Как предотвратить запотевание горнолыжной маски? Что делать, чтобы горнолыжная маска не запотевала? Запотевает лыжная маска что делать

Д ля производителей снуборд масок нет более важной и священной задачи, чем разработать и создать маску, которая ни при каких условиях не будет запотевать и будет обеспечивать райдеру исключительную, непревзойденную видимость в любых погодных условиях. А пока этого не произошло прочитайте полезную информацию.

За последние годы мы с вами видели множество продвинутых технологий, которые обещали раз и навсегда расправиться с проблемой запотевания. Чего только производители не предлагали: от маски, оснащенной маленьким вентилятором, до дизайна шлема, в который якобы встроена вентиляционная система самой маски. Реальность же такова, что абсолютного идеала до сих пор не существует. Безусловно, есть маски получше и есть похуже, есть более качественные и устойчивые к запотеванию, есть такие, в которых все как в тумане видно минут через 5 после начала катания.

Пока мы с вами ждем чуда и создания маски, которая будет прозрачной и на 100% процентов лишенной этой проблемы, давайте разберемся с простыми и удобными методами, которые помогут вам снизить запотевание линз и максимально продлить функциональность выбранной вами маски.

Избегайте теплого воздуха

Маска запотевает из-за того, что тепло от вашего тела проникает внутрь маски и попадает на линзу, которая с внешней стороны подвержена минусовым температурам воздуха. Из-за разницы температур происходит конденсация жидкости и крошечные капельки воды ‘’прилипают’’ к внутренней поверхности линзы, затуманевая ваш обзор и тем самым значительно снижая видимость.

Очень часто это происходит, когда вы подтягиваете гейтор или балаклаву под самый низ очков, таким образом создавая канал теплого воздуха, который, попадая под маску, способствует ее запотеванию и портит вам все катание, ну или, как минимум, настроение.

Чтобы этого избежать, достаточно не позволять теплому воздуху от вашего дыхания проникать внутрь маски. Балаклава с отверстиями для свободного дыхания может помочь решить эту проблему. Например, яркая и стильная модель защитит от ветра и вместе с тем поможет воздуху правильно циркулировать, понижая риск запотевания.

Когда вы не катаетесь, не надевайте маску на голову, так как она у вас тоже теплая и быстро нагреет линзу с внутренней стороны. Лучше всего ее снять и нести в руке, если вы поднимаетесь на плотно упакованной счастливыми райдерами гондоле, то опустите руку с маской как можно ниже, подальше от тепла, излучаемого окружающими.

Снимайте маску при физической нагрузке



Если вы поднимаетесь пешком в бэккантри или свалились в паудер и отчаянно пытаетесь выбраться, снимите с себя маску! В первом случае запаситесь парой солнцезащитных очков, и наденьте их, аккуратно убрав маску в чехол (а не запихнув ее в мокрый и грязный карман), во втором, главное - выберитесь из пухлого снега, вам там не до маски будет.


Следите за вентиляцией

Большинство горнолыжных масок оснащены системой вентиляции, и ваша задача следить за тем, чтобы вентиляционные отверстия не были забиты снегом, льдом и не были перекрыты другими элементами экипировки - балаклавой, шлемом или шапкой.

Если же в них все-таки попал снег, то постарайтесь быть предельно аккуратным и легкими потряхиваниями очистите отверстия.

Если все-таки не удалось предотвратить самое худшее и маска запотела, главное не паниковать и не психовать! Не надо судорожно лезть внутрь руками и начинать яростно протирать запотевшую поверхность в надежде поскорее продолжить катание. Это делать вообще категорически запрещено, так как противотуманное покрытие наносится с внутренней стороны линзы, и вы серьезно рискуете маску поцарапать и безвозвратно повредить.

Вожделенная и пока не достижимая мечта для всех, без исключения, производителей горнолыж-ной оптики – создать такую маску, которая не запотевала бы никогда и ни при каких условиях! На форумах посвященных горнолыжному отдыху один из самых часто встречающихся вопросов– как бороться с запотеванием маски?!

Производители горнолыжной оптики уже много лет ломают голову над этой проблемой! Даже дорогущие маски из ТОПового сегмента, с продуманной вентиляцией и нанесённым на внутреннюю линзу покрытием AntiFog в несколько слоев, периодически запотевают! Инженеры идут дальше и появляются такие радикальные решения как, например, TurboFan от Smith optics, когда прямо в оправу маски встраивается небольшой вентилятор. Или новая технология Inferno Heated от Oakley, когда маска оборудуется дополнительным модулем нагревающим линзу! Об этой, самой действенной на сегодня, технологии мы поговорим в отдельной статье, а пока несколько советов о том, как не допустить запотевания.

Избегайте попадания теплого воздуха внутрь маски!

Запотевание возникает, когда теплый воздух от вашего дыхания и тела проникает внутрь маски и, если на улице минусовая температура, тут же остывает, образуя на линзе конденсат в виде микроскопических капель воды.


Чаще всего тёплый воздух попадает внутрь маски через балаклаву, бафф или бандану, в том случае, когда маска надета поверх вашей защиты для лица. Если нижняя часть маски имеет контакт с вашим гейтором, то пар от дыхания будет проникать внутрь маски через ткань баффа, и линза будет затягиваться! В этом случае не помогут даже специально предусмотренные отверстия в вашей балаклаве, часть теплого воздуха так или иначе окажется внутри! Поэтому просто оставляйте за-зор между гейтором и нижним краем маски и тогда теплый воздух от дыхания не попадет внутрь маски!


А самый лучший вариант– отрастить бороду и просто не носить баффы 😉


Также не стоит заниматься пристёгиванием сноуборда с маской на лице. Потому что, во-первых, для большинства любителей сноуборда это достаточно энергичная процедура, при которой увеличивается интенсивность испарения, а во-вторых в процессе пристёгивания ваша голова располагается параллельно земле и теплый воздух от вашего дыхания, поднимаясь вверх под прямым углом проникает в маску через вентиляционные отверстия. Поэтому советуем надевать маску уже после того как пристегнули доску.

Если вы катаете в шапке, то наверняка во время пауз между спусками или стоя в очереди на подъемник, убираете маску наверх, на шапку. Прямо скажем – не самая лучшая идея, ведь голова и шапка являются сильными источниками испарения, особенно если вы только что завершили активный спуск! А если шапка ещё и в снегу…..ух! шансов избежать запотевания почти нет! В такие паузы лучше убирать маску в прохладный карман вашей куртки или держать в руке.

А вот если вы носите шлем, то во время пауз или во время подъема на канатке можно, и даже нужно убирать маску на шлем. И тогда, добравшись на вершину и приготовившись к очередному спуску, вы наденете кристально чистую оптику без следов запотевания!

Если вам предстоит длительный и тяжелый пеший подъём в гору или нужно выбраться из леса по глубокому снегу, то через какое-то время вы начинаете «парить» словно кастрюля со свежеприготовленным борщом! И естественно чем дальше от этой кастрюли будет маска- тем лучше… Пред-стоит бэккантри трип и, соответственно, долгий подъем в горы? Ок, наденьте солнечные очки для защиты глаз, а маску положите в мягкий чехол и уберите в рюкзак, ну или в тот же карман, предварительно очистив его от снега!


Вентиляция.

На данный момент у масок любого уважающего себя бренда в наличии продуманная система вентиляции, которая помогает выводить теплый воздух из вашей маски! Поэтому убедитесь, что вентиляционные отверстия не закрыты шлемом или другим головным убором, что на них нет гря-зи, снега или льда. Но будьте осторожны при очистке, не повредите тонкий паралоновый слой, закрывающий отверстия. Кстати, чем быстрее вы катите, тем лучше работает вентиляция, вот та-кие дела!

Что же делать если маска все-таки запотела?

Главное – никогда, ни при каких обстоятельствах, не трите маску изнутри, не скаблите наледь снаружи! В лучшем случае вы только усугубите проблему, а в худшем– угробите дорогостоящую линзу! Мутные разводы между наружней и внутренней линзой появляются как раз из-за этого! Наши покупатели часто обращаются за сменными линзами, после того как подобными действиями испортят свою. Не повторяйте чужих ошибок… Если маска сильно запотела, снимите её и постарайтесь добраться до ближайшего кафе. Там вы сможете просушить её с помощью сушилки для рук или на конвекторе. Но не подносите маску слишком близко к сушилке, есть риск расплавить что-нибудь нужное =) Один парень при мне, в кафе «Пуля», что в Шерегеше, случайно расплавил таким образом дорогущую линзу на Anon M2…

Берегите свою оптику и она будет служить вам долго! До встречи на склоне!

Ульянов Игорь

Из этой статьи вы узнаете какие маски никогда не потеют. В каких из них используется принудительная вентиляция, в каких обогрев «лобового стекла». Также узнаете о диковинке, представленной компанией Julbo (на фото).

Это очередная экспедиция батискафа LETITSNOW.RU в глубины горнолыжной оптики. Если на прошлой неделе мы исследовали способы сохранения хорошей видимости при смене погоды, то сегодня займемся защитой от запотевания горнолыжных масок. Погружаемся!

Теплый воздух, исходящий от лица, не успевает испаряться и выпадает в виде влаги на внутреннюю поверхность фильтра. Если это происходит, то нашему удовольствию от катания наступает конец. Наша маска намокает. Все попытки привести ее в рабочее состояние терпят крах. Протирки хватает на пару минут – мы раздраженно трем маску мокрой тряпкой уже в сотый раз, пытаясь хоть на один спуск вернуть хорошую видимость и ту радость, за которой приехали в горы. Но все тщетно. На фильтре снова появляются капельки воды и искажают картинку. Каждый горнолыжник и сноубордист знает, о чем идет речь.

К нашей радости в последние годы все изменилось. На рынке горнолыжной оптики появилось множество решений этой проблемы, и сейчас я вас с ними познакомлю. Но, прежде, чем мы двинемся дальше, я хочу обратиться к тем, кто катается неторопливо (такие не падают и не потеют), кто вообще не потеет (такие, я знаю, тоже есть), кто катается на сухих и морозных курортах (на них вспотеть практически невозможно - слишком холодно). Вы - счастливчики, и навороты, о которых пойдет речь ниже, вам не нужны. Достаточно будет маски с пассивной вентиляцией.

Пассивная вентиляция в горнолыжных масках

Движение воздуха в таких масках начинается только с первым поворотом. Встречный поток попадает в одни отверстия и выходит через другие, выталкивая теплый воздух наружу. Если вы стоите на месте, то эта технология бесполезна. Это как в накуренном автомобиле открыть окна при полном отсутствии ветра и вентиляции. Чтобы избавиться от дыма придется махать руками или газетой. Возможно, вы видели на склоне людей, машущих своими масками – так они пытались хоть немного привести их в норму.

Но если у вас с потоотделением все нормально, или вы катаетесь, например, в сырой Красной Поляне, или посещаете европейские Альпы поздней жаркой весной, тогда пассивная вентиляция вас не спасет. Лучше купить маску, например, с принудительной вентиляцией.

Принудительная вентиляция фильтров

Бренд Smith Optics

Решение от компании Smith Optics . Не новое, ему уже много лет, и оно постоянно доводится до ума. Надежнее и экономичнее стал моторчик, батарейный блок - изящнее (но в размерах не уменьшился, а хотелось бы). В сегменте принудительной вентиляции у Smith Optics конкурентов нет, во всяком случае, на момент написания статьи (07.11.2015). Если у вас на дворе 3723 год и ситуация на рынке изменилась, обязательно дайте мне знать в комментариях, и я внесу правки.


Сверху в маску встроен вентилятор с миниатюрным моторчиком. Батарейный блок (батарейки АА) закреплен на ремне. На блоке размещен переключатель двух режимов – обычный и турбо . В обычном режиме вентилятор крутится на средней скорости постоянно. В режиме турбо обороты резко увеличиваются. Режим турбо используется для быстрого испарения влаги, например, после падения, когда под маску попал снег.

Вывод. Это одно из самых надежных решений на рынке, ему уже лет 15. По собственному опыту скажу, что проблема с влагой исчезает полностью – в режиме турбо маска «высыхает» моментально.

Из минусов – необходимо следить за зарядом батареек. Решается ношением запасных в рюкзаке. При падении механизм может быть поврежден. Однажды это случилось со мной, батарейный блок слетел с ремня и больше я его не видел. Еще есть жалобы на слабость проводов, соединяющих моторчик с блоком питания - через какое-то время активного использования контакты могут отойти и вентилятор замрет. Будьте нежнее с маской.

Цена на сайте сети магазинов Триал-спорт - эти они завозят бренд Smith на наш рынок - 10 855 руб. Цена может поменяться, проверяйте.

Обогрев «лобового стекла»

Бренд Swans

Swans - японцы. Компании более 100 лет, но в России она не очень популярна. Приличного описания фирмы на русском языке я не нашел, а ссылками на SEO-тексты спамить не хочу. Если есть желание, читайте на английском языке.


Благодаря подогреваемым внутренним элементам, фильтр всегда остается сухим и прозрачным. Смущают несколько вещей: размер аккумулятора, для которого надо будет подыскать место в куртке; болтающиеся провода; и цена под 15 000 руб (на сайте магазина Спорт-Марафон, цену уточняйте). Если вы активно катаетесь, то обязательно почувствуете лишний груз в карманах, а провода легко оборвать неосторожным движением или веткой, при катании в лесу. Примерно, за те же деньги, можно купить более изящный продукт – маску A-bom.

Бренд Abom

В горнолыжной маске Abom нет тяжелого и громоздкого батарейного отсека, как в маске Swans – маска работает на встроенном аккумуляторе. Ток нагревает внутренний слой фильтра и испаряет влагу с поверхности. Обогрев работает в двух режимах: постоянном - заряда аккумулятора хватает на 6-7 часов, и турбо - разовый 10-минутный обогрев. В режиме турбо (включаете только когда надо) заряда хватит на 4-6 дней. Как вы могли заметить, сроки работы без подзарядки у этой маски значительно меньше, чем у предыдущих участников исследования.

В комплекте поставляется обычный и USB-шнур для подзарядки от розетки и компьютера соответственно.

Вывод. Компания Abominable - новичок на рынке горнолыжной оптики. Всего год назад на kickstarter они собрали достаточно средств для начала производства и теперь, говорится на сайте, рассылают заказчикам посылки с новыми масками. Компания выпускает всего одну модель, но разных цветов. Все по одной цене.


На сайте производителя такая маска стоит $249. Все маски поставляются с серым фильтром для переменной облачности, дополнительный фильтр - еще $100. Если у вас возникнут вопросы по этой маске, то в компанию обратиться лучше через их

    Никогда не сдвигайте маску поверх заснеженной шапки на свой разгорячённый при катании лоб. С его поверхности испаряется огромное количество влаги, которая тут же конденсируется на внутренней поверхности линзы. Это, кстати, ещё один аргумент в пользу шлемов - они не пропускают воздуха, а значит и сдвинутая на них маска не запотевает. Старайтесь не держать маску надетой во время интенсивных физических нагрузок , например, при пешем подъёме и траверсе горы в поисках нетронутого снега, или в моменты, когда выбираетесь из глубокого пухляка. В таких ситуациях температура тела растёт вместе с потоотделением, и вся испарённая с поверхности кожи влага оседает на линзе. Поэтому на время пеших подъёмов и переходов в сравнительно тёплую погоду лучше надеть обычные солнцезащитные очки, а в холодную - стараться контролировать нагрузку и избегать обильного потоотделения. Когда вы выбираетесь из глубокого снега просто сдвиньте маску на шлем или на время снимите и спрячьте её в специальный карман катального рюкзака. Правильно выбирайте балаклаву. Очень большое количество тёплого и влажного воздуха мы выделяем при дыхании. Он поднимается вверх и попадает под маску, если вы натягиваете плотную балаклаву или шарф-трубу, закрывая сразу и рот, и нос. Поэтому целесообразно использовать аксессуары, которые обеспечат беспрепятственный отвод выдыхаемого воздуха. При этом не менее важно, чтобы ваша маска сидела на лице достаточно плотно, чтобы не было открытых зазоров, через которые сможет беспрепятственно подниматься тёплый воздух. Сидя вместе с другими райдерами в гондоле или на кресле с опущенным ветрозащитным экраном старайтесь держать маску в руке и пониже - подальше от тёплого воздуха. Лучше содержащаяся в нём влага пополнит количество инея на окнах, нежели осядет на вашей оптике. Если людей в гондоле немного, то достаточно просто сдвинуть маску на шлем. В каждой горнолыжной маске представлена та или иная система «приточной» вентиляции. Как минимум это тонкий слой поролона, прикрывающий широкие отверстия, расположенные по всему контуру оправы. Через них из-под оправы улетучивается тёплый и влажный воздух, снижая тем самым риск конденсации влаги на линзе. Поэтому всегда следите, чтобы вентиляционные отверстия не были залеплены слоем снега и льда, а также не перекрывались наглухо предметами одежды и экипировки - балаклавами, шапками или шлемами. Лучше всего маска вентилируется во время катания. Поэтому избавиться от небольшой испарины на поверхности линзы, если только она не перекрывает обзор, поможет встречный поток воздуха на спуске. При входе в кафе или иное тёплое помещение не снимайте маску сразу - дайте хоть немного выровняться температурам на поверхностях линзы. Тогда шансы, что на её внутренней стороне образуется испарина будет ниже. Если маска всё же запотела - не нужно переживать и принимать поспешных решений. Для начала не снимайте запотевшую оптику на морозе - влага тут же замёрзнет и вместо капелек воды вы получите иней на поверхности линзы. Не трите влажный фильтр с внутренней стороны, особенно варежками или перчатками - это не только приводит к образованию мелких царапин, но и постепенно уничтожает «антифог»-покрытие. Протирать линзу можно только когда она высушена и только сухим мягким чехлом, который входит в её комплект. Маску можно просушить в кафе или же просто заменить её на запасную. Также можно возить с собой сменную линзу и вставить её в оправу вместо запотевшей. Для сохранности и поддержания «антифог»-покрытия используйте только разрешённые производителем горнолыжной маски средства по чистке и уходу . Ни в коем случае не используйте «народные» методы по борьбе с запотеванием оптики. Один из самых старых и распространённых - нанесение тончайшего слоя зубной пасты на линзу. Являясь на деле мелким абразивом, она не только уничтожает остатки фабричного «антифог»-покрытия, но и мелко царапает всю поверхность фильтра.

В определенных условиях потеет все что угодно. Запотевание - это процесс конденсирования находящегося в воздухе пара. Происходит это в момент, который в физике называется "точка росы".
Определение понятия "точки росы" из Советского энциклопедического словаря:
"ТОЧКА РОСЫ, температура, до которой должен охладиться воздух при данном давлении, для того чтобы содержащийся в нем пар достиг насыщения и начал конденсироваться, т. е. появилась роса."
Здесь(http://www.pvhokna.ru/info/point.htm) приведена таблица точки росы. Из которой видно, что чем выше влажность тем меньший перепад температур необходим для начала конденсирования. Разные фирмы по разному решают проблему резкого перепада температур в своих масках, но суть одна - необходимо минимизировать перепад температур внутри маски и снаружи. Но среди всего многообразия решений можно выделить основные:

1. Удаление линзы от лица райдера
Чем дальше линза от лица, которое и нагревает маску изнутри, тем меньше перепад температуры снаружи линзы и изнутри. Бесконечно удалять маску от лица невозможно, т.к. уменьшается обзор с каждым милиметром удаления.
Часто замечаешь, что линза начинает потеть в первую очередь в районе носа, там где она ближе всего к телу. К сожалению, удаление линзы от лица в районе носа очень губительно для обзора.

2. Вентиляция линзы
Разные производители решили проблему по разному. Это и фронтальные, и вертикальные отверстия и каналы. При катании набегающий воздух проходит через эти отверстия и каналы, тем самым выравнивая температуру между внутренней и внешней поверхностью линзы. Некоторые производители установили на своих масках небольшие вентиляторы, которые принудительно прогоняют воздух через маску. Но такая технология не стала массовой из-за ее ненадежности, громоздкого внешнего вида и высокой стоимости.
Многие замечали, что маска начинает запотевать при подъеме на подъемнике и отпотевает при спуске со склона. Объясняется это тем, что во время подъема вентиляция не работает, т.к. нет набегающего потока воздуха (если только не дует ветер в лицо). Если маска запотевает немного и конденсат не успевает скопиться и превратиться в лед, то это нестрашно, иначе, рекомендуется снимать маску во время подъема на подъемнике.

3. Двойные линзы
Такая технология позволяет эффективнее бороться с перепадом температур, тем, что воздух вентелируется не только с внутренней стороны линзы, но и внутри нее.

4. Антизапотевающее покрытие Anti-Fog
Сегодня практически все новые маски имеют заводское напыление специальной противоконденсатной пленки на внутренней поверхности линзы. По этой причине не рекомендуется протирать маску изнутри даже специальной тряпочкой. Но это покрытие, к сожалению, не долговечно и уже через неделю-две оно не работает. Но это покрытие можно восстанавливать самостоятельно, купив спрей практически в любом спортивном магазие или оптике.

Рекомендации по борьбе с запотеванием маски:
1. Пользуйтесь антифогом
2. Снимайте маску с лица, чтобы сравнять температуру с внешней средой при начале запотевания или резком перепаде температуры (например, если зашли в кафе).

Но к сожалению как не крути, но:
1) Если льет дождь и/или влажность 100%, то никакое двойное стекло, никакая вентиляция и никакой антифог не поможет, как не крути, а потеть будет. Другое дело что с двойным стеклом, вентиляцией и антифогом процесс будет более длительным.
2) Любой антифог нужно наносить на чистое сухое стекло в теплом помещении, на крайняк в теплой машине. То есть если вы пришли, после каталки под дождем, помыли маску, промокнули салфеткой, тряпочкой, туалетной бумагой (нужное подчеркнуть), нанесли антифог, промокнули салфеткой, тряпочкой, туалетной бумагой (нужное подчеркнуть), якобы высушили, образовавшаяся пленка (не факт и то что она в таких условиях образуется) будет в лучшем случае работать на 30%.
Мои рекомендации по антифогу. Наносить вечером у себя дома, где тепло и сухо, используя рекомендации производителя. Дать ему как следует высохнуть. На следующий день в процессе каталки ни в коем случае не трогать маску изнутри, а как следует ее проветривать или просушивать в теплой машине, струей теплого воздуха. Ну и как крайний случай провести еще раз обработку опять же в той же самой машине, но после этого дать ей просохнуть в машине минимум пол-часа.