Родительское собрание «Поощрение и наказание. Родительское собрание "значимость поощрения и наказания в воспитании детей"

Светлана Аникина
Родительское собрание «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Родительское собрание

«Поощрение и наказание ребенка в семье »

Форма проведения : круглый стол.

Цель : дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений , переосмыслить их.

Задачи :

1. Повышение педагогической культуры родителей , пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье ;

2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива ;

3. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

4. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей ;

5. Подведение итогов совместной деятельности педагогов и родителей .

Предварительная работа : Анкетирование для родителей «Наказание ребенка в семье »

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители , бабушки и дедушки! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения поощрения и наказаний .

И мне бы хотелось начать тематическое собрание примером из жизненной ситуации.

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В итоге он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол . После того как мальчик «отбыл наказание » , отец его спросил :

Будешь еще так делать?

Нет, - ответил малыш.

А ты понял, за что тебя наказали ? – догадался спросить отец.

Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок (обсуждение) .

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка . Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Оценивать только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой» , а «Ты сделал плохо» , не «Ты жестокий» , а «Ты поступил жестоко» . Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы , ни в коем случае не отнимать подаренного.

Результаты проведенного анкетирования родителей .

Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка . Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка . Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения , возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка , на формирование его характера. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением . При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения . В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям .

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери : холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка , не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания .

Пожалуйста, помните следующее :

Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком , если наказали его незаслуженно .

Контролируйте поведение ребенка , старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком , общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

Педагогические ситуации : родителям предлагаются ситуации для обсуждение.

1. Ребенок что-то испортил , стащил, напакостил. Родители узнали об этом спустя два месяца. Как вы поступите?

2. Диалог матери с ребенком :

Если ты не перестанешь грубить, я поставлю тебя в угол!

Не поставишь!

Как ты разговариваешь с матерью!

Нормально.

Ты считаешь, что можно так разговаривать со взрослыми?

Быстро в угол!

Будет ли эффект от такого наказания ?

3. Диалог матери с ребенком :

Сережа, почему ты опоздал?

Мам, мы лепили огромного снеговика.

Значит, для тебя какой-то снеговик важнее матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

Мам, мы могли проиграть мальчишкам из дома напротив!

Ничего не хочу слышать! За то что не пришел, когда обещал, вынеси мусор и помети пол!

Справедливо ли наказание ?

4. В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

5. Во время обеда ребенок постоянно вертится . В результате он проливает тарелку с супом. Как отреагирует мама? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

Виды наказаний и их последствия

1. Физическая агрессия – намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, унижение личности ребенка .

Последствия : рост агрессивности, склонность к насилию.

2. Вербальная агрессия – порицания, упреки, ворчливость, осуждения, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка .

Последствия : нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкой самооценки , зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти

3. Аффективное воздействие – гнев, ярость, крик.

Последствия : потеря ребенком чувствительности , способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам . Теряется авторитет родителя .

4. Лишение родительской любви – избегание контактов с ребенком , стремление родителя уйти , покинуть помещение, в котором находится ребенок , демонстративная изоляция от ребенка .

Последствия : вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности.

Воспитательный эффект данного вида наказания достигается при соблюдении следующих условий :

Наличие стабильной эмоциональной связи ребенка и родителя ;

родитель в открытой и ясной форме сообщает ребенку , что его негативное эмоциональное переживание относится не к личности ребенка , а к его поступку. При этом используется техника сообщения : «Мне очень неприятен твой поступок…» , «Мне обидно…» .

Данным видом наказания нельзя злоупотреблять.

5. Ограничение активности ребенка – поставить в «угол» , запереть в комнате, посадить ребенка на стульчик и не разрешать вставать, лишить прогулки и т. п.

Последствия : вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций

6. Лишение благ и привилегий – лишение материальных благ, сладкого, просмотра передач и т. д. Отрицательные моменты данного вида наказания обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя .

Подводя итог собрания , мне бы хотелось, чтобы Вы назвали педагогически оправданные наказания .

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже :

Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка ;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Лишение ребенка чего-то приятного , без чего можно обойтись : просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан .

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан . Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Рефлексия. Родители высказывают свое впечатление по теме собрания , была ли полезна данная информация.

В заключение нашего собрания хочу предложить Вам памятку «Искусство наказывать и прощать » . Она поможет Вам, ответив на многие Ваши вопросы.

Список использованной литературы :

1. Алексеева Е. Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста /Дошкольная педагогика. – 2006.

2. Бурмистрова Е. Воспитание подростков в многодетной семье / М – 2010 .

3. Дель О. Хвала похвале? / М –2006.

4. Дементьева Л. Ты против? / М – 2008.

5. Дьяченко О. М. Что такое хорошо и что такое плохо / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева // Психологические особенности развития дошкольников / М - 2009.

6. Шишова Т. Не бросайте слов на ветер… или Как воспитать ответственность / М – 2006.

10. Конвенция о правах ребёнка.

Приложение1.

Памятка «Искусство наказывать и поощрять »

Чаще хвалите ребенка , чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.

- Наказывать легче , воспитывать труднее.

Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера , разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка .

Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

Если есть сомнение, наказывать или нет , - не наказывайте !

Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы :

Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;

Суета, беготня – ребенок дает выход энергии

Приложение 2.

Анкета для родителей «Наказание ребенка в семье »

Уважаемые родители ! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да , Нет (подчеркнуть) .

Если «Да» , то ответе, пожалуйста, на следующие вопросы :

1. Наказание происходит потому , что ___

2. Мне приходится наказывать ребенка , когда ___

3. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое ___

4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку ? ___

5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку ?

6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка ? ___

8. За что, в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка ? ___

9. Что раздражает Вас в вашем ребенке ? ___

10. Что раздражает Вас в самом себе? ___

11. Кто из родителей заполнил анкету ? Мама, Папа, Бабушка (Подчеркнуть)

Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком .

Родительское собрание.

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

Цели:

1) дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.

2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: классный руководитель, родители обучающихся, социальный педагог, педагог - психолог.

Подготовка: анкетирование родителей во время родительского собрания, анкетирование детей до родительского собрания.

Оформление: оборудование и инвентарь.

1)На классной доске записана тема родительского собрания и цитата: «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение». (Е.А. Аркин)

2) На партах для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки.

Ход собрания.

I Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это надо делать?

Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу Вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют задание)

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

III Анализ результатов анкетирования.

Социологи сделали вывод о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик.

Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопросы анкеты показали, что... (приводятся данные анкеты по вопросу «Как вы наказываете своего ребенка?»)

Конечно, воспитывать ребенка - нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы.

Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения.

Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления - обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки - могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна.

Воспитывает ребёнка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

Зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо;

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать...;

Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

IV Анализ результатов анкетирования.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка.

Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопрос «Как вы поощряете своего ребенка?»)

усиливая радость ребёнка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, пассивностью. Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

(Знакомство родителей с ответами детей на вопросы, «Какие слова использовали родители для поощрения и наказания?»)

Анкета

Что для тебя значит семья?

Много ли времени ты проводишь с родителями?

Часто ли тебя хвалят родители?

Часто ли тебя поощряют твои родители?

Часто ли тебя наказывают родители?

Как тебя наказывают родители?

V. Заключительный этап собрания.

Уважаемые родители, сейчас я прошу объединиться в группы

По 6 человек для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (Через 5 минут каждая группа знакомит со своими советами).

Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

VI Решением родительского собрания является памятка с советами родителям о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.

Анкета

«Поощрение и наказание»

Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

а) Да

б) Нет

в) очень хорошо

2. Много ли внимания вы воспитанию своего ребёнка?

а) Круглые сутки

б) 5-6 часов в сутки

в) 1-2 часа в сутки

г) Плохо уделяете

3.Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?

а) Всегда

б) Иногда

в) Никогда

4.Как вы поощряете своего ребёнка?

а) Радуетесь вместе с ним его успехам

б)Просто хвалите

в) Покупаете дорогие вещи игрушки

5. Как вы наказываете своего ребёнка?

А)Делаете вид что вы огорчены и не разговариваете с ним

б)Не разрешаете смотреть телевизор играть в компьютер

в) Применяете физическую силу не разрешаете гулять

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Белянская Вера Евгеньевна

МБОУ СОШ №118 г.Самара

Учитель начальных классов

Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают

их. Ш.Монтескье

Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают

упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они

сделают их еще упрямее. И.Кант

Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы

дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление.

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и

наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль

поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции

родителей по теме лекции.

1.формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

2.Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.

3.Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в

Ход собрания:

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

“Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

I.Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания

«Поощрение и наказание детей в семье». Занимаясь воспитанием детей, мы,

конечно, используем всевозможные способы и методы. И главные из них –

этио поощрение и наказание.

Существует несколько моделей поведения родителей:

Родитель «Партнер» - он стремится во всем потакать ребенку. Отсутствует

система в воспитании, стерты границы между дозволенным и недозволенным.

В такой семье часто вырастают избалованные дети.

Родитель «Диктатор» - в такой семье подавляются любые инициативы.

Родители решают все. Ребенок при таком воспитании вырастает

безынициативным, либо превращается в такого же «Диктатора».

Родитель «Старший товарищ» - он уважает интересы ребенка, мнение

ребенка всегда учитывается. А родитель направляет, помогает в

формировании моральных ценностей.

Первая модель семьи способствует как раз тому, что ребенок вырастает,

не понимая, как себя вести в той или иной ситуации, не учится уважать других

людей, относится ко всем окружающим эгоистично.

Вторая модель семьи, когда ребенка неуважают, не слушают, все

запрещают и все за него решают, способствует тому, что ребенок тоже не

учится уважать окружающих, но зато учится их бояться. Когда родители

приказывают, а не объясняют, не дают ребенку права выбора, то он не учится

отвечать за свои поступки, контролировать себя, ведь за ребенка это делают

его родители.

Конечно, третья модель семьи наиболее приемлема. Родители

помогают ребенку научиться самому контролировать себя, узнавать границы

дозволенного.

II. Анализ анкет.

Посмотрим, как обстоят дела в Ваших семьях.Ребята ответили на ряд

вопросов.

1.Доволен ли ты своими отношениями с родителями?

2.Понимают ли тебя родители?

3.Бывают ли твои друзья у тебя дома?

4.Наказывают ли тебя?

5.Если да то, как наказывают?

6.За что наказывают?

7.Как долго вы обижаетесь?

8.Целуют ли вас родители?

9.Ходишь ли ты со своими родителями на прогулку?

10.Какое семейное мероприятие тебе запомнилось?

11.Мне дарят деньги если…

III.Беседа с родителями.

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или

неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители

ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись -они довольны его

поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство,

жесткость -они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях

мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на

ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие

его поступки будут предупреждены.Прежде чем наказать, задайте себе

вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на

вопрос: можно ли его за это наказывать?

Какими должны быть наказания?

Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять

решительность и отвагу, не порождать страхи пессимизм, не унижать.

Наказание достигает цели только тогда,когда оно порождает раскаяние,

а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот,

кто его любит.

Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым.

Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет,

чувствуя себя прощенным.Наказывать необходимо сразу после

совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он

сделал и не поймет, за что Вы его наказываете.

Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же

проступок сегодня наказали, а завтра -нет. Плохо, если за один и тот

же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует

ребенка.

Какое же наказание выбрать?Некоторые родители считают, что ремень –

лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у

ребенка чувство обиды и озлобляет его. Ударив ребенка, можно нанести ему

психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много

лет.Поэтому постарайтесь выбрать для наказания другой метод.

Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить, что Вы

расстроены из- за его непослушания. Ребенку важно дать понять, что за свои

действия надо отвечать. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал,

что вел себя плохо. Возможноребенок совершил проступок неосознанно, не

специально.

Иногда очень действенным методом является игнорирование ребенка.

Детям необходимо внимание родителей. Перестаньте разговаривать с

ребенком, и он сразу же захочет извиниться.

Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день

или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и

т.д., то есть того, что является естественными потребностями.

Попробуйте установить в семьесимволическое наказание. Например,

сидение на месте –стуле или диване. В этом наказании нет унижения и

жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения –серьезное

Психологи считают, что наказание должно иметьтройное значение.

Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще

наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не

повторялись. И последнее значение –снятие вины. То есть само наказание

должно снять вину.

Наказание должно носить временный характер, например, два дня

нельзя играть в компьютере. Не вспоминайте прежние проступки ребенка,

говорите только о том, за что наказываете именно сейчас.

Необходимо избегать оскорблений, приклеивания «ярлыков». Оценивайте

именно данный поступок ребенка, а не его личность.

Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что- то подарили

ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не

нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк.

Иногда мы наказываем ребенка из- за своего плохого настроения. Это

абсолютно недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не

улучшаем, а ребенок страдает.

Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше

подходитна роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на

проступок меньше экзальтации.Лучше, если сына наказывает отец, а дочь -

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Самое опасное

развитие событий, когда впоследствии, ужеподростком, утешения ищут на

стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и

асоциальным протестом.

Утешая ребенка, проявите сочувствие и понимание к его чувствам,

подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте

варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при

посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым

старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем -

злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Больше разговаривайте, объясняйте. Формируйте отношения так, чтобы

ребенок не хотел огорчать вас. Т.е. страх наказания (криков, ограничений)

должен стоять на втором месте.

Наказывайте только по принципиальным вопросам, не разрушайте

самоуважение ребенка.

Для интереса посчитайте, сколько раз за день вы делаете замечаний, а сколько

раз хвалите и проявляете нежность. Соотношение должно быть 20/80. Ребенок

должен чувствовать безусловную любовь.. В общем, тема наказания ребенка

очень тонкая, помните, что использование наказания - мощное оружие, им

нужно уметь пользоваться.

Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и

приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что

закономерно приводит ребенка к неудачам.

Когда нельзя хвалить?

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок

принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать

посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает

воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

Когда, как и за что хвалить детей?

По мнению опытных психологов, следует хвалить:

при наличии физического недостатка;

при признаках душевных недостатков –склонности к воровству, лживости

или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);

при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;

в положении гонимого, «козла отпущения»;

после какой- либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;

после провала на ответственном испытании, на экзамене;

при болезни;

при несчастной любви;

просто так, профилактически –бывают моменты, когда похвала уже только за

то, что человек живет, может спасти ему жизнь.

Главный принцип –похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент

прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним.

Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно,

убедительно и по существу.

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях

может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за

большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это

само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит

безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому,

старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

Итак, ваш малыш сделал что- то хорошее, как вы можете отреагировать

1. Не сказать ничего. По своей природе ребенок не нуждается в похвале. В

нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может

повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не

искалечен постоянными оценками со стороны родителей.

2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом. Иногда важно

3. Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты

нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил,

она даже подставляет тебе шею!». Ребенок не нуждается в оценке, ему важно

знать, что вы видите его старания.

4. Спросите ребёнка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было

самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?».

Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и

поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.

5. Выражайте похвалу через призму своих чувств. Сравните две фразы

корабль!». Первая –абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во

втором случае вы выражаете свое отношение к работеребенка, отмечая

моменты, которые вам особенно понравились.

6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия. Старайтесь обращать

внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал и отмечайте это в

своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки.Здорово, что в комнате

теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!».

7. Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка.

Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка

довольно широк и уж точно не сводится к стандартнымоценочным

суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов

Поощрения и наказания

(Родительское собрание)

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Не спеши карать – спеши миловать.

Русские народные пословицы

Форма проведения – обмен мнениями.

Цель: формирование у родителей культурыпоощрения и наказания

Задачи:

    Образовательные : познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.

    Воспитательные : формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.

    Информационные : выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.

    Специальные : оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

Вопросы к собранию:

    Значение методов поощрения и наказания в воспитании детей в семье.

    Какие методы поощрения и наказания приемлемы в семье?

    Какова их эффективность?

Участники родительского собрания : учитель, родители учащихся, социальный педагог, психолог.

I. Подготовка к родительскому собранию

    Подбор и анализ нормативных правовых и информационно-методических документов, психолого- педагогической литературы.

    Подготовка анкет для родителей.

Проведение анкетирования родителей с целью выявления их представлений о возможном применении различных методов поощрения и наказания ребёнка.

Анализ и обобщение результатов анкетирования родителей.

Подготовка демонстрационной таблицы «Поощрения и наказания» с

результатами анкетирования родителей.

    Подготовка анкет для учащихся.

    Проведение анкетирования учащихся с целью выявления применяемых в семьях методов поощрения и наказания ребёнка.

Анализ и обобщение результатов анкетирования учащихся.

Подготовка демонстрационной таблицы «Как поощряют и наказывают учащихся в семьях» с результатами анкетирования учащихся.

    Подготовка материалов для родителей о стилях типах поведения родителей с ребёнком.

    Продумывание и подготовка приглашений на родительское собрание, времени и даты собрания.

    Подготовка памятки для родителей.

    Подготовка рабочих мест для участников собрания: информационные материалы, бумага для записей, ручки, карандаши.

    Подготовка выставки книг о поощрениях и наказаниях.

    Подготовка ситуаций для анализа.

    Подготовка упражнений для тренинга.

    Подготовка высказываний учителя о поощрениях и наказаниях ребёнка.

    Диагностика уровня тревожности у детей.

    Подготовка проекта решения родительского собрания.

II. Проведение родительского собрания

    Проведение педагогического всеобуча.

Классный руководитель. Проблемы, которые мы рассмотрим сегодня на собрании, являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребёнка.

К родительскому собранию мы провели диагностику уровня личной тревожности. (Приложение 1.)

Результаты теста показали, что у_____% наших с вами детей тревожность высокая, у_____% - умеренная, у_____% - низкая. В общем, это неплохие результаты для класса в целом. Однако не стоит успокаиваться. Многие дети проявили тревожность при переживании неудач, что может быть связано и с боязнью непонимания родителей, с возможным наказанием.

Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространённых и бурных дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок не вырастет избалованным», «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т. д. Бывает, правда и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребёнка.

Столько книг, фильмов, телепередач посвящено этой теме, но зачастую родители пренебрегают мнением специалистов, воспитывая по принципам: «Чужая семья – потёмки», «Мой ребёнок, мне и решать как наказывать». Итак, проблема, которую мы будем обсуждать, довольно распространённая и всё – таки сложная. Начнём с сути понятий.

Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление .

Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание.

Чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением.

Можно выделить следующие виды наказаний :

* словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);

* физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);

*наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);

*наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);

*наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).

Разберём каждый вид наказаний в отдельности.

Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость.

Да, к сожалению, зачастую физическое наказание становится не столько «воспитательной мерой», сколько проявлением мести за себя и жестокости по отношению к своим детям.

В ряде исследований зарубежных психологов отмечалось, что в Соединённых Штатах и Западной Европе жестокое обращение с детьми встречается с частотой, вызывающей беспокойство; от 1 до 2 млн людей в детстве подвергаются насилию и даже угрозе применения оружия со стороны родителей. Большинство опрошенных родителей (73 %) признались, что прибегали к той или иной форме насилия по отношению к детям в возрасте от 3 до 17 лет: били, пугали детей оружием или ножом, наказывая ребёнка. Всё чаще такие случаи становятся темой репортажей и в нашей стране.

Иногда избиение ребёнка является следствием конфликта между мужем и женой, когда озлобленность против одного из супругов переносится на относительно беззащитного ребёнка. Дети в таких семьях, понимая чувства родителей, не озлобляются против них, но несправедливость этого мира также приводит к печальным последствиям в формировании личности. Дети становятся замкнутыми, неуравновешенными, высок их уровень тревожности.

Психологами был проведён эксперимент, в котором отношения между родителями и детьми наблюдали непосредственно в семьях трёх типов:

в семьях, где по отношению хотя бы к одному ребёнку проявляли жестокость;

в семьях, в которых родители относились к ребёнку равнодушно или занимали позицию полного его отвержения (например, очень плохо кормили);

в семьях, где не было ни случаев жестокости, ни равнодушия по отношению к детям (контрольная группа).

Образовательный уровень и доходы в этих семьях были равными. Улыбка, похвала, эмоциональный контакт между членами семьи считались положительными признаками поведения. К отрицательным отнесли критичность, сарказм, неодобрение и гнев. В семьях, где были приняты жестокость и равнодушие, родители проявляли по отношению к детям больше отрицательных признаков поведения, чем родители в контрольной группе. В семьях, где родители занимали позицию отстранённости, дети чаще конфликтовали с родителями, братьями и сёстрами, чем дети в контрольной группе. Дети, с которыми были жестоки, вели себя плохо по отношению к родителям, у них чаще наблюдалась агрессия по отношению к другим детям.

Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:

агрессия родителей приводит к агрессии детей;

дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;

наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;

повышается уровень тревожности ребёнка.

Сделайте вывод, приведут ли такие последствия к целям, ради которых родители используют наказание как метод (например, станет ли ребёнок лучше учиться)?

Организуется дискуссия, обмен опытом.

Рассмотрим следующий наказания – наказание словом . Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. В общем, просто из - за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из – за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый является для ребёнка в детстве огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование таких высказываний при общении с ребёнком? Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и в правду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет. А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка: опять – таки агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.

Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое?

«Ты – высказывания» - такие фразы,где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате ребёнок чувствует, что он плохой, и обижается.

«Я – высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

«Я – высказывание» лучше начать с нейтральной констатации поступка, которое вас не устраивает. Затем следует описание ваших чувств, переживаний по этому поводу. Затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы хотели вы. При этом используйте такие обороты, как «мне бы хотелось», «я была бы рада» и др.

Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты – высказывания» («Ты опять получил двойку! Когда это кончится!», «Ты опять не прибрал в своей комнате», «Как ты посмел уйти в гости без моего согласия») в своей речи поменять на «Я – высказывания» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим – выучи и расскажи мне эту тему», «Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно», «Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз посоветуйся со мной»).

Следующий вид наказаний – наказание изоляцией. Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну). Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка – главная ценность.

Такой метод наказания применяют и сами дети в среде сверстников. Но в школе, участвуя в наказании своего товарища, они не могут так или иначе не сопереживать ему. Одним такое наказание другого приносит радость, других огорчает. Бывает, что школьники, подражая поступкам взрослых, сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель. Наглядным примером такого поведения детей является кинофильм Р. Быкова «Чучело», в финале которого Железная Кнопка кричит: «Тогда я сама всем! Всем! Объявляю бойкот!».

Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь здесь идёт о наказании лишением. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.

Определить необходимое наказание очень сложно. Оно должно соответствовать проступку. Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Если родители используют авторитарные методы наказания, то они оказывают мало влияния на ребёнка.

при выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости;

ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость;

будьте справедливы к детям;

не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший;

прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным).

Чтобы решение проблемы сдвинулось с мёртвой точки, необходимо начать с себя. В психологии есть очень важное правило: если хочешь изменить поведение кого–либо, надо в первую очередь изменить своё поведение. Прежде всего, посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нём соседи, учителя и т. д.). Вы лучше знаете его. На какие качества, которые вам нравятся в нём, вы могли бы опереться? Например, вы знаете, что ваш ребёнок очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребёнка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если ты сегодня пришёл пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».

Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребёнка как поощрение.

В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что–нибудь, возбудить желание сделать что–нибудь».

В таком толковании заложены приёмы поощрения – это совместное действие, сочувствие, подарок – и результат поощрения – желание сделать что–то.

Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.

Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Я так рада, что ты добился успеха – ответственно готовился к контрольной и получил пятёрку!»

Действенная похвала должна быть конкретной . Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого (так же, как и при наказании). Действенная похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребёнка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, не заигрывать с ребёнком – дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать и способности, уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по–разному.

Ещё один момент – похвала тогда будет эффективной, когда звучит не слишком часто.

Часто родители, желая воспитать ребёнка «без комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путём сравнения результатов его действий с результатами других. Например: «Очень хорошо, что ты единственный, кто написал тест на «пять». Значит ты самый умный в классе». Конечно, ребёнок нуждается в одобрении и положительных оценках. Но эффективность похвалы очень зависит от того, кто его хвалит и как это делается. Потребность во внешнем одобрении – своего рода наркотик, привыкнув к которому, человек теряет самого себя; он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку, а не на то, чтобы достигнуть успехов. В результате он не только не слышит и не понимает, что говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует. У детей, которые привыкли к постоянным поощрениям в виде похвалы, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности.

Как быть, если есть необходимость поощрять детей более активно? Это можно сделать, выработав систему поощрений. Чтобы эффект от них не пропал даром, оно должно быть чем – то, чего ребёнок хочет или в чём нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам детей. Родители обычно сами придумывают формы поощрения в зависимости то склонностей и предпочтений сына или дочки.

    Тренинг для родителей

Упражнение «Виды поощрения».

Классный руководитель. Перечислите виды поощрений, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей. (Покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поездка в парк, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и т. д.).

(После обсуждения принимаются некоторые идеи.)

Упражнение «Правильно ли?»

Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.

1) После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая пианистка в школе!»

(Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)

2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены».

(Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)

3) Мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»

(Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты помыл посуду!» или «Я рада, что ты полюбил шахматы!»)

4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»

(Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё сделал, как было надо»).

2. Результаты социологического опроса учеников и их родителей

Родителям предлагается сравнить обобщенные результаты предварительного анкетирования детей и родителей и выявить проблемы.

3.Подведение итогов родительского собрания

Классный руководитель. Надеюсь, что наше собрание помогло вам многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили. В заключение предлагаю вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов. (Приложение 2).

4.Обсуждение проекта решения родительского собрания

(Обсуждается и принимается решение родительского собрания)

Проект решения родительского собрания

2.Подготовить информацию о положительном опыте семейного воспитания.

Родительское собрание «Поощрения и наказания »

Приложение 1 .

Вопросы

Почти

никогда

Иногда

Часто

Почти

всегда

1. Я спокоен

2. Мне хочется докопаться до сути

3. Я разъярён

4. Я падаю духом

6. Я испытываю любопытство

7. Мне хочется стукнуть кулаком

8. Я стараюсь получать хорошие оценки

9. Я раскован

10. Мне интересно

11. Я рассержен

12. Я прилагаю много сил

13. Меня волнуют неудачи

14. Мне кажется, что урок никогда не кончится

15. Мне хочется на кого-нибудь накричать

16. Я стараюсь

17. Я чувствую себя неудачником

18. Я чувствую себя исследователем

19. Мне хочется что-нибудь сломать

20. Я не справляюсь с заданием

21. Я взвинчен

22. Я энергичен

23. Я взбешён

24. Я горжусь собой

25. Я чувствую себя свободно

26. У меня хорошо работает голова

27. Я раздражён

28. Я решаю самые трудные задачи

29. Мне не хватает уверенности

30. Мне скучно

31. Мне хочется что-нибудь сломать

32. Я стараюсь не получить двойку

33. Я уравновешен

34. Мне нравится думать

35. Я чувствую себя обманутым

36. Я хочу показать свои способности

37. Я боюсь

38. Я чувствую уныние

39. Меня многое приводит в ярость

40. Я хочу быть среди лучших

Приложение 1 . Диагностика школьной тревожности

Ключ

Шкала

Пункты

Познавательная активность

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

Мотивация достижения

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Тревожность

1, 5, 9, 13, 17, 25, 29, 33, 37

Гнев

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Оценка результатов

ПА – шкала познавательной активности

МД – мотивация достижения

Т – шкала тревожности

Г – шкала гнева

Формула : ПА + МД + (- Т) + (- Г)

Нормативные показания

Тревожность

Девочки

Мальчики

Высокая

27 – 40

24 – 40

Средняя

20 – 26

17 – 23

Низкая

10 – 19

10 - 18

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Приложение 3 . Анкета для родителей № 1

1 . Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной ?

а) да; б) нет.

2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?

а) как к необходимому и значимому методу семейного воспитания;

б) как к родительской обязанности;

в) не задумывался(- ась) над этим.

3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?

а) как к необходимому в некоторых случаях методу семейного воспитания;

б) как к важному методу;

в) как к нежелательному методу семейного воспитания.

4 . Наказывали ли вас в вашей семье?

а) да, регулярно;

б) иногда, если этого заслуживал (- а);

в) почти никогда.

5 . Как вы поощряете своего ребёнка?

а) материально;

б) морально;

в) сочетаю различные формы поощрения.

6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?

а) покупка одежды;

б) покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка;

в) денежное поощрение;

г) словесные формы поощрения;

д) объятия, поцелуи и т. д.

7 . Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?

а) физическое наказание;

б) исключение общения с ребёнком;

в) лишение ребёнка чего – то.

8 . Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?

а) потерей контакта с ребёнком;

б) проблемами с психикой ребёнка;

в) агрессивностью и озлоблением ребёнка;

г) изменением нравственной сферы личности ребёнка.

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Приложение 2 . Памятка для родителей

1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.

2 . Помните об ответственности при выборе форм наказания.

3 . Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка).

5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.

6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.

7. Требуйте то ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.

8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.

10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.

11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.

13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!

14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

Любите сына или дочку, несмотря ни на что!!!

(памятка родителям)

Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим любимым людям.

Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя то физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребёнка, чем грубое и жёсткое обращение с ребёнком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны даже не проступками ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый в этом случае на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребёнка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

Страх;

возмущение, протест;

обиду, чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации;

разрушение «нравственных тормозов»;

стремление к обману, изворотливость;

потерю способности к здравому рассуждению;

ребёнок перестаёт видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

агрессивное поведение;

снижение самооценки;

ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развити я. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребёнка и его родителей, когда ребёнок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но ещё более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

Принимайтерешение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

Постарайтесьпредупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.

Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

Требуя что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.

Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.

Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.

Подумайте, в чём трудности ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?

Желаю успехов в трудном деле воспитания детей!

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!!!

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Список использованной литературы:

    Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: 1995.

    Виттингтон Р., Крайс Л., Морган Г., Крейцман Н., Бек Б. Мир начинается с меня. – М.: 1993.

    Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М: 1971.

    Как воспитать ребёнка без физического наказания / Журнал «Защити меня – Protect me ! – 99». - М.: 1999.

    Корчак Я. Как любить ребёнка. 1990.

    Кэмпбелл Р . Как на самом деле любить детей.- М: 1990.

    Макаренко А. С. Книга для родителей. Л., 1981.

    Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: 1995.

    Помощь родителям в воспитании детей / Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского . - М.: 1992.

    Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Олиференко Л. Я., Иванова Н. А., Демьяненко И. И . Жестокое обращение с детьми. - М.: 1993.

    Фурутан А . Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. - М.:1992.

12 .......... Всеобщая декларация прав человека.

13 декларация прав ребёнка.

14 Конвенция о правах ребёнка.

15 Конституция Российской Федерации.

16 Семейный кодекс Российской Федерации.

17 Закон Российской Федерации «Об образовании».

18 Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

19. Родительские собрания: внеклассная работа: 1 – 4 классы / Ярёменко Е. О., Лобачёва Е. К.- М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2008.

20. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 1. / Под ред. Степанова Е.Н. – М.: «Т Ц Сфера»,2003.

21. Родительские собрания: 4 класс / Авт.-сост. Яценко И. Ф. – М.: ВАКО, 2008.

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Приложение 3 . Анкета для родителей № 2

    Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего?

(Требование, убеждение, наказание, поощрение.)

    Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку?

(Да, нет, иногда.)

    Какие виды поощрения вы используете в воспитании?

(Похвала, одобрение, подарки.)

    Наказываете ли вы ребёнка физически.

(Да, нет, иногда.)

    Положительно ли влияет на ребёнка избранная мера наказания?

(Да, нет, иногда.)

    Доверяет ли вам ребёнок, делится ли с вами своими секретами?

(Да, нет, иногда.)

    Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка?

(Да, нет, иногда.)

    Существует ли, с вашей точки зрения, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера ребёнка?

(Да, нет, не знаю.)

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Приложение 4 . Анкета для детей № 1

1. Если ты провинился, как наказывают тебя дома?

(Ругают, бьют, не разрешают гулять и т. д.)

2. Если тебе что-то удалось очень хорошо, как на это реагируют родители?

(Хвалят, называют ласковыми словами, делают подарок,

не обращают внимания.)

3. Мама и папа одинаково относятся к твоим удачам и ошибкам?

(Да, нет, иногда.)

4. Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя отругали?

(Да, нет, иногда.)

5. Хочется ли тебе сделать что-то ещё лучше, если тебя за это хвалят?

(Да, нет, иногда.)

    Делишься ли ты своими секретами с родителями?

(Да, нет, иногда.)

Анкета для детей № 2

1. Мама со мной ласкова…

2. Папа со мной ласков…

(Часто, иногда, редко, никогда.)

3. Мама на меня кричит…

(Часто, иногда, редко, никогда.)

4. Папа на меня кричит…

(Часто, иногда, редко, никогда.)

5. Мама может меня шлёпнуть, ударить…

(Часто, иногда, редко, никогда.)

6. Папа может меня шлёпнуть, ударить…

(Часто, иногда, редко, никогда.)

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Приложение 3 . Анкета для родителей № 3

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

Варианты ответов:

а) полностью согласен (согласна);

б) трудно сказать;

в) совершенно не согласен (не согласна).

    Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.

    Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило.

    Ребёнка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.

    Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.

    Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.

    Как бы я ни был (-а) рассержен (-а) и возбужден (-а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребёнка.

    Бить ребёнка, конечно, нельзя. Но высказать без оглядки всё, что о нём думаешь, можно.

    В любой ситуации я могу не унизить человеческое достоинство ребёнка.

    Если я неправ (-а), то я могу искренне попросить прощения у ребёнка.

10. В своей жизни я никогда не ударил (-а) ребёнка.

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания. Макаренко. Папа вазу опрокинул. Кто его накажет? Это к счастью, Это к счастью! Всё семейство скажет. Ну, а если бы к несчастью, Это сделал я. Ты разиня, Ты растяпа - Скажет мне семья.




Несколько советов о поощрениях: Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом. Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.


Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное затаскивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.


Правила наказания детей. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по- прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. Наказание должно быть соразмерно проступку. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.




Родители, помните! Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки. Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность. После наказания проступок должен быть «предан забвению». Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно. 5.




Ситуация Володя нагрубил учительнице, мама посоветовала ему: «Завтра же на уроке встань и извинись!» - Сын заупрямился: «Что я такого сделал? Начну извиняться, ребята надо мной смеяться будут». Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чем не бывало собираться в школу, мать сказала, что идет с ним. «Иду извиняться за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым». - «Не надо, мама! – всполошился Володя. – Я сам извинюсь» - Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придется послушать, как мать извиняться станет». Так она и сделала, и для Володи это было действительно суровое наказание. Этот урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов. А.С. Макаренко писал: «Наказание может воспитывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного и гордого человека». Согласны ли вы с этим высказыванием?


Ситуация Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнял свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. «Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!» Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин. Как бы вы поступили на месте мамы Вити? Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?


ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ИЗ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ) : Физическое наказание детей следует применять в исключительных случаях, только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья или для жизни и здоровья окружающих (Например: младшего брата или сестры). Недопустимо физическое наказание ребенка, приносящее вред его физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий).




Советы 1. Попробуйте какое-то время не говорить с ребенком после совершения проступка. 2. Умейте выбрать место и время для разговора. 3. Не делайте замечания детям в присутствии их товарищей. Оно не окажет в этом случае педагогического воздействия. 4. Выражение недовольства может быть разным, но лучше воспринимается тактичный способ.