Краткосрочный экологический проект детей старшего дошкольного возраста «Первоцветы. Проект по окружающему миру (старшая группа) на тему: Краткосрочный экологический проект

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск

Проект

«Зимующие птицы»

Проект составили: Акименко О.Н.

Воспитатель д/с №4 г. Урюпинска

2016 г.

Тип проекта : познавательный, игровой.

Вид проекта: познавательно - творческий

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

По времени проведения: Средней продолжительности (с 1 декабря2016г по 31 января 2017г).

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.

Волобуева В.В.

Цель проекта: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

    Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

    Расширить знания детей о зимующих птицах.

    Формировать элементарные экологические знания.

    Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.

    Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.

    Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.

    Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Актуальность проблемы: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

-«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;

- «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева;

- «Сценарии занятий по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» О.А.Соломенникова;

- «С любовью к природе» Б.Б.Запартович, э.Н.Криворучко.

Материально – техническое:

Материалы для изготовления коллективной аппликации «На кормушке» (ватман, акварельные краски, цветная бумага); презентация «Зимующие птицы».

Диагностико – дидактический:

Блиц – опрос с детьми,

Художественная литература,

Конспекты занятий, бесед, рассказов,игр.

Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Участники деятельности

Ответственные за выполнение

Воспитатели, дети

Блиц – опрос с детьми

Воспитатели

Воспитатели

Определение темы проекта

Воспитатели

Формулировка цели и разработка задач

Составление плана основного этапа проекта

Воспитатели, дети

Рассматривание картинок, иллюстраций, плакатов с изображением зимующих птиц; беседа о том, как тяжело птицам зимой; беседа о том, как люди помогают пернатым.

Воспитатели

Воспитатели, родители.

Воспитатели

Основной этап

Воспитатели, дети

Беседы:

«Что ты знаешь о зимующих птицах»,

«Трудно птицам зимовать»,

«Птицы – наши друзья!».

Рассказы:

«Завтрак» по Г.Карпене., «Зимующие птицы» по Г.Скребицкому., «Помогите птицам!»., «Подкормка и охрана зимующих птиц» по В.Бианки и В.строкову.

Воспитатели

Воспитатели, дети

Наблюдения:

Наблюдение за птицами на кормушке.

Наблюдение за синичками.

Наблюдение за воробьями.

Наблюдение за вороной.

Наблюдение за голубями.

Наблюдение за птичьими следами на снегу.

Занятие по ознакомлению с окружающим

«Стайка снегирей», «Птицы, которые остаются с нами зимовать».

Занятие по развитию речи «Зимующие птицы»

Воспитатели

Воспитатели, дети

Дидактические игры:

«Угадай птицу по описанию»,

«Каких птиц зимой не увидишь».

«Улетает или нет»

Подвижные игры:

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль».

Воспитатели

Воспитатели, дети

Занятие по художественному творчеству:

Рисование :

«Птичка на ветке. Снегирь»

Лепка:

«Птички прилетели на кормушку и клюют зерна»,

«Птичка»

Аппликация :

«Птицы на кормушке»

(коллективная работа).

Воспитатели

Воспитатели, дети

Чтение художественной литературы

Чтение:

И.Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л.Квитко «Смелые воробьи», М.Горький «Воробьишко», В.Левин «Воробьиное купание», Ю.Казаков, «Наши друзья» Г.Ладонщиков.

Отгадывание загадок:

О зимующих птицах.

Воспитатели

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Музыка

Слушание:

Воспитатели, родители,дети.

Работа с родителями:

«Как и из чего можно сделать кормушки»

«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»

«Воспитание у детей любви к природе»

Совместная творческая деятельность:

Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».

Участие в акции «Покормите птиц зимой».

Выставка рисунков детей на тему « Мои пернатые друзья»

Воспитатели

Заключительный этап

Участники деятельности

Ответственные за выполнение

Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

    Акция «Птичья столовая»;

    Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»;

    Оформление папки - передвижка «Птицы – наши друзья!», «Покормите птиц зимой!»;

    Презентация «Зимующие птицы».

Воспитатели, родители.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный экологический проект Тема: «Наши младшие друзья»»

МДОУ №119

Краткосрочный экологический проект

Тема: «Наши младшие друзья»

Участники проекта: дети младшей группы

Воспитатели: Корепанова Римма Хамитовна ,

Абдрафикова Раиса Хисматулловна

Возраст детей: 2 -4 лет.

2012 год

Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. Проведенная предварительно диагностика показала, что проблемой в общении трехлетнего ребенка с домашними животными является незнание правил этого общения.

1) Формировать знания детей о домашних животных;

2) Дать представления о потребностях животных для их роста и развития;

3) Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.

    Подготовительный.

    Реализация проекта.

    Презентация.

Откуда берутся бездомные животные? (наблюдение, исследование)

Откуда берутся бездомные животные? Не виноваты ли в этом мы, люди?

Хотят на день рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: “Не надо!
Я не готов пока!”

(С. Михалков “Зяблик”)

Взять животное в дом - это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить - не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств. Животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой или кошкой.

Нельзя брать животное в дом, если кто-то из родных возражает. Тем более, хозяин должен отвечать за то, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей посторонним людям. Очень часто владельцы животных пренебрегают этим требованием. Собаку или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям, прохожим. Нередко хозяину становятся в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом. По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Бросая своих домашних животных или унося от дома, а значит, и от хозяина глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.

1-й этап
Подготовительный

2-й этап
Реализация проекта

3-й этап
Презентация

Анкетирование родителей.

Определить уровень знаний детей о домашних животных.

Договориться с родителями чтобы принесли живую кошку в детский сад

Подготовила материал для изобразительной деятельности: глина, пластилин, стеки, бумагу, клей, краски, кисточки.

Художественной литературы для чтения.

Картина "Кошка с котятами"

"Альбом "Домашние животные"

Занятия познавательного цикла "В гости кошка пришла".

Составление рассказа по картине "Кошка с котятами".

Исследовательская деятельность "Питание кошки".

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Домашнее животное", "Кошка с котятами".

Комплексное занятие "Кошка и котенок", "Подарок любимому котенку".

Конспект по развитию речи "Путешествие в страну умных игр" (по теме "Домашнее животное").

Чтение, заучивание; песенки, потешки: "Кисонька - мурысноька", "Кот на печку пошел" , "Котик-коток", "Пошел котик на торжок".

Й. Чанек "Приключение песика и кошечки".

Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом".

Детские стихи про самых любимых домашних животных (кошек).

Комплексное занятие по ФЭМП.

Тема: "Кошечка. Игра"Подбери клубочек".

Рисование: "Цветные клубочки".

Лепка: "котенок".

Подвижная игра: "Воробушки и кот".

Игра - инсценировка: "Кошки дом".

Консультация "Наши младшие друзья".

Оформление фото - выставки по материалам проекта и мини-музей «кошек»

Выставка поделок.

Досуг совместно детей и родителей: представление "Кошкин дом"

Раздел программы

Срок

С детьми

Родителям

Игровая деятельность

Игра - драматизация "Кошкин дом", "Домашние животные"

"Воробушки и кот"

Игровые упражнение - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам" и т. д. Дидактические игры: "Кто где живет?", "где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?" "Угадай, кто спрятался?" "Угадай, что изменилось?"

Природный мир

"Наблюдения за котенком"

"Рассматривание и сравнение кошки и кролика"

"Кошка и собака - наши милые друзья"

"Значение животных в жизни человека"

Речь и речевое общение

Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное", "Описание кошки" (игрушка), Рассматривание и составление рассказа по картине "Кошка с котятами"

Придумать сказку про "кошку" и записать ее. Выучить стихотворение про домашнее животное.

Художественная литература

Чтение: И.Чапек "Приключение песика и кошечки", Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом"

Заучивание: песенки, потешки: "Кисонька-мурысонька", Кот на печку пошел", "Котик-коток".

Й.Чапек "Приключение песика и кошечки".

Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом"

ИЗО-деятельность

Лепка: "котенок"

Рисование: "Цветные клубочки"

Совместно с ребенком сделать коллаж: "Кошки разные нужны, кошки разные важны" (аппликация из вырезанных картин)

Физическое развитие

Подвижная игра: "Воробушки и кот", "Кот и мыши"

Слушание аудиозаписи с головами домашних животных

Дразнилки на веревочках

Аналог обычного фантика, привязанного на длинной веревке. Самая популярная игрушка для кошек. В качестве дразнилки могут выступить маленьких плюшевые рыбки и шмели, звенящие шарики, пищащие мышки. В продаже есть даже «волшебные удочки» с пищалкой, прикрепленной на резинке. Дразнилки заставят вашего питомца двигаться, а следовательно, будут способствовать развитию мускулатуры и координации движений домашнего хищника.

Лучший способ растормошить ленивого кота – пощекотать нос лежебоки удочкой-дразнилкой с мягким перышком. Единственный недостаток такой игрушки – ее хрупкость. Кот может ободрать ее как липку, сжевав перышки, точно так же, как шнурок от ботинка, новогодний «дождик», оставленные без присмотра нитки, лопнувший шарик... Чтобы избежать подобных неприятностей, после игры обязательно убирайте игрушки в не доступное для кошки место.Дразнилки на веревочке укрепят мускулатуру кошки, а меховые мышки с наполнителем из кошачьей мяты помогут вашему питомцу сбросить лишний вес.

Шарики и мячики

Самые старые и классические игрушки. Пользуются заслуженной популярностью у кошек всех возрастов. Они не упускают возможность покатать мячик на глазах у хозяина: зубы «почесать», ногти поточить… Шариков и мячиков в продаже великое множество: мягкие и твердые, резиновые и пластмассовые, гладкие и игольчатые, «звенящие» и с сюрпризами. Эти игрушки никогда не надоедят вашему питомцу… Чего нельзя сказать о вас и ваших нервах.

Игрушки с наполнителями

Рыбки, лягушки, птички, мышки различных размеров... Главная особенность таких игрушек в том, что все они «пропитаны» (или наполнены) специальной кошачьей мятой. Кошачья мята, или Котовник кошачий - Nepeta catavia - один из наиболее сильных аттрактантов для домашних кошек. Даже флегматичные особи после контакта с мятой становятся подвижными и игривыми. Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш кот сбросил лишний вес, выбирайте игрушки именно этой категории. Приятное дополнение – они довольно устойчивы к загрязнениям и кошачьим зубам.

Самодельные игрушки

Таких эксклюзивных игрушек наверняка в вашем доме уже скопилось немало. Так, например, кошка никогда не упустит шанс поиграть с шуршащим бумажным пакетом, забраться в полиэтиленовую сумку, погонять по квартире фантик или теннисный шарик. Кусочек меха превратится в мышку, а клубок ниток в яркую дразнилку -- включите фантазию, и вы сами создадите занимательную игрушку для своего любимца.

В старом домишке жили две кошки,
Каждая кошка имела по блошке.

В том же домишке жили две блошки,
Каждая блошка имела по кошке.

Кошкина блошка,
Блошкина кошка
Часто друг дружку
Грызли немножко.

Удалец Царап Царапыч - Цап Царапыча отец -
Под крыльцом поймал мышонка и прокрался во дворец.
Положил того мышонка он царице на матрац.
Шла царица спать ложиться,
вдруг в испуге на пол - бац!
А за ней - подушка на пол.
А на ней мышонок спал.
Тут его Царапыч сцапал!..
И котом придворным стал.

Анатолий Мовшович

Крошка сын к отцу пришел и зада л вопрос:
"Папа, папа, для чего нужен кошке хвост?"
Папа кашляет в кулак, пальцем чешет нос:
"Удивительный вопрос, и совсем не прост...

Когти острые нужны, чтоб ловить мышей,
Чтоб обивку кресла драть, или малышей
Поцарапать, затаясь хитро у дверей,
Чтоб на дерево залезть от собак скорей.

Лапы ловкие нужны, чтоб катать клубок,
Чтобы мордочку умыть, или в уголок
Быстро убегать, стащив со стола кусок...
В общем лапы чтоб никто их догнать не смог.

Бедный папа чешет лоб, чешет бровь и нос:
"Для чего же кошке хвост? Помогите! SOS !"

Странное происшествие

Однажды,
Точнее - когда-то и где-то,
С голодным Котом
Повстречалась Котлета.
Котлета, представьте,
Всплеснула руками:
- Ах, как же я счастлива
Встретиться с вами!
Ах, если б Вы знали,
Как жаждут Котлеты
Узнать Ваши тайны
И Ваши секреты!
Скажите скорее,
Какого вы рода?
Вернее -
Какого Вы времени года:
Кот осени Вы?
Кот весны?
Кот зимы?
А может быть,
Тоже -
Кот лета,
Как мы?
А может быть даже,
Вы Кот-Круглый-Год?
А может быть,
Может быть,
Вы - АНТРЕКОТ?
Кот лишь улыбнулся ей
Вместо ответа.
И сразу куда-то
Исчезла Котлета...

Борис Заходер

Вежливый хвост

Воспитанный хвостик
У кошки моей:
Он всюду почтительно
Ходит за ней.
И в двери он прежде неё
Не войдёт -
Он вежливо кошку
Пропустит вперёд.

Владимир Орлов

Ученый кот

Мой маленький котёнок
Смышлёный и пушистый,
Он рыжий, рыжий, рыжий
От носа до хвоста.
Я делаю из Васьки
Известного артиста,
Я сделаю из Васьки
Учёного кота.

Я должен постараться,
Чтоб Васька стал великим
И публику талантом
Он сразу покорил,
Чтоб он ходил направо
И песенки мурлыкал,
Чтоб он ходил налево
И сказки говорил.

Способности большие
Дала ему природа,
И он уже прекрасно
Мурлыкает в усы.
Но требует все время
Особого подхода,
И к Ваське подхожу я
С кусочком колбасы.

Для Васьки не жалею
Ни ласки, ни колбаски:
Придет пора – и в зале
Не будет лишних мест.
Покуда же я Ваське
Рассказываю сказки
И песни напеваю –
Он слушает и ест!

Владимир Орлов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального округа город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 75»

Краткосрочный экологический проект

«Вторая жизнь упаковки»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель

Туник Ольга Николаевна

Краснодар 2017.

Правительством России 2017 год объявлен «годом экологии». С принятием законов РФ "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании", созданы все предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования населения, первым звеном которого является дошкольное. Я свою очередь решила в рамках ДОУ организовать краткосрочный проект « Вторая жизнь упаковки», который считаю очень актуальным на сегодняшний день.

В условиях перехода на новую модель образования, внедрения ФГОС - дошкольные учреждения должны стать эталоном экологической культуры общества, где необходимо уделять внимание экологическому развитию всех субъектов образовательного процесса.

Наукой доказано, у дошкольников формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Краткая аннотация к проекту:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.

Помочь детям увидеть иное, от стандартного, использование обычной упаковки – стало целью данной педагогической работы.

Проект «Вторая жизнь упаковки» - краткосрочный.

Особое внимание в своем проекте я уделила формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней; первых представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий, которые я и воплотила в своем проекте.

Важное значение, при работе с дошкольниками, придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного поведения в природе.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта:

Формировать у детей экологическую культуру, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

Подготовительный этап.

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап.

2. Проведение мероприятий в группах.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап.

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Фотомонтаж.

3. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.

Участники проекта:

Дети;

Воспитатели;

Родители.

Принципы реализации проекта:

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:

Наблюдения и экологические экскурсии;

Познавательное чтение;

«Уроки доброты»;

Непосредственно организованные образовательные ситуации;

Природоохранные акции.

Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты игровых образовательных ситуаций, сценарии развлечений и т. д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

5. Подборка опытов и экспериментов.

Ожидаемые результаты:

1.Сформировать у детей ответственное бережное отношение к окружающей среде;

2. Научить детей вторично использовать различные виды упаковки.

Направления реализации проекта:

Работа реализовывалась по следующим направлениям деятельности:

Совместная и индивидуальная работа с детьми;

Работа с родителями

Взаимодействие со специалистами

Организация пространственно-развивающей среды

Работа с детьми

В своей работе я использовала коллективную, индивидуальную и фронтальные формы работы с детьми, применяла следующие методы и приемы работы:

1. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.

2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию).

3. Практические методы: посещение театральных постановок, с последующим анализом, участие в спектаклях, исполнение ролей, просмотр видеозаписей и последующее обсуждение, участие в игре.

4. Игровые технологии

Приложением к проекту является сборник игр, направленных на развитие экологической грамотности дошкольников.

Представленные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Работа с родителями

Работе с родителями уделяется особое внимание. Для организации эффективной работы по развитию экологической грамотности детей необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.

В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности родителей я использовала разнообразные формы работы:

Анкетирование
- групповые собрания «Экологическая культура дошкольников»;
- консультации «Как прививать », «Учим детей общаться»;
- участие родителей в подготовке выставки «Вторая жизни упаковки», в групповых проектах.

Взаимодействие специалистов

Важную роль в развитии коммуникативных способностей детей, играет единство подходов всех участников образовательного процесса, что реализуется в нашей группе при совместном тесном взаимодействии: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя инструктора по физической подготовке, младшего воспитателя. В проекте представлена функциональная модель взаимодействия всех участников образовательного процесса (приложение №1).

Построение развивающей пространственной среды.

При построении пространственно-развивающей среды группы учитывались требования ФГОС к условиям реализации ООП ДО.

Разработана и реализуется модель РПС, в которой обозначены направления развития дошкольников и содержание игрового оборудования для каждого центра.

Результаты реализации проекта:

* У старших дошкольников были сформированы зачатки экологической культуры;

* Сформировалось умение видеть упаковку в другом свете;

* Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса.


Педагогический проект «Лук-зеленый друг»

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Воспитатель старшей группы №2 «Солнышко» Кукенова М.Н.,

Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.

Продолжительность проекта: 5 недель.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность проблемы : Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, животные, кто обитает рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?

Цель проекта : Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.

Задачи проекта:

1. расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

2. учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;

3. формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать выводы;

4. фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

5. развивать коммуникативные навыки;

6. формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность;

7. активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.

8. развивать творчество, воображение.

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород для посадки лука и наблюдения за его ростом.

Предполагаемый результат:

1. дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания;

2. дети научатся подмечать пользу и красоту зеленого лука;

3. у детей сформируется знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях и в контейнере с почвой, и в стакане с водой;

4. дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.

Подготовительный (организационный) этап:

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и фотографий по теме «Лук. »;

2. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

3. Родительские беседы: «Участвуем в проекте «Зеленый лучок на подоконнике»;

4. Предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, луковицы для посадки;

5. Домашние задания: просмотр и обсуждения мультфильма «Лунтик. Лук», «Чипполино»

6. Родителям совместно с ребенком сделать книжку малышку про лук.

7. Разбивка грядок на подоконнике;

8. Изготовление табличек для наблюдения за ростом лука.

Практический (основной) этап:

1. исследовательская деятельность «Посадка лука», «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Размножение, рост, развитие зеленого лука»

2. Дидактические игры. «Где растет? », «Что лишнее? »,

«От какого овоща эта часть? »,

«Узнай на ощупь»,

«Узнай на вкус», «Собери картинку».

3. Составление рассказов о луке «Как лучок появился на грядке», «Зеленый доктор» (коммуникация) ;

4. Беседы «Полезная пища»

«Витамины для детей»,

«Лук всем полезный друг».

5. Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке (чтение художественной литературы)

6. ООД «Кукла Чипполино»

7. Зарисовка в дневниках наблюдений о росте лука;

8. Рисование «Вырос зелёный лук».

9. Аппликация «Лучок-золотой бочок».

10. Лепка «Наша грядка»

11. Создание книги «Лук – зеленый друг» (совместная деятельность детей, родителей и воспитателей) ;

12. Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай»

Физкультурное занятие «Лук-зеленый друг»

13. Сюжетно ролевая игра «Овощной магазин», «Столовая»

14. Консультация родителям: «Лук – лекарственное растение»

Заключительный этап – подведение итогов реализации проекта:

1. Оформление огорода «В гостях у Лукоеда»

2. Оформление выставки работ детей «Зеленый лучок»;

3. Оформление папки-передвижки для родителей «Лук от семи недуг»;

4. Приготовление салата из лука и других овощей;

5. Представление книги «Лук-зеленый друг»;

6. Участие в конкурсе «Огород на подоконнике»

В ходе проекта каждый ребенок принес свою луковицу и сам ее посадил в свой контейнер. Дети наблюдали за ростом лука, а результаты зарисовывали в индивидуальной карточке (раз в неделю).

Вскоре появилась первая зелень и конечно же корни.

Выращенный лук дети употребляли в пищу.

В рамках проекта было проведено несколько занятий:

1. Организовано – образовательная деятельность.

«Познание/Формирование целостной картины мира».

Тема: «Кукла Чиполлино»

2. Рисование "Лук"

4. Аппликация "Посадим лучок"

5. Лепка "Лук на грядке"

Привлекли к проектной работе родителей. Родители совместно с детьми изготовили книжки-малышки про лук.

В итоге проекта оформили выставку "Лук- зеленый друг"

Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом у детей расширился кругозор и мыслительная деятельность. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений

Цель: пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним.

Задачи:

1. Учить детей элементарным приемам исследовательской деятельности с объектами природы в индивидуальной и подгрупповой форме работы по инструкции педагога.

2. Закрепить знания о хвойных деревьях городского парка: умение определять дерево (сосна, лиственница, кедр, ель) по расположению хвоинок, по изображению дерева, умение определять принадлежность плода к хвойному дереву.

3. Дать представление детям об объектах, загрязняющих воздух (автомобили, заводы, мусорные свалки) и познакомить со способами очищения воздуха, доступными для детей

Инновационная направленность

Основная проблема экологического образования в том, что после прохождения экологических программ, дети знают правила поведения в природе, но на практике демонстрируют агрессивное отношение к объектам природы. Причина: недостаточный собственный опыт взаимодействия с объектами природы с элементами элементарной исследовательской деятельности при максимальном задействовании органов чувств. Наиболее перспективным и мало разработанным в этом направлении является экологический проект.

Я разработала экологический проект для воспитанников подготовительной группы в соответствии с требованием ФГТ, соблюдая научные основы данного вида исследования. Основная часть проекта - исследование состояния воздуха по хвое сосны, включает в себя все направления по организации занимательного дела на основе деятельностного подхода, учитывает зону ближайшего и актуального развития детей, содержит приемы активизирующие мыслительную деятельность воспитанников.

Основная часть проекта может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования для проведения элементарной исследовательской деятельности в городских парках, лесу, на территории детского сада.

Дошкольный и младший школьный возраст - сенситивные периоды для формирования основ экологической культуры. Как педагог дополнительного образования, я разработала две программы по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Обе программы имеют практическую направленность, включают элементы элементарной исследовательской деятельности детей в природе.

Программа для младших школьников получила высокую оценку в качестве дипломного проекта на защите в ТПГУ (г. Томск). Исследовательская часть проекта для начальной школы была разработана с учетом всех рекомендаций института усовершенствования учителей г Кемерово(Л.О. Петункина Л.Н. Ковригина)

На основе данного проекта была разработана программа для дошкольников «Экология для малышей». Программа включает в себя краткосрочные и длительные экологические проекты с участием воспитанников, воспитателей, родителей по изучению природы ближайшего окружения.

Я представляю Вам один из итоговых проектов с элементами исследовательской деятельности воспитанников в рамках программы «Экология для малышей». Данный проект основан также на научной основе «Экспресс-оценки состояния воздуха по хвое сосны» (Л.О. Петункина Л.Н. Ковригина)

Основные этапы проекта «О чем молчит городской парк»

1. Подготовительный этап

Экологическая прогулка с воспитанниками в городской парк города.

Знакомство с хвойными растениями: сосна, лиственница, кедр, ель.

Формирование умений узнавать и различать данные деревья.

Знакомство с соснами двух, трех и четырех лет. Рассматривание повреждений на хвоинках сосен. Выполнение упражнений, на развитие эмпатических чувств и переживаний к древесным растениям.. Рассматривание картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь» и беседы по ним,рассказывание по речевым кубу «Деревья» о сосне (опорные схемы)

2. Основной этап проекта (описан подробно в приложении 1).

3. Итоговый этап

Акция «Посади сосну». Уход за посаженными деревьями на участке в ДОУ. Размещение знаков охраны природы (деревьев) в городском парке и на территории ДОУ.

Полученные и предполагаемые результаты проекта.

Воспитанники владеют элементарными исследовательскими навыками по работе с объектами живой природы. Данный проект является подготовительным этапом к длительному проекту «Сохраним леса» (посвященного международному Дню защиты леса).

Выводы

Представленный мною проект позволяет охватить шесть образовательных областей в соответствии с ФГОС и организовать исследовательскую деятельность воспитанников с учетом возраста, используя интегративный подход и приемы развивающего обучения, руководствуясь научной основой «Экспресс-оценки состояния воздуха по хвое сосны» (Л.О. Петункиной)

Методические условия реализации

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Предварительная подготовка:

1. Знакомство с сосной в процессе прогулки или экскурсии. Рассматривание веточек, расположения хвоинок, нахождение здоровых и поврежденных хвоинок.

2. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением сосны, хвоинок сосны. Чтение стихотворений, рассматривание репродукций художников с изображением сосны.

3. Знакомство с ролью сосны в природе и жизни человека, рассматривание пищевых цепочек.

4. Знакомство с источниками загрязнения воздуха.

5. Рисование веточки сосны, сбор модели «веточка сосны», зарисовки повреждений хвоинок после первой прогулки или экскурсии

6. Для проведения экологического проекта в полном варианте необходимы все перечисленных выше работ с хвойными: ель, сосна, кедр.