Способы облегчить адаптацию малыша к детскому саду. Как облегчить адаптацию к детскому саду: полезные советы для родителей. Воспользоваться предложенной помощью

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?

Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить. На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера. Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?

Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

    Кому легко, а кому трудно

    Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

    Кому адаптироваться легче?

    • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
    • Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
    • Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
    • Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
    • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому . Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

      Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

      Почему он так себя ведет?

      Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

      Эмоции ребенка

      В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

      Контакты со сверстниками и воспитателем

      В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

      Познавательная активность

      Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

      Навыки

      Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

      Особенности речи

      У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

      Двигательная активность

      Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

      Сон

      Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

      Аппетит

      В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

      Здоровье

      В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

      Готовимся к детскому саду заранее

      Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

      1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

      2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

      3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов - время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

      4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому , устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

      5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

      6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («А ну-ка неси мою „рабочую“ сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

      7. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.

      Чем может помочь мама

      Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

      • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде . Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
      • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка . Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
      • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
      • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера . Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
      • Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
      • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую) . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
      • Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

        Спокойное утро

        Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

        • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
        • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться . Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
        • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
        • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

          Не делайте ошибок

          К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

          • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
          • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
          • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
          • Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

            Помощь нужна еще и маме!

            Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

            • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье . Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
            • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание . Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
            • воспользоваться помощью . Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
            • заручиться поддержкой . Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

              Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

              Терпения вам и оптимизма!

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизведанным миром, с непривычным окружением и другими отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, отношений в семье, условий в детском саду и многих других факторов. Однако можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.

Если адаптация к детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Обычно нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3 до 5 лет они максимально привязаны к матери, к тому же, кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено.

Хуже остальных в дошкольных учреждениях чувствуют себя дети с флегматическим темпераментом. Они часто не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше торопить, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок наоборот становится более медлительным и безучастным.

Страх разлуки появляется у детей примерно в 7-месячном возрасте и длится до поступления в школу. Это совершенно естественно и встречается у каждого ребенка. Начало посещения детского сада он иногда ассоциирует с первым расставанием с мамой. Некоторые дети уже переживали опыт разлуки, когда их оставляли с бабушкой или няней. Малыши, которые посещают адаптационные группы при дошкольных учреждениях, гораздо реже имеют проблемы с привыканием. В нашем детском центре развития «Летиция» опытные психологи и педагоги проводят психологические развивающие занятия для детей разного возраста, начиная с 1,5 лет. На занятиях особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков и самостоятельности. Дети, испытывающие беспокойство, когда мамы нет рядом, сначала занимаются в группе с ее присутствием, а затем мама выходит из класса сначала на 5-10 минут, постепенно увеличивая длительность своего отсутствия. Таким образом, дети привыкают к временной разлуке с мамой и уже, начиная посещать детский сад, не так остро реагируют на ее отсутствие.

С момента поступления в детский сад малыш становится участником коллектива, активно начинается процесс его социализации. Идет обучение детей навыкам взаимодействия с другими, формируется умение жить в обществе. Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей и разных обстоятельств оказывают влияние на малыша. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение - но уважать правила, защищать себя - но не обижать других, быть личностью - но ценить коллектив, иметь свои устойчивые вкусы - но допускать и что-то новое.

Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны принимать просто за капризы. Между тем, проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно трудный для него период. Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые.

Существуют тяжелая, средняя и легкая степени адаптации в детском саду:

  • При тяжелой степени дети идут в сад с истериками, даже спустя месяц. Зачастую к этому прибавляются постоянные простуды и повышенная нервозность, плаксивость в течение дня.
  • При средней степени адаптации утренняя плаксивость характерна от 2 недель до месяца и время от времени возникает и позже. Сильных нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит вирусную и бактериальную адаптацию, начинает болеть.
  • При легкой степени малыш по утрам довольно охотно идет в садик. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Приведем базовые советы психологов для облегчения адаптации к детскому саду.

  • Узнайте о режиме в группе детского сада за пару месяцев до поступления. Это поможет вам добиться максимального совпадения с домашним распорядком. Также научите малыша навыкам самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой.
  • Сформируйте у ребенка положительное отношение к детскому саду. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад полезен для вашего ребенка, так же будет считать и ваш малыш, пусть пока на уровне внутренних ощущений.
  • Знакомая вещь поможет малышу легче пережить разлуку с родителями. Давайте ребенку в детский сад любимую игрушку, которая будет для него частичкой дома и поддержкой в новой обстановке.
  • Увеличивайте время нахождения ребенка в детском саду постепенно. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада.
  • Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.
  • Побольше общайтесь с ребенком. Спрашивайте его и внимательно слушайте. Если малыш отказывается рассказывать, что делал в садике, обратите внимание на домашние игры. В его речи и поведении можно увидеть жесты воспитателя, ситуации, которые ему понравились или, наоборот, разочаровали.
  • Будьте терпеливы. В период адаптации поведение ребенка может ухудшиться. Дома малыш может быть перевозбужденным, упрямым, агрессивным и требовать повышенного внимания. Это нормальный способ снять напряжение, вызванное изменениями в его жизни.
  • Обязательно будьте ответственны с ребенком. Если пообещали забрать после обеда – сделайте это. Ребенку в это непростое время очень важна уверенность в том, что родители про него всегда помнят.
  • Почаще общайтесь с воспитателями, чтобы убедиться, что малыш чувствует себя комфортно и его общение с педагогами и коллективом складывается позитивно.
  • Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение.
  • В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит часто водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.
  • Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать малыша в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку.
  • Приведя малыша домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку.

Таким образом, для того чтобы с самого начала ребенок соотносил детский сад с приятными переживаниями, важно мягко адаптировать его к новой обстановке и новым людям. В садике ребенок проходит важнейший для его дальнейшей судьбы период адаптации среди других людей. Если пропустить этот этап, то в дальнейшем могут быть проблемы при социализации в других детских, а далее и взрослых, коллективах, сложности с созданием отношений и семьи. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, безопасный и комфортный мир.

Близится день, когда ваш ребёнок пойдёт в детский сад в первый раз. Естественно, вы переживаете за него и его реакцию на новое место, вас интересует, как долго он будет привыкать к изменениям в его жизни и несколько легко пройдёт адаптация. Представляя и анализируя возможные проблемы, с которыми вам и малышу придётся столкнуться, возникает некая тревога, с которой необходимо разобраться. Как же облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду и сделать этот процесс более мягким?

В первые дни может показаться, что новое место ребёнку пришлось по душе и он совсем не переживает, когда мама уходит. Но дальнейшие походы в сад показывают, что это совсем не так просто, как может показаться и малыш очень переживает эти изменения. Есть детки, которые, попадая в незнакомое окружение, сразу же показывают своё отношение к происходящему, они плачут, зовут маму, отказываются от приёма еды, от общения. Так же есть случаи, когда ребёнок с первого дня, и в последующие, охотно идёт в группу, сразу контактирует с воспитателями и другими детьми. Но такие случаи очень редки, большинству адаптация даётся совсем непросто.

Адаптация к детскому саду

Под адаптацией понимается способность к приспособлению организма к изменяющейся внешней среде. Процесс адаптации требует большой затраты сил (физических и психических) и энергии и может привести к перенапряжению организма. Любому ребёнку нелегко начинать походы в сад и это не зависит от возраста, ведь жизнь ребёнка в саду меняется кардинально.

В жизни ребёнка происходят следующие изменения:

  • соблюдение четкого режима дня;
  • отсутствие родителей рядом;
  • постоянное взаимодействие с другими детьми;
  • обязательство выполнять просьбы взрослого, малознакомого человека;
  • отсутствие пристального внимания ему одному.

Кому трудно, а кому легко Кому-то из детей адаптация даётся легко (1-3 недели), многим же приходится переживать некоторые негативные моменты гораздо сложнее и дольше (около 2 месяцев). Не исключены ситуации, когда ребёнок не может самостоятельно справиться со стрессом в течение 3 месяцев. В этом случае родителям придётся обратиться за помощью детского психолога.

Кому же адаптация даётся легче?

Детям, чьи родители позаботились заранее о том, чтобы подготовить ребёнка к посещению сада.

  • То есть за несколько месяцев начали рассказывать ребёнку о чудесной сказочной стране, в которую они скоро попадут, играли с игрушками "в садик", гуляли на его территории или рядом, поясняя, что он скоро посетит это место. Прекрасно, если была возможность заранее познакомить ребёнка с воспитателем, показать группу. Это даёт шанс, что процесс адаптации пройдёт менее болезненно. Особенно, если у ребёнка получилось не просто пару минут видеть воспитателя, а удалось поближе пообщаться.

Детям, не имеющих хронических заболеваний, физически здоровым и не часто болеющих простудными заболеваниями.

  • Период адаптации требует немало физических сил для того, чтобы привыкнуть к новому и жаль, если эти силы будут потрачены на борьбу с болезнями.

Детям, которые в некоторых вопросах достигли самостоятельности.

  • Примерно за месяц до поступления в сад родители должны подогнать режим ребёнка к тому, который будет в стенах детского сада: в 7-30 подъём и утренние процедуры (умывание, чистка зубов, одевание); в 8-30 необходимо уже прибыть в сад; в 8-40 завтрак; в 10-30 утренняя прогулка; 12-00 возвращение в группу с прогулки; в 12-15 обед; с 13 до 15 тихий час; в 15-30 полдник. Желательно укладываться на ночной сон не позже 20-30.

Детям, чей рацион питания схож с садовским.

  • Еда и питье являются залогом уравновешенного состояния, ведь увидев более-менее знакомую еду на своей тарелке, ребёнок быстрее начинает кушать в саду. Основой садовского рациона считаются такие блюда, как каши, запеканки, тушеные овощи, различные супы, всяческие котлеты, сырники, омлет.

Если ни одно из условий не соблюдено, то детям на первых порах придётся нелегко. Особенно трудно придётся деткам, чьи родители никак не подготовили их в походу в сад, из-за чего данная новость стала неожиданностью.

Бывает, конечно, что посещение детского сада начинается для ребёнка неожиданно, в связи с непредвиденными обстоятельствами, такими как болезнь родственника, ранее ухаживающего за ребёнком дома. Бывает тяжело и тем ребятам, чьи мамы или другие близкие родственники являются работниками сада.

Причины неуправляемого поведения: 9 основных

Бывают моменты, когда ребёнок в период адаптации к саду ведёт себя так, что у родителей могут возникнуть сомнения насчёт возможности адаптации к саду вообще. Их очень пугает необычное поведение их чада, несвойственное ему ранее. Необходимо отметить, что то непривычное поведение, которое теперь вынуждены видеть родители, является типичным для всех детей, которые находятся в процессе адаптации к саду. В такие моменты каждой маме может показаться, что эта проблема возникла только с её ребёнком, а у всех остальных детей проблем не возникает. Это вовсе не так.

Вот некоторые, наиболее часто встречаемые изменения в поведении детей во время адаптации.

1. Эмоции

Первые дни в саду отличаются особым отрицательным настроением, дети испытывают негативные эмоции: кто-то плачет "за компанию", кто-то изредка хнычет, а некоторые находятся в состоянии частого приступообразного плача. Особого внимания требуют дети, испытывающие чувство страха (боязнь воспитателя, сверстников, того, что мама бросила его и не вернется), гнева (ребёнок вырывается, сопротивляется, если хотят его раздеть, может ударить взрослого), заторможенность и состояние депрессии, когда ребёнок не проявляет эмоций вообще. Нужно быть готовыми к тому, что в первые дни малыш может не испытывать положительных эмоций или же испытывать их очень мало. Его огорчает тот факт, что так надолго приходится расставаться с мамой и привычной ему средой. Если на первый взгляд кажется, что ребёнок доволен и счастлив нахождению в саду, то это, скорее всего реакция на яркий стимул, к примеру, наличию большого количества новых интересных игрушек.

В это время необходимо запастись терпением. Вскоре, отрицательные эмоции обязательно сменяется положительными, именно тогда можно будет считать, что период адаптации завершился. Однако, плакать ребёнок при расставании с мамой может ещё долгое время. Но если после её ухода он быстро отвлекается и успокаивается, то можно считать, что адаптация прошла успешно.

2. Особенности контакта с воспитателем и другими детьми

Социальная активность в первые дни пребывания в саду заметно снижена. Отмечается изменение поведения даже у активных и общительных детей, они становятся беспокойными и могут замкнуться в себе. Помните, что малыши 2-3 лет не играют вместе и в играх, как правило, не взаимодействуют. В этом возрасте ещё нет понятия сюжетно-ролевой игры, включающую несколько детей сразу. Поэтому не расстраивайтесь, если ваш ребёнок не играет со сверстниками. Судить об успешной адаптации можно, опираясь на изменения в поведении ребёнка. Если малыш охотно взаимодействует с воспитателем, общаясь с ним и выполняя просьбы, соблюдает принятый режим, то можно считать, что адаптация идёт вполне успешно.

3. Познавательная активность

Первое время из-за стрессовой реакции может отмечаться снижение познавательной активности. В такие моменты ребёнок перестаёт интересоваться даже игрушками. Некоторым детям, для того, чтобы сориентироваться, необходимо побыть наедине с самим собой, посидеть в стороне. В дальнейшем ребёнок постепенно начнёт сам включаться в игровую деятельность и осваивать окружающее пространство.

4. Приобретаемые навыки

Из-за воздействия внешних изменившихся воздействий сначала ребёнок может утратить на некоторое время имеющиеся навыки самообслуживания (умение пользоваться горшком, столовыми приборами, носовым платком и др.). Адаптацию можно считать успешной, если дети не только вспомнят забытые умения, но и будут присутствовать абсолютно новые достижения, которых не было до посещения сада, которым ваш малыш научился именно там.

5. Особенности изменения речи

В первое время можно заметить, что словарный запас становится меньше, чем был, появляются упрощённые предложения или слова. Не переживайте, когда адаптация завершится, всё придёт в норму и речь даже обогатится.


6. Двигательная активность

От темперамента ребёнка зависит как он будет вести себя в саду. Один будет неуправляемо активным, другой "заторможенным". Активность в саду будет влиять и на поведение дома. Восстановление нормального поведения в домашних условиях, а потом и в саду - хороший признак.

7. Особенности сна

Сон ребёнка будет меняться в зависимости от того, оставят ли его на дневной сон сразу или нет. Сначала он будет засыпать там плохо, периодически просыпаясь с плачем или тревожно вскакивать. Из-за переизбытка эмоций может измениться сон и дома. Когда адаптация завершится, сон и дома, и в саду придёт в норму.

8. Особенности аппетита

В первые дни у детей наблюдается снижение аппетита. Причина тому- незнакомая, непривычная пища (касается это как вкуса, так и вида), а так же влияет и стрессовая ситуация. Если аппетит у ребёнка в норме и он начинает хотя бы немного есть, пусть даже не всю порцию - это хороший знак.

9. Здоровье

С началом посещения сада у ребёнка значительно снижается способность борьбы организма с инфекциями и он может заболеть в течение первого месяца посещения сада. Мамы, конечно же ждут скорейшей нормализации поведения и очень огорчаются, когда этого не происходит. В среднем, процесс адаптации занимает от 3 до 4 недель, но может занять и от 3 до 4 месяцев.

Подготовка к детскому саду

Если вашему ребёнку предстоит пойти в сад уже осенью, то следует заранее подготовиться к этому событию и подготовить не только его, но и себя.

1. Не волнуйтесь.

Все будет нормально. Не нужно переносит свои страхи на ребёнка, не озвучивайте в его присутствии возможных трудностей. Но так же не стоит впадать и в другую крайность, рисуя перед ребёнком слишком радужную картину пребывания в саду. Лучшее решение в данной ситуации - это принятие позиции необходимости.

2. Следите за режимом дня ребёнка.

Необходимо, чтобы за лето он научился легкому пробуждению за час до выхода из дома в сад. Если у вашего ребёнка уже отсутствует дневной сон, то следует приучить его просто лежать в кровати. Играйте с ним в разнообразные игры (пальчиковые, с запоминанием выученных песен или стихов, самостоятельному сочинению рассказов и сказок), чтобы он знал, чем себя занять, пока остальные спят. Можно дома попробовать порепетировать всеобщий тихий час.

3. Регулярность.

По возможности, постарайтесь приучить малыша посещать туалет по большому приблизительно в одно время. Главное, чтобы это время не совпадало с прогулкой. По-маленькому же ребёнок должен научиться ходить заранее (перед сном, перед выходом на прогулку или в сад), а не когда уже нет сил терпеть.

4. Рацион питания.

Постарайтесь приблизить рацион питания вашего ребёнка к садовскому, избавьтесь от привычки есть всухомятку и «кусочничать» между приёмами еды. Снижение калорийности может помочь развить аппетит. Если у вашего ребёнка имеется проблема с принятием пищи, он очень долго ест или имеет проблемы с аппетитом, то это повод поговорить с воспитателем, попросить его быть терпеливее и мягче в этом вопросе. Проблема с аппетитом - одна из причин, по которой ребёнок может не хотеть идти в сад.

5. Закаливание.

Подумайте о закаливании, оно благоприятно скажется на здоровье ребёнка. Один из эффективных и простых способов - хождение босиком летом, не зависимо от погоды. Это действие укрепит и иммунную, и нервную системы. Благоприятное воздействие окажут на детский организм водные процедуры, если не очень контролировать время пребывания ребёнка в воде и её температуру. Можно так же закалять холодным питьем. Давайте мороженое, соки и другие напитки прямо из холодильника.

6. «Традиция» прощания

Дети, плачущие при расставании с мамой встречаются довольно часто. Иногда приходится долго уговаривать их успокоиться, даже если с ними остались другие родственники. В случае же, когда ребенок легко расстается с мамой на определенное время, останется только поменять «традицию» прощания.

Можно возложить на ребенка некие обязанности, такие как небольшая помощь маме в сборах на работу, можно попросить найти и принести сумку, перчатки, позволить выбрать шарфик. Как вариант, можно проводить маму до лифта или дождаться пока она выйдет на улицу и помахать ей из окна.

Можно включить данные действия в каждодневные «взрослые обязанности», тогда гарантировано, что малышу не так трудно будет отпускать маму, он будет чувствовать важность своей помощи.

Однако же есть детки, которые очень болезненно и проблематично переживают мамино отсутствие, у них может наблюдаться ухудшение сна и аппетита. Ребенок может даже отказаться от вечернего приема пищи и не ложиться спать, пока мамы нет дома. В такой ситуации лучше обратиться за помощью к психологу.

Как правило, в таком поведении виноваты взрослые. Они могут спровоцировать такую реакцию, если слишком тревожно ведут себя по отношению к ребенку, неправильно оценивают свою роль в жизни малыша. Для того, чтобы искоренить проблему, необходимо начать с внутреннего состояния мамы. Можно моделировать такие ситуации, когда ребенок сам захочет, чтобы мама отлучилась на какое-то время.

Например, можно попросить подготовить сюрприз маме, чтобы она этого не увидела. Если вы уходите надолго – возложите обязанности следить за домом (за домашним животным, если есть) не других взрослых, а ребенка. Можно попросить выполнить какие-нибудь просьбы и обговорить, чтобы он успел сделать это до вашего прихода, пусть самостоятельно проследит за своим режимом. Когда вернетесь, расспросите ребенка о пройденном дне и похвалите за достижения.

7. Коммуникабельность.

Последите, как ваш ребенок взаимодействует со сверстниками. В 3-4 года дети еще не взаимодействуют между собой, а только учатся этому. Поход в сад существенно влияет на это процесс, ускоряет его. Посмотрите, обращает ли он внимание на группы играющих детей, если общение дается ему трудно, то помогите, научите его здороваться, предлагать для игры свои игрушки и меняться с другими детьми. Хорошо, если в летнее время у вас на даче образуется большой детский коллектив, в этом случае можно договориться с другими мамами о своеобразном «дежурстве» и контролировать игровую деятельность детей по очереди. При этом, все возникающие вопросы дети должны будут решать с «дежурной мамой».

8. Игрушки для детского сада.


Чем мама может помочь

Любая мама хочет облегчить адаптацию ребенка к саду, тем более, если видно, что ему там непросто. И это очень хорошо, потому что реально. Для того, чтобы облегчить адаптацию ребенка к саду можно использовать целый комплекс мер. Состоит он в создании дома особой доверительной обстановки, которая будет щадить нервную систему младшего дошкольника.

  • О саде и о воспитателе в присутствии ребенка всегда говорите в положительном ключе. Даже если считаете наоборот, но привив малышу чувство уважения по отношению к воспитателю, вы облегчите ему пребывание в садике. В присутствии других взрослых при ребенке расскажите о вашей группе, похвалите сад в целом.
  • Оставляйте режим дня таким как в саду и в выходные дни. Можно лишь разрешить ему поспать подольше, но так, чтобы это не повлияло на то, что весь режим сдвинется.
  • Облегчить адаптацию ребенка в саду можно не отучая от соски или бутылочки. Это приведет к излишней нагрузке на нервную систему.
  • Постарайтесь создать дома спокойную атмосферу, без конфликтов. Чаше прибегайте к тактильным ощущениям, обнимайте ребенка, гладьте по голове, хвалите, говорите ему ласковые слова. Именно сейчас он очень нуждается в вашей поддержке.
  • Относитесь терпимее к его маленьким капризам. Причиной возникновения капризов является перегрузка нервной системы. Отвлеките малыша сменой деятельности, пожалейте.
  • Разрешите взять ему из дома небольшую мягкую игрушку. Игрушка послужит вашему ребенку своеобразным заменителем мамы, частичкой дома.
  • Используйте в качестве помощника игры или сказку. Можно рассказать ребенку сказку о каком-нибудь сказочном персонаже, который впервые пошел в садик. Поведать, как ему было неуютно, необычно и страшно, и как потом он нашел там много друзей в лице деток и воспитателей. Можно придумать целый кукольный театр. Кульминацией сказки обязательно должно быть возвращение мамы за персонажем. Это будет главным значимым событием, чтобы ваш малыш понял, что мама всегда вернется за ним и бояться нечего.

Спокойное утро

Пристальное внимание должно уделяться организации утра, так как от того, как прошло утро, будет зависеть, как будет организован день и у ребенка, и у мамы. Так как труднее всего и для родителя, и для его чада дается расставание, то необходимо придерживаться правила – спокойствие мамы равно спокойствию ребенка.

  • Общение и дома, и в саду должно быть спокойным и уверенным. Мягко, но в то же время настойчиво просите поскорее проснуться, одеться и т.д. озвучивайте при ребенке все свои действия, говорите уверенно, но не слишком громко. При пробуждении может помочь тот персонаж, про которого вы слагали сказки о садике. Ребенок быстрее соберется, если будет видеть, как его плюшевый друг хочет с сад.
  • Если расставаться ребенку легче с папой или бабушкой, чем с мамой, то можно в первые дни просить их отводить ребенка в сад, чтобы расставание не так сильно травмировало. Из наблюдений воспитателей можно сделать вывод о том, что ребенок на расставание с разными родственниками реагирует по-разному, кого-то долго не хочет отпускать от себя и плачет после ухода, а с кем-то расстаться ему очень легко и безболезненно.
  • Сообщите ребенку, когда точно вы придете (после сна, или после прогулки, или после обеда). Малышу будет намного проще ждать маму в определенный период времени, нежели каждую минуту. Важно сдержать слово и не задерживаться.
  • Придумайте особый ритуал при прощании (помахать из окна рукой, сказать «пока», обняться). После выполненного ритуала не оборачиваясь и быстро уходите. Чем быстрее вы уйдете, тем меньше ребенок будет переживать.

Постарайтесь не ошибаться

К сожалению, многие родители ошибаются в некоторых действиях, и это мешает облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Ни в коем случае нельзя:

  • Нельзя ругать малыша за то, что он плачет при озвучивании необходимости идти в садик или при расставании. Помните, это нормальная реакция ребенка. Упреки в его сторону не будут эффективны. Лучше в очередной раз напомнить ему, что вы за ним придете, указав точное время.
  • Нельзя пугать детским садом («если ты не будешь слушаться, то снова пойдешь в детский сад пойдешь!»). ребенок не полюбит место, которым можно испугать.
  • Нельзя в присутствии ребенка обсуждать отрицательные стороны детского сада. Ребенок перенесет ваше мнение на себя и будет считать сад плохим местом. Тогда о тревоги и вовсе невозможно будет избавиться.
  • Нельзя не держать слово. Не обманывайте ребенка, что скоро заберете его, если ему предстоит остаться на полный день или на сон. Всегда говорите как есть, помните, он будет вас ждать именно тогда, когда вы озвучите. В этом случае лучше горькая правда, зато вы не рискуете потерять его доверие.

В помощи нуждается так же и мама

Беспокоясь о том, как облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду, постоянно думая о грядущих проблемах и том, как оказать необходимую помощь можно понять, что мама находится не в меньшем стрессе, нежели ребёнок. Ей так же необходима поддержка и помощь, но, как правило, она её не получает. Зачастую мамами игнорируются эмоции, которые они испытывают. Для них на первом месте стоят потребности ребёнка. Но первый поход в сад тяжело даётся обеим сторонам, так как это, возможно, первое расставание мамы с ребёнком, на достаточно длительный период.

От мамы, в целях помощи себе, требуется:

Уверенность в необходимости посещения детского сада.

  • К примеру, маме очень нужно выйти на работу для улучшения финансового положения в семье. Чем уверенней мама будет в целесообразности посещения сада, тем больше у неё будет уверенности в скорейшем достижении цели - адаптации.

Поверить в своего ребенка, понять, что о не так слаб, как вы думаете.

  • Даже если адаптация проходит со слезами на глазах, это не значит, что она не под силу вашему ребенку. Он может выдержать достойно это испытание. Плачет – это не плохо, как бы глупо не звучало. Малыш переживает расставание с самым близким человеком, не удивительно, что это его так расстраивает. Спустя время плакать он перестанет, так как будет знать, что вы точно за ним придете, так же как и вчера, и позавчера, и неделю назад. Намного хуже, если ребенок слишком погрузился в состояние стресса и депрессии и не может даже слезами показать свои эмоции. Плач не дает нервной системе перегружаться, он помогает ее работе, он является способом борьбы со стрессом. Поэтому не нужно бояться детского плача и уж тем более сердиться из-за него. Детские слезы, несомненно, заставляют «рваться» ваше сердце, но вы обязательно справитесь.

Воспользоваться предложенной помощью.

  • Если вдруг вам посчастливилось и в вашем саду есть педагог-психолог, то можно обратиться к нему за помощью. А помочь он может как ребенку (справиться с адаптацией), так и его родителям, уверив в том, что работают в саду настоящие специалисты своего дела и бояться нечего. Для своего успокоения можно попросить воспитателя оповестить вас, насколько быстро ваш малыш успокаивается после вашего ухода.

Заручиться поддержкой других мам.

  • Так же как и вы, есть множество мам, которые так же переживают о том, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Вы можете объединиться, делиться опытом, поддерживать друг друга в общей проблеме. Вместе делитесь успехами своих деток и радуйте себя.

Теперь вам стало известно, что многие негативные особенности поведения вашего ребенка в период адаптации являются нормой и встречаются практически у всех детей. Вы получили несколько полезных советов, которые помогут вам облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Важно помнить, что появившиеся отрицательные моменты являются временным явлением и скоро вовсе сойдут на «нет». Пройдет немного времени, и вы с гордостью сможете отметить новые достижения и навыки, приобретенные вашим ребенком в стенах детского сада.

Для деток, привыкших находиться рядом с родителями, первые посещения детсада становятся стрессом. В этот период они нуждаются в понимании и поддержке взрослых.

Поведение детей в адаптационный период

Каждый ребенок – это личность, поэтому адаптация в детсаду для каждого проходит по-разному. На ее продолжительность способно влиять много факторов. Большую роль играет характер и темперамент ребенка, состояние здоровья, атмосфера в семье, личность воспитателя, уровень подготовки к детскому саду и готовность родителей отдать малыша в дошкольное учреждение.

Некоторые дети с первых дней с удовольствием начинают идти в группу, другие устраивают истерики, не желая расставаться с мамой. В коллективе малыши могут вести себя замкнуто или проявлять повышенную активность. Почти всегда в период адаптации к детскому саду поведение детей меняется. Такие изменения наблюдаются и вне стен дошкольного учреждения. Ласковые милые дети могут начать вести себя агрессивно, стать неуправляемыми и капризными. Дети могут много плакать, плохо есть и с трудом засыпать. Многие начинают болеть, у некоторых ухудшается речь. Не стоит пугаться – в большинстве случаев это считается нормой. Дети, вырванные из привычной среды, не осознают, что с ними происходит и таким образом реагируют на переживания и нервные потрясения. Как только ребенок привыкнет к детскому саду, его состояние нормализуется.

Период адаптации может иметь разную длительность – все индивидуально. В среднем он занимает 1-2 месяцев, но может затянуться на полгода, а в некоторых случаях и больше. Намного сложнее проходит привыкание к детскому саду у часто болеющих или пропускающих садик детей.

Подготовка к детсаду

Необходимо позаботиться о подготовке малыша к детскому саду. Детям, которые проводили достаточно времени со сверстниками, которые обладают элементарными коммуникативными навыками и умеют себя обслужить, будет легче привыкнуть к новым условиям. Чем лучше у малыша будут развиты подобные навыки, тем меньше вероятность испытать физический и эмоциональный дискомфорт, пребывая вдали от родителей в незнакомом коллективе.

Как облегчить адаптацию

На время адаптации ребенка в садике постарайтесь снизить нагрузку на его нервную систему. Не посещайте шумные мероприятия и ограничьте просмотр телевизора. Уделяйте малышу больше внимания, читайте ему книги, ходите на прогулки, играйте в спокойные игры. Старайтесь не критиковать и не наказывать ребенка, дарите ему любовь и тепло. Для облегчения адаптации можете воспользоваться рекомендациями:

  1. Отведя ребенка в садик, не устраивайте долгих прощаний возле группы, это может спровоцировать истерику. Лучше скажите ребенку, что вам нужно уходить и что вы придете за ним после обеда или сна.
  2. Не показывайте своих переживаний, так как ваше волнение передастся ребенку.
  3. Если ребенок тяжело расстается с мамой, попробуйте, чтобы в детский сад его отводили папа или бабушка.
  4. Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, можете дать ему с собой любимую книгу или игрушку.
  5. Одевайте ребенка в садик в удобные вещи, в которых он будет себя чувствовать свободно и раскованно и которые сможет сам снять и надеть.
  6. На выходных придерживайтесь такого же режима, как и в детском саду.
  7. Не поддавайтесь на провокации и обращайте меньше внимания на капризы ребенка.
  8. Не пропускайте детский сад без уважительной причины.
  9. Придумайте мотив для посещения детсада. Например, там ребенку нужно поздороваться с аквариумными рыбками или в группе по нему скучает мишка.

Одни детишки быстро привыкают к детскому саду, другим же необходимо время, чтобы привыкнуть к новым для него условиям. Но зачастую и сами взрослые совершают ошибки, которые ухудшают . Сегодня мы с вами и займемся рассмотрением ключевых ошибок, допускаемых при адаптации, которые допускают большинство родителей.

Вы слишком быстро уходите от малыша

Все мы спешим поскорее отдать ребенка и убежать на работу. Но только это одна из главных ошибок адаптации ребенка к детскому саду. Если это первые дни в садике, то тем более нельзя уходить, не попрощавшись. Что вы можете сделать?

1. Поцелуйте кроху перед уходом.
2. Скажите ему, когда придете за ним.
3. Не растягивайте прощание надолго. Если малыш плачет, то обнимите и успокойте его. Когда он очень не хочет вас отпускать, заберите его пораньше и пообещайте, что кроха пробудет в садике недолго.
4. Придумайте короткий, но приятный ритуал прощания. Например, поцеловав в обе щечки.

Если игнорировать эти советы и поступать по-своему, думая о работе, а не о ребенке, вы можете нанести крохе психологическую травму. Он будет бояться, что мама покинет его и больше не придет, станет очень зависимым от родителей и адаптация затянется на долго.

Вы оставляете его на полный день

Если вы хотите, чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко, то наберитесь терпения. Маме, которая просидела с ребенком 3 года, обязательно захочется почувствовать свободу. Но только не ценой настроения малыша.

1. Первое время оставляйте кроху на несколько часов.
2. Если он эти часы проводит в садике без слез, в течение нескольких недель забирайте его до отхода ко сну.
3. После этого этапа можете оставлять на полный день.
4. Перед поступлением в садик погуляйте на его территории и покатайтесь на каруселях, расположенных там. Таким образом, вы расширите зону комфорта малыша, и он скорее привыкнет к своему «месту работы».
5. Если кроху оставить трудно, попроситесь побыть в группе. Пусть малыш привыкает к детям и обстановке под вашим наблюдением.


Родители, соблюдайте режим дня!

Вы не соблюдаете одинаковый режим дома и в саду

Для многих деток тихий час становится настоящим стрессом. Но только при условии, что они не привыкли спать днем. Режим в саду и дома непременно должен совпадать.

1. Консультируйтесь с воспитателями. Их педагогическое образование и опыт помогут вам решить множество проблем.
2. Старайтесь полностью соблюдать режим дня как в саду: тихий час, питание, игры в одно и то же время.
3. Не балуйте ребенка мультиками перед тарелкой супа или чаем в зале. Для адаптации ребенка в детском саду нужна дисциплина. Если он привык так кушать и пить чай, где захочет, в садике таких поблажек ему никто не даст. Это приведет к стрессам и истерикам.

Вы плохо говорите о садике

Как может ребенок адаптироваться в детском саду, если мама сама говорит ему о том, как плакала в садике и хотела домой? Не стоит свои проблемы переносить на малыша.

1. Говорите о садике радостно.
2. Находите как минимум 3 плюса посещения садика и рассказывайте о них малышу.
3. Читайте меню перед тем, как завести ребенка в группу. Такой маленький ритуал очень нравится детям, да и к тому же они будут знать, что их ждет на завтрак, обед и ужин. Если это любимый гороховый суп или вкусный пирожок, у крохи быстро поднимется настроение.
4. Рассказывайте малышу о воспитательнице как о доброй тете, которая хочет, чтобы деткам в садике было интересно.
5. Смотрите мультики, фильмы и читайте книги, в которых по-доброму описывается жизнь детей в саду.

Вы игнорируете чувства малыша

Возможно, кроха закатывает вам истерики каждый день, тогда ни о какой адаптации ребенка в детском саду не может быть и речи. Проблему нужно решать.

1. Не стоит обзывать малыша плаксой и тем более ставить в пример других детей, которые молча идут в сад. Так малышу станет еще обиднее.
2. Вытрите слезы, расскажите, как вы понимаете малыша. Будьте готовы успокоить его или подождать, пока он выплеснет эмоции в виде плача, но не ругайте за это.
3. Не пугайтесь того, что кроха постоянно будет плакать. Рано или поздно он привыкнет. Наоборот, слезы – это нормальная реакция на перемены в жизни.

Вы сильно спешите по утрам

Неорганизованное утро часто приводит к тому, что ребенок не успевает настроиться с домашней обстановки на обстановку в детскому саду, что сильно влияет на адаптацию.

1. Ложитесь спать пораньше (не позже 21:00). Тогда кроха выспится и у него будет более благожелательное настроение.
2. Заранее подготовьте детскую одежду, чтобы впопыхах не метаться по комнатам и тем самым не создавать нервную обстановку дома.
3. Утром также незаменимы маленькие ритуалы: купите вкусную зубную пасту, красивую расческу для девочки. Любимые предметы и атрибуты создадут крохе более положительное настроение.

Вы стараетесь придумать больше развлечений для ребенка

Иногда случается так, что родители пытаются ускорить адаптацию ребенка в детском саду путем создания ему множества развлечений. Помните, что постоянная смена обстановки перегружает детскую психику.

1. Нагрузка в садике на психику малыша и так довольно большая, поэтому пусть кроха после сада дома отдыхает, а не собирается на дополнительные секции и кружки.
2. Если же вы очень хотите дополнительно развивать малыша, запишитесь в кружок по интересам, но он не должен для детсадовца проходить чаще раза в неделю.

Вы слишком держите ребенка при себе

Иногда мама слишком привязывает малыша к себе и не дает ему вздохнуть свободно. Ребенок и рад был бы играть сам, но мама не оставляет его ни на секунду – спит с ним, кушает с ним или даже кормит из ложечки. Подготовка ребенка к детскому саду очень затруднена, если он несамостоятельный.

1. Научите кроху обслуживать себя самому. Пусть он кушает без помощи и мамы и засыпает тоже.
2. Если кроха играет сам и вовлечен в процесс игры, не мешайте ему резвиться. Так у детей организуется самостоятельность и умение развлечь себя без посторонних.

Когда лучше отдавать малыша в сад

Идеальна в возрасте трех лет. Именно тогда у детей развивается независимость от родителей, но в то же время в 3-4 года они остаются привязаны к маме. Вроде хочется к деткам, но и отпускать родителя не хочется. Поэтому подготавливайтесь заранее, гуляя на территории детского сада и знакомясь с воспитателями.

Некоторые родители отдают своих малышей в ясельную группу. Такие дети проще адаптируются к новым условиям, но тогда очень отдаляются от родителей. В идеале нужно постараться как можно дольше оставаться дома с ребенком, чтобы не нарушалась связь мама-ребенок. Как только увидите, что кроха все больше требует независимости – смело отдавайте в сад.

Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду?

1. Адаптация – это привыкание к новым условиям. Когда человек начинает себя чувствовать в них комфортно, это означает, что он адаптировался. Как еще вы можете помочь малышу?

2. Здоровье – важнее всего. Отдавайте в садик только физически здорового ребенка. Для этого соблюдайте режим дня, кормите рационально и обеспечьте кроху всеми витаминами.

3. Доброта и общительность. Перед определением в садик старайтесь больше гулять с крохой на детской площадке. Учите малыша делиться игрушками и вливаться в игру.

4. Меньше грубости. В первые дни садика старайтесь кроху меньше наказывать за провинности. Он должен ощущать вашу любовь.

Правила адаптации совсем несложные. Здесь важна постепенность и спокойствие. Будьте в хорошем настроении как можно чаще, и заметите, что кроха тоже не хандрит.