Таджикская свадьба обычаи и традиции. Свадебные обычаи и традиции таджикистана. Сватовство и помолвка

Выйти замуж и родить минимум двух детей - мечта каждой таджички. Но через что ей нужно пройти, чтобы стать счастливой женой и мамой, знают не все. А ведь свадьба по-таджикски - это не только яркое и незабываемое событие, но и комплекс обрядов, мимо которых пройти просто нельзя.

Никах в Таджикистане

Начнем сразу с никаха (бракосочетание). Без никаха, естественно, никуда. Нет никаха - нет семьи. Обряд венчания обязателен и имеет несколько условий, важнейшее из них - ответ невесты. Вот здесь как раз-таки всегда наступает хаос.

По исламским традициям для совершения никаха достаточно согласия попечителя, но для пущей убедительности в светском Таджикистане спрашивают согласия и у невесты. И в этот очень ответственный момент у таджичек включается упрямство и несговорчивость.

Раз у нее спросят, она молчит, два - молчит, на третий с уговорами подключаются родственники и подруги, которые до боли щиплют руку молчаливой красавице, а она не издает ни звука. Молчание - золото, конечно, но в данном случае это просто знак смущения и еще таджикская традиция: невеста не должна сразу давать согласие и кидаться на шею жениха. Не по-таджикски все это.

И тут начинается самое интересное: чтобы "подсластить" девушку, свидетели со стороны жениха кладут на праздничный дастархан дорогие подарки, а затем и деньги. Иначе не выдавить у красавицы положительного ответа, и затянется процесс уговаривания надолго.

И наконец, в очередной раз, когда мулла уже довольно нервно задает вопрос, согласна ли она стать супругой того самого парня за дастарханом, сидящая с опущенной головой под чадрой красавица под натиском родных вполголоса говорит: "Да".

Со стороны это может показаться наиграно, поскольку "Нет" она вряд ли бы уже сказала: будь она против, дело бы ведь и вовсе не дошло до никаха. Но что бы там ни гласили традиции, истинной таджичке все равно стыдно вот так сразу быстро ответить на такой важный вопрос.

Тукуз и обряд повиновения в Таджикистане

Вот подтвердила она свое желание и должна, по сути, уйти к супругу, но не тут-то было — уйти ей теперь уже не дают соседские детишки, которые перед свадебным кортежем натянули трос и требуют выкуп за красавицу. Да, вот так тяжело забирать к себе таджичку!

В больших городах Таджикистана это уже, конечно, не практикуется, но вот в дальних районах обычай сохранился.

За невесту просят много. Надо ведь, чтобы хватило на всех. Однако особо обнаглевших взрослые все-таки разгоняют. А то сторона жениха может в будущем припомнить ей, как дорого она им обошлась и будут ждать ее не совсем приятные дни…

Но задолго до всей этой "борьбы" с переездом к мужу, будущей жене за пару дней нужно еще и отчитаться перед подругами и соседями. По такому случаю ее родители созывают всех на мини-вечеринку под названием "Тукузбинон".

На этом мероприятии оценивается все, что принесли в подарок невесте родители жениха. В основном все кладется в сундук. Дарят, кстати, много всякого - от нижнего белья и косметики до дорогостоящей посуды и золота. И да, все это показывают гостям.

Делается это, кстати, не ради забавы, а чтобы показать, в какие руки уходит дочь. Если подарки хорошие, значит и бедствовать не будет, заживет в достатке, а если нет, то будет с мужем делить все: и сложные дни, и хорошие.

Далее, когда, наконец, невеста приходит в дом будущего супруга, ее там ждет натянутый в полкомнаты сюзане (вышитый вручную настенный ковер). За ним должно произойти интересное событие. Не то, о чем вы подумали, а просто обряд повиновения.

Девушка из рук старших семьи пробует мед, а потом должна своему суженому позволить наступить ей на ногу. Так она дает понять, что собирается быть послушной невесткой и супругой и что муж - глава семьи. Иногда этот процесс, конечно, превращается в забавную игру, когда невеста убирает ногу. Но так желательно не делать. Это снова будет не по-таджикски.

И только после всего этого она заживает с миром и любовью в новой семье, где любовь к младшим и уважение к старшим основа всех основ.

Свадебный обряд в Таджикистане

Так уж повелось, что традиционная свадьба в Таджикистане — событие, требующее серьезных финансовых затрат. Помимо стандартных трат на свадебное платье, костюм жениха, цветы, аренду автомобиля, банкетного зала и, конечно, организацию богатого праздничного стола, в Таджикистане нужно позаботиться о подарках жениха и невесты.

Так, предполагается, что мужчина обеспечит свою молодую жену жилплощадью — домом или квартирой. А она в свою очередь должна обставить их семейное гнездышко — сделать ремонт, купить мебель. Все это, конечно, требует немалых денег.

Кроме этого, на свадьбу нужно позвать всех друзей и родственников. Число приглашенных может с легкостью перевалить за две сотни человек.

Иногда на свадьбу уходит до 5 тысяч долларов. Для многих в Таджикистане такие траты — непозволительная роскошь. Таджики зачастую не могут позволить себе провести праздник с размахом, но, как говорится, чтобы не ударить в грязь лицом, берут кредиты.

Чтобы остановить негативную практику, президент Таджикистана подписал закон об обрядах. Теперь в введены ограничения на пышные и помпезные свадьбы.

Теперь торжество должно праздноваться в выходные с 8.00 до 22.00 и в будни с 18.00 до 22.00. Продолжительность празднования свадьбы устанавливается до трех часов.

Свадьба у таджиков всегда отмечалась в доме невесты.
Здесь накрывали на стол, развлекали и угощали гостей, именно сюда и приезжал жених невесты.
Он должен был остаться на 3 дня в доме невесты, лишь только потом…

Особенностью национальной свадьбы было то, что она всегда отмечалась только в доме невесты. Здесь накрывались столы, угощали гостей, сюда жених приезжал к невесте. На три дня он обязательно оставался в доме будущей жены. Только потом приезжали друзья жениха и забирали его и невесту к себе домой.

По традиции, молодожены первый год должны прожить в доме родителей супруга и лишь только потом могли переезжать в собственный.
Остановимся несколько подробнее на свадебном дне. В старину он делился на два этапа: утренний — в доме невесты и более поздний — вечернее празднество.

С утра жених вместе со своими друзьями и родственниками в сопровождении замечательных музыкантов приезжал в дом девушки, где их встречали и угощали. Уже наряженная невеста ожидала своего жениха в окружении своих подруг.
В доме невесты на видном месте были развешаны все ее наряды и «чимилик». Сбоку от него висели деревянная ложка, нож и острый красный перец. Нож символизировал храброго и смелого сына; ложка должна была «помочь» родиться дочке-хозяйке и перец оберегал молодую пару от сглаза. Привязывание «чимилик» доверялось только счастливой паре, которые прожили долгую совместную жизнь в первом браке.

Невеста выходила к гостям в сопровождении подруг, которые держали над ее головой красивый расшитый золотом ковер — символ счастливой «крыши» в браке. Невесту заводили в «чимилик». Туда же, в сопровождении танцующих друзей, в золотошвейном халате — «чапане» входил жених. Родители читали благословляющую молодых молитву, к которой присоединялись все присутствующие.
Вокруг «чимилик», где уже находились жених с невестой, три раза обводили зажженными свечами, чтобы отогнать злых духов. Молодой паре приносили мед. Жених должен был сам попробовать этот мед и дать своей рукой попробовать мед невесте, чтобы жизнь дальнейшая молодых была сладкой.

Молодым приносили зеркало, в которое ранее не смотрелись. В этом зеркале пара должна была взглянуть друг на друга. После этого жених мог надеть на руку невесты часы или браслет.
Наступало время самого важного свадебного обряда — «никох». Его традиционно проводил мулла, который ставил молодоженов в национальных одеждах перед собой и читал им особые строки из Корана.

Во время чтения мулла снимал с невесты 7 платков по очереди, а жених в то время, каждый раз подтверждал свое согласие на женитьбу. После этого, молодые выпивали заговоренную воду муллой из одного кубка, теперь это означало, что муж обязан защищать и обеспечивать свою жену и детей, а жена — во всем слушаться его.
Подготовка к «никоху» у супругов происходила тщательно. За неделю они проводили все вечера за молитвой и соблюдали пост. Жених обустраивал жилье, чтобы невеста было уютно в новом доме, а невеста в то время шила свадебные костюмы.

Национальный костюм невеста носила и после заключения брака в течение 40 дней. В современной свадебной традиции молодожены сразу после «никох» вместе с гостями и родственниками садятся в машину и едут для регистрации в загс. После состоявшейся официальной церемонии регистрации брака они устраивают небольшую прогулку, по окончании которой направляются на свадебное пиршество.

Свадебное застолье

Свадебное застолье на таджикских свадьбах длится три дня. Главным украшением стола является национальное блюдо таджиков — это свадебный плов. У таджиков, даже существует легенда, как однажды, приехал в гости к человек таджик. Приехал и остался. Уезжать он даже не собирался, чем только его не угощал хозяин! Но как только он угостил его пловом, отправился таджик домой.

Без таджикского плова не обходится ни один праздник у таджиков, для них — это целая песня. Плов подают у них традиционно и в конце свадебного застолья.
Ведет застолье пожилой человек, который выступает в роли тамады — «байдерхан». Он должен уметь красиво и образно говорить, предоставлять возможность поочередно высказаться всем гостям и родственникам, произнести напутственные слова; в нужный момент дать сигнал для танца, пения или зрелищной народной игры.

Самый популярный свадебный танец — танец орла. Под задорные звуки бубнов участники торжества поочередно исполняют этот танец на радость гостям и молодым. Не менее популярны шуточные народные танцы, сопровождаемые живой музыкой.

На свадьбе традиционно много поют. Песни выбираются напевные и лирические. Они как бы вплетаются в общий «сценарий» обряда, принося в торжество всеобщую радость. Особенно самобытны одноголосные лирические песни, сопровождаемые смычковыми музыкальными инструментами.
Уже на третий день, «байдерхан» должен снять с головы невесты чадру, только после этого у молодых начинается новая жизнь.

Памир расположен на территории Таджикистана в Средней Азии. Горные районы Памира существенно отдалены от цивилизации, поэтому народы, живущие здесь, не столь современны, как, например, В Памире соблюдаются все таджикские Люди здесь невероятно религиозны, они почитают своих предков и соблюдают законы. Таджикистан - страна мусульманская, со своей культурой. Национальные ценности таджиков не близки современным россиянам, но интересны и любопытны. Особенно интересно изучать культуру проведения свадеб в традиционном стиле.

Памирская свадьба - событие значимое для всех в округе. Как говорят сами таджики, свадьба - это праздник прежде всего, для гостей, для жениха и невесты значение свадьбы немного в другом. начинается с подбора невесты жениху. Зачастую сватовство происходит уже в младенчестве и называется «говорабахш». Молодых девушек и юношей женили либо родители, либо свахи. По традиции, до свадьбы жених и невеста даже не могут поговорить и узнать друг друга получше. Как гласит история, чем моложе невеста, тем лучше. Довольно в раннем возрасте молодая девушка, не вышедшая замуж, считается «старой девой». Памирская свадьба мало чем отличается от свадьбы других мусульман. Здесь также невеста заранее готовит себе приданное, упакованное в 2 сундука. Помогают ей в этом мама, сестры, бабушки и тетушки. Женщины из рода шьют для молодоженов одеяла, подушки и другие постельные принадлежности, веря в то, что своими молитвами и трудом помогут сохранению счастья в браке. Также сотканное тетушками покрывало бережет молодоженов от сглаза и злых духов. В это время жених должен подготовить выкуп (калым) за невесту.

Памирская свадьба, как и любая другая, требует основательной подготовки. Оформление столов на свадьбу, приготовление еды, убранство залов полностью ложится на плечи родственников. Любая свадьба -дело затратное. В Таджикистане принято гулять «на широкую ногу», приглашать сотни гостей, музыкантов и поваров. Традиционным таджикским угощением является плов, приготовленный по специальному рецепту. Люди побогаче заказывают рестораны, куда приглашают добрую тысячу родственников, те же, кто роскоши себе позволить не может, устраивают празднество прямо на улице. Как говорилось выше, свадьба - праздник для гостей. Невеста с подругами в это время уходит за занавеску, где проведет почти весь вечер. В невеста надевает паранджу. По традиции принято, что столы накрываются для мужчин и женщин отдельно, а ровно в 9 вечера веселье прекращается. Также на территории Памир введен «сухой закон», поэтому вместо алкоголя гости и новобрачные пьют чай. По истине, памирская свадьба - самая трезвая свадьба в мире. Говоря о том, что можно, а что нельзя дарить на свадьбу, стоит заметить, что в этом законы мусульман довольно демократичны. Родственники и родители дарят молодым машины, дома. На свадьбе не принято экономить. Подарок должен быть полезным, нужным в быту и не дешевым, ведь вы, как и другие гости, готовите новобрачных к семейной самостоятельной жизни.

Жители Памир - люди гостеприимные, душевные. Они чтят и уважают как свои традиции, так и традиции других народов. Традиционные свадьбы все также популярны в Таджикистане, но народ не отстает и от современного мира. Здесь, как и в других странах, пользуются популярностью услуги тамады, певцов и артистов, способных развлечь гостей в этот радостный день. Гостей родственники молодых всячески ублажают, кормят и поят. Веселье здесь может продолжаться и не один день, ведь свадьбы бывают не так уж и часто. Женихи в Памире знатные, да и невесты ничуть не уступают мужчинам. Как правило, даже не знакомые прежде друг с другом, молодожены хорошо уживаются и счастливы в браке десятки лет.

В нашем агентстве работает таджикский тамада Шукурали , ведущий который сможет провести для таджикскую свадьбу на таджикском и русском языке со знанием традиций в Москве и Московской области.

Начало таджикской свадьбы заложено в сватовстве. Эта процедура у таджиков является первой церемонией, связанной с браком. Здесь происходит официальное представление молодых, знакомство их семей, назначается день помолвки и оговаривается размер калыма. Калым непременный атрибут любой свадьбы, Таджикское понятие слова « помолвка» несет в себе три значения: « кабулдоран » (согласие обладать), « ошхуракон » (угощение пловом) и «оклик» (чистота, белизна). Согласно последнему термину, родители невесты приносят на торжество белую материю, гарантируя тем самым непорочность и чистоту своей дочери.
В состоятельных таджикских семьях принято устраивать дополнительный ритуал, называемый - «закрепление помолвки». Это более масштабное и дорогостоящее событие проходит в доме невесты и обставляется с соблюдением многочисленных деталей.
Родственники со стороны жениха приносят в дом невесты красивые подносы - «лайли», обязательно в четном количестве, на которых разложены ритуальные подарки.
На первом лежат сдобные свадебные лепешки : « гуль-нон», «фатир», «кульча», которые имеют сакральное значение оберегов и пожелания молодым счастливой семейной жизни. Второй поднос доверху наполнен ингредиентами для свадебного плова (рис, мясо и т.д.).
Третий поднос самый « вкусный », туда обычно кладут всевозможные сладости, дабы жизнь у молодых была подобно меду. Четвертый же предназначается персонально для невесты, атрибуты для свадьбы, причем в их числе, обязательно должен быть белый платок, материя для платья и белые туфли.
Особенностью таджикской свадьбы является то, что она всегда отмечается в доме невесты. Именно здесь накрываются столы, угощают гостей, сюда же приезжает и счастливый жених. Три дня он обязан провести в доме будущей жены. И только потом приезжают его друзья и забирают пару в дом родителей жениха.

Традиционно, молодожены первый год после свадьбы живут в доме родителей супруга, и лишь впоследствии могут переезжать в собственное жилье.
Утром назначенного дня, жених, в расшитом золотом национальном халате – чапане, с друзьями и родственниками под звуки народных инструментов, приезжает в дом невесты, где их радушно встречают и щедро угощают. Невеста, в национальном свадебном наряде ожидает жениха в окружении подруг.
В доме, на почетном месте развешиваются все ее наряды и « чимилик » (плотная занавеска в углу комнаты, призванная скрыть молодых во время отправления обрядов и таинств). Рядом с ним висит нож, деревянная ложка, и стручок острого красного перца. Нож символизирует сильного и смелого сына; ложка должна « помочь » родить дочку-хозяйку, а перец, по поверьям оберегает молодую семью от сглаза.
По традиции , невеста выходит к собравшимся в окружении подруг, которые держат над ее головой расшитый золотом ковер - символ счастливого нового дома. Девушку провожают в « чимилик », туда же, сопровождаемый друзьями, входит и жених.

Родители невесты читают молодым благословляющую молитву, к которой присоединяются все присутствующие. Затем благословленных молодых 3 раза обводят зажженными свечами, дабы отогнать всех злых духов, а после паре приносят мед. Соблюдая ритуал, жених сначала сам попробует мед, а потом подносит его и невесте, чтобы их дальнейшая жизнь была сладкой и безмятежной.
Близится время самого главного свадебного обряда - «никох», аналогичного русскому венчанию. Его обязательно проводит мулла (священнослужитель), который прочитает молодым особые суры из Корана. Во время чтения, мулла один за другим снимает с головы невесты 7 платков, получая на каждый снятый платок от жениха согласие на брак.
После молитвы мулла подает паре кубок со святой водой, из которого они поочередно отпивают по глотку, что подтверждает согласие молодого мужа защищать и обеспечивать жену, а ее, в свою очередь, слушать и почитать мужа.
Подготовка к обряду « никох » молодоженами соблюдается очень тщательно. Всю неделю до него они проводят за молитвами и соблюдают пост. Невеста в этот период шьет свадебный наряд, а жених обустраивает их будущее жилье, чтобы молодой жене было уютно и спокойно на новом месте.
После совершения обряда венчания, молодые в сопровождении гостей едут в ЗАГС, а далее по плану все собираются на праздничное пиршество, которое сопровождается обильным угощением, веселыми плясками и красивыми лиричными песнями.
Раньше к свадебным церемониям приурочивались различные спортивные состязания и конные скачки, сегодня такое можно увидеть только в сельской местности, у очень зажиточных молодоженов.
Гуляния заканчиваются далеко за полночь, как правило, уже без молодых, которые уезжают в дом жениха, там им предстоит еще несколько свадебных ритуалов.

Выйти замуж и родить минимум двух детей - мечта каждой женщины из Таджикистана. Но, прежде чем стать счастливой женой и мамой, им приходится пройти длинный путь.

Во многих таджикских семьях родители начинают готовиться к свадебным торжествам своих детей задолго до самой свадьбы, нередко сразу после того, как дети появились на свет. С их рождения родители, беспокоясь о самом счастливом и долгожданном дне, начинают собирать приданое для дочери и думать о калыме для сына. Несмотря на тяжелые времена и бедность (больше половины таджиков живут за ее чертой), жители страны стараются соблюсти основные традиции и правила проведения свадебных мероприятий.

В Таджикистане сильны патриархальные традиции, молодые люди до сих пор несамостоятельны в выборе второй половины. Поиск спутника жизни, как и в былые времена, является делом всей семьи, клана и даже общины. Собираясь в чайхане или на каком-то мероприятии, старшие обсуждают, кому из молодых уже пора выйти замуж или жениться. Тут же могут быть предложены подходящие кандидатуры. Затем информация по сарафанному радио расходится дальше, и к родителям потенциальных невест начинают обращаться посыльные от семей женихов.

Сегодня на помощь ищущим вторую половину пришли новые технологии - сайты знакомств, соцсети, мессенджеры. Правда, к знакомствам в виртуальном пространстве таджики относятся пока с настороженностью, отдавая предпочтение прочно укоренившимся национальным традициям.


При этом в Таджикистане все больше молодых, чьи родители договариваются об отказе от калыма - некогда обязательного условия проведения свадьбы, а в городах отказываются от выкупа. Но остается спрос на приданое. Почитатели традиций уверены, что старинное наследие несет в себе практическую пользу, вступающие в самостоятельную жизнь пары благодаря взрослым менее зависимы от обстоятельств и более подготовлены к реальным будням. Противники пышности считают, что свадебные расходы становятся обременительной ношей, из-за которых таджики, стремясь провести торжества с размахом, залезают в долги и уезжают на заработки.


Таджикские власти несколько лет назад приняли закон об упорядочении национальных обычаев, торжеств и обрядов. В новом законе строго расписаны правила и требования для тех, кому предстоит сыграть свадьбу или провести ритуальные обряды. Власти настоятельно рекомендуют согражданам сократить расходы на проведение религиозных обрядов и свадеб, а также поделить свадебные траты между семьями жениха и невесты.

Молодые должны иметь медицинские книжки с вовремя пройденными осмотрами врачей и не иметь скрытых болезней. Закон регламентирует также время проведения торжеств, число приглашенных гостей, количество угощений и сами торжества. Полностью отменены смотрины, девичники и мальчишники, а также распространенные в Таджикистане поминальные встречи через 20 дней, каждый четверг и другие подобные мероприятия. Теперь торжество должно праздноваться в выходные с 8:00 до 22:00 и в будни с 18:00 до 22:00. Продолжительность празднования свадьбы устанавливается до трех часов.


Любая таджикская сваха знает, куда нужно идти в поисках невест. В первую очередь здесь присматриваются к девушкам - студенткам вузов и средне-специальных учебных заведений. На примере города Худжанд, традиционно в негласном народном рейтинге самым востребованным и популярным местом выбора невест является факультет таджикской филологии, следом за ним идет факультет иностранных языков ХГУ. На третьем месте - худжандский медицинский колледж, далее следуют худжандские филиалы Таджикского технологического университета и госуниверситета коммерции.


Все давно продумано. На филологический факультет приходят те, кто не имеет больших амбиций и карьерных планов на будущее. Предполагается, что такие невестки будут работать в школе или будут хорошими домохозяйками и смогут правильно воспитывать детей. На факультет иностранных языков, наоборот, в основном идут те, кто рассчитывает на карьерный рост, - здесь ищут невест богатые семьи и те, чьи сыновья учатся или живут за рубежом. В медколледж часто тянутся те, у кого в семье тоже есть медики. В два остальных вуза за невестами приходят из состоятельных семей, те, кто хочет иметь дома не только хозяйку, но и образованного человека, способного принести в семью доход.

Здесь еще играет роль финансовый вопрос. Многие девушки обучаются на договорной основе. Стоимость договора в первых трех учебных заведениях сравнительно низкая. Семьи жениха учитывают и этот фактор, примеряют к своим финансовым возможностям, поскольку бремя оплаты за учебу невестки ляжет на их плечи. Свахи спрашивают преподавателей о той или иной девушке - насколько она скромна, воспитанна, вежлива. В отношении внешности критерии такие: просят белых (то есть белокожих), стройных, высоких, красивых или симпатичных, с длинными черными волосами. Сейчас девушки именно с такими приметами востребованы. И чтобы потенциальная невеста была городская.




В селах, где почти все знают друг друга, будущую невестку найти проще. Да и требований у сельчан поменьше. Раньше родители девушки не спрашивали ее, согласна ли она выйти замуж за такого-то парня. Теперь порядки стали немного демократичнее: перед тем как совершить обряд помолвки, молодым парам дают возможность встречаться и узнать друг друга лучше. Однако воспитание сельских девушек зачастую не позволяет им перечить выбору родителей, и, чтобы их не расстраивать, дочери дают согласие на брак с нелюбимым человеком. Иногда давление родителей приводит к трагедиям.


Зачастую главным критерием выбора будущей жены становится богатое приданое. Чем оно больше, тем выше «спрос» на невесту и, соответственно, больше претендентов на ее руку и сердце. Отсутствие приданого, скромность подарков или размер подношений может стать причиной скандалов. Сейчас таджикские женихи выбирают богатых невест. Состоятельность помогает в будущем пережить экономические неурядицы. Мужчина не может найти себе работу, а невеста пришла в дом состоятельная, да еще и работящая. Нередки случаи, когда мужчины безработные сидят, а жены работают.


Традиции очень давят на людей, есть много ненужных условностей. Таджики продолжают не искать женщину и хозяйку, а приводят в дом помощницу, служанку, которая обязана отработать потраченные на нее средства. Согласно традиции, приданое невесты выставляется на всеобщее обозрение, чтобы гости увидели ценности, которые получили жених и невеста после свадьбы.


В Таджикистане до сих пор в каждой семье знают, потомками какого клана они являются. В досоветские времена здесь сложились несколько больших родовых сословий, представители которых относили себя к благородным: оя (тура, хон), мирзо, худжа. Причем оя считаются самыми благородными. Всех остальных, которых причисляли к более низким слоям общества, называли оми. Буквально до последних лет каждый клан связывался родственными узами только с представителям своего клана. Невесту из рода, принадлежащего к оми, выбирали только в исключительных случаях. В таких браках у супруга было преимущество в разрешении споров и конфликтных ситуаций, так как он - из более высокого сословия.


Дочерей в семьях из сословия оя никогда не выдавали замуж за представителей более низких кланов, считая это своего рода принижением достоинства. Но в последние годы эти стереотипы стали меняться. Теперь семьи, так сказать, «благородного происхождения» идут на уступки. Представители оми в последнее время тоже стали состоятельными, многие занимают высокие посты. Это заставляет «забыть» о принадлежности к клану. Ведь одной из главных целей, которые преследуют при выборе жениха или невесты, было и есть сохранение и приумножение семейных богатств, денег, недвижимости. И если раньше ради этого заключали браки даже между двоюродными и троюродными родственниками, то теперь закон запрещает родственные браки.


В Таджикистане к государственным праздникам, например Наврузу или Дню национального согласия, зачастую приурочивают массовые свадьбы для пар из малообеспеченных слоев населения. Они проходят при поддержке местных властей.