Модели ночных сорочек. Изготовление ночной сорочки

Цели: формировать представления о взаимосвязи технического и художественного моделирования: учить видоизменять выкройку основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в соответствии с выбранными фасонами ночных сорочек.

ХОД УРОКА

I. Организация урока

  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение пройденного материала

  • Какую работу мы выполняли на прошлом уроке?
  • Назовите основные линии на чертеже.
  • Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?

III. Изучение нового материала

Объяснение учителя.

– Сегодня на уроке вы закрепите и расширите знания о приемах моделирования.
– Как вы понимаете, что такое моделирование?
Моделирование – процесс создания новых моделей одежды.
Основные принципы моделирования определяются по формулам художника-модельера Н.П.Ламановой:

  • для кого (соответствие костюма внутреннему и внешнему облику человека);
  • для чего (соответствие костюма определенной обстановке);
  • из чего (соответствие ткани выбранной модели и образу женщины).

Этот принцип является определяющим при выборе любого вида одежды.

Задание. Рассмотрите рисунки и определите соответствие модели и ткани фигуре человека.

Моделирование делиться на художественное и техническое.
Художественное моделирование осуществляют художники-модельеры. Художник придумывает модель и отражает свою идею в рисунке (эскизе). К данному эскизу дается подробное описание модели (рис.1).

Техническое моделирование осуществляют конструкторы-технологи, которые разрабатывают новые фасоны одежды по рисункам художников. Они изучают внешний вид модели, свойства материала из которого будет сшита модель, затем выбирают основной чертеж и наносят на нем фасонные линии.
Мы с вами будем выполнять художественное и техническое моделирование.
На прошлом уроке мы выполнили построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. На основе данной конструкции можно создать новые модели ночных сорочек (рис.2-6).

– Что общего в данных моделях? (Цельнокроеный рукав)
– Чем отличаются? (Формой выреза горловины, длиной и формой низа изделия, силуэтом)

Основные элементы технического моделирования:

  • изменение длины изделия (рис.3);
  • изменение формы низа изделия (рис. 2; рис. 4);
  • изменение формы выреза горловины (рис.3; рис.4);
  • моделирование кокеток (рис.5; 6);
  • метод параллельного расширения (рис.5);
  • метод конического расширения (рис.6).

При моделировании учитывается сочетание элементов друг с другом, то есть формы выреза горловины, формы низа изделия, формы воротника, карманов и т.д.
Для того, чтобы выполнить данные модели, надо на основной чертеж нанести фасонные линии.

IV. Практическая работа на доске и в тетради

Техническое моделирование по рис.5; рис.6.

V. Практическая работа (самостоятельно)

Цель: моделирование ночной сорочки для себя.

Инструкционная карта.

  • Нарисуйте в тетради эскиз своей модели ночной сорочки.
  • Дайте краткое описание модели.
  • Выполните техническое моделирование в соответствии с эскизом ночной сорочки.
  • Прикрепи образец ткани, из которой ты будешь шить сорочку.
  • На всех деталях выкройки напишите их названия, количество деталей, укажите стрелками направление долевой нити.
  • Проставьте величины припусков на швы.
  • Вырежьте детали выкройки.

VI. Итог урока

– В чем состоит процесс моделирования?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Творческий проект

Ночная сорочка

Введение

выкройка технологический ткань сорочка

О боснование темы проекта

В наше время трудно найти женщину, в ночном гардеробе которой не было бы сорочки. Такие изделия отличаются разнообразием фасонов, материалов и расцветок. Ночная сорочка может не только обеспечивать комфортный сон, но и подчеркивать достоинства женской фигуры. Сегодня разнообразные женские сорочки настолько органично вписываются в нашу жизнь, что сложно представить себе времена, когда этой одежды в обиходе не было.

Поскольку на уроках технологии мы учимся шить изделия для себя, я решила, что сошью ночную сорочку.

1 . Исторические сведения

История моды - это тема, в которой можно проследить некоторую линию времени. Здесь я представляю линию времени довольно необычного содержания - это история ночной сорочки.

Вплоть до XIV века женщины спали либо обнаженными, либо почивали прямо в том, в чем ходили днем. Им приходилось спать в неудобной верхней одежде или обнаженными. Что явилось главной причиной создания ночной сорочки, сегодня неизвестно. То ли голышом было слишком холодно спать, то ли в верхней одежде как следует отдохнуть не удавалось.

Первое упоминание о специальной одежде для сна появилось в Чехии в XV веке, где говорилось о «юбке для спальни». В то время ночная сорочка была очень больших размеров - широкая и длинная, и позволить себе этот предмет туалета могли только обеспеченные люди.

Только в XIX веке ночная сорочка стала более доступной и получила большое распространение, став неотъемлемым элементом как женского (женская ночная сорочка), так и мужского гардероба (мужская ночная сорочка) - многие мужчины тоже спали в подобной одежде. Кроме этого, сорочка уже не считалась роскошью, как раньше. Благодаря такой доступности, каждая женщина имела возможность разнообразить свой гардероб несколькими моделями ночных сорочек. Даже в те времена использовались разные фасоны таких изделий. Наибольшей популярностью пользовались строгие, классические модели ночных сорочек, которые выполнялись из хлопка или льна. Женщины из состоятельных семей отдавали предпочтение роскошным моделям из натурального шелка. Такие сорочки обычно украшали дорогими кружевами. Благодаря этому, они были похожи, скорее, на платье, чем на одежду для сна.

С тех пор разнообразные сорочки уже не покидали женский ночной гардероб. А вот мужчины в такой одежде больше не спят - предпочитают надевать пижаму или что-то другое.

Ночные сорочки, которые носили в нашей стране всего пару десятилетий назад, были довольно уродливые - широкие и бесформенные, из непривлекательных и неудобных тканей. Наиболее часто такие ночные сорочки шились из сатина, хлопка или из фланели. И даже такое изделие «достать» в магазине считалось огромным счастьем. По причине тотального дефицита женщинам приходилось садиться за швейные машинки и самостоятельно мастерить ночные сорочки.

Теперь каждая женщина может себе позволить иметь несколько сорочек для разных целей - простая хлопковая классического покроя для тепла, можно остановиться на сорочке спортивного типа, или же выбрать сорочку из натурального шелка короткую или длинную, напоминающую вечернее платье, открытую, с кружевными вставками на груди, оторочками в виде рюшей.

Завидев на витрине надпись «сорочки женские ночные» и заглянув туда с желанием купить ночную сорочку, каждый поймет, что ночные сорочки - это не обязательно только удобная и красивая одежда для сна. Нынешние ночные сорочки могут быть очень элегантной и изысканной одеждой.

2 . Выбор изделия

Цели и задачи проекта

Целью данного проекта является изготовление на уроках технологии ночной сорочки для себя, имеющую практическое значение.

Задачи данного проекта :

1. Углубить знания по конструированию и моделированию,

2. Совершенствовать и развивать умения и навыки работы с новыми тканями,

3. Овладеть новыми приёмами работы на швейной машине,

4. Воспитание усидчивости и трудолюбия.

Выбор изделия

Модель 1 . Ночная сорочка прямого силуэта. Рукава короткие цельнокроеные. Горловина и низ овальной формы. Длина макси.

Модель 2 . Ночная сорочка с кокеткой. Длина макси. Спереди и сзади под кокеткой сборки. Низ сорочки отделан оборкой. Рукава короткие цельнокроеные, внизу присборены и заканчиваются манжетами.

Модель 3 . Ночная сорочка трапециевидного силуэта с прямой кокеткой, параллельным раширением нижней части. Рукава короткие цельнокроеные, горловина овальной формы. Длина средняя.

Модель 4 . Ночная сорочка с рукавом крылышко. Низ сорочки отделан оборкой. Длина средняя.

Модель 5 . Ночная сорочка цельнокроеная, на бретельках. Облегающий покрой, выполнена из трикотажа, с тоненькой ажурной тесьмой.

Модель 6 . Ночная сорочка «Бабушкина». Сорочка цельнокроеная. Рукава короткие, горловина овальной формы. Длина средняя.

Я остановила свой выбор на модели №6, так как я шью ночную сорочку в первый раз и решила не усложнять себе работу. Ещё прямой силуэт хорошо сидит на моей фигуре и я не жалею о своём выборе.

Выбор ткани

Ткань на ночную сороку я выбирала из двух видов: фланель и ситец. Я выбрала ситец, потому что скоро лето, и спать во фланелевой ночной сорочке будет жарко.

Ситец - это натуральный материал, который делается на основе хлопка. Ситец очень тонкий и нежный, лучше чем фланель пропускает воздух, приятен к телу и хорошо стирается.

Я выбрала ткань с весенним цветочным рисунком. Так как сорочка является бельем, предназначенным для сна, я не выбирала ткань под цвет глаз или волос. Мой выбор был практичен - натуральная ткань приятна для тела, а так же ее невысокая себестоимость. Эта ткань оптимальна для начинающих мастериц.

3 . Конструирование и моделирование

Мерки для построения чертежа

Сш-17 см.; СrII-42 см.; Дтс-35 см.; Ст-35 см; Оп-27 см; Ди-78 см.

Обозначения линии на выкройке

Раскладка выкроек на ткани

4. План ирование и изготовление изделия

Инструменты и материалы

Технологическая карта

Наименование операции.

Инструменты и приспособления.

Снятие мерок.

Сантиметровая лента.

Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (ночной сорочки) на листе ватмана.

Лист ватмана, карандаш, линейка

Раскрой изделия:

а) Берем ткань, складываем лицевой стороной внутрь.

б) прикалываем булавками выкройку, обводим.

в) Вырезаем, оставляя припуски на швы

Ткань, карандаш, выкройка, ножницы, булавки.

Смётываем изделие копировальными стежками

Игла, мулине, ножницы

Обработка горловины обтачкой

Обтачка боковых срезов изделия

Швейная машина, нитки, ножницы

Обработка низа рукава и изделия

швом в подгибку с закрытым срезом

Швейная машина, нитки, ножницы

Влажно-тепловая обработка

5. Итоги

Расчёт стоимости материалов, затраченных на изготовление ночной сорочки

Наименование

используемых

материалов

Расход материалов на изделие

на материалы

Ткань «Ситец»

150 руб. (1 м)

2 м (1,5 м ширина ткани)

Нитки швейные №40

30 руб. (1 шт.)

1 катушка

Нитки мулине

25 руб. (1 моток)

Самооценка

Вот и закончилась моя работа. Я ею в целом довольна. Моя ночная сорочка получилась аккуратной и подходящей по размеру. Строчки ровные, подгиб ткани со всех сторон одинаковый.

При разработке своей модели я выполнила почти все требования, предъявляемые к одежде. Моя ночная сорочка обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма (кожа в ней дышит). Ткань достаточно прочная и износоустойчивая.

Подобран удобный силуэт модели, во время сна сорочка не обтягивает тело, в ней комфортно чувствуешь себя.

Веселая расцветка ткани благоприятно сказывается на моем утреннем настроении.

Такая модель является недорогой и доступной.

Я очень довольна, что мне самой удалось сшить себе ночную сорочку и в моем гардеробе на одну ночную сорочку стало больше.

Для меня это настоящая победа!

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика модели изделия и материалов, спецификация деталей кроя. Выбор методов обработки, оборудование и средств малой механизации. Разработка технологической последовательности обработки изделия, построение графа процесса его изготовления.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2015

    Анализ ассортимента и выявление основных требований к женскому жакету. Выбор ткани, инструментов и приспособлений для изготовления изделия. Раскладка деталей кроя. Инструкция по технике безопасности при работе с тканью. Экономическое обоснование проекта.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2016

    Понятие и способы изготовления стеклянных изделий, их классификация и типы, применяемые методы и материалы. История керамики и общее описание изготавливаемого изделия, оборудование. Особенности применения стеклянных и керамических изделий в оформлении.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2013

    Общая характеристика, основные физические и химические свойства стали, используемой при изготовлении детали. Анализ технических требований чертежа. Расчет заготовки. Выбор оборудования и его технические особенности. Маршрутное описание процесса.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2015

    Обоснование проблемы, схема выполнения, выбор модели. Подбор, обоснование выбора ткани. Оборудование, инструменты, приспособления для пошива. Построение чертежа, моделирование юбки, технологическая последовательность изготовления, расчет себестоимости.

    практическая работа , добавлен 02.10.2009

    Массовое производство швейных изделий. Механизация и автоматизация выполнения сборочно-соединительных операций. Технологический процесс изготовления сорочки. Выбор и характеристика модели. Выбор и обоснование материалов и фурнитуры, обработка изделия.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Материалы для изготовления кухонного стола. Составление чертежа стола, спецификации и расчёт размеров. Черновой раскрой досок и брусков для каркаса. Сверление отверстий под шканты на крышке. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2015

    Описание изделия "Крышка лабиринта с сотовым уплотнением" и требований к нему. Оценка свариваемости материала. Перечень возможных способов сварки изделия, выбор ее проектных вариантов. Сварочные материалы, основное и вспомогательное оборудование.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2017

    Описание конструкции и принцип работы проектируемого изделия, описание конструкции. Обоснование типа производства, основные этапы и принципы осуществления соответствующего технологического процесса. Расчет параметров заготовки. Станки для обработки.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2014

    Технологическая последовательность изготовления женского жакета. Требования, предъявляемые к изделию. Обоснование выбранной модели, описание ее внешнего вида. Выбор и обоснование материалов, фурнитуры. Методы обработки изделий, средства малой механизации.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Моделирование ночной сорочки «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом». 6 класс

Цель урока: Познакомиться с приёмами моделирования путем изменения длины изделия, формы горло-вины, кокетки; Представить свою модель ночной сорочки.

Проверочный тест по теме: «Конструирование ночной сорочки. Снятие мерок.» 1. Напишите условное обозначение мерки напротив ее названия. 1- полуобхват груди второй - ….. 2-полуобхват талии - ….. 3-полуобхват бедер - ….. 4-обхват плеча - ….. 5-длина спины до талии - ….. 6-длина изделия - ….. 2. Найдите верный ответ Мерку "полуобхват шеи" снимают ……. а - горизонтально вокруг шеи б - от 7-го шейного позвонка до яремной впадины в - вокруг шеи: сзади - под 7-м шейным позвонком, спереди - под яремной впадиной

3. Мерку «полуобхват груди второй» снимают …….. а - спереди выше грудных желез б - от линии талии до 7-го шейного позвонка в - горизонтально по линии бедер с учетом выступа живота г - спереди горизонтально по наиболее выступающим точкам грудных желез 4. Мерку "полуобхват бедер" снимают горизонтально вокруг бедер ….. а - с учетом выступа живота б - по наиболее выступающим точкам ягодиц в - сзади - по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди - с учетом выступа живота 5. Из приведенного ниже перечня одежды выберите только ту которая относится к нательному белью. а – колготы б – ночная сорочка в – пижама для сна г – халат д - плавки

6. Дайте название линиям и срезам 7. Из приведенных ниже примеров выделите группу поясной и плечевой одежды – брюки, носки, жилеты, платья, шорты, сарафаны, блузы, кепки, жакеты, юбки, пальто, плащи, распашонки. 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- Линия горловины спинки Линия плеча Линия горловины переда Линия низа рукава Линия талии Линия бока Линия низа

Проверь себя 1. Напишите условное обозначение мерки напротив ее названия. 1- полуобхват груди второй - Сг II 2-полуобхват талии - Ст 3-полуобхват бедер - Сб 4-обхват плеча - Оп 5-длина спины до талии - Дст 6-полуобхват шеи - Сш 2. Найдите верный ответ Мерку "полуобхват шеи" снимают ……. а - горизонтально вокруг шеи 3. Мерку «полуобхват груди второй» снимают …….. г - спереди горизонтально по наиболее выступающим точкам грудных желез 4. Мерку "полуобхват бедер" снимают горизонтально вокруг бедер ….. а - с учетом выступа живота При оценивании работы за каждый правильный ответ – 1 балл, всего 30 б. 30–28 – « 5 », 27-23 – « 4 », 22- 19 – « 3 »,

5. Из приведенного ниже перечня одежды выберите только ту которая относится к нательному белью. б – ночная сорочка в – пижама для сна д - плавки 6. Дайте название линиям и срезам 1 – горловина спинки 2 – линия плеча 3 – горловина переда 4 – линия низа рукава 5 – линия талии 6 – линия бока 7 – линия низа изделия 7. брюки жилеты шорты платья юбки сарафаны блузы жакеты пальто плащи распашонки Поясная одежда Плечевая одежда

При всей изменчивости современной моды меньше всего, пожалуй, ее влияние коснулось домашнего гардероба и одежды для сна. Вопрос об каких-то кардинальных изменениях в области домашней одежды никогда не перед кем не стоял, но она поддавалась веяниям времени и моды. Появление новых способов отделки, новых тканей, новых силуэтов сразу отражалось и на ней. Женщине всегда важно, чтобы дом был полон уюта, частицей которого является она сама. И пусть идея не нова, знакомый всем халат с ярким цветным узором, так любимый нашими мамами и бабушками, и самая обыкновенная ночная сорочка, по-прежнему незаменимы.

В период средневековья домашняя одежда, тем более одежда для сна, не была замысловатой. В качестве ночной одежды использовали длинную нательную рубаху и чепец. Ночная одежда знати была выполнена из шелка, хлопка, украшалась кружевом, вышивкой, большим количеством оборок и рюш. Пижама, как ночная одежда, появилась в Англии и носили её преимущественно муж- чины. Модели не отличались разнообразием силуэтов и тканей. Пижама носилась обязательно вместе с халатом из одного вида ткани. В костюме русского человека использовалась простая прямая рубаха «понёва», которая выполняла несколько функций, в том числе была и ночной сорочкой Историческая справка.

Удобный, красивый, тщательно продуманный домашний, ночной костюм является не только украше -нием человека и дома, он способствует хорошему настроению, помогает в домашней работе, и что нема- ло важно доставляет удоволь- ствие окружающим. Такая одежда отличается более свободным покроем, особой декоративностью, но в ней не должно быть неряшливости. Она должна распределятся по группам - для детей (а), мужчин (б), женщин (в). а б в К одежде для сна относятся пижамы и ночные сорочки.

Какой должна быть ночная сорочка? Свободный удлиненный силуэт - идеальный вариант для ночной сорочки, которая не должна сковывать уставшее за день тело. Какую выбрать ткань? Конечно же, натуральную - мягкую фланель, приятный на ощупь трикотаж или прозрачный хлопок. Ночной наряд можно украсить вышивкой, воланами, рюшами, всевозможными кантами, бей- ками, аппликациями. Только все это должно быть очень нежным, мягким, воздушным.

Традиционные ночные сорочки из ситца могут быть открытыми и как бы невесомыми, особую пикант- ность придают им завязки-бантики, легкое кружево на плечах, груди и боковом разрезе. А более закрытые, с кокетками, рюшами, оборками и шитьем, чем-то напоминающие исконно русский костюм, дают женщине ощущение защищенности и комфорта.

«Модель» - слово пришло к нам из французского языка, значит – изменять. Моделирование – процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. По одной и той же выкройке можно сшить изделия разных фасонов. Для этого необходимо промоделировать его.

Вот так будет выглядеть ваша ночная сорочка если её не модели- ровать. Что можно менять? Длину изделия Форму кокетки Форму горловины

Изменение длины ночной сорочки Самый простой из приемов моделирования. Всё зависит от желаемой длины. Модель №1 и №4 длина «макси». Модель №2, №3, №5 длина «миди».

Моделирование изменением формы выреза горловины. При изменении формы выреза нужно нанести новую линию выреза горловины на выкройке переда и спинки. Фигурный вырез « V » образный вырез

Овальный вырез

Вырез «карэ» Вырез «лодочка»

Моделирование кокетки Новую форму плечевого изделия можно получить моделированием кокетки с одновременным расширением низа. Форма линии, по которой отрезается кокетка, может быть любой: прямой, ломаной, круглой, фигурной. Прямая кокетка

Круглая кокетка

Источники информации Учебник «Технология» 7класс. Авторы: Симоненко В.Д.


На рисунке 44 показаны приемы раб.оты чертежными инструментами: как правильно проводить окружность или дугу и кривые линии. Окружность или дугу проводят циркулем, поворачивая его за держатель в направлении движения часовой стрелки (рис. 44, а).

Кривые линии, соединяющие заданные точки, проводят с помощью лекал. Кромку лекала подбирают так, чтобы она соединяла возможно большее число точек (не менее трех), и по ней проводят линию (рис. 44, б).

При выполнении чертежей и выкроек, а также при составлении инструкционных карт надо пользоваться правильными приемами работы чертежными инструментами и использовать линии и знаки, показанные в таблице 25.

Одежду, которую мы носим, можно разделить на три вида: верхнюю, легкую и белье (цвет. табл. 4).

К бельевым изделиям относят верхнее белье (пижамы, манишки, воротнички, манжеты) и нательное (сорочки, комбинации, трусы, пижамы для сна и др., рис. 45). Нательное белье шьют из бельевых тканей (см. с. 62).

К готовому белью предъявляют следующие требования:

1. Гигиенические - белье должно быть удобным в носке, свободным, иметь немного отделочных деталей.

2. Эксплуатационные - белье должно иметь определенный срок носки. Это зависит от удобства конструкции, правильно выбранных способов обработки и качества выполненной работы.

3. Эстетические - белье должно быть красивым по форме и отделке.

Конструирование ночной сорочки

Ночные сорочки очень разнообразны по покрою и отделке. Они могут быть с воротником и без него, с различной формой ворота, без рукавов или с рукавами разной длины, длинные и короткие (рис. 46).

Ночные сорочки должны быть свободные по форме.

Снятие мерок для построения чертежа ночной сорочки

Для построения чертежа ночной сорочки снимают мерки, приведенные в таблице 26.

Детали ночной сорочки Сорочка состоит из двух деталей - спинки и переда. Форма и размер деталей одинаковы, отличаются они только формой линии ворота. У переда ворот вырезан глубже, чем у спинки (рис. 48).

Это объясняется строением фигуры человека: большая часть шеи, по основанию которой располагается ворот, расположена спереди.

Запомните слова: верхняя одежда, легкая одежда, верхнее белье, нательное белье, покрой, мерки: полуобхват шеи, полуобхват груди, обхват плеча .

Вопросы и задания

1. Для чего снимают мерки?

2. Какие из мерок записывают в половинном размере, а какие полностью и почему?

3. По какой мерке определяют размер изделия?

4. Из каких деталей состоит сорочка и какая между ними разница?

5. Рассмотрите рисунок 49 и запомните названия линий чертежа сорочки.

6. Снимите мерки друг с друга.

7. Подготовьте лист альбома для построения чертежа ночной сорочки.

Практическая работа

Инструкционная карта . Построение чертежа ночной сорочки на 38-й размер, II рост

Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, циркуль, лекало, карандаши ТМ и 2М, ластик, альбом

Вопросы и задание . 1. От каких мерок зависит ширина и длина сорочки? 2. Для чего дается прибавка к мерке ПОг? 3. Какие инструменты применяют при построении чертежа сорочки? 4. Сделайте расчет и постройте выкройку ночной сорочки по снятым меркам. МОДЕЛИРОВАНИЕ НОЧНОЙ СОРОЧКИ По одной и той же выкройке можно шить изделия разных фасонов. При моделировании линии фасона наносят на выкройку основы изделия. На рисунке 46 изображены модели ночных сорочек. Они отличаются друг от друга длиной, формой ворота и оформлением (применением отделок). Сорочки 2, 3 и 5 сшиты по одной выкройке, в которую внесены изменения и дополнения. Эти изменения наносят на выкройку основы сорочки при ее моделировании. На рисунке 50 показаны образцы для отделки сорочек вы-ШИЁКОЙ.

Вопросы и задания

1. В чем заключается процесс моделирования?

2. Какие изменения можно внести в форму деталей сорочки?

3. Как выполняется эскиз изделия?

4. Подберите форму ворота для сорочки, которую вы будете шить, и отделку в соответствии с выбранной тканью (рис. 51).

5. Сделайте разработку фасона ночной сорочки. Пример выполнения работы показан на рисунке 52. Нарисуйте в альбоме эскиз сорочки. Сделайте образец изделия из цветной бумаги (в М 1:4) в соответствии с эскизом и приклейте в альбом.

6. Рассчитайте примерное количество ткани, которое потребуется для изготовления ночной сорочки по вашим меркам: 2Ди+40 (на обработку низа сорочки и на подкройную обтачку).

Подготовка выкройки к раскрою

Задания

1. Вырежьте выкройку сорочки.

2. Сделайте выкройку обтачки ворота сорочки: обведите по лекалу выкройку обтачки (лекало надо брать в зависимости от своей мерки ПОш). Выкройку обтачки можно вычертить самим, как показано на рисунке 53. Вырежьте вы-, кройку. 3. Нанесите надписи на выкройку деталей сорочки - названия деталей и величину припусков - и укажите направление долевой нити и положение линии плеча на обтачке (рис. 54).

Шитье ночной сорочки

Для изготовления ночных сорочек используют в основном хлопчатобумажные и льняные ткани: мадаполам, ситец, шифон, бумазею, фланель, льняное полотно. Это должны быть ткани светлых тонов, гладкокрашеные или с мелким рисунком (цвет. табл. 5).

Практические работы

При выполнении практических работ по изготовлению швейных изделий необходимо помнить об экономном расходовании ткани, соблюдать санитарно-гигиенические требования (см. прил. 4) и правила техники безопасности при работе на швейной машине, с электрическим утюгом, ножницами, иглой и булавками (см. прил. 5) и технические условия на выполнение работ ручных и на машине (см. прил. 11 и 12).

Инструкционная карта . Раскрой ночной сорочки (см. прил. 10)

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, выкройка ночной сорочки, ткань.

Вопросы и задание . 1. Как подготовить ткань к раскрою? 2. Что надо учитывать при раскладке деталей выкройки на ткани? 3. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при раскрое? 4. Подсчитайте, сколько ткани требуется на ночную сорочку.

Инструкционная карта . Подготовка деталей кроя к обработке

Вопросы. 1. Для чего прокладывают контрольные линии на деталях кроя? 2. Почему при выполнении копировальных стежков их петельки должны быть не менее 5 мм1 3. Как предохранить палец от укола иглой при ручном шитье?

Обработка ворота подкройной обтачкой

На цветной таблице 6 приведена инструкционная карта для выполнения работы по обработке ворота подкройной обтачкой.

Самоконтроль . Проверьте: 1) аккуратность выполнения и выметывания обтачного шва; 2) аккуратность выполнения настроч-ного шва; 3) равномерность ширины обтачки по всей длине; 4) качество глаженья.

Вопросы . 1. Какие машинные и ручные швы вы использовали при обработке ворота? 2. Для чего выметывают внутренний край обтачки вдоль линии обтачного шва? 3. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при шитье на швейной машине?

Инструкционная карта . Обработка низа рукава швом вподгибку

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, детали кроя.


Вопросы. 1. Какова последовательность выполнения шва вподгибку с закрытым срезом? 2. Какое приспособление можно использовать при выполнении шва вподгибку? 3. Какие ручные инструменты вы использовали при обработке низа рукава?

Инструкционная карта . Соединение деталей сорочки двойным швом

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, детали кроя.


Вопросы. 1. Какие швы используют для шитья белья? 2. Как выполняют двойной шов? 3. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при работе электроутюгом?

Инструкционная карта . Обработка низа сорочки швом вподгибку

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, полуфабрикат сорочки.


Вопросы. 1. Какие ручные работы применяют при выполнении шва вподгибку? 2. Как приутюжить обработанный низ сорочки? 3. Какой инструмент используют при удалении сметочных стежков?

Инструкционная карта . Окончательная обработка сорочки

Инструменты и принадлежности: рабочая коробка, ночная сорочка.


Вопросы и задание . 1. Какие стежки временного назначения удаляют при окончательной обработке сорочки? 2. Расскажите о последовательности глаженья сорочки. 3. Как проверить качество готовой сорочки?

Различные виды обработки срезов сорочки (цвет, табл. 7 и 8)

Обработка ворота и среза рукавов

Ворот ночной сорочки обрабатывают подкроиной обтачкой из отделочной или основной ткани. Отделать можно кружевом, лентой, кантом, тесьмой-вьюнчиком, оборкой из основной или отделочной ткани, вышивкой: Нижние срезы рукавов можно обработать швом вподгибку с закрытым срезом или подкройными обтачками с применением таких же отделок, как и при обработке ворота В сорочках 1 и 4 кружево встрачивают между обтачкой и основной тканью. У сорочки 2 ворот обработан подкройной обтачкой, а низ рукава - швом вподгибку с закрытым срезом. Кружево настрачивают с изнаночной стороны на обработанные ворот и низ рукава. В сорочке 3 из-под обтачек, которыми обработаны срезы сорочки, может быть выпущен кант из полоски отделочной ткани, вырезанной под углом 45°. На обтачку можно также настрочить вьюнчик или выполнить на ней отделочную строчку.

Обработка нижнего среза сорочки

Нижний срез сорочки обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом и отделывают кружевом, оборкой из ленты или отделочной ткани. Их настрачивают с лицевой (сорочка 5) или изнаночной (сорочка 6) стороны.

Вопросы и задания для повторения темы "Изготовление ночной сорочки"

1. Какие виды нательного белья вы знаете?

2. Какие мерки надо снять для построения чертежа ночной сорочки и какие из них определяют размер ворота и рукава?

3. Назовите линии чертежа сорочки.

4. В чем заключается разработка фасона сорочки?

5. Как подготовить выкройку к раскрою?

6. Расскажите о последовательности раскроя.

7. Как подготовить детали кроя сорочки к обработке?

8. Как обрабатывают ворот, низ рукавов и низ сорочки?

9. В чем заключается окончательная обработка сорочки?

10. Заполните таблицу. Для этого найдите правильные ответы и впишите их номера.

Подробности Категория: Белье Опубликовано 10.09.2013 15:34 Просмотров: 18206

Название фасона: Ночная сорочка с круглым вырезом, отделанная кружевом

Из истории фасона: Для моды 60-х годов была характерна строгость в отношении формы и фактуры. Отечественный легпром в то далекое время заботился не только о том, чтобы советская женщина работала в удобной и практичной одежде, но и том, чтобы для ночного отдыха в ее распоряжении тоже была простое и универсальное белье. Для этой цели была разработана линия домашней одежды, которая начиналась с удобных халатов и заканчивалась удивительно простыми ночными рубашками. Однако при всем этом все же оставалось место и для капли романтики, которая выражалась в милой и ненавязчивой отделке кружевом.

Этот ретро фасон довольно утилитарной ночной рубашки был напечатан в 1965 году в книге «Общедоступный метод кроя», которая для многих портних тогда была настольной.

Описание ретро фасона: Цельнокроеная ночная сорочка, прямого и свободного силуэта без рукавов. Перед ночной сорочки – закрытый, с круглой, не очень глубокой горловиной, отделанной кружевом. Также кружевом может быть декорирован низ изделия. Длина ночной сорочки до середины колена, однако, длину можно варьировать по желанию.

Как смоделировать данный фасон: выкройка - схема дана на 48 размер, на пропорционально сложенную фигуру. Ночная сорочка достаточно свободно облегает фигуру, поэтому примерка не обязательна. Для изменения размера необходимо использовать масштабную линейку . Чертеж дан с учетом припусков на швы 1,5 см.

Технический рисунок.


Построение чертежа

Построение переда:

1. Вычертить прямой угол с вершиной в т.А.

2. Длина вертикальной линии 102 см, горизонтальной 20 см.

3. От т.20 вниз отложить 2 см для линии плеча.

4. От т.А отложить: по вертикали 15 и 22 см, по горизонтали 12 см.

5. Провести вспомогательные горизонтальные линии длиной 19 см от точки 15, 26 см от точки 22, от точки 102 отмерить 13 и 36 см.

6. От точки 36 вверх отложить 2 см.

7. Для горловины: от середины пунктирной линий отложить 3 см.

8. Для проймы от середины пунктирной линии отложить 2 см. Полученные точки соединить согласно чертежу.

Построение спинки

1. Вычертить прямой угол с вершиной в т.А

2. Длина вертикальной линии -100 см, горизонтальной 20 см.

3. От т.20 вниз отложить 2 см. для линии плеча.

4. От т.А отмерить по вертикали 10, 15, 22 см., по горизонтали 12 см.

5. Провести вспомогательные горизонтальные линии длиной 19 см от точки 15, 26 см от точки 22.

6. От точки 100 отмерить 18 и 36 см.

7. От точки 36 отложить 1 см. вверх

8. Для горловины спинки отложить от середины пунктирной линии 2 см.

9. Для проймы спинки отложить от середины пунктирной линии 2 см.

Полученные точки соединяют в соответствии с чертежом.

Некоторые измерения трудно сделать самостоятельно. Поэтому для контроля правильности размеров предлагаем вычислить соответствующие мерки для пропорциональной фигуры:

Длина спины: рост: 10 х 2 + 6 см

Например: 170: 10 х2 + 6 = 40 см.

Ширина спины: Полуобхват груди:3 + 2.5см

Например: (48: 3) + 2.5 = 18.5 см

Выкройка – схема

Расход материала: длина изделия, при ширине ткани 150 см. Следует также учесть прибавки на швы и подгибку.

Какой материал предпочтителен для пошива: для ночной рубашки подойдут мягкие натуральные материалы, например, хлопковый трикотаж.

Уровень сложности при пошиве: ретро фасон относится к начальному уровню сложности. Необходим минимальный опыт пошива одежды. Такую ночную рубашку легко пошьет даже начинающая швея.

Как можно декорировать ретро фасон: ночная рубашка может быть декорирована кружевом как узким, так и широким. Широкое кружево добавит рубашке нежности и романтичности. Однако, стоит помнить, что для этого необходимо выбирать только специальное бельевое кружево, так как обычное кружево или гипюр может «колоться», вызывая дискомфорт при касании к телу. Можно обработать такую «ночнушку»косой бейкой из контрастного материала или материала в тон. Если вы любите оригинальные принты или аппликации, то такая ночная рубашка удачная модель для приложения вышей фантазии. Можно украсить ее оригинальным ретро рисунком.