Психическое развитие в 9 месяцев. Развитие ребёнка в девять месяцев

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас - так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 - 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким - возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:


- В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому - смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь - т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы - все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу - для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.


Сенсорные коробки с крупами или бобами - отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей - отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.


Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя - с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.

Вы празднуете очередную дату – ребёнку 9 месяцев! Внеутробное развитие сравнялось с временем, проведённым крохой в животике мамы, и теперь будет превышать его всё больше и больше. Начиная с этого возраста, малыш будет становиться всё менее беспомощным и более самостоятельным. Он ещё очень уязвим и нуждается в непрерывном присмотре со стороны взрослых, но теперь на первый план выходит социальное развитие и становление личности. Не упустите этот момент, воспитывая в нём уважение к себе и окружающим.

Что умеет ребёнок в 9 месяцев?

  • Подражает речи взрослых, повторяет произнесённые ими слоги. В детском лепете становится слышна имитация предложений, заметны интонации, разнообразные сочетания звуков.
  • Копирует поведение других детей, общается жестами. Если несколько деток рядом заплачут, может «поддержать компанию» и разревется без каких-либо других причин.
  • Уже есть любимые занятия, которым отдаёт предпочтение.
  • Быстро ползает, может ползать, зажав игрушку в одной руке. По желанию легко садится, уверенно сидит, сам встаёт у опоры, может пройтись с поддержкой «под руки».
  • Откликается на своё имя, поворачиваясь в сторону говорящего. Знает названия некоторых предметов, на вопрос «где?» о знакомом предмете ищет его взглядом.
  • Маленькие предметы может взять двумя пальцами – владеет «пинцетным захватом».
  • С удовольствием играет в разнообразные развивающие игры, пытается копировать взрослых при составлении кубиков или «пирамидки». Даже не видя всех деталей в действиях взрослых, пытается повторять за их действиями.

Кроха в 9 месяцев стремится исследовать и потрогать всё, что ещё не исследовано и не потрогано, поэтому перед тем, как открывать ему допуск в какое-либо помещение, убедитесь, что там ничего не угрожает детской любознательности и что в «исследовательском» порыве он не испортит ничего важного.

Развитие в 9 месяцев

В этом возрасте кроха закрепляет и улучшает полученные ранее навыки. Малыш в 9 месяцев уже умеет ползать и активно использует это умение. Держась за опору, он в состоянии встать и немного пройтись вдоль журнального столика или шкафа, придерживаясь за них ручками. Вне зависимости от того, чему успел научиться ребёнок к 9 месяцам, отличительная черта этого периода – энергичность в действиях, возросшая скорость и умелость в управлении собственным телом.

У детей в 9 месяцев уже появились предпочтения. Есть любимая игрушка и любимое занятие. Порой маме требуется приложить немалое усилие, чтобы постирать затасканную по всем полам игрушку – ребёнок наотрез отказывается с ней расставаться даже на время сна.

Малыш интенсивно выражает недовольство, направленное на конкретные действия по отношению к нему. Так многие дети яростно протестуют против подстригания ногтей или чистки носика, поэтому маме нужно набраться терпения, чтобы довести необходимую процедуру до конца и не выйти из себя. В любом случае не игнорируйте возмущения карапуза, объясняйте, например, что ему нужно подстричь ноготки, чтобы пальчики выглядели красиво.

Ребёнок внимательно наблюдает за родителями, запоминает их действия, поэтому позднее способен достать спрятанную при нём вещь. Помнит места, куда вы кладёте интересные ему предметы и старается их достать. Так, зная, что у мамы на шее висит красивый медальон, будет всячески тянуться к нему, стараясь схватить цепочку, или залезет во внутренний карман папиной куртки, где лежит мобильный телефон.

Девятимесячный ребёнок спит 12–14 часов в сутки, ночью – около 10 часов и дважды днём по часу-двум. Малыш давно отказался от третьего дневного сна и, следовательно, режим его дня немного поменялся. Здоровые детки в 9 месяцев могут бодрствовать 3–4 часа подряд, не уставая от своей активной деятельности. Ночью ребёнок в большинстве случае просыпается не реже 1 раза, чтобы покушать.

Невероятно сильно выражено подражательное поведение. Психическое развитие в 9 месяцев таково, что на данном этапе формируются поведенческие модели на основе подражания за действиями взрослых. Для крохи важно усвоить назначение предметов, как с ними поступать и какие результаты ожидать от различных манипуляций – для этого он внимательно следит за взрослыми и старается скопировать их действия.

Уход в 9 месяцев

Многие мамы в этом возрасте решаются первый раз подстричь ребёнка . Делать это нужно с осторожностью, чтобы не занести заразу в детский организм. Не стригите наголо, тем более не брейте кроху – это может негативно сказаться на нежных волосяных луковицах или стать причиной воспаления кожи головы.

Питание в 9 месяцев становится богаче ещё на один продукт: вводим рыбу. Теперь рацион малыша включает большую часть «взрослых» продуктов, ему уже можно кушать блюда из овощей, фруктов, круп, мяса и рыбы. В сутки кроха должен покушать не менее пяти раз, с перерывами между дневными кормлениями 3–4 часа.

Давайте малышу различные по твёрдости продукты: супы, каши, мякоть фруктов, кусочки мяса, овощи, сухофрукты. Вы удивитесь, как быстро ваш карапуз разберётся в том, что надо пить, что жевать, а что с усилием грызть. Для развития и закрепления жевательных навыков полезно не измельчать овощи и фрукты до однородной, кашеобразной субстанции, а добавлять небольшие кусочки мякоти. В каши из круп можно класть немного измельчённых бананов или персиков.

Новые продукты вводите осторожно, продолжайте вести дневник прикорма. Пока твёрдая пища не станет привычной для ребёнка, основным источником питания для него остаётся материнское молоко.

Упражнения и игры для малыша в 9 месяцев

Юркому и подвижному девятимесячному ребёнку непросто сделать массаж, т.к. удержать его долгое время в одной позе, не вызвав при этом возмущения, практически невозможно. Польза же от массажа для непрерывно вырывающегося и капризничающего карапуза примерно нулевая. Поэтому вместо массажа отлично подойдёт гимнастика для детей в 9 месяцев .

  • В положении лёжа на спине сгибайте и разгибайте ножки крохи: одновременно обе ноги, потом попеременно то одну, то другую, затем снова одновременно.
  • В положении сидя сгибайте и разгибайте ручки. Осторожно вращайте ручками в разные стороны.
  • Придержите ребёнка за ручки, дождитесь, когда он подтянется и встанет, пройдите с ним несколько шагов, страхуя его под руки.
  • Приседайте у опоры, страхуя малыша от падения.

Вашему карапузу наверняка понравится такая гимнастика, только не переусердствуйте и не переутомите его, чтобы не вызвать негатива к физическим упражнениям.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев – неоценимая помощь для его физического и психического развития. Занимаясь с малышом, мама улучшает моторные навыки своего чада, расширяет его пассивный словарный запас и, что немаловажно, укрепляет двустороннюю эмоциональную связь. Рассказывайте ему стихи, читайте книжки. А делая что-либо по дому, посадите рядом с собой и объясняйте, что и как вы делаете.

Есть очень интересная игра для детей в 9 месяцев – «весёлая наклейка ». Возьмите набор ярких наклеек, усадите ребёнка перед собой. Теперь покажите ему любую наклейку, быстро наклейте куда-нибудь на тело карапуза так, чтобы он не заметил. Затем спросите у него: «Где наклейка?» Совместно ищите её, поочерёдно называя рассматриваемые части тела. Например, проверяя левую ручку, скажите: «На этой руке нету! А где тогда? Давай посмотрим на другой руке. Где у тебя другая рука?» И так далее. Когда обнаружите наклейку, скажем, на ножке, обязательно скажите: «Вот она! На ноге!» Через какое-то время позвольте девятимесячному ребёнку самому найти её. Потом поиграйте в эту же игру, только наклеивайте их на своё тело. Следите за тем, чтобы кроха не взял наклейку в рот.

Малыш уже совсем вырос, он уже не такой маленький карапуз, каким был при рождении. С каждым месяцем он учится делать что-то новое, познает мир, радует успехами. В данной статье вы узнаете, что умеет ребенок в 9 месяцев, как его развивать и на что нужно обратить внимание родителям, чтобы помочь ребенку осваивать новые навыки и умения.

Физическое развитие ребенка на 9 месяце

На 9 месяце жизни вес мальчиков достигает от 7,9 кг до 10,5 кг, рост от 68,2 см до 75,1 см. Вес девочек от 7,5 кг до 9,7 кг, рост от 67,5 см до 74,1 см. Окружность головы у мальчиков достигает от 44,0 см до 47,4 см, грудь от 44,4 см до 50,8 см. У девочек соответственно от 42,9 см до 46,4 см – окружность головы, от 44,5 см до 49,3 см окружность груди.

Рост и вес на 9 месяце развития являются основными показателями физического состояния ребенка. При измерении данных параметров можно посмотреть тенденцию роста, и сделать выводы как развивается ребенок.

Начиная с 9 месяца, малыш растет примерно на полтора сантиметра вплоть до года. Раньше младенец рос быстрее, однако с каждым месяцем показатель прироста немного уменьшается.

К девяти месяцам у малыша уже должны были начать расти зубки. В течение этого периода должны показаться вторые (боковые) верхние и нижние резцы. Но это не обязательно и зависит от генетической предрасположенности, эти зубки могут начать показываться и немного позже (до 12 месяцев).

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Способности детей зависят от их индивидуальной предрасположенности, одни дети развиваются быстрее, другие же – немного медленнее, поэтому если вы заметили, что развитие ребенка в 9 месяцев не совпадает с развитием его сверстников, это еще не показатель его отклонений. Вашему вниманию предлагается список того, что умеет ребенок в 9 месяцев:

  1. Ребенок с интересом рассматривает себя в зеркале
  2. Сидит без опоры с ровной спинкой
  3. Ползет на четвереньках
  4. Играет в привычные игры «Ладушки», «Коза дереза»
  5. Запоминает последовательность действий
  6. Может привстать и с помощью опоры и передвигаться
  7. Сам берет игрушку из рук родителей, пробует ее на вкус, внимательно рассматривает
  8. Гремит игрушкой, стучит, бросает.
  9. Ребенок в 9 месяцев может брать игрушку уже не целой ладошкой или указательным и большим пальцами (пинцетный захват)
  10. Может открывать и закрывать крышки.
  11. Высыпает (вынимает) мелкие (сыпучие) предметы и засовывает их назад
  12. Может играть с двумя игрушками (которые находятся у него в обеих ручках)
  13. У малыша появляются любимые и нелюбимые игрушки
  14. Положительно реагирует на свои успехи (например, радуется, если открывает баночку)
  15. Реагирует на музыку, может двигаться в такт.
  16. Интересуется игрой других детей
  17. У малыша уже проглядываются эмоции, которые выражаются у него на лице (можно определить по выражению лица рад малыш или расстроен, заинтересован или скучает).
  18. Реагирует на свое имя (поворачивает голову, подползает, что-то лепечет в ответ)
  19. Когда младенца спрашивают, где какой-то предмет, может его показать или просто поворачивается в его сторону. То же касается и частей тела.
  20. Понимает определенный набор простых слов (на, ложись, брось, выплюнь)
  21. Умеет пользоваться ложкой и чашечкой для кормления (не обязательно)
  22. Много лепечет, знает простые слова (мама, папа и т.д.).
  23. Может подражать звукам, которые слышит (мяуканье, лай собаки и т.д.)
  24. Умеет подносить ко рту детское печенье, ломтик хлеба.

Если ребенок в 9 месяцев не умеет чего-то из данного списка, не расстраивайтесь, все нормально. Ему просто нужно немного больше времени, так бывает у очень многих детей. Если врач не говорит о наличие каких-то отклонений, то все хорошо и накручивать себя не стоит. Ребенку нужно внимание и любовь родителей, а не их порицание за то, что он чего-то пока не умеет.

В 9 месяцев лепет ребенка еще нельзя полностью понять, однако уже прослеживаются понятные взрослому слова. Стоит все время разговаривать с ребенком, постоянно комментировать действия, все показывать и объяснять ребенку. Можно подносить его к полкам, на которых стоят интересующие его предметы. Так как малыш уже быстро ползает, стоит с поддержкой и даже может ходить, держась за опору (в 9 месяцев бывает не часто), стоит убрать все шнуры, мелкие, тяжелые или легко бьющиеся предметы, купить предохранители на углы столов.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Конечно же, все дети развиваются по-разному, кто-то из детей осваивает новые навыки раньше своих сверстников, а кому-то нужно больше времени, чтобы сравняться умениями с ровесниками. Но все-таки есть перечень действий, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Следует проконсультироваться с педиатром, если ребенок в 9 месяцев:

  • Не может удерживать равновесие в положении сидя.
  • Не умеет переворачиваться и ползать вперед.
  • Не пытается пить из кружки.
  • Не постукивает игрушкой об игрушку.
  • Не пытается повторять слоги за окружающими.
  • Не испытывает чувства стеснения и страха перед чужими людьми.
  • Не злится при отнимании у него игрушки.

Как развивать ребенка в 9 месяцев. Развивающие игры

Ребенок в 9 месяцев становится более активным, лепечет свои первые слова. В такой период самое время начинать играть с ребенком в развивающие игры. В какие же игры оптимально играть с ребенком на 9 месяце развития?

  1. Рисование пальчиками. В 9 месяцев ребенок все еще пробует все на вкус (тащит в рот). Обычные краски – не самое безопасное для ребенка вещество. Чтобы не возникло лишних проблем, можно заменить обычные краски фруктовым пюре. Так можно быть уверенным в том, что ребенок не отравится, даже если решит облизать пальцы.
  2. Нужно насыпать какую-нибудь крупу (фасоль, горох, гречку) в тару и дать играть ребенку. Он будет пересыпать крупу, играть. Это также положительно сказывается на развитие ребенка в 9 месяцев.
  3. В 9 месяцев малыш уже может раскладывать фигуры по размеру и форме. Самое время купить ему пирамидку. Такая была почти у каждого ребенка. Такая игрушка также хорошо помогает интеллектуальному развитию малыша.
  4. Самое время купить ребенку игрушку, которая будет приходить в движения после вмешательства ребенка. Например, игрушку на веревочке. Это вызовет неимоверный восторг у малыша.
  5. Играйте с малышом в «ладушки», катание мячика, совместное собирание пирамидки, башенки из кубиков, поиск, спрятанных под одеяло игрушек. Игры такого характера придутся по душе девятимесячному ребенку.
  6. Учите ребенка самостоятельно раздеваться. Пусть малыш сам снимает носки и шапку, расстегивает замок на куртке, вытаскивает руки из рукавов.
  7. Можно поиграть с ребенком, создав видимость звонящего телефона. Возьмите трубку и в шуточной форме говорите простые фразы «здравствуй», «чем занимаешься?», «как поживаешь?» и пр. После этого передайте трубку ребенку, предложив и ему «поговорить». Со временем он осознает, что можно разговаривать посредством телефона.
  8. Детей этого возраста очень привлекают другие дети, желательно создавать ситуации, при которых малыш будет контактировать с ними или просто наблюдать. Пусть к вам в гости приходят знакомые с детьми, заводите новые знакомства с мамами и их малышами на детских площадках.

Режим дня для ребенка в 9 месяцев

  • 6:00-6:30 Ребенок просыпается и кушает.
  • 6:30-8:30 Ежедневный утренний туалет: умывание, смена подгузника, нанесение крема легкими массажными движениями.
  • 8:30-10:00 Прогулка на улице, желательно совместить ее с периодом сна.
  • 10:00-10:30 Второй завтрак.
  • 10:30-14:00 Время для изучения ребенком всего вокруг, включает гимнастику и различные игры для общего развития.
  • 14:00-14:30 Очередной прием пищи.
  • 14:30-16:00 Сон, совмещенный с прогулкой.
  • 16:00-18:00 Восполнившуюся у ребенка энергию тратим на физические занятия и развивающие игры.
  • 18:00-18:30 Вечерняя трапеза.
  • 18:30-20:30 Хорошее время для совместной прогулки в кругу родных.
  • 20:30-22:00 Общение с близкими людьми, спокойные игры; купание малыша.
  • 22:00 Поздний ужин.
  • 22:30-6:00 Период ночного сна.

Питание малыша на 9 месяце развития

На 8 месяце ребенка уже должны были познакомить с мясом. На 9 месяце можно начать давать ребенку кисломолочные продукты. Естественно, постепенно, в определенном количестве.

Самыми популярными кисломолочными продуктами для малышей является творог и кефир. Раньше творог советовали давать грудничку уже в полугодовалом возрасте. Однако, переизбыток белка – не самое лучшее для детского организма.

Доброго времени суток! Эта статья посвящена тому, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Тут вы узнаете, какими новыми навыками обзавёлся ваш малыш, что нового в его эмоциональном и умственном развитии, сколько он должен спать и ответы на другие вопросы.

Физиологические особенности крохи

В девятимесячном возрасте происходят следующие изменения:

  1. Уже полностью развиты сенсорные системы малыша. Ребёнок не только слышит звуки, но и понимает их значение.
  2. Малыш полностью адаптирован в эмоциональной сфере. Теперь по его поведению вы сразу поймёте, в каком кроха настроении.
  3. У большинства деток прорезаются новые зубки (вторые резцы). Также развитие продолжается и с челюстью карапуза. Особенно важно, чтоб ребёнок разрабатывал жевательный рефлекс.
  4. Малыш начинает ползать . Укрепляется мышечная масса, связки, совершенствуется координация движений.

Изменения физических параметров ребёнка

За последний месяц ребёнок в среднем набирает 450 грамм, прибавка в росте составляет 1,4 см, окружность головы и обхват грудной клетки максимум увеличиваются на сантиметр.

Есть основные общепринятые рамки значений веса и роста для детей этого возраста. Но это не значит, что ваш ребёнок обязательно должен попадать в эти границы. Если расхождение будет незначительным, ничего страшного. А вот если сильным, то стоит задуматься, достаточно ли малыш получает питания или наоборот, не перекармливаете ли вы его.

Девятимесячный мальчик должен весить от 7,1 кг до 11 кг, а девочка – от 6,5 кг до 10,5 кг. Рост таких деток – от 67,4 см до 76, 6 см и от 65,2 см до 75 см у мальчиков и девочек соответственно.

Мой сын в девять месяцев весил 10 кг, а рост у него был – 75,5 см.

Моторика и активность малыша

В девять месяцев ребёнок владеет следующими двигательными навыками:

  1. Ему легко удаётся держать предметы маленьких размеров, при этом использовать только два пальчика.
  2. Достаёт и опускает назад вещи, находящиеся в ящиках, коробках.
  3. Умеет открывать крышечки.
  4. Наловчился надевать разноцветные кольца на пирамидку.
  5. Малышу доставляет большую радость разрывание бумаги на клочки.
  6. Любит брать сразу два предмета, по одному в каждую ручку.
  7. Может уверено сидеть. При этом ему уже не нужна точка опоры. Девять месяцев – это крайний срок, отводимый для окончательного развития этого навыка. « »
  8. Присаживается, как из лежачего положения, так и стоячего.
  9. Учиться ползать.
  10. Умеет перелазить через препятствия, но только не высокие.
  11. Может взбираться и спускаться с низкой кровати или стульчика.
  12. Пытается подниматься, но только удерживаясь за какой-то предмет, например, кроватка, мамина рука.
  13. Пытается стоять, держась за руку родителя. Пробует шагать, если вы его держите под мышками.
  14. Ребёнок наловчился доставать интересующие его игрушки разными доступными способами.
  15. С лёгкостью катит небольшой мячик.

Умственные навыки

В девятимесячном возрасте у детей уже значительно лучше развита память, они впервые начинают логически мыслить, наконец, понимают значение разговоров взрослых. То, что уже умеет делать ребёнок, можно свести к следующим пунктам:

  1. Малыш осознаёт, что ему говорят, и выполняет маленькие поручения.
  2. Легко запоминает новые игры, если они ему нравятся.
  3. Может отыскать предмет, который вы спрячете под его пристальным взглядом.
  4. Умеет хлопать в ладоши, махать ручкой.
  5. Может указывать на названные вами предметы.
  6. Научился показывать, где носик, ручка и т.д.
  7. Понимает, что значат слова запретов или просьб. Выполняет эти действия.
  8. Называет «мама», «папа», но ещё не понимает, что это значит.
  9. Старается повторять звуки, которые где-то услышал. Пока получается не очень.
  10. Малыш полностью готов к развивающим игрушкам . Так что не упустите этот момент, и играйте вместе с ним.

Эмоции крохи

В эмоциональной сфере у вашего карапуза наблюдается следующее:

  1. Малыш становится хитрым, умеет изворачиваться, если его заставляют делать что-то нелюбимое.
  2. Жаждет быть независимым. Хочет показать, что он уже взрослый и всё сам может сделать.

Мой сын, в этом возрасте брал голыми руками пюре из тарелки и запихивал себе в ротик. Я его просила использовать ложку (он уже отлично умел ей орудовать), но сынулька как назло, специально продолжал есть рукой и делал вид, что не слышит мои просьбы. А иногда даже смеялся над этой ситуацией.

  1. Малышу спокойнее, если мама рядом. Особенно, когда он увлечён и во что-то играет.
  2. Детки в девять месяцев весьма ранимы. Многие вещи вызывают тревогу, и даже страх. Старайтесь исключать из его жизни ситуации и предметы, которые могут провоцировать у ребёнка фобии и вызывать волнения.
  3. Приучайте малыша садиться на горшочек .

Я показывала сыну эту процедуру на примере куклы, мягких игрушек. Сажала по очереди игрушки на горшок. Вскоре малыш начал поднимать пупса и садиться сам. А потом и осознал для чего именно там нужно сидеть.

Как малыш уже играет

В девятимесячном возрасте уже достаточно развиты игровые навыки. Он уже умеет:

  1. Комкать бумагу и рвать её на мелкие кусочки. Это доставляет ребёнку огромное удовольствие.
  2. Играть в «козу-дерезу», «ку-ку» или «ладушки».
  3. Переворачивать толстые или мягкие страницы книжек.
  4. С лёгкостью собирает пирамидку, но при этом путает последовательность колец.
  5. Любимым занятием является разбрасывание предметов. Радуется, когда достаёт всё из шкафов и выкидывает на пол.
  6. Умеет сразу играть с двумя предметами, например, врезает «лбом» машинки друг в друга.
  7. Научился пальчиком показывать на объекты, которые ему называют, в том числе и на свой носик и другие части тела.
  8. Сам достаёт игрушки и играет ими.

Кормление и период сна

Ребёнок продолжает питаться, как материнским молоком (смесью), так и потихоньку пробует продукты. Причём основная пища грудничка должна составлять уже лишь четвёртую часть от суточной нормы. В рацион детей на грудном вскармливании уже можно вводить рыбу, но только нежирных сортов (не чаще, чем раз в неделю). Можете попробовать ввести каши глютенового ряда. Обязательно следите за реакцией ребёнка и срочно прекращайте ввод продукта при возникновении каких-либо аллергических процессов. Меню деток-искусственников тоже продолжает расширяться. Они уже едят все продукты, допустимые для питания детей до года, причём пюре становятся многокомпонентными.

Средняя продолжительность суточного сна составляет 14 часов. За день малыш может видеть сновидения два раза, хоть некоторые детки и один. Продолжительность сна ночью и днём зависит от особенностей и состояния ребёнка, а также от факторов окружающей его среды (в частности температуры, влажности, освещения помещения, в котором он находится).

Вероятные отклонения

Необходимо знать, что в девятимесячном возрасте у некоторых детей могут проявляться отставания в развитии , об этом будут свидетельствовать следующие признаки:

  1. Не проявляет никаких эмоций.
  2. Не может сидеть. Или сидит, но всё ещё не держит равновесие.
  3. Не умеет совершать перевороты.
  4. Не пытается повторять услышанные звуки.
  5. Не испытывает чувство страха.
  6. Не проявляет интерес к игрушкам.

Если у вашего малыша наблюдаются какие-то симптомы, лучше обратиться к врачу. Он поможет развеять все сомнения или поможет справиться с проблемой.

Особенности в развитии девочек и мальчиков

В девятимесячном возрасте уже, наконец, можно увидеть разницу в правильном развитии мальчиков и девочек.

Что должен уметь мальчик в 9 месяцев?

  1. Повышенная активность.
  2. Желание быть самостоятельным и никого не слушать.
  3. Мальчишки шустрые, успевают напакостить буквально за две минуты.
  4. Такие детки упрямые. Не понимают, что если им чего-то нельзя, то нужно послушать и успокоиться. Будут стоять на своём.
  5. Ведут себя спокойнее, чем девочки. Менее эмоциональны.
  6. Мелкая моторика и разговорная речь развиваются медленнее, чем у девочек.

Что должна уметь девочка в 9 месяцев?

  1. Активно развиваются разговорные навыки.
  2. Быстрее обучается.
  3. Девочки послушные и исполнительные.
  4. Менее активны, чем мальчики.
  5. Сильная привязанность к маме.
  6. Повторяют звуки, которые услышали.
  7. Более эмоциональны.

Но не стоит забывать, что это всё индивидуально. И не расстраивайтесь, если ваш ребёнок отличается от указанных выше положений.

Помогаем правильно расти и развиваться

Для того, чтоб ваш малыш мог спокойно развиваться следует соблюдать ряд рекомендаций:

  1. Стимулируйте ребёнка делать первые шаги. Для этого можете перемещать малыша, держа его под мышками.
  2. Пусть карапуз сам совершает какие-то действия, например, снимает носочки. Не забывайте про похвалу.
  3. Давайте ребёнку возможность помогать вам по хозяйству. Например, пусть вытрет пыль или сам поскладывает игрушки на место.
  4. Обязательно называйте все предметы, которые попадают в поле зрения крохи. Рассказывайте карапузу, как говорит корова, котик и другие животные.
  5. Не забывайте читать ребёнку перед сном.
  6. Просите малыша выполнять какие-то несложные действия. Не забываем хвалить ребёнка за правильно выполненную просьбу.
  7. Ну и куда же без игрушек, влияющих на развитие ребёнка. Покупайте малышу мячики, пирамидки, посудку, игрушечных животных и другие товары.
  8. Ребёнок уже достаточно активен. Позаботьтесь о его безопасности. Проследите, чтоб в зоне доступа ребёнка не было открытых розеток, бытовой химии, красок, острых углов, мелких деталек.

Девятимесячный малыш уже становится весьма самостоятельным, не препятствуйте ему в этих начинаниях. Он уже понимает, что от него хотят, о чём говорят родители. Однако он всё ещё нуждается в вашей поддержке, любит, когда с ним играют. Родители должны, как можно больше бывать с крохой, развивать его, показывать свою любовь. И тогда ваш малыш будет расти здоровым и будет правильно развиваться.

Время чтения: 6 минут

Молодые родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, каким будет его рост и вес, каковы особенности воспитания мальчиков и девочек? К девятимесячному возрасту, малыш меняется кардинально – это уже не тот неповоротливый, неуклюжий карапуз, которым он был раньше. Ребенок более подвижен, активно познает окружающий мир, ежедневно получает новый опыт. Мамины руки зачастую остаются свободными, ей нужно быть у малыша на виду, при этом общаться с ним. Этот период – время физической и эмоциональной подготовки детей к прямохождению.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девять месяцев – период подготовки к постижению важнейшего навык, вставания на ноги. Без помощи взрослого кроха сможет это сделать не только, когда будет подготовлен физически (обязательное условие), но и созреет в психологическом плане. Ребенку необходимо скоординировать много мелких движений, чтобы принять такое новое положение – вертикальное. Главное – не торопить события, малыш начнет самостоятельно ходить, когда придет подходящий момент.

Для центральной нервной системы этого периода характерен стремительный рост головного мозга. По данным российских ученых, вес мозга в этом возрасте удваивается по сравнению с исходной величиной. К 9 месяцам зрительное и слуховое восприятие постепенно становятся избирательными. Это значит, что у младенцев повышается чувствительность к более важным характеристикам предметов, а к малозначимым свойствам внимания становится меньше. Из всех видов чувствительности самая развитая у малыша 9 месяцев – кожная.

Рост и вес

Каждый младенец имеет свою программу роста и веса, однако существует усредненная статистика, которая дает представление о том, какими могут быть данные показатели. Кроме этого существуют рекомендации врачей, предлагающие оптимальные значения параметров. Мальчик 9 месяцев должен иметь вес 9,3-10,5 кг, рост – 71,5-72,2 см, окружность головы 44,3-47,5 см. Девочка может весить 8-9,5 кг, иметь рост – 69,4-72 см, окружность головы – 43,4-46 см. Указанные данные являются ориентировочными, представлены для ознакомления, т.к. каждый младенец индивидуален.

Эмоциональное развитие

Девятимесячный возраст – это рассвет предметной деятельности с игрушками и начало социальной активности малыша. Кроха проявляет повышенный интерес к определенным предметам. Он радуется в ответ на получившееся действие, например, когда открыл кухонный ящик или дверцу шкафа. Танцевать, весело играть с взрослыми, повторять за ними – вот что умеет ребенок в 9 месяцев. Он интересуется другими детьми, стремится к общению и играм с ними. У малыша формируется специфическое выражение лица на разные эмоции – радость, обида, разочарование, удовольствие.

Развитие психики ребенка

Карапуз продолжает стремительно развиваться, познавая окружающий мир. Одновременно у ребенка формируется свое собственное видение и понимание происходящего вокруг. Достижения малыша в психическом развитии таковы:

  • знает свое имя, реагирует на него;
  • появляется эмоциональная определенность – кроха знает, когда нужно засмеяться, а когда обидеться;
  • показывает не только на интересующие предметы, но и на места, куда хотел бы добраться;
  • понимает элементарные просьбы взрослых – «иди сюда», «дай ручку»;
  • начинает осваивать жесты – качает и кивает головой, машет «пока» на прощанье;
  • ориентируется в пространстве по звуку – может найти маму по голосу или шороху.

Что должен уметь малыш в 9 месяцев

Один из основных физических навыков, который должен делать ребенок в 9 месяцев – умение самостоятельно садиться. Если малыш в этот период еще не пытается совершать такие действия, то рекомендуется обратиться к педиатру. Карапуз в этом возрасте хочет изучить и потрогать все, что еще не исследовал и не пощупал. Главное, что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев (если уже уверенно сидит) – это начинать ползать и пользоваться этим. Необходимо следить, чтобы малыш не забрел туда, где его может подстерегать опасность.

Двигательные навыки

Вне зависимости от того, что должен уметь малыш, отличительная черта этого периода – энергичность в движении и действии, скорость и умелость при управлении своим телом. Вот основные двигательные навыки ребенка в 9 месяцев, которыми он должен овладеть:

  • сам садится и сидит непродолжительное время;
  • из сидячего положения берет игрушки, до которых достает; играть в такой позе ему нравится намного больше;
  • проявляет попытки встать у опоры;
  • должен научиться ползать, однако если этого не случилось, не стоит паниковать – любой кроха индивидуален в своем развитии;
  • малыш учится брать предметы большим и указательным пальцами (закладываются основы пинцетного захвата), у него развивается мелкая моторика рук;
  • уверенно держит предметы, может взять в руку ложку и долго не отпускать, особенно если ее пытаются у него отнять.

Речевая активность

Девятимесячные малыши реагируют на звук своего имени, подползают и поворачиваются. На вопрос о конкретной вещи дети могут «ответить» – поворачиваются в нужную сторону и показывают предмет пальцем. В 9 месяцев кроха понимает много слов – ложись, вставай, бери, бросай, и назначение некоторых предметов – кружка, ложка. Малыш может долго наблюдать за разговором взрослых, акцентирует внимание на движении губ, подражает окружающим близким людям. У него получается повторять слоги, произносить звуки лепета.

Что понимает ребенок в 9 месяцев

Дети этого возраста продолжают изучать реакцию взрослых на свои действия. Если кроха бросил кружку на пол, то он не стремится быть плохим – просто хочет увидеть реакцию мамы. Так малыш накапливает информацию о причинно-следственной связи. Такое действие будет продолжаться, чтобы узнать – останется ли реакция взрослого прежней. Ребенок уже понимает слова «нет» и «нельзя», улавливает тон и интонацию сказанного. Малыш начинает различать по звукам, характерным для деятельности родителей, по доносящимся голосам, что мама и папа рядом, даже если их нет в поле зрения.

Как развивать ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте дети самостоятельно активно развиваются, но это не значит, что родителям не нужно ничего делать. О том, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, мама и папа должны знать заранее и всячески способствовать своевременному физическому и психическому формированию. Старайтесь чаще разговаривать с карапузом, читайте детские книжки, показывайте цветные картинки. Уделяйте больше времени развивающим играм – постройте пирамидку, разберите на части погремушку. Для малыша 9 месяцев – это самый ценный вклад в развитие.

Чему учить ребенка

В девять месяцев можно научить ребенка самостоятельно кушать – сидя за столом, он может сам брать еду с тарелки ложечкой или детской вилочкой. Основная часть еды будет на полу, но не стоит ругать малыша – по-другому этому не научиться. Для развития жевательного навыка нужно включить в рацион не пюре, а еду с комочками или даже кусочками – суп с целым картофелем, тушеные овощи, банан, печенье.

Чему учить ребенка в 9 месяцев еще? Необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики рук – предложить ребенку разделить большие орехи и маленькие бобы в разные емкости. Главное, чему должен научиться малыш в данном возрасте – это снимать и надевать одежду. Поначалу будет трудно, но постепенно это умение будет совершенствоваться. Нужно показать ребенку, как мыть руки, умываться и чистить зубы (даже если их всего 2). 9 месяцев – подходящий период для знакомства ребенка с горшком.

Игры для ребенка

Кроха девяти месяцев от роду с удовольствием занимается с игрушками – мягкими, в виде животных, куклами, машинками, мячиками, погремушками и прочими. Очень важно поддерживать общение в процессе игры. Хорошо, если на кухне у малыша будет свой набор посуды, чтобы подражать маме при приготовлении блюд. Среди развивающих игр можно выделить самые известные:

  1. Прятки – самая популярная и любимая всеми детьми игра. Мама прячется, а кроха ее ищет, или наоборот. Чтобы упростить задачу, мама может издавать разные звуки.
  2. Телефонные переговоры. Игра подразумевает имитацию беседы по телефону. Дети очень любят подражать взрослым, а особенно делать вид, что разговаривают по телефону. Малыш останется доволен.
  3. Стройка. В таком возрасте малыш не сможет самостоятельно построить дом из кубиков, но с удовольствием будет наблюдать за тем, как это делает мама. По завершении строительства кроха с радостью разломает ее постройки.

Воспитание ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте нужно обеспечить условия благоприятного психического состояния, поддерживать интерес к окружающему миру, обогащать новыми впечатлениями. Особое внимание следует уделить таким навыкам:

  • развитию дальнейшего понимания речи;
  • формированию первых осмысленных слов;
  • развитию способности подражать слогам и простейшим манипуляциям с предметами;
  • обучению новым действиям с игрушками;
  • развитию самостоятельной ходьбы.

Видео