«Наши помощники» Конспект занятия в подготовительной группе. Конспект НОД образовательная область "Труд" тема: "Домашние помощники" (подготовительная к школе группа)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №356 Московского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

подготовительной группы по теме

«Предметы, облегчающие труд людей на производстве».

Составила воспитатель: Евдокимова

Елизавета Анатольевна

г. Санкт-Петербург

Программное содержание:

  • Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки).
  • Расширять представление о том, что эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнять сложные операции за человека.
  • Активизировать в речи детей название разнообразных предметов.
  • Развивать интерес и желание работать с такими предметами.

Предварительная работа:

Беседы с детьми «Человек создаёт технику», «Техника помогает нам».

Рассматривание иллюстраций с изображением станков, компьютера, роботов, «умных машин».

Материал к занятию:

Иллюстрации с изображением компьютера, станков, роботов, калькулятора.

Ход занятия:

Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку:

На земле он всех умней,

Потому он всех сильней.

(Человек).

Это человек.

А разве человек сильнее всех? Сильнее слона, медведя? (Ответы детей).

Ведь человек не может летать как птицы, не может быстро бегать, не может

Жить под водой, как рыбы; видеть в темноте. А почему же он сильней?

В загадке есть подсказка – На земле он всех умней!

Посмотрите вокруг – очень много предметов, которые помогают нам жить. Их сделали люди. Есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было, но что людям необходимо. Их называют изобретателями, учёными. Если бы не было на Земле таких людей, у нас бы не было всего того, что есть сегодня. Например, не было бы стола, телефона, машин, самолёта... Помогите мне, подскажите, какие ещё устройства, механизмы, машины, приборы создал человек, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь. (Выслушать ответы детей).

Их уже несчётное множество. Все эти предметы нужны, чтобы питаться, спать, ухаживать за своим телом; чтобы отдыхать; чтобы учиться; чтобы работать.

У людей разных профессий есть предметы – помощники. Давайте о некоторых мы сегодня поговорим подробнее.

Человек не всегда может выполнить работу сам, и ему нужна помощь. Например, «умная машина». Посмотрите, что у меня есть (показать калькулятор). Вы знаете, что это за предмет? А для чего он нужен, и как он помогает человеку? (Он необходим для того, чтобы считать). Да, правильно!

Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Но это было неудобно, потому что нельзя было посчитать до 20-30. И тогда человек изобрёл счёты. (Показать). Вот такие. Это рама с перекладинами, на которых нанизаны косточки. Они знакомы, наверное, каждому из вас. Сейчас уже редко, но всё-таки они используются. Они не очень удобны. Почему? (Большие по размеру, на них трудно посчитать большие цифры, долго считать). И поэтому человек изобрёл калькулятор.

Калькулятор – это электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами: сложение, вычитание, умножение, деление (об этом вы узнаете в школе). Калькулятор может работать при помощи солнечной энергии; имеет небольшие размеры (он помещается в кармане), лёгкий по весу. Нажимая на кнопки с цифрами, человек может производить любые операции с большими числами (что трудно сделать в уме). Калькулятор помогает человеку для решения сложных вычислений. Он быстро действует, надёжен, результат выводится на экран.

Дети, а как вы думаете, людям каких профессий необходим калькулятор? (Продавец, кассир, бухгалтер…)

Но и на этом человек не остановился, а продолжал ещё изобретать предметы, облегчающие его труд. Посмотрите, что теперь ещё используют люди. (Показать на иллюстрации компьютер и его главные части). Догадались, что это? Правильно, компьютер!

Расскажите, что вы знаете о компьютере? Где вы их видели? (Выслушать ответы детей). А что умеет делать компьютер?

Компьютер – это чудо-агрегат.

Может делать всё подряд –

Самым лучшим другом стать.

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда!

Давайте рассмотрим, из каких главных частей состоит компьютер, без которых он не будет работать:

Процессор – это мозг и голова компьютера. Через него проходит вся важнейшая информация в компьютере. Процессор её перерабатывает и направляет другим частям компьютера.

Монитор (экран).

Клавиатура (на которой набирают команды для компьютера).

Мышь (передаёт наши движения в компьютер).

Компьютер приносит пользу, он помогает нам в труде: передаёт информацию, хранит информацию, решает трудные задачи за короткое время (большая скорость выполнения вычислений). И сегодня уже невозможно представить, как раньше люди обходились без компьютера. Он необходим людям самых разных профессий (врачам, учителям, бухгалтерам, менеджерам, директорам, программистам, писателям).

Ребята, а откуда берутся окружающие нас предметы, кто и как их создаёт?

Их создаёт человек. А ему помогают в этом «умные машины». И не только помогают, но и даже могут заменять его в работе. Изобретатели давно мечтали освободить человека, его умелые руки от тяжёлого труда. И тогда появились станки. Вот посмотрите (показать иллюстрации различных станков). Станок – это сложная машина, с помощью которой на заводах и фабриках изготавливают велосипеды и автомобили, радиоприёмники и телевизоры, часы и электроприборы, одежду и обувь, иголки и железнодорожные вагоны, фарфоровую и стеклянную посуду, резиновые шины и галоши, карандаши и тетради; печатают книги и газеты и т.д.

Станки сами, без помощи человека, выполняют и производят различные операции: передвигают тяжести, собирают автомобили, обрабатывают древесину, ткут ткани, печатают книги. Действуют они по программе, составленной и заложенной в них людьми. Станки помогают экономить время – быстро выполняют любую работу и при этом, не ошибаясь и не уставая. А человеку остаётся лишь управлять машинами с помощью кнопок, выключателей, пультов; обслуживать (убирать) и чинить их.

Д/и «Доскажи словечко».

Облегчит нам общение.

Ускорит сообщение,

Весь день трезвонит он,

Домашний (телефон).

Этот чудо-аппарат

Любит пыли аромат.

И не сказка, это быль.

Мне ответьте на вопрос:

Что же это? (пылесос)

Если, перед тем как спать,

Лампу на стене включай

И лежи себе читай.

Да читай хоть до утра!

Свет подарит тебе ….(бра).

В полотняной стране,

По реке простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать (утюг).

В кухне сейф. В нём детвора,

Прячу холод с севера.

Положу в него продукты:

Мясо, рыбу, соки, фрукты,

И включу рубильник,

Сейф мой - … .(холодильник) .

Днём и ночью две подружки

Двигаются друг за дружкой.

Длинная одна такая

И короткая другая.

И короткой не до шуток:

Счёт ведёт она минутой!

Спросите у них сейчас-

Скажут вам, который час (стрелки часов)

Ребята, какие все молодцы. А давайте тоже потикаем, как часики.

Физкультминутка.

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так!

Налево тик, направо так,

Мы тоже можем так-

Тик-так, тик-так!

Но и на этом чудеса, созданные человеком не закончились! Самым большим достижением человеческой мысли являются роботы. Робот – это «умная машина», которая может заменить человека и сама выполнить за него тяжёлую и вредную для здоровья работу. И даже может выполнить то, что человек сам никогда не сможет сделать. Например, не смог бы провести космические исследования: ведь с помощью робота человек получил фотографии с планеты Марс; роботы доставили грунт с других планет; без робота человек не смог бы заглянуть в кратер действующего вулкана, производить подводные операции.

Роботы могут быть разных размеров и форм, а также могут по виду и действиям напоминать человека. Например, ходить, производить движения руками, принимать простые решения.

Роботы – помощники в самых разных сферах. Есть роботы-полицейские. Они следят за порядком, видят, слышат, передвигаются, а человек на экране наблюдает за происходящим.

Существуют «медицинские роботы», они могут проводить операции.

В Японии есть робот-поводырь. Он сопровождает слепого человека. Умеет читать дорожные знаки, двигаться по нужному маршруту, чувствует приближение транспорта.

В Германии сконструировали робота-заправщика, который знает, сколько бензина надо залить, какой марки. Он обслуживает машину за четыре минуты.

Есть робот, который способен находить утечку газа, измерять уровень радиации, при этом преодолевая различные препятствия, и для этого меняя свою форму.

Я привела вам некоторые примеры роботов. На самом деле их применение велико. Вот так «умные машины» стали нашими помощниками и друзьями.

В будущем «умных машин» в нашей жизни станет ещё больше, ведь человек и сегодня продолжает думать и работать над созданием новых предметов, которые помогут ему в работе.

Подведение итога:

Дети, с какими «умными машинами» мы сегодня с вами познакомились? Зачем их создал человек?

А давайте вы сейчас побудете учёными, изобретателями и нарисуете своего помощника для выполнения какой-либо тяжёлой работы.


Задачи:

  • учить детей определять назначение и функцию предметов, облегчающих труд в быту и делающих жизнь человека более удобной; устанавливать связь между предметом и пользой его использования, развивать ретроспективный взгляд на предметы.
  • познакомить с составом теста, его ингредиентами, что тесто изготавливают из муки
  • продолжать знакомить с разными видами тканей (бархат, плащевка), выяснить отдельное свойство (впитываемость), помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления через опытническую деятельность.

Ход НОД:

В гости к нам пришла Золушка. Мачеха велела к ее возвращению навести порядок в доме. У Золушки есть много предметов-помощников: веник для уборки помещения, корыто для стирки белья, игла для штопанья белья, печь для приготовления пищи и др.

Но золушка тоже хочет поехать на бал. Как ей быстро справиться с домашней работой? Как ей успеть на бал? Что можно предложить в помощь Золушке? (ответы детей) Ребята, вы знаете, что люди изменили вещи, сделали их более удобными и полезными.

В наше время человек придумал предметы, облегчающие труд человека в быту и сокращающий время на домашние дела, чтобы оставалось время для любимых занятий и развлечений. Вы знаете такие предметы? (ответы детей)

Узнать предметы -помощники вам помогут загадки:

То назад, то вперед Он охотно пыль глотает,
ходит- бродит пароход. Не болеет, не чихает.

Остановишь- горе, (пылесос)

продырявит море (Утюг)

Только я, только я, Он мгновенно без проблем

Я на кухне главная нам собьет на кухне крем

Без меня, как не трудитесь (миксер)

Без обеда насидитесь…. (плита) .

Дело главное мое Застрочит как пулемет,

Чисто выстирать белье. Платье новое сошьет

Я не только умею стирать, (швейная машина)

Я могу полоскать, отжимать

(стиральная машина)

Правильно вы отгадали

Но во времена Золушки этих предметов-помощников не было. Давайте расскажем Золушке, как преобразовались предметы в наши дни. Игра "Подбери предметы с одним назначением": каждый ребенок берет набор парных картинок и выкладывает пары на большую карту с расположенными в два ряда ячейками для выкладывания парных картинок.

Итак, мы объяснили Золушке, что постирать белье можно с помощью стиральной машины, погладить его утюгом, навести чистоту, воспользовавшись пылесосом, испечь пирог на плите.

Что объединяет все эти предметы - помощники? Они работают от электричества. Это электрические приборы. Давайте на примере миксера поможем Золушке взбить тесто для пирога.

Какой основной ингредиент для приготовления теста? Назовите все продукты для приготовления пирога: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло. Воспитатель с помощью миксера замешивает тесто. Дети проговаривают названия ингредиентов, из которых замешивается тесто. Делают вывод, что тесто замешивают из муки.

Пока пирог будет печься, мы поиграем с Золушкой (физкультминутка под песню из к/ф "Золушка") :

Дразнят Золушкой меня,

Оттого что у огня,

Силы не жалея

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Оттого что я добра,

Надрываюсь я с утра

До глубокой ночи.

Всякий может приказать,

А спасибо мне сказать

Ни один не хочет..

Ну вот, мы помогли золушке выполнить домашние дела гораздо быстрее, используя предметы- помощники, и она может теперь поехать на бал потанцевать.

Но на улице идет дождь. Чтобы не промокло праздничное платье у Золушки, давайте поможем ей выбрать непромокаемую накидку.

Посмотрите. из каких тканей сшита эта накидка? Это ткань- вельвет, накидка - вельветовая, а эта накидка сшита из плащевки. (плащевая)

Дети проводят эксперимент: опускают кусочки ткани в емкость с водой и определяют скорость намокания тканей.

делают вывод, что от воды защищает плащевая ткань, а из вельвета лучше сшить красивое платье.

Ну что ж, Золушка вас благодарит за помощь. Чем вы занимались? Что вам было интересно? Что показалось трудным? А сейчас Золушка приглашает вас тоже на бал потанцевать. В заключении дети танцуют под пеню "Встаньте дети, встаньте в круг.."

Используемая литература:

1. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Мозаика- синтез 2014 г.

2. Е.А. Мартынова, И. М. Сучкова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Издательство "Учитель" 2012 год.

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Домашние помощники" (бытовая техника)

Группа детей по направлению работы: подготовительная общеразвивающей направленности, старшая коррекционной направленности, подготовительная коррекционной направленности
Оборудование:
Для детей:
задание «Лабиринт» - одно на двоих, матрица «Бытовая техника».
Для педагога-психолога
Ноутбук, презентация «Бытовая техника», наглядный материал «Бытовая техника», «Посуда», стрелки с загадками о бытовой технике и посуде, игра «Собери семью»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Цели и задачи: Актуализация знаний о бытовых приборах и посуде.
- расширять и обобщать знания детей о бытовой технике, о ее назначении, пользе для человека и об истории ее создания;
- формировать умение пользоваться бытовой техникой;
- активизировать словарь по данной теме.
Планируемые результаты (предпосылки УУД):
Личностные
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
формирование способности учитывать чужую точку зрения;
Регулятивные
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
умение работать по инструкции взрослого;
умение правильно держать орудия письма и инструменты (– сформированность мелкой моторики рук.
умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
Познавательные
навыки сформированности сенсорных эталонов;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
умение выделять существенные признаки объектов;
Коммуникативные
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
формулировать собственное мнение и позицию;
умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

План-конспект коррекционного занятия

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
Задача этапа: мотивировать детей на включение в деятельность, предполагает возникновение желания работать («хочу») и уверенности в том, что всё получится («могу»).
1. Приветствие «Здравствуй друг»
2. Введение в игровую ситуацию с использованием ИКТ
-появление героя занятия Незнайки (презентация)
Проблемная ситуация: Знайка и другие жители Цветочного города дали задание Незнайке найти все бытовые приборы для ремонта, но Незнайка не знает что такое бытовые приборы.
- презентация «Бытовые приборы»
II. Актуализация знаний
Задача этапа: формирование умения, навыка, необходимого для «открытия» нового знания.
1. «Мыслительная гимнастика»
- отгадывание загадок по теме «Бытовая техника»
- дидактическая игра «Собери семью»
-дидактическая игра «Лабиринт»
2. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия и постановки проблемы.
- мнемотаблица «Расскажи о…»

Задача этапа: побудить детей к открытию нового знания в совместной деятельности с педагогом.
1. Выдвижение гипотезы (предположения), определение истины и проверки суждений на практике;
- графический диктант «Бытовая техника», «Посуда»
-физминутка «Пылесос»
2. Фиксирование нового алгоритма (способа действий) в речи детей, в знаковой форме, пред¬метной модели и т.д.
- матрица «Посуда»
IV. Рефлексия (итог).
Задача этапа: организовать рефлексию и самооценку детьми своей деятельности.
1. Оценка занятия детьми и педагогом.
-уголок настроения
2. Прощание.
-ритуал прощания

Ход занятия

I. Создание мотивационного поля (организационный момент)
Приветствие «Здравствуй друг!»
Здравствуй правая рука (вытягивают вперед правую руку)
Здравствуй левая рука (вытягивают вперед левую руку)
Здравствуй друг (берут за руку соседа справа)
Здравствуй друг (берут за руку соседа слева)
Здравствуй, здравствуй дружный круг (взявшись за руки взмахнуть)
Мы стоим рука в руке (крепко сжать руки друг друга)
Вместе мы – большая лента (расширить круг)
Можем маленькими быть (сесть на корточки)
Можем мы большими быть (встать на носочки)
Но один никто не будет (собраться в кругу соединив руки)
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня ко мне в гости приходил Незнайке с весьма необычной просьбой. Давайте посмотрим, чего же он хотел?
Презентация «О чем просил Незнайка»
Психолог: Ребята, вы согласны помочь Незнайке? Но прежде чем отправиться на помощь, давайте с вами повторим, что, же такое – бытовые предметы?
Презентация «Бытовые предметы»
II. Актуализация знаний
Психолог: Ну что? Готовы? Тогда отправляемся с вами в Цветочный город, на помощь Незнайке. Посмотрите, Незнайка даже оставил нам следы, указывающие путь (стрелки с загадками). Стрелки то необычные, посмотрите, тут что-то написано.
Психолог загадывает загадки, с каждой отгаданной загадкой дети продвигаются вперед.
Психолог с детьми подходит к столу с разбросанными картинками.
Психолог: Ребята, посмотрите, Незнайка, наверное, так бежал-торопился домой, что растерял все указания к своему заданию. Давайте разложим все группам и отнесем Незнайке.
Дидактическая игра «Собери семью»
Психолог: Задание мы выполнили, пора двигаться дальше.
Психолог с детьми подходит к столу с разложенными лабиринтами (один на двоих)
Психолог: Ребята, а что же Незнайка оставил нам здесь? Интересное задание, что же тут нужно сделать? (Психолог дает возможность детям самим догадаться о задании).
Правильно, нужно пройти лабиринт только по специальным значкам. Посмотрите, здесь одно задание на двоих, как вы поступите? (Ответы детей).
д/и игра "Лабиринт"
Психолог: Мы почти добрались до Цветочного города, посмотрите, кто нас встречает (на слайде Тетушка Сова)
Тетушка Сова: Куда же вы милые детки так спешите?
Дети: Незнайке на помощь! Рассказать ему все-все о бытовых приборах!
Тетушка Сова: Охохох, какие молодцы, а сами вы-то много знаете о бытовых приборах?
Дети: Да!
Тетушка Сова: А вот это мы сейчас проверим! Есть у меня карты волшебные, мнемотаблицы называются. Вот вы по ней мне и расскажете, что же вы знаете о бытовых приборах?
На слайде появляется мнемотаблица «Бытовые приборы». Дети составляют рассказ.
Психолог: Ну что, Тетушка Сова, справились мы с твоим заданием?
Тетушка Сова: какие вы ребятки умницы и умники! Раз вы задание мое выполнили, можете дальше идти в цветочный город, а я вам дорогу покажу! (на слайде появляется направление в Цветочный город» (коврограф))
III. Открытие детьми нового знания.
Психолог: Наконец-то ребята, мы с вами добрались до Цветочного города. А вот и Незнайка! Здравствуй Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли. Я тут совсем один запутался! Знайка этот вредный, задание мне дал, сначала головоломки решить, а я даже не пойму, что это?
Психолог: Не переживай Незнайка, мы тебе в этом поможем, правда, ребята. Я знаю что это, это графический диктант. Я буду читать задание, а вы повторять его на бумаге. Приступим?
Графический диктант «Бытовая техника» (схема на слайде)
Психолог: Вот видишь, Незнайка, ничего сложного! А теперь мы готовы тебе помогать разбираться с сортировкой бытовой техники, только давайте немного отдохнем.
Физминутка «Мамины помощники»
Психолог: Отдохнули и размялись, пришла пора обещание свое выполнять. Показывай, Незнайка, что у тебя там за задание?
На слайде появляются матрица «Бытовая техника». Психолог объясняет правила работы с матрицей. На экране телевизора матрица для психолога, у каждого ребенка индивидуальная матрица.
Психолог: Вот мы и выполнили задание, Незнайка, зови Знайку, будем ему сдавать работу.
На слайде появляется Знайка.
Знайка: Здравствуйте, ребята! А что вы тут делаете?
Психолог: Мы пришли к вам в гости, помочь Незнайке. Мы рассказали ему о бытовой технике и применении ее в быту.
Знайка: Молодцы какие! Незнайка, много нового ты узнал? Расскажешь всем жителям Цветочного города, что ты узнал, хорошо?
Незнайка: Конечно, расскажу! Спасибо вам ребята за помощь! Побежал я к уроку готовиться, до свидания!
Знайка и Незнайка уходят.
Психолог: Пора нам ребята, в детский садик возвращаться, а чтобы было быстрее, предлагаю отправиться на автобусе.
Физминутка «Веселая поездка»
IV. Рефлексия (итог)
Психолог: Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие? Расскажите, какое задание было самым трудным? А самым легким? Предлагаю вам оценить наше занятие в уголке настроения, если вам понравилось – повесьте солнышко, если нет – тучку, если вы не можете сказать точно – цветочек.
Теперь пришла пора нам прощаться, до свидания, до новых встреч!
Ритуал прощания
Посмотри в глаза друзьям!
Как приятно было нам!
Нам понравилась играть!
Мы придем сюда опять!
P.S. Уважаемые коллеги, презентация к занятию сделана мной самостоятельно, игры "Матрица" и "Лабиринт" придумана и сделана так же мной на основе идеи педагогов детского сада № 40, г. Томска: Островзоровой Т.В., педагога-психолога и Шипуля Н.В.,воспитателя. Все материалы во вложении.

Задачи: Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения; упражнять в описании своих зрительных впечатлений: а) по вопросам воспитателя; б) самостоятельно подчеркнуть разницу органов зрения у животных.

Воспитывать желание взаимодействовать друг с другом.

Совершенствовать речь, умения более точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Ход занятия:

Входит взрослый и несет Солнышко с лучиками. Ребятишки обращают внимание и подходят к Солнышку.

- Возьмитесь за лучики и поздороваемся:

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй матушка земля!

Здравствуйте мои друзья!

Ребята, посмотрите, сколько разных предметов вокруг нас!

Что помогает нам познать весь этот мир – вы сможете ответить, если отгадаете загадку, которая расположена на этом Солнышке:

Двое глядят,

Двое слушают,

Один вдыхает,

Один говорит.

Правильно ребята, глаза, нос, рот, уши – наши незаменимые помощники.

Как помогают нам глаза, мы сегодня с вами и поговорим.

II. Практическая деятельность детей.

Возьмем зеркала.

Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

Что вы видите в зеркальце?

С помощью чего мы видим себя и других?

Д/И «Что можно и чего нельзя сказать о предмете с открытыми глазами»

  1. Предложить одному из детей закрыть глаза, дать в руки предмет и попросить рассказать о нем.
  2. Рассказать о том же предмете с открытыми глазами.

Какой рассказ получился полнее и интереснее?

Глазки видят все вокруг,

Ну, а если их закрыть,

В темноте придется жить.

ГИНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Пролетел высоко сокол (глаза вверх)

Уронил перо в осоку (глаза вниз)

Соколиного пера (глаза влево)

Не найдем мы до утра (глаза вправо)

Утром солнышко взойдет (глаза вверх)

Солнце перышко найдет (глаза вниз)

III. Беседа с детьми

Вывешивается плакат с изображением строения глаза.

Рассмотреть его.

Вспомнить, как устроен глаз.

Закройте глаза, потрогайте глазное яблоко, какой оно формы?

Посмотрите друг другу в глаза.

Что заметили? (разного цвета) .

Почему? (потому что в глазах есть радужная оболочка) показать на иллюстрации.

Чтение стихотворения «Как устроен глаз»

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок,

Хитро он устроен –

Без гвоздей построен.

Обойдем же дом скорей –

Ни крылечка, ни дверей,

Впереди кружочек тонкий –

Роговица словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло –

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:

Впереди, пред белой склерой

Яркой радужки кружок

Украшает глаз – домок.

В центре радужки – зрачок,

Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк,

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

Глаза бывают разными не только по цвету, но и по настроению: грустные и веселые, испуганные и удивленные.

По глазам можно догадаться, о чем человек думает, чего он хочет.

Глаза есть не только у человека. У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.

Что вы знаете о животных?

Но я хочу, чтобы вы еще больше знали о животных.

Вот, например, у раков глаза расположены на специальных антенках – стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И еще у него есть глаза на хвосте, которые помогают ориентироваться, когда рак пятится назад.

У берегов Юго – Восточной Азии живет рыба – иглобрюх, которое пользуется специальными «солнцезащитными очками» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, как специальные клетки желтого цвета начинают расползаться по глазу, и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.

У совы и филина глаза больше, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте.

Физкультминутка.

IV. Театрализованная деятельность

Дорогие ребята! Уважаемые гости!

Приглашаем Вас посмотреть сценку «Берегите зрение» .

Ведущий: К окулисту пришел Крокодил. Плакал горько, совета просил.

Крокодил: Я весь день телевизор смотрел,

До полуночи над книгой сидел,

Свет обычно включать не любил

И в темноте вечера проводил…

Видел все! А теперь не могу!

Ведущий: Врач ответил…

Врач: Но при этом с досадой сказал…

Врач: Вам беречь надо было глаза!

Непростительное поведение –

Так испортить хорошее зрение!

В темноте никогда не читайте,

Телевизор пореже включайте!

И придется очки заказать,

V. Рефлексия

Татьяна Синицына
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предметы, облегчающие труд человека в быту»

Конспект занятия в старшей группе на тему : "Предметы , "

Задачи :

Образовательная :

Учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском саду;

Учить придумывать совершенно новые приборы, нагрузив их другими функциями;

формировать ретроспективный взгляд на предметы ,

формировать навыки запоминания , используя символику.

Развивающая :

Развивать память, мышление, творческое воображение, интерес к разным видам бытовых приборов;

Развивать навыки творческой, исследование работы.

Воспитывающая :

Бытовые приборы в оригинале : утюг, лампа, пылесос, мясорубка, магнитофон, нож, фен, холодильник, миксер, часы, телефон, стиральная машина, электробритва, швейная машинка, ножницы, посудомоечная машина.

Программное содержание :

формировать представления детей о предметах , ;

Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться;

Закреплять представления о том , что предметы имеют разное назначение.

Методы и приемы :

Словесные (беседа, описательный рассказ) ;

Наглядные (рассматривание иллюстраций) .

Материал :

Картинки с изображением разных предметов , в том числе предметов , облегчающих труд человека в быту .

Ход занятия

Воспитатель : «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите , что вас окружает ».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов , перечисляют их.

Воспитатель : К какому миру относятся все эти предметы : к природному или рукотворному?

Дети : (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками .)

Воспитатель : А для чего человек придумал стол , кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы ?

Дети : Любой предмет для чего-то нужен , каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель : Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы , с помощью которых человек трудится , предметы , с помощью которых он рисует, а еще есть предметы , облегчающие труд человека в быту . Вы знаете такие предметы ? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки :

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов .

Физкультминутка : “ Как живешь?”

Воспитатель. Как живешь?

Дети. Вот так! (показать большой палец)

Воспитатель. А плывешь?

Дети. Вот так! (плывут любым стилем)

Воспитатель. Как бежишь?

Дети. Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами)

Воспитатель. Вдаль глядишь?

Дети. Вот так! (руки “козырьком”)

Воспитатель. Ждешь обед?

Дети. Вот так! (поза ожидания, подпереть щеки рукой)

Воспитатель. Машешь в след?

Дети. Вот так!

Воспитатель. Утром спишь?

Дети. Вот так! (руки под щеку)

Воспитатель. А шалишь?

Дети. Вот так! (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачком)

Воспитатель : Итак, мы знаем, что человека окружает очень много бытовых приборов : одни предметы он придумал сам , а другие увидел в природе.

Воспитатель : Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем.

Игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту » .

Воспитатель : Ребята, я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет , облегчающий труд человека в быту , хлопайте в ладоши, а если это другой предмет , не хлопайте.

Игра «Кому нужен?» , Направленная на развитие умения определять назначение предметов , облегчающих труд в быту , устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом , его облегчающим . Используется раздаточный материал : большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета , над которыми производятся трудовые операции , в нижнем ряду – пустые клетки, и маленькие карточки с изображением предметов , облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту . (Примерное соответствие : хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает : «Кому нужен…» .

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор : «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто» . Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

Воспитатель. Ребята, а какие советы вы бы дали малышам, чтобы не случилось беды?

Дети :

Не подходить близко к работающей газовой плите.

Быть осторожным с электроприборами и электропроводами.

Не трогать руками светящую лампочку.

Перед уходом выключить свет и все бытовые приборы.

Воспитатель. Ребята, все молодцы, всем спасибо!

Публикации по теме:

Задачи: Образовательные -Расширение представлений об аквариумных рыбках; -формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем.