Семьи под проект или проект под семьи? Фонд «Измени одну жизнь» запустил проект «Передышка» для приемных семей

Вопрос (задан 28.09.2015)

Добрый день! Наша семья подала документы на участие в пилотном проёкте по имущественной поддержке приёмных семей взявших на воспитание не менее 5 детей. Конечно возникает множество вопросов. В департаменте соц.защиты населения г.Москвы на вопрос о состоянии выделяемой жилплощади нам ответили, что квартира с простеньким ремонтом (линолеум, обои, двери). Мебели в квартире нет. Начала искать в интернете положены ли какие-нибудь "подъёмные " средства и ничего не нашла кроме единовременного пособия пр передаче в семью в размере чуть больше 14000, которые наверняка получим не сразу, так как в рамках проекта семья из другого города регестрируется в полученой во временное пользование квартире, а стало быть только после этого может собирать и подавать доки на выплаты. Это что-же получается? Берём 5 детей (4 из них дети из одной семьи, трое старше 10-ти лет) получаем ключи, спать не на чем, уроки делать негде, ни кроватей, ни подушек, ни одеял....А самое главное ни слова ни где не сказано, что "потенциальные родители" должны иметь "некислый" бюджет для участия в пилотном проекте. Мы с мужем посчитали приблизительно сколько нужно средств для "старта" по ценам Москвы и области: Кровати 5шт=50 000, Письменные столы и стулья 5 компл.=50 000, Шкафы для одежды и стелажи 5 шт=60 000, Матрацы 5 шт.=20 000, Постельные пр-ти (подушка,одеяло,комплект постельного белья) 5 шт. =15-20 000, Плита -20 000, холодильник (на такую семью обычный не подойдёт) - 70 000, стиральная машина - 25 000. На покрытия на пол, карнизы и шторы, люстры для детских комнат - не менее 80 0000, А ещё нужна посуда и множество необходимых в быту вещей, ведь семья огромная, на это ещё около 50 000 . А ещё расходы на переезд из другого города для семьи которая "отважилась" на такой серьёзный шаг. Получилась сумма около 500 тысяч рублей не меньше. Круто не правда-ли?)))). Можно купить всё в кредит и оплачивать средствами на содержание по 25 000 в месяц на протяжении трёх лет (ведь это всё для детей приобретается). Или продать собственный участок? Или машину? Только вот если что-то не так пойдёт, например вдруг возникнет мать восстановленая в правах, а мы детей полюбим и не станем брать других, расторгнем договор и поедем в свой город, нам никто не возместит расходов. Просвятите пожалуйста, может мы чего-то не знаем и для таких семей выделяется какая-нибудь единовременная помощь?

Наталья Карагодина

Добрый день,

рада вашему энтузиазму, и согласна, что расходы на семью, включая расходы на переезд, впечатляют. Также согласна, что это серьезный шаг, который нуждается в поддержке и сделать его могут только люди обладающие ресурсами - материальными и жизненными. Еще хочу обратить ваше внимание на то, что согласно требованиям закона, опекуном могут стать только лица, которые обладают доходом не ниже прожиточного минимум в регионе проживания, в последнее время практика такова, что учитывается не просто минимум на опекуна, но и на каждого члена семьи, включая приемных детей. Для сравнения можно взять семьи в которых живут и не пять, а более детей, и единственное на что могут рассчитывать опекуны - пособия, и не в московских суммах. Воспитание детей - серьезный и ответственный шаг и хорошо, что вы оцениваете его последствия, жаль только что единственно с позиции расходов и компенсаций.

Что касается восстановления матери в правах, то страх перед этим испытывают многие замещающие родители. Но этому есть объективные препятствия - в случае если мать не изменила своего образа жизни, суд не восстановит ее в правах, также если дети усыновлены, то восстановление в правах невозможно, наконец, восстановление в правах детей, достигших возраста 10 лет может быть только с согласия детей, и если они живут в семье, которую считают своей, то нет причин давать согласие на передачу их кровной матери.

Также отмечу, что данный проект является детищем ДСЗН, урегулирован законодательством города Москвы, и решать вопрос о подъемных и иных компенсациях необходимо только в рамках этого проекта.

Карагодина Н., адвокат

С Ольгой из Волжского я познакомилась, когда готовила материал о программе «Россия без сирот». Пилотный проект начнет действовать в Волгоградской области с 2014 года. Всех воспитанников детдомов в регионе должны передать приемным родителям. Уже сейчас многие сомневаются – а хватит ли желающих усыновить. Ольга одна из таких мамочек: она пережила сомнения, боль, отчаяние, но все-таки решилась взять ребенка на воспитание. Когда я узнала, что Ольга вела дневник, в котором изливала душу, попросила разрешение на публикацию фрагментов, вдруг кому-то история этой женщины поможет принять правильное решение.

Март 2005 года

Странно все это. Но для меня эти строчки – единственный способ не сойти с ума. Последний раз дневник писала, когда еще девчонкой была и первый раз влюбилась. Сейчас бы мне такие проблемы. Вчера была у своего гинеколога – у меня эндомитриоз. Столько женщин рожают деток даже с такой болячкой. А мне поставили бесплодие, слава богу, неокончательное. Но все равно страшно. Почему я? Понимаю, что уже 32 года. Но ведь я встретила Сережу всего два года назад. И когда он уже через неделю после знакомства сделал предложение, казалось, что все у нас будет не так как у всех. И впереди только счастье. А сейчас такой уверенности нет. Мы уже столько времени пытаемся завести малыша, и все никак. Завтра идем вместе на анализы. У меня стопка направлений. Может и ошиблись. Скрестила пальцы.

Июнь 2005 года

Деньги уходят с огромной скоростью. Вбухала в одного врача тысяч десять. Не помогло. Соседка Нина посоветовала еще одного. Пришла к нему – выложила все анализы, а он мне: «Это было у того врача, а у меня должны быть новые данные». Анализы платные, сдавать надо двоим с мужем. Хорошо, что живем с бабушкой Сережи. Мы не платим за угол, мы платим врачам. Зарплаты обоих хватает только на еду. На днях бабушка принесла газету. Обвела статью про приемных детей и мне будто ненароком подсунула. Нет, не могу представить, что у меня будет чужой ребенок.

Декабрь 2007 года

Пишу эти строчки в маленькой комнатушке. Женщина, с которой я вынуждена жить последние две недели в Москве , ушла в магазин. Хоть немного побуду одна, подумаю. Чтобы выбить квоту на ЭКО , пришлось пройти очередной круг ада. Мы с мужем даже папки специальные завели – толстеют после каждого приема у врача. На анализы в Волгограде ушло 40 тысяч – это только, чтобы попасть в бесплатную квоту. 12 ноября мы должны были ехать в Москву, но умерла наша бабушка, и в этот день были похороны. Мы столько прожили вместе, она так переживала за нас, а я даже не вышла с ней проститься. Боялась, что стресс повредит во время процедуры ЭКО. А сейчас сижу с еще большим стрессом: чувствую себя виноватой и реву.

Приехали в Москву, а там все анализы по новой. Те, что были сделаны неделю назад, уже не подходят. Неужели нельзя было заранее предупредить? Сделал шаг – плати, сделал шаг – плати. 60 тысяч как не бывало. Наконец, сказали, что подходим. И вот я уже 15 дней в Москве, Сережа дома. Денег совсем не осталось. Я понимаю, что для тех, кто получает неплохо, – это терпимо. Но у меня на заводе зарплата 7 тысяч, у мужа 12.

А еще я тут много думаю – времени предостаточно. Почему так много стало женщин бесплодных? Я когда приехала в клинику имени Кулакова, не поверила своим глазам. Каждый день новые лица. Просто поток. И врачи говорят – такого раньше не было. Может, экология виновата. А я так думаю: у женщины карьера, учение, жизненные цели заменили природу - продолжение рода. И природа отвечает: у нее что-то просто внутри перемыкает, и не может родить.

Ревела целый день, никак не могу до сих пор остановиться. И везде - на улице, в маршрутке - как назло беременные, мамочки с колясками, с детьми под ручку. А я пустая. Сегодня врач подтвердила: ЭКО не помогло.

Января 2008 года

Кажется, вечность прошла. Когда врачи окончательно сказали, что детей у меня никогда не будет, жить не хотелось. Если бы не Сережа, не знаю, что со мной бы стало. А сейчас вся в делах и хлопотах. Есть, что написать, но не хватает времени. Собираем пакет документов для опеки: Роспотребнадзор , медкомиссия для меня и Сережи, справка из МВД , характеристика с работы. Мы решили взять приемного ребенка.

Никогда не думала, что это так сложно. Собрали все бумаги, написали заявление, что хотим девочку от 2 до 5 лет. А нам говорят - ждите. На детей до 5 лет очередь. Начинаю звонить по регионам. «Да у нас дети есть, приезжайте, берите, но инфицированные». Что скажешь на это? Для инфицированного ребенка ни я, ни Сережа не готовы. А на здоровых очередь: на мальчиков - 140 семей, на девочек – 120. Мы – 121-е.

Февраль 2008 года

Только что позвонили из опеки: есть девятимесячная девочка. Но маму пока не лишили прав. Скрестила пальцы. Сережа обещался отпроситься с работы. Пойдем вместе.

Март 2008 года

Нам дали направление в дом малютки. Вынесли Полиночку – клубочек. Головку держит на плече, оказывается, у нее правосторонняя кривошея. Она лежит у меня на руках и улыбается, смотрит своими огромными глазищами. Мы вышли с Сережей. Он говорит: «Ты знаешь, у меня комок в горле встал. Это наше, больше никого искать и смотреть не будем». И ведь это действительно чудо. У нее отчество Сергеевна. Я Оля, а она Поля. Мы сразу позвонили в опеку и дали согласие. Теперь будем ждать судов о лишении ее матери-пьяницы прав и назначении нас опекунами.

Сентябрь 2008 года

Примчалась в дом малютки, как только было постановление суда на руках. А она в кроватке стоит с набитым подгузником, поменяли, помыли. Вдруг привозят обед. Огромная чашка с кашей и огромная ложка. Я сначала опешила. Искала соску. Но она вмиг, как взрослый мужик, съела эту тарелку. Мне объяснили, что из-за голодания в детстве у нее нет меры насыщения. А еще она все время сосет: соску, распашонки, палец. Вот что значит, не было материнской груди. Недососала

Май 2010 года

Думала, что гены - это так, мелочи. Но от них никуда не денешься. Дочка моя задира, любопытная, настырная. Воспитательница в детсаду сегодня заявила: «Вот это у Полинки характер, она вам еще задаст жару». Если бы не Сережа, я бы с ней одна не справилась. Полиночка папу просто обожает. Они становятся похожи еще больше: тот же вздернутый нос, карие глазки. Кстати, продолжает обсасывать все вокруг – никак не может избавиться от привычки. Как и от детского обжорства. До сих пор нет чувства меры в еде. Психологи говорят, пройдет, а я уже не верю.

Март 2011 года

Нашей Полиночке исполнилось три годика. Как она радовалась: куча подарков и от бабушек, и от друзей. Была такая нарядная – вместе выбирали платье. Я благодарю каждый день Бога за то, что он дал мне шанс стать мамой, подарил такое счастье. Хотя иногда думаю, если бы была родная кровь, было бы чуть-чуть по-другому. Нет, не в плане любви и ласки. Просто когда свой ребенок – к царапине или какой-то болячке отнесся бы проще. А тут лишнюю таблетку боишься дать, может, у нее в роду аллергия на что-то была, а я не знаю. Мне говорят в опеке, что я молодцом. Принесла к ним в очередной раз кучу фотографий и справок, как мы подрастаем. Они должны сами навещать нас раз в полгода. Но я-то понимаю, что их там два человека, и ко всем не успевают.

Май 2012 года

Подумываем с Сережей о втором малыше. Полечка подрастает. Отлично, если у нее появится братик. Врач, которой я сегодня рассказала об этом желании, предложила свой вариант. У нее на примете есть женщина, скорее всего, будет отказницей. За определенное вознаграждение все можно устроить. Из рук родной мамы мальчик попадет к нам – все официально, законно. Я даже не знала, что в больницах своя статистика по мамочкам. Медики начинают их обрабатывать, когда те только в консультацию приходят. Если девочка залетела, начинают уговаривать. Рожай, потом оставишь. Желающие на ребенка всегда есть. Бесплодие – это бизнес огромный. Предложу Сереже этот вариант, но вряд ли пойдем на это. И не только из-за денег (хотя сумму мне пока не говорили), но по совести это нехорошо.

Декабрь 2012 года

Иногда мне кажется, что у женщин, которые отказываются от родных детей, что-то не так с психикой или клетки в организме по-другому расположены. Я познакомилась с Настей – родной мамой Полины. И тут целая история. У этой Насти от мамы осталась четырехкомнатная квартира, и она решила ее продать. А ведь Полина там прописана. И Насте это удалось. Опека дала разрешение! Хотя именно эти люди должны были проследить, чтобы квартира осталась за ребенком, но Полю выписали без моего согласия и квартиру продали. Причем по смешной цене – за 4 комнаты полтора миллиона. Теперь будем судиться: жилье, где был прописан несовершеннолетний ребенок, продали незаконно.

Суды не прекращаются. Пока результата нет. Но все эти проблемы отступают на второй план, когда вижу Полинку. Мы снова задумались о сыне. Говорю вчера мужу: «Сереж, если бы не Полинка, мы бы давно разошлись». Семья тогда становится семьей, когда есть ребенок. Он нас объединил еще крепче. И теперь нам нужен второй.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Не ставьте усыновление на поток

В Волгоградской области, где живет Ольга Суркова , с 2014 года начнет действовать программа «Россия без сирот». Ее идея такова: всех воспитанников детдомов должны передать приемным родителям. Почин похвальный, достойный всякого уважения и поощрения. Тревожит одно - как бы прекрасная во всех отношениях задумка не превратилась в кампанейщину. Ведь это на первый взгляд просто - взять детдомовцев да и раздать всем желающим. И будет всем счастье. Да только ведь так не бывает.

Усыновление - процесс деликатнейший, требующий от усыновителей колоссальных движений души, искреннего и бескорыстного желания стать для чужого до недавнего момента ребенка с кучей всяческих проблем самым родным и близким человеком. Дневник Ольги Сурковой - тому подтверждение. Вряд ли государственной машине по силам сподвигнуть людей на тектонические изменения в сознании, которые заставят их массово усыновлять детей. А вот поставить дело на поток ради галочки в отчетности - это она может запросто. Не удивлюсь, если к концу 2014 года в Волгоградской области действительно не окажется сирот. Но будут ли они и их новые родители по-настоящему счастливы - вопрос. В общем, осторожно надо с такими инициативами. Пусть государство создаст условия, а решения должны принимать мы с вами. Будучи при этом абсолютно честными перед собой и детьми, которых решим усыновить.

Валентин КУЛЯВЦЕВ

В целях развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-инвалидов, а также повышения уровня социальной защищенности и материальной поддержки приемных семей, принявших на воспитание указанных детей, Правительство Москвы постановляет:

1. Провести с 3 февраля 2014 г. в городе Москве пилотный проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (далее также - пилотный проект).

2. Утвердить Положение о порядке проведения в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Перечень жилых помещений, подлежащих передаче в установленном порядке в хозяйственное ведение Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московская социальная гарантия", предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта на основании договоров безвозмездного пользования, определяется Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основе заявок Департамента социальной защиты населения города Москвы.

3.2. Информация об условиях и порядке проведения пилотного проекта размещается на официальном сайте Департамента социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Положение
о порядке проведения в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов (далее - пилотный проект).

2. В пилотном проекте участвуют граждане Российской Федерации, которые состоят в браке между собой не менее трех лет.

3. Гражданам Российской Федерации (п. 2 настоящего Положения), заключившим в соответствии с настоящим Положением соглашение об условиях участия в пилотном проекте и принявшим на воспитание по договорам о приемной семье 5 и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых не менее трех детей в возрасте старше 10 лет и (или) дети-инвалиды (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), на период участия в пилотном проекте предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору безвозмездного пользования на условиях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

Указанные граждане, заключившие на условиях и в порядке, установленных разделом V настоящего Положения, договор безвозмездного пользования жилым помещением, признаются участниками пилотного проекта.

4. Гражданам, изъявившим желание участвовать в пилотном проекте, на воспитание передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие на территории города Москвы, сведения о которых содержатся в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, либо дети, оставшиеся без попечения родителей, выявленные на территории города Москвы и являющиеся жителями города Москвы.

5. В период участия в пилотном проекте численность детей, находящихся на воспитании в семье участников пилотного проекта, как правило, не может превышать 8 человек с учетом родных детей, усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте.

6. Участники пилотного проекта исполняют обязанности по воспитанию и содержанию детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения такими детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

II. Порядок рассмотрения обращений граждан, обратившихся с заявлением об участии в пилотном проекте

7. Граждане Российской Федерации обращаются в Департамент социальной защиты населения города Москвы с письменным заявлением об участии в пилотном проекте, подписанным обоими обратившимися (далее - заявители).

Форма заявления об участии в пилотном проекте утверждается Департаментом социальной защиты населения города Москвы.

8. Одновременно с заявлением об участии в пилотном проекте (далее - заявление) заявителями представляются:

8.1. Документы, удостоверяющие личность заявителей.

8.2. Свидетельство о браке.

8.3. Заключения органа опеки и попечительства о возможности заявителей быть опекунами или попечителями, выданные в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

8.4. Документы, подтверждающие наличие у заявителей в собственности и (или) на праве владения и (или) пользования жилых помещений (при наличии).

8.5. Письменное согласие достигших 10-летнего возраста несовершеннолетних детей заявителей (с учетом усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте), которые будут проживать совместно с заявителями в период участия в пилотном проекте (при наличии таких детей), на принятие в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

8.6. Свидетельство (свидетельства) о рождении ребенка (детей) (при наличии).

8.7. Договор (договоры) о приемной семье (при наличии).

8.8. Письменное обязательство о совместном проживании заявителей с детьми, оставшимися без попечения родителей, в жилом помещении, предоставляемом на период участия в пилотном проекте, подписанное обоими заявителями.

8.9. Согласие заявителей на обработку персональных данных в целях реализации пилотного проекта.

8.10. Автобиография каждого из заявителей.

9. Рассмотрение заявлений осуществляется в соответствии с Порядком учета заявителей, обратившихся с заявлением об участии в пилотном проекте.

Порядок учета заявителей, обратившихся с заявлением об участии в пилотном проекте, устанавливается Департаментом социальной защиты населения города Москвы.

10. Департамент социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявления в установленном порядке:

10.1. Осуществляет проверку представленных сведений, в том числе путем направления соответствующих запросов в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

10.2. Запрашивает в образовательных и медицинских организациях, органах опеки и попечительства информацию об исполнении заявителями родительских обязанностей (обязанностей законных представителей) в отношении несовершеннолетних детей (при наличии таких детей у заявителей).

11. При представлении неполного пакета документов, а также при наличии в представленных документах неполных или неточных сведений (пп. 7 и 8 настоящего Положения) заявление и представленные документы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10.1 настоящего Положения, возвращаются заявителям с указанием причин такого возврата.

При повторном обращении заявителей новое заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются Департаментом социальной защиты населения города Москвы в порядке и сроки, установленные пунктами 7-10 настоящего Положения.

12. После регистрации Департаментом социальной защиты населения города Москвы заявлений в количестве, соответствующем предельному количеству жилых помещений, переданных в установленном порядке в хозяйственное ведение Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московская социальная гарантия" (далее - ГУП "Моссоцгарантия") и предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта (п. 3.1 настоящего постановления), рассмотрение заявлений приостанавливается по решению Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Информация о приостановлении рассмотрения заявлений размещается на официальном сайте Департамента социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

13. Рассмотрение заявлений возобновляется:

13.1. При увеличении количества жилых помещений, переданных в установленном порядке в хозяйственное ведение ГУП "Моссоцгарантия" и предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта.

13.2. При возврате заявителям заявления и представленных документов в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения.

13.3. При принятии решения об отказе заявителям в участии в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктом 19 настоящего Положения.

13.4. При освобождении жилого помещения в связи с предоставлением участникам пилотного проекта иного жилого помещения в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения.

13.5. При незаключении заявителями соглашения об условиях участия в пилотном проекте.

13.6. При расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.1, 32.2 и 32.5 настоящего Положения (в случае незаключения договора безвозмездного пользования жилым помещением), либо расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением в связи с расторжением соглашения об условиях участия в пилотном проекте по указанным основаниям.

13.7. При расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основанию, предусмотренному пунктом 32.4 настоящего Положения.

13.8. При расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещением в связи с расторжением соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.3 и 32.6 настоящего Положения.

13.9. При прекращении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основанию, предусмотренному пунктом 34 настоящего Положения.

14. Информация о возобновлении рассмотрения заявлений и количестве жилых помещений, предназначенных для предоставления в рамках пилотного проекта, размещается на официальном сайте Департамента социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее одного рабочего дня со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 13 настоящего Положения.

III. Порядок и условия принятия решения о возможности участия в пилотном проекте. Основания для отказа в участии в пилотном проекте

15. При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений Департамент социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, выдает заявителям направление в организацию, уполномоченную Департаментом социальной защиты населения города Москвы (далее - уполномоченная организация), для прохождения психологической диагностики.

Заявители проходят психологическую диагностику в сроки, указанные в направлении. Оплата проезда и проживания заявителей в целях прохождения психологической диагностики осуществляется за счет собственных средств.

16. Уполномоченная организация в срок не позднее 5 рабочих дней со дня прохождения заявителями психологической диагностики направляет в Департамент социальной защиты населения города Москвы заключение о целесообразности или нецелесообразности участия заявителей в пилотном проекте, основанное на результатах такой диагностики.

17. Департамент социальной защиты населения города Москвы формирует пакет документов по каждому заявлению и в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения результатов психологической диагностики направляет сформированный пакет документов на рассмотрение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для принятия решения о возможности участия заявителей в пилотном проекте либо об отказе заявителям в участии в пилотном проекте.

18. Комиссия в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения, принимает решение о возможности участия заявителей в пилотном проекте либо об отказе заявителям в участии в пилотном проекте.

На заседание Комиссии приглашаются заявители, в отношении которых решается вопрос о возможности участия в пилотном проекте. Уведомление о дате и месте проведения заседания Комиссии направляется Департаментом социальной защиты населения города Москвы заявителям в срок не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения такого заседания способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.

Решение Комиссии принимается на заседании Комиссии в порядке, установленном Положением о Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Решение Комиссии принимается путем всестороннего, полного и объективного рассмотрения представленных документов и содержащихся в них сведений, а также сведений, полученных в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, результатов психологической диагностики и с учетом индивидуального собеседования с заявителями, проводимого в рамках заседания Комиссии.

19. Основаниями для отказа заявителям в участии в пилотном проекте являются:

19.1. Наличие сведений о ненадлежащем исполнении заявителями родительских обязанностей (обязанностей законных представителей), полученных в соответствии с пунктом 10.2 настоящего Положения.

19.2. Заключение уполномоченной организации о нецелесообразности участия заявителей в пилотном проекте, полученное в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения.

20. В решении Комиссии об отказе заявителям в участии в пилотном проекте указывается основание такого отказа, предусмотренное пунктом 19 настоящего Положения.

21. В решении Комиссии о возможности участия заявителей в пилотном проекте указываются сведения о предоставлении заявителям по договору безвозмездного пользования жилого помещения при соблюдении условий, установленных разделом IV настоящего Положения.

22. Решение Комиссии (пункты 20 и 21 настоящего Положения) в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляется в Департамент социальной защиты населения города Москвы.

23. Департамент социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения решения Комиссии направляет копию решения заявителям способом, обеспечивающим подтверждение получения копии решения.

IV. Порядок и условия заключения соглашения об условиях участия в пилотном проекте

24. Заявители, в отношении которых Комиссией принято решение о возможности участия в пилотном проекте, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения копии указанного решения заключают с Департаментом социальной защиты населения города Москвы соглашение об условиях участия в пилотном проекте.

Форма соглашения об условиях участия в пилотном проекте утверждается Департаментом социальной защиты населения города Москвы.

25. В срок не позднее 60 календарных дней со дня заключения соглашения об условиях участия в пилотном проекте заявители заключают договоры о приемной семье, в результате которых на воспитание будут приняты не менее 5 детей, оставшихся без попечения родителей. При этом договоры о приемной семье заключаются с каждым из заявителей.

V. Условия и порядок предоставления заявителям жилых помещений в городе Москве по договорам безвозмездного пользования

26. Заявителям, заключившим договоры о приемной семье (п. 25 настоящего Положения), предоставляется жилое помещение по договору безвозмездного пользования жилым помещением, заключаемого с ГУП "Моссоцгарантия" в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

При этом за заявителями сохраняются жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо на праве владения и (или) пользования.

27. Предоставляемое по договору безвозмездного пользования жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям города Москвы и находиться в пределах территории города Москвы.

Жилое помещение предоставляется площадью не менее 10 кв. м площади жилого помещения, но не более 18 кв. м площади жилого помещения на каждого из заявителей, заключивших договоры о приемной семье (п. 25 настоящего Положения), их несовершеннолетних детей (с учетом усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте) и детей, оставшихся без попечения родителей.

Форма договора безвозмездного пользования жилым помещением утверждается Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

28. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договоров о приемной семье (п. 25 настоящего Положения) Департамент социальной защиты населения города Москвы направляет копии указанных договоров и копию соглашения об условиях участия в пилотном проекте в ГУП "Моссоцгарантия" для заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением, а также уведомляет заявителей о необходимости заключения такого договора способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.

При этом заявители вправе представить указанные документы в ГУП "Моссоцгарантия" по собственной инициативе.

Договор безвозмездного пользования жилым помещением заключается в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения ГУП "Моссоцгарантия" указанных документов.

Указанный договор заключается сроком на 5 лет. Не менее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора безвозмездного пользования жилым помещением ГУП "Моссоцгарантия" уведомляет участников пилотного проекта о необходимости продления срока действия этого договора на новый срок.

29. При уменьшении численности детей, оставшихся без попечения родителей и принятых на воспитание в рамках пилотного проекта, участники пилотного проекта обязаны в срок не позднее 60 календарных дней со дня наступления указанного обстоятельства заключить договоры о приемной семье, в соответствии с которыми у них на воспитании будут находиться не менее 5 детей, оставшихся без попечения родителей.

30. При увеличении численности детей в семье участников пилотного проекта (рождение, усыновление, установление опеки (попечительства) Департамент социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 30 календарных дней со дня представления участниками пилотного проекта документов и сведений, подтверждающих наступление указанного обстоятельства, выносит на рассмотрение Комиссии вопрос о предоставлении им иного жилого помещения соответствующей площади взамен ранее предоставленного.

Рассмотрение вопроса о предоставлении участникам пилотного проекта иного жилого помещения и заключении договора безвозмездного пользования таким помещением осуществляется в порядке, установленном пунктами 18-23, 26-28 настоящего Положения.

31. Гражданам, принимавшим участие в пилотном проекте продолжительностью не менее 10 лет со дня заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением, при условии надлежащего и непрерывного исполнения ими обязанностей по воспитанию 5 и более детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающим воспитывать таких детей, не достигших возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), по договору безвозмездного пользования предоставляется жилое помещение из жилищного фонда города Москвы Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

Жилое помещение предоставляется площадью не менее 10 кв. м площади жилого помещения, но не более 18 кв. м площади жилого помещения на каждого гражданина, принимавшего участие в пилотном проекте, несовершеннолетних детей таких граждан (с учетом усыновленных детей, детей, принятых под опеку (попечительство) до начала участия в пилотном проекте) и детей, оставшихся без попечения родителей.

Договор безвозмездного пользования жилым помещением заключается на срок до достижения детьми, оставшимися без попечения родителей и принятыми в семью в рамках пилотного проекта, возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), но не более чем на 5 лет.

Заключение договора безвозмездного пользования жилым помещением на новый срок осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.

VI. Основания и порядок расторжения (прекращения) соглашения об условиях участия в пилотном проекте и расторжения (прекращения) договора безвозмездного пользования жилым помещением

32. Основаниями для расторжения соглашения об условиях участия в пилотном проекте являются:

32.1. Соглашение сторон.

32.2. Вступление в силу актов органа опеки и попечительства об освобождении или отстранении обоих участников пилотного проекта от исполнения возложенных на них обязанностей по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

32.3. Выявление факта постоянного проживания участников пилотного проекта и (или) одного или нескольких детей, оставшихся без попечения родителей, вне жилого помещения, предоставленного по договору безвозмездного пользования.

32.4. Нарушение установленного пунктом 25 настоящего Положения срока заключения договоров о приемной семье либо незаключения указанных договоров.

32.5. Невозможность исполнения обязанностей по воспитанию и содержанию детей, оставшихся без попечения родителей, одним из участников пилотного проекта (смерть, признание недееспособным, болезнь, расторжение брака, длительное отсутствие, освобождение (отстранение) от исполнения возложенных на него обязанностей в соответствии с актом органа опеки и попечительства).

32.6. Нахождение в течение 60 и более календарных дней подряд в семье участников пилотного проекта на воспитании менее 5 детей, оставшихся без попечения родителей.

33. Решение о расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.3-32.6 настоящего Положения, принимается Комиссией с учетом:

33.1. Состояния здоровья участников пилотного проекта и несовершеннолетних детей, находящихся на воспитании в семье.

33.2. Возможности создания детям, оставшимся без попечения родителей, необходимых условий для воспитания и развития.

33.3. Взаимоотношений, сложившихся между участниками пилотного проекта и несовершеннолетними детьми, находящимися на воспитании в семье.

34. Соглашение об условиях участия в пилотном проекте прекращается в связи со смертью обоих участников пилотного проекта.

35. Для расторжения (прекращения) соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.1, 32.2 и 34 настоящего Положения, решение Комиссии не требуется.

36. Решение Комиссии о расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте по основаниям, предусмотренным пунктами 32.3-32.6 настоящего Положения, в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения направляется в Департамент социальной защиты населения города Москвы. При этом Департамент социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного решения либо получения информации о наступлении обстоятельства, указанного в пункте 32.2 настоящего Положения, направляет уведомление участникам пилотного проекта либо заявителям о расторжении соглашения об условиях участия в пилотном проекте способом, обеспечивающим подтверждение получения этого уведомления.

37. В срок не позднее трех рабочих дней со дня расторжения (прекращения) в соответствии с настоящим Положением соглашения об условиях участия в пилотном проекте указанная информация направляется Департаментом социальной защиты населения города Москвы в ГУП "Моссоцгарантия".

38. Договор безвозмездного пользования жилым помещением расторгается в связи с расторжением в соответствии с настоящим Положением соглашения об условиях участия в пилотном проекте путем направления ГУП "Моссоцгарантия" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения информации о расторжении указанного соглашения (п. 37 настоящего Положения) соответствующим участникам пилотного проекта уведомления об отказе от исполнения договора безвозмездного пользования жилым помещением (о расторжении указанного договора в одностороннем порядке).

Расторжение договора безвозмездного пользования жилым помещением влечет прекращение участия указанных граждан в пилотном проекте.

39. Договор безвозмездного пользования жилым помещением прекращается в связи с прекращением в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения соглашения об условиях участия в пилотном проекте.

VII. Порядок и условия предоставления участникам пилотного проекта жилых помещений в городе Москве в собственность или по договорам социального найма

40. Участникам пилотного проекта, принимающим (принимавшим) участие в пилотном проекте продолжительностью не менее 10 лет со дня заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением, при условии надлежащего и непрерывного исполнения ими обязанностей по воспитанию 5 и более детей, оставшихся без попечения родителей, при согласии таких граждан однократно предоставляется жилое помещение.

41. Гражданам, не являющимся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не являющимся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, предоставляется жилое помещение по договору социального найма площадью, соответствующей норме предоставления площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

42. Гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, предоставляется жилое помещение в городе Москве в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

43. Гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору социального найма в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

44. Гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в городе Москве, предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору социального найма в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных) или предоставляется жилое помещение в городе Москве по договору мены с учетом дополнительной площади в размере 10 кв. м площади жилого помещения на каждого участника пилотного проекта и их несовершеннолетних детей (родных и усыновленных).

45. При участии в пилотном проекте единственного участника пилотного проекта (п. 32.5 настоящего Положения) продолжительностью не менее 10 лет со дня заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением такому участнику предоставляется жилое помещение, размер площади которого аналогичен размеру площади жилого помещения, предоставляемого на двоих участников пилотного проекта (пп. 40-44 настоящего Положения).

46. Жилые помещения (пп. 40-44 настоящего Положения) предоставляются участникам пилотного проекта (гражданам, принимавшим участие в пилотном проекте) в порядке, установленном Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Обзор документа

С 3 февраля 2014 г. планируется провести в городе пилотный проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста или детей-инвалидов. В проекте смогут принять участие граждане, состоящие в браке между собой не менее трех лет. Семьи-участники, принявшие на воспитание 5 и более детей-сирот, из которых не менее трех - дети старше 10 лет или дети-инвалиды, на безвозмездной основе смогут получить квартиры по договору безвозмездного пользования в соответствии с нормами предоставления жилья. Через 10 лет участия в проекте они вправе рассчитывать на однократное предоставление жилья в собственность или по договору социального найма.

Для участия в проекте необходимо обратиться в Департамент социальной защиты населения с письменным заявлением и предоставить пакет необходимых документов. Заявители в обязательном порядке проходят психологическую диагностику в организации, уполномоченной Департаментом. Те заявители, в отношении которых принято решение о возможности участия в пилотном проекте, заключают с Департаментом социальной защиты населения соглашение об условиях участия в пилотном проекте.

Приводится перечень оснований для расторжения соглашения об участии в пилотном проекте. Так, оно может быть расторгнуто по соглашению сторон, в случае выявления постоянного проживания участников проекта или детей вне предоставленного жилого помещения, в случае вступления в силу актов органа опеки и попечительства об освобождении или отстранении участников проекта от исполнения возложенных на них обязанностей по воспитанию детей и т. д.

В ходе заседания Правительства Москвы С.Собянин сообщил о новом пилотном проекте по имущественной поддержке приёмных семей, в рамках которого семьи-участники, принявшие на воспитание пять и более детей-сирот, из которых не менее трёх - дети старшего возраста или инвалиды, на безвозмездной основе получат квартиры в соответствии с московскими нормами предоставления жилья.
«Данный проект направлен на улучшение жилищных условий как самих детей, так и приёмных родителей», - подчеркнул Министр Правительства, руководитель Департамента социальной защиты населения города Москвы В.Петросян и добавил, что власти столицы планируют за 2014 год передать семьям-участникам проекта 20 квартир. Если эксперимент окажется удачным, количество квартир будет увеличено.
Решение об участии семьи в проекте будет принимать городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кандидаты в обязательном порядке пройдут психологическую диагностику.
До совершеннолетия приёмных детей семьи будут проживать в квартирах, предоставленных по договору безвозмездного пользования, заключённому с ГУП «Московская социальная гарантия», а после 10 лет надлежащего и непрерывного участия в проекте им единоразово предоставят жилое помещение по договору социального найма или в собственность.
«Мы предполагаем, что в случае реализации данного проекта только в 2014 году сможем передать в приёмные семьи свыше 100 детей, а это фактически один детский дом», - подытожил В.Петросян.
Данный проект стал частью нового подхода к профилактике сиротства и семейному устройству детей-сирот, обусловленного московской спецификой, который начал внедряться столичными властями в 2013 году. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под руководство Департамента социальной защиты населения города Москвы, был разработан план их реорганизации до 2016 года и сокращения числа детских домов до 24 путём устройства детей в семьи. В 2013 году реорганизовано 10 таких учреждений, и их количество уже снизилось с 37 до 32.
В настоящее время в столице около 80% детей-сирот воспитываются в приёмных семьях, в домах-интернатах на данный момент остаются 3735 человек. В.Петросян в ходе своего выступления сообщил, что на сегодняшний день в столице количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет более 19 тыс. человек. Только 20% таких детей сейчас проживают в детских домах столицы. «У нас из детей, которые проживают в детских домах, 67% - это дети старших возрастов и 41% - дети-инвалиды», - подчеркнул В.Петросян.
В 2013 году пособия семьям, воспитывающим приёмных детей, были дифференцированы с учётом возраста, количества и состояния здоровья воспитанников, значительно увеличен размер социальных пособий семьям, воспитывающим детей-сирот, в наибольшей степени увеличена финансовая поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей старшего возраста.
Руководитель Департамента отметил, что положительная динамика 2013 года в усыновлении детей-сирот обусловлена проводимыми в столице преобразованиями. «В Москве началась реализация новой модели, для этого были приняты и организационные, и финансовые, и ресурсные мероприятия», - сообщил В.Петросян.
Осуществляется модернизация действующих учреждений для детей-сирот за счёт дополнительно выделенных в 2013 году 803 млн рублей, капитальный ремонт проведён в 15 детских домах. «Эта работа будет продолжена и в настоящем году», - подчеркнул руководитель Департамента.
Помимо материального переоснащения и реорганизации определена модель преобразования детских домов в многофункциональные центры семейного воспитания. «В каждом центре создаются условия, приближённые к проживанию в обычной семье», - сообщил В.Петросян и добавил, что в учреждениях будут создаваться семейные ячейки квартирного типа, в которых будет проживать группа из 7–8 детей с постоянно работающей социальной мамой.
В работу с детьми-сиротами Москвы включены общественные некоммерческие организации. В настоящее время власти столицы тесно сотрудничают с шестью организациями для детей, в которых воспитываются почти 150 человек, на их поддержку город выделяет субсидии. Впервые был проведён открытый конкурс на содержание и воспитание детей в некоммерческой организации, 50 детей было передано на воспитание победителю - благотворительному фонду «Отчий дом».

Добрый день!
Поздравляю всех с Новым годом! Желаю всем счастья,здоровья, терпения и мудрости. Мир Вашим семьям!
Моя семья участвует в пилотном проекте, к своим кровным двум несовершеннолетним и приемной дочери мы взяли еще веселую пятерочку. Мальчиков-подростков, один из них "возвратный", второй от наркоманов, солнечную девочку и двух сестренок с "педзапущенностью", которая оказалась реальной генетической психиатрией. НО, несмотря на исходные данные, мы живем мирно и спокойно. Старшие детки учатся в обычной школе, сестренок сейчас буду переводить в коррекционную школу 8 вида (с сентября проходили обследования и лечения в психиатрической больнице), в результате врачи убедили не держать в простой школе, а все таки перевести в коррекционку, говорят, так больше пользы будет. Дети ужились быстро, быстро выстроили иерархию и все ее признают и придерживаются. Я думала, что будет сложнее и физически и психически, но как ни странно, мы нашли друг друга. Мы детей, дети нас. Такое ощущение, что мы так давно все и живем, даже дети постоянно это твердят. Не знаю, как будет дальше, но сейчас все как в обычной семье. Навещающие их дедушки и бабушки, как ни странно, не приносят нам неудобств, которые я ожидала вначале пути. Особой привязанности и влияния на детей они не имеют, и дети их даже не вспоминают. Когда родственники их навещают, они немного с ними погуляют, и с радостью возвращаются к другим детям, забывая попрощаться, приходится им напоминать о хорошем тоне и просить как следует попрощаться с родственниками. Единственное неудобство - пришлось срочно покупать огромные кастрюли и сковороды, и привыкать готовить увеличенное количество еды. Но и с этим месяца через 3 я свыклась)))) Так же все долго привыкали к общему меню, кто то не любит рыбу, кто-то печенку, и т.д. Приучая к новому меню приходилось много рассказывать про витамины и микроэлементы, содержащиеся в пище, и для чего это нам нужно. Теперь они постоянно сами спрашивают, что содержится в том или ином блюде и для чего это полезно.)))) Сейчас все едят всё. Есть у нас свой куратор и психолог, которые раз в месяц приходят и беседуют с нами и с детьми. Если возникают вопросы, мы им можем позвонить и проконсультироваться, если необходимо, могут приехать дополнительно. Все детки у нас танцуют в Тодесе, результаты у всех разные, но для физического развития полезно всем)))).
Детей я не выбирала, распечатали в банке данных первых, подходящих под "проект" и поехала знакомиться. Был один промах, может кто помнит, были пять сестер и братьев. Старшему было 10 лет, а остальные были погодки 5,4,3,2 года. Взяла на них направление, а там мама в суде за них "бадалась", пришлось от них отказаться. Зато следующие все были наши. Правда, в процессе участия в проекте (пока документы проверялись, пока комиссию проходили и т.д.) были в разных храмах и монастырях и просили благословения на взятие детей. Ни один батюшка не сказал, что не надо так делать и т.д. Все благославляли. Так мы и встретились с нашими детками. К чему я это пишу? Может кто-то стоит перед выбором идти в проект или нет, может кто-то чувствует в себе силы, кто-то не знает о проекте. Не знаю как у других, но мне повезло с детками. Бывают разные случаи, но они не страшнее и не хуже тех, которые бывают с кровными. Мы много разговариваем с ними, объясняем каждый шаг и приводим примеры из жизни. Так что, в проекте не так страшно, так же, как просто стать приемным родителем.
Еще раз всех с праздниками!