьями. Например: бегония, фиттония, адиантум, лимон, фикус, плющ.

üМезофиты - растения со средней потребностью во влаге. Это самая многочисленная группа. Полив осуществляется спустя 1-2 дня после просыхания. Так поливают растения с сильно опущенными стеблями и листьями, с толстыми корнями, а также с водоносными клубнями на корнях и луковичные. Например: пеперония, сенполия, пальмы, драцены, аспидистры, ароидные, аспарагус, хлорофитум, маранта.

üКсерофиты - растения, потребляющие очень небольшое количество воды. Их оставляют сухими в течение нескольких дней, месяцев. Например: алоэ, эхеверия, глоксиния, гиппеаструм, каладиум. Юхимчук Д.Ф. Комнатное цветоводство.

по отношению к интенсивности света растения делятся на три группы: (Марковская М.М.)

üсветолюбивые растения, к ним относятся афеляндра, герань, кактусы, эхмея полосатая, абутилон (комнатный клен), ананас крупнохохролковый, колокольчик, каллизия изящная и др. Это растения со светло-зелеными или пестрыми листьями (исключение папоротники). Если растению не хватает света, то стебли вытягиваются, листья становятся меньше по размеру, позже они желтеют и даже могут побелеть.

üТеневыносливые растения, такие растения могут расти и при освещении и при легком затемнении, к ним относятся аспарагусы, хлорофитумы, плющи, циссус, циртомиум серповидный, цикламен и др. На освещенных участках они быстро достигают декоративности, а в затемнении продолжительнее цветут. Это растения с темно-зелеными листьями.

üТенелюбивые растения, такие растения хорошо произрастают при неполном освещении. К ним относится аспидистра, традесканция, папоротники, давалия канарская, фикус крохотный, фиттония вершафельта, араукария разнолистная и др. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду

Обозначенные способы классификации растений могут составить содержание обобщенных представлений, которые будут средством упорядочивания конкретных знаний дошкольников о многообразии растительного мира.

Формирование обобщенных представлений, о которых идет речь, имеет большое значение для умственного воспитания старших дошкольников. Важным моментом при этом является изменение оснований для построения различных обобщений с использованием одних и тех же объектов, т. е. когда одни и те же растения могут входить в различные группы. Относительность основания обобщений, возможность его изменения тесно связаны со способностью отражать предметы во всем многообразии их свойств. Переориентировка с одних признаков предметов на другие при формировании обобщенных представлений способствует развитию гибкости, подвижности детских представлений.

Таким образом, такой подход при формировании обобщенных представлений имеет методологическое значение: уже со старшего дошкольного возраста он создает возможность диалектического рассмотрения природных явлений, диалектического подхода в упорядочивании их многообразия. Объединяя растения по вышеназванным разделам, мы каждый раз выделяем новые особенности их отношения с внешней средой, новые сильные стороны приспособленности к ней. Это позволяет дошкольнику познавать природу не в раз и навсегда застывших категориях, а видеть их относительность, качественную изменчивость, единство противоречивых и различие внешне схожих явлений. С этих позиций сама идея многоаспектного анализа одних и тех же объектов при формировании обобщенных представлений о многообразии растительного мира становится воплощением диалектико-методологического подхода в ознакомлении старших дошкольников с природой.

Ребенок может забыть, как называется то или иное растение, но гораздо важнее, чтобы он получил первые представления об особенностях разнообразия растительного мира и местообитаний живых организмов; научился отличать растения друг от друга не только на картинках, но и в природе; мог объяснить некоторые особенности их внешнего вида в зависимости от среды обитания; имел элементарные представления о том, что нужно живым организмам для развития; о взаимосвязях растений и животных; проявлял к ним познавательный интерес, эмоционально-положительное, бережное отношение и желание их сохранить.


3. Методика формирования экологических представлений о росте и развитии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста

воспитание дошкольник экологический адаптация

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение. Его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Наблюдение как основной метод формирования у детей динамических представлений о росте и развитии живых существ

Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, это результат непроизвольных наблюдений детей.

С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение -это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. С.Л.Рубинштейн считает, что для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого.

Эти положения имеют решающее значение для экологического воспитания дошкольника - познания ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения); определение свойств и характеристик особенностей поверхности, выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Конкретно это означает следующее: во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки форму, размер и окраску листьев цветов, плодов стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.


. Мероприятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о росте и развитии живых организмов (из опыта работы)


1. Вводное занятие. Определение уровня экологической воспитанности детей. Опрос. Диагностическое исследование.2. Осень в природе. Практическая деятельность на участке д/сада: сбор семян, высаживание деревьев и т.п.

2. Знакомство с усложненным календарем наблюдений . Самостоятельная работа с календарем природе. Значение листопада. Наиболее распространенные животные лесов, лугов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. Злаковые культуры, их значение для жизни человека. Охрана природы осенью. Сбор семян 4-5 культурных растений. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Заготовка кормов для обитателей живого уголка. Сбор растений для гербария. Оказание помощи больным и поврежденным деревьям.

3. Зима в природе. Связь зимних явлений в природе с изменением высоты солнца. Жизнь наземных животных, птиц и обитателей водоемов в зимнее время. Знакомство с новым диким животным - бобр, куница; птицей - клест. Условия обитания диких животных в зимнее время. Следы на снегу. Организация зимней подкормки птиц и развешивание кормушек вне территории д/сада. Работа по снегозадержанию. Определение загрязненности снега в различных участках города (дорога, парк, д/сад). Опыты с водой.

4. Лес - многоэтажный дом. Знакомство с лесом - как сообществом растений и животных. Ярусность леса. Влияние человека на жизнь леса. Знакомство с простейшими цепями питания в лесу. (+) и (-) влияние человека на лесное сообщество.

5. Весна в природе. Связь весенних явлений в природе с изменением высоты солнца. Целевые прогулки и экскурсии. Природоохранная деятельность с наступлением весны. Раннецветущие травянистые растения, цветение деревьев и кустарников. Связь сроков появления перелетных птиц с изменениями температуры воздуха, появлением насекомых и другими сезонными явлениями природы. Своевременная обработка почвы, высадка рассады и наблюдение за появлением всходов и ростом растений. Вывешивание скворечников и наблюдение за гнездовьями птиц. Посадка саженцев на участке д/сада. Опыты по определению загрязненности воздуха.

6. Красная книга. Знакомство с некоторыми охраняемыми растениями и животными.

7. Обитатели живого уголка д/сада. Практическая деятельность в уголке. Практические работы в уголке проводятся в зависимости от времен года. Осень: классификация комнатных растений в зависимости от потребностей света и влаги. Особенности их внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Подготовка почвы для дальнейшего использования в уголке природы. Подготовка места для зимней спячки ежей. Наблюдение и проведение опытов с аквариумными рыбками. Зима: Знакомство с водными лягушками, их приспособленность к водной среде обитания. Знакомство с канарейкой или волнистым попугайчиком, биология, место обитания в природе. Индивидуальные поручения по уходу за обитателями живого уголка. Выращивание выгоночных культур и постановка опытов над ними (нехватка света, тепла, воды). Выращивание злаковых культур на корм животным уголка. Весна: Знакомство с разными способами размножения комнатных растений, их болезни и особенности ухода. Выращивание зимних культур и опыты над ними. Подготовка комнатных растений. Ведение дневника за ростом зимних культур. Уход за животными и растениями ведутся посезонно.

8. Экскурсии. Экскурсия на водоем. Краеведческий музей. Зима - экскурсия в природу. Распознавание зимующих птиц по внешнему виду. Весна - экскурсия в природу с целью выявления ярусов леса на практике.


Заключение


На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают и помогают маленькому человеку понять прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Чтобы понимать природу, устанавливать причинно-следственные связи, состояние природы ребенку необходимо создать необходимые условия, которые помогут ему наблюдать, исследовать изменения происходящие с объектами природы.


Литература


1.Бидюкова Г.Ф. - Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.

2.Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы).- М.: ВАКО, 2005.- 240с.

3.Доронова Т.Н., Рыжова Н.А. Детский сад: будни и праздники.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006.-320с.

4.Дыбина О.В., Рахманова Н.П.Щетинина В.В. Неизведанное рядом. - М.: ТЦ Сфера,2010.-192с.

5.Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.

6.Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Описание презентации Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста по слайдам

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментально й деятельности Выполнила ст. ДО гр. 609 Зубрева А. В.

Актуальность В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через экспериментальную деятельность.

Цель Формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с живой и неживой природой через опытно-экспериментальную деятельность

Задачи Формирование понятий о живой и неживой природе. Развитие у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности. Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей среднего возраста. Совершенствование предметно-пространственной среды

Гипотеза Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.

Ожидаемые результаты Формирование у детей реальных представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы; основ экологической культуры. Пополнение и обновление методического и дидактического материала. Создание в группе уголка для проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Вид проекта Участники проекта: дети средней группы и педагоги По срокам реализации проект: долгосрочный (сентябрь – май)

Основные этапы и сроки реализации проекта подготовительный сентябрь основной октябрь — апрель заключительный май

Основной этап Работа с детьми Формирование представлений о живой и неживой природе посредством опытно-экспериментальной деятельности Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей среднего возраста Совершенствование предметно-пространственной среды

Методы и приёмы Опытно-экспериментальная деятельность Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; Беседы познавательного характера; Дидактические и развивающие игры; Прослушивание аудиозаписей, чтение литературы, заучивание стихов и т. д. Рассматривание картин; Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде

Технология работы по проекту 1. Знакомство со свойствами воды 2. Знакомство с ветром 3. Знакомство со свойствами почвы, глины, песка 4. Факторы, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло…) 5. Развиваем эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

Модель взаимодействия педагога с родителями 1. Ширмы, экологические стенды 2. Анкетирование, проведение опросов 3. Консультации 4. Совместная деятельность

Модель интеграции образовательных областей Познавательно развитие Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие Речевое развитие Художественно — эстетическое

Проблемы формирования экологической культуры у дошкольников 1. Недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями. 2. 3. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений. 4. Дети с трудом понимают причинно — следственные связи рассматриваемого явления.

Целевые ориентиры 1. Проект для детей среднего дошкольного возраста нацелен: на развитие интегративных качеств и способностей — через воспитание у детей любви к природе, развитие экологической культуры. Дети научатся любить природу и научат любить ее других. 2. Использование экологических праздников и развлечений с целью дать детям лучше запоминать материал по экологическому воспитанию, знать правила поведения в природе, беречь ее, положительно воздействовать на экологию человеческой души: появится эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы. 3. Залог раскрытия потенциальных экспериментальных возможностей детей — правильная организация предметно-развивающей среды в образовательной деятельности и создание доброжелательной атмосферы. 4. Эффективная деятельность возможна только при тесном взаимодействии всех участников проекта. 5. Для правильного формирования экологической культуры, необходима определенная система взаимодействия с педагогом, которую ребенок получит в процессе.

Мини – центр в группе По выбранной теме проекта можно создать мини-библиотеку. Собрать разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов: Пришвина, Бианки использовать на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучивают стихи о природе известных поэтов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.

Оборудование опытно – экспериментальной деятельности 1. Приборы-помощники: лупы, весы, песочные весы, компас, магниты. 2. Разнообразные сосуды из разных материалов.

Выводы Взаимодействие педагога с детьми по повышению уровня развития экологической культуры через экспериментальную деятельность-приведет к осознанному отношению к природе. Успехом послужит: 1. Система работы по реализации проблемы; 2. Проведение праздников и развлечений и тесное сотрудничество с родителями; 3. Создание предметно – развивающей среды; 4. Подобранная методическая литература; 5. Профессиональное масте рство педагога

Литература 1. Вернадский В. И. Ознакомление дошкольников с природой. — М. : Просвещение, 2010. 2. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические 3. рекомендации. — М. : Мозаика-Синтез, 2006. 4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для 5. дошкольников. -М. : ТЦ Сфера, 2005. 6. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное 7. воспитание. — 2012. — № 7. — с. 18. 8. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2 -х частях — Минск: 9. Аскар, 2006. 10. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания// Дошкольное 11. воспитание. — 2012. — № 10. — с. 40. 12. Рыжова Н. А. О проекте Стратегии экологического образования в Российской 13. Федерации. // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 6. — с. 18. 14. Рыжова Н. А. Педагогические модели организации экологического образования в 15. ДОУ // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 9. — с. 40.