Клеймо в виде бриллианта. Из истории клейм. Каратная проба золота

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Сегодня золото 585 пробы очень популярно в разных сферах. Драгметалл активно используется для изготовления ювелирных украшений или в технической сфере. Серьги или цепочки радуют владельцев своим привлекательным внешним видом, прекрасно дополняют различные комплекты одежды и подчеркивают статусность владельца.

Многие покупатели задаются вопросом, золото какой пробы лучше всего приобретать, чтобы украшение действительно было стоящим. Какие виды проб вообще существую и как разобраться в этом вопросе человеку, не имеющему достаточный уровень квалификации. Все эти вопросы будут рассмотрены в заметке максимально подробно.

Чистое золото (еще называют, золото 1000 пробы), имеет совсем не тот вид, который мы привыкли видеть в ювелирном салоне. Визуально, элемент под названием Au представляет собой достаточно тусклый и очень мягкий кусок неизвестного вещества. Полностью отсутствуют блеск и яркость, привлекательность. Стоит сказать больше, чистое золото в природе в естественном виде встречается крайне редко и люди его практически не используют. Причина этого заключается в одном – драгметалл не способен держать форму за счет своей природной мягкости.

Чтобы исправить ситуацию и сделать вещество более твердым, люди научились добавлять специальные примеси. Пропорция, которая получается при соотношении золота к примеси, и определяет свойства полученного состава. Сказать точно, какая проба самая лучшая однозначно не получится, поскольку, каждая используется в разных сферах. Максимальная проба золота – 999-ая. Речь идет о 100%-ном ауруме с минимум добавок.

Во времена СССР в ходу были разные виды золотых изделий, а именно:

  1. царские пробы (обычно ювелирные украшения);
  2. советское золото, в виде червонцев;
  3. импортное золото.

В последнем случае, удельный вес металла измерялся не в граммах, а в каратах. Самым качественным золотом считался металл с пробой в 24 карата, а самым низкопробным – в 9 карат. Помощь в переводе американской или британской пробы, в привычные обозначения, может оказать специальная таблица пробы золота.

В советские времена, когда промышленность получила достаточное развитие, был введен специальный ГОСТ на ювелирные изделия, где и стали применяться специальные обозначения. Подобные клейма проставлялись даже на украшениях, где была использована позолота

От чего зависит проба, и что добавляют в золото 585 пробы?

Начинающие коллекционеры и обычные покупатели золотых колец или серег считают, что качество драгметалла зависит от цвета. Иными словами, чем насыщеннее оттенок изделия и чем прочнее вещь, тем качественнее золото. На самом деле, такое мнение ошибочно и цвет металла зависит лишь от объема материала, выступающего в роли примеси.

С учетом добавленного компонента определяется и проба металла. Различные лигатуры золота (добавки) придают готовому сплаву определенные оттенки готовой вещи. Приведем примеры того, какие бывают сплавы и как состав примеси влияет на цвет изделия:

  • зеленоватый оттенок и повышенную прочность придает сплаву серебряная примесь;
  • червонное золото, розово-красного тона выходит с добавкой меди;
  • никель делает металл бледно-желтыми и применяется для получения, так называемого белого золота;
  • кадмий придает сплаву легкую зелень;
  • цинк осветляет золото и делает его светло-зеленым;
  • палладий повышает прочность металла и придает ему «телесный» тон;
  • платина сильнее прочих добавок осветляет Аu585 и почти полностью лишает желтизны.

Чем больше примесей в составе металла, тем ниже проба. Наличие небольшого клейма на конкретном изделии позволит покупателю установить качество использованного металла и сделать выводы относительно ценности вещи.

Как должна выглядеть проба на золоте?

Важно иметь представление о наиболее распространенных обозначениях проб, чтобы установить качество изделия. Кроме того, золото может быть банковским или ювелирным. Первое выпускается в слитках, а второе идет на изготовление «ювелирки».

Все ювелирные изделия и слитки, выполненные действительно из драгметалла должны иметь специальную отметку или клеймо. Это и называется пробой. Штампик легко можно разглядеть в лупу и определить, о золоте какого качества, идет речь и соответствует ли изделию установленная цена. Многие покупатели считают, что достаточно высокой и качественной пробой считается 585. Изделия из такого металла отличаются износостойкостью и привлекательным внешним видом. Такого нельзя сказать о вещах из металла с большим содержанием аурума. Обычно они быстро царапаются и приобретают неровности.

Какой пробы золото в слитках?

Драгметалл в слитках продается обычно в банковских учреждениях, когда граждане желают инвестировать свои сбережения в желтый металл. Здесь речь идет о чистом золоте и на брусках металла указывается пробам 999.

Можно приобрести аурурм и другой пробы, например, 583 или 585, но такой вариант встречается реже и отличия от чистого золота заключаются в содержании металла.

Что означают буквы на пробе золота?

Иногда люди, не разбирающиеся в драгметаллах, задаются вопросом, что лучше – проба золота 750 и 585? Чтобы установить качество изделия, ювелиры придумали особую маркировку – при помощи трехзначных цифр. Каждое обозначение сообщает, каков удельный вес золота в одном килограмме сплава.

Маркировка на изделии говорит, о каком драгметалле идет речь. К примеру, самой низкой пробой для украшений считается 375, где всего 37,5% золота на 1000 грамм. Она же является и наиболее дешевой пробой. Если речь идет о позолоте, то на изделии ставится сразу два штампа: на серебро (которое обычно используется в основании вещи) и на золотое покрытие.

Для чего нужна проба на ювелирных изделиях?

Такое понятие как «проба» появилось в ювелирном деле тогда, когда была признана необходимость контролировать расход драгоценных металлов и их содержание в различных сплавах. По клейму определялось, какова доля драгоценного металла в сплаве, из которого изготовлено то или иное изделие.

Из чистого драгоценного металла невозможно получить прочные и долговечные ювелирные изделия, устойчивые к деформации, поэтому украшения и другие предметы изготавливают именно из сплавов. Сплав драгоценного металла может включать цинк, медь, серебро, никель и другие металлы, которые отвечают за определенные свойства и характеристики, в том числе цвет изделий. Металлы, добавленные в сплав, называют лигатурой. Зная, какие бывают пробы драгоценных сплавов, можно с легкостью определить качество того или иного ювелирного изделия.

На какие изделия ставят пробу?

Государственное пробирное клеймо ставится на все изделия из драгоценных металлов и их сплавов с использованием художественной обработки, со вставками из драгоценных, ювелирных, поделочных и цветных камней. Кроме того, проба чеканится на памятные, юбилейные знаки и медали, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, а также государственных наград.

Каждый драгоценный металл, на основе которого изготавливают сплав, имеет не только определенный набор цифровых обозначений проб, но и форму клейма. При этом позолоченные ювелирные изделия из серебра клеймятся как серебряные.

Клеймо не ставится на следующие изделия:

  • Самородки драгоценных металлов, используемые в качестве украшений (вставок, накладок, подвесок и т.п.), для таких изделий достаточно сертификата на самородки драгметаллов.
  • Сусальное золото и серебро, а также мелкие насечки золотом и серебром на оружии, вазах, блюдах, шкатулках и предметов религиозного культа.

Если ювелирное изделие завезено из-за рубежа для продажи, оно может быть более низкой пробы, чем это установлено в соответствии с российскими нормами для сплава определенного драгоценного металла. В таких случаях Государственная пробирная инспекция клеймит изделие по ближайшей нижней установленной пробе. Если содержание драгоценного металла в импортном изделии не соответствует даже самой низкой пробе, установленной государством, клеймо не ставится.

Каким образом происходит пробирование ювелирных изделий?

Все пробы сплавов драгоценных металлов строго регламентируются и контролируются государством. Именно поэтому каждое ювелирное изделие должно проходить контроль Государственной Инспекции Пробного Надзора. После проверки, если изделие отвечает заявленным требованиям, на него ставится клеймо с цифрами, обозначающими пробу. Если на изделии нет пробирного клейма, его качество вызывает справедливые сомнения.

Государственное пробирное клеймо ставится электроискровым или лазерным способом государственными инспекциями пробирного надзора.

Какие бывают пробы драгоценных металлов?

На сегодняшний день наиболее широко распространены две системы пробирования изделий из сплавов драгоценных металлов. Каратная система, имеющая германские корни, используется за рубежом для золотых сплавов. Содержание чистого золота определяется количеством карат (1 карат равен 9,7 г) в одной «кельнской марке» (233,8 г). Чистое золото будет иметь пробу 24 карата. А проба 18 карат будет означать, что в сплаве содержится 18 карат чистого золота и 6 карат лигатуры. Бывают сплавы 9,14, 18 и 22 карат. Эта система не имеет ничего общего с системой измерения массы драгоценных камней.

В России с 1927 года используется метрическая система пробирования. В ней гораздо проще разобраться: цифра на пробе означает количество граммов чистого драгоценного металла в одном килограмме сплава.

В настоящее время действует ГОСТ Р 53197-2008, согласно которому в России ставятся следующие пробы:

  • 375, 500, 585, 750, 958, 999 и 999,9.
  • 800, 830, 875, 925, 960, 999.
  • Платина: 850, 900, 950, 990.
  • Палладий: 500, 850, 900, 950, 990.

Как читать пробу на ювелирном изделии?

Клеймо состоит из знаков удостоверения и знаков пробы, которые могут быть проставлены вместе (в едином контуре) или отдельно.

С 1958 года знак удостоверения представлял собой изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды. С 1994 года в Российской Федерации установлен знак удостоверения, представляющий собой профиль женской головы в кокошнике, повернутый вправо.

Помимо клейма с женской головой и обозначения пробы на изделии стоит еще один буквенный шифр - именник. Первая буква рассказывает о годе выпуска изделия. Это значение было введено в 2001 году, и этому году соответствовала буква «А». Последующие года обозначались в алфавитном порядке. Изделие, изготовленное в 2015 году, будет иметь шифр, начинающийся с буквы «Р». Изделия, изготовленные до 2001 года, имели в шифре цифры и знаки.

Вторая буква именника указывает на то, какой именно инспекцией пробирного надзора было поставлено клеймо, в зависимости от района, в котором находится производство. Так, например, Подмосковная государственная инспекция пробирного надзора в городе Бронницы обозначена буквой «Б».

Следующие два символа в именнике - шифр изготовителя. Пробирная палата рекомендует производителям использовать не более двух букв русского алфавита.

Где должна стоять проба?

Оттиски именника и пробирного клейма ставятся на внутреннюю поверхность ободка колец, на детали застежки на серьгах, брошах и цепях, на внешней стороне ушка кулонов и подвесок.

Клейма изделий марки «Бронницкий ювелир»

Изделия из драгоценных металлов имеют три степени защиты, по которым можно убедиться в их подлинности и качестве.

  • , зарегистрированное Инспекцией пробирного надзора Государственной пробирной палаты Министерства финансов РФ.
  • Знак клейма обновляется каждый год и по нему можно не только подтвердить бренд изделия, но и определить год выпуска этого изделия.
  • Клеймо Инспекции пробирного надзора Государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ.

Проба – это процент содержания золота или серебра в драгоценном металле, обозначенный цифрами. На каждом ювелирном изделии стоит клеймо, в котором указана проба.


375 проба – 37,5% содержание золота (золото, серебро, медь)
500 проба – 50% содержание золота (золото, серебро, медь)
585 проба – 58,5 % содержание золота (золото, серебро, медь, палладий, никель)
750 проба – 75% содержание золота (золото, платина, серебро, медь, палладий, никель)
999 проба – 99,9 содержание золота (золото).


Золото - металл мягкий и дорогостоящий. Поэтому ювелирные изделия изготавливают из сплавов золота с другими металлами – это намного практичнее. Чем больше содержание золота, тем мягче сплав, тем больше на поверхности украшений появляется царапин и вмятин в процессе носки украшений. Такие изделия быстро теряют вид и практически не блестят. Это необходимо учитывать при выборе любых изделий из благородных металлов.

Состав сплавов влияет и на цвет полученного металла. Если много меди, то золото имеет красноватый оттенок. Никель отбеливает, серебро – желтит. Интересен факт, что содержание золота в ювелирном изделии должно несколько превышать объём устанавливаемой пробы, чтобы её подтвердить в Пробирной палате.

На каждое украшение ставится государственное пробирное клеймо. Вероятность подделки в этом случае фактически равна нулю. Покупателю необходимо только знать, как именно выглядит подлинное государственное клеймо, и проверить его наличие перед покупкой.

На клейме должен быть код пробирной палаты, цифровое обозначение пробы, а также специальный знак пробирного удостоверения. Сегодня на клейме в виде знака изображена женская голова в профиль в русском национальном головном уборе – кокошнике. Также изображена русская буква – это шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Пробы других благородных металлов:

Серебро – 800, 830, 875, 925, 960, 999
Платина – 850, 900, 950
Палладий – 500, 850.

Согласно действующему законодательству пробированию подвергаются все промышленно выпускаемые сплавы, содержание благородных металлов в которых свыше 30%. На таких изделиях в обязательном порядке должно быть нанесено государственное клеймо с соответствующей пробой.

Каратная система
В Европе и США используется другая система обозначения содержания золота – каратная. Караты показывают количество частей чистого золота из 24 частей сплава.
Проба 9 карат – это 9 частей золота из 24-х (375 проба)
Проба 10 карат – это 10 частей золота из 24-х (500 проба)
Проба 14 карат – это 14 частей золота из 24-х (585 проба)
Проба 18 карат – это 18 частей золота из 24-х (750 проба)
Проба 24 карат – это 24 частей золота из 24-х (чистое золото).

Каратная система проб используется сегодня по всему миру. Если покупать ювелирное украшение за пределами СНГ, то проба почти всегда будет обозначена в каратной системе.
До каратной системы в Западной Европе действовала лотовая проба (12 лотов = 750 проба).

спец предложения для вас


Из истории пробирования в России

Первое московское клеймо на драгоценном металле, обнаруженное на территории России, относится к 1651 году. Клеймо представляло собой изображение двуглавого орла и дату, обозначенную славянскими буквами. Это были ещё не полноценные в современном понимании пробы, поскольку они не отражали содержание драгоценного металла в сплаве. Но такое клеймо было свидетельством того, что металл соответствует образцу, признанному законом.

В те времена эталоном считались «любские талеры» или «ефимки» – это были привозные европейские монеты, которые переплавлялись в ювелирные украшения. В конце 17 века в России появился «левок» – клеймо, которое свидетельствовало о низкопробном образце золота.

Государственное клеймение в России было официально узаконено в 1613 году для серебра, в 1700 году - для золота. На других металлах клеймо не ставили.

Во всех городах России в 18-19 веке ставили клеймо с изображением:
- герба города, год в щитке различной формы;
- начальных букв имени и фамилии ювелира (именник пробирного мастера);
- клейма мастера, изготовившего изделие;
- двух цифр, обозначающих пробу (число золотников в лигатурном фунте).

Все мастера и ювелиры на фабриках были обязаны ставить свои клейма-именники и представлять изделия государственному пробиреру.

1 января 1899 года в России ввели единообразное клеймо. Изображение представляло собой женскую голову в кокошнике, с инициалами управляющего пробирным округом. Иногда ставились цифры – золотниковая проба (72 золотника=750 проба). Такой вид клейма в разных вариантах просуществовал вплоть до 1927 года, после чего систему проб и клеймирования изменили. Вместо женской головы в кокошнике появилась голова рабочего с молотом, а сама проба стала обозначаться числом тысячных долей золота в сплаве, как это делается в настоящее время. В систему добавились платиновые и палладиевые пробы. В клейме появился шифр пробирного учреждения (буква греческого алфавита).

С 1958 года на советских пробирных клеймах стали изображать серп и молот на фоне пятиконечной звезды. А шифр пробирной инспекции стали обозначать русскими буквами.

С 1994 года в России введены пробирные клейма, которые действуют в настоящее время. Клейма с серпом и молотом ходили вплоть до 2000 года.

Сегодня на клейме изображена женская голова в кокошнике в профиль, направленная вправо. Также изображена русская буква – шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Рассматривая сокровища в витринах ювелирных магазинов, миллионы покупателей задают себе вопрос – какую пробу выбрать? Какая лучше?

Если у вас нет цветовых предпочтений, то выбирать изделие нужно по трём основным критериям: практичность, эстетическая привлекательность, стоимость.

Самая распространенная проба золота – 583-я. Цвет такого металла может варьироваться – это напрямую зависит от процента содержания в сплаве различных металлов. К примеру, если сплав золота 583-й пробы состоит из 58,3% – золото, 36% – серебро, 5,7% – медь, то в таком случае металл отличается зеленоватым оттенком. Та же самая 583-й проба с содержанием 18,3% – серебро, 23,4% – медь, имеет уже розовый оттенок. Если же в этом сплаве 8,3% – серебро, а 33,4% – медь, то золото будет иметь явные оттенки красного.


В целом, золото 583-й пробы считается самым практичным, поэтому пользуется повышенной популярностью. 50% процентное содержание золота в сплаве делает изделия прочными – такие украшения меньше царапаются и не деформируются.


Чего не скажешь о золоте 958-й пробы. Такой сплав не отличается прочностью, поэтому не пользуется высоким спросом у покупателей ювелирных украшений. В этом сплаве, также, в незначительном количестве содержится серебро и медь. Металл получается ярко-жёлтого цвета – практически чистое золото. Часто используется при изготовлении свадебных колец. Но из-за повышенной мягкости поверхность таких украшений требует регулярной полировки.


Сплав 750-й пробы состоит из 3-х компонентов – золото, медь, серебро. Иногда в качестве лигатуры включается немного родия, палладия, никеля и цинка. Цвет металла может быть самым разнообразным – от желто-зелёного оттенка до красноватого и белого. Сплав очень техничный и идеально подходит в качестве основы для ювелирной эмали. Почти всегда украшения из золота 750-й пробы отличаются благородными оттенками и оригинальным изысканным дизайном, поскольку выпускаются не очень большими партиями.

Сплав золота 375-й пробы состоит из компонентов: 37,5% – золото, 10,0% –серебро, 48,7% – медь, 3,8% – палладий. Широко используется при производстве обручальных колец.

Белое золото

Белого золота, по сути, не существует. Это обычное золото с разным содержанием металлов в сплаве.

Белое золото 585-й пробы:
23,7-28,7% – серебро, 13,0-18% – палладий, 17% – никель, 8,7% – цинк, 16% –медь.
Белое золото 750-й пробы: 7,0-15,0% – серебра, 14% – палладий, 4% – никель, 2,4% – цинк, 7,5-16,5% – никель, 15% – медь.


Белое золото пользуется высокими спросом у любителей ювелирных украшений, и является прекрасным компаньоном для бриллиантов.

Серебро

В России законодательно разрешены к использованию следующие пробы серебра: 800, 830, 875, 925, 960, 999.

Серебро 875-й пробы - самое практичное и распространённое. Именно из такого сплава производится большая часть серебряных украшений. Сплав содержит 81,5% чистого серебра. Остальное приходится на медь, которая эффективно препятствует окислению металла. Серебро 875-й пробы менее подвержено потемнению, чем серебро 830-й и 720-й пробы.


Из серебра 916-й пробы изготавливают предметы для сервировки стола. Сплав 960-й пробы используется при изготовлении особо филигранных изделий.

Чтобы защитить серебряные и латунные изделия от окисления, их поверхность нередко покрывают тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).

Платина и палладий

В ювелирном деле сплавы платины и палладия используются в очень незначительных количествах.

Платиновый сплав успешно заменяется сегодня белым золотом. Некоторые ювелирные изделия изготавливают из двухкомпонентного сплава 950-й пробы, в составе которого вместе с платиной присутствует медь и иридий.

Палладий до сих пор не признали в качестве самостоятельного металла для производства ювелирных украшений. Тем не менее, у палладия вполне прекрасная перспектива, поскольку он дешевле платины, имеет насыщенный белый цвет, прекрасную способность к механической обработке и устойчивый блеск.

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.