Роль полового воспитания в подростковом возрасте. Беседа для родителей "проблемы полового воспитания подростков". Основные задачи, которые едины для семьи и школы

Ваш ребенок так долго оставался для вас самым маленьким и нежным созданием на всей земле. Но время идет неумолимо, и вот перед вами уже подросток, который заявляет свои права и желания, а кроме того, у него появляется множество неудобных вопросов. Менструальный цикл, первые и сексуальные фантазии, изменения тела и отношения с противоположным телом. Темы очень щекотливые, и большинство родителей предпочитает их избегать. Однако половое воспитание подростков - это крайне важный вопрос, а его игнорирование приводит зачастую к катастрофическим последствиям.

Первые изменения

Возраст, в котором они становятся особенно заметными, может быть различным. Для одних это 11 лет, для других - 14. В это время происходит активное развитие организма в целом. Существенно увеличивается масса тела и рост, возрастает работоспособность, активно развиваются все физиологические системы. Но активнее всего работают в это время железы внутренней секреции. Под их воздействием меняется даже поведение. Половое воспитание подростков нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие его темы, чтобы не создать информационный вакуум.

Школа или родители

Это еще один важный вопрос. Сравнительно недавно половое воспитание подростков вообще не имело места. Информацию приходилось собирать самим детям по крупинкам, узнавая ее у старших товарищей. В результате она поступала в искаженном и не всегда полном виде. Сегодня общество наконец дошло до того, что крайне важно просвещать подростка не только в лоне семьи, но и проводить специальное обучение в рамках школьного воспитания.

Введение специальных предметов позволяет повысить уровень информационной осведомленности и дает возможность каждому подростку задать интересующие его вопросы. Таким образом, можно сказать, что половое воспитание подростков - это задача всего общества в целом. Именно поэтому сегодня создается столько информационных роликов, которые транслируются по телевидению. Они призваны в доступной и простой форме донести до вчерашнего ребенка самую важную информацию, которая ему так необходима.

На стыке физиологии и психологии

И мальчик, и девочка в свои неполные 14 лет становятся совсем другими, что часто является причиной тревог для заботливого родителя. Да и как не переживать, если ласковый и контактный ребенок вдруг начинает замыкаться в себе, отгораживаться, у него появляется собственная жизнь, о которой он ничего не хочет рассказывать. На самом деле он и сам не до конца понимает, что с ним происходит. Дело в том, что пубертатному периоду свойственен резкий Именно благодаря этому происходит активное появление вторичных половых признаков, формирование конституционных особенностей тела, ломка голоса и все сопутствующие изменения с наружными и внутренними половыми органами.

Но это еще не все. Мальчик и девочка пока еще не знают, что именно происходит в их организме, поэтому все перемены могут пугать. Активность половых желез легко объясняет неустойчивость вегетативных функций и частые перепады настроения. Как видите, перемены в поведении вполне обоснованы. Повышенная активность половых желез в этот момент тоже играет свою роль. Гормонов выделяется столько, сколько не бывает даже у взрослого. При этом у подростка нет возможности для полноценной реализации этой энергии. Это выливается в грубость и упрямство. Не стоит обижаться, лучше всего научить ребенка адекватно реализовать на все в нужном русле. Помогут интересные занятия, спорт, активный отдых.

Задачи школы

Половое воспитание в школе у нас находится в зачаточном состоянии. Этому способствует тот момент, что большинство информации, которая связана с сексом, в нашем обществе является табуированной. Это пережиток советского прошлого, когда половое воспитание в школе сводилось к страничке в учебнике анатомии, где были нарисованы половые органы мужчины и женщины. Но и к этой информации не поступало никаких комментариев со стороны учителя.

Почему рекомендуется проводить работу именно в коллективе? Потому что есть возможность пригласить квалифицированных специалистов и экспертов, которые дадут информацию, которой каждый родитель в отдельности владеет не в полной форме. Либо если и владеет, то не умеет донести до подрастающего чада. Второй момент: эта информация сразу распространяется на весь класс, то есть у каждого из учеников формируется правильное представление о природе сексуальности. В результате им будет легче вести обсуждение за стенами класса.

Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе

  • В первую очередь нужно назвать заполнение информационного вакуума. Подростков всегда интересовали запретные темы. Однако искаженная или недостоверная информация чаще всего приносит больше вреда, чем пользы.
  • Профилактика проблем, которые несет в себе раннее начало половой жизни. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным. Даже если сам факт раннего вступления во взрослую жизнь сохранится, крайне важно, чтобы соблюдалась безопасность для обоих партнеров.
  • Профилактика сексуального насилия. Половое воспитание девочек должно обязательно включать в себя информирование подростков о проблеме педофилии, чтобы сократить количество надругательств над ними со стороны взрослых мужчин.

Информационный блок

Не забывайте о том, что информация должна поступать своевременно и строго в необходимом объеме. В три года на вопрос "как я появился?" можно рассказать сказку про короля и королеву, которые очень любили друг друга и спали крепко обнявшись в одной постели. И однажды они поняли, что в животе у королевы кто-то появился. Он быстро рос, и скоро придворный врач сказал, что это девочка. Все очень обрадовались. А когда она выросла, то вышла на свет.

Обычно с поступлением в сад ребенок начинает понимать разницу между полами. И снова не стоит отмахиваться от подобных вопросов. Подтвердите, что половые органы устроены по-разному, у мальчиков похожи на краник, а у девочек - на щелочку. Пока этого будет достаточно.

Когда ребенок достигнет пятилетнего возраста, можно добавить немного информации о том, как он попал к маме в животик. Здесь уместно рассказать, что папа дал маме клеточку себя. Она соединилась с маминой клеточкой, и из нее развился ребенок. Если малыш увидел на улице собак или кошек в интимный момент, и у него вновь возникли вопросы, то можно придерживаться той же версии. Так животные передают друг другу свои клеточки, и скоро в животике у женской особи появятся малыши.

Возраст 8-9 лет считается оптимальным для первых разговоров о сексе. Это не говорит о том, что ребенка нужно посадить и выложить ему все, что вы знаете. Но, увидев рекламу прокладок, можно начать разговор с девочкой о том, что у нее скоро начнутся менструации и начнет расти грудь. Теперь она станет еще красивее и превратится в юную девушку. Мальчику муж может тактично рассказать о приближающихся поллюциях и ломке голоса. И снова нужно подчеркнуть, что это нормальное явление, и оно говорит о том, что у него с организмом все в порядке.

Примерно в 8-9 лет уже можно рассказать и о сексе. Объясните, что у половых органов есть серьезные названия - пенис и влагалище. Объятия и поцелуи очень приятны и для мужчины, и для женщины. От этого пенис увеличивается и его можно ввести во влагалище, как ключик. Из него выходят сперматозоиды, которые соединяются с женской яйцеклеткой и образуют новую жизнь. На эту основу в 13-14 лет можно будет наложить разговор о контрацепции и защите от венерических заболеваний. Главное - не сочинять сказок и небылиц, а разговаривать с ребенком серьезно и откровенно.

Что должны усвоить родители

Вопросы полового воспитания подростков кажутся нам такими щекотливыми в первую очередь потому, что с нами родители не вели подобных бесед. И до сих пор, хотя у нас у самих уже взрослые дети, заговорить про «это» кажется слишком неэтичным. Однако вы должны хорошо осознавать следующие моменты:

  • Личность и сексуальность неделимы. Это правило работает и в отношении полового воспитания, которое нельзя рассматривать в отдельности. Ребенка нужно просто правильно воспитывать, общаться с ним и отвечать на его вопросы.
  • Работа по половому воспитанию с подростками должна вестись задолго до того, как они достигли этого самого возраста. Все вопросы, которые задает ребенок, должны быть восприняты серьезно, а ответ на них построен максимально грамотно. Не нужно рассказывать трехлетнему малышу сказки про аиста. Достаточно сейчас сказать, что родители любят друг друга и поэтому в животике у мамы появился малыш. По мере его роста можно будет увеличивать количество информации.
  • На самом деле дать ребенку грамотное представление об интимной жизни не сложнее, чем научить любым другим вещам.

Основные правила для родителей

Все мы родом из советского детства, что накладывает свой отпечаток. Но на самом деле половое воспитание подростков родителями - это следствие правильно выработанных Дома его всегда выслушают, ему поверят и защитят. Если родители сумели на практике доказать, что они достойны этого доверия, то никаких проблем не возникнет и в будущем.

Второй момент - это личность самого родителя. Проблемы полового воспитания часто связаны с тем, что взрослому приходится встречаться со своими комплексами и проблемами, проводить над ними внутреннюю работу. И самое главное - это не передать их своему ребенку. Речь идет лишь об отношении к своему телу и процессу зачатия как таковому. Оно должно быть однозначно позитивным. В теле нет ничего плохого.

Ну и еще один момент: в процессе полового воспитания очень большую роль играет обстановка в семье. Нормальные, доверительные и теплые отношения мамы и папы способствуют естественному восприятию ребенком полоролевых различий между мужчинами и женщинами.

Педагогика полового воспитания

Конечно, далеко не все родители являются педагогами и психологами, поэтому этот аспект воспитания воспринимается с определенными сложностями. Более того, половое просвещение подрастающего поколения - это одна из самых слабых областей современной и, в частности, семейной педагогики. Не все родители, как и учителя, в полной мере понимают, что в него входит.

Гендерные проблемы полового воспитания подростков остро встают в неполных семьях, где родитель воспитывает ребят противоположного пола. Однако и семейная пара порой не может решить, кто будет разговаривать с дочерью или сыном на ту или иную тему. Однако главное здесь понять, что половое воспитание - это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого. Рассматривается этот вопрос с двух сторон:

  • Это составная часть нравственного воспитания. Если у ребенка четко сформированы такие понятия, как девичья честь, нравственная чистота, мужское достоинство, уважение к женщине, дружба и любовь, то считайте, что свою миссию вы выполнили.
  • Второй аспект - это социально-гигиеническая проблема, которая связана со здоровьем и самочувствием. То есть определенный минимум знаний просто необходим.

Именно полноценное раскрытие этих двух аспектов и подразумевает под собой половое воспитание. Темы должны подниматься по мере формирования интереса ребенка. Нельзя отделить половое просвещение от развития нравственных качеств.

Основные задачи, которые едины для семьи и школы

Программа полового воспитания подростков должна быть единой, поскольку она служит одним и тем же целям. Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к ведению беспорядочной половой жизни, растет количество разводов. Причем сказывается на демографической ситуации это далеко не лучшим образом. Появившиеся и укрепившиеся понятия гражданский и гостевой брак вносят свою сумятицу в общую картину мира, которую и впитывают дети. Нет ничего лучше для формирования правильной модели мира и полоролевых отношений, чем модель крепкой и дружной семьи.

Исходя из этого, давайте сформулируем основные задачи, которые преследует половое воспитание подростков, и роль школы в этом вопросе:

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания иметь настоящую, дружную семью.
  • Помощь в осознании своих потребностей и адекватных способов их удовлетворения.
  • Обеспечение ребят грамотной информацией, которая даст возможность понять, что с ними происходит и адаптироваться к изменениям.
  • уважения к другим людям, представителям мужского и женского пола.

Школа - это социальный институт, где мальчики и девочки учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. Поэтому педагоги не менее чем родители должны быть вовлечены в процесс. У них задачи даже глобальней, поскольку коррекция полового воспитания подростков, запущенного в семье, ложится на плечи именно школьного учителя или социального работника.

Основные направления полового воспитания

Мы уже рассмотрели основные задачи, в соответствии с которыми нужно строить работу как педагогам, так и родителям. Половое воспитание девочек в классическом понимании будет направлено на формирование понимания себя, как хранительницы семейного очага, традиций, продолжательницы рода. Мальчики учатся уважению к женщине, нежному и бережному отношению к ней, защите. Таким образом, можно сформулировать несколько направлений полового воспитания:

  • Полоролевое воспитание. Оно помогает формировать психологическую мужественность и женственность. Кроме того, именно в школе ребята учатся устанавливать эффективные коммуникации между собой, как представителями мужского и женского пола.
  • Сексуальное воспитание. Оно направлено в первую очередь на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций.
  • Подготовка к ответственному супружеству. В первую очередь здесь должны быть выработаны установки взаимно ответственного партнерства.
  • Подготовка к ответственному родительству.
  • Красной нитью здесь должна проходить идея здорового образа жизни. Она усваивается через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как алкоголизм и наркомания, от измен и сопутствующих им венерических заболеваний.

Методы полового воспитания подростков

Мы уже хорошо поняли, какие задачи стоят перед нами, чтобы будущее поколение нормально вышло во взрослую жизнь. При этом хочется заметить, что не так много требуется от родителей и педагогов, чтобы осуществить эти задачи. Основным инструментом является общение. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком и заручится его доверием, а затем уже осуществлять процесс воспитания. Однако общение бывает разное. Сегодня мы выделим два основных, которые могут быть использованы:

  • Методы ориентирующего общения - это неспешные беседы и разъяснения в процессе общения. Самым эффективным способом такого общения является вариант вопрос-ответ. Обсуждение различных ситуаций и лекций - это еще одна форма осуществления воспитательных мероприятий.
  • Методы воспитывающего общения - это еще один большой раздел, который говорит о том, что человек в процессе воспитания не просто усваивает некоторые нормы и правила, но еще и испытывает некоторые чувства, которые и формируют психические новообразования. Половое воспитание нельзя сводить только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитания можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения, а также приемы одобрения и неодобрения. Однако действуют они лишь потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому правильный выбор средств воздействия и индивидуальный подход так важны.

Лучшие помощники

Большинство родителей сталкиваются с тем, что у них не хватает правильных слов и объяснений, особенно когда речь заходит про половое воспитание. Книга - это лучшее подспорье. Выбирайте хорошую энциклопедию и подарите ее подростку, когда ему исполнится 10-12 лет. Его интерес к запретным темам будет только расти, и когда он подойдет с вопросом о том, кто такой гей или трансвестит, всегда можно сослаться на книгу. Например: «В энциклопедии этот вопрос освящен лучше, давай посмотрим вместе».

Половое воспитание ребенка - это совместное путешествие в мир взрослых людей. Вы с самых первых дней его жизни учите малыша столь многим вещам, что для вас это является делом привычным. Все сложности, возникающие с половым воспитанием, связаны лишь с нашими собственными страхами и комплексами и стыдом. Не делайте акцент на этом, чтобы не передавать их ребенку. Отвечайте спокойно и точно. А чтобы ребенок не застал вас врасплох, заранее продумывайте возможные ответы на вопрос.

Не ждите, пока ребенок сам начнет задавать вопросы. В соответствии с возрастом, можно и самому начинать сложные разговоры в виде информационных сказок или неспешных бесед в самый подходящий для этого момент. А самое главное - это сформированное доверие между вами и ребенком.

На полках магазинов много литературы, но далеко не вся подходит для грамотного просвещения подростка. Причем есть книги, которые лучше всего читать родителям, чтобы уметь грамотно рассказать ребенку обо всем, что его интересует. Среди них можно отметить:

  • «От пеленок до первых свиданий» Д. Хаффнер.
  • «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» В. Дюмон.
  • «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология». К. Верду.

Если вы хотите дополнительно дать возможность подростку самостоятельно почитать и найти ответы на вопросы, то рекомендуется купить ему книгу «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» издательства Clever. Подарив эту книгу, не забудьте сказать своему ребенку о том, что вы открыты к диалогу, и все, что он прочтет здесь, вы можете обсудить дополнительно.

В подростковом возрасте происходит бурное развитие всего организма: увеличивается рост, масса, повышается работоспособность, усиленно развиваются все физиологические системы -- дыхательная, нервная и особенно железы внутренней секреции. Характерной чертой является неравномерность развития отдельных органов и систем. Наряду с функциональным завершением или приближением к нему одних другие продолжают еще совершенствоваться. В этом возрасте протекает самый затяжной и самый выраженный третий физиологический криз, называемый пубертатным периодом; наблюдается бурный рост и коренная перестройка организма, ведущая к существенным переменам в физическом, умственном и духовном развитии. А это определяет формирование личности подростка. Меняется и его внешний облик: подросток становится долговязым, неуклюжим. У него настолько неравномерно растут различные части тела, что одна рука может быть длиннее другой.

Пубертатный период характеризуется резким эндокринным сдвигом, бурной деятельностью коры надпочечников и половых желез. Деятельность желез внутренней секреции способствует развитию вторичных половых признаков: формированию тела соответственно полу, ломке голоса, непроизвольным выделениям семенной жидкости по ночам у мальчиков, развитию грудных желез и появлению менструаций у девочек.

Усиленная функция половых желез влияет на деятельность ряда систем организма. Этим объясняется неустойчивость у подростков вегетативных функций: резкие колебания артериального давления, неприятные ощущения в различных частях тела, снижение аппетита, потливость, вялость, непереносимость духоты, частые смены настроения и т. д. Все это требует проявления исключительной заботы и чуткого внимания к детям со стороны родителей.

Повышенная деятельность половых желез вызывает дисгармонию в развитии подростка. Половых гормонов вырабатывается в организме больше, чем у взрослых мужчин в женщин, в возможностей для реализации этой бурной энергии нет. И она выливается в упрямство, грубость, раздражение и др.

За счет энергичного развития полового аппарата, усиленного выделения половых гормонов, возбуждающих и тонизирующих организм, пробуждается интерес к противоположному полу, возникает потребность в любви. Не имея знаний, жизненного опыта, подросток не всегда может понять и справиться со всеми переменами, которые с ним происходят.

О появлении признаков полового созревания у мальчиков (поллюции) к 13--15 годам и у девочек (менструации) к 12--13 годам необходимо осведомить подростков своевременно. Эту обязанность должны взять на себя родители и рассказать детям в доступной форме о наступающих в их организме изменениях.

Девочки в этот период быстро растут, иногда, до 5-- 10 си в год. Они внимательно следят за развитием своего тела. Одни с нетерпением ждут этих изменений и всячески стараются подчеркнуть свое физическое развитие с помощью одежды, которая выделяет контуры развивающегося женского тела. Другие же, наоборот, как будто стыдятся своего развития и начинают сутулиться при ходьбе.

Девочки-подростки могут быть неуклюжими, неловкими, угловатыми, из-за чего часто страдают. Поэтому очень важно, чтобы мать вовремя объяснила дочери, что красота человека заключается не только в его внешности, но и в доброте, сердечности, умении делать людям добро. А неуклюжесть, нескладность с возрастом пройдут.

У девочек период полового созревания начинается быстрым развитием молочных желез, наружных половых органов и др. Форма тела становится более округлой, происходит отложение подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах, появляются волосы в области лобка и под мышками. Все это вызывает новые ощущения. Одновременно изменяется и характер, появляются застенчивость, кокетливость, влюбчивость.

Важный признак полового созревания девочек -- появление первой менструации. За время менструации организм претерпевает ряд изменений со стороны сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Изменяется настроение, наблюдается утомляемость, иногда головная боль. Поэтому в период менструации рекомендуется больше бывать на свежем воздухе, отдыхать, не переутомляться. Если девочка здорова, то не стоят совсем исключать спортивные занятия или легкий физический труд, но тяжелая физическая работа ей противопоказана.

С появлением менструаций организм девочки уже начал готовиться к выполнению важной и благородной функция материнства. Девочка превращается в девушку, но половая зрелость еще не наступила. Она наступит позже: в 17-- 19 лет.

Переходный период в жизни девочки очень ответствен, поэтому мать обязательно должна объяснить дочери, что с каждым годом она взрослеет, что в возрасте 10--13 лет или позже появляются менструации, которые бывают ежемесячно. При незнании назначения менструаций у девочек может появиться страх, стыд. Некоторые девочки даже считают, что они заболели какой-то страшной болезнью, избегают людей, становятся замкнутыми.

Часто родители оказываются в затруднительном положении, не находят нужных слов при объяснении своим детям многих интимных вопросов, в том числе и тех, которые касаются появления первой менструации. Так, мать десятилетней Тани призналась нам, что не знает, как рассказать дочери о менструации, о которой девочка услышала па улице. При этом женщина заявила, что и ей самой в свое время никто не рассказывал о менструальном цикле. На вопрос, как же она узнала обо всех изменениях, происходящих в организме, последовал ответ: «В семье были старшие сестры, и я подглядывала».

Беседу с девочкой-подростком должна проводить мать или учительница.

В комнате полутемно. Дома только мать и дочь.

Посидим, Наташа, поговорим. Хочешь? -- спрашивает мать.

Девочка охотно соглашается и быстро взбирается с нотами на диван, рядом с матерью. Та обнимает ее за плечи. Мать уже раньше заметила, что Наташе нравятся старшеклассницы. И сейчас речь тоже зашла о них.

Тебе они так нравятся, что ты, наверное, сама хотела бы на них быть похожей, да? -- улыбнулась Анна Васильевна.

Наташа кивает.

Конечно, они умные, взрослые.

А ведь и ты скоро станешь такой. И о тебе будут говорить: «Наташа умная, хорошая девушка!» Понимаешь: не девочка, а девушка.

Мама, а какая разница между девочкой и девушкой?

Ты сама сказала -- взрослые она. Взрослеют девочки постепенно. И мальчики взрослеют, только иначе, чем девочки. У девочки в десять-одиннадцать лет начинают набухать грудные железы. Помнишь, ты пожаловалась мне как-то, что у тебя грудь болит и опухла. Это как раз то, о чем я говорю. Фигура у тебя скоро начнет меняться -- будешь немного нескладной сначала, потом станешь такой же, как твои старшие подруги. И внутренне ты меняешься. Чувствуешь, наверное? На мальчишек иногда с большим интересом взглянешь, перед зеркалом чаще стала останавливаться, настроение не очень устойчивое, правда?

Наташа задумчиво кивает головой.

Мать продолжает:

Но самые важные перемены начнутся в тебе, когда появятся менструации, или регулы, месячные очищения. Ты ничего не слышала о них? Когда девочка становится девушкой, у нее (примерно через каждые 28 дней) появляются кровянистые выделений из половых путей. Продолжается это 3--5 дней. Наверное, и у тебя скоро начнутся менструации. Не пугайся. Так бывает у каждой девочки, когда она взрослеет. И не огорчайся: стать девушкой -- это чудесно, правда, и очень ответственно. Ведь девушка -- это будущая жена и мать. Придет, Наташа, пора, когда юноши начнут обращать на тебя внимание, и тогда только от тебя будет зависеть, насколько скромными в обращении окажутся они. Настоящая девушка никогда никому не позволит вольности с собой. Она строга и требовательна к себе и другим и очень доброжелательна.

Мама, а это больно, когда кровь идет?

Нет, обычно не больно, но иногда, возможно, появится недомогание или тянущие боли внизу живота. Да мы с тобой посоветуемся потом, как быть, если будут боли. Я приготовила мешочек, в нем -- несколько плавок и мягкие, чистые, хорошо проглаженные прокладки. Ты должна очень следить за собой в эти дни, чтобы не повредить своему здоровью и чтобы никто ничего не заметил. Не потому, что здесь есть что-то зазорное, а просто это очень интимное. Понимаешь, есть вещи, о которых должен знать только сам человек и его близкие друзья.

Девочку обязательно необходимо научить вести дневник, где она должна отмечать время появления менструаций, их продолжительность, обилие, болезненные ощущения и др.

Девочки-подростки должны быть знакомы со строением и деятельностью половых органов и обязательно -- с правилами личной гигиены, особенно в менструальный период. Во время месячных необходимо носить гигиенические повязки, которые готовят сами или покупают в аптеке. Следует подсказать девочке, что использованные прокладки или тщательно стираются и проглаживаются утюгом, или, если выбрасываются, то обязательно заворачиваются в бумагу. Некрасивое, неэстетичное зрелище бывает, когда в школьных женских туалетах валяются окровавленные куски марли и ваты. Девочка должна быть аккуратной, чистоплотной, соблюдать чистоту белья. Она должна твердо усвоить, что чистоплотность и аккуратность -- гарантии привлекательности.

У мальчиков в начале периода полового созревания увеличиваются размеры наружных половых органов, появляются волосы в области лобка. Несколько позже (в 14-16 лет) меняется тембр голоса, увеличивается мышечная сила. Организм мальчика-подростка формируется в организм мужчины. В период полового созревания у мальчиков» может наблюдаться болезненность и небольшой отек грудных сосков. Это физиологическое явление проходит с возрастом и не должно вызывать тревоги у родителей.

У мальчиков в период полового созревания происходит выбрасывание семенной жидкости, содержащей сперматозоиды (поллюции). Поллюции -- это один из естественных физиологических этапов приближения к половой зрелости. Поллюции появляются у мальчиков в возрасте 14--16 лет. После них надо обязательно обмывать половые органы, но допуская растирания или расчесывания.

Мальчиков необходимо предупредить о возможности появления поллюций.

«Саша! Я заметил, что за последнее время ты стал раздражительным, несдержанным, порой даже грубым. Мне кажется, что ты не борешься с этими недостатками в своем характере потому, что не понимаешь, что с тобой происходит. Пришла пора кое о чем тебе рассказать. Ты уже заметил, что у тебя на простыне и белье после сна бывает желтоватое пятно? Это понятно -- следствие поллюций: выделение семенной жидкости во сне. Явление это нормальное и бывает у... ребят в твоем возрасте 1--2 раза в неделю. В этот период у юношей появляется сильное половое влечение, а как следствие этого -- может быть занятие онанизмом или даже встречаться ранняя половая жизнь. О вреде онанизма в ранней 1 половой жизни прочти в брошюре, которую я тебе принес» .

Подобный разговор отца с сыном не заставит его с появлением поллюций обратиться к товарищам или посторонним лицам, которые часто дают неверные, извращенные объяснения и советы.

В период полового созревания усиленно работают все кожные железы, выделяющийся пот разлагается, что сопровождается неприятным запахом. Усиленное выделение пота, особенно в области половых органов и в подмышечной, может вызвать раздражение и даже половое возбуждение. Поэтому половые органы рекомендуется обмывать не менее одного раза в день. С самого раннего возраста мальчика необходимо научить систематически проводить туалет полового члена. Тогда и в будущем у него выработается привычка выполнять гигиенические процедуры.

Важная и существенная особенность подросткового периода -- развитие полового чувства, становление половых ощущений. Соответственно с этим, как мы уже говорили, возникает интерес к противоположному полу.

Половое влечение связано не только с биологическими факторами, но и с окружающей человека социальной средой. Поэтому подросток должен уметь владеть половым инстинктом, и постоянно держать его под контролем в соответствии с обязанностями по отношению к человеку, семье, обществу. Нравственное регулирование половых инстинктов обеспечивается правильной организацией труда и отдыха девочек и мальчиков, вовлечением их в спортивные секции, интересные туристические походы, трудовые лагеря и др.

В подростковом возрасте происходит напряженный поиск друга, но половое влечение, половые интересы носят индифферентный характер и не имеют определенной направленности на конкретное лицо. Вот почему подростка не умеют выбирать себе подругу или друга. Часто подросток вначале создает любимый образ, а потом случайно находит его в другом человеке и ошибается.

Родители должны знать, что пробуждение полового влечения у девочек выражено значительно слабее, чем у мальчиков, и не носит вначале столь чувственного характера. Чаще всего оно проявляется у девочек в виде влюбленности, стремления к ласке, вниманию; на этом этапе девочка видит в мальчике скорее друга, чем будущего спутника жизни. Потребность в ласке, нежности и внимании у большинства девушек сохраняется всю жизнь. Девочка мечтает о встречах, совместных прогулках, танцах, о рыцарском внимании к ней и т. д. Половая зрелость у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, что порождает некоторую натянутость в их взаимоотношениях. Девочки перестают быть товарищами в общих играх с мальчиками, свысока поглядывают на них. Те же в свою очередь отвечают им резкостью, грубостью.

Позднее подростки, желая привлечь к себе внимание девочек, понравиться им, ищут с ними встреч, стараются подчеркнуть свою силу и ловкость, быть вежливыми, проявляют ласку и нежность.

В подростковом возрасте уже может зарождаться любовь. Красота отношений, которая складывается между детьми переходного возраста, во многом зависит от родителей, их такта, понимания хорошего, светлого чувства сына или дочери.

С подростком обязательно нужно говорить о дружбе, любви, девичьей чести, обо всем сокровенном. Именно в этом возрасте следует воспитывать в мальчике бережное отношение к девочке. Если вовремя не будет разбужено чувство мужского благородства и уважения к женщине, из мальчика вырастет эгоистичный и пошлый человек.

В тяге к противоположному полу в подростковый период предпочтение отдается красоте, со стороны, как девочек, так и мальчиков.

Задача семьи -- воспитать у детей эстетические вкусы по отношению к внешности, одежде, обуви, показать подросткам подлинную красоту с моральной и физической точек зрения, предупредить раннее проявление сексуальности.

Данная статья может являться темой педагогического лектория на родительском собрании "О половом воспитании подростка"Цель-ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы полового воспитания подростков

Задачи: Ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном; заострить внимание на поведение родителей в период первой детской влюбленности.

Половое воспитание – это процесс систематического, сознательного, планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения людей.

В подростковом возрасте появляется все больше проблем, которые волнуют одинаково и детей, и их родителей. Среди них и юношеская дружба мальчиков и девочек, которая раскрывает перед подростками ранее известную им яркую гамму чувств.

В период полового созревания чувства и отношения подростков меняется. Новое значение им придает сексуальная окраска.

Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» - так считал А.С.Макаренко.

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки в момент полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10-15 годами.

Акселерация (ускорение) в первую очередь отражаются на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием – возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающими усиками, ни девочка вполне развивающими женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми. А привлекать ребенка к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и проводит свой досуг, если дети постоянно видит согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития – фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое половое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений особенно высока. Вопросы на эту тему задают как, правило, маленькие дети, а подростки вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс – это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». У него сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что это все ерунда». Так происходит искусственное занижение значение секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательств, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими унижениями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15 возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола Мужчины-мужа и отца.

В связи с изменениями в психофизическом состоянии девочка 13-15 летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегче. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви. Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание. Освещает их только с отрицательной стороны. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становится) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т.д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Многие взрослые надеются на «авось»: вырастет – сам узнает. Это порочный метод полового воспитания. Для успешного решения задач полового воспитания учителям, родителям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Сегодня родителям и педагогам может быть трудно, преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания. Как любое воспитание, половое воспитание должно осуществляться с раннего детства.


Половое воспитание подростков - очень важный аспект, а порой и очень сложный для родителей. Которые порой думают, что это развратит их детей. Или считают, что ещё слишком рано. К тому же в нашем обществе принято умалчивать о сексуальных отношениях, так как возникает слишком много смущения и стыда. Порой непереносимого.

Важность полового воспитания

Половое воспитание детей и подростков включает в себя не только темы секса. Оно способствует гармоничному развитию ребёнка в личной и социальной сфере.

Рассмотрим подробнее, какие сферы затрагивает правильное половое воспитание:

  • Помогает присвоить идентичность. Дети уже с трёх лет обнаруживают свою половую принадлежность и могут отличать мальчиков и девочек по половому признаку. В старшем возрасте они задумываются о том, как это быть мужчиной или женщиной. В чём различия? Какие особенности? Как строятся отношения с противоположным полом? Какие сложности возникают? Понимают, что именно их привлекает в другом или, наоборот, отталкивает.
  • Формирует сексуальные предпочтения и ориентацию. Помогает осознать свою сексуальность. Благодаря чему происходит обогащение личности и повышается способность к любви. А также благодаря осознанности своей привлекательности уменьшается риск сексопатологических нарушений.
  • Подготавливает к ответственности в партнерских и брачных отношениях. Помогает понять свою роль и обязанности в семье.
  • Готовит к родительству путём формирования ролевого поведения. Быть отцом или матерью, как это? Что делает отец, а в чём проявляется роль матери?
  • И конечно же, формирует привычку здорового образа жизни. Влияние алкоголя, курения или наркотиков на здоровье и рождение детей. Правильная и ежедневная гигиена. Защищённый секс от незапланированной беременности и венерических заболеваний.

Особенности полового воспитания детей заключаются в том, что начинается оно сразу после рождения и совершенствуется с каждым периодом. Поэтому начинать разговоры о половом воспитании в подростковом периоде уже немного поздно. Процессы начались много лет назад.

Особенности полового воспитания в разных возрастах

Ранний возраст

Психосексуальное развитие происходит сразу после появления на свет. Малыш реагирует на прикосновения, поглаживания и укачивания. В возрасте 6 месяцев его начинают интересовать части своего тела. Он только обнаруживает свою отдельность от матери и исследует себя. Поэтому трогает все, к чему достаёт. Не нужно пугаться, если половые органы исследует намного чаще. Это нормально, не стоит ругать и убирать руки.

В два года знает как все части тела называются. А в три уже отличает мальчиков от девочек не только по розовому цвету и бантикам. Может начать интересоваться, как попал маме в животик. Расскажите доступно и без подробностей, как появляются дети (от любви папы и мамы…). И ни в коем случае не выдумывайте про аистов и капусту. Иначе малыш подрастёт и потеряет доверие к вашим словам.

В 4 года происходит идентификация себя с мальчиком или девочкой. Может начать повторно трогать себя за гениталии, осознавая, что это приятно. Не стоит опять-таки его ругать, это пройдёт скоро. А вот при резкой негативной ситуации могут со временем развиться сложности сексуального характера. Ведь отложится в сознании, что это стыдно, грязно и некрасиво. Чувствуете неловкость - выйдите на минуту из комнаты.

Дошкольный и младший школьный возраст

В пять лет проявляется стеснение. С этого момента душ принимать ребёнок должен только с родителем своего пола. Если нет такой возможности - научите правильной гигиене половых органов, будет мыться сам. Или заходит в ванну трусиках, и снимает после того, как ему помогут помыть спину и голову.

В школьном возрасте активно могут с одногодками обсуждать темы секса. Это важный период, когда вы можете сформировать доверительные отношения. Объясните малышу, что в случае каких-либо вопросов на тему секса он может обращаться к вам. С девочками до 7–8 лет важно поговорить о менструации, иначе она испугается, когда это с ней впервые не случится.

Подростковый возраст

В этот период у детей происходит перестройка гормонального фона. И активно начинает проявляться половое созревание. У мальчиков сексуальное влечение выражено более ярко, они стремятся именно к совершению полового контакта. Им важно нравиться, влюбляться и получать романтические признания от парней.

О чём нужно рассказывать

В первую очередь вы должны рассказать ребёнку о том, как защитить и сохранить своё здоровье. А также здоровье будущего партнёра. Выберите подходящее время и обязательно поговорите на такие темы, как:

  • Физиологическое строение их половых органов. Может возникать много смущения и напряжения, но все же старайтесь называть все органы соответствующими терминами. Не нужно придумывать ласкательные имена, ребёнок должен знать достоверную информацию о строении своего тела. Расскажите о функциях каждого органа, для чего он создан природой.
  • Половое созревание. Предоставьте информацию о процессах, которые происходят в их организме. Им будет намного легче сталкиваться с изменениями, когда они будут знать, что это нормально. Что это происходит со всеми, только у кого-то начинается раньше, у кого-то позже.
    Девочкам подробную информацию о менструациях, о том, что может изменяться грудь. Начнут расти волосы в интимных зонах. Мальчикам важно знать о возникновении ночных поллюций. О том, что порой будут испытывать возбуждение и эрекцию. Начнёт «ломаться» голос и также появится растительность как в интимной зоне, так и на лице.
  • Гигиена. Вроде и так понятно, дети давно приучены к гигиене. Но сейчас можно подробнее рассказать о заболеваниях, которые возникают при несоблюдении чистоты. Важно менять ежедневно белье и регулярно правильно подмываться. Порой даже злоупотребление мытьём может привести к воспалительному процессу у девочек. Редкое подмывание грозит мальчишкам инфицированием смазки, которая скапливается под крайней плотью. И со временем это может вызвать её сужение, которое называется фимоз.
  • Венерические заболевания. Какие признаки при возникновении инфицирования, последствия. Расскажите о том, какие врачи занимаются диагностикой. Какое может назначаться лечение. Им важно знать о последствиях необдуманного поступка. Что это может привести к колоссальным изменениям их организма. Что лечение может занимать очень длительный период. А такие заболевания, как ВИЧ и СПИД остаются на всю жизнь. И требуют постоянного поддержания иммунной системы с помощью медикаментов.
  • Методы контрацепции. Расскажите существующие способы контрацепции и защиты не только от заболеваний, но и от нежелательной беременности. Покажите, как правильно пользоваться презервативом. В какую сторону выворачивать и как правильно одевать. Что нельзя открывать зубами во избежание его повреждения. А также нежелательно носить в кармане, иначе может протереться. Все эти нюансы очень важны, иначе защитные функции теряются.
  • Вредные привычки. Подростки должны иметь представление о пагубном воздействии курения, алкоголя и наркотиков на их организм. Что это вызывает привыкание. Очень влияет на здоровье будущих детей. Может менять их сознание и разрушать здоровье.

Как общаться об интимном

  • Важно, чтобы разговор с подростком проводил родитель одного с ним пола. Иначе это может вызывать у ребёнка очень много смущения. Из-за которого он может отказываться от диалога. В случае когда нет такой возможности, пробуйте поэтапно что-либо рассказывать. Когда он привыкнет и возникнет доверие, сможете перейти к более открытому разговору.
  • По поводу темы о гормональной перестройке, предоставьте не только информацию, а научите, как правильно обходится с изменениями. Поддержите дочку, выберите необходимые средства гигиены во время месячных и научите ими пользоваться. Мальчишек, во избежание чувства стыда перед родителями, научите менять и стирать постель самостоятельно. Покажите, как безопасно бриться. Какой бюстгальтер выбирать, какое бельё необходимо для комфорта и здоровья.
  • Если обнаружили материал порнографического содержания – не нужно устраивать скандал. Это только отдалит подростка от вас. Их интерес носит экспериментальный характер. Подростки обычно обсуждают какие-либо моменты, связанные с сексом. Обмениваются знаниями. Поэтому не удивительно, что ваш ребёнок решил удовлетворить своё любопытство. Будьте спокойны, если сын или дочка видели порнографические моменты, это не означает, что они не понимают разницу между близкими отношениями и просто сексом.
    К тому же запретный плод сладок. Он всегда найдёт возможность раздобыть необходимый материал, в другой раз получше спрятав. Не запугивайте и также не рассказывайте об отвращении к такому процессу. Иначе он обесценит всю информацию, которую до этого получил от вас в целях защиты. Проявите терпение и уважение к личным границам подростка. И посвятите время на создание системы ценностей, в которой сексуальность не подавляет остальные интересы.
  • Посмотрите вместе фильмы о любви, обсудите их. При этом дайте возможность подростку высказать своё мнение. И ни в коем случае не критикуйте его. Он только учится, у него нет опыта, по сравнению с вами. Лучше поделитесь своей историей отношений, ошибками и их последствиями. Как вы справлялись с ними, проживали сложные моменты.
  • Научите заявлять о своих границах, о том, что им не нравится или не хочется. Пусть поймёт, что отказать и сказать «мне это неприемлемо» - нормально и правильно. Никто не имеет права заставлять их игнорировать себя ради того, чтобы угодить. Из-за страха отвержения они могут наделать много глупостей. Учите уважать себя и принимать такими, какие они есть.
  • Приучайте к тому, что влюблённость не должна заменять все в их жизни. Обучение в школе, обязанности дома и посещения кружков не должны игнорироваться. А в отношениях важно уметь уважать другого, заботиться о нём. Проявлять нежность, поддерживать и слушать.
  • Не реагируйте злостью или обидой, если при разговоре ребёнок смеётся и шутит. Он не обесценивает ваши попытки, а пытается справиться со своей неловкостью. Таким образом, происходит разрядка.

Половое воспитание детей и подростков требует порой колоссальных усилий. Но они оправданы. Благодаря своевременной информации ваш ребёнок научится строить гармоничные отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители говорили о сексе, меньше были подвержены венерическим заболеваниям и нежелательной беременности. Если вам удался разговор, со временем вы будете к нему возвращаться. Потому что ваш ребёнок будет чувствовать поддержку и обращаться за опытом с новыми вопросами.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Человек учится любить всю жизнь, и к этому нужно относиться серьезно.

Ученым давно известны стадии, в которых проявления внутренне присущейлюбому человеку способности любить выражается особенно сильно.

1. Около 3-х лет, когда начинает очень нравиться мальчик или девочка одного с нимили более старшего возраста,

2. Младший школьный возраст (7-8) лет, когда полудетская влюбленностьпроявляется во взаимной нежности и жалости, аиногда негативными действиями.

3. Это подростковый возраст(12 – 13 лет), когда чувство к другому человеку противоположного пола находит свое выражение в тяге к общению, жадном интересе к объекту любви (иногда привлекает какой-либо один компанент внешности – например, волосы или ноги).

4. Юношеский возраст (15-17 лет), когда привязанность юношей и девушек друг к другу носит уже почти совсем «взрослый» характер, ибо основывается на тяге к глубокой личностной интимности, стремлении познать личность «объекта» любви.

В «переходном» подростковом возрасте часто происходит как бы «генеральная репетиция» всей любовной жизни. Человек учится узнавать любовь, чувствовать и различать это особое состояние души. И даже если этодействительно только «репетиция», то и она имеет огромную ценность для становления личности. Здесь оттачивается умение справляться с собой, получать удовольствиеот общества любимого человека, переживать любовные неудачи, поражения, выражать свои чувства и многое другое.

Наконец, в это время происходит становление девочки как женщины и мальчика как мужчины. Формируется ощущение своей женской и мужской ценности, силы и привлекательности.

Многое из того, что казалось важным подростку, - будь то прыщик на носу, полноватые ноги или оттопыривающиеся уши, количество «влюбившихся» в тебя мальчиков или«завоеванных» девочек потеряет впоследствии почти всякую значимость. Но чувство своей любовной состоятельности или ничтожества может остаться на всю жизнь.

В половом воспитании подростков крайне важна мудрая, вдумчивая тактика взрослых, родителей, которых не давили бы в своих детях чувства, которые нужно сохранить.Ведь те родители, которые в свое время «загоняли» свои чувства, делая из них рабов, и в своих детяхдавят, вытравливают эти естественные человеческие влечения. (Кстати говоря, психологи давно сделали вывод, что невротик – это тот,кто в области чувстввсе себе запретил, все естественные проявления; апсихопат – «раб» своих

«рабов», своих чувств, тот, кто дал им распоясаться вволю).

Среди родителей нет единой точки зрения относительно полового воспитания детей. Одни считают, что вести какие либо разговоры на темы полового воспитания не следует, ибо это обострит интереск инстинктам, бессознательным процессам. Другие полагают, что эти чисто биологическиеразъяснения- дело врачей и учителей, но не родителей. Думаю, то и те и другие не правы. Дело тут не в биологических разъяснениях, ав половом воспитании. Так не лучше ливовсе не говорить на эту тему? Надо полагать, что отрицательное отношение к этой проблеме объясняется сложностью и необычайностью ее содержания. Действительно, не все воспитатели и родители готовы к проведению бесед на эти темы. Ведь неудачный разговор на такие темы не только бесполезен, но и вреден. С другой стороны, если умалчивать об этой сфере человеческих отношений в процессе развития личности или пустить на самотек, то молодежь окажется вне контролястарших.

Половое воспитание,в первую очередь, должно базироваться на формировании уважительных отношений между юношей и девушкой, между мужчиной и женщиной. Половое воспитанное – это, прежде всего, деликатное отношение к их полу, природным данным.

Период, лежащий между детством и зрелостью, называется пубертатным, или подростковым. Это период бурного физического и психического развития. Укрепляется костная и мышечная система, возникает сознание собственной силы, шире становятся интересы, богаче внутренний мир, ярче и противоречивее эмоции; появляется раздражительность, вспыльчивость, резкость.

Подросток начинает созревать и в половом отношении, аэто несет с собой новые ощущения, переживания, новое восприятие самого себя. Он больше наблюдает себя, его больше беспокоит все связанное с собой, чем происходящее в окружающем мире. Самоанализ, самооценка, выступают у подростка на первый план. Желание понять себя, сравнить, оценить становится потребностью.

Очень хорошо, если всем предшествующим воспитанием подросток был подготовлен к тому, чтобы не таить своих проблем и раздумий от родителей. Душевный доверительный контакт в эту пору крайне необходим как между родителями и детьми, так и между учителями и воспитанниками. И все же удобнее, чтобы о некоторых физиологических проявлениях (имеется в виду проявления, связанные с половым созреванием) с дочерью говорила мать, асыном – отец.

В беседах с подростками важно затронуть вопросы морально – этического плана – уважения к женщине, матери, о девичьей чести, о чести и достоинстве юноши, о взаимном уважении, стыдливости и целомудрии (хотя в наше время о последнем как-то стали забывать), о дружбе и любви, об анатомо - физиологических проявлениях у мальчиков и девочек, о гигиене девушки и юноши. При этом не рекомендуется ограничиваться фактами биологического характера и советами из области гигиены. Нужно внушать детям уверенность в естественности новых ощущений, убеждать, что в них нет ничего страшного, атем более неприличного. «Просто ты, дочь становишься взрослее» - это обязательно нужно сказать подростку, но так естественно, чтобы помочь ему спокойнее относиться к сложным переживаниям в эмоциональной сфере, связанным с его физическим состоянием.

Родители знают, что все мальчики с радостью воспринимают увеличение роста, накопление мышечных усилий, стремятся продемонстрировать их окружающим. Но вот проявление поллюций некоторые их них тщательно скрывают, от родителей. Отчасти со страхом, отчасти с интересом встречают подросткинаступление в своем теле изменения, вызванные половым развитием.

Обязанность отца объяснить сыну, что возникшие поллюции – акт физиологический, состоящий в самопроизвольномвыделении семенной жидкости. Этот процесс безвреден, присущ всем ребятам в эту пору и что к нему надо относиться спокойно, так как это одно из проявлений полового созревания; если бы поллюций не было, то это свидетельствовало бы о каких-то отклонениях в развитииорганизма. Но когда семяноизвержениевозникает у мальчика слишком часто (каждый день), следует посоветоваться с врачом.

Ау девочек в период полового созревания заметно меняется внешность: округляется фигура, несколько замедляется рост, увеличиваются молочные железы – все это вызывает новые ощущения, авместе с ними – стыдливость. Девочки смущаются, стесняются себя. Старшие в доме – мать, сестра должны тактично объяснить, что женственные очертания фигуры не только естественны, но и очень красивы, что они говорят о приближении новой, прекрасной поры в жизни. Мать должна подготовить дочь и к наступлению менструации. Менструацию некоторые девочки воспринимают как нечто непонятное, неожиданное, и даже страшное. У них появляется снижение работоспособности, повышается утомляемость, появляются невротические реакции: раздражительность, плаксивость. В этот период девочки особенно нуждаются в заботе и бережном обращении.

В пору отрочества и юности девушек постоянно волнует проблема личной красоты. Красива ли она лицом, внешностью, фигурой, ауж если впрямь у девочки имеется недостаток, даже несущественный, он приносит ей большую душевную травму. Вот почему всякие шутки по поводу внешнего облика причиняют ей боль и страдание, и здесь надо быть поделикатнее. Вместе с тем девочки с благодарностью готовы принять и похвалу в свой адрес и советы, (именно советы, ане нотации) о том, как в соответствии со своими особенностями и возрастом одеваться, причесываться, чтобы быть изящной и привлекательной, если эти советы высказаны в доброжелательной форме.

Хорошо, если родители не забывают также подчеркивать, что человека ценят не за внешние, аза нравственные качества. Прививая девочке или мальчику такие качества, как честность, доброту, отзывчивость, искренность, уважение к другому человеку, мы уже подготавливаем ту основу, на которой будут строиться человеческие отношения на будущей работеи супружеские в семье.

Личный пример родителей, их правильное отношение друг к другу, любовь к детям, уважение к матери со стороны всех членов семьи, - вот тот неоценимый пример для будущего семьянина. Особенно важно научить ребенка проявлять нежную заботу о людях, родных и окружающих. Это первая ступенька к тому, чтобы уважать женщину, видеть в ней друга и будущую мать.

К сожалению, некоторым взрослым свойственно устойчивое заблуждение, что любые интимно- личностные взаимоотношенияюношей и девушек неизбежно чреваты сексуальным контактом.

Но если избегать разговоров,интересующую информациюна тему«почему и как я появился на свет» подростки(аиногда и дети более раннего возраста) почерпнут из других, менее приличных источников. Если же вам предстоит давать «официальную» версию любви, зачатия, рождения ребенка впервые, неплохо придерживаться следующих принципов.

1. Не следует прививать ребятам взгляд на интимные отношения как на нечто ужасное, аморальное, нечистое. Хочу напомнить здесь об опасности серьезнейшей педагогической ошибки многих родителей (аиногда и учителей), которые формируют у подростков, юношей и девушек негативизм к противоположному полу. Особую, но совершенно ненужную активность здесь проявляют матери, старательно запугивающие своих дочерей« этими грубыми мужчинами, которым одно только и надо», асыновей « плохими женщинами, которые только и хотят заполучить тебя под каблук, или воспользоваться твоей неопытностью и заразить тебяболезнью. Нужно воспитывать спокойное, естественное отношение к проблемам взаимоотношений полов. Не упрощенное,вульгардное, апростое, здоровое, которое поможет в будущем создавать нормальную семью.

Очень важно вести разговоры о любви, во время которых пойдет речь о благородстве и культуре чувств, уважении друг к другу. Очень важно избегать всякой фиксации ребят на сексуальной стороне взаимоотношений, давать информацию на эту тему взвешенную, продуманную, и делать это спокойно, без излишней эмоциональности, или, наоборот, презрительного высокомерия, не делая из этого страшную тайну.

Вполне естественно, что после 13 лет подростку приходят мысли об интимной близости, об осуществлении своих чувственных, эротических мечтаний. Но это вовсе не означает, что следует тут же их реализовывать, и именно отказ от таких попыток говорит о силе воли и возмужании человека.

2. Необходимо объяснять, что решить вопрос о возможности интимной близостиможет только сам спрашивающий, ни мама, ни папа, ни друг или подруга, ни учитель, ни, тем более, посторонние люди не вправе диктовать тут условия или давать советы. (Надо при этом помнить, что подростки нередко хотят сделатьвсе наперекор таким советам, особенно если эти советы высказаны в жесткой форме). Но нужно учитывать, что каждый порядочный человек, если он достаточно взрослый (морально зрелый), должен поступать так, чтобы не стать причиной несчастий своих и другого человека. При этом не следует забывать, что хотя любят двое, в результате может появиться третий. По уровню физического развития практически каждый старший старшеклассник уже может стать отцом или матерью.

Врачи утверждают, что ранняя сексуальная жизнь вредна для организма и девочки, и мальчика.Она несет нагрузки, к которым они еще не готовы, расшатывая нервную систему, ослабляя многие функции. Особенно следует сказать об отрицательном влиянии раннего сексуального опыта на последующую половую жизнь, о возможностиослабления сексуальной потенции, искажении диапазона приемлимости (так называется совокупность форм сексуального поведения, вызывающего у партнеров положительную эмоциональную и чувственную реакцию).

3. Какие мотивыдвижут мальчиками, акакие девочками, когда они вступают в половую связь?

Оказывается (и это нужно объяснять девочкам), что юноша, как правило, стремится начать половую жизнь из любопытства, жажды самоутвердиться, удовлетворить свои половые потребности. Выбор объекта довольно часто случаен, им может стать любая девушка или женщина, которая попала в пространство сексуального притяжения. Поэтому влюбленности бывают короткими, быстро теряется интерес к объекту.

Девушки прежде всего ценят именно эмоциональные контакты. Для них физическая близость скорее средство упрочить отношения с юношей, чем самоцель. Поэтому, когда девушка отказывает парню в близости, она вовсе не«ломается», и не набивает себе цену, как думают порой ребята.

Девочкам нужно помнить, что для мальчиков характерна фаза, так называемой гиперсексуальности. Она начинается в подростковом возрасте и продолжается 2-3 года. Этот период характеризуется повышенной возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий.

Девочки развиваются иначе. Хотя они созревают раньше мальчиков, у них сначала появляется потребность в психологической, эмоциональной близости с юношей, ауже позднее – эротические чувства.