История шляпы. Интересные факты, удивительные факты, неизвестные факты в музее фактов

На протяжении всей истории головной убор, как правило, был способен сообщить о социальном статусе, профессии или убеждениях его владельца. Так, например, в средневековой Европе художники и медики носили береты, нотариусы – бобровые шапки, ученые – шапочки с четырехугольной тульей. В средние века банкротов заставляли надевать зеленые и желтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом кризисе.

В Швеции XVIII веке существовали две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые поддерживали политику Франции, вторые – России.

Выражение «безумный, как шляпник» имеет под собой реальную историческую основу. Для того чтобы обработать мех или фетр, раньше использовался нитрат ртути, а ртутное отравление приводит к необратимым повреждениям головного мозга. Поэтому шляпные мастера часто страдали судорогами, слабоумием, потерей памяти и галлюцинациями.

Согласно поверью, если королевскую шляпу примерит на себя человек некоролевской крови – непременно умрет от насильственной мучительной смерти.

В XIX веке дамы носили капор с приклеенными к нему локонами. Создавалось полное впечатление изысканно уложенных волос, фактически под капором волосы никак не укладывались.

Считается, что выражение «эх ты, шляпа» первыми запустили в обиход военные в конце XIX века: оно было адресовано гражданским, носившим соответствующий головной убор.

Самые дорогие шляпы мира

Шляпка любви

Французский дизайнер Луи Мариетт, занимающийся изготовлением эксклюзивных шляпок для мировых знаменитостей, создал шляпу, оцениваемую в $2,7млн. Она создана из платины и инкрустирована бриллиантами. На форму шляпки дизайнера вдохновили плющ и колокольчики – потому шляпка приобрела причудливые извилистые декоративные «стебли». К большому неудовольствию всех коллекционеров, шляпа, созданная дизайнером, для продажи не предназначена.

Шляпа с опалами

Мало кому приходилось видеть такую шляпу как шедевр, созданный австралийским дизайнером Энн Мари Виллет в соавторстве с мастерами обработки драгоценных камней Вики и Питером Дрэкеттом. Дизайнерский головной убор «Глубокое голубое море» украшен яркими павлиньими перьями и 26-ю опалами, добытыми на знаменитом месторождении Лайтнинг-Ридж, общий вес которых составляет 1 447 каратов.

Не секрет, что все великолепие природы поймано именно в многообразии благородного опала: огонь и молнии, мягкое мерцание далеких морей и все цвета радуги. Шедевр Энн Мари Виллет унизан опалами разных цветов и оттенков – от ярких синих вспышек до мягких белых мерцаний. Здесь есть и такие разновидности минералов как «пламенный опал», «молния-опал» и «павлин-опал», «арлекин». Опалы были вырезаны в изящные микроскульптуры ДаниэлойЛ’Аббатом и Кристин Русселем, после чего помещены в раствор чистого серебра и 18-каратного золота ювелирным мастером Гердом Герольдом Шульцем. По предварительным оценкам, головной убор может стоить от 150 до 200 тысяч долларов, что ставит его в ряд с одними из самых дорогих шляп, когда-либо продаваемых на аукционе.

Шляпка любви

Оденьте шляпку на скачки

RoyalAscot – это самые известные в мире скачки и символ старой Британии. Но помимо этого, это еще и основная международная выставка изысканных дамских шляпок. В каждый из пяти дней скаковой недели даме полагается надевать новую шляпку, и самую экстравагантную из них – в четверг, в так называемый Ladies’ Day, самый популярный день на скачках Роял Аскот.

Средняя стоимость шляпки составляет 3000 фунтов стерлингов. Фантазия дизайнеров, создающих шляпки специально для скачек, не ограничивается обычными формами. Поэтому глянцевые журналы всегда пестрят фотографиями леди, которые с удовольствием демонстрируют свои шляпки во время мероприятия.

Шляпа (англ. Hat) – головной убор устойчивой формы, обычно состоящий из тульи, полей и элементов декора.

История шляпы

Древний Египет

В Древнем Египте фараон надевал под корону большой из полосатой ткани, который называли клафт или немес. Остальные египтяне, кроме рабов, носили парики из растительного волокна. Чем выше было социальное положение обладателя, тем пышнее и больше был парик.

Античность

В Древней Греции мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, но во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями — петасос. Если не было ветра и дождя, подвешенный на ремне или ленте петасос отбрасывали за спину. В таком головном уборе на фресках и в скульптуре изображался посланец богов Гермес. Петасос стал прообразом большинства фасонов современных шляп.

XIV — XV век

Прототипом современных шляп ученые также считают средневековый геннин. Согласно самой распространенной версии, высокую коническую шляпу придумала королева Франции Изабелла Баварская в 1395 году. Так как на рубеже XIV и XV веков господствовала французская мода, головные уборы бургундских придворных дам распространились по всей территории Европы.

Каркас для геннина делали из бумаги или накрахмаленной ткани, а затем обтягивали дорогим материалом. Высота геннина принцесс достигала 1 м, придворных дам – около 60 см. С тыльной стороны головного убора располагалась прозрачная , иногда закрывающая лицо. Выбившиеся из-под геннина волосы выбривали, оставляя маленький треугольник посреди лба. Из-за моды на высокие геннины в замках приходилось прорубать специальные дверные проемы.

Этот головной убор носили до XVI века.

В XV-XVI столетиях в Германии и Франции были популярны . По словам августинца Готшалка Холлена, головной убор модницы XV века выглядел следующим образом:

«То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то присборенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб. Все это необходимо женщине для украшения головы. Сотни золотых едва ли здесь хватит».

В Средневековье, еще во времена Карла Великого, появились особые обычаи в ношении головных уборов: достойные люди носили на тулье перья фазана и петуха, а проштрафившиеся – ощипанные тушки лесных птичек. Зеленые и желтые шляпы должны были надевать банкроты.

«По недоступным мне причинам
Во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина
По шляпе лишь была видна…»
поэт Кристиан Гентер об эпохе Средневековья

XVI век

XVII век

Шляпы в XVII веке шили из различных материалов всевозможных цветов и оттенков, декорировали драгоценностями и перьями. Украшения крепили не только к тулье, ими обшивали и края полей. Шляпы использовались преимущественно в декоративных целях, так как из-за моды на сложные и пышные парики головные уборы обычно носили подмышкой.

Первая половина. В первой половине XVII века костюмы разных европейских стран развивались по-разному, хотя имели множество общих черт. Начало столетия было ознаменовано несколькими войнами, поэтому мода во многом заимствовала элементы униформы. Мужчины во Франции носили фетровые шляпы с широкими полями и круглым верхом, напоминавшие головные уборы военных. Края полей приподнимали и прикалывали к тулье, украшенной лентами, страусовыми перьями, пряжками из драгоценных металлов и камней. В частности, такие шляпы носили французские мушкетеры.

На торжественные мероприятия мужчины надевали низкую шляпу, свалянную из меха бобра, обвитую длинным пером. Ее называли «Шляпа Людовика XIII», т.к. французский король особенно любил этот фасон.

Французские женщины в домашней обстановке носили чепцы. Для выхода на улицу дамы надевали широкополые шляпы, украшенные драгоценностями и плюмажем.

В Англии мужчины или женщины с помощью головных уборов стремились показать свою оригинальность. Мужские шляпы различались шириной полей, высотой тульи, украшениями, материалом (фетр, сукно, замша, кожа, шерсть и пр.). В первой половине XVII века англичане выбирали желтые, коричневые, белые и черные шляпы. Женщины в Англии носили чепцы, капюшоны, капоры, маленькие бархатные шапочки с вышивкой. При выходе на улицу поверх этих шапочек дамы надевали крупные «пуританские» шляпы. С 1630-х годов началась .

Вторая половина. Во второй половине XVII века мода резко поменялась. Благодаря королю Людовику XIV Франция стала законодательницей моды, а все европейские государства попали под так называемый «версальский диктат». В то время во Франции были популярны мягкие широкополые шляпы из фетра с пером или лисьим хвостом наверху. Из-за неудобства использования во время военных действий и охоты головных уборов, ограничивающих обзор, их поля стали подкалывать – сначала с правой стороны, а позднее так, чтобы образовалось три угла. Эта манера ношения видоизменилась в новый вид шляп – треуголки. В эпоху правления Людовика XIV они стали элементом военной формы, а затем распространились по всей Европе.

XVIII век

Первая половина. В XVIII веке шляпы считались второстепенным дополнением популярных в то время париков, которые определяли манеру ношения головных уборов. Шляпы надевали прямо, либо под углом или с сильным наклоном вперед. В Европе в эпоху барокко дамы носили фонтанж – чепец из . Из моды он вышел в 1713 году также благодаря Людовику. На церемониальном приеме в Версале герцогиня Шрусбери появилась без чепца с простой прической, украшенной шнурком и цветами. Французскому королю ее вид очень понравился, что и поставило точку на ношении фонтанжа.

Аристократки стали сочетать аккуратные прически и простые чепцы, небольшие кружевные заколки, круглые шляпки-токи. Под влиянием изящной эпохи рококо европейский костюм снова стал меняться. Количество популярных женских головных уборов увеличивалось: летом дамы носили соломенные шляпы, а осенью и весной – фетровые. Классическими соломенными моделями стали флорентийская шляпа, панама и канотье. На торжественные приемы надевались сетки из тонких нитей, роскошные заколки, легкие чалмы и тюрбаны. Для путешествий и прогулок были предназначены треуголки и теплые шляпки. Чепцы остались в качестве домашнего или ночного элемента одежды. Все головные уборы того времени отличались простотой исполнения и минимальным декором. Мужчины в эпоху рококо, наряду с треуголками, стали носить фетровые шляпы и маленькие шапочки «жокей».

Вторая половина. В 1770-х годах фасоны головных уборов резко поменялись. Моду того времени задавала французская королева Мария Антуанетта. Женские прически стали высокими и сложными: для их создания использовали накладные волосы и специальные валики. Дамские шляпки также выросли в размерах. Некоторые модели того времени достигали метра в диаметре. Их украшали лентами, искусственными цветами, перьями, кружевами. В шляпки даже монтировались специальные механизмы, которые заставляли двигаться фигурки птиц или бабочек. На головных уборах размещались модели парусников, многобашенных замков, блюд с фруктами, лебедей, мельниц, мостов и пр. Дамы носили на шляпах живые цветы, помещенные в вазочки с водой, а также целые композиции, например, «изгнание Адама и Евы из рая».

В 1789 году во Франции началась революция. В качестве головных уборов стали использоваться фригийский колпак или лента с цветами национального флага. В XVIII и XIX веке мужчины носили касторовую шляпу из высококачественного сукна очень тонкой выработки. Для изготовления этого головного убора применялся бобровый или козий пух.

XIX век

Первая половина. В XIX веке шляпа стала одним из главных предметов мужского и женского гардероба. В конце XVIII века появилась двуугольная шляпа, постепенно вытеснившая треуголку в повседневном гардеробе. В первые годы столетия солдаты Наполеона, вернувшиеся из египетского похода, на кончиках своих штыков принесли тюрбаны поверженных мамелюков. Лорд Байрон воспел восточную экзотику и появился на публике в тюрбане. Эти головные уборы снова стали популярны.

В 1797 году англичанин Джон Геттерингтон изобрел шляпу-цилиндр. В мужскую моду головной убор вошел в начале XIX века.

С 1820 года популярным стал боливар – цилиндр с широкими полями. В 1835 году появился складной цилиндр — шапокляк. Этот вид шляп был популярен в течение столетия и вышел из моды только к Первой мировой войне.

Дамы в первой половине XIX века продолжали носить шляпки-токи, пышно украшенные перьями, пряжками и с драгоценными камнями. В первой половине XIX века в моду вошла шуте (schute) — женская соломенная шляпа, подобная чепцу, с широкими полями, обрамляющими лицо. Массовую популярность она приобрела благодаря театру, где стала появляться в качестве реквизита примерно с 1800 года.

Знаменитая шляпа Наполеона не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личной разработкой императора. Похожий головной убор носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы в конце XVIII века. Модель головного убора Наполеона с годами практически не изменялась, только становилась выше и уже. Шляпа изготавливалась из черного фетра и украшалась только трехцветной кокардой, закрепленной на галуне из черного шелка.

Император впервые изображен в ней на портрете художника Изабе 1802 года. Шляпником Наполеона в период империи был господин Пупар. Он поставлял императору головные уборы по цене 48 франков за штуку. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами (например, в 1813 году во время встречи с австрийским посланником Меттернихом). За период с марта по декабрь 1807 года у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 были новыми, а 4 — отремонтированными старыми. Во время кампаний или на маршах Наполеон носил бархатный колпак, прообраз современной пилотки.

В 1812 году Наполеон был в своей знаменитой «маленькой шляпе» по пути из Парижа в Москву. По настоянию главного хирурга великой армии Жана-Доминика Ларрея шляпа императора была утеплена изнутри шерстяной тканью. Головной убор в настоящее время находится в личной коллекции канадского историка Бена Вейдера. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступил в российскую столицу и в ней же покинул Москву 19 октября 1812 года. Художник Шарль де Стёйбен отобразил всю жизнь Наполеона, по-разному расположив его шляпы. Первые три шляпы сверху символизируют две итальянcкиe и египетскую кампании. Три шляпы в среднем ряду - рождение, рассвет и закат империи. Две последние - Ватерлоо и ссылку на остров Св. Елены.

Вторая половина. Ко второй половине столетия женские головные уборы почти утратили свои практические функции. Фасоны шляп сменялись стремительно. Журналы мод предлагали до 30 моделей ежесезонно. Поводом для появления нового фасона могли стать политические события, забавные происшествия, новые литературные произведения или театральные постановки.

Существовали шляпки «Ромео» и «Франсиск».

«…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень».
В. И. Даль, определение шляпы

Головные уборы украшали атласными и газовыми лентами, цветами из шелка, перьями страуса и цапли, букетами с высокой вертикальной веткой, гирляндами листьев из той же ткани, что и головной убор. Модные издания регулярно публиковали рекомендации по изготовлению цветов на шляпку для женщин среднего класса. Появилась профессия «флеристка» - модистка, занимавшаяся только украшениями для головных уборов. Отделка шляпок того времени включала мантоньерки - ленты, удерживавшие шляпу, и баволетку - пришитую изнутри оборку над затылком. В середине ХIХ века баволетки имели значительные размеры:

«Баволетки делаются так же, как и прежде - огромных размеров и падают на шею в виде фишю».
(«Мода», 1856).

В театре дамы, сидящие в ложах, могли носить головные уборы с перьями любой величины, в отличие от женщин в партере. Шляпка стала символом того, что дама образована и знает правила светского этикета. В то время установились правила, позволяющие женщине не снимать головной убор в помещении, потому что некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

В 1849 году в Англии появилась мужская шляпа-котелок, более удобная по сравнению с громоздкими цилиндрами. Она стала популярной во всей Европе и не выходила из моды до Первой мировой войны. С 1851 по 1867 год, в эпоху популярности кринолинов, женские головные уборы уменьшились в размерах. Дамы носили кружевные чепцы, тюрбаны с перьями и драгоценностями, девушки ходили в маленьких шляпках «биби» из шелка или соломки, украшенных цветами и лентами. Головные уборы обычно завязывали лентами у подбородка. Летом носили шляпы из флорентийской соломки. Во время загородных прогулок их допускалось использовать в качестве корзинки для цветов. В 1850-е годы женщины также носили капот — небольшую, высоко надетую шляпу. К концу XIX века она превратилась в головной убор для пожилых дам.

Во второй половине XVIII века появилась шляпка-памела, по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона «Памела, или вознагражденная добродетель». Эта модель украшалась полевыми цветами и колосьями. В издании «Мода» от 1856 года сообщалось:

«К этому можно прибавить, что фасон Памела опять считается самым модным».

В 60-е годы популярными стали женские треуголки, украшенные перьями. В 1863 году в моду вошла шляпка «ветреница», которой прочили недолгую жизнь из-за того, что она не защищала лицо от солнца:

«Это очень маленькая шляпа, едва прикрывающая щеки; но такой фасон не выдержит первых жаров».
(«Модный магазин», 1863).

С середины XIX столетия дамы также начали осваивать мужской гардероб: появились женские шелковые цилиндры, соломенные канотье, ковбойские шляпы.

Во второй половине XIX века были популярны женские шляпки фасона «кибитка» с круглыми полями. Изнутри и по нижним краям тульи они декорировались цветами из ткани, перьями, лентами, оборками из кружева, воздушных тканей, тесьмы. Несколько лет было модно украшать свои шляпки чучелами земноводных. Дамский журнал «Ревю де ла мод» писал:

«Украшением летних дамских шляп в Париже служат теперь лягушки, особенно эффектные на белом фоне».

Затем в качестве украшения шляпок стали использовать птиц. Тогда же шляпки декорировались вуалями.

ХХ век

«Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Э.М.Ремарк

1900 – 1910. В начале ХХ века, в эпоху модерна, головные уборы пышно украшались цветами. В моду вновь вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях пармские фиалки, камелии, розовые букетики. В декоре использовали птичьи чучела.

Великий реформатор моды Поль Пуаре в 1900-е годы предложил дамам яркие тюрбаны, и скромные ленты. Летом дамы носили канотье, украшенные незабудками, розовыми бутонами, полевыми цветами. Зимой женщины надевали капоры, завязывающиеся под подбородком, также актуальны были меховые шляпы.

В конце 1900-х годов распространилась мода на маленькие шляпки, похожие на куриную головку с гребешком из фазаньих перьев. Их именовали «шантеклер» по названию пьесы Эдмона Ростана. В начале XX века в США, а затем и в Европе модным стал танец американских негров «кэк – уок» cakewalk. Появились и одноименные женские шляпки.

К концу 1900-х годов снова стали модными шляпы значительных размеров. Их даже называли «бельевыми корзинами». Ширина и величина головных уборов часто мешала даме передвигаться. Де Дион, первый производитель автомобилей во Франции, чтобы угодить куртизанке Отеро, высчитал высоту кузова, в котором могла поместиться ее шляпа. Знаменитая начала свою карьеру в 1909 году с открытия ателье по изготовлению шляпок.

В то время важной деталью была шляпная булавка - заостренный стержень длиной около 20 см с головкой из золота, драгоценных камней и т. п. Булавками головные уборы прикреплялись к прическе. Сохранились судебные хроники 1900-х годов, где рассматривались дела об убийствах женщинами своих спящих любовников шляпными булавками. Булавки в толпе или общественном транспорте могли стать причиной получения тяжелых травм.

«…в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте».
«Дамский журнал», 1912

В начале XX века шляпные булавки изготавливали из металлов, кости, перламутра, дерева, черепахового панциря. Их украшали стразами, драгоценными камнями, эмалью. Булавки хранили на специальных подставках.

1910-е. В 1910 году «Дамский листок» писал, что последним писком сезона стали перья на шляпах значительной длины:

«Дамы украсили свои шляпы длинными перьями, рвущимися к небу, составляя продолжение всей фигуры. Как наши дамы с подобными украшениями будут садиться под кожух пролетки во время дождя? Вопрос весьма любопытный».

Но к 1911 году поля дамских шляпок стали более узкими и загнутыми вверх, что стало одним из символов перехода к новой, «комфортной» моде. Богато украшенные цветами головные уборы вышли из моды, актуальной осталась только вуаль. Широкие поля сохранились на женских шляпах исключительно в мягких летних моделях.

1960-е. Благодаря Жаклин Кеннеди, в 60-х годах модными стали шляпки-таблетки. Также актуальными были небольшие шляпки с косыми полями, украшенные брошками, массивными булавками с камнями или мягкими бантами из той же материи, что и головной убор. Дамские головные уборы часто украшались вуалью. Моду на шляпы в то время во многом задавала актриса Одри Хепберн.

1970-е. В конце 60-х годов в связи с распространением личных автомобилей и четких стрижек, укладываемых феном, шляпы стали выходить из обязательного гардероба женщин и мужчин. Однако в Советском Союзе шляпы были наиболее популярны именно в 70-е годы.

1980-е. С 1980 года стали актуальны токи из велюра, фетра, хотя шляпы уже не были популярны в это десятилетие. Некоторый интерес к ним возродила принцесса Диана. Burberry

История знает множество интересных событий и фактов, связанных с разными головными уборами. Мы сделали подборку из тех, что показались нам наиболее занятными и познавательными.

Откуда взялся миф о безумных шляпниках

Безумный шляпник - это не просто обаятельный персонаж, созданный воображением Льюиса Кэрролла. Мастерам, занимавшимся изготовлением головных уборов в XIX веке, когда жил и творил писатель, приходилось подолгу контактировать со ртутью. Действие ее паров губительно для психики человека и сопровождается нарушением памяти, спутанной речью и прочими симптомами расстройства головного мозга.

Налог на шляпы

В конце XVIII британское правительство придумало оригинальный способ взимания налогов с населения. При каждой покупке мужского головного убора в казну выплачивался взнос. Чем больше модных шапок мог позволить себе денди, тем больше денег он отдавал в пользу государства.

Что значит «прийти к шапочному разбору»?

Испокон веков на Руси мужчины, приходя в церковь, снимали головные уборы. Раньше их принято было класть при входе и забирать после службы. Поэтому те, кто опаздывал, приходили к шапочному разбору, что означает слишком поздно, когда основные события уже закончились.

Самая известная любительница головных уборов в мире

Кто же это может быть? Конечно, английская королева! Елизавета II накопила столько оригинальных шапок и шляпок, что было принято решение открыть для них специальный музей. По слухам, коллекция каждый месяц пополняется моделями, надоевшими королевской особе.

Шляпка за 2,7 млн долларов

Этот аксессуар называется «шляпка любви» и входит в топ самых дорогих головных уборов в мире. На его создание модельера Луи Мариетта вдохновила прогулка по полю колокольчиков. Шляпка изготовлена из платины и украшена бриллиантами и аметистами. Несмотря на астрономическую стоимость, желающих приобрести диковинку немало. Но увы, головной убор не продается.

Как появилась академическая шапочка

Этот четырехугольный головной убор с кисточкой ассоциируется у нас с окончанием университета. Первые высшие учебные заведения в Европе открывались при монастырях. Их учащиеся одевались в том же стиле, что и духовенства. Так что академическая шапочка - не что иное, как вариация на тему биретты, традиционного головного убора католических священников.

Символ Дикого Запада

Знаменитая ковбойская шляпа была изобретена в 1865 году Джоном Стетсоном. Она называлась «Хозяин равнин». Сейчас она вызывает стойкие ассоциации с эпохой Дикого Запада и придает образу особый колорит. Что характерно, дизайн этого головного убора дошел до нас в своем первозданном виде - современные ковбойские шляпы почти ничем не отличаются от своих далеких предков.

Откуда взялись бейсболки

Еще один культовый головной убор сегодня является неотъемлемым атрибутом не только бейсболистов. Он уже давно перекочевал в повседневный гардероб рядовых граждан - даже тех, кто к спорту не имеет никакого отношения. Его история началась в 1954 году. Компания New Era запустила в продажу серию бейсболок, и они мгновенно обрели бешеную популярность.

Где родина панамы

Мы имеем в виду не детские головные уборы из советских лет, а панамы в их традиционном понимании. Изобрели их в Эквадоре, а не в Панаме, как можно было бы подумать. Просто в Европу и Северную Америку они попадали в XIX веке через Панаму в числе других товаров из Южной Америки.

Почему дело в шляпе

Еще одно расхожее выражение, связанное с головным убором. Есть несколько версий его происхождения. Согласно первой, в далекие времена гонцы, доставлявшие важные документы, которые называли «делами», зашивали послания в подкладки шляп. Носить их в сумке было небезопасно - они легко бы стали добычей грабителей.

Еще одно интересное объяснение: просители клали чиновникам, занимавшимся разбором их дел, «благодарность» в шляпы, чтобы обеспечить себе лояльность государственного служащего.

Так и появилась эта фраза, означающая, что благополучный исход дела предрешен.

Казалось бы, обычный предмет одежды, но какая богатая биография!